В.И. ДАШИЧЕВ доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра международных экономических и политических исследований Института экономики РАН*
Как сохранить мир и сотрудничество в Европе
Давно Европа и Россия не находились в столь критическом положении, как с начала XXI века. Это стало следствием серьезного и, надо сказать, преднамеренного и во многом искусственного обострения со стороны американской политики отношений в треугольнике США — Европа — Россия. Большую роль в этом сыграли две константы геополитической доктрины США: "держать американцев в Европе" (to keep Americfn sin) и "держать русских вне Европы" (to keep Russians out).
Это имеет свою предысторию. В XX веке три мировые войны, развязанные в Европе, оказались исключительно выгодными для Соединенных Штатов Америки. Они позволили им превратиться в глобальную супердержаву и обрести господствующие позиции на европейском континенте1.
Но вот в 80-е гг. в Европе стали происходить крупные изменения. В ходе советской перестройки коренным образом меняются концептуальные основы советской внешней политики. Она освобождается от экспансивного коммунистического мессианства. Это позволяет добиться прекращения "холодной войны" и достижения впервые за всю историю Европы общеевропейского консенсуса относительно создания нового европейского порядка, гарантирующего всем европейским станам безопасность, мирное развитие, взаимовыгодное сотрудничество, социально-политический,
экономический, культурный и научный прогресс.
Всё это провозглашается в "Парижской хартии для новой Европы", подписанной всеми европейскими странами 21 ноября 1990 г. Из западноевропейского сознания исчезает "угроза с Востока". Чтобы не наносить ущерба своей международной репутации, США не могли оставаться в стороне от этого всеобщего порыва европейцев к миру, безопасности и сотрудничеству и вынуждены были подписать Парижскую хартию, хотя её принципы в корне противоречили целям их европейской политики. Но после развала Советского Союза Вашингтон приложил все усилия, чтобы Парижская хартия была убрана с европейской повестки дня и предана полному забвению. Так и случилось. Это явилось тяжелым ударом по европейской безопасности и европейскому сотрудничеству.
* Дашичев Вячеслав Иванович, e-mail: v.dashichev@mail. ru
1 Подробно об этом см.: Дашичев В. Европа проиграла ХХ век Соединенным Штатам Америки // Мир и политика. The Scientist, 2013, №10, октябрь.
Издающийся в ФРГ журнал "Немецкая история" очень хорошо написал об этом в статье "Парижская хартия 1990 года. Как США торпедировали Европейский дом"2.
Европа погрузилась снова в состояние, для которого стали характерны: сохранение раскола континента, доминирование на нём США, политика изоляция и всемерного ослабления России, её демонизация, информационная война против неё, принявшая небывало изощренный характер, резкое усиление антироссийской направленности политики НАТО и ЕС. К этому прибавилось проведение "оранжевых" государственных переворотов в странах постсоветского пространства с целью приведения к власти в них американских ставленников, ориентированных на конфронтацию с Россией.
После проведенного по американскому сценарию захвата власти в Киеве крайними националистами обстановка в Европе чрезвычайно
о
обострилась3. Главари "евромайдана" были тщательно отобраны спецслужбами США и стали неукоснительно выполнять все их указания. Свою политику они с самого начала начали проводить под лозунгом русофобии и борьбы против России — то, к чему и стремились стратеги США. Они развязали в Украине жестокую братоубийственную гражданскую войну. В Вашингтоне рассчитывали, что Россия вмешается в неё и даст повод для превращения украинского кризиса в европейскую бойню. По всем признакам в Европе был искусственно и злонамеренно создан предвоенный политический кризис. И нет никаких гарантий, что он не перерастет под воздействием целенаправленных провокаций США и их киевской хунты в новую разрушительную войну.
Составной частью европейского кризиса явились широко развернутые санкции против России. Их цель — изолировать Россию еще больше от Европы, а также обострить европейскую политическую ситуацию. Они предназначены и для того, чтобы усилить искусственно созданный "образ врага" в лице России как якобы агрессивной державы. Однако для здравомыслящим и компетентным политикам на Западе не трудно разгадать, что кроется за этим злостным извращением облика России со стороны США и их европейских вассалов. Бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт в интервью «Немецкой волне» еще 20 ноября 2007 г. заявил: «От России не исходит никакой угрозы. Угроза исходит от США».
