Научная статья на тему 'Как сделать обучение русскому языку успешным: психолингвистические консультации'

Как сделать обучение русскому языку успешным: психолингвистические консультации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1116
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / PSYCHOLINGUISTICS / SPEECH ACTIVITY / LANGUAGE SYSTEM / METHODOLOGY OF EDUCATING / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова Надежда Ильинична

В статье рассматриваются психолингвистические основы обучения русскому языку как родному и неродному. Предлагаются возможные направления использования современным учителем достижений психолингвистики в школьной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to make training to Russian successful: consultations of psycholinguists

The article is devoted to the psycholinguistic basis in teaching Russian as first and second languages. Some trends of psycholinguistic achievements in present-day school practice are offered

Текст научной работы на тему «Как сделать обучение русскому языку успешным: психолингвистические консультации»

ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ

В данном выпуске журнала мы открываем новую рубрику «Психолингвистика в образовании», которая, хочется надеяться, станет продуктивным диалогом преподавателей вузов и школьныхучителей-словесников.

Актуальность введения новой рубрики связана с необходимостью решения вопросов, связанных как с особенностями нового содержания обучения в филологическом образовании, так и с выбором технологий обучения в зависимости от возрастных возможностей учащихся, их индивидуально-психологических особенностей и личностных достижений. Кроме того, современному учителю необходимо реагировать на современные социокультурные условия осуществления образовательной деятельности, ср., например, сложившуюся в последние годы ситуацию обучения в полиэтнической и поликуль-турной среде, когда в одном классе оказываются дети, для которых русский язык является родным, и инофоны, в разной степени владеющие языком обучения.

Н.И. Коновалова

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УСПЕШНЫМ:

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Чем психолингвистика может помочь современному учителю? Психолингвистика, в отличие от традиционной лингвистики, обращена не к системе языка (ее устройству и функционированию), а к человеку, пользующемуся (с разной степенью успешности) этой системой. Одним из приоритетов психолингвистики является обнаружение скрытых от непосредственного наблюдения условий, определяющих успешность речевой деятельности. Психолингвистика позволяет ответить на многие волнующие нас вопросы:

> как осуществляется восприятие и порождение, обработка, хранение и извлечение информации?

> почему не «работают» (или недостаточно эффективны) некоторые традиционные школьные методики?

> как сделать обучение русскому языку интересным и успешным? Эти и многие другие проблемы мы предлагаем обсудить на страницах нашего журнала и приглашаем всех, кому это небезразлично, включиться в разговор по следующим направлениям:

МОДУЛЬ 1.

Методологические основы изучения речевой деятельности.

Речевая деятельность как совокупность реальных процессов говорения и понимания, как реализация языка конкретными его носителями, т.е. язык как система, отраженная в сознании личности. Факторы «человека», «ситуации» и «эксперимента» как основные составляющие психолингвистического подхода к изучению речевой деятельности. Изучение механизмов (моделей) порождения и понимания речи, структуры языковой способности с учетом разных факторов развития языковой личности: онтогенетических, социокультурных, национальноэтнических, психологических.

Языковая и речевая способность. Понятие о речевой активности. Коммуникативная компетенция языковой личности. Структура языковой личности. Критерии креативности языковой личности. Онтогенез речевой способности. Коммуникативная компетенция языковой личности как способность к эффективной реализации целей общения. Речевая активность как интенция говорящих

к реализации (проявлению) лингвистической компетенции (в том числе интенции к речетворчеству). Структура языковой способности в соотнесении с уровневой организацией языковой системы. Содержание понятия «языковая личность»

Критерии креативности языковой личности, способность к осознанному нарушению прогноза. Способность говорящих к осознанной языковой игре. Онтогенез языковой/речевой способности: детская речь как сфера появления языковых потенций. Основные особенности усвоения языка ребенком. Проблемы восприятия и понимания речи. Особенности интерпретации речевого сообщения. Активный характер восприятия речи, интерпретационная природа данного процесса. Зависимость восприятия речи от факторов «ситуация речи», «компетенция адресанта и адресата речи», «вероятностный прогноз, обусловленный спецификой языковой системы», «креативные способности коммуникантов», «этнокультурная специфика сообщения», «форма речи (устная или письменная)», «контакт между коммуникантами» и т. п.

МОДУЛЬ 2.

Экспериментальные методы психолингвистических исследований.

