Научная статья на тему 'КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ И УЧЕСТЬ НОВОГОДНИЕ РАСХОДЫ'

КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ И УЧЕСТЬ НОВОГОДНИЕ РАСХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ И УЧЕСТЬ НОВОГОДНИЕ РАСХОДЫ»

2)Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

3) ЗАО Консалтинговая Группа «Ценный Совет»[Электронный ресурс]/-Режим доступа ^-йр^/^^^^у^.га/аисйошветсев/

Щигорева М. Н. студент Выскребенцева А. С., к. э.н.

доцент

Рубцовский Институт (филиал) АлтГУ Россия, Алтайский край, г. Рубцовск КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ И УЧЕСТЬ НОВОГОДНИЕ

РАСХОДЫ

Перед новым годом бухгалтеру приходится задумываться не только о подарках близким, но и о том, как правильно списать всевозможные предпраздничные расходы компании.

Новогодние расходы - это не только предстоящие корпоративные мероприятия, но и праздничное убранство торговых центров, украшение офисов, а также подарки сотрудникам. Между тем налогообложение указанных затрат всегда вызывало много вопросов. Рассмотрим спорные стороны.

Украшение витрин и фасадов.

Можно ли списать на расходы стоимость наряженных елок, всевозможных гирлянд и огоньков? Ответ зависит от того, где именно развесили мишуру и шарики: в торговом зале, на витрине, на фасаде.

Украшение витрин и стеллажей — вполне обоснованный расход, к которому инспекторы вряд ли будут придираться Пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ относит такие затраты к ненормируемым рекламным расходам.

Елка и гирлянды в торговом зале — это уже другое дело. Обосновать такие затраты будет сложнее. Тем более, что официальной позиции по этому вопросу нет ни у Минфина, ни у ФНС.

Столичные и областные налоговики в большинстве против списания таких расходов при расчете налога на прибыль. Только в ИФНС России № 16 по г. Москве рекомендуют: «На вашем месте я бы списала такие затраты как рекламные. Но для этого нужны внутренние документы, из которых бы следовало, что вы украшаете зал с целью привлечения покупателей и увеличения продаж». А вот в столичной ИФНС России № 17 по г. Москве считают, что учесть затраты на украшение торгового зала можно, но только тем компаниям, у которых нет убытков.

Чтобы не было проблем с инспекторами, необходимо правильно оформить внутренние документы. Нужно доказать, что украшение торгового

зала способствует привлечению клиентов в канун праздников. И соответственно увеличивает продажи. В помощь — постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А40/12070-09.

Что касается декорирования фасада здания и прилегающей территории, то заниматься этим приходится не только по своей воле. В столице, например, такая обязанность для предприятий потребительского рынка и услуг установлена Распоряжением правительства Москвы от 6 декабря 2006 г. № 2521-РП. Подобные распоряжения есть и в некоторых других регионах страны. Кроме того, перед праздниками чиновники местных муниципалитетов зачастую рассылают по организациям «письма счастья». В них настоятельно рекомендуют облагородить здания к Новому году. Такие расходы лучше учесть как внереализационные. Подтверждением обоснованности будет ссылка на столичный нормативный акт или копия письма из муниципалитета. Так считают опрошенные нами налоговые инспекторы. А также судьи (например, в вышеназванном постановлении ФАС Московского круга). [1]

Выводы:

- затраты на оформление витрин и демонстрационных залов относятся к расходам организации на рекламу (зачастую указанный факт приходится отстаивать в судах);

- доказать экономическую обоснованность новогоднего оформления офисов сложно. Тем не менее, если вы хотите рискнуть, то здесь следует опираться к ст. 264 НК РФ.

Расходы на корпоративы.

Самый лучший вариант — это списывать затраты на новогодний праздник за счет чистой прибыли компании. При этом НДФЛ и страховые взносы надо начислять, только если доход работника можно персонифицировать. Если же невозможно подсчитать, кто сколько съел и выпил, то НДФЛ и взносы начислять не надо (письмо Минфина России от 14 августа 2013 г. № 03-04-06/33039, письмо Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061).

