УДК 316.344.7:343.811 ББК 60.542.2 К 63
А.В. Комбаев,
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, тел.: + 79503884394, e-mail: [email protected]
Г.С. Юможапов,
аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, тел.: +7983380123, e-mail: [email protected]
КАК СЕГОДНЯ ОТБЫВАЮТ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОСУЖДЕННЫЕ: САМООЩУЩЕНИЕ «ПЕРВОХОДОВ» И ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С «НОВЫМ МИРОМ»
(Рецензирована)
Аннотация. В статье описываются самоощущения осужденных, впервые получивших наказание в виде изоляции от общества с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Цель исследования - описать социальную структуру, частью которой предстоит стать человеку, попавшему в места лишения свободы, и самоощущения осужденных в новом мире неформальных практик взаимодействий, рассмотреть внутренние неформальные практики взаимодействия осужденных.
Исследование проводилось в колонии строгого режима № 1 г. Гусиноозерск Республики Бурятия. В данном закрытом учреждении содержатся граждане, отбывающие наказание впервые. В качестве исследовательского метода был использован метод глубинного полуструктурированного интервью. Выборка конструировалась исходя из длительности срока отбывания наказания осужденными. При содействии сотрудников пенитенциарной системы был произведен отбор респондентов в зависимости от их иерархии в неформальной социальной структуре мест лишения свободы. В ходе исследования было проведено 10 интервью с осужденными и 5 с сотрудниками исправительной колонии № 1.
Ключевые слова: пенитенциарная система, осужденные, криминальная субкультура, социальная адаптация, социальные установки, социология, девиант-ное поведение.
A.V. Kombaev,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of Department of Political Science and Sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, ph.: +79503884394, e-mail: [email protected]
G.S. Yumozhapov,
Post-graduate student of Department of Political Science and Sociology, Buryat State University, Ulan-Ude,ph.: +7983380123, e-mail: [email protected]
SERVING SENTENCE BY CONVICTS IN CORRECTIVE LABOR COLONIES TODAY: FEELINGS OF CONVICTS WHO RECEIVED PUNISHMENT FOR THE FIRST TIME AND EXPERIENCE IN INTERACTION WITH "THE NEW WORLD"
Abstract. The paper describes feelings of convicts who received punishment for the first time in the form of isolation from society with serving sentence in a maximum security penal colony. A research objective is to describe social structure, a part of which is the person who got to places of detention, feelings of convicts in the new world of informal practices of interactions, and internal informal practices of convicts interaction.
The research was conducted in maximum security penal colony No. 1 of Gusinoozersk of the Republic of Buryatia. This closed establishment contains the citizens serving sentence for the first time. The deep semi-structured interview was used as a research method. Convicts were selected proceeding from duration of their term of serving sentence. With assistance of the staff of penal system, selection of respondents depending on their hierarchy in informal social structure of places of detention was made. During the research, 10 interviews with convicts and 5 with the staff of corrective labor colony No. 1 were conducted.
Keywords: penal system, convicts, criminal subculture, social adaptation, social attitudes, sociology, deviant behavior.
О трудностях проведения исследования. Получив в УФСИН по Республике Бурятия разрешение на проведения исследования в местах лишения свободы, мы отправились в г. Гусиноозерск, в Исправительную колонию № 1, где содержатся граждане, впервые отбывающие наказание. Всего в колонии находятся 600 осужденных по статьям УК РФ разной степени тяжести - начиная от относительно «безобидных», таких как 228 ст. УК РФ («...Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.») и заканчивая 105 ст. УКРФ (убийство).
Попасть на территорию исправительных колоний достаточно сложно в силу того, что это режимный объект, находящийся под серьезной охраной. Еще сложнее провести исследовательские процедуры: во-первых, необходимо иметь письменное разрешение, а во-вторых, согласие самих осужденных на участие в социологическом исследовании.
