Научная статья на тему 'КАК ПРОВЕРИТЬ НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА ИЗ АРМЕНИИ ПЕРЕД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ДОГОВОРА?'

КАК ПРОВЕРИТЬ НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА ИЗ АРМЕНИИ ПЕРЕД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ДОГОВОРА? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА / ПРОВЕРКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА АРМЕНИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купцова Арина Сергеевна

В научной работе раскрывается механизм проверки юридического лица Республики Армения перед заключением договора с российским юридическим лицом. Данная работа актуальна не только с теоретической точки зрения, но и с практической, поскольку изложенный материал может использоваться в деятельности компаний при проверке контрагентов на благонадежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Купцова Арина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO CHECK THE RELIABILITY OF A COUNTERPARTY FROM ARMENIA BEFORE CONCLUDING A CONTRACT?

The scientific work reveals the mechanism of verification of a legal entity of the Republic of Armenia before concluding an agreement with a Russian legal entity. This work is relevant not only from a theoretical point of view, but also from a practical one, since the material presented can be used in the activities of companies when checking counterparties for reliability.

Текст научной работы на тему «КАК ПРОВЕРИТЬ НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА ИЗ АРМЕНИИ ПЕРЕД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ДОГОВОРА?»

УДК 341.9

Купцова Арина Сергеевна Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Высшая школа права Россия, Москва ASKupcova@yandex.ru Kupcova Arina Plekhanov Russian University of Economics

Higher School of Law Russia, Moscow

КАК ПРОВЕРИТЬ НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА ИЗ АРМЕНИИ ПЕРЕД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ДОГОВОРА? Аннотация: в научной работе раскрывается механизм проверки юридического лица Республики Армения перед заключением договора с российским юридическим лицом. Данная работа актуальна не только с теоретической точки зрения, но и с практической, поскольку изложенный материал может использоваться в деятельности компаний при проверке контрагентов на благонадежность.

Ключевые слова: ЕАЭС, заключение договора, проверка юридического лица Армении, юридические риски, экономические риски.

HOW TO CHECK THE RELIABILITY OF A COUNTERPARTY FROM ARMENIA BEFORE CONCLUDING A CONTRACT? Annotation: the scientific work reveals the mechanism of verification of a legal entity of the Republic of Armenia before concluding an agreement with a Russian legal entity. This work is relevant not only from a theoretical point of view, but also from a practical

one, since the material presented сап be used in the activities of companies when checking counterparties for reliability.

Key words: The EAEU, the conclusion of the contract, the verification of the legal entity of Armenia, legal and economic risks.

Будучи российским юридическим или физическим лицом до заключения того или иного договора с контрагентом важно убедиться, что он является не только действующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но и располагает достаточными ресурсами для исполнения обязательств по соответствующему договору. Такая проверка актуальна не только для заключения договоров и совершения иных сделок между резидентами Российской Федерации, но и в случаях, если речь идет о договорах, заключаемых, между юридическим лицом России и контрагентом из другого государства. Далее в данной работе будет рассмотрен алгоритм проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя из Республики Армения.

В целом правовые системы и принципы их функционирования в России и Армении довольно близки, как и между другими государствами-членами ЕАЭС [1]. Схоже и законодательство в области правового регулирования создания и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основным законом Армении в этой области является Закон Республики Армения «О государственной регистрации юридических лиц» [2]. Данный Закон схож с российским Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3]. Юридическое лицо Армении должно иметь минимальный пакет документов, чтобы его зарегистрировали: заявление учредителя/уполномоченного им лица; протокол собрания учредителей (если в состав учредителей входит другое юридическое лицо, то предоставляется соответствующее решение органа управления такого

юридического лица); устав; квитанция об оплате госпошлины. Для индивидуальных предпринимателей перечень документов для регистрации в Армении выглядит следующим образом: заявление о регистрации; копия паспорта; фотокарточка; квитанция об уплате госпошлины.

Какие документы необходимо запросить у компании из Армении до заключения договора? Прежде всего это устав, в данном учредительном документе мы проверяем основные моменты: полномочия директора (генерального директора) на заключение договора, срок его полномочий; ограничения по заключаемым сделкам (это могут быть сделки, которые требуют одобрения коллегиального органа юридического лица в зависимости от определенной суммы или, к примеру, единоличный исполнительный орган вовсе не обладает полномочиями по заключению определенных видов договоров и т.д.) - эти три ключевые момента являются наиболее важными, но помимо них также следует обратить внимание и на иные специфические положения устава компании Республики Армения.

Следующим документом является УНН (учетный номер налогоплательщика) - аналог ИНН российского юридического лица. Данный номер имеет также свою структуру и позволяет удостовериться в том, что компания состоит на налоговом учете.

Необходимо запросить решение (протокол) о назначении директора (генерального директора) юридического лица Армении, а в случае, если данное лицо не является учредителем, то приказ о его вступлении в должность или иной документ, позволяющий идентифицировать подпись директора в указанном документе с подписью в заключенном договоре во избежание возможной подделки подписи.

Еще одним документом является выписка из торгового реестра Армении -это официальный документ, который выдается Агентством Государственного Регистра Юридических лиц Министерства Юстиции Республики Армения и

содержит общедоступные сведения о юридических лицах различных организационно-правовых форм. При этом по данной выписке можно также проследить изменения в сведениях и учредительных документах компании. Для того, чтобы удостовериться в наличии банковских счетов контрагента можно помимо карточки с банковскими реквизитами запросить справку о наличии банковских счетов.

