Научная статья на тему 'ДОМАШНЯЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН'

ДОМАШНЯЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2991
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / ДОМАШНЯЯ РАБОТА / ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ / ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ / EDUCATION ABROAD / HOMEWORK / TYPES OF HOMEWORK / GOALS AND OBJECTIVES OF HOMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Оксана Игоревна, Тагунова Ирина Августовна

На основании оригинальных источников разных стран показано, что домашняя работа остаётся важной частью учебного процесса во всех странах, при этом расширяются её цели; появляются новые типы домашних заданий. Вместе с тем время, затраченное на выполнение домашних заданий, не влияет напрямую на результаты школьного обучения. В статье отражены дискуссии среди учёных и общественности разных стран за сокращение или отмену домашних заданий, поскольку их выполнение часто оказывает негативное влияние на психику детей, на климат в семье, приводит к стрессам и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMEWORK AT SCHOOL: EXPERIENCE FROM DIFFERENT COUNTRIES

Based on the original sources of different countries, it is shown that homework remains an important part of the educational process in all countries, while its goals are expanding; new types of homework appear. At the same time, the time spent on homework does not directly affect school results. The article reflects the discussions among scientists and the public of different countries for the reduction or cancellation of homework, since their implementation often has a negative impact on the psyche of children, on the climate in the family, and leads to stress.

Текст научной работы на тему «ДОМАШНЯЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН»

УДК 371

ДОМАШНЯЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН1

Долгая Оксана Игоревна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

Тагунова Ирина Августовна,

доктор педагогических наук, доцент, руководитель Центра педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

НА ОСНОВАНИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ РАЗНЫХ СТРАН ПОКАЗАНО, ЧТО ДОМАШНЯЯ РАБОТА ОСТАЁТСЯ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВО ВСЕХ СТРАНАХ, ПРИ ЭТОМ РАСШИРЯЮТСЯ ЕЁ ЦЕЛИ; ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ ТИПЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, НЕ ВЛИЯЕТ НАПРЯМУЮ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. В СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ ДИСКУССИИ СРЕДИ УЧЁНЫХ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ РАЗНЫХ СТРАН ЗА СОКРАЩЕНИЕ ИЛИ ОТМЕНУ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, ПОСКОЛЬКУ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ ЧАСТО ОКАЗЫВАЕТ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ, НА КЛИМАТ В СЕМЬЕ, ПРИВОДИТ К СТРЕССАМ И Т.П.

• образование за рубежом • домашняя работа • домашние задания • виды домашних заданий • цели и задачи домашней работы

Домашние задания являются учебной или практической деятельностью, которую учащиеся выполняют, как правило, дома, и она тесно связана с содержанием обучения, отражённым в учебных программах. Домашние задания могут повторять и закреплять пройденный на уроке учебный материал, расширять его, дополнять, готовить к новому уроку и т.п. Также существует понятие «домашняя работа», которое шире, чем домашние задания, т.к. оно не обязательно относится только к школьной учебной деятельности, а может включать некоторые виды досуга и внеклассные занятия, которые полностью добровольны и обогащают учащегося ценным опытом, привычками, отношениями, также формирующими его личность.

Традиционно в школах разных стран выполнение домашних заданий по предметам является неотъемлемой и важной частью учебного процесса в общеобразовательных школах. Во многих странах выполнение домашних заданий закреплено законодательно в уставных документах по образованию. Например, в Чехии в Законе об образовании (2005 г., последующие его редакции) говорится, что ученики обязаны выполнять

указания учителя в соответствии с правилами школы. «Именно школьный кодекс является ключевым документом, в котором традиционно закреплена область домашней работы и право учителей её назначать и оценивать», — пишет председатель чешской школьной инспекции О. Андрис [1].

