Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ШКОЛАХ Г. МОСКВЫ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ШКОЛАХ Г. МОСКВЫ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / МЭШ / ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНАЛИЗ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петряева Елена Юрьевна, Федоровская Мария Николаевна

Содержание и формы домашних заданий - дискуссионная тема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт - школьники перегружены домашними заданиями. В связи с этим в разных государствах предпринимаются меры для регулирования объема домашних заданий и нагрузки школьников. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий. В Московской электронной школе (МЭШ) введено цифровое домашнее задание, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого стал анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования. Анализ содержания домашних заданий осуществлялся экспертами на основе специально разработанной экспертной карты. В статье представлены результаты анализа домашних заданий по следующим направлениям: способ выполнения, повторение материала и подготовка к проверочным работам, репродуктивные задания или задания, предполагающие творческое решение, источники информации в домашних заданиях, индивидуальные задания. Анализ данных позволил зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Однако в период дистанционного обучения домашние задания в большей степени направлены на работу с новым материалом, решение заданий и отработку навыков, полученных на уроке, чем на повторение. Доля домашних заданий, содержащих тестовые задания, не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники, однако остается доминирующим. Школьники получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. В данных виден слабый тренд на индивидуальные задания и дифференцированные задания для групп учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петряева Елена Юрьевна, Федоровская Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE CONTENT OF HOMEWORK IN MOSCOW SCHOOLS DURING THE PERIOD OF DISTANCE LEARNING

The content and forms of homework is a topic of high international relevance. Nowadays, there is no commonly accepted opinion about the role of homework in gaining good study results. The obvious fact of life is that school students are overloaded with homework tasks. In this regard, many countries take measures to regulate the size of homework and pressure on school students. The digital transformation has made the issue of homework more acute, while self-isolation and distance learning have made parents’ reaction towards their children’s homework more negative. Teachers are transforming the study process in the new conditions and are designing the regulations of giving, collecting, checking and assessing homework. Moscow Electronic School has introduced digital homework designed for the student’s own work in extracurricular time. It contains digitised study materials of the library of Moscow Electronic School, partner services and other sources, having a character of recommendation. This article presents results of the study whose aim was to analyse the content of homework in order to trace the changes in their role in the study process of Moscow schools during the period of distance learning. The study draws on the data of Moscow Electronic School on 18 subjects of general education. The content analysis of homework tasks was carried out by experts on the basis of a speci cally designed expert card. The article presents results of the analysis of homework according to the following parameters: way of doing, revision of the material and getting ready for tests, reproductive tasks or tasks requiring a creative solution, information sources in homework, individual tasks. The analysis has allowed us to state that the majority of tasks were carried out in written form. However, in the period of distance learning, homework was more aimed at dealing with new material, solving problems and practising skills obtained during the class, rather than revision. The percentage of homework containing tests do not prevail in the general database. The textbook is not the only source of information with which school students work, though it is dominating. School students get more tasks to work with external resources than with Moscow Electronic School. The data show a weak trend towards individual tasks and di erentiated tasks for groups of students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ШКОЛАХ Г. МОСКВЫ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Петряева Елена Юрьевна, канд. пед. наук,

директор Центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14 [email protected] 0КСГО:0000-0002-2817-135Х

2021. Вып. 63. С. 40-49

БО1: 10.15382Миг^202163.40-49

Федоровская Мария Николаевна,

эксперт Центра аналитических исследований

и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального

образования ГАОУ ВО МГПУ

Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14

[email protected]

ОИСГО: 0000-0002-8274-1931

Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы

В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Е. Ю. Петряева, М. Н. Федоровская

Аннотация: Содержание и формы домашних заданий — дискуссионная тема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт — школьники перегружены домашними заданиями. В связи с этим в разных государствах предпринимаются меры для регулирования объема домашних заданий и нагрузки школьников. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий. В Московской электронной школе (МЭШ) введено цифровое домашнее задание, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого стал анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования. Анализ содержания домашних заданий осуществлялся экспертами на

© Петряева Е. Ю., Федоровская М. Н., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 40—49.

