Научная статья на тему 'Как пациенты с артериальной гипертонией пожилого и старческого возраста оценивают качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе?'

Как пациенты с артериальной гипертонией пожилого и старческого возраста оценивают качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CardioСоматика
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдов Е.Л.

Цель: Оценить качество оказания помощи бригадами «Скорой помощи» больным артериальной гипертонией (АГ) пожилого и старческого возраста по специально разработанной анкете. Материалы и методы: В исследование были включены 292 больных АГ II III степени (по рекомендациям ВНОК-2010, ESH/ESC-2009). Средний возраст участников исследования составил 68,7 года. Средний стаж болезни составил 14,7 года. Все пациенты заполняли специальный опросник. Обработка материала производилась с помощью компьютерного пакета «STATISTICA». Результаты: вызывают бригаду «Скорой помощи» при высоком АД 39,1%, среднее АД, при котором вызывают бригаду «Скорой помощи» 178,9±4,8/99,7±2,4 мм.рт.ст., 18 человек затруднились указать точные цифры АД. Среди жалоб, при которых больные АГ вызывали «Скорую помощь» (указывались несколько вариантов): головные боли пульсирующего характера 92,4%, головокружение 72,7%, снижение остроты зрения 66,8%, мелькание пятен, кругов, мушек перед глазами 74,1%, плохой сон 22,9%, раздражительность 18,7%, потливость 12,8, покраснение лица 37,4%, дрожание рук 9,8%, отеки рук и лица 10,4%, боль за грудиной 88,4%, боль в грудной клетке 80,2%, перебои в области сердца,-64,9%, одышка при ходьбе 23,2%, онемение или слабость мышц лица, рук на одной или обеих половинах тела 6,4%, внезапные нарушения речи 2,3%, нарушения походки, координации и равновесия 11,3%. Причинами, по которым пациенты не вызывают бригаду «Скорой помощи» (указывались несколько вариантов): низкая квалификация персонала31,2%; долгое ожидание вызова 43,6%; отсутствие адекватной медицинской помощи 35,4%; нетактичность и грубость медицинского персонала 12,0%; затруднились ответить 9,6%. На вопрос о том измерял ли врач во время осмотра Ваше АД 98,2% ответили утвердительно, однако измерение АД в положении стоя произведено у 2,8%, хотя у пациентов имеет место высокая частота развития ортостатической гипотонии и псевдогипертонии. 49,7% посчитали, что врач «Скорой помощи во время вызова был внимательным и тактичным; 26,3% уделял мало внимания пациенту; 14,8% был нетактичен, откровенно груб, 9,2% затруднились ответить. 36,9% удовлетворены полностью качеством медицинской помощи; 44.7% не совсем удовлетворены; 14,3% не удовлетворены, 4,1% затруднились ответить. 7,4% лечились в течение последнего года в стационаре по поводу АГ, в среднем пациенты госпитализировались за год 1,3±0,3 раза. 9,2% пациентов доставлены в стационар «Скорой помощью»; сразу после обращения госпитализированы 17,2%; в течение 24 ч. после обращения 18,7%; через 1-3 дня госпитализированы 22,4% опрошенных; через 4-7 дней 23,5%; через 8-15 дней 8,7%; через 16-30 дней 1,3%. Выводы: Таким образом, анкетирование больных АГ является эффективным и простым методом получения ценной информации о качестве деятельности бригад «Скорой помощи», дефектах их работы, о соблюдении этико-деонтологических принципов медицинским персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдов Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как пациенты с артериальной гипертонией пожилого и старческого возраста оценивают качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе?»

«REHABILITATION AND SECONDARY PREVENTION IN CARDIOLOGY»

IX RUSSIAN CONFERENCE

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК УМЕРЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРЫЕ КОРОНАРНЫЕ СОБЫТИЯ

Гуляева С. Ф., Ведерников В. А., Колеватова Г. А., Шихова Е. В., Широкова И. Н., Пегушина Н. А.

ГОУ ВПО«Кировская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России»; ОГУЗ «Кировский областной кардиологический диспансер»; МУЗ «Кировская городская клиническая поликлиника № 2», г. Киров

Цель: проанализировать качество жизни под влиянием длительных физических тренировок (ФТ) умеренной интенсивности у больнык, перенесших острые коронарные события (ОКС).