На сайтах многих чешских школ публикуют «Концепцию домашней подготовки», созданную на основе Рамочной учебной программы основной школы, где прописаны цели домашней работы: закреплять и повторять учебный материал, проверять уровень понимания учебного материала, развивать способность учиться самостоятельно, мотивировать изучение нового материала, повышать чувство ответственности, развивать способность самоорганизации и правильного использования времени, повышать совместную ответственность учеников и родителей за подготовку детей к занятиям в школе. Приведены формы домашней подготовки — устной (повторение

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» № 073-00007-20-01 на 2020 год «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников».

материала из предыдущих уроков, работа с картой, таблицами и т. д.; повторение правил, формул, подготовка к экзамену, тестированию, беседе, дискуссии, чтение вслух в начальных классах, дополнительное чтение и т.п.) и письменной (упражнения, рефераты, проекты, выписки и т.д.). В Концепции приводятся правила постановки домашних заданий. Например, назначение домашних заданий, их частота и объём находятся полностью в компетенции учителя; задания могут быть обязательными или добровольными, фронтальными (для всех учеников), групповыми или индивидуальными, краткосрочными или долгосрочными; ученики с особыми образовательными потребностями могут получить дифференцированные задания в соответствии со специальной программой, разработанной в школе; при выполнении домашних заданий можно пользоваться ИКТ, библиотекой, энциклопедиями, словарями, книгами, СМИ и т.п.; домашнее задание должно быть конкретным, понятным и пропорциональным способностям учеников по своему содержанию и объёму; домашняя подготовка и домашние задания должны быть подобраны таким образом, чтобы учащийся мог их выполнить самостоятельно; домашние задания не должны занимать много времени (10-15 минут); ученик отвечает за эстетический уровень выполнения письменного задания. Кроме того, в Концепции зафиксированы правила контроля и оценивания домашних заданий учителем и роль родителей в их выполнении (создание благоприятных условий и организация времени для выполнения ребёнком домашних заданий, мотивация ребёнка на выполнение домашних заданий (установление приоритета); последовательность и терпеливость родителей, поощрение самостоятельности, похвала. Кроме того, есть рекомендации ученикам, которые хотят быть успешными (выполнять домашние задания в тот же день, пока не забылся учебный материал; иметь тетрадь для записи домашних заданий; определить время для их выполнения; начинать с того, что интереснее; удобно устроиться; делать регулярные перерывы; ложиться спать вовремя и иметь достаточно времени на сон; наводить порядок в комнате и на рабочем столе; если ученик забудет сделать домашнее задание или принести его в школу, необходимо извиниться в начале урока, если ученик хочет продолжать

образование, он должен заниматься также самообразованием) [2].

В Венгрии учителя считают домашнее задание ученикам и его регулярную оценку важным инструментом эффективного обучения. Соответственно, устные и короткие письменные тесты являются обязательными составляющими частями уроков. Однако, начиная с 2003/04 учебного года, Законом о государственном образовании Венгрии запрещено задавать письменные эссе в качестве домашних заданий ученикам 1-2-х классов начального этапа обучения на выходные дни и школьные каникулы [3].

В Литве в «Плане общего школьного образования» на 2017/2018 и 2018/2019 годы, утверждённом Министерством образования и науки Литовской Республики, прописана гарантия школы, что домашнее задание должно: соответствовать возможностям ученика; быть полезным ученику для дальнейшего обучения; не быть заданным на каникулы; не быть посвящённым изучению пропущенных по различным причинам уроков [4].

В Эстонии количество домашних заданий не регулируется централизованно, но школы обязаны соблюдать Постановление Министерства социальных дел 2001 года «Требования по охране здоровья для школьных расписаний и организации обучения», где говорится, что домашние задания не задаются на следующий день после каникул или на первый день нового учебного периода [5].

