.........................................................................................................ковши, (шш, мши
как разработать модели социализации
одаренных детей и подростков
Геннадий Борисович Корнетов,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления
• институт социализации • детская одарённость
• социализация детей и подростков • модель социализации
МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - ЭТО КОГНИТИВНЫЙ АНАЛОГ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА, КОНЦЕПТУАЛЬНО ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ В «ЧИСТОМ» ВИДЕ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЖИЗНИ, СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ ВЫЯВЛЕНИЮ, АКТУАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Определение понятия «модель социализации одарённых детей и подростков»
Социализация одарённых детей и подростков может осуществляться по-разному, реа-лизовывать разные цели (в случае её преднамеренности) различными способами, с использованием множества форм, методов, приёмов, средств, технологий. Попытки их систематического осмысления неразрывно связаны с разработкой моделей социализации одарённых детей и подростков разной степени общности, выступающих в виде особых идеальных объектов. В нашем случае в качестве исходного определения можно предложить следующее: модель -это обобщённый мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве, в широком социокультурном контексте) конкретного типологически воспроизводимого способа социализации одарённых детей и подростков.
Модель, как таковая, всегда выступает в виде совокупности понятий и схем. Модель выражает процесс социализации не непосредственно в сложном, необозримом единстве всех его многообразных проявлений и свойств, а обобщённо, акцентируя внимание на мысленно выделяемых (и являющихся в рамках используемой концептуальной схемы сущностными) свойствах. Модель социализации одарённых детей и под-
ростков, построенная на строго определённых основаниях, представляет «фрагмент» социализации в чистом виде, как теоретическую, логически «выправленную» схему, освобождённую от несущественного и случайного. Модель фактически рассматривается как конструкция, в которой мы располагаем символы нашего опыта или мышления таким образом, что в результате получается систематизированная репрезентация этого опыта и мышления как средство их понимания и объяснения другим людям.
Таким образом, модель социализации одарённых детей и подростков можно определить как когнитивный аналог, методологическую конструкцию идеального типа, концептуально воспроизводящую в «чистом» виде наиболее типичные черты обстоятельств жизни, способов взаимодействия и социальных практик, которые способствуют выявлению, актуализации и развитию одарённости детей и подростков в процессе их становления как субъектов познавательной и практической, индивидуальной и групповой деятельности.
Модели социализации одарённых детей и подростков должны: а) обладать существенным сходством с существующими или проектируемыми аналогами; б) более или менее схематично фиксировать их сущностные характеристики; в) выполнять функцию образца при их воспроизводстве.
При разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков, ориентированных на преднамеренное (целенаправленное, организованное) создание условий, обеспечивающих оптимальную возможность актуализации и развития одарённости каждого субъекта, прежде всего следует, во-первых, учитывать конструктивные и деструктивные влияния всех социализирующих факторов (включая стихийные) при решении проблем их развития, максимально использовать выявленный позитив и нейтрализовать имеющейся негатив. Во-вторых, последовательно различать специфику развивающей работы с детьми и подростками уже проявившими одарённость в какой-либо области и теми, для кого создаются особые условия, способствующие актуализации одарённости, её формированию.
Базовые характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков
При разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков необходимо учитывать, что любой такой модели присущи некоторые общие базовые характеристики, каждая из которых может проявляться в строго определённом наборе вариантов. Реализуемость и эффективность разрабатываемых моделей во многом будет зависеть от того, насколько осмыслены и учтены все рассмотренные ниже базовые характеристики, а также определены варианты проявления этих характеристик в каждом конкретном случае.
Первая базовая характеристика, связанная с пониманием природы детской одарённости, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может трактоваться:
требует обеспечения активного формирующего воздействия на ребёнка в процессе его становления; 3) как способ развития одарённости человека, успешное становление которой имеет зримую врождённую основу и одновременно требует действенных механизмов, обеспечивающих её прижизненное развёртывание и дополнение.
Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:
а) осознанный и обоснованный выбор разработчиками модели одного из трёх указанных вариантов понимания природы детской одарённости;
б) понимание того, каким образом трактовка природы детской одарённости детерминирует целевые установки разработчиков моделей социализации одарённых детей и подростков, влияет на выбор путей, способов и средств реализации целей по развитию детской одарённости.
Вторая базовая характеристика, связанная с необходимостью учёта степени проявленности детской одарённости, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может строиться:
1) как модель преимущественно развивающей работы с субъектами, уже явно проявившими свою одарённость;
2) как модель работы, преимущественно необходимой для актуализации ещё не проявленной одарённости, развития потенциала ребёнка, формирования его способностей, без генезиса которых невозможно проявление одарённости;
3) как модель, которая призвана целенаправленно решать в том или ином соотношении обе обозначенные выше задачи одновременно.