основе специально разработанной экспертной карты. В статье представлены результаты анализа домашних заданий по следующим направлениям: способ выполнения, повторение материала и подготовка к проверочным работам, репродуктивные задания или задания, предполагающие творческое решение, источники информации в домашних заданиях, индивидуальные задания. Анализ данных позволил зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Однако в период дистанционного обучения домашние задания в большей степени направлены на работу с новым материалом, решение заданий и отработку навыков, полученных на уроке, чем на повторение. Доля домашних заданий, содержащих тестовые задания, не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники, однако остается доминирующим. Школьники получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. В данных виден слабый тренд на индивидуальные задания и дифференцированные задания для групп учащихся.

Ключевые слова: Московская электронная школа, МЭШ, домашнее задание, образовательные данные, дистанционное обучение, анализ данных.

Актуальность и цель исследования

Тема содержания домашних заданий, их роли в достижении образовательных результатов школьниками является дискуссионной. Исследования предыдущих лет1 разного уровня фиксируют перегруженность школьников домашними заданиями и единичные факты отказа от этого элемента учебного процесса, выделяют позитивные и негативные стороны систематического выполнения домашних заданий.

В качестве позитивных сторон домашних заданий можно назвать выработку привычки к постоянному обучению новому, корректировку поведения, влияние на характер ученика, приобретение внеакадемических навыков: организация времени, любознательность и самостоятельный поиск решения проблем.

К негативным сторонам исследователи относят: уменьшение свободного времени учеников, нарушение сна, ухудшение здоровья, конфликты детей и родителей, снижение интереса к обучению, замедление формирования субъектной позиции ученика.

В дискуссионных обсуждениях2 существует две полярные точки зрения:

1 О необходимости и качестве домашних заданий от 12.03.2021. URL: https://lingvo. sredaobuchenia.ru/needandquality (дата обращения: 25.03.2021); Исследование проекта «Mail.ru Дети» от 03.03.2020. URL: https://sn.ria.ru/20181204/1541428480.html (дата обращения: 25.03.2021); TIMSS — 2015: первые результаты от 08.12.2016. URL: https://ioe.hse.ru/ news/198195486.html (дата обращения: 25.03.2021); Домашнее задание не влияет на достижения школьников. URL: https://lancmanschool.com/domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021); Нужно ли домашнее задание школьникам от 24.12.2018. URL: https://activityedu. ru/Blogs/interesting/statya-nuzhno-li-domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).

2 См.: Домашняя работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова, ред.; Н. В. Мунина, сост. М., 2020; Филоненко Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5-6-х классов: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. С. 216.

• домашние задания необходимо свести до минимума или вообще отменить;

• домашние задания могут быть продолжением деятельности на уроке, так как

глубокое изучение материала несовместимо со спешкой и требует раздумья.

Ученые Университета Дьюка установили, что связь между домашним заданием и успеваемостью значима на уровне средней и старшей школы. В то же время исследования Т1М88 доказывают, что нет связи между объемом домашних заданий и академическими успехами. Исследователь Х. Купер сделал вывод, что для учеников средней школы размер эффекта домашних заданий в два раза ниже, чем для старших классов, и в два раза выше, чем для начальной школы. Он отметил самую низкую величину эффекта для математики, среднюю — для английского языка и самую высокую — для естествознания и обществознания3.

Для большинства школьных систем мира домашнее задание является основной формой закрепления пройденного материала.

Исследования Т1М88 фиксируют, что самая высокая загруженность домашним заданием приходится на страны с низким доходом и высоким уровнем социального неравенства. Увеличение объема домашних заданий связано с действующей образовательной политикой и системой оценки4.

Цифровая трансформация образования еще более обострила проблематику целесообразности домашних заданий, а самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции родителей относительно домашних заданий.

В сфере образовательной политики предпринимаются меры, направленные на регулирование объема домашних заданий и нагрузки школьников5. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий6.