Даже среди некоторых видных американских политиков антироссийский курс Вашингтона, доведенный до абсурда, вызвал большие разочарования. Так, Томас Грэм - бывший специальный помощник президента США и старший директор по России в аппарате Совета национальной безопасности — в статье "США необходима адекватная политика в отношении России" писал: "Наша погоня за
2
Die Pfriser Chartavon 1990. Wie die USA das Haus Europa torpedierten. Deutsche Geschichte, 2008,
№1.
3 Подробнее об этом см.: Дашичев В. Украинская трагедия и новая "холодная война" США против России // Социально-гуманитарные знания, 2014, №4.
санкциями и наше стремление вести за собой Запад лишь дополнительно высветили противоречия между нами и Европой, а также между странами Евросоюза. Даже после трагедии МН17 ключевые европейские игроки не хотят ужесточать санкции. Их тесные коммерческие связи с Россией делают их намного уязвимее для российской ответной реакции, чем Соединенные Штаты. Вдобавок они еще не успели полностью восстановиться после глобального экономического кризиса 2008-2009 годов. В общем, сплачиваться под предводительством США европейцы определенно не намерены"4.
Размывание атлантического сообщества и американского господства в Европе происходит под воздействием ряда глобальных факторов. Среди них — неблагоприятная для США тенденция движения всего мира к крупным переменам в расстановке глобальных сил. Об этом, в частности, написал полковник швейцарского генерального штаба Франц Бетшон в своей изданной в 2009 г. книге "Евразийский шахматный турнир. Кризисы, движущие силы и прогнозы"5. В ней дается картина того, как может выглядеть мир в будущем:
• Европа и Азия срастутся в единое экономическое целое;
• В Евразии возникнет федералистская политика в сфере торговли, внешних связях и безопасности;
• Понятие "Запад" утратит свое значение: Западная Европа и Северная Америка не будут больше представлять собой единого целого;
• Континентальная Европа станет ориентироваться на Восток;
• США утратят доминирующее положение и будут представлять собой интерес только с точки зрения торговли;
• ЕС и НАТО будут заменены чем-то новым.
Конечно, вариант глобального развития, представленный Бетшоном — дело отдаленного будущего. Но надо признать, что он правильно уловил макро-тенденции становления нового мирового порядка. В его конструкции нашли отражение происходящее ослабление геополитической роли США, трудности американской экономики вследствие не только присущих капитализму разрушительных кризисов, но и громадных расходов для проведения политики мирового господства. Военный бюджет США составил в 2013 г. 600 млрд. долл. или более половины мировых военных расходов. Он намного превзошел их военный бюджет на пике минувшей холодной войны. А 17 трлн. государственного долга США? Он лег тяжелейшим грузом на американскую экономику и общество. А угроза утраты долларом роли международной валюты — одной из главных основ американской гегемонии в мире? К этому надо добавить и растущее недовольство европейцев американским господством в Европе и их поиски новых ориентиров и приоритетов во внешней политике.
4 km.ru. 27.07.2014, с сайта ruamerica.net
Betschon F. Das eurasische Schachturnier. Krisen, Hintergründe, Prognosen. Frankfurt/Main, 2009.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что одним из приоритетов современного внешнеполитического курса США стали поиски выхода из создавшегося положения и сохранения своего господства в Европе — главном плацдарме американской геополитики давно испытанным способом — провоцированием войны на европейской земле. Почва для этого США начали тайно создавать с начала XXI века использованием "украинской карты" и раздуванием мнимой "российской угрозы Западу".
Что же можно противопоставить этому курсу США, крайне опасному для европейских страны и в первую очередь для России, и какие меры необходимо принять для защиты безопасности, мира и сотрудничества в Европе? Представляется, что для этого российской внешней политике следует незамедлительно разработать развернутую программу в защиту мира и сотрудничества в Европе. Ведь Россия располагает очень крупными политическими козырями. Почему они до сих пор не использовались, вызывает много вопросов и недоумение.
В первую очередь надо назвать здесь главный козырь — это возрождение общеевропейского движения, начатого на основе Парижской хартии для новой Европы6. Именно следование принципам этой Хартии может вывести Европу из того опасного тупика, в котором она оказалась с начала XXI века. Хартия отвечает жизненным интересам не только России, но и всех европейских государств. Необходимо напомнить читателям содержание этого замечательного документа, преданного по злонамеренной воле американской правящей элиты полному забвению. Вот его полный текст7
«Парижская хартия
для новой Европы
(Париж, 21 ноября 1990 г.)