Ко всему прочему, беседа с осужденными для получения достоверной и правдивой информации должна протекать в относительно комфортной обстановке без пристального надзора сотрудников колонии.
Учитывая данную специфику, исследование было организовано на базе школы № 2, в которой
осужденные проходят обучение. Наличие условий, хотя бы отдаленно напоминающих условия вне стен колонии, во многом настраивают на позитивный лад общения и способствуют получению достоверных данных.
В ходе проведения интервью мы столкнулись с тем, что осужденные по-разному реагируют на задаваемые вопросы. В ходе исследования мы выяснили, что причина подобных реакций заключается не в разности характера или темперамента, а в социальном статусе осужденного в колонии, т.е. его места в иерархии криминальной пенитенциарной субкультуры.
Например, так называемые представители «блаткомитета» в большей степени реагировали на любые, даже безобидные, вопросы агрессивно, либо вообще отказывались отвечать, а основным мотивом участия в исследовании послужило банальное любопытство (что за исследование и кто его проводит, своего рода возможность получить какую-либо новою информацию или хотя бы поразвлечься). Тем не менее, в ходе интервьюирования мы смогли получить общие представления о современной жизни в местах лишения свободы.
Следует отметить, что бытующее представление о том, что осужденный - это человек практически
полностью зависимый от администрации колонии, который не может свободно выражать свое мнение, ошибочно. Многие из наших респондентов не только не боялись высказываться о порядках в колонии, но даже в некоторой степени критиковали сложившиеся в ней порядки.
В колонии запрещается пользоваться аудио- и видеооборудованием, поэтому запись интервью велась с помощью традиционных способов стенографирования высказывания осужденных.
Особенности закрытой социальной системы. Места лишения свободы - это особая социальная среда, именуемая нами как закрытое социальное пространство или система, в которой формируется и развивается совершенно иная социальная структура, характеризующаяся своей изолированностью от остальной части социума, ее члены обладают своими специфическими статусными, ролевыми и субъектными чертами.
К закрытым социальным системам относятся пенитенциарные учреждения, казармы, психиатрические больницы и т.п. Характерными принципами закрытых социальных систем являются:
1. Принцип территориальности, обязательно предполагающий определенную степень изоляции. Понятие и проблема изоляции с необходимостью характеризуют закрытое социальное пространство.
2. Принцип темпоральности, то есть распределение, разбитость времени. При этом функционально. Функциональность времени и функциональность во всем - одна из основных характеристик закрытого социального пространства. В данном контексте обнаруживает себя с наибольшей остротой феномен свободного времени.
3. «Строгая регламентация» -возможен именно при известных условиях, через принцип построения.
4. Жесткий контроль над индивидами, включая контроль над
личностью и ее «сущностными силами».
5. Система надзора и наказания и др.
Полагаем, что всякая «формальная» организация, любое закрытое учреждение базируется, в той или иной степени, на пяти принципах: принцип территориальности, принцип темпоральности, принцип функциональности, принцип построения и принцип контроля [1; 153].
Как видим, закрытые социальные системы выступают перед нами как самовоспроизводящиеся [2; 74].
Длительность отбывания наказания в обычных условиях характеризуется соблюдением трех требований: 1) отбытие не менее шести месяцев срока наказания; 2) отсутствие взысканий, нарушений установленного порядка отбывания наказания; 3) добросовестное отношение к труду. Выполнение этих требований дает комиссии исправительного учреждения основание перевести осужденного в облегченные условия, которые, в частности, предусматривают возможность проживания за пределами исправительной колонии.
Неотъемлемой частью российской исправительной системы являются тюрьмы. В тюрьме созданы наиболее жесткие условия отбывания наказания для лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. Это, прежде всего, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет, которым в приговоре суда часть срока наказания определена в виде содержания в тюрьме.
Кроме того, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях строгого и общего режимов, переводятся в тюрьму за нарушение установленного распорядка, при этом максимально возможный срок содержания в тюрьме не может превышать трех лет.