1) как способ развития преимущественно врождённой одарённости человека, что, главным образом, требует создания особых поддерживающих условий для её проявления и реализации;
2) как способ развития преимущественно прижизненно приобретаемой одарённости человека, что в большей степени
Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:
а) осознанный и обоснованный выбор разработчиками модели социализации контингента детей и подростков по степени проявленности и уровню развития их
Кошщ.......ПЛОДИЛИ,.......ШШ
одарённости, с которыми будет проводиться работа; б) определение перечня диагностик, позволяющих определить уровень развития одарённости и способностей детей и подростков, а также направленность их личности, знание которых необходимо для успешной разработки и реализации модели социализации; при этом следует исходить из чёткого понимания того, кто, для чего и как будет диагностироваться, а также каким образом будут использоваться полученные результаты диагностики.
Третья базовая характеристика, связанная с необходимостью сознательного выбора педагогических стратегий развития одарённых детей и подростков, социализация которых может осуществляться как через создание особых условий, так и посредством прямого воздействия, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может строиться:
1) как модель преимущественно прямого социализирующего воздействия на детей в ходе организации непосредственного педагогического взаимодействия с ними;
2) как модель преимущественного создания специальных социокультурных условий для развития субъектов посредством формирования для них особой обучающей и воспитывающей среды (опосредованное взаимодействие), что позволяет заметно снизить интенсивность прямого педагогического воздействия и расширяет возможности реализации самостоятельной активности ребёнка, поддержать его внутренние интенции;
3) как модель, органично сочетающая в различных пропорциях оба указанных способа организации социализирующей работы с детьми по принципу взаимодополнительности.
Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:
а) осмысление разработчиками модели возможностей и границ педагогических
стратегий развития через создание условий и посредством прямого воздействия на ребёнка, а также перспектив их сочетания применительно к достижению заявленных целей, наличным ресурсам, реальным ситуациям, особенностям контингента детей и квалификации педагогов;
б) определение психологического и педагогического инструментария, позволяющего адекватно реализовывать выбранный вариант реализации педагогических моделей.
Четвёртая базовая характеристика, связанная с наличием множества взаимодействующих преднамеренных (целенаправленных, организованных) и непреднамеренных (стихийных, спонтанных) потоков социализации, предполагает, что при разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков каждая такая модель может строиться:
1) как модель, максимально реализующая логику преднамеренной социализации, целенаправленно организующей процесс развития ребёнка в рамках закрытых процессов образования (воспитания, обучения); при этом всё то, что оказывается за непосредственными рамками этих процессов, рассматривается либо как их фон, контекст, либо вовсе выносится за скобки; пространство социализации детей в рамках создаваемой модели максимально педагогизи-руется, контролируется и корректируется в ходе организации непосредственного взаимодействия субъектов социализации и создаваемой воспитывающей и обучающей среды;
2) как модель, максимально открытая для всех потоков социализации, старающаяся использовать все виды конструктивных социальных практик, пронизывающих жизнь одарённых детей и подростков не только в школе, но и в сообществе, стремящаяся уйти от жёсткой педагогической организации различных аспектов жизнедеятельности ребёнка; активно нейтрализующая негативные внешние влияния;
3) как модель, ориентированная на органичное сочетание педагогического взаимодействия со спонтанными социализирующими влияниями, максимальное ис-
пользование потенциала последних, при планировании и осуществлении собственно педагогической работы, направленной на развитие одарённых детей и подростков, выявление и реализации их потенциала.
Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:
а) понимание разработчиками модели, каким образом ими будут учитываться, использоваться, нейтрализовываться для достижения заявленных целей различные потоки и преднамеренной, и спонтанной социализации;
б) определение психологического и педагогического (включая «социально-педагогический») инструментария, позволяющего адекватного реализовывать выбранный вариант.
Пятая базовая характеристика, связанная с необходимостью иметь организационную основу, которая обеспечит внедрение разработанной модели социализации одарённых детей и подростков, предполагает, что такая модель может функционировать и развиваться:
1) на базе организаций уже осуществляющих образовательную (учебную и воспитательную) и просветительскую деятельность (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования, интернаты, детские дома, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, учреждения спорта и т.п.);
2) на основе специально создаваемых новых временных или относительно постоянных организационных структур с возможным привлечением ресурсов выше перечисленных организаций и их сотрудников;
3) сочетая оба указанных варианта.
Учёт этой базовой характеристики моделей социализации одарённых детей и подростков предполагает:
а) понимание разработчиками модели социализации достоинств и недостатков
каждого из указанных вариантов применительно к их конкретной ситуации; б) оценку возможности и необходимости их реализации в разрабатываемой модели.