В то же время на практике некоторые компании рискуют и учитывают затраты на новогодний праздник при расчете налога на прибыль. Чаще всего как представительские, консультационные или командировочные расходы. Вид расходов будет зависеть от вида корпоратива:

1. Корпоратив под видом деловых переговоров.

Если на свой новогодний банкет компания приглашает представителей контрагентов, например, из числа поставщиков или заказчиков, то затраты можно списать как представительские. Но тогда и документы должны быть оформлены так, как будто компания проводила деловые переговоры. Кроме того, необходимо иметь в виду три важных момента.

Во-первых, безопаснее, чтобы по итогам встречи с контрагентами были достигнуты конкретные договоренности.

Во-вторых, представительские расходы нормируются, они не могут превышать 4 процентов от суммы затрат на оплату труда. При этом сюда можно отнести аренду зала и стоимость питания (при должном документальном подтверждении), но не стоимость развлекательной программы (скажем, выступление артистов).

В-третьих, способ подходит, когда штат в компании небольшой или корпоратив проводится для отдельных сотрудников. Например, подозрительно будет выглядеть деловая встреча, если в штате числятся, к примеру, 500 человек и все они присутствовали на переговорах. Да еще и накануне Нового года.

2. Корпоратив совместно с семинарами.

В рамках корпоратива некоторые организации проводят небольшие семинары, тренинги, командные игры (тимбилдинги). Это позволяет списать затраты как консультационные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Обоснованность данного подхода подтвердили судьи ФАС Московского округа в постановлении от 24 сентября 2009 г. № КА-А40/9145-09.

Если совместить корпоратив с семинарами, то расходы можно учесть в полной сумме, а не частично, как в случае с представительскими. В то же время консультационные расходы всегда привлекают повышенное внимание налоговиков. Инспекторы с особой тщательностью проверяют каждый подтверждающий документ (чем больше их будет — тем лучше). Если где-то проскочит хоть малейший намек на развлекательное мероприятие, то расходы снимут и доначислят налог на прибыль. Поэтому в данном случае в документах не стоит обособленно выделять затраты на аренду зала, питание, напитки и т. д. Если будет указана лишь финальная сумма (общая стоимость тренинга), то вопросов со стороны проверяющих будет меньше.

3. Корпоратив — командировка.

Если корпоратив проходит в другом городе, то некоторые компании оформляют это как обычную командировку. Ведь здесь есть затраты и на проживание, и на проезд (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Но опять же, оформляя документы, нельзя допускать ни малейшего упоминания о развлекательном мероприятии. Все должно выглядеть именно как деловая поездка. И хотя суды в таких ситуациях, как правило, поддерживают компании (см., например, постановление ФАС Московского округа от 18 ноября 2010 г. № КА-А40/14213-10), спора можно избежать вообще, если все бумаги будут оформлены идеально.

Кроме того, оформив корпоративный праздник как командировку, нельзя забывать про суточные. Ведь, если поездка длится более одного дня, формально положено выплачивать суточные. Эти суммы можно также учесть как командировочные. Причем на всю сумму не нужно начислять страховые взносы. НДФЛ не облагаются 700 руб. в сутки при поездке по России (при загранкомандировке — 2500 руб.).

Налог на прибыль и НДС.

Чиновники считают, что затраты, понесенные в связи с организацией и проведением корпоративного праздника в целях налогообложения прибыли, экономически оправданными расходами не признаются. Дело в том, что данные траты в принципе не связаны с осуществлением деятельности, направленной исключительно на получение дохода. Указанная точка зрения прозвучала в следующих Письмах Минфина России: от 11.09.2006 N 03-0304/2/206 и от 20.12.2005 N 03-03-04/1/430.

В свою очередь, входной НДС с суммы расходов на праздничное мероприятие нельзя принять к вычету. Ведь в данном случае товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

НДФЛ.

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ). Минфин России в Письме от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86 сказал, что в этих целях предприятие должно принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами. Вместе с тем если при проведении такого мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым участником корпоратива, то дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает.