В каждой тюрьме устанавливается два вида режима: общий и строгий, отличающиеся друг от
друга объемом прав и правоограни-чений. В тюрьмах изначально создаются жесткие условия отбывания наказания, чем и обуславливаются их место и роль в УИС РФ. В противном случае будет стерта грань между тюрьмами и исправительными колониями, что в конечном итоге сведет на нет воспитательное и профилактическое значение перевода осужденных в тюрьмы.
Осужденные о порядке и жизни в местах лишения свободы.
Евгений, ст. 228 УК РФ:
— Евгений, опишите, пожалуйста, Вашу жизнь в колонии.
- Жизнь она везде жизнь, есть распорядок, есть я в распорядке, везде такие же люди.
— Кто или что в большей степени регламентирует жизнь в колонии, администрация и распорядок или все же внутренние законы, так сказать неписаные, которые должны соблюдать осужденные?
- Вы что серьезно думаете, что вам кто-то что-то расскажет? (смеется). У меня сложилось ощущение, что вы работаете по статье УК РФ 210. Про это я говорить не стану. Скажу только, что человеческие законы никто не отменял, а так как здесь люди, эти законы существуют и здесь, все не запишешь, все не зарегламентируешь.
— А есть ли какой-то особый ритуал общения в среде осужденных?
- Ритуал - это, конечно, громко сказано, но особенности, конечно, есть. Многие слова, которые на воле значат одно, здесь имеют совершенно иной смысл, например, здесь просто так козлом не назовешь или не выругаешься (смеется), не принято у нас быть грубыми и не вежливыми. Есть люди, с которыми просто не будешь общаться, они непорядочные.
— А что такое порядочность здесь?
- Порядочность - она везде порядочность, и на воле, и здесь. Если человек не искренний, жадный, злой, ведет себя неподобающе, не чтит
правил, подводит ближнего ради своей выгоды и на воле не отличался правильными делами - он не порядочный, с ним я общаться не буду.
Понимаете, это зона, здесь все по-другому.
— А какие преступления считаются неправильными с точки зрения людей, находящихся в колонии?
— Это извращенцы всякие или те, кто украл последнее у стариков там... Бывают случайности всякие, что невиновного посадили, но тогда знающие люди разберутся, просто так беспредел творить никто не будет, это только в фильмах так.
— Можно ли говорить о том, что в колонии кому-то гораздо комфортней, чем на воле?
— Знаете, лучше воду пить, чем здесь коньяк, лучше самокрутку курить, только не здесь быть.
Хороший человек здесь бы не оказался, пересматриваешь свою жизнь.
Не хочу больше общаться, извините.
— Благодарю Вас.
Порядок и жизнь осужденных во многом зависит от внутреннего неформального свода правил, регламентирующих жизнь осужденных. И в целом в этом большого секрета нет. Но в ходе интервьюирования осужденные отметили: то, что показывают в фильмах и пишут в литературе о кастах и жизни в колонии, во многом не соответствует реальности. Сегодня в колониях происходят значительные изменения внутреннего уклада жизни осужденных. Незыблемые неписаные нормы прошлого отходят на второй план, уступая место совершенно другим ценностным ориентирам.
Например, если человеку помогают родственники, шлют регулярно посылки, на жаргонном языке осужденных «греют», он может избежать суровых наказаний в среде осужденных за неприемлемые статьи, вплоть до таких статей, как изнасилование.
По словам администрации колонии, такая тенденция наблюдается достаточно давно: «...если у человека язык подвешен, то он может и оправдаться, еще находясь в тюрьме, и «не ответить» за «неправильное» преступление, а потом еще и в «правильные» записаться, «блатовать» в колонии».
Николай, ст. 134 УК РФ:
— Николай, расскажите, пожалуйста, о том, какие порядки и правила существуют в колонии.
- Все есть в правилах внутреннего распорядка, смотрите там.