Эксперимент как исследовательская процедура. Преимущества эксперимента в сравнении с методом непосредственного наблюдения. Методика постановки эксперимента. Виды экспериментальных методик: методика опознания, методика идентификации, методика заполнения пустых клеток (вероятностное прогнозирование) и др. Основные экспериментальные методы психолингвистических исследований: метод свободного и направленного ассоциативного эксперимента, метод измерения семантического дифференциала, метод кластерного анализа, метод индексации текста (методика выявления ключевых слов текста с целью установления характера его содержательной интерпретации испытуемыми), методики свертывания и развертывания исходного текста в условиях полноты или дефицита информации о его содержании. Обоснование экспериментальной гипотезы и методики постановки психолингвистического эксперимента в применении к конкретному языковому материалу.

МОДУЛЬ 3.

Психолингвистические основы методики обучения русскому языку.

Условия методической успешности психолингвиста. Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Стратегии традиционного и инновационного обучения. Психолингвистические основы технологий обучения и их выбора в системе филологического образования. Технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетенций. Процедуры конструирования психолингвистических сценариев учебных ситуаций разных типов. Виды интеллектуальной деятельности школьников в процессе изучения русского языка: ассоциативная, простая формальная, сложная формальная, неформальная. Типы задач и программ на каждый вид интеллектуальной деятельности Познавательные установки в соотношении с дидактическими принципами обучения русскому языку, аспекты познавательных установок: содержательный (что изучать), операциональный (как изучать), целеполагающий (зачем изучать).

Психолингвистические основы обучения орфографии. Аспекты усвоения орфографии: ней-ропсихологический, социально-педагогический,

психологический. Диагностика уровня сформиро-ванности основных когнитивных процессов по характеру ошибок в письменной речи школьников. Пути овладения орфографией: соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, звуков и букв (звуковой анализ и синтез), запоминание графического состава слова, его «образа», решение орфографических задач (или применение правил), алгоритмизация решения орфографических задач и др. Специфика усвоения орфографии детьми с учетом межполушарной асимметрии головного мозга.

Психолингвистические основы обучения фонетике и графике. Психологические механизмы усвоения фонетики и графики. «Отказ от заучивания» физиолого-акустических характеристик звуков, опора на наблюдения за собственным артикуляционным аппаратом. Наблюдения над закономерностями функционирования языковых единиц в речи и их отражением на письме (в аспекте различения единиц языка и речи).

Психолингвистические основы обучения лексике и фразеологии. Психолингвистическая модель лексического значения слова как реализация деятельностного подхода к его интерпретации. Упражнения на выявление лексических функций и валентностей слов. Значение и смысл, трансформация фразеологизма как ведущий когнитивный прием усвоения его значения. Задания на соединение формы, значения и образа слова и фразеологизма.

Психолингвистические основы обучения морфемике и словообразованию. Психолингвистический подход к изучению механизмов словообразования. Мотивационное значение слова как результат процессов апперцепции. Особенности воплощения знания об обозначаемом через внутреннюю форму слова. Психологическая природа восприятия мотивированного слова; вариативность ин-

терпретации мотивационного значения; прогностический характер мотивационных моделей. Ассоциативный потенциал словообразовательно мотивированного слова. Использование механизмов словообразовательной мотивации в речевой деятельности для реализации целей общения в ситуации непонимания, незнания общеупотребительного слова или наличия языковой лакуны. Словотворчество как проявление креативных способностей личности. Словообразовательная деятельность в онтогенезе. Креативные техники создания и тиражирования словообразовательных инноваций.

Психолингвистические основы обучения морфологии. Грамматические категории с точки зрения психологической реальности их восприятия. Грамматическая семантика слова в аспекте восприятия: проблема разграничения слова и словоформы. Психологическая реальность восприятия грамматических категорий рода, числа, лица, времени и др. (например, семантическое обоснование родовой принадлежности неодушевленных существительных). Психологическая реальность грамматических значений слов как частей речи. Процессы классификации и обобщения как ведущие когнитивные механизмы усвоения морфологии русского языка. «Трудные» вопросы морфологии и их психолингвистическое объяснение. Коммуникативная направленность современных уроков по изучению морфологии.

Психолингвистические основы обучения синтаксису. Условия понимания и порождения словосочетаний, предложений, фраз. Трудные случаи восприятия значений фраз: нарушение порядка слов в предложении, многозначные фразы, предложения со сложной системой управлений, флексивные конструкции, предложения с двойным и более отрицанием и т.п. Методики трансформации грамматических структур, использования внешних маркеров, перефразирования и др. как основные при формировании и развитии навыка создания и понимания синтаксических единиц. Соотношение психологической и формальной (синтаксической) структуры высказывания.