Страховые взносы.

Объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Указанное правило прописано в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

В свою очередь, при расчете базы для начисления страховых взносов вознаграждение в натуральной форме учитывают как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленные исходя из их цен, указанных сторонами договора. При этом в стоимость включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и сумма акцизов (п. 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Так что расходы, связанные с проведением корпоративных мероприятий, объектом обложения страховыми взносами не являются. Дело в том, что данные затраты не относятся к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым работодателем в пользу работников по

трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Да и персонифицировано определить размер дохода в натуральной форме для каждого работника обычно не представляется возможным.

Взносы на "травматизм".

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда работников (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). При этом расходы на проведение корпоративного праздника оплатой труда не являются и, соответственно, в базу для начисления указанных взносов не попадают. Да и определить размер дохода в натуральной форме для каждого работника обычно не представляется возможным.[2]

Итак, расходы, связанные с проведением корпоративного праздника:

- не учитываются в целях налогообложения прибыли;

- входной НДС с суммы затрат на праздничное мероприятие нельзя принять к вычету;

- если при проведении такого мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым участником, то дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает;

- не подлежат налогообложению страховыми взносами;

- не подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таблица 1. - Документы, необходимые для списания затрат на корпоративы__

Праздничные расходы Какие документы необходимы

Стоимость корпоратива учтена в представи-тельских расходах 1. Смета, утвержденная протоколом общего собрания участников (акционеров) организации или руководителем компании на определенный период времени. 2. Приказ руководителя о расходах на представительские цели. 3. Акт о том, что были произведены представительские расходы, утвержденный руководителем организации. 4. Отчет о мероприятии, в ходе которого были произведены представительские расходы

Стоимость корпоратива учтена как расходы на тренинг или семинар (консультационные услуги) 1.Договор на оказание консультационных услуг. 2. Акт приемки-передачи услуг. В акте должна быть ссылка на договор, на основании которого предоставлены услуги. Также нужно подробное описание фактически оказанных услуг, период

консультирования и стоимость. 3. Отчет консультанта. Без этого документа можно обойтись, если вся информация подробно расписана в акте приемки-передачи услуг. 4. Иные подтверждающие документы. В частности, это программа семинара или тренинга, их расписание, список обучающихся и пр.

Расходы на выездной кор-поратив оформлены как командировка 1.Служебное задание. 2.Приказ (распоряжение) о командировке. 3.Командировочное удостоверение. Если речь идет о загранкомандировке, командировочное удостоверение не оформ-ляют. По возвращении из командировки сотрудник обязан дооформить документы, которые были составлены перед отъездом, и заполнить авансовый отчет

Премии сотрудникам компании.

Многие компании перед новым годом выдают своим сотрудникам премии. Если работнику в общем-то все равно, как будет оформлена эта выплата, то для организации, с точки зрения налогового учета, есть более выгодные и менее выгодные варианты. Рассмотрим их подробнее.

С одной стороны, к расходам на оплату труда относятся выплаты стимулирующего характера за производственные достижения (п. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ). С другой стороны, пункт 25 той же статьи позволяет учесть затраты на любые выплаты работникам, предусмотренные трудовым или коллективным договором.

Получается, что праздничные премии достаточно прописать в кадровых документах. И тогда можно смело списывать эти выплаты в расходы при расчете налога на прибыль. Однако чиновники, в том числе и московские, категорически против такого подхода. Так, Минфин России в письме от 22 февраля 2011 г. № 03-03-06/4/12 разъяснил, что выплаты к праздникам, знаменательным и юбилейным датам не связаны с производственными результатами работников. Поэтому учесть затраты на них при расчете налоговой базы по прибыли никак нельзя.

Доказать обоснованность расходов на праздничные выплаты работникам можно только в суде. Но только если премии предусмотрены внутренними документами компании.

Чтобы не спорить с чиновниками, новогодние вознаграждения выгоднее всего назвать премиями по итогам работы за год. Тогда это уже будут начисления стимулирующего характера, указанные в пункте 2 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Никто из чиновников не будет возражать против того, чтобы включить их в расходы при расчете налога на прибыль.