В Австралии на сайте департамента образования и обучения представлено Руководство по выполнению домашних заданий, где прописано, что домашние задания должны соответствовать уровню знаний и возрасту учащегося; иметь цель, значимость и актуальность; быть интересными и достаточно сложными; оцениваться учителями, и при необходимости учителя должны оказывать помощь в их выполнении; быть сбалансированными с развлекательными, семейными и культурными мероприятиями. В Руководстве расписаны и типы домашних заданий, которые соответствуют так называемым ожиданиям: практические задания, предоставляющие ученикам возможность применить новые знания или закрепить вновь приобретённые

ДИС1ШССМ

навыки (чтение для удовольствия, упражнения на правописание слов, отработка навыков физической подготовки, написание рефератов и других творческих заданий, игра на музыкальных инструментах, выполнение упражнений по математике, повторение слов/фраз на иностранном языке. Другой тип заданий — расширение пройденного: написание рецензии на книгу; изучение местных новостей; поиск материалов в Интернете; создание или проектирование художественного произведения; мониторинг рекламы в газете. Этот тип заданий мотивирует учеников к самостоятельности и творчеству [6].

В некоторых странах домашние задания не задаются в младшей школе (Израиль, Япония). Так, Министерство просвещения Израиля в июле 2018 г. упразднило требование обязательных домашних заданий с первого по шестой класс, при этом есть пояснение, что это — на усмотрение школы. И есть рекомендация, чтобы время на выполнение домашней работы не превышало 10-30 минут в день в зависимости от возраста учащихся [7].

В начальной школе Японии (1-6-е классы) нет домашних заданий. Однако в старших классах японские школьники так нагружены домашней работой, что их называют «самыми занятыми людьми в стране» [8].

Домашние задания остаются практически во всех странах, но значительные различия могут касаться времени их выполнения, усилий, которые затрачивают учащиеся, включая и помощь со стороны родителей, отличается и направленность домашних заданий: закрепление и повторение пройденного на уроке материала, углублённое изучение пройденного материала, направленность на материал последующего урока, индивидуальный подход к домашним заданиям (они могут задаваться конкретным учащимся, очень хорошо успевающим или, наоборот, отстающим).

В Финляндии, результаты школьного образования которой занимают верхние позиции в международных рейтингах, для каждого ученика составляется индивидуальный план обучения и развития, а домашнее задание — редкость. Нет никаких официальных рекомендаций относительно домашней

работы. Однако в Законе о базовом образовании указано, что после школьного дня, поездки в школу и обратно и выполнения домашних заданий у ученика должно быть достаточно времени для отдыха и хобби. По мнению финских педагогов, детям нужно отдыхать после школьных уроков и проводить время с родителями, а не тратить его на домашнюю работу. Поэтому домашние задания занимают немного времени — от 15 до 30 минут в день, и часто носят исследовательский характер: например, в качестве домашнего задания по истории учитель может попросить взять интервью у бабушки, чтобы выяснить, какой была жизнь в 1950-х годах, и найти отличия между тем временем и современностью [9].

В США, согласно исследованиям Института Брукингса, американские школьники ежедневно делают домашнюю работу не более часа, а каждый десятый ученик дома занимается около двух часов. Согласно данным социологического опроса компании MetLife, 15% родителей хотели бы сократить объём домашних заданий, 60% удовлетворены существующим объёмом, и 25% — за увеличение нагрузки. В исследовании отмечено, что объём домашних заданий зависит от опыта учителей: менее опытные педагоги (до 5 лет стажа) задают больше [7].

В Сингапуре во многих школах нет требования обязательных домашних заданий. Однако на большинстве уроков по математике учителя регулярно задают домашнюю работу после каждого урока. Домашнее задание, как правило, должно выполняться в одиночку, но есть задания и для группы учащихся. Домашнее задание чаще всего выполняется дома, но может быть выполнено в школе во время уроков или после школьных занятий в библиотеке, или в любом месте по желанию ученика. В средних классах существуют различные виды математических домашних заданий.

Наиболее распространено домашнее задание как повторение изученного на уроке. Другим видом домашних заданий является усиление и обогащение ранее полученной информации, что позволяет ученикам использовать полученные знания для решения новых задач. Домашнее задание третьего вида состоит из новых

вводных или подготовительных материалов, которые будут рассмотрены на последующих уроках.