Цифровая среда реагирует на проблему домашних заданий по-разному. С одной стороны, распространяются сервисы готовых домашних заданий (https://gdz.ru/, https://megaresheba.ru/, http://mydomashka.ru/, sdelau-uroki.ru,

URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnye-issledovaniya-v-domashnikh-zadaniyakh-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorches/read (дата обращения: 25.03.2021).

3 См.: Эффективность домашних заданий. URL: http://blendedlearning.pro/new-school/ john-hattie/effect-of-homework/ (дата обращения: 25.03.2021).

4 См.: Домашние задания — за и против от 30.03.2021. URL: https://externat.foxford.ru/ polezno-znat/homework-2 (дата обращения: 25.03.2021).

5 См.: Культ домашней работы: так ли полезно школьникам домашнее задание от 08.04.2019. URL: https://rb.ru/story/homework-cult/ (дата обращения: 25.03.2021); Васильева выступила против многочасовых домашних заданий от 24.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5e01c8ea9a7947ce02c3286f (дата обращения: 25.03.2021); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821—10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

6 См.: Памятка педагогу по организации обучения в дистанционном режиме. URL: https:// egechita.ru/data/files/korp_doc/2020/5e6e6d5d_0424.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

helpdz.ru, napishem.ru и др.). С другой стороны, активно развиваются цифровые сервисы, которые содержат цифровые задания (ЯУчебник и др.) и тренажеры с автоматизированной проверкой результатов выполнения, либо позволяют учителю самостоятельно создавать задания (https://edpuzzle.com/, https:// learningapps.org/, https://h5p.org/ и др.). Появляются онлайн-школы, которые заменяют домашние задания онлайн-тренингами7. В МЭШ введено цифровое домашнее задание8, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер9.

Цель исследования — анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы под влиянием цифровой трансформации образования в период вынужденного дистанционного обучения.

Методология

Для проведения исследования из аналитической системы https://mes-reports. mos.ru/, основанной на данных МЭШ, в январе 2021 г. были взяты данные о домашних заданиях с 1 сентября по 31 декабря 2020 г. За этот период по всем учебным предметам в МЭШ было сгенерировано более 20 млн домашних заданий.

Данные включали в себя сведения о школе, учителе, учебном предмете, дате создания и текст пояснения к домашнему заданию, включая ссылки на цифровые ресурсы. Для анализа не были доступны прикрепленные к домашним заданиям файлы.

В исследование были включены данные по 18 предметам основного общего образования: русский язык, литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский), математика, алгебра, геометрия, информатика, биология, химия, физика, география, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Было принято решение сосредоточить анализ домашних заданий, которые были опубликованы учителями школ Москвы в ноябре 2020 г. Поскольку сентябрь это первый учебный месяц и после пандемии весной 2020 г. в школах в основном шло повторение материала, октябрь содержал только две учебных недели (вынужденные каникулы из-за второй волны пандемии), декабрь — месяц перед новогодними праздниками и завершение четверти. Для анализа был выбран 9-й класс основной школы. По предметам «музыка, математика и изобразительное искусство» были взяты шестые классы.

7 См.: Онлайн-школа без домашних заданий от 09.08.2020. URL: https://a-edu.ru/novosti-stati/stati/wow-onlajn-shkola-bez-domashnikh-zadanij (дата обращения: 25.03.2021).

8 См.: Якименко Т. А. Цифровое домашнее задание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 2 (48). С. 94-99.

9 См.: Цифровое домашнее задание. URL: https://uchebnik.mos.ru/help/stats/homework-2020/ (дата обращения: 25.03.2021).

Также ввиду разного количества доступных данных по учебным предметам было принято решение при необходимости брать для экспертного анализа:

• один или несколько дней, если домашних заданий по учебному предмету несколько десятков тысяч;

• все месяцы с доступными данными, если заданий по учебному предмету минимальное количество (не превышает 1000).

Для проведения исследования была разработана экспертная карта. В экспертный анализ были включены только уникальные домашние задания, т. е. задания, которые не повторяются. Если учитель задавал одинаковые по пояснению домашние задания для нескольких классов/групп одной параллели, то дубликаты удалялись.

