Научная статья на тему 'Как организовать работу коллектива'

Как организовать работу коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лошакова Тамара Фёдоровна

Циклограмма работы директора школы на второе полугодие: основные направления деятельности, ключевые дела, документооборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как организовать работу коллектива»

КОНСУЛЬТАЦИИ

Как организовать работу коллектива

Тамара Фёдоровна Лошакова,

профессор, доктор педагогических наук

Предлагаем перечень основных дел и список документов на первое полугодие, прошедших экспертизу директоров школ. Его можно дополнять. Много регламентирующих приказов не бывает. Директору никогда не мешает подстраховать себя, коллег, учащихся локальными актами.

Январь Основные дела

• Сдача отчётов по итогам четверти.

• Состояние кружковой работы.

• Совещание старост.

• Собеседование с учащимися, неуспевающими по итогам цикла (четверти).

• Собеседование с родителями учащихся, не успевающих по итогам цикла (четверти).

• Подведение итогов за первое полугодие.

• Выполнение практической и теоретической части программ.

• Проверка организации дополнительных платных услуг.

• Заседание Управляющего совета...

Приказы

• Об оплате замещённых уроков.

• О проверке кружковой работы.

• О комплектации учащихся.

• Об изменении тарифных нагрузок.

• О создании конкурсной комиссии по конкурсу «Учитель года».

• О подготовке к «Военно-патриотическому» месячнику...

Февраль Основные дела

• Производственные совещания по итогам цикла (четверти).

• Проверка планов уроков (выборочно).

• Военно-патриотический месячник.

• Педсовет.

Приказы

• О результатах проверки поурочных планов преподавателей.

• О состоянии внутри школьного контроля.

• Создание аттестационной комиссии.

• Об охране здоровья и техники безопасности.

Март

Основные дела

• Производственное совещание.

• Проверка классных >журналов.

• Проверка тетрадей и дневников.

ДИРЕКТОР. Спасибо за урок. Было интересно и поучительно. И всё же мне кажется, что Вы чем-то не совсем довольны.

УЧИТЕЛЬ. Ну конечно, я же не успела сделать всё, что хотела, звонок прервал, дети сразу стали ёрзать, а у меня как раз вывод и важный комментарий к домашнему заданию, и всё это — уже как бы в пустоту...

ДИРЕКТОР. Ну не совсем, конечно, но для большинства, согласитесь, звонок — это сигнал расслабиться. А Вы как думаете, почему всё-таки не удалось успеть до звонка? Ведь на дисциплину Вы не жалуетесь, и темп урока вполне приличный, и работали дети дружно.

УЧИТЕЛЬ. Да уж и не знаю. Видимо, опрос затянула и как-то увлеклась примерами при объяснении нового. А при закреплении надо было «прошерстить» молчунов, а то кто знает, усвоили они что-либо или нет.

ДИРЕКТОР. А кстати. Вы могли бы мне в одной простой фразе сказать, в чём всё-таки главная мысль прошедшего урока? С чем обязательно должен уйти с урока самый трудный и ленивый? То, что по науке называется «объект обязательного усвоения».

УЧИТЕЛЬ. На это-то времени и не хватило. Это-то и должно было быть в выводе.

ДИРЕКТОР. И всё-таки: что среди массы интересного, полезного, что я услышал и понял, — самое-самое... по-Вашему?

УЧИТЕЛЬ. (Открывает план урока, некоторое время ищет.) А — вот. (следует чтение некоторого «методического» текста, правильными словами из пятишести фраз — того, что соответствовало стандартам).

ДИРЕКТОР. Это верно. Но, как я понимаю, это из программы, стандарта. А мне-то хочется услышать суть, главный итог, на понятном мне — не словеснику — языке, чтобы и ученик тоже понял и почувствовал, а не просто услышал нечто методически рекомендованное в конце урока.

УЧИТЕЛЬ. Но ведь я подводила их к этим мыслям весь урок.

ДИРЕКТОР. А меня — тоже, к ним же?