Новая эра демократии, мира и единства
Мы, главы государств и правительств государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, собрались в Париже в период глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола Европы закончилась. Мы заявляем, что отныне наши отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве.
Европа освобождается от наследия прошлого. Храбрость мужчин и женщин, сила воли народов и мощь идей Хельсинкского
6 Об этом я писал в ряде статей: Пора вернуться к принципам Парижской хартии // Геополитика, 2012,15 августа; Сб. статей "Геополитика. Теория, история, практика. Труды международной научно -практической конференции". М., 2012; Парижская хартия: шанс на будущее для Европы // Экономическая и философская газета, 2012, № 36(926), сентябрь.
Из Европы должен исходить только мир. Неиспользованная Парижская хартия актуальна как никогда ранее // ЫаНопа^еНипд, ФРГ, 2012, 21 сентября и др.
7 Хартия размещена в Интернет на многих языках.
Заключительного акта открыли новую эпоху демократии, мира и единства в Европе.
Наше время — это время осуществления тех надежд и ожиданий, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десятилетий: твердая приверженность демократии, основанной на правах человека и основных свободах; процветание через экономическую свободу и социальную справедливость и равная безопасность для всех наших стран.
Десять принципов Заключительного акта будут нашей путеводной звездой в продвижении к этому желанному будущему, подобно тому, как они освещали наш путь к улучшению отношений на протяжении последних пятнадцати лет. Полное выполнение всех обязательств по СБСЕ должно служить основой для тех инициатив, которые мы предпринимаем теперь с тем, чтобы дать возможность нашим народам жить в соответствии с их чаяниями.
Права человека, демократия и верховенство закона
Мы обязуемся строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления в наших странах. В этом начинании мы будем руководствоваться следующим:
Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им — первейшая обязанность правительства. Их уважение — существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости и мира.
Демократическое правление основывается на воле народа, выражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов. В основе демократии лежит уважение человеческой личности и верховенства закона. Демократия является наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения, терпимости по отношению ко всем группам в обществе и равенства возможностей для каждого человека.
Демократия, имеющая представительный и плюралистический характер, влечет за собой подотчетность избирателям, обязательство государственных властей соблюдать законы и беспристрастное отправление правосудия. Никто не должен стоять над законом.
Мы подтверждаем, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на: свободу мысли, совести, религии и убеждений, свободу выражения своего мнения, свободу ассоциации и мирных собраний, свободу передвижения; никто не будет:
подвергаться произвольному аресту или содержанию под стражей, подвергаться пыткам или другим видам жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; каждый имеет также право:
знать свои права и поступать в соответствии с ними, участвовать в свободных и справедливых выборах, на справедливое и открытое судебное разбирательство в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления,
владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься индивидуальным предпринимательством,
пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами.
Мы подтверждаем, что этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.
Мы будем обеспечивать, чтобы каждый человек пользовался доступом к эффективным средствам правовой защиты, национальным или международным, против любого нарушения его прав.
Полное соблюдение настоящих положений является тем фундаментом, на котором мы будем стремиться строить новую Европу.
Наши государства будут сотрудничать и оказывать друг другу поддержку с целью сделать демократические завоевания необратимыми.
Экономическая свобода и ответственность
Экономическая свобода, социальная справедливость и ответственное отношение к окружающей среде абсолютно необходимы для процветания.
Свободная воля личности, осуществляемая в условиях демократии и защищаемая верховенством закона, составляет необходимую основу для успешного экономического и социального развития. Мы будем поощрять такую экономическую деятельность, которая осуществляется при уважении и утверждении человеческого достоинства.
Свобода и политический плюрализм являются необходимыми элементами нашей общей цели — развития рыночной экономики в направлении устойчивого экономического роста, процветания, социальной справедливости, увеличения занятости и эффективного использования экономических ресурсов. Успешный переход к рыночной экономике стран, предпринимающих усилия в этом направлении, имеет важное значение и отвечает интересам всех нас. Он позволит нам
подняться на более высокий уровень благосостояния, что является нашей общей целью. Мы будем сотрудничать в решении этой задачи.