Согласно опубликованному международному отчёту ОЭСР (2012 год, последний из статистических опросов по домашнему заданию), учащиеся Сингапура являются одними из самых трудолюбивых в мире, занимая третье место по времени, затрачиваемому на выполнение домашних заданий (9,4 часа на домашние задания в неделю) после учеников в Шанхае — 13,8 часа в неделю на домашнюю работу, и учащихся в России — 9,7 часов. Среднее значение в мире составило около 5 часов на домашние задания в течение недели. По словам пресс-секретаря Министерства образования Сингапура, еженедельное среднее время на выполнение домашних заданий в Сингапуре «вполне приемлемо для учащихся старших классов, которые готовятся к национальным экзаменам». Однако в ответ на обеспокоенность родителей по поводу чрезмерной нагрузки при выполнении домашних заданий в последние годы в школах Сингапура приняты меры контроля и координации нагрузки на домашние задания по предметам и классам. По общему мнению сингапурских учителей, домашняя работа важна для учеников и позволяет им отрабатывать и закреплять усвоенное на уроках [10].

В Канаде наличие домашней работы зависит от провинции и города. Например, в школах города Торонто задания могут быть, но в форме чтения, игр и других интерактивных действий. Однако в целом по стране домашних уроков задают мало (по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 5,5 часа домашней работы в неделю), и большинство детей успевают усвоить весь необходимый материал в школе [11].

Согласно международным исследованиям TIMSS-2011, только 5% учащихся восьмых классов тратят на домашние задания по интегрированному учебному предмету «наука» (биология, химия, физика, география) более 3 часов в неделю (среди них Малайзия — 11%, Таиланд — 10%, Сингапур — 6%, США и Норвегия — 3%, Новая Зеландия, Гонконг, Австралия — по 2%, Англия — 1%, Япония — 0%), и у этих учащихся были самые

низкие средние достижения в области естественных наук. Большинство учащихся (67%) тратят на домашние задания менее 45 минут в неделю (Корея — 91%, Япония — 90% учащихся, Австралия — 81%, Англия, США — 73%, Гонконг — 74%, Новая Зеландия — 79%, Малайзия, Таиланд — 37%, Сингапур — 46%). И 29% учащихся восьмых классов выполняют домашние задания от 45 минут до 3 часов в неделю (Малайзия, Таиланд — по 52%, Сингапур — 49%), и именно они имели самый высокий средний уровень достижений в науках [12].

Если брать время, затраченное на выполнение домашних заданий по отдельным предметам естественно-научного цикла, то на задания по химии тратят более 3 часов в среднем 8% учащихся (Финляндия, Швеция — по 2%, Словения — 3%, Литва — 7%, Россия — 15%, Казахстан — 30%), 27% учащихся тратят от 45 минут до 3 часов (Финляндия — 15%, Швеция — 17%, Венгрия — 19%, Литва — 28%, Россия — 47%, Казахстан — 48%), 65% тратят менее 45 минут (Финляндия — 83%, Швеция — 82%, Словения — 85%, Литва — 65%, Россия — 38%, Казахстан — 22%) [12].

На задания по физике тратят более 3 часов в среднем 8% учащихся (самый высокий процент в Казахстане — 22% учащихся, самый низкий в Швеции и Финляндии — 2%), 29% учащихся тратят от 45 минут до 3 часов (самый высокий процент в Казахстане — 45% и России — 42%, самый низкий в Финляндии — 14%, в Швеции и Венгрии — по 17%), 63% тратят менее 45 минут (Финляндия — 84%, Швеция — 80%, Литва — 66%, Россия — 45%).

Примерно аналогичная картина по географии; более 3 часов тратят на домашнее задание в среднем 6% учащихся, 23% учащихся тратят от 45 минут до 3 часов, 72% учащихся — менее 45 минут [12].

На основании полученных данных международными экспертами был сделан вывод о том, что на выполнение домашних заданий суммарно по четырём научным дисциплинам тратится больше, чем на интегрированный научный курс [12].