Если предполагается сотрудничество с индивидуальным предпринимателем Армении, то перечень запрашиваемых документов ограничивается УНН, паспортом, справкой о наличии банковских счетов, карточкой с реквизитами контрагента.

Таким образом, указанный выше перечень документов позволит полагать о реальности существования и деятельности контрагента. Это позволит снизить риск мошеннических действий, потери денежных средств, прибыли компании, передачи товаров и (или) оказания услуг несуществующему в действительности контрагенту.

Вторым этапом проверки контрагента из Армении является поиск информации о нем в общедоступных источниках и базах данных. В данном случае есть большая вероятность столкнуться со сложностями, связанными с доступностью российским пользователям и удобством использования ряда источников информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях рассматриваемого государства.

Одним из доступных сервисов проверки контрагента Армении является Электронный регистр (официальный реестр компаний) [4]. Он функционирует как на этапе регистрации юридических лиц при подаче документов, так и на этапе поиска компании среди зарегистрированных по УНН или иным данным компании. Помимо основной информации о юридическом лице здесь можно получить Декларацию о реальных владельцах компании, в которой содержатся

их личные данные (имя, фамилия, гражданство), а также процент участия и дата приобретения доли.

Информацию о постановке контрагента на налоговый учет можно получить на сайте Налоговой службы республики Армения [5]. В данном случае также достаточно УНН организации. С помощью названного сервиса можно получить информацию об организационно-правовой форме, юридическом адресе, видах деятельности, дате регистрации, а также статусе юридического лица (действующее или недействующее) и режиме налогообложения.

По проверке контрагента из Армении на предмет его участия в качестве ответчика и (или) истца в судебных процессах по разным категориям дел будет полезен сервис по поиску судебных дел - он, как и другие сервисы в области судебной системы Армении, находится на едином официальном сайте судебной власти республики [6]. С помощью данного источника можно получить информацию об участии контрагента в гражданских, уголовных, административных делах, а также проверить наличие возбужденных в отношении него дел о банкротстве.

На сегодняшний день многие компании, активно занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеют собственные сайты, страницы в социальных сетях - это также характеризует статус компании и позволяет определить вовлеченность контрагента в бизнес-процессы.

Как видно по изложенному выше, несмотря на то, что и Армения, и Россия довольно близки в правовом и экономическом устройстве, на сегодняшний день существуют определенные сложности, затрудняющие полную и качественную проверку компании из Армении, чтобы минимизировать возможные риски и отрицательные последствия от сотрудничества.

Однако государствами-членами ЕАЭС принимаются активные меры по развитию и укреплению интеграционных процессов в рамках союза [7]. Основной целью в данной области является создание единого экономического

пространства. С данной целью связаны планируемые меры по сокращению административных барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС; обеспечение межгосударственного информационного обмена; обеспечение гармонизации национальных законодательств государств-членов ЕАЭС; обеспечение единообразия таможенного администрирования, единые условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и др. [8].

Во исполнение мер по укреплению интеграционных процессов осуществляется разработка соглашений и иных документов в данной области [9]. Например, актуальным в рамках настоящей работы документом является разработанный проект Соглашения о единой системе идентификации участников внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза [10]. Одной из целей разработки данного Соглашения является упрощение взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с государственными органами и организациями государств-членов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В соответствии с данным проектом каждому участнику внешнеэкономической деятельности присваивается уникальный идентификационный номер, который также содержится в соответствующем реестре. Сбор, хранение и обработка всех данных будет осуществляться в электронном виде.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о наличии препятствий во взаимодействии государств-членов ЕАЭС, одним из них является отсутствие доступных ресурсов по проверке контрагентов государств-членов ЕАЭС до заключения договоров. Указанное препятствие представляется возможным устранить путем усиления интеграционных процессов в данной области, создания (обеспечения доступа к созданным) общедоступных сервисов.

Список литературы:

1. Минасян Г.М. Вступление Армении в ЕАЭС и новые векторы сотрудничества на евразийском пространстве // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 1. С. 67-68.

2. Закон Республики Армения от «03» апреля 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» // СДЗ РА 2001 г. том 5.

3. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 24.07.2023 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

4. Электронный Регистр. Правительство Республики Армения [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-register.am/ru/search (дата обращения: 07.08.2023 г.).

5. Налоговая служба Республики Армения [Электронный ресурс] // URL: https://www.petekamutner.am/tsOS_Taxpayers.aspx (дата обращения: 07.08.2023 г.).

6. Судебная власть Республики Армения [Электронный ресурс] // URL: https://court.am/hy/monitoring (дата обращения: 07.08.2023 г.).

7. Алтунян А.Г., Согомонян Х.Т. Перспективы интеграции Армении в ЕАЭС // Экономика и управление. 2015. № 2. С. 24-25.

8. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации № 427-СФ от 23.06.2021 г. «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской федерации: http: //council .gov.ru/activity/documents/128320/

9. Ибрагимов А.Г. ЕАЭС: проблемы и перспективы // Постсоветские исследования. 2018. № 8. С. 757-758.

10. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.01.2020 г. № 11 «О проекте Соглашения о единой системе идентификации

участников внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза» (Вместе с проектом «Перечня сведений, содержащихся в общем реестре уникальных идентификационных номеров») // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org/, 22.01.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.