Материал и методы. В исследовании участвовало 115 больнык, из них мужчин 77,4%, средний возраст—58,1±3,8 года, перенесших инфаркт миокарда 67%, аорто-коронарное шунтирование 33% пациентов. Больные рандомизированы на группу наблюдения (n=59) и группу сравнения (n=56), сопоставимые по полу, возрасту и исходным клиническим показателям. Кроме того набрана группа здоровык лиц (группа контроля) из 30 человек (средний возраст — 51,7±5,5 лет), проходивших дополнительную диспансеризацию в поликлинике. Срок наблюдения — 12 месяцев. Все пациенты получали стандартную медикаментозную терапию. В группе наблюдения дополнительно проводились физические тренировки умеренной интенсивности в амбулаторный условиях по методике ГНИЦ ПМ. Методы исследования качества жизни: опросники SF 36 и медико-социального анкетирования.

Результаты. В исходном состоянии показатели КЖ по результатам опросника SF-36 в обеих группах больных было статистически достоверно ниже, чем в группе контроля, по всем исследуемым параметрам. Выраженность болевого синдрома при ИБС уменьшала физическую активность на 49,2% в группе наблюдения от группы контроля и на 46% в группе сравнения, ролевого физического функционирования — на 74,6% и 73,3% соответственно, снижение показателей общего восприятия здоровья на 32,2% и 30,7% соответственно, ролевого эмоционального функционирования на 62,7% и 60% соответственно. Через 12 мес. наибольшая положительная динамика в группе наблюдения была характерна для шкал физического функционирования, ролевого физического функционирования и боли. Достоверно увеличились показатели по шкалам общего состояния здоровья на 24,6%, жизненной активности — на 22,7%. В группе сравнения по показателям общего состояния и психического здоровья, жизненной активности, социального и ролевого эмоционального функционирования динамики не отмечалось. КЖ по методике медико-социального анкетирования исходно было низким--4,78±4,17 в группе наблюдения и -4,51±3,24 в группе сравнения. В дальнейшем, под влиянием программы ФТ, в группе наблюдения суммарный показатель КЖ через 12 мес. увеличился до -2,02±3,86 баллов, в группе сравнения снизился до -6,98±3,73 баллов.

Вышоды: Качество жизни больнык ИБС через 2 мес. после перенесенного острого коронарного события снижено по всем параметрам. Комплексное применение физических тренировок на фоне стандартной медикаментозной терапии способствует улучшению всех показателей качества жизни пациентов, в большей степени физического функционирования.

КАК ПАЦИЕНТЫ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ОЦЕНИВАЮТ КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ?

Давыдов Е. Л.

ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого»,

г. Красноярск

Цель: Оценить качество оказания помощи бригадами «Скорой помощи» больным артериальной гипертонией (АГ) пожилого и старческого возраста по специально разработанной анкете.

Материалы и методы: В исследование были включены 292 больных АГ II — III степени (по рекомендациям ВНОК-2010, ESH/ESC-2009). Средний возраст участников исследования составил 68,7 года. Средний стаж болезни составил 14,7 года. Все пациенты заполняли специальный опросник. Обработка материала производилась с помощью компьютерного пакета «STATISTICA».

IX РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

«РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В КАРДИОЛОГИИ»

