Научная статья на тему 'Как преодолеть образовательные контрасты в Московской системе образования'

Как преодолеть образовательные контрасты в Московской системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ / THE EDUCATION SYSTEM OF THE CITY OF MOSCOW / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ПОДДЕРЖКА ШКОЛ / SUPPORT FOR SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ю.В.

Анализируются причины и условия снижения качества образования в московских школах. Предлагается улучшить ситуацию в общем образовании Москвы за счет поддержки школ, показывающих средние по уровню качества результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBLEMS OF MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT MANAGEMENT

Analyses the causes and conditions of the decline in the quality of education in Moscow schools. To improve general education in Moscow by supporting the schools, featuring high quality results.

Текст научной работы на тему «Как преодолеть образовательные контрасты в Московской системе образования»

УДК 371; 373

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ В МОСКОВСКОЙ

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Казакова Ю.В., к.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия Email: kazakova546@mail.ru

Аннотация. Анализируются причины и условия снижения качества образования в московских школах. Предлагается улучшить ситуацию в общем образовании Москвы за счет поддержки школ, показывающих средние по уровню качества результаты. Ключевые слова: система образования города Москвы; качество образования; поддержка школ.

PROBLEMS OF MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT

MANAGEMENT

Kazakova Yu.V., PhD., Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia Email: kazakova546@mail.ru

Abstract. Analyses the causes and conditions of the decline in the quality of education in Moscow schools. To improve general education in Moscow by supporting the schools, featuring high quality results.

Keywords: the education system of the city of Moscow; the quality of education; support for schools.

На сайте Департамента образования города Москвы опубликовано интервью с И.И. Калиной «У нас хорошие дети»1, в котором он признаёт, что в Москве «наряду с образцами качества есть и столь же явные образцы образования некачественного, и их намного больше». По словам, И.И. Калины, «таких школ в Москве не одна и не две, а двузначное или трехзначное число». В чём же причина такого расслоения? И какими могут быть пути решения проблемы?

В первую очередь, низкий уровень качества образования многих московских школ связывают с их хроническим недофинансированием. Долгие годы городской Департамент материально поддерживал всего 100-200 школ как лицо московского образования.

К началу 2012 года все школы Москвы перешли на новые нормативы финансирования: в начальной школе на одного учащегося в год выделяется 84 тысячи рублей, а на учащегося 10-го, 11-го класса -123 тысячи. Кроме того, в 2011 году 85 лучших школ Москвы получили Гранты Мэра Москвы в сфере образования на

1 Калина И.И. У нас хорошие дети [Текст] /http://www.educom.ru/ru/firstface/detail/?ID=22352 (03.02.2012)

развитие, содержание, оснащение и стимулирующие выплаты работникам на общую сумму 650 млн. рублей (10 грантов по 15 млн. руб.; 25 грантов по 10 млн. руб.; 50 грантов по 5 млн. руб.). Гранты вручались за достижения высоких результатов в образовательной деятельности (учитывалось количество учащихся-победителей олимпиад, результаты ЕГЭ и ГИА).

Вроде бы всё справедливо: хочешь больше получить - лучше работай. Но только ли в приложенных усилиях дело? За счёт чего эти школы добились таких успехов? Практически все учебные заведения из 85 являются лицеями, гимназиями или языковыми школами. А это означает, что в них сильный кадровый состав (много преподавателей из ведущих вузов Москвы), современная материально-техническая база (включая вузовские лаборатории), но главное - отобранный контингент учащихся.

Контингент обучающихся (и, соответственно, родителей) всегда играл важную роль в достижении успехов школой. Однако сейчас в ситуации растущего социального расслоения, активных миграционных процессов его влияние становится, зачастую, определяющим, способствуя или препятствуя усилиям педагогического коллектива.

Очевидно, что конкурентоспособными являются те школы, в которых есть конкуренция среди учащихся. К сожалению, во многих «дворовых» школах сильных, мотивированных учащихся (особенно в 8-9 классах) не набирается и на 1 класс в параллели.

Проблема средней школы известна практикам и ученым. Именно в 8-9 классах качество обучения (количество учащихся, успевающих по предметам на 4 и 5) резко падает (ниже 30%). Значительно снижается учебная мотивация. Основные причины лежат в сфере возрастной физиологии и психологии: начало полового созревания, смена ведущего типа деятельности (с обучения на общение) и др. Но эти факторы накладываются на чисто педагогические проблемы обучения неоднородного контингента школьников, обладающих разной готовностью и мотивацией к обучению.

