Научная статья на тему 'Как работает Международный автоматический обмен налоговой информацией'

Как работает Международный автоматический обмен налоговой информацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
873
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая информация / автоматический обмен налоговой информацией / ОЭСР / tax information / common reporting standard / OECD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонина Левашенко, Александра Коваль

Россия достигла договоренности об автоматическом обмене налоговой информацией с 73 странами. Это означает, что ФНС России уже в этом году сможет в автоматическом режиме получать информацию о зарубежных счетах налоговых резидентов РФ – физических лиц, юридических лиц и лиц, которые осуществляют в отношении них контроль. Но для того чтобы обмен стал реальностью, необходимо принятие еще ряда нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Automatic Exchange of Tax Information: How It Works

Russia has reached an agreement on the automatic exchange of tax information with 73 countries. It means that the RF Federal Tax Service is able as early as this year to receive automatically information on foreign accounts of Russian tax residents: individuals, legal entities and persons controlling them. But to make this information exchange a reality, it is necessary to adopt a number of regulations.

Текст научной работы на тему «Как работает Международный автоматический обмен налоговой информацией»

Налогообложение

КАК РАБОТАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИМ ОБМЕН НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ*

Антонина ЛЕВАШЕНКО

Старший научный сотрудник, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП; antonina.lev@gmail.com Александра КОВАЛЬ

Младший научный сотрудник, директор Клуба «Россия-ОЭСР» Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. Е-таН: chil57@mail.ru

Россия достигла договоренности об автоматическом обмене налоговой информацией с 73 странами. Это означает, что ФНС России уже в этом году сможет в автоматическом режиме получать информацию о зарубежных счетах налоговых резидентов РФ - физических лиц, юридических лиц и лиц, которые осуществляют в отношении них контроль. Но для того чтобы обмен стал реальностью, необходимо принятие еще ряда нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: налоговая информация, автоматический обмен налоговой информацией, ОЭСР.

В 2014 г. на площадке ОЭСР было принято Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансово-учетной информацией ^Б МСАА). Сегодня участниками Соглашения являются 98 государств, в том числе Россия. Последней присоединившейся к нему страной несколько недель назад стала Панама.

Автоматический обмен осуществляется непосредственно на двусторонней основе между странами-участницами CRS МСАА при поддержке ОЭСР - например, между Россией и Кипром, Россией и Нидерландами и т.д. При этом следует различать механизм обмена через двусторонние договоренности, но на многосторонней платформе, и механизм обмена посредством двусторонних соглашений без участия в CRS МСАА. Так как де-факто обмен информацией в рамках CRS МСАА возможен только за счет применения единого стандарта формирования отчетности ОЭСР ^Б), некоторые юрисдикции используют его для заклю-

чения двусторонних налоговых соглашений об обмене информацией на основе CRS (например, Гонконг, Сингапур). Однако подавляющее большинство стран осуществляют обмен в рамках многосторонней системы CRS MCAA.

Причины, по которым страны выбирают многостороннюю систему, - это возможность получения информации от офшоров (такие юрисдикции предоставляют информацию в одностороннем порядке), сведений о фактах нарушений положений Соглашения и о любых уведомлениях, связанных с CRS MCAA. Участники многосторонней системы могут также инициировать внесение поправок в текст Соглашения. Именно на площадке ОЭСР проводятся раунды активации отношений обмена между участниками CRS MCAA - по итогам 2017 г. в CRS MCAA было активировано более 2600 двусторонних договоренностей об обмене для 78 юрисдикций. Россия, в свою очередь, будет получать информацию от 73 стран, а передавать - 56.

* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 3 (64) (февраль 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС -«Международный автоматический обмен налоговой информацией; как он работает»).

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 3 • MARCH-APRIL 2018 71

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Для понимания механизма работы автоматического обмена стоит подробнее рассмотреть общий стандарт отчетности - CRS. Он устанавливает следующие параметры:

1) круг субъектов - финансовых институтов, которые должны формировать эту отчетность. Такими институтами являются: кредитные организации, инвестиционные и страховые компании. Государства вправе определять список финансовых институтов, которые освобождены от обязанности формировать и подавать отчетность (например, пенсионные фонды, получающие взносы от государственных структур);

2) круг лиц, в отношении которых формируется отчетность: физические лица - резиденты участвующих юрисдикций, юридические лица (а также структуры без образования юридического лица) и контролирующие их лица. Особое внимание ОЭСР уделяет вопросам контроля, поскольку именно механизм идентификации контролирующих лиц позволяет выявлять бенефициарных владельцев компаний и структур без образования юридического лица (трастов), которые используются для получения пассивного дохода за рубежом (распределение дивидендов, продажа недвижимости и т.п.);

3) перечень счетов, в отношении которых формируется отчетность: депозитарные, кастодиальные счета, счета, обеспечивающие договоры страхования и аннуитета, активы инвестиционных компаний. Государства вправе определять перечень счетов, характеризующихся низким риском, в отношении которых отчетность не формируется (например, так называемые спящие счета, по которым несколько лет не проводились трансакции);

4) порядок проведения процедур в отношении счетов клиентов финансовых институтов с целью определения их налогового резидентства. Соответствующие правила различаются в зависимости от того, существующие это счета или новые, счета физи-

ческих или юридических лиц. Счета физических лиц классифицируются на счета с высоким и низким значением стоимости в зависимости от того, превышает ли баланс счета на конец года или другого отчетного периода 1 млн. долл. В отношении и тех и других счетов должна быть предоставлена информация, однако применяются разные процедуры установления резидентства: для идентификации налогового резидентства владельца счета с высоким значением стоимости привлекается клиентский менеджер, в отношении счетов юридических лиц используется пороговое значение - 250 тыс. долл. Предоставление информации о счетах юридических лиц с низким значением стоимости с точки зрения CRS является правом, а не обязанностью финансовых институтов.

Россия присоединилась к CRS МСАА в 2016 г., заявив о намерении осуществить первый обмен информацией в 2018 г. за отчетный 2017 г. Уже в текущем году Россия осуществит обмен информацией за 2017 г. с Лихтенштейном, о. Мэн, Маврикием, Сингапуром и др., в 2019 г. - данными за 2018 г. со Швейцарией, Малайзией, Пакистаном, Ливаном, а в 2020 г. -данными за 2019 г. с Сент-Люсией. С некоторыми странами точная дата обмена еще не определена (Каймановы острова, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и др.). Договоренности об обмене еще не были достигнуты с Канадой, Израилем, Панамой и Бахрейном.

Однако закон, устанавливающий обязательства организаций финансового рынка (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов и др.), был принят в России только в конце прошлого года. Законом устанавливаются базовые понятия в отношении международного обмена, требования к отчетности организаций финансового рынка и ответственность за их нарушение. Непредставление информации организацией финансового рынка в срок наказывается штрафом в размере 500 тыс. руб., не-

72 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 3 • МАРТ-АПРЕЛЬ 2018

КАК РАБОТАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

представление информации в отношении одного клиента - 50 тыс. руб.

Требования в отношении отчетности должны быть установлены в постановлении Правительства РФ, согласованном с Банком России, которое должно быть непосредственно направлено на имплементацию CRS. Проект постановления Правительства РФ «О реализации международного автоматического обмена

финансовой информацией в налоговых целях» был размещен для публичного обсуждения 29 декабря 2017 г. Постановление предполагает разработку форматов представления информации ФНС -без них невозможно обеспечить единообразное применение правил. Проект постановления предполагает, что ФНС необходимо разработать форматы для обмена информацией до 1 апреля 2018 г. ■

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 3 • MARCH-APRIL 2018 7 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.