Сохранение окружающей среды — совместная обязанность всех наших стран. Поддерживая усилия, предпринимаемые в этой области на национальном и региональном уровнях, мы также должны иметь в виду острую потребность в совместных действиях на более широкой основе.
Дружественные отношения между государствами-участниками
Теперь, когда над Европой занимается заря новой эры, мы исполнены решимости расширять и укреплять дружественные отношения и сотрудничество между государствами Европы, Соединенными Штатами Америки и Канадой, а также способствовать дружбе между нашими народами.
С целью поддержания и укрепления демократии, мира и единства в Европе мы торжественно провозглашаем нашу полную приверженность десяти принципам Хельсинкского Заключительного акта. Мы подтверждаем непреходящую ценность этих десяти принципов и нашу решимость осуществлять их на практике. Все принципы применяются одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других. Они составляют основу наших отношений.
В соответствии с нашими обязательствами по Уставу Организации Объединенных Наций и обязательствами по Хельсинкскому Заключительному акту мы возобновляем наши заверения в том, что будем воздерживаться от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости какого-либо государства и от любых других действий, несовместимых с принципами и целями этих документов. Мы напоминаем о том, что несоблюдение обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций представляет собой нарушение международного права.
Мы вновь подтверждаем нашу приверженность урегулированию споров мирными средствами. Мы принимаем решение создать механизмы по предотвращению и урегулированию конфликтов между государствами-участниками.
С прекращением раскола Европы мы будем стремиться придать новое качество нашим отношениям в сфере безопасности при полном уважении сохраняющейся за каждым свободы выбора в этой области. Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных. Поэтому мы обязуемся сотрудничать в деле укрепления доверия и безопасности между нами и в содействии контролю над вооружениями и разоружению.
Мы приветствуем Совместную декларацию двадцати двух государств об улучшении их отношений.
Наши отношения будут покоиться на нашей общей приверженности демократическим ценностям, а также правам человека и основным свободам. Мы убеждены, что для укрепления мира и безопасности наших государств абсолютно необходимы развитие демократии и уважение и эффективное осуществление прав человека. Мы вновь подтверждаем равноправие народов и их право распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.
Мы исполнены решимости активизировать политические консультации и расширять сотрудничество в решении экономических, социальных, экологических, культурных и гуманитарных проблем. Эта совместная решимость и наша растущая взаимозависимость помогут преодолеть существовавшее на протяжении десятилетий недоверие, повысить стабильность и построить единую Европу.
Мы хотим, чтобы Европа служила источником мира, была открыта к диалогу и сотрудничеству с другими странами, приветствовала обмены и участвовала в поиске совместных ответов на вызовы будущего.
Безопасность
Упрочение демократии и укрепление безопасности благоприятно скажутся на дружественных отношениях между нами.
Мы приветствуем подписание двадцатью двумя государствами-участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который приведет к снижению уровней вооруженных сил. Мы утверждаем принятие набора новых существенных мер укрепления доверия и безопасности, которые приведут к увеличению транспарентности и росту доверия между всеми государствами-участниками. Это — важные шаги на пути к укреплению стабильности и безопасности в Европе.
Беспрецедентное сокращение вооруженных сил, которое явится результатом Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в сочетании с новыми подходами к безопасности и сотрудничеству в рамках процесса СБСЕ приведут к новому пониманию безопасности в Европе и придадут новое качество нашим отношениям. В этом контексте мы полностью признаем свободу государств выбирать способ обеспечения своей собственной безопасности.
Единство
Составляющая единое целое и свободная Европа зовет к новому почину. Мы приглашаем наши народы принять участие в этом великом деле.
Мы с большим удовлетворением отмечаем Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанный в Москве 12 сентября 1990 года, и искренне приветствуем тот факт, что немецкий народ объединился в одном государстве в соответствии с принципами Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в полном согласии со своими соседями. Достижение национального единства Германии — важный вклад в установление справедливого и прочного мирного порядка в единой демократической Европе, сознающей свою ответственность за обеспечение стабильности, мира и сотрудничества.