— Хорошо, а что можно рассказать?
- Здесь ничего не поменялось, понимаете, ничего.
— Хотите сказать, все — как в фильмах, есть разные касты осужденных и согласно с правами этих каст вы и живете?
- Не совсем как в фильмах, но тюрьма - это точно не место исправления.
— А влияет ли статья на место в иерархии среди осужденных? Извините за некорректный вопрос.
- Я понял, о чем вы говорите, если человек не совершал того, в чем его обвиняют, то он нормально сидеть будет.
Я, например, с девушкой долго жил, а она младше меня порядочно была, родственники знали, а потом уже впоследствии заявление на меня написали. В этой ситуации я разве насильник? Нет, конечно.
Следует отметить, что порядки в разных колониях значительно отличаются друг от друга, мы попали в колонию, где, по словам осужденных, нет «беспредела», во многом дисциплина поддерживается так называемыми «знающими людьми».
Алексей, ст. 158 УК РФ:
— Алексей, а кто такие смотрящие и кто может стать смотрящим, от чего зависит получение этого статуса, от физической силы?
- Нет, не от физической силы, здесь не принято махать кулаками, нужно быть понимающим, иметь
интеллект, быть уверенным, честным. В тюрьме обычно это те, кто уже знает правила. Человек может быть и не самым сильным, но его должны уважать люди. Если таких людей не будет, то «беспредел» начнётся, а это не нужно никому.
В ходе исследования нам удалось повстречаться с человеком, который отбывал наказание в разных колониях России, сейчас работает в г. Гусиноозерск водителем, последний срок наказания отбывал в Ростове.
Владимир (бывший осуждённый):
- Здесь дом, я имею в виду Бурятию. Да, в Гусинке (г. Гусиноозерск, прим. автора) все первоходы, они еще не знают, как вне дома сидеть. У нас еще хоть какой-то порядок сохранился, есть блатные, есть администрация, все на своих местах, не как раньше, конечно, но все же. В Ростове - там борьба идет между мусульманами и блатными. Мусульмане на зоновские правила чихать хотели и сами выбирают, что делать и с кем общаться, установленным администрацией правилами колонии тоже пренебрегают. Там в ответ мусульманам такая обрат-ка пошла, что, мама, не горюй, начали появляться книги по радноверию, появились новые группы - раднове-ры, вот они теперь с мусульманами и бодаются. Я думаю, скоро и до Бурятии дойдут эти новые веяния.
Как отмечают сотрудники УФ-СИН Республики Бурятии, в настоящий период проблем и конфликтов, возникающих на религиозной почве, не наблюдается.
Но следует отметить, что понятная когда-то система ценностей криминальной субкультуры начинает в значительной степени претерпевать изменения. Значение татуировок, ритуалы, поведенческие стратегии начинают в корне меняться.
Самоощущение «первоходов» и стратегии адаптации в новом мире, мире тюрьмы.
Влад, ст. 162 УК РФ:
- ...Я когда сюда попал, все перевернулось, вообще не представлял, что так будет, сразу дом вспоминаешь, маму. Погорюют, конечно, но в лучшее верить будут. Теперь привык, все понятным кажется. Меньше материться стал, книги читаю, время летит быстро. Теперь в большей степени испытываю страх не здесь, а как там - на воле. Даже страшно выходить отсюда.
В ходе интервьюирования осужденных для нас стал абсолютной неожиданностью тот факт, что некоторые из отбывающих наказание осужденных специально готовились попасть в тюрьму и даже совершили для этого преступление (как правило, кража или разбой).
Тюрьма в некотором роде является для молодых преступников источником харизмы. Некоторые из наших интервьюеров отметили то, что после того, как срок наказания истечет и они выйдут на волю, они будут более уважаемыми и авторитетными в преступной среде.
Как отмечают сотрудники пенитенциарной системы, более подготовленными к новым условиям оказываются те, кто служил в армии или воспитывался в детском доме.
