КАК ПОМОГАТЬ РЕБЁНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Шарифулина И.А.
Шарифулина Ирина Александровна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 89»,
г. Кемерово
Аннотация: в данной статье даны рекомендации родителям, как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий. Если найти правильный индивидуальный подход к ребёнку, то выполнение домашних заданий будет не только способствовать закреплению изученного в классе материала, но и приносить положительные эмоции, развивать самостоятельность и ответственность со стороны ребёнка. При выполнении домашних заданий у ребёнка формируются соответствующие умения и навыки, обеспечивающие ему успешность при обучении в школе и в жизни. Задача взрослого помогать ребёнку, используя нехитрые педагогические приёмы, знакомые ему с детства. Ключевые слова: рекомендации в приготовлении домашних заданий.
HOW TO HELP YOUR CHILD PREPARE HOMEWORK
Sharifulina ГА.
Sharifulina Irina Alexandrovna - primary school teacher, Municipal budgetary educational institution "Lyceum No. 89", Kemerovo
Abstract: this article gives recommendations to parents on how to help a child prepare homework. If you find the right individual approach to the child, then completing homework will not only help consolidate the material studied in the class, but also bring positive emotions, develop independence and responsibility on the part of the child. When performing homework, the child develops appropriate skills and skills that ensure his success in school and in life. The task of an adult is to help a child using simple pedagogical techniques familiar to him from childhood.
Keywords: recommendations in homework preparation.
Выполнение домашних заданий способствует закреплению изученного в классе материала, развитию самостоятельности и ответственности, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, даёт ему возможность научиться решать возникающие проблемы.
Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный индивидуальный подход к ребёнку.
Родителям необходимо приучить ребёнка к выполнению домашнего задания только на своём рабочем месте. Для этого необходимо оформить рабочее место ребёнка, поставить удобный стол, повесить или поставить лампу, поместить рядом с рабочим местом расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков. Во время выполнения домашнего задания и после выполнения задания необходимо требовать, чтобы на рабочем месте был всегда порядок. Объясните ребёнку, что учебные принадлежности должны всегда находиться на своём месте. Если ребёнку трудно сохранять порядок или он устал во время выполнения домашнего задания, то родители должны ему в этом помочь. Пройдёт немного времени, и ребёнок будет сам убирать своё рабочее место.
Очень важно твёрдо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному времени появляется психологическая готовность к умственной работе. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего часа через полтора после возвращения из школы, чтобы ребёнок успел отдохнуть. Если ребёнок спит после обеда или посещает какой-либо кружок, то можно, конечно, садиться за уроки и попозже. Но нельзя это откладывать на вечер.
На первых порах выполнения домашних заданий посидите со своим ребёнком. Это нужно для того, чтобы Ваш ребёнок стал спокойным и уверенным. В дальнейшем давайте ребёнку больше самостоятельности. Если ребёнок делает уроки в Вашем присутствии, то попросите его сформулировать последовательность своих действий при выполнении упражнения, решении задачи или выражений. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они не так поняли задание и испытывают страх, ещё не начав его выполнять.
В дальнейшем старайтесь, чтобы ребёнок самостоятельно выполнял задания. Необходимо научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ребёнок включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более лёгким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более лёгких и лишь постепенно переходить к трудным. Для успешного
выполнения задания необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 - 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
Если Ваш ребёнок самостоятелен, не забывайте свою прямую обязанность - проверять работу ребёнка. Недаром в русской поговорке говорится: «Доверяй, но проверяй». Родительский контроль формирует у ребёнка чувство ответственности, долга и обязательности. Во время проверки хвалите ребёнка за правильно выполненное задание. Этим Вы поднимаете свой родительский авторитет. Если ребёнок выполнил задание неправильно, то не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным. Дайте ребёнку возможность самому найти ошибку в подсчёте или написании слова. Если он не может, то Вы спокойно объясните ему, где он допустил ошибку.
Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей. Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и интерес к школе и учению. Если Ваш ребёнок получил «двойку» и «тройку» за неряшливость, «грязь» в тетрадях - это уже серьёзное наказание для ребёнка. Родителям достаточно выразить огорчение и надежду на то, что в дальнейшем ребёнок будет писать аккуратнее. Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за неаккуратно сделанное задание или плохую отметку, остановитесь и вспомните себя в его возрасте, подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок через много - много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки. Не надо слишком восторгаться и пятёрками. Ребёнок ходит в школу за знаниями, а не за «пятёрками». Отметки - это не плата за выполненную работу. Это сигналы, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки. Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что и у детей появляется так называемая отметочная психология: «Пятёрка - любой ценой!» начинается зубрежка, списывание, подгонка под ответ, в ход идёт выпрашивание: «Не ставьте мне, пожалуйста, «тройку»! Я завтра выучу и расскажу». Бывают и подделки отметок в дневнике. Последствия самые печальные.
Если у Вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки, то формируйте у него эту привычку спокойно, без криков. Превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, будьте терпеливы!
Учите своего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если он отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнение уроков. Напоминаю, что объём домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2.2821-10 в следующих пределах: во 2 и 3 классах на выполнение домашнего задания по всем предметам даётся 1 час 30 минут, в 4 классе - до 2 часов. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе - 20 минут, в 3 и 4 классах - 30 минут. Если ребёнок «тянет» время в надежде, что задание выполнит мама, папа или бабушка, то выполнение задания останавливается, и ребёнок идёт в школу неподготовленным. Вы можете сказать, что это непедагогично, но это лучший вариант того, когда ребёнок ложится спать, а любящие взрослые пишут задание в тетрадь своему чаду, за которое он приносит домой пятёрку. Такой поступок взрослого формирует у ребёнка лень, безответственность и умение «выезжать на других». Если Ваш ребёнок получит два за невыполненное задание, то в следующий раз, поверьте, он не будет «тянуть» время, потому что ему будет стыдно, что только он (она) не сделал(а) домашнее задание.
Ваша задача - научить своего ребёнка выполнять домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения, а для этого Вы сами должны быть спокойны, терпеливы и ласковы! Радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье - с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть! Ведь школа - это не только уроки, в ней есть спортивные секции, кружки. Смена видов деятельности, новые впечатления, общение со сверстниками являются мощными стимуляторами положительного отношения детей к школе. Нельзя, чтобы у ребёнка не было других обязанностей, кроме учёбы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Список литературы /References
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-ФЗ).
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (п.10.30. о нормировании объема домашнего задания).
3. Организация домашнего задания обучающихся в начальных классах: Учебно-методическое пособие: М.Ю. Гаубец, Н.А. Гребенникова. - Челябинск: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», 2017. - 138 с.