При разработке и внедрении моделей социализации одарённых детей и подростков следует ориентироваться на наличие или возможность привлечения следующих основных видов ресурсов, необходимых для обеспечения жизнеспособности проекта:
• финансово-экономических (денежные средства, квалифицированное бухгалтерско-экономическое сопровождение и т.п.);
• материально-технических (здания, сооружения, оборудование, техника, материалы, энергоснабжение и т.п.);
• нормативно-правовых (нормативно-правовые документы);
• организационно-управленческих (организационные структуры, субъекты осуществления управленческой деятельности и т.п.);
• научно-методических (научная поддержка и экспертиза на всех этапах работы над проектом, его методическое сопровождение на основе существующих научных достижений и методических разработок; получение, обобщение и использование нового научного и методического знания в ходе разработки и реализации модели социализации одарённых детей и подростков);
• психолого-педагогических (психологический и педагогический инструментарий, необходимый для работы по выявлению, развитию и поддержки одарённых детей и подростков в процессе их социализации для формирования их способностей);
• информационных (доступные базы данных, коммуникативные сети, опыт взаимодействия и т.п.);
• кадровых (люди, способные обеспечивать, совершенствовать и практически использовать все указанные выше виды ресурсов).
При этом именно кадровый ресурс обеспечивает реализуемость проекта, так как квалифицированные кадры эффективно используют и улучшают ресурсы, уже имеющиеся в наличии, а также находят и формируют необходимые дополнительные ресурсы.
Кошщ.......ПЛОДИЛИ,.......ШШ
Общие рекомендации по разработке и внедрению моделей социализации одарённых детей и подростков
Для разработки конкретной модели социализации одарённых детей и подростков необходимо создать команду единомышленников, которая должна выработать единую позицию, определив базовые характеристики проектируемой модели (см. выше), которые обеспечат её целостность и непротиворечивость, а также станут концептуальной основной того, что будет делать команда. Команда единомышленников формируется в процессе создания проекта работы с одарёнными детьми и подростками, планируемого к реализации.
Прежде всего членам команды необходимо определиться и прийти к консенсусу по следующим вопросам: а) что такое детская одарённость; б) какова её природа; в) каким образом одарённость связана с врождёнными и прижизненно приобретаемыми человеком качествами и свойствами; г) каковы пути, способы и средства её выявления, актуализации, развития, формирования. В процессе группового обсуждения и выработки членами группы общей позиции по указанным исходным для разработки модели вопросам и будет формироваться команда её создателей, способная продуктивно решать весь комплекс стоящих перед ней проблем. Таким образом, будет осмыслена первая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с пониманием природы детской одарённости.
Команда, разрабатывающая и модель социализации одарённых детей и подростков, должна чётко определить: а) одарённость какой направленности предполагается развивать у детей и подростков; в) будет ли вестись работа с теми, кто уже проявил одарённость, или/и с теми, чью одарённость надо ещё только выявить, актуализировать, сформировать; в) каким образом предполагается учитывать актуальные и потенциальные способности детей, а также направленность их интересов. Принимаемые решения будут определяться, во-первых, тем социальным заказом, который выполняют разработчики. Во-вторых, особенностями тех категорий и групп детей и подростков, развитие одарённости которых
планируется осуществлять. В-третьих, их квалификацией, а также уровнем их готовности решать стоящие перед ними задачи. В-четвёртых, наличными и потенциальными ресурсами, имеющимися в распоряжении разработчиков модели. Так, будет осмыслена вторая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с учётом степени проявленности детской одарённости.
При разработке модели социализации одарённых детей и подростков необходимо ответить на следующие вопросы: а) в какой степени решение предполагаемых задач может быть достигнуто посредством прямого педагогического воздействия на них, а в какой - с помощью организации воспитывающей и обучающей среды; б) какие дополнительные развивающие эффекты могут быть получены в результате применения каждой из указанных педагогических стратегий, а также какие дополнительные проблемы они могут породить; в) какой из указанных способов в большей степени соответствует социальному заказу и педагогическим ценностям членов команды разработчиков модели. Принимаемое решение во многом будет определяться тем, в какой степени имеющиеся и потенциальные ресурсы, социальный заказ, условия реализации разрабатываемой модели, особенности контингента детей будут способствовать реализации каждой из указанных стратегий. Таким образом будет осмыслена третья базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с выбором приоритета использования прямого педагогического взаимодействия или организации воспитывающей и обучающей среды развития одарённого ребёнка.
Команда, разрабатывающая модель социализации одарённых детей и подростков, должна определить: а) каким образом она предполагает организовывать направляемые на их развитие потоки социализации и что это за потоки; б) как эти потоки направляемой социализации будут соотноситься с уже имеющимися потоками преднамеренной социализации, а также с потоками стихийной социализации, которые пронизывают жизнь детей и подростков в семье, сообществе, различных социальных
группах, организациях образования, просвещения, культуры, спорта, а также продуцируются СМИ; б) имеются ли возможности сопряжения различных потоков социализации в рамках разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, какие педагогические проблемы такое сопряжение поможет решить, будут ли затрачиваемые на это усилия адекватны полученным результатам. Принимаемое в итоге решение будет во многом зависеть от того, в какой степени члены команды готовы иметь возможность работать с различными потоками социализации при решении собственно педагогических проблем. Так будет осмыслена четвёртая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с наличием преднамеренных и непреднамеренных потоков социализации человека.
При разработке модели социализации одарённых детей и подростков необходимо ответить на следующие вопросы: а) рассматривается ли создаваемая модель как часть уже существующей организационной структуры, изменяются в связи с этим только функции этой структуры или в её рамках появляются новые элементы (подструктуры); б) каким образом эти организационные структуры связаны с другими организационными структурами, семьями, сообществом, группами людей в части решения задач социализации одарённых детей и подростков; в) есть ли необходимость создания новой подструктуры в рамках существующей организационной структуры или есть необходимость создать новую организационную структуру, и на какие уже существующие структуры она будет опираться в своём функционировании и развития. Принимаемое решение будет определяться наличными ресурсами и административными возможностями команды разработчиков. И будет осмыслена пятая базовая характеристика разрабатываемой модели социализации одарённых детей и подростков, связанная с необходимостью создания определённой организационной основы её функционирования.
Главным базовым требованием к разрабатываемым и внедряемым моделям социализации одарённых детей и подростков является их реалистичность и реализуемость.
Реалистичность требует, чтобы эти модели были вполне практичными, жизнеспособными, соответствующими действительности, отражающими существующие потребности и обеспеченные необходимыми ресурсами. Реализуемость предполагает наличие группы людей (команды), которая обеспечит разработку, внедрение, а также поддержание функционирования и дальнейшее развитие модели, активно участвуя в этих процессах и привлекая других заинтересованных субъектов.
Важно иметь в виду, что эффективность модели социализации одарённых детей и подростков - это интегративное свойство рассматриваемой модели, характеризуемое мерой деятельности и обобщённым качеством полученного результата. Эффективность может быть представлена как совокупность результативности, действенности, производительности и ценности (значимости) модели социализации одарённых детей и подростков: 1) результативность реализуемой модели социализации выражает наиболее общее представление о результатах, полученных в ходе её внедрения; 2) действенность реализуемой модели социализации относится к достижению поставленных целей; показателем действенности является отношение результатов, которые достигнуты (результативность) к заявленным целям; 3) производительность реализуемой модели социализации характеризует ресурсы, которые затрачены для получения желаемых результатов; показателем производительности модели является отношение достигнутых результатов к фактическим затратам; 4) ценность (значимость) реализуемой модели социализации характеризует результаты, полученные по итогам внедрения модели с точки зрения степени их соответствия избранной системе ценностей.
Литература
1. Астафьева Е.Н. Манипулятивный компонент в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 1 (29). - С. 195-207.
2. Астафьева Е.Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 115-129.
кошщ.......íimíiu,.......mm
3. Астафьева Е.Н., Врачинская Т.В., Са-лов А.И. Конфликтологическое осмысление детства и воспитания / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2012. -108 с.
4. Вартовский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 507 с.
5. Дьюи Дж. От ребёнка - к миру, от мира -к ребёнку / пер. с англ. / сост. Г.Б. Корнетов. - М.: Карапуз, 2009. - 352 с.
6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. Url.: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70089372/[Дата обращения 26.08.2016]
7. Корнетов Г.Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология. - М.: МПСУ, 2016. -С.15-22.
8. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история: уч. посе. 3-е изд., пе-рераб., доп. - М.: АСОУ, 2016. - 472 с.
9. Корнетов Г.Б. Передающая, порождающая и преобразующая педагогика в образовании // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2015. -№ 2. - С. 51-58.
10. Корнетов Г.Б. Что такое образование // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2016. - № 3. С. 48-54.
11. Корнетов Г.Б., Салов А.И. Мировоззрение. Образование. Учитель: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2016. - 160 с.
12. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М.: МПСИ, 2006. - 432 с.
13. Рабочая концепция одарённости. Изд. 2-е, расширенное и перераб. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская; науч. ред. В.Д. Ша-дриков. - М.: Министерство образования РФ, 2003. - 95 с.
14. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего: Как вырастить талантливого ребёнка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 368 с.
15. Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкаре-ва Е.В. Система работы с одарёнными детьми: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 284 с.
16. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одарённости. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 464 с.
17. Яковлева Н.Р. Формальное, неформальное и информальное обучение в теории и практике западного образования // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-пе-дагогический контекст теории и практики современного образования: Материалы XII международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2016. - С. 244-246.