Иван, ст. 163 УК РФ:
- ...Лично для меня ничего не изменилось, как жил там, так и здесь живу, в тюрьме чуть тяжелее, там стены давят, а в колонии уже можно сказать, что живешь. Главное - не думать, что ты сидишь. Если человек каждый день на себе крест ставит, «грузится», что да как, то, конечно, тогда тяжело. А для меня даже время как-то быстро бежит, быстрее, чем на воле.
Рустам, ст. 158 УК РФ:
- ...Мне относительно комфортно сидеть, время летит быстро. Родные приезжают на свидание, привозят все, «греют», близкие не отвернулись, здесь даже друзей нашел, если можно так сказать.
До откровенных разговоров с осужденными для нас совершенно очевидным было то, что тех, у кого
время за колючей проволокой тянется очень и очень долго, не оказалось, и практически все, с кем мы имели возможность побеседовать, отметили то, что в колонии время летит быстрее, чем на свободе.
Стратегии адаптации в местах лишения свободы у всех разные, кто-то стремится занять наиболее комфортное положение в иерархии осужденных, попасть в так называемый «блаткомитет» (орган, регулирующий поведение осужденных). Кто-то, наоборот, всячески стремится показать, что он стал на путь исправления и связи с так называемым блатным миром не поддерживает, стремится к условно-досрочному освобождению.
Одна из форм адаптации или даже в большей степени форма ухода от сложной реальности - это религия. Возможность осуществлять религиозные практики реализована практически в полной мере. На территории колонии № 1 находятся как православный приход, так и буддийский. По словам администрации колонии, количество верующих стабильно увеличивается.
Сами же осужденные в беседе говорили о том, что новые условия заставляют заглянуть в себя, переосмыслить свою жизнь. На наш взгляд, это своего рода форма ретре-тизма, ухода от социальной действительности - тюрьмы.
Сотрудники пенитенциарной системы отмечают, что после освобождения многие искренне верующие опять возвращались к противоправным деяниям, но в основном на фоне алкогольного опьянения.
Нас очень сильно удивило то, что основной контингент колонии -это молодые люди в возрасте 18-30 лет. По словам сотрудников, многие из них продолжат совершать преступления, кто-то в алкогольном опьянении, кто-то по идейным соображениям.
Многие из тех, кто отбывает наказание, искренне считают, что «ничего такого» не совершили, за что
можно было бы попасть в места лишения свободы.
Иван, ст. 163 УК РФ:
- ...Не было преступления, свое забрал, а меня посадили...
В целом можно сделать несколько тревожных выводов о том, как первый срок осуждения влияет на личность и как осужденные взаимодействуют в условиях трансформации криминального сообщества:
- для многих молодых людей путь совершения преступления был продиктован осознанным выбором. Тюрьма выступает инструментом повышения харизмы и статуса в криминальном мире после освобождения;
- места лишения свободы, на наш взгляд, выступают инструментом формирования организованной преступности в открытом социальном
пространстве, формируя устойчивые связи на основе правил и норм мест лишения свободы;
- сложное социально экономическое положение в стране, отсутствие социальных лифтов толкает молодых людей на осознанный путь преступной деятельности. Для многих это единственно возможный путь получения материального достатка и получения высокого социального статуса, хоть и неформального. Теневая иерархия становится более доступной, нежели возможности движения по общепринятой траектории социального развития на пути к получению материального достатка и социального статуса;
- после отбытого срока наказания теряется страх перед наказанием.
Примечания:
1. Грабельных Т.И. Концепция ментальности в закрытых социальных пространствах. Москва, 2000.
2. Костюковский Я.В. Организованная преступность в России. Москва, 1990.
References:
1. Grabelnykh T.I. The concept of mentality in closed social spaces. Moscow, 2000.
2. Kostyukovsky Ya.V. Organized crime in Russia. Moscow, 1990.