В последнее десятилетие в некоторых странах среди учёных, общественности и пре-

Huciiuccuu

подавателей проводятся дискуссии об отмене домашних заданий. Действительно, выполнение домашних заданий в настоящее время является одним из наименее популярных видов деятельности учеников. Это обязательство, которое мешает их свободному времени, ограничивает право на отдых и досуг, закреплённое в Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на отдых и восстановление» (1948), Конвенции о правах ребёнка: «Государства признают право ребёнка на отдых и досуг, на участие в играх и развлечениях, соответствующих его или её возрасту...». [13]. Например, в Праге (Чехия) действует инициативный проект «Школа без домашней работы», охватывающий несколько школ. Руководитель психолого-педагогической службы одной из них П. Клима говорит о том, что, по его мнению, проблемы с выполнением домашних заданий касаются семей, где родители либо крайне заняты, чтобы помогать детям с домашней работой, либо имеют базовое или среднее образование, которое не даёт им возможности, особенно на втором уровне обучения (старшая средняя школа), понять домашнее задание и помочь его выполнить. Иногда такие родители становятся объектом критики со стороны школы. Как следствие, домашняя работа приносит ненужную нервозность в такую семью, считает психолог. Более того, речь идёт не только о нервозной домашней атмосфере. В некоторых семьях дети не имеют места для качественной подготовки к урокам. В результате они не делают домашнюю работу, что вносит напряжение в отношения ребёнка с учителем [14].

Профессор психологии образования из Сиднейского университета Ричард Уол-кер (Richard A. Walker) провёл целое исследование, результаты которого убедительно доказывают, что домашняя работа имеет куда менее высокое педагогическое значение, чем принято считать. По его мнению, детям в начальной школе она вообще не нужна, а школьникам средних классов даёт лишь некоторые плюсы. По наблюдениям профессора Уолкера, лишь половине старшеклассников выполнение домашних заданий действительно помогало в учёбе. Остальные успевали достаточно хорошо усваивать знания в классе. С этим мнением согласен и австралийский психолог

д-р Майкл Карр-Грегг, считающий, что самостоятельная работа дома если и необходима, то только в средней школе, но никак не в начальной.

В то же время австралийские учёные не отрицают значимость домашней работы в принципе. По мнению профессора Уолкера, она помогает школьнику развить навыки самообучения и ряд личностных качеств: независимость, инициативность, уверенность, ответственность. Особенно важно, что она даёт ребёнку чувство автономии, то есть ощущения личного контроля над своей жизнью, но это развивается в школьнике лишь тогда, когда родители не вмешиваются в процесс выполнения домашних заданий. По мнению учёного, многие родители настолько давят в этом вопросе на детей, что одна фраза «Иди делай уроки» вызывает в ребёнке стойкую ненависть к учёбе.

Австралийские педагоги считают, что найти золотую середину, не пуская учёбу ребёнка на самотек и в то же время не оказывая на него излишнего давления, возможно. Для этого они призывают родителей активнее пользоваться всевозможными веб-ресурсами: образовательными сайтами, где в интересной и доступной форме изучаются школьные предметы, онлайн-консульта-циями опытных педагогов, услугами скайп-репетиторов (более дешёвыми, чем репетиторов на дому) [ 15].

В некоторых австралийских школах проводят политику сокращения домашних заданий. Например, в одной из школ Мельбурна (St. Michael's Grammar School) вместо домашних заданий детей просят играть дома с родителями в интеллектуальные настольные игра типа Scrabble, и в доказательство показывать учителю фотографии игрового поля. Ещё один из вариантов домашней работы в этой школе — приготовить определённое блюдо и сфотографировать результат.