Для анализа были привлечены эксперты из ГАОУ ВО МГПУ. Для каждого учебного предмета был определен один эксперт. Эксперт соотносил домашние задания с показателями экспертной карты, используя инструменты поиска слов в Excel, и анализировал текстовые описания домашних заданий. Далее были проведены расчеты по учебным предметам и в целом по базе данных.

Общая выборочная совокупность домашних заданий, включенных в исследование, составила 235 950 единиц. Из этой выборки домашних заданий были удалены домашние задания, которые не содержали пояснений учителя. В итоговом варианте выборка домашних заданий по 18 учебным предметам составила 200 657 единиц.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспертному анализу был подвергнут способ выполнения домашних заданий. Имеющуюся базу данных домашних заданий эксперты распределили по четырем способам выполнения: устные, письменные, предметно-практические, комбинированные.

В среднем по учебным предметам доминируют два типа заданий: письменные — 41,9% и комбинированные — 34,8%. Устные задания составляют в общей базе 19,6%, предметно-практические — 3,72%.

Значимое количество комбинированных домашних заданий зафиксировано по русскому языку (82%), немецкому языку (71%), информатике (68%), физкультуре (78%) и географии (48%). Меньше всего комбинированных заданий по истории (4,6%), изобразительному искусству (7,5%), музыке (7,5%). Письменные домашние задания преобладают по математике (64%), алгебре (67%) и геометрии (56%). Менее 10% письменных домашних заданий приходится на французский язык, немецкий язык, изобразительное искусство, физическую культуру, информатику, русский язык. Устные домашние задания в большей степени дают учителя изобразительного искусства (82%) и истории (52%), меньше всего — французского языка, математики, геометрии и алгебры. Предметно-практические задания в большом количестве представлены в учебных предметах «французский язык» (61%), «музыка» (48%) и «информатика» (21,2%). По остальным предметам доля предметно-практических домашних заданий не превышает 10%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что способ выполне-

ния домашних заданий по учебным предметам не претерпел особых изменений в ходе реализации дистанционного обучения.

Домашние задания в традиционной дидактике — форма повторения материала. В исследуемой базе только 7,3% домашних заданий формулируют задачу повторения. Лидером по данному показателю является биология. При этом 97,8% домашних заданий эксперты отнесли к повторению. 21% домашних заданий на повторение зафиксирован по обществознанию, 15% — по музыке, 14% — по французскому языку и информатике, 12% — по физике, 10% — по геометрии, истории. По остальным предметам этот показатель не превышает 9%.

Полагаем, что в ситуации дистанционного обучения учителями использовался инструмент домашних заданий в МЭШ как возможность дать предварительное задание для реализации «перевернутого обучения». В любом другом случае домашние задания уже не выполняют традиционной для них роли — повторения.

Биология и химия стали лидерами по использованию тестовых заданий (97,8 и 61% соответственно). Более 20% тестовых домашних заданий — по информатике и русскому языку, 16% тестовых домашних заданий — по общество-знанию и физике. В целом таких домашних заданий в базе — 7,8%.

В качестве подготовки к проверочным работам было дано 6,3% домашних заданий. На фоне всех предметов выделяются немецкий язык и геометрия (23 и 18% соответственно), по 11% домашних заданий такого типа зафиксировано по истории, английскому языку, обществознанию. Экспертами было отмечено, что содержание подобных заданий изменилось. В них можно встретить формулировки: прочитать определение на сайте, выполнить тест на сайте, посмотреть иллюстрацию на сайте для сочинения, посмотреть цифровую карту, прослушать иностранный текст и другие.

21,4% домашних заданий эксперты отнесли к репродуктивным, 2,2% — к домашним заданиям, имеющим творческое и оригинальное решение. Практически все домашние задания по биологии, музыке и французскому языку и около 50% заданий по геометрии, 40% по русскому языку эксперты посчитали репродуктивными.