Результаты: вызывают бригаду «Скорой помощи» при высоком АД 39,1%, среднее АД, при котором вызывают бригаду «Скорой помощи» 178,9±4,8/99,7±2,4 мм.рт.ст., 18 человек затруднились указать точные цифры АД. Среди жалоб, при которых больные АГ вызывали «Скорую помощь» (указывались несколько вариантов): головные боли пульсирующего характера — 92,4%, головокружение — 72,7%, снижение остроты зрения — 66,8%, мелькание пятен, кругов, мушек перед глазами — 74,1%, плохой сон — 22,9%, раздражительность — 18,7%, потливость — 12,8, покраснение лица — 37,4%, дрожание рук — 9,8%, отеки рук и лица — 10,4%, боль за грудиной — 88,4%, боль в грудной клетке — 80,2%, перебои в области сердца,—64,9%, одышка при ходьбе — 23,2%, онемение или слабость мышц лица, рук на одной или обеих половинах тела — 6,4%, внезапные нарушения речи — 2,3%, нарушения походки, координации и равновесия — 11,3%. Причинами, по которым пациенты не вызывают бригаду «Скорой помощи» (указывались несколько вариантов): низкая квалификация персонала- 31,2%; долгое ожидание вызова — 43,6%; отсутствие адекватной медицинской помощи — 35,4%; нетактичность и грубость медицинского персонала — 12,0%; затруднились ответить — 9,6%. На вопрос о том — измерял ли врач во время осмотра Ваше АД — 98,2% ответили утвердительно, однако измерение АД в положении стоя произведено у 2,8%, хотя у пациентов имеет место высокая частота развития ортостатической гипотонии и псевдогипертонии. 49,7% посчитали, что врач «Скорой помощи во время вызова был внимательным и тактичным; 26,3% — уделял мало внимания пациенту; 14,8% — был нетактичен, откровенно груб, 9,2% затруднились ответить. 36,9% удовлетворены полностью качеством медицинской помощи; 44.7% — не совсем удовлетворены; 14,3% — не удовлетворены, 4,1% — затруднились ответить. 7,4% лечились в течение последнего года в стационаре по поводу АГ, в среднем пациенты госпитализировались за год 1,3±0,3 раза. 9,2% пациентов доставлены в стационар «Скорой помощью»; сразу после обращения госпитализированы 17,2%; в течение 24 ч. после обращения — 18,7%; через 1-3 дня госпитализированы 22,4% опрошенных; через 4-7 дней — 23,5%; через 8-15 дней — 8,7%; через 16-30 дней — 1,3%.

Вышоды: Таким образом, анкетирование больных АГ является эффективным и простым методом получения ценной информации о качестве деятельности бригад «Скорой помощи», дефектах их работы, о соблюдении этико-деонтологических принципов медицинским персоналом.

КАК ПАЦИЕНТЫ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ОЦЕНИВАЮТ КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ?

Давыдов Е. Л., Харьков Е. И. ГОУВПО«Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», г. Красноярск

Цель: Оценить качество оказания стационарной помощи больным артериальной гипертонией (АГ) пожилого и старческого возраста по специальной анкете.

Материалы и методы: В исследование были включены 292 больных АГ II — III степени (по рекомендациям ВНОК-2010, ESH/ESC-2009). Средний возраст участников исследования составил 68,7 года. Средний стаж болезни составил 14,7 года. Все пациенты заполняли специальный опросник. Обработка материала производилась с помощью компьютерного пакета «STATISTICA».

Результаты: 77,4% респондентов лечились в течение последнего года в стационаре по поводу АГ, в среднем пациенты госпитализировались за год 1,3±0,3 раза. 9,2% пациентов были доставлены в стационар «Скорой помощью»; сразу после обращения госпитализированы 17,2%; в течение 24 ч. после обращения — 18,7%; через 1-3 дня — 22,4% опрошенных; через 4-7 дней — 23,5%; через 8-15 дней — 8,7%; через 16-30 дней — 1,3% респондентов. Санитарное состояние стационара во время лечения как хорошее оценили 48,7%, как удовлетворительное — 34,3%, как плохое — 14,9%, затруднились ответить — 2,1%. Было предложено оценить питание в стационаре по нескольким показателям: по объему как достаточное его оценили 68,4%, больничную пищу не едят — 2,2%, затруднились ответить — 1,1%; по качеству питания, как вкусное его оценили — 14,2%, нормальное — 49,2%, невкусное — 31,5%, больничную пищу не едят — 2,2%, затруднились ответить — 2,9%; по ассортименту, как разнообразное — 9,6%; не всегда разнообразное — 31,6%; однообразное — 53,7%; больничную пищу не едят — 2,2%, затруднились ответить — 2,9%. 62,4% посчитали, что лечащий врач в стационаре был внимательным и тактичным; 19,8% — врач уделял им мало внимания;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.