Домашняя работа долгое время является предметом дебатов в Австралии, и многие исследования показали, что она может нанести вред обучению и психическому здоровью ребёнка, повышая уровень тревоги, депрессии, гнева. Австралийские дети испытывают больше стресса по поводу домашней работы, чем дети в большинстве

других развитых стран. Национальный отчёт Австралийского исследовательского института по делам детей и молодёжи (ARACY) в области образования в рамках проекта «Благополучие детей в Австралии», показал, что Австралия занимает 24-е место по сравнению с 26 странами ОЭСР в области «школьного давления от домашней работы». Согласно отчёту, 55% девочек 8-го класса испытывают «некоторое или большое давление от домашней работы», в то время как среди мальчиков это 47,1% [15].

В Австралии школьникам в возрасте шести лет регулярно задают письменные домашние задания, а в распространённых альтернативных школах, например школа Мон-тессори, принцип обучения рекомендует детям младшего школьного возраста выполнять «значимые задачи, которые являются расширением интересов ребёнка». «Эта работа... должна иметь цель и может включать в себя различные виды деятельности, в том числе домашние дела, которые могут помочь ребёнку развить языковые навыки, осознание культуры... и дать ребёнку право голоса в принятии семейных решений». На веб-сайте школ Монтессори говорится, что «домашнее задание» должно состоять из реальных жизненных действий, которые представляют интерес для ребёнка или помогают ему общаться с родителями, например, написание рассказа или письма, посещение библиотеки, чтение вслух, сканирование газет для рассказов, рисование, проведение простых научных экспериментов, подсчёт денег, планирование списка покупок или меню ужина, покупка продуктов питания, приготовление пищи, использование карты, походы или прогулки или игра на музыкальных инструментах [15].

тенсифицированные учебные курсы, адаптированные к индивидуальным уровням и потребностям детей. Выделяемое время отличается для академически сильных и для академически слабых учеников, которые могут посещать уроки по оказанию помощи в выполнении домашних заданий во второй половине дня. В течение учебного года помощь включает 80 уроков для 0-3-х классов, 120 уроков для 4-6-х классов и 80 уроков для 7-9-х классов [16].

В Словении также существует законодательно закреплённая расширенная программа школьного обучения, согласно которой ученики 1 -5-х классов после основных уроков могут в течение 5 часов (или дольше) находиться в школе — выполнять домашние задания и участвовать в различных внешкольных мероприятиях [17].

Изучение и анализ оригинальных источников позволили сделать следующие выводы. Во-первых, домашняя работа остаётся важной частью учебного процесса во всех странах, при этом расширяются её цели (развитие способности учиться самостоятельно, повышение ответственности, развитие творчества, инициативности, умение правильно организовать своё время и т.д.). Появляются новые типы домашних заданий, такие как интервью, фоторепортажи, беседы, видеоотчёты и т.д. Во-вторых, время, затраченное на выполнение домашних заданий, не влияет напрямую на результаты школьного обучения. Во многих странах ведутся дискуссии среди учёных и общественности за сокращение или отмену домашних заданий, поскольку их выполнение часто оказывает негативное влияние на психику детей, на климат в семье, приводит к стрессам и т.п. □

Выполнение домашних заданий не обязательно должно отнимать свободное время детей и их родителей. Например, в Дании после реформирования народной школы с 2015/16 учебного года учащимся предоставляется обязательная помощь в выполнении домашних заданий. Школы предлагают академическое углублённое изучение учебного материала и помощь в выполнении домашних заданий в рамках более продолжительного школьного дня. Такая помощь должна быть сосредоточена на академическом уровне учеников, например, предлагаются учебные задачи или ин-

Литература

1. Чешская школьная инспекция. [Электронный доступ: https://www.idnes.cz/zpravy/ с1отас1/роутпс^-с1отас1-ико1у^ко1а-ceska-skolni-inspekce-tata-partak. А180312_112110_СотасцпиЬ; дата обращения: 12.02.2020]

2. Концепция домашней подготовки в Чехии [Электронный доступ: https://www. skolamilicin.cz/soubor/koncepce-domaci-pripravy-pdf/?preview_secret=bc4764bf0535 9eff2a9966e8801 ccdf7; дата обращения: 10.02.2020]