Психолингвистические основы обучения пунктуации. Анализ и синтез как основные мыслительные операции при пунктуационном анализе предложения. Психологические механизмы усвоения русской пунктуации. Приемы «разборки» и «сборки» предложений по заданным схемам (в абстрагировании от лексической семантики). Технологии обучения пунктуации в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Виды заданий и упражнений, направленных на автоматизацию пунктуационных навыков.

Психолингвистические основы работы по развитию устной речи. Синтаксическая и семантическая структура фразы. Сложные формы речевого высказывания. Развернутое речевое сообщение и его порождение. Специфика работы по развитию устной речи детей с разными ведущими каналами восприятия информации. Создание высказывания по заданной теме, по зрительным сигналам, по ощущениям (аудиальным, тактильным), по воображаемому стимулу и т.п. Методика обучения пониманию глу-

бинного смысла на основе последовательного, регрессивного и вертикального декодирования компонентов речевого высказывания.

Психолингвистические основы работы по развитию письменной речи. Психолингвистические основы обучения стилистике русского языка. Формы письменной монологической речи, психолингвистические основы обучения созданию письменных текстов разных форм: доклад, письменное повествование, письменное выражение мысли или рассуждения и т.д. Психологические отличия письменной речи от устной монологической и устной диалогической. Обучение процессам понимания и порождения письменной речи. Методики «перепутанные инструкции», авто- и взаимокоррекция, редактирование и стилистическая правка текста как операциональные механизмы формирования и развития навыков создания письменных текстов.

МОДУЛЬ 4.

Речевая психодиагностика как область прикладной психолингвистики.

Сущность речевой диагностики. Принципы организации работы по речевой психодиагностике. Направления работы по речевой психодиагностике: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка), функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции), когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Задачи диагностики речевого развития. Этапы диагностического процесса.

Принципы построения системы диагностики речевого развития. Взаимосвязь разных речевых задач как ведущий принцип построения системы диагностики речевого развития; преемственность в решении речевых задач. Проблема определения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Диагностика лексикона: цель, этапы, технологии обследования. Выявление количественного и качественного состава словаря, понимания значения слова, степени его обобщенности, умения пользоваться выразительными средствами языка в связной речи. Типы заданий в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей испытуемых.

Диагностика грамматического строя речи. Задания на выявление понимания грамматических конструкций, на составление предложений разных типов, на дополнение сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений. Диагностика сформированности умения классифицировать слова на основе грамматических значений (при абстрагировании от лексической семантики); задания на образование различных грамматических форм, на

необходимость анализа их контекстуального окружения, на выявление валентностей слов разных частей речи и т.п.

Диагностика степени развития связной речи. Выявление степени развития связной речи на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. НЛП-стратегии литературного творчества как средство активизации мыслительной деятельности, стандарт и креативность в построении текста по данной технологии (скрепы, связки, композиция, «многоканальное»

обдумывание, выбор начального предложения, построение «запроса» по ключевым словам и т.д.).

Исследование речевой способности в структуре других психических образований. Интеллектуально-речевые умения и умения специального характера, выявляющие уровень языковой компетенции. Определение структуры речевых способностей и их взаимосвязи с другими психическими образованиями: интеллектом, эмоциональными особенностями, мотивационной сферой, моторикой и т.д. Тесты речевого развития как средство выявления степени овладения системой языковых правил, правил коммуникации в данном социуме, способности к различным речевым актам. Приемы адаптации тестового материала для разных возрастных групп испытуемых.

Методики диагностики осознанности рече-порождения и речевосприятия. Создание сти-мульного материала, апробация и модификация тестовых батарей, выявляющих степень осознанности испытуемыми порождаемых и воспринимаемых речевых произведений. Задачи, инструкции, этапы проведения речевой психодиагностики, критерии интерпретации полученных результатов, алгоритмы разработки рекомендаций для дальнейшей работы учителя и ученика.

Методики определения ведущего канала восприятия информации. Сенсорные каналы (модальности), определяющие стратегии восприятия и обработки информации, коммуникативные тактики. Методики невербальной диагностики аудиалов, ви-зуалов, кинестетов; вербальная диагностика ведущей модальности по базовым предикатам речевых произведений (устных и письменных). Разработка заданий, актуализирующих использование базовых предикатов сенсорного восприятия.

Особенности диагностики речевой способности детей-билингвов и инофонов. Социолингвистические листы-опросники, диагностика сформи-рованности основных речевых умений (спонтанное речевое поведение, использование речевых клише и разговорного синтаксиса, применение правил синтагматики, понимание идиоматичности языковых единиц и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.