Цифровая среда постоянно увеличивает объем информации. Объем знаний, которые школьник должен усвоить, становится все больше и больше. В цифровом мире важно уметь работать с информацией: находить и анализировать разные источники. В исследуемой базе данных только 2,4% домашних заданий предполагают поиск информации. Из общей картины выделяется музыка и химия. Здесь, по мнению экспертов, 16 и 11% заданий приходится на поиск информации.

Учебник по-прежнему остается основным источником знаний и сборником заданий. К нему отсылают ученика 60% домашних заданий. Меньше всего домашних заданий по учебнику дается по предметам: музыка, литература, английский язык, физкультура, ИЗО, история, обществознание (нет 30%).

2,6% домашних заданий отсылают ученика к материалам библиотеки МЭШ, 6,6% — к сторонним ресурсам. В большинстве учебных предметов сторонние ресурсы используются чаще, чем библиотека МЭШ. Исключение — биология. Однако этот предмет вообще выбивается из общей логики анализа данных.

Тем не менее учебник уже не единственный источник, по которому учителя задают домашние задания.

Цифровая среда дает возможности индивидуализировать обучение. Введение показателя по индивидуальным домашним заданиям — это попытка оценить, насколько указанный процесс был распространен в школе в период дистанционного обучения. Данные свидетельствуют, что 1,6% домашних заданий являются индивидуальными или хотя бы дифференцированными для разных классов одной параллели. Из общего тренда снова выделяется биология, в которой эксперты нашли 82% индивидуальных домашних заданий. В таких предметах, как французский язык, немецкий язык, история, английский язык и химия, индивидуальных домашних заданий не обнаружено.

Выводы исследования

В ходе исследования были проанализированы данные о домашних заданиях МЭШ по 18 предметам основного общего образования в период дистанционного обучения. Исследование позволило зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Кардинальных отличий способов выполнения домашних заданий в период дистанционного обучения от обычного очного обучения нет. В то же время домашние задания не выполняют своей традиционной функции повторения. Они преимущественно направлены на работу с новым материалом, решение заданий и развитие навыков, полученных на уроке. Домашние задания, содержащие тесты, тестовые задания также не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники. Однако он по-прежнему доминирует. Школьники 9-х классов получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. Анализ данных показал слабый тренд на индивидуальные задания, что, возможно, связано с недостаточным уровнем развития цифровых инструментов в среде МЭШ для реализации индивидуального подхода. Выводы, представленные в статье, — результат экспертного анализа данных о домашних заданиях. Для оцифровки полной картины по домашним заданиям необходимо провести машинный анализ данных. Сопутствующим результатом исследования стало формирование наборов ключевых слов, описывающих действия, источники и продукты домашних заданий. Задачей следующего этапа исследования будет анализ данных, полученных в результате машинной обработки текстов всей базы домашних заданий на основании наборов ключевых слов, сопоставление результатов по учебным предметам и уровням образования.

Список литературы

Васильева выступила против многочасовых домашних заданий от 24.12.2019. URL: https://

www.rbc.ru/rbcfreenews/5e01c8ea9a7947ce02c3286f (дата обращения: 25.03.2021). Домашнее задание не влияет на достижения школьников. URL: https://lancmanschool.

com/domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021). Домашние задания — за и против от 30.03.2021. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/homework-2 (дата обращения: 25.03.2021).

Домашняя работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова, ред.; Н. В. Мунина, сост. М., 2020.

Исследование проекта «Mail.ru Дети» от 03.03.2020. URL: https://sn.ria.ru/20181204/ 1541428480.html (дата обращения: 25.03.2021).

Культ домашней работы: так ли полезно школьникам домашнее задание от 08.04.2019. URL: https://rb.ru/story/homework-cult/ (дата обращения: 25.03.2021).

Нужно ли домашнее задание школьникам от 24.12.2018. URL: https://activityedu.ru/Blogs/ interesting/statya-nuzhno-li-domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).

О необходимости и качестве домашних заданий от 12.03.2021. URL: https://lingvo. sredaobuchenia.ru/needandquality (дата обращения: 25.03.2021).