Huciiuccuu

3. Обучение в Венгрии. [Электронный доступ: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/teaching-and-learning-single-structure-education-13_en; дата обращения: 10.02.2020]

4. План общего школьного образования Литовской Республики [Электронный доступ: https://e-seimas.lrs.lt/portal/ legalAct/lt/TAD/c84fe3 1 24a2a11 e78869ae36ddd5784f?positionInSearchR esults=0&searchModelUUID=6a0b6bfd-9474-4bdd-aedc-e5dc106647ec; дата обращения: 11.02.2020]

5. Обучение в Эстонии. [Электронный доступ: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/home_en =; дата обращения: 10.02.2020]

6. Руководство по выполнению домашних заданий (сайт департамента образования Австралии) [Электронный доступ: https://www.education.vic.gov.au/Pages/ default.aspx; дата обращения: 16.02.2020]

7. Школьникам каких стран задают домашние задания [Электронный доступ: https:// rg.ru/2016/10/10/shkolnikam-kakih-stran-zadaiut-bolshe-vsego-domashnih-zadanij. html; дата обращения: 10.02.2020]

8. Обучение детей в Японии [Электронный доступ: https://chudo-udo.info/detskie-novosti/21 66-interesnye-fakty-pro-obuchenie-detej-v-yaponii; дата обращения: 10.02.2020]

9. Финская школа. [Электронный доступ: https://takprosto.cc/finskaya-shkola/; дата обращения: 1.02.2020]

10. Домашние задания в Сингапуре. [Электронный доступ: https://www. best-tuition. com/Mathematics-Homework-in-Singapore-Secondary-School.html; дата обращения: 8.02.2020]

11. Как в школах разных стран уходят от домашних заданий [Электронный доступ: https://www.kommersant.ru/doc/ 4154385; дата обращения: 11.02.2020]

12. TIMSS 2011 INTERNATIONAL RESULTS IN SCIENCE [Электронный доступ: https:// timss.bc.edu/timss2011/downloads/T11_ IR_S_Chapter8.pdf; дата обращения: 8.02.2020]

13. UMLUVA O PRAVECH ditete. Umluva o pravech dftete a souvisejici dokumenty. Praha: Ministerstvo prace a socialnich vecf CR, 2016, s. 2-18. ISBN ISBN 978-80-7421-120-1.

14. Домашние задания «за» и «против» [Электронный доступ: https://www.lidovky.

cz/domov/domaci-ukoly-pro-a-proti-nektere-deti-se-az-doma-nauci-to-co-by-mely-umet-uz-ze-skoly-ale-skola-za-t. A180420_214658_ln_noviny_ele; дата обращения: 2.02.2020]

15. Australian children among the world's 'most stressed' about homework [Электронный доступ: http://www.essentialkids.com.au/ education/school/primary-school/austral-ian-children-among-the-worlds-most-stressed-about-homework-20180314-h0xhfr#ixzz 6EULfAymo; дата обращения: 12.02.2020]

16. Обучение в Дании. [Электронный доступ: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/teaching-and-learning-single-structure-education-8_en; дата обращения: 12.02.2020]

17. Обучение в Словении. [Электронный доступ: https://eacea.ec.europa.eu/ n at ion al-policies/euryd ice/content/ teaching-and-learning-single-structure-education-35_en; дата обращения: 12.02.2020]

Literatura

1. Cheshskaya shkol'naya inspekciya. [Elek-tronnyj dostup: https://www.idnes.cz/zpra-vy/domaci/povinnost-domaci-ukoly-skola-ceska-skolni-inspekce-tata-partak. A180312_112110_domaci_nub; data ob-rashcheniya: 12.02.2020]

2. Koncepciya domashnej podgotovki v Chekhii [Elektronnyj dostup: https://www. skolamilicin.cz/soubor/koncepce-domaci-pripravy-pdf/?preview_secret=bc4764b-f05359eff2a9966e8801 ccdf7; data obra-shcheniya: 10.02.2020]