УЧИТЕЛЬ. Ну, на Вас-то я не рассчитывала, я попросту, для семиклассников.

ДИРЕКТОР. Вы «попросту для семиклассников», а я вот с двумя высшими образованиями к этим мыслям в ходе Вашего интересного рабочего урока как-то самостоятельно не пришёл.

УЧИТЕЛЬ. Так что же я, по-Вашему, на уроке не обучала???

ДИРЕКТОР. Это сказали Вы, а не я. Но всё-таки, чему же Вы их обучали, если самую суть взять?

УЧИТЕЛЬ. (Напряжённо думает минуты две, потом ощупью и запинаясь, говорит.) Наверное, тому, что Петруша Гринёв — человек чести, а может быть, тому, что такое честь, или тому, что Маша Миронова помогла ему это понять.

ДИРЕКТОР. Да, да, да!!! Об этом Вы, вроде бы, и не говорили, и я, честно говоря, думал, что урок про какие-то «образы», «персонажи» и «художественные средства»! И назывался-то урок у Вас — «Образ Петра Гринёва в системе персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Система персонажей» — доступно ли для семиклассников?

УЧИТЕЛЬ. Да, как в методичке.

ДИРЕКТОР. А как можно было бы назвать урок, чтобы на нём учить тому, самому главному, с чем каждый, подчёркиваю — каждый! — должен уйти в жизнь?

УЧИТЕЛЬ. Помилуйте, Вы хотите сказать, что урок надо было назвать «Жизнь — государю; сердце — даме; честь — никому!»?

КОНСУЛЬТАЦИИ

• Работа по профориентации в 9-х классах.

• Анализ адаптации 1-х классов.

• Охват горячим питанием.

• Составление табеля.

• Составление плана подготовки и проведения экзаменов.

• Совещание старост и других общественных организаций.

• Предварительная тарификация учителей.

• Коррекция учебных планов.

• Контроль за деятельностью кружков и секций.

• Организация работы на весенние каникулы.

• Проверка состояния охраны здоровья.

• День здоровья.

• Заседание аттестационной комиссии.

• «Книжкина неделя».

• Игра «Зарница»...

Приказы

• Об итогах четверти.

• О проверке дневников и тетрадей.

• О проверке классных журналов.

• О горячем питании учащихся.

• О проведении заседаний методических объединений.

• О режиме работы в каникулы.

• О сохранении контингента в дополнительном образовании.

• О предварительной нагрузке учителей на следующий учебный год.

• О подготовке к экологической декаде.

Апрель Основные дела

• Подготовка и утверждение на методическом объединении материалов к экзаменам.

• Организация повторения. Проверка подготовки к экзаменам.

• Выбор экзаменов учащимися.

• Пробные контрольные работы (административные).

• Малый педсовет учителей.

• Сдача отчётов по итогам четверти.

• Составление табеля.

• Совещание старост.

• Собеседование с учащимися, не успевающими в четверти, и их родителями.

• Линейка по итогам цикла (четверти).

• Изучение запросов родителей на следующий учебный год.

• Посещение родительских собраний.

• Диагностика учащихся для комплектования классов.

• Комплектование 10-х классов, 5-х классов.

• Организация летнего отдыха.

• День здоровья.

• Предварительная тарификация...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Приказы

• Об оплате замещённых уроков.

• Об организации повторения и подготовке к экзаменам.

• Об итогах пробных контрольных работ.

• Об участии в выставке «Карьера».

• Об утверждении экзаменационного материала.

Маи

Основные дела

• Расписание экзаменов в 9-11-х классах.

• Переводные контрольные работы и смотр знаний.

• Творческие отчёты кафедр, методических объединений.

• Итоговые родительские собрания.

• Инструктаж ассистентов на экзамены.

• Организация консультаций.

• Оформление личных дел и их сдача.

• Подготовка кабинетов к новому учебному году.

• Сдача учебников.

• Отчёт предметников о прохо>ждении программы (особенно практической части).

• Производственное совещание по итогам цикла (четверти).

• Составление табеля.

• Формирование 5-х, 10-х классов.