Одной из фундаментальных характеристик СБСЕ является участие в нем как североамериканских, так и европейских государств; оно лежит в основе его прошлых достижений и существенно необходимо для будущего процесса СБСЕ. Неизменная преданность разделяемым нами ценностям и нашему общему наследию — вот те узы, которые связывают нас друг с другом. При всем богатом разнообразии наших стран мы едины в нашей приверженности расширению сотрудничества во всех областях. Стоящие перед нами сложные задачи могут быть решены только путем совместных действий, сотрудничества и солидарности.
СБСЕ и мир
Судьба наших стран связана с судьбой всех других стран. Мы полностью поддерживаем Организацию Объединенных Наций и повышение ее роли в содействии международному миру, безопасности и справедливости. Мы вновь подтверждаем свою приверженность принципам и целям Организации Объединенных Наций, как они закреплены в ее Уставе, и осуждаем любые нарушения этих принципов. Мы с удовлетворением отмечаем растущую роль Организации Объединенных Наций в мировых делах и ее повышающуюся эффективность, чему способствует улучшение отношений между нашими государствами.
Сознавая неотложные нужды значительной части мира, мы обязуемся проявлять солидарность по отношению ко всем другим странам. Поэтому мы обращаемся сегодня из Парижа с призывом ко всем странам мира. Мы готовы объединить усилия со всеми государствами и с любым из них для совместной защиты и утверждения всей совокупности основополагающих человеческих ценностей.
Ориентиры на будущее
Исходя из нашей твердой приверженности полному соблюдению всех принципов и положений СБСЕ, мы принимаем сейчас решение придать новый импульс сбалансированному и всестороннему развитию нашего сотрудничества в целях удовлетворения нужд и чаяний наших народов.
Человеческое измерение
Мы заявляем, что наше уважение прав человека и основных свобод неизменно. Мы будем полностью соблюдать и развивать положения, касающиеся человеческого измерения СБСЕ.
Руководствуясь документом копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению, мы будем сотрудничать в целях укрепления демократических институтов и обеспечения верховенства закона. С этой целью мы принимаем решение провести семинар экспертов в Осло с 4 по 15 ноября 1991 года.
Исполненные решимости способствовать богатому вкладу национальных меньшинств в жизнь наших обществ, мы обязуемся и впредь улучшать их положение. Мы вновь подтверждаем нашу глубокую убежденность в том, что дружественные отношения между нашими народами, а также мир, справедливость, стабильность и демократия требуют того, чтобы этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Мы заявляем, что вопросы, касающиеся национальных меньшинств, могут решаться удовлетворительным образом только в демократических политических рамках. Мы признаем далее, что права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны полностью уважаться как часть всеобщих прав человека. Сознавая неотложную потребность в активизации сотрудничества в вопросах, касающихся национальных меньшинств, а также в улучшении их защиты, мы принимаем решение провести с 1 по 19 июля 1991 года в Женеве совещание экспертов по вопросам национальных меньшинств.
Мы выражаем свою решимость бороться против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации в отношении кого бы то ни было, а также преследования по религиозным и идеологическим мотивам.
В соответствии с нашими обязательствами по СБСЕ мы подчеркиваем, что свободное передвижение наших граждан и контакты между ними, а также свободный поток информации и идей имеют важнейшее значение для сохранения и развития свободных обществ и процветающих культур. Мы приветствуем развитие туризма и расширение поездок граждан наших стран друг к другу.
Механизм человеческого измерения доказал свою полезность, и поэтому мы исполнены решимости расширять его путем включения новых процедур, предусматривающих, в частности, услуги экспертов или коллегии видных деятелей, обладающих опытом в вопросах прав человека, которые могут быть поставлены в рамках данного механизма. В контексте данного механизма мы будем обеспечивать участие отдельных лиц в защите их прав. Поэтому мы заявляем о нашей твердой приверженности дальнейшему расширению наших
обязательств в этой области, в частности на московском совещании Конференции по человеческому измерению, без ущерба для обязательств по существующим международным инструментам, участниками которых могут быть наши государства.
Мы признаем важный вклад Совета Европы в дело содействия правам человека и принципам демократии и верховенства закона, а также в развитие сотрудничества в области культуры. Мы приветствуем шаги, предпринятые некоторыми государствами-участниками в целях вступления в Совет Европы и присоединения к его Европейской конвенции о правах человека. Мы также приветствуем готовность Совета Европы передать свой опыт СБСЕ».
