Научная статья на тему 'Психолингвистический аспект восприятия текста'

Психолингвистический аспект восприятия текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5785
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ТЕКСТ / ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА / PSYCHOLINGUISTICS / TEXT / TEXT PERCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербакова Мария Васильевна

Психолингвистика это наука, изучающая психологические и нейробиологические факторы, которые позволяют индивиду овладеть языком, применять и понимать его. Первые обращения к данному направлению языкознания преимущественно носили философский характер, главным образом, по причине отсутствия общей картины функционирования человеческого мозга. Психолингвистика исследует когнитивные процессы, позволяющие сформулировать грамматически и лексически значимое предложение из собственного словарного запаса и набора грамматических структур, а также процессы, позволяющие воспринимать устную и письменную речь. Первой ступенью в порождении речи является стимул, он же становится последним в обратном процессе восприятии и понимании высказывания, так как цель реципиента понять не речь, а то, для чего мысль или идея выражена. В основе процесса понимания находится стремление декодировать значение целого сообщения, его смысл. Восприятие текста многоуровневый процесс, состоящих их нескольких этапов: распознание внешней формы отдельных языковых единиц, с которыми читающий связывает концепт этих лексем, находящихся в его памяти; конкретизация предметной соотнесенности значения определенного слова; выявление и определение денотатов, что достигается за счет использования энциклопедических знаний реципиента. Восприятием текста является процесс, характеризующийся структурированной последовательностью, где читающий проходит несколько уровней: лексический (распознавание слова), синтаксический (распознавание предложения) и смысловой. Целью реципиента является выявить основной замысел продуцента, то есть адекватно определить стимул порождения высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC ASPECT OF THE TEXT PERCEPTION

Psycholinguistics is the study of the psychological and neurobiological factors which allow humans to acquire, use, and understand language. The first handling of psycholinguistics had largely philosophical form, due to a lack of aggregated data on the human brain functioning. Psycholinguistics studies the cognitive processes which allow composing a grammatical and meaningful sentence out of vocabulary and grammatical structures, as well as the processes which help to understand spoken language and written text. The first step in speech production is the incentive, and it becomes the last step in the return process perception and understanding of the statement, because the purpose of the recipient is to understand the reason of the given idea. At the heart of understanding process there is an intention to decode sense of the whole message. Perception of the text is multilevel process, consisting of several stages: recognition of an external form of separate language units which are connected with a concept of the lexemes of the reader’s memory; specification of subject meaning correlation of a certain word; identification and defining of denotatum that is reached due to use of encyclopedic knowledge of the recipient. Perception of the text is the process which is characterized by the structured sequence where reader passes several levels: lexical (recognition of the word), syntactic (recognition of the sentence) and semantic. The purpose of the recipient is to reveal the main message of a producer, in other words to define an incentive of statement production adequately.

Текст научной работы на тему «Психолингвистический аспект восприятия текста»

УДК 81'23:81'42

Щербакова М.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: blackorchid777@rambler.ru

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА

Психолингвистика - это наука, изучающая психологические и нейробиологические факторы, которые позволяют индивиду овладеть языком, применять и понимать его. Первые обращения к данному направлению языкознания преимущественно носили философский характер, главным образом, по причине отсутствия общей картины функционирования человеческого мозга. Психолингвистика исследует когнитивные процессы, позволяющие сформулировать грамматически и лексически значимое предложение из собственного словарного запаса и набора грамматических структур, а также процессы, позволяющие воспринимать устную и письменную речь.

Первой ступенью в порождении речи является стимул, он же становится последним в обратном процессе - восприятии и понимании высказывания, так как цель реципиента понять не речь, а то, для чего мысль или идея выражена. В основе процесса понимания находится стремление декодировать значение целого сообщения, его смысл. Восприятие текста - многоуровневый процесс, состоящих их нескольких этапов: распознание внешней формы отдельных языковых единиц, с которыми читающий связывает концепт этих лексем, находящихся в его памяти; конкретизация предметной соотнесенности значения определенного слова; выявление и определение денотатов, что достигается за счет использования энциклопедических знаний реципиента.

Восприятием текста является процесс, характеризующийся структурированной последовательностью, где читающий проходит несколько уровней: лексический (распознавание слова), синтаксический (распознавание предложения) и смысловой. Целью реципиента является выявить основной замысел продуцента, то есть адекватно определить стимул порождения высказывания.

Ключевые слова: психолингвистика, текст, восприятие текста.

В современных условиях эволюции общества наблюдается антропоцентристское воззрение на развитие науки и техники. Языкознание как гуманитарная наука о языке также испытывает данное влияние. Связь языка и общества очевидна и неоспорима, историческое развитие социума отражается в языке, так же как и метаморфозы языка проявляются в обществе. Взаимодействие индивида и текста как формы языка исследует и описывает психолингвистика, в настоящее время возрастает интерес к данному двустороннему процессу, что обусловливает актуальность представленной статьи. Целью работы является теоретическое осмысление процесса восприятия текста.

Психолингвистика - это наука, образовавшаяся на стыке двух смежных дисциплин: лингвистики и психологии - вследствие этого она использует теоретические и эмпирические методы обеих наук для исследования мыслительных процессов, лежащих в основе овладения языком и его использования [13, с. 21], [18].

В область исследования психолингвистики входят проблемы языка и мышления, теории речевой деятельности, порождения и восприятия речи, восприятия текста и др. С точки зрения психолингвистики, текст - это «воплощение

коммуникативно-познавательного намерения автора, иерархия содержательно-смысловых блоков» [4, с. 82].

В.П. Белянин определяет текст как феномен речевой деятельности человека, как способ отражения действительности в речевом сознании с помощью элементов системы языка [2, с. 11].

Н.П. Пешкова разделяет характеристики текста на две группы «объективных явлений, присущих любому речевому произведению: психолингвистические и лингвистические; первая группа отождествляется со средствами закрепления мысли, а вторая - с самими мыслями». Таким образом, Н.П. Пешкова заключает, что «поверхностную структуру текста составляют лингвистические характеристики, отражающие лексико-грамматические и логико-композиционные закономерности его организации, в то время как глубинная структура, связанная с содержанием как мыслительным образованием, представлена характеристиками психолингвистическими» [10, с. 12].

Итак, с точки зрения психолингвистики, текст выражается набором информационных блоков воплощенных в систему языковых единиц.

Рассмотрение психологических закономерностей восприятия текста не может осущест-

вляться обособленно от изучения перцепции речи, так как она лежит в основе процесса чтения [2, с. 221], [15].

Учитывая генезис психолингвистики, исследование восприятия речи основывается как на данных психологии речи, так и на результатах, полученных в рамках общего языкознания и лингвистики текста. Соответственно наблюдается два направления изучения данного феномена: 1) эксплицируется психологическая модель восприятия, уровневый характер процесса; 2) описывается обусловленность характера и результата восприятия внешними и внутренними факторами [1, с. 127], [17].

Н.И. Жинкин предлагает различать следующие этапы восприятия устной речи:

- первичное аналитическое распадение синтетических акустических комплексов в слуховом рецепторе на отдельные признаки звука и переход этих признаков на новые несущие сигналы - нервные импульсы;

удержание поступивших сигналов на время приема отдельного простого сообщения (фразы);

- включение механизма постоянных разли-чителей, отделение основной частоты от спектра, выделение речевых формант и в связи с этим первичный синтез слова в тембрах;

- узнавание слова из состава усвоенного лексикона по категориальным и индивидуальным приметам и в связи с этим полный синтез отдельного слова;

- синтез слов в систему сообщения по усвоенному применению правил грамматики и логики;

- различение ступеней интонационного квантования по высоте, громкости и долготе и, как следствие, переозначение словесных комплексов применительно к ситуации;

- понимание мысли отдельного сообщения и удержание ее через какой-либо заменитель [5, с. 109].

Таким образом, восприятие речи представляет собой комплексный, многоуровневый психофизиологический процесс.

Рассматривая жанровую природу дискурсивного мышления языковой личности, К.Ф. Седов отмечает, что мотив - первый этап в порождении речи. Он же становится последним в обратном процессе - восприятии и пони-

мании высказывания, так как человек понимает не речь, а то, ради чего говорящий выражает ту или иную мысль [11].

Е.Ф. Тарасов считает, что «смысловое восприятие речевого сообщения является многоуровневым процессом переработки полученного содержания, включающим в себя как его сокращение, «стягивание его в концепты», представляющие собой обобщение этого содержания, так и расширение этого содержания за счет информации, извлеченной из памяти» [14, с. 143].

И.А. Зимняя в ходе анализа экспериментальных и теоретических работ А.Н. Соколова и Ю.С. Степанова заключает, что в качестве средств мышления, в частности, средств переработки информации в процессе смыслового восприятия, служит набор знаковых средств, обладающих разной степенью знаковости, организуемых в некоторую систему опосредова-телей, являющуюся индивидуальной у каждой личности [6, с. 59].

A.Р. Лурия считает, что основным процессом, характеризующим акт понимания, являются попытки расшифровать значение всего сообщения, его внутренний смысл и то, что придает сообщению глубину, или «подтекст» [9, с. 220].

B.П. Белянин отмечает, что «понимание предложений как минимальных единиц речи оказывается недостаточным для понимания текста как целостности» [2, с. 226].

«Смысловое восприятие каждой составной части сообщения может быть обеспечено только с помощью перехода от поверхностных грамматических структур к лежащим в их основе базисным семантическим или глубинным» [9, с. 220]. Текст, как связное единство предложений и сверхфразовых единств, обладает множеством значений (текстовых, подтекстовых). Смысловое восприятие текста, «опираясь на процесс посинтагменного второсигнального отражения действительности, раскрывает опосредованные словами связи и отношения». В результате чего осуществляется процесс осмысления и понимания целого текста [2, с. 226].

И.А. Зимняя описывает процесс восприятия текста следующим образом: 1) опознание внешней формы отдельных лексем, с которыми реципиент текста связывает значения этих слов,

Щербакова М.В.

Психолинсвистический аспект восприятия текста

хранящихся в его памяти; 2) конкретизация предметной соотнесенности значения определенного слова, данный процесс осуществляется за счет ограничений сочетаемости с другими словами в этом тексте. Уточнение предметной соотнесенности достигается посредством конкретизации значений слов; 3) выделение и уточнение денотатов, что происходит в результате использования энциклопедических знаний реципиента [6, с. 60].

Анализируя работы А.А. Залевской «Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста», Ю.А. Сорокина «Психолингвистические аспекты изучения текста», О.С. Зорькина приходит к выводу, что в результате понимания текста у индивида образовывается «проекция» этого текста. Проекция текста есть «продукт процесса смыслового восприятия текста реципиентом, в той или иной мере приближающийся к авторскому варианту проекции текста». Представленный феномен составляет «система смыслов, которая формируется у реципиента при взаимодействии со знаковой продукцией» [7, с. 205-210].

Адекватное восприятие и осмысление текста зависит от правильного расположения «коммуникативно-значимых отрезков», то есть индивид должен иметь возможность проследить за развитием мысли и определить существующие отношения между каждым отрезком, выражающим определенный элемент мысли и целым текстом, выражающим общий смысл письменного сообщения [8, с. 73], [16].

Т.М. Дридзе считает адекватное осмысление состоявшимся, когда читающий интер-

претирует основную идею текста «адекватно замыслу коммуникатора», если реципиент определил цель порождения текста, то результат процесса смыслового восприятия данного сообщения является успешным [3, с. 48].

К.Ф. Седов подчеркивает зависимость успеха коммуникации не только от «языковой компетенции участников общения, но и от их жизненного опыта, от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции» [12].

О.С. Зорькина отмечает, что «индивид в процессе восприятия текста может получить собственную проекцию, отличающуюся как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторского сообщения. Исследователь объясняет данный феномен рядом психологических причин: проявления мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности (мотивы и цели, которые побудили человека обратиться к данному тексту; эмоциональный настрой в момент восприятия текста; степень концентрации внимания на воспринимаемой информации и т. д.)» [7, с. 205-210].

В результате обзора фундаментальных трудов выявлено, что восприятие текста представляет собой структурную иерархию, где реципиент проходит несколько уровней: лексический (распознавание слова), синтаксический (распознавание предложения) и смысловой. Целью читающего является определить главную идею автора, то есть получить успешный результат в процедуре восприятия текста.

11.01.2017

Список литературы:

1. Белянин, В.П. Основы психолингвистической диагностики (модели мира в литературе) / В.П. Белянин. - М.: Триволта, 2000. - 248 с.

2. Белянин, В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: монография / В.П. Белянин. - М.: Генезис, 2006. - 320 с.

3. Дридзе, Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации): коллективная монография / Т.М. Дридзе, - М.: Наука, 1976. - 263 с.

4. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации (проблемы семиосоциопсихологии) / Т.М. Дридзе. - М.: Наука, 1984. - 270 с.

5. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Академ. пед. наук, 1958. - 461 с.

6. Зимняя, И.А. Исследование речевого мышления в психолингвистике / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 1985. - 240 с.

7. Зорькина, О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста / О.С. Зорькина // Язык и культура. - Новосибирск. -2003. - С. 205-210.

8. Колкер, Я.М. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации): коллективная монография / Я.М. Колкер. - М.: Наука, 1976. - 263 с.

9. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

10. Пешкова, Н.П. Психолингвистические аспекты типологии научного текста: автореф. дис. ...д-ра филол. наук / Н.П. Пешкова. - Уфа, 2002. - 24 с.

11. Седов, К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности / К.Ф. Седов // Жанры речи. - вып. 2. - Саратов.: Колледж, 1999. - 300 с.

12. Седов, К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров / К.Ф. Седов // Жанры речи. - вып. 3. - Саратов.: Колледж, 2002. - 318 с.

13. Слобин, Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин; пер с англ. Е.И. Негневицкой; под общ. ред. и с предисл. А.А. Леонтьева. - 4-е изд. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.

14. Тарасов, Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1987. - 168 с.

15. Уорф, Б.Л. Отношения норм поведения и мышления к языку / Б.Л. Уорф // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып. 1.

16. Шахнарович, А.М. Языковая личность и языковая способность / А.М. Шахнарович // Язык - система. Язык - текст. Язык -способность / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. - М., 1995. - С. 213-223.

17. Штерн, А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: (экспериментальное исследование) / А.С. Штерн. - СПб.: Изд-во С. -Петерб ун-та, 1992. - 236 с.

18. Ягунова, Е.В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей) / Е.В. Ягунова. - Пермь, 2008. - 395 с.

Сведения об авторе:

Щербакова Мария Васильевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета,

кандидат филологических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, т. (3532) 372433, e-mail: blackorchid777@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.