Онлайн-школа без домашних заданий от 09.08.2020. URL: https://a-edu.ru/novosti-stati/ stati/wow-onlajn-shkola-bez-domashnikh-zadanij (дата обращения: 25.03.2021).

Памятка педагогу по организации обучения в дистанционном режиме. URL: https:// egechita.ru/data/files/korp_doc/2020/5e6e6d5d_0424.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

Филоненко Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5-6-х классов: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnye-issledovaniya-v-domashnikh-zadaniyakh-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorches/read (дата обращения: 25.03.2021).

Цифровое домашнее задание. URL: https://uchebnik.mos.ru/help/stats/homework-2020/ (дата обращения: 25.03.2021).

Эффективность домашних заданий. URL: http://blendedlearning.pro/new-school/john-hattie/effect-of-homework/ (дата обращения: 25.03.2021).

Якименко Т. А. Цифровое домашнее задание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2019. № 2 (48). С. 94-99.

TIMSS — 2015: первые результаты от 08.12.2016. URL: https://ioe.hse.ru/news/198195486. html (дата обращения: 25.03.2021).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 63. P. 40-49 DOI: 10.15382/sturIV202163.40-49

Elena Petryaeva, Candidate of Sciences in Education, Director of the Centre for Analytical Research and Modelling in Education, Research Institute of Urban Science and Global Education, Moscow State University, 14 Panferova ul., Moscow 119261, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-2817-135X

Maria Fedorovskaya, Experta at the Centre for Analytical Research and Modelling in Education, Research Institute of Urban Science and Global Education, 14 Panferova ul., Moscow 119261, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-8274-1931

A Study of the Content of Homework in Moscow Schools During the Period of Distance Learning

E. Petryaeva, M. Fedorovskaya

Abstract: Homework is a global debate issue. No consensus regarding the role of Abstract: The content and forms of homework is a topic of high international relevance. Nowadays, there is no commonly accepted opinion about the role of homework in gaining good study results. The obvious fact of life is that school students are overloaded with homework tasks. In this regard, many countries take measures to regulate the size of homework and pressure on school students. The digital transformation has made the issue of homework more acute, while self-isolation and distance learning have made parents' reaction towards their children's homework more negative. Teachers are transforming the study process in the new conditions and are designing the regulations of giving, collecting, checking and assessing homework. Moscow Electronic School has introduced digital homework designed for the student's own work in extracurricular time. It contains digitised study materials of the library of Moscow Electronic School, partner services and other sources, having a character of recommendation. This article presents results of the study whose aim was to analyse the content of homework in order to trace the changes in their role in the study process of Moscow schools during the period of distance learning. The study draws on the data of Moscow Electronic School on 18 subjects of general education. The content analysis of homework tasks was carried out by experts on the basis of a specifically designed expert card. The article presents results of the analysis of homework according to the following parameters: way of doing, revision of the material and getting ready for tests, reproductive tasks

or tasks requiring a creative solution, information sources in homework, individual tasks. The analysis has allowed us to state that the majority of tasks were carried out in written form. However, in the period of distance learning, homework was more aimed at dealing with new material, solving problems and practising skills obtained during the class, rather than revision. The percentage of homework containing tests do not prevail in the general database. The textbook is not the only source of information with which school students work, though it is dominating. School students get more tasks to work with external resources than with Moscow Electronic School. The data show a weak trend towards individual tasks and differentiated tasks for groups of students.

Keywords: Moscow Electronic School, MES, homework, educational data, distance learning.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iakimenko T. (2019) "Tsifrovoe domashnee zadanie" [Digital homework]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia: informatika i informatizatsiia obrazovaniia, 2019, vol. 2 (48), pp. 94-99 (in Russian).

Osmolovskaia I., Uskova I., Munina N. (eds) (2020) Domashniaia rabota shkol'nikov: puti sovershenstvovaniia: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva, 19noiabria 2020goda) [School students' homework: ways of improvement: Conference materials (Moscow, November 19, 2020)]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.