Как трагично, что политические руководители стран Европы, утратив государственную мудрость и поддавшись давлению из-за океана, позволили США похоронить эти замечательные принципы европейского общежития. Ныне назрела острая необходимость вернуть Парижскую хартию в политическую жизнь Европы на более высоком содержательном уровне. Это потребует созыва нового общеевропейского совещания глав европейских государств, разработки и принятия ими новой Европейской хартии безопасности и сотрудничества. Для придания ей международно-правового статуса она должна будет в отличие от Парижской хартии пройти ратификацию в парламентах европейских стран и в Европейском парламенте. С инициативой созыва такого совещания должна выступить Россия и её европейские партнеры. Можно ожидать, что эта инициатива натолкнется на сопротивление правящих кругов США и их европейских сателлитов. Но со стороны общественности европейских стран она встретит понимание и широкую поддержку. Это сулит Европе великие перспективы.
21 ноября минует 24 года с тех пор, как историческая Парижская хартия появилась на свет. Руководство российской политикой должно проникнуться чувством ответственности за судьбу России и Европы и поставить перед европейским сообществом вопрос о возрождении к жизни её благородных принципов. Они помогут преодолеть в конце концов опасный для всей Европы политический кризис в Украине.
В духе Хартии в двадцатых числах октября прошел Валдайский дискуссионный клуб в Сочи и по сути выдержано выступление на нем Президента Путина.
С принципами Парижской хартии совершенно не вяжется существование НАТО — главного инструмента господства США в Европе и пережитка "холодной войны". Этот военный блок совсем не нужен его европейским членам, ибо для них нет и не предвидится никакой угрозы извне. Уже давно назрел вопрос об упразднении НАТО. Сохранение мира на европейском континенте, урегулирование споров и снятие возникающей напряженности в отношениях между европейскими странами должны быть возложены на Организацию по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), реформированную в соответствии с новыми требованиями. Её компетенции и функции должны быть существенно расширены.
Наряду с упразднением НАТО на повестку дня нового общеевропейского совещания должен быть вынесен вопрос о выводе американских и английских войск из Германии и других стран Европы. Время оккупационных войск уже давно прошло. С такой инициативой должна опять-таки выступить Россия, как бы не сопротивлялись ей США.
Далее, на общеевропейском заседании глав государств Европы могла бы быть рассмотрена и принята резолюция о недопустимости и запрете политики господства. Как свидетельствует опыт истории, от этой политики всегда исходила угроза безопасности и независимости народов, она постоянно вела к локальным и, в конечном счёте — к мировым войнам. Её материальную основу создавала гонка вооружений и увеличение военных бюджетов. Россия должна возглавить движение за обуздание гонки вооружений и ограничение военных бюджетов стран мира.
Европе нужна новая политическая философия мира и новый моральный кодекс общежития народов. Во главу угла этого кодекса следует поставить неукоснительное соблюдение правил: 1) не наносить ущерба собственной стране; 2) не наносить ущерба другим странам; 3) жить и давать жить другим. Вот тогда в Европе не будет места для конфликтов и политики господства.
Россия должна выдвинуть инициативы и предпринять крупные меры, рассчитанные вопреки стремлению США "держать Россию вне Европы" на расширение и укрепление политических, экономических, научных и культурных отношений с Европейским союзом. Для этого имеются все необходимые объективные предпосылки. Россия является европейской страной, простирающейся далеко на Восток, и ЕС благодаря сотрудничеству с ней может существенно увеличить свое хозяйственное пространство и превратиться из "отечества Европа", ныне подвластное диктату США, в "Европу отечеств", которая позволит сохранить самобытность и национальную идентичность входящих в неё стран по принципу "единство в разнообразии". На первых порах Россия могла бы заключить с ЕС договор об ассоциации на взаимоприемлемых условиях. В перспективе она должна стать полноправным членом Европейского Союза. Это в интересах всех европейских стран.
Изложенная программа, в случае её принятия и осуществления, призвана покончить с расколом Европы, позволит создать на основе Европейской хартии новый мощный геополитический союз от атлантического побережья Франции и не до Урала, о чем мечтал Де Голль, а до российских берегов Тихого океана и обеспечить безопасность и процветание входящих в него европейских и азиатских
народов. Это не фантастика, а требование времени. За это надо бороться.