Новогодние подарки работникам, партнерам, клиентам.

Подарки — главный атрибут Нового года. Их дарят детям сотрудников, самим работникам, партнерам, клиентам.

Налог на прибыль.

По общему правилу стоимость подарков не уменьшает налоговую базу (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Об этом напоминает и Минфин России в письме от 19 октября 2010 г. № 03-03-06/1/653. Большинство опрошенных инспекторов также категорически настроены не принимать подобные расходы.

Однако в некоторых случаях презенты все же можно списать. Например, выдать подарки сотрудникам не просто к празднику, а за конкретные достижения в работе (аналогично с премированием). Тогда затраты можно учесть как расходы на оплату труда.

Как рекламные расходы можно учесть презенты возможным покупателям и клиентам. Например, если раздать их в рамках рекламной акции. Но для этого на подарках должен быть логотип компании.

Если же это подарки партнерам по бизнесу, то есть возможность списать их стоимость как представительские расходы. Для этого на сувенирах тоже должен быть логотип компании (письмо УФНС по г. Москве от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041966.2). Однако к выбору подарка в этом случае нужно подходить аккуратно. Желательно, чтобы презенты не носили никакой новогодней атрибутики. Опрошенные налоговики подсказали, что у проверяющих не вызовут сомнений следующие товары - букеты цветов, ручки, блокноты, алкоголь, конфеты.

НДС.

Чиновники считают, что вручение подарков — это безвозмездная передача товаров. Поэтому нужно начислять НДС (письмо Минфина России от 22 января 2009 г. № 03-07-11/16). При этом налоговой базой является рыночная стоимость презента, то есть цена при покупке. «Входной» налог со стоимости подарка компания может принять к вычету (если, конечно, есть счет-фактура).

НДФЛ можно не удерживать с подарков, стоимость которых 4000 руб. и меньше. При этом презент может быть и денежным. Это подтверждает письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/302. Только в этом случае выплату придется оформить именно как подарок.

Если же подарок стоит больше 4000 руб., это уже будет доход в натуральной форме. С превышающей суммы нужно удержать НДФЛ.

Страховые взносы на стоимость подарков не начисляют. Это подтвердили чиновники Минздравсоцразвития в письме от 5 марта 2010 г. № 473-19. Главное условие — заключить с работником (партнером) письменный договор дарения. [2]

Вывод: стоимость подарков сотрудникам:

- не учитывается в целях налогообложения прибыли;

- подлежит обложению НДС;

- не превышающая 4000 руб. за налоговый период не подлежит обложению НДФЛ;

- не подлежит налогообложению страховыми взносами (в случае передачи подарка работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме).

Итак, для того, чтобы поздравить своих сотрудников с новогодними праздниками и не принести компании дополнительные проблемы, руководителям и бухгалтерам придется постараться: внимательно изучить ст. 264 НК РФ, выбрать вид корпоратива, определиться с суммой премии или подарка. Однако, если все будет изучено и оформлено правильно, предновогодние хлопоты доставят сотрудникам только радость и не станут обременительными для компании.

Использованные источники:

1. «Налоговый учет для бухгалтера», 2010, №12

2. «Главбух», 2013, №24

Юзапчук А. В. студент, 5 курс

факультет информационных технологий и управления

Юнусбаева В. Ф., к п.н.

ассистент ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Субъектом профессиональной социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Широкий, многоаспектный диапазон его деятельности позволяет говорить об определенных базовых основаниях, профессиональной компетентности, личностных качествах, свойствах.

Социально-педагогическая деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности как высшей ценности, на поддержание и укрепление ее нравственного, психического и физического здоровья, разностороннего развития. Непосредственными практическими задачами социально-педагогической работы являются улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования.

Компетентно осуществлять эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.

Практико-гуманистическая направленность деятельности социального педагога составляет определяющее базовое основание социально-педагогической работы. Важнейшей же характеристикой личности социального педагога, в полной мере обусловливающей эффективность его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.