Научная статья на тему 'Как организовать детский отдых'

Как организовать детский отдых Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ОРГАНИЗАТОРЫ / КАДРЫ / ЦЕНТРЫ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / MUNICIPAL SANITARY COMMISSION / ORGANIZERS / PERSONNEL / CENTERS / MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соложнин Анатолий Валентинович

Обязанности Управления образования по организации отдыха и оздоровления детей. Муниципальная оздоровительная комиссия: характер и объём работы. Термин «оздоровление» в образовательном контексте. Требования к обеспечению отдыха и оздоровления детей. Фрагменты из опыта работы. Управленческие решения и подходы. Делегирование управленческих функций. Создание муниципального учреждения «Центр организации отдыха и оздоровления детей». Примеры устава, штатного расписания. Медицинское обслуживание отдыха и оздоровления: контракты, расчёт цены на услугу, переговоры с лечебными учреждениями. Варианты привлечения на работу педагогов-воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как организовать детский отдых»

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ

Анатолий Валентинович Соложнин,

начальник Управления образования города Нижний Тагил, кандидат педагогических наук

Несмотря на то, что муниципальные органы управления образования не имеют прямых полномочий по организации отдыха и оздоровления детей, им приходится всё же этим заниматься. Неоднократные попытки объяснить вышестоящим руководителям, что цели управления образования имеют сугубо образовательную направленность, и что собственно оздоровление должно стать прямой функцией учреждений и органов здравоохранения, постоянно натыкаются на железный аргумент: «Дети ваши? А кого мы оздоравливаем? Ну вот, значит, и оздоровление — ваше».

• муниципальная оздоровительная комиссия • организаторы • кадры

• