Научная статья на тему 'Как разработать модели социализации одарённых детей и подростков'

Как разработать модели социализации одарённых детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / INSTITUTION OF SOCIALIZATION / ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS MODEL OF SOCIALIZATION / CHILDREN''S GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнетов Геннадий Борисович

Модель социализации одарённых детей и подростков это когнитивный аналог, методологическая конструкция идеального типа, концептуально воспроизводящая в «чистом» виде наиболее типичные черты обстоятельств жизни, способов взаимодействия и социальных практик, которые способствуют выявлению, актуализации и развитию одарённости детей и подростков в процессе их становления как субъектов познавательной и практической, индивидуальной и групповой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How To Develop Models Of The Socialization Of Gifted Children And Adolescents

The model of socialization of gifted children and adolescents is cognitive counterpart, the methodological construction of ideal type, a conceptual reproducing in «pure» form the most typical features of the circumstances of life, ways of interaction and social practices that contribute to the identification, updating and development of gifted children and adolescents in the process of their formation as subjects of informative and practical, individual and group activities.

Текст научной работы на тему «Как разработать модели социализации одарённых детей и подростков»

.........................................................................................................ковши, (шш, мши

как разработать модели социализации

одаренных детей и подростков

Геннадий Борисович Корнетов,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления

• институт социализации • детская одарённость

• социализация детей и подростков • модель социализации

МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - ЭТО КОГНИТИВНЫЙ АНАЛОГ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА, КОНЦЕПТУАЛЬНО ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ В «ЧИСТОМ» ВИДЕ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЖИЗНИ, СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ ВЫЯВЛЕНИЮ, АКТУАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Определение понятия «модель социализации одарённых детей и подростков»

Социализация одарённых детей и подростков может осуществляться по-разному, реа-лизовывать разные цели (в случае её преднамеренности) различными способами, с использованием множества форм, методов, приёмов, средств, технологий. Попытки их систематического осмысления неразрывно связаны с разработкой моделей социализации одарённых детей и подростков разной степени общности, выступающих в виде особых идеальных объектов. В нашем случае в качестве исходного определения можно предложить следующее: модель -это обобщённый мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве, в широком социокультурном контексте) конкретного типологически воспроизводимого способа социализации одарённых детей и подростков.

Модель, как таковая, всегда выступает в виде совокупности понятий и схем. Модель выражает процесс социализации не непосредственно в сложном, необозримом единстве всех его многообразных проявлений и свойств, а обобщённо, акцентируя внимание на мысленно выделяемых (и являющихся в рамках используемой концептуальной схемы сущностными) свойствах. Модель социализации одарённых детей и под-

ростков, построенная на строго определённых основаниях, представляет «фрагмент» социализации в чистом виде, как теоретическую, логически «выправленную» схему, освобождённую от несущественного и случайного. Модель фактически рассматривается как конструкция, в которой мы располагаем символы нашего опыта или мышления таким образом, что в результате получается систематизированная репрезентация этого опыта и мышления как средство их понимания и объяснения другим людям.

Таким образом, модель социализации одарённых детей и подростков можно определить как когнитивный аналог, методологическую конструкцию идеального типа, концептуально воспроизводящую в «чистом» виде наиболее типичные черты обстоятельств жизни, способов взаимодействия и социальных практик, которые способствуют выявлению, актуализации и развитию одарённости детей и подростков в процессе их становления как субъектов познавательной и практической, индивидуальной и групповой деятельности.

Модели социализации одарённых детей и подростков должны: а) обладать существенным сходством с существующими или проектируемыми аналогами; б) более или менее схематично фиксировать их сущностные характеристики; в) выполнять функцию образца при их воспроизводстве.

При разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков, ориентированных на преднамеренное (целенаправленное, организованное) создание условий, обеспечивающих оптимальную возможность актуализации и развития одарённости каждого субъекта, прежде всего следует, во-первых, учитывать конструктивные и деструктивные влияния всех социализирующих факторов (включая стихийные) при решении проблем их развития, максимально использовать выявленный позитив и нейтрализовать имеющейся негатив. Во-вторых, последовательно различать специфику развивающей работы с детьми и подростками уже проявившими одарённость в какой-либо области и теми, для кого создаются особые условия, способствующие актуализации одарённости, её формированию.

Базовые характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков

При разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков необходимо учитывать, что любой такой модели присущи некоторые общие базовые характеристики, каждая из которых может проявляться в строго определённом наборе вариантов. Реализуемость и эффективность разрабатываемых моделей во многом будет зависеть от того, насколько осмыслены и учтены все рассмотренные ниже базовые характеристики, а также определены варианты проявления этих характеристик в каждом конкретном случае.

Первая базовая характеристика, связанная с пониманием природы детской одарённости, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может трактоваться:

требует обеспечения активного формирующего воздействия на ребёнка в процессе его становления; 3) как способ развития одарённости человека, успешное становление которой имеет зримую врождённую основу и одновременно требует действенных механизмов, обеспечивающих её прижизненное развёртывание и дополнение.

Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:

а) осознанный и обоснованный выбор разработчиками модели одного из трёх указанных вариантов понимания природы детской одарённости;

б) понимание того, каким образом трактовка природы детской одарённости детерминирует целевые установки разработчиков моделей социализации одарённых детей и подростков, влияет на выбор путей, способов и средств реализации целей по развитию детской одарённости.

Вторая базовая характеристика, связанная с необходимостью учёта степени проявленности детской одарённости, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может строиться:

1) как модель преимущественно развивающей работы с субъектами, уже явно проявившими свою одарённость;

2) как модель работы, преимущественно необходимой для актуализации ещё не проявленной одарённости, развития потенциала ребёнка, формирования его способностей, без генезиса которых невозможно проявление одарённости;

3) как модель, которая призвана целенаправленно решать в том или ином соотношении обе обозначенные выше задачи одновременно.

1) как способ развития преимущественно врождённой одарённости человека, что, главным образом, требует создания особых поддерживающих условий для её проявления и реализации;

2) как способ развития преимущественно прижизненно приобретаемой одарённости человека, что в большей степени

Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:

а) осознанный и обоснованный выбор разработчиками модели социализации контингента детей и подростков по степени проявленности и уровню развития их

Кошщ.......ПЛОДИЛИ,.......ШШ

одарённости, с которыми будет проводиться работа; б) определение перечня диагностик, позволяющих определить уровень развития одарённости и способностей детей и подростков, а также направленность их личности, знание которых необходимо для успешной разработки и реализации модели социализации; при этом следует исходить из чёткого понимания того, кто, для чего и как будет диагностироваться, а также каким образом будут использоваться полученные результаты диагностики.

Третья базовая характеристика, связанная с необходимостью сознательного выбора педагогических стратегий развития одарённых детей и подростков, социализация которых может осуществляться как через создание особых условий, так и посредством прямого воздействия, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может строиться:

1) как модель преимущественно прямого социализирующего воздействия на детей в ходе организации непосредственного педагогического взаимодействия с ними;

2) как модель преимущественного создания специальных социокультурных условий для развития субъектов посредством формирования для них особой обучающей и воспитывающей среды (опосредованное взаимодействие), что позволяет заметно снизить интенсивность прямого педагогического воздействия и расширяет возможности реализации самостоятельной активности ребёнка, поддержать его внутренние интенции;

3) как модель, органично сочетающая в различных пропорциях оба указанных способа организации социализирующей работы с детьми по принципу взаимодополнительности.

Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:

а) осмысление разработчиками модели возможностей и границ педагогических

стратегий развития через создание условий и посредством прямого воздействия на ребёнка, а также перспектив их сочетания применительно к достижению заявленных целей, наличным ресурсам, реальным ситуациям, особенностям контингента детей и квалификации педагогов;

б) определение психологического и педагогического инструментария, позволяющего адекватно реализовывать выбранный вариант реализации педагогических моделей.

Четвёртая базовая характеристика, связанная с наличием множества взаимодействующих преднамеренных (целенаправленных, организованных) и непреднамеренных (стихийных, спонтанных) потоков социализации, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может строиться:

1) как модель, максимально реализующая логику преднамеренной социализации, целенаправленно организующей процесс развития ребёнка в рамках закрытых процессов образования (воспитания, обучения); при этом всё то, что оказывается за непосредственными рамками этих процессов, рассматривается либо как их фон, контекст, либо вовсе выносится за скобки; пространство социализации детей в рамках создаваемой модели максимально педагогизи-руется, контролируется и корректируется в ходе организации непосредственного взаимодействия субъектов социализации и создаваемой воспитывающей и обучающей среды;

2) как модель, максимально открытая для всех потоков социализации, старающаяся использовать все виды конструктивных социальных практик, пронизывающих жизнь одарённых детей и подростков не только в школе, но и в сообществе, стремящаяся уйти от жёсткой педагогической организации различных аспектов жизнедеятельности ребёнка; активно нейтрализующая негативные внешние влияния;

3) как модель, ориентированная на органичное сочетание педагогического взаимодействия со спонтанными социализирующими влияниями, максимальное ис-

пользование потенциала последних, при планировании и осуществлении собственно педагогической работы, направленной на развитие одарённых детей и подростков, выявление и реализации их потенциала.

Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:

а) понимание разработчиками модели, каким образом ими будут учитываться, использоваться, нейтрализовываться для достижения заявленных целей различные потоки и преднамеренной, и спонтанной социализации;

б) определение психологического и педагогического (включая «социально-педагогический») инструментария, позволяющего адекватного реализовывать выбранный вариант.

Пятая базовая характеристика, связанная с необходимостью иметь организационную основу, которая обеспечит внедрение разработанной модели социализации одарённых детей и подростков, предполагает, что такая модель может функционировать и развиваться:

1) на базе организаций уже осуществляющих образовательную (учебную и воспитательную) и просветительскую деятельность (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования, интернаты, детские дома, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, учреждения спорта и т.п.);

2) на основе специально создаваемых новых временных или относительно постоянных организационных структур с возможным привлечением ресурсов выше перечисленных организаций и их сотрудников;

3) сочетая оба указанных варианта.

Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:

а) понимание разработчиками модели социализации достоинств и недостатков

каждого из указанных вариантов применительно к их конкретной ситуации; б) оценку возможности и необходимости их реализации в разрабатываемой модели.

При разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков следует ориентироваться на наличие или возможность привлечения следующих основных видов ресурсов, необходимых для обеспечения жизнеспособности проекта:

• финансово-экономических (денежные средства, квалифицированное бухгалтерско-экономическое сопровождение и т.п.);

• материально-технических (здания, сооружения, оборудование, техника, материалы, энергоснабжение и т.п.);

• нормативно-правовых (нормативно-правовые документы);

• организационно-управленческих (организационные структуры, субъекты осуществления управленческой деятельности и т.п.);

• научно-методических (научная поддержка и экспертиза на всех этапах работы над проектом, его методическое сопровождение на основе существующих научных достижений и методических разработок; получение, обобщение и использование нового научного и методического знания в ходе разработки и реализации модели социализации одарённых детей и подростков);

• психолого-педагогических (психологический и педагогический инструментарий, необходимый для работы по выявлению, развитию и поддержки одарённых детей и подростков в процессе их социализации для формирования их способностей);

• информационных (доступные базы данных, коммуникативные сети, опыт взаимодействия и т.п.);

• кадровых (люди, способные обеспечивать, совершенствовать и практически использовать все указанные выше виды ресурсов).

При этом именно кадровый ресурс обеспечивает реализуемость проекта, так как квалифицированные кадры эффективно используют и улучшают ресурсы, уже имеющиеся в наличии, а также находят и формируют необходимые дополнительные ресурсы.

Кошщ.......ПЛОДИЛИ,.......ШШ

Общие рекомендации по разработке и внедрению моделей социализации одарённых детей и подростков

Для разработки конкретной модели социализации одарённых детей и подростков необходимо создать команду единомышленников, которая должна выработать единую позицию, определив базовые характеристики проектируемой модели (см. выше), которые обеспечат её целостность и непротиворечивость, а также станут концептуальной основной того, что будет делать команда. Команда единомышленников формируется в процессе создания проекта работы с одарёнными детьми и подростками, планируемого к реализации.

Прежде всего членам команды необходимо определиться и прийти к консенсусу по следующим вопросам: а) что такое детская одарённость; б) какова её природа; в) каким образом одарённость связана с врождёнными и прижизненно приобретаемыми человеком качествами и свойствами; г) каковы пути, способы и средства её выявления, актуализации, развития, формирования. В процессе группового обсуждения и выработки членами группы общей позиции по указанным исходным для разработки модели вопросам и будет формироваться команда её создателей, способная продуктивно решать весь комплекс стоящих перед ней проблем. Таким образом, будет осмыслена первая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с пониманием природы детской одарённости.

Команда, разрабатывающая и модель социализации одарённых детей и подростков, должна чётко определить: а) одарённость какой направленности предполагается развивать у детей и подростков; в) будет ли вестись работа с теми, кто уже проявил одарённость, или/и с теми, чью одарённость надо ещё только выявить, актуализировать, сформировать; в) каким образом предполагается учитывать актуальные и потенциальные способности детей, а также направленность их интересов. Принимаемые решения будут определяться, во-первых, тем социальным заказом, который выполняют разработчики. Во-вторых, особенностями тех категорий и групп детей и подростков, развитие одарённости которых

планируется осуществлять. В-третьих, их квалификацией, а также уровнем их готовности решать стоящие перед ними задачи. В-четвёртых, наличными и потенциальными ресурсами, имеющимися в распоряжении разработчиков модели. Так, будет осмыслена вторая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с учётом степени проявленности детской одарённости.

При разработке модели социализации одарённых детей и подростков необходимо ответить на следующие вопросы: а) в какой степени решение предполагаемых задач может быть достигнуто посредством прямого педагогического воздействия на них, а в какой - с помощью организации воспитывающей и обучающей среды; б) какие дополнительные развивающие эффекты могут быть получены в результате применения каждой из указанных педагогических стратегий, а также какие дополнительные проблемы они могут породить; в) какой из указанных способов в большей степени соответствует социальному заказу и педагогическим ценностям членов команды разработчиков модели. Принимаемое решение во многом будет определяться тем, в какой степени имеющиеся и потенциальные ресурсы, социальный заказ, условия реализации разрабатываемой модели, особенности контингента детей будут способствовать реализации каждой из указанных стратегий. Таким образом будет осмыслена третья базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с выбором приоритета использования прямого педагогического взаимодействия или организации воспитывающей и обучающей среды развития одарённого ребёнка.

Команда, разрабатывающая модель социализации одарённых детей и подростков, должна определить: а) каким образом она предполагает организовывать направляемые на их развитие потоки социализации и что это за потоки; б) как эти потоки направляемой социализации будут соотноситься с уже имеющимися потоками преднамеренной социализации, а также с потоками стихийной социализации, которые пронизывают жизнь детей и подростков в семье, сообществе, различных социальных

группах, организациях образования, просвещения, культуры, спорта, а также продуцируются СМИ; б) имеются ли возможности сопряжения различных потоков социализации в рамках разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, какие педагогические проблемы такое сопряжение поможет решить, будут ли затрачиваемые на это усилия адекватны полученным результатам. Принимаемое в итоге решение будет во многом зависеть от того, в какой степени члены команды готовы иметь возможность работать с различными потоками социализации при решении собственно педагогических проблем. Так будет осмыслена четвёртая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с наличием преднамеренных и непреднамеренных потоков социализации человека.

При разработке модели социализации одарённых детей и подростков необходимо ответить на следующие вопросы: а) рассматривается ли создаваемая модель как часть уже существующей организационной структуры, изменяются в связи с этим только функции этой структуры или в её рамках появляются новые элементы (подструктуры); б) каким образом эти организационные структуры связаны с другими организационными структурами, семьями, сообществом, группами людей в части решения задач социализации одарённых детей и подростков; в) есть ли необходимость создания новой подструктуры в рамках существующей организационной структуры или есть необходимость создать новую организационную структуру, и на какие уже существующие структуры она будет опираться в своём функционировании и развития. Принимаемое решение будет определяться наличными ресурсами и административными возможностями команды разработчиков. И будет осмыслена пятая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с необходимостью создания определённой организационной основы её функционирования.

Главным базовым требованием к разрабатываемым и внедряемым моделям социализации одарённых детей и подростков является их реалистичность и реализуемость.

Реалистичность требует, чтобы эти модели были вполне практичными, жизнеспособными, соответствующими действительности, отражающими существующие потребности и обеспеченные необходимыми ресурсами. Реализуемость предполагает наличие группы людей (команды), которая обеспечит разработку, внедрение, а также поддержание функционирования и дальнейшее развитие модели, активно участвуя в этих процессах и привлекая других заинтересованных субъектов.

Важно иметь в виду, что эффективность модели социализации одарённых детей и подростков - это интегративное свойство рассматриваемой модели, характеризуемое мерой деятельности и обобщённым качеством полученного результата. Эффективность может быть представлена как совокупность результативности, действенности, производительности и ценности (значимости) модели социализации одарённых детей и подростков: 1) результативность реализуемой модели социализации выражает наиболее общее представление о результатах, полученных в ходе её внедрения; 2) действенность реализуемой модели социализации относится к достижению поставленных целей; показателем действенности является отношение результатов, которые достигнуты (результативность) к заявленным целям; 3) производительность реализуемой модели социализации характеризует ресурсы, которые затрачены для получения желаемых результатов; показателем производительности модели является отношение достигнутых результатов к фактическим затратам; 4) ценность (значимость) реализуемой модели социализации характеризует результаты, полученные по итогам внедрения модели с точки зрения степени их соответствия избранной системе ценностей.

Литература

1. Астафьева Е.Н. Манипулятивный компонент в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 1 (29). - С. 195-207.

2. Астафьева Е.Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 115-129.

кошщ.......íimíiu,.......mm

3. Астафьева Е.Н., Врачинская Т.В., Са-лов А.И. Конфликтологическое осмысление детства и воспитания / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2012. -108 с.

4. Вартовский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 507 с.

5. Дьюи Дж. От ребёнка - к миру, от мира -к ребёнку / пер. с англ. / сост. Г.Б. Корнетов. - М.: Карапуз, 2009. - 352 с.

6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. Url.: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70089372/[Дата обращения 26.08.2016]

7. Корнетов Г.Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология. - М.: МПСУ, 2016. -С.15-22.

8. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история: уч. посе. 3-е изд., пе-рераб., доп. - М.: АСОУ, 2016. - 472 с.

9. Корнетов Г.Б. Передающая, порождающая и преобразующая педагогика в образовании // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2015. -№ 2. - С. 51-58.

10. Корнетов Г.Б. Что такое образование // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2016. - № 3. С. 48-54.

11. Корнетов Г.Б., Салов А.И. Мировоззрение. Образование. Учитель: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2016. - 160 с.

12. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М.: МПСИ, 2006. - 432 с.

13. Рабочая концепция одарённости. Изд. 2-е, расширенное и перераб. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская; науч. ред. В.Д. Ша-дриков. - М.: Министерство образования РФ, 2003. - 95 с.

14. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего: Как вырастить талантливого ребёнка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 368 с.

15. Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкаре-ва Е.В. Система работы с одарёнными детьми: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 284 с.

16. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одарённости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 464 с.

17. Яковлева Н.Р. Формальное, неформальное и информальное обучение в теории и практике западного образования // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-пе-дагогический контекст теории и практики современного образования: Материалы XII международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2016. - С. 244-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.