• Приготовление протоколов экзаменов.

• Подача заявлений на аттестацию.

• Обследование детей, поступающих в первый класс.

• Отчёт кафедр (методических объединений) по итогам года.

• Заседание педагогического совета.

• Участие в конкурсе «Образовательная территория».

• Вахта памяти.

• Выпускной праздник для начальной школы.

Приказы

• Об итоговой аттестации учащихся.

• О присвоении категории по итогам аттестации учителей.

• О награ>ждении по итогам года.

• О допуске к экзаменам.

• О переводе в следующий класс.

• Об итогах цикла (четверти).

• Об оплате замещённых уроков.

• О создании экзаменационной комиссии.

• Об отпусках.

• О выпуске.

• О подготовки плана на следующий учебный год.

• О подготовки дней славянской письменности.

• О готовности летнего лагеря.

• О проведении дня «Защиты детей».

• О текущем ремонте.

Июнь

Основные дела

• Экзаменационная сессия.

• Трудовая практика.

• Занятия с «осенниками».

• Заполнение аттестатов.

• Торжественный акт выпуска.

ДИРЕКТОР. И это сказали Вы! А не я. Но по мне было бы здорово.

Далее диалог развивается, разворачивая главную мысль — превращение «имени» урока в мотив и из него — в целеустанов-ку, оттуда — в общую структуру, оттуда — в несколько сценариев и хронометраж каждого — и оттуда уже — возврат к объяснению самим учителем себе самому, почему же всегда не хватает времени.

* * *

А теперь попытаемся дать определение коучинга.

Коучинг — вид профессиональной помощи, специфический способ обучения и развития, где главный метод коуча (управленца, тренера, учителя, воспитателя, преподавателя) — не в сообщении готовых знаний или инструкций, не в формулировании ответов на то, как надо решать задачи (проблемы), а в задавании вопросов подопечному с тем, чтобы он сам, будучи мотивированным (признавая решение задачи, проблемы своей личной целью, осознавая суть проблемы и испытывая ответственность за её решение), нашёл ответ (решение, способ действия) из своих внутренних источников (интеллекта, эмоций, интуиции, логики, прежних знаний, своей креативности).

Обращаем внимание читателя на то, что коучинг не всесилен и имеет свои ограничения. Сэр Д. Уитмор пишет, что, работая своим методом со спортсменами, добивался у них высочайших достижений; работая с бизнесменами, помогал им находить решения, выводящие их компании из кризиса и приводящие их к процветанию и т.п. Отсюда может сложиться ложное впечатление, что с помощью коучинга можно от любого человека добиться всего, чего захочет коуч и сам человек. Это на самом деле не так. Сэр Д. Уитмор всё время говорит об извлечении из подопечного

только того потенциала, который в нём заложен. От себя добавим: «Если заложен».

Сократ об этом пишет чётче и строже, говоря, что его метод помогает «произвести на свет» новое знание, если оно потенциально заложено в человеке. А если не заложено, то рождается ложный призрак. Иначе говоря из дуба ни груша, ни яблоня не вырастёт, и на осине не растут апельсины.

* * *

Мы представили эффективный способ выращивания (воспитания, развития) кадров. Это очень важный участок работы управленца современной школы. Древние писали:

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника. НО

КОНСУЛЬТАЦИИ

• Составление табеля.

• Оформление протоколов.

• Анализ экзаменов и учебной работы за год.

• Публичный отчёт директора.

• Открытое родительское собрание 1-х, 5-х, 10-х классов.

• Предварительная тарификация.

• Предварительное комплектование 10-х классов.

• Открытие летнего лагеря.

• Ремонт школы.

Приказы

• О проведении выпускных вечеров.

• О награждении и поощрении выпускников и родителей.

• О выпускном вечере 9-х, 11-х классов.

• Об итогах выпускных экзаменов.

• Об отпуске директора школы.

Заказывайте новую книгу М.М. Поташника

«ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ»

Методическое пособие для руководителей школ и органов образования

Справки: тел.: (495) 953-99-12 E-mail: pedobsh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.