3. Obuchenie v Vengrii. [Elektronnyj dostup: https://eacea.ec.europa.eu/national-poli-cies/eurydice/content/teaching-and-lear-ning-single-structure-education-13_en; data obrashcheniya: 10.02.2020]

4. Plan obshchego shkol'nogo obrazovaniya Litovskoj Respubliki [Elektronnyj dostup: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/ TAD/c84fe3 124a2a11e78869a-e36ddd5784f?positionInSearchResult-s=0&searchModelUUID=6a0b6bfd-9474-4bdd-aedc-e5dc106647ec; data obrashcheniya: 11.02.2020]

5. Obuchenie v Estonii. [Elektronnyj dostup: https://eacea.ec.europa.eu/national-poli-cies/eurydice/home_en =; data obrashcheniya: 10.02.2020]

11

12.

6. Rukovodstvo po vypolneniyu domashnih zadanij (sajt departamenta obrazovaniya Avstralii) [Elektronnyj dostup: https://www. education.vic.gov.au/Pages/default.aspx; data obrashcheniya: 16.02.2020]

7. SHkol'nikam kakih stran zadayut doma-shnie zadaniya [Elektronnyj dostup: https:// rg.ru/2016/10/10/shkolnikam-kakih-stran-zadaiut-bolshe-vsego-domashnih-zadanij. html; data obrashcheniya: 10.02.2020]

8. Obuchenie detej v YAponii [Elektronnyj dostup: https://chudo-udo.info/detskie-novos-ti/2166-interesnye-fakty-pro-obuchenie-de-tej-v-yaponii; data obrashcheniya: 10.02.2020]

9. Finskaya shkola. [Elektronnyj dostup: https://takprosto.cc/finskaya-shkola/; data obrashcheniya: 1.02.2020]

10. Domashnie zadaniya v Singapure. [Elektronnyj dostup: https://www.best-tuition. com/Mathematics-Homework-in-Singapo-re-Secondary-School.html; data obra-shcheniya: 8.02.2020] Kak v shkolah raznyh stran uhodyat ot domashnih zadanij [Elektronnyj dostup: https://www.kommersant.ru/doc/4154385; data obrashcheniya: 11.02.2020] TIMSS 2011 INTERNATIONAL RESULTS IN SCIENCE [Elektronnyj dostup: https:// timss.bc.edu/timss2011/downloads/T11_ IR_S_Chapter8.pdf; data obrashcheniya: 8.02.2020]

UMLUVA O PRAVECH DiTETE. Umluva o pravech dftete a souvisejici dokumenty. Praha: Ministerstvo prace a socialnich veci CR, 2016, s. 2-18. ISBN ISBN 978-80-7421-120-1. Domashnie zadaniya «za» i «protiv» [Elektronnyj dostup: https://www.lidovky. cz/domov/domaci-ukoly-pro-a-proti-nekte-re-deti-se-az-doma-nauci-to-co-by-mely-umet-uz-ze-skoly-ale-skola-za-t. A180420_214658_ln_noviny_ele; data obrashcheniya: 2.02.2020]

15. Australian children among the world's 'most stressed' about homework [Elektronnyj dostup: http://www.essentialkids.com.au/edu-cation/school/primary-school/australian-children-among-the-worlds-most-stressed-about-homework-20180314-h0xhfr#ixz-z6EULfAymo; data obrashcheniya: 12.02.2020]

16. Obuchenie v Danii. [Elektronnyj dostup: https://eacea.ec.europa.eu/national-poli-cies/eurydice/content/teaching-and-lear-ning-single-structure-education-8_en; data obrashcheniya: 12.02.2020]

13.

14.

17. Obuchenie v Slovenii. [Elektronnyj dostup: https://eacea.ec.europa.eu/national-poli-cies/eurydice/content/teaching-and-lear-ning-single-structure-education-35_en; data obrashcheniya: 12.02.2020]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.