Налогообложение
КАК РАБОТАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИМ ОБМЕН НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ*
Антонина ЛЕВАШЕНКО
Старший научный сотрудник, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП; antonina.lev@gmail.com Александра КОВАЛЬ
Младший научный сотрудник, директор Клуба «Россия-ОЭСР» Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. Е-таН: chil57@mail.ru
Россия достигла договоренности об автоматическом обмене налоговой информацией с 73 странами. Это означает, что ФНС России уже в этом году сможет в автоматическом режиме получать информацию о зарубежных счетах налоговых резидентов РФ - физических лиц, юридических лиц и лиц, которые осуществляют в отношении них контроль. Но для того чтобы обмен стал реальностью, необходимо принятие еще ряда нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: налоговая информация, автоматический обмен налоговой информацией, ОЭСР.
В 2014 г. на площадке ОЭСР было принято Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансово-учетной информацией ^Б МСАА). Сегодня участниками Соглашения являются 98 государств, в том числе Россия. Последней присоединившейся к нему страной несколько недель назад стала Панама.
Автоматический обмен осуществляется непосредственно на двусторонней основе между странами-участницами CRS МСАА при поддержке ОЭСР - например, между Россией и Кипром, Россией и Нидерландами и т.д. При этом следует различать механизм обмена через двусторонние договоренности, но на многосторонней платформе, и механизм обмена посредством двусторонних соглашений без участия в CRS МСАА. Так как де-факто обмен информацией в рамках CRS МСАА возможен только за счет применения единого стандарта формирования отчетности ОЭСР ^Б), некоторые юрисдикции используют его для заклю-
чения двусторонних налоговых соглашений об обмене информацией на основе CRS (например, Гонконг, Сингапур). Однако подавляющее большинство стран осуществляют обмен в рамках многосторонней системы CRS MCAA.
Причины, по которым страны выбирают многостороннюю систему, - это возможность получения информации от офшоров (такие юрисдикции предоставляют информацию в одностороннем порядке), сведений о фактах нарушений положений Соглашения и о любых уведомлениях, связанных с CRS MCAA. Участники многосторонней системы могут также инициировать внесение поправок в текст Соглашения. Именно на площадке ОЭСР проводятся раунды активации отношений обмена между участниками CRS MCAA - по итогам 2017 г. в CRS MCAA было активировано более 2600 двусторонних договоренностей об обмене для 78 юрисдикций. Россия, в свою очередь, будет получать информацию от 73 стран, а передавать - 56.
* - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 3 (64) (февраль 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС -«Международный автоматический обмен налоговой информацией; как он работает»).
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 3 • MARCH-APRIL 2018 71
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Для понимания механизма работы автоматического обмена стоит подробнее рассмотреть общий стандарт отчетности - CRS. Он устанавливает следующие параметры:
1) круг субъектов - финансовых институтов, которые должны формировать эту отчетность. Такими институтами являются: кредитные организации, инвестиционные и страховые компании. Государства вправе определять список финансовых институтов, которые освобождены от обязанности формировать и подавать отчетность (например, пенсионные фонды, получающие взносы от государственных структур);
2) круг лиц, в отношении которых формируется отчетность: физические лица - резиденты участвующих юрисдикций, юридические лица (а также структуры без образования юридического лица) и контролирующие их лица. Особое внимание ОЭСР уделяет вопросам контроля, поскольку именно механизм идентификации контролирующих лиц позволяет выявлять бенефициарных владельцев компаний и структур без образования юридического лица (трастов), которые используются для получения пассивного дохода за рубежом (распределение дивидендов, продажа недвижимости и т.п.);
3) перечень счетов, в отношении которых формируется отчетность: депозитарные, кастодиальные счета, счета, обеспечивающие договоры страхования и аннуитета, активы инвестиционных компаний. Государства вправе определять перечень счетов, характеризующихся низким риском, в отношении которых отчетность не формируется (например, так называемые спящие счета, по которым несколько лет не проводились трансакции);
4) порядок проведения процедур в отношении счетов клиентов финансовых институтов с целью определения их налогового резидентства. Соответствующие правила различаются в зависимости от того, существующие это счета или новые, счета физи-
ческих или юридических лиц. Счета физических лиц классифицируются на счета с высоким и низким значением стоимости в зависимости от того, превышает ли баланс счета на конец года или другого отчетного периода 1 млн. долл. В отношении и тех и других счетов должна быть предоставлена информация, однако применяются разные процедуры установления резидентства: для идентификации налогового резидентства владельца счета с высоким значением стоимости привлекается клиентский менеджер, в отношении счетов юридических лиц используется пороговое значение - 250 тыс. долл. Предоставление информации о счетах юридических лиц с низким значением стоимости с точки зрения CRS является правом, а не обязанностью финансовых институтов.
Россия присоединилась к CRS МСАА в 2016 г., заявив о намерении осуществить первый обмен информацией в 2018 г. за отчетный 2017 г. Уже в текущем году Россия осуществит обмен информацией за 2017 г. с Лихтенштейном, о. Мэн, Маврикием, Сингапуром и др., в 2019 г. - данными за 2018 г. со Швейцарией, Малайзией, Пакистаном, Ливаном, а в 2020 г. -данными за 2019 г. с Сент-Люсией. С некоторыми странами точная дата обмена еще не определена (Каймановы острова, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и др.). Договоренности об обмене еще не были достигнуты с Канадой, Израилем, Панамой и Бахрейном.
Однако закон, устанавливающий обязательства организаций финансового рынка (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов и др.), был принят в России только в конце прошлого года. Законом устанавливаются базовые понятия в отношении международного обмена, требования к отчетности организаций финансового рынка и ответственность за их нарушение. Непредставление информации организацией финансового рынка в срок наказывается штрафом в размере 500 тыс. руб., не-
72 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 25 • № 3 • МАРТ-АПРЕЛЬ 2018
КАК РАБОТАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
представление информации в отношении одного клиента - 50 тыс. руб.
Требования в отношении отчетности должны быть установлены в постановлении Правительства РФ, согласованном с Банком России, которое должно быть непосредственно направлено на имплементацию CRS. Проект постановления Правительства РФ «О реализации международного автоматического обмена
финансовой информацией в налоговых целях» был размещен для публичного обсуждения 29 декабря 2017 г. Постановление предполагает разработку форматов представления информации ФНС -без них невозможно обеспечить единообразное применение правил. Проект постановления предполагает, что ФНС необходимо разработать форматы для обмена информацией до 1 апреля 2018 г. ■
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 3 • MARCH-APRIL 2018 7 3