Давно пора признаться, что в школах растёт число учащихся немотивированных на получение знаний или неспособных освоить образовательную программу даже в минимальном объёме. С такими детьми работать сложнее всего. Раньше их выпускали из школы со справкой. Сейчас такой практики нет. Учителя вынуждены заниматься приписками (двойки ставить в триместрах или четвертях негласно запрещено), все силы тратить на подготовку к экзаменам (ГИА по русскому языку и математике) именно отстающих детей, а не ориентироваться на достижение высоких результатов способными учениками. В результате средний балл по предмету (по результатам ГИА) остаётся низким, а «сильные» учащиеся вынуждены обращаться к репетиторам.

Возможно, в интересах повышения качества образования правильнее было бы перейти к дифференцированному подходу: ориентироваться на высокие достижения способных и трудолюбивых учащихся, а для «слабых» ввести иные формы аттестации, сформировать на базе школ коррекционные классы для труднообучаемых детей и работать с ними по специальным адаптированным программам и индивидуальным планам (с учётом темпа усвоения материала). Очень важной является работа с такими учащимися психологов, дефектологов и других специалистов. Учителя, работающие в коррекционных классах, должны иметь специальную подготовку. К сожалению, в настоящее время наличие в классах труднообучаемых детей ставится в вину учителю, который, якобы, не смог заинтересовать ученика своим предметом, доступно донести знания, реализовать индивидуальный подход и т.д. В результате такой политики ущемляется право способных учащихся на получение качественного образования, результаты по школе усредняются и не дотягивают до средних по городу, школа не имеет возможности выбраться из числа отстающих.

Кроме того, именно в 8-9 классе происходит предпрофильная подготовка, а зачастую и переход на профильное обучение. Однако в школах к этому не готовы не только многие учащиеся, но и родители. Переход в другую школу из-за профиля обучения пока не является распространённым явлением в школьной практике, большинство учащихся предпочитает заканчивать 9 класс в своей школе. В этих условиях профилизация не позволяет отобрать мотивированных учащихся, сплошь и рядом в профильные классы зачисляются не определившиеся школьники, который, как «балласт» не позволяет повысить качество обучения по предмету, поскольку учитель по-прежнему вынужден ориентироваться на средних учеников и тянуть слабых.

На наш взгляд, выходом из создавшейся ситуации может стать кооперация школ одного района, которые должны не конкурировать между собой, а разработать общую программу повышения качества образования и развития профильного обучения. Целесообразно на базе каждой из районных школ организовать профильные классы разной направленности (в зависимости от кадрового состава, материальной базы, связи с вузами); отслеживать образовательные успехи и склонности каждого учащегося (ввести рейтинги учащихся по предметам на уровне школы и района); вести разъяснительную работу с родителями о необходимости перевода учащегося в ту или иную школу или класс в зависимости от его склонностей и достижений; осуществлять набор учащихся в профильные классы на жёсткой конкурсной основе с учётом рейтинга по предмету, побед на предметных олимпиадах, участия в конференциях и

т.д. Благодаря этому комплексу мер качество обучения в профильных классах поднимется, а сами школы станут привлекательными.

В целом же, в настоящих условиях ощутимо повысить качество образования в московских школах можно, сделав ставку не на лучшие, а на «средние» по результатам обучения школы, дотянув их до высокого уровня. Финансовую поддержку следует оказывать не 85 школам - лидерам Московского образования (там и так всё хорошо), а 300-500 школам «среднего класса», помогая им выйти в группу лидеров. Тогда качественное образование будет доступно большему количеству мотивированных на учёбу детей, и за ним не надо будет ездить на другой конец Москвы (школы-лидеры распределены очень неравномерно по округам столицы).

Массовые, «средние» по результатам школы способны сократить отрыв от лидеров. Для этого надо: укрепить их материально-техническую базу и кадровый потенциал; разработать на уровне районов межшкольную программу повышения качества образования, развития профильного и коррекционного обучения; ввести рейтинговую систему оценки учащихся по предметам, и на основе этой оценки рекомендовать школу и профиль обучения; формировать профильные классы только на конкурсной основе с учётом предметных достижений учащихся; разработать программу курсов повышения квалификации для учителей по работе с труднообучаемыми детьми; разработать иные программы (по объёму и темпам усвоения), формы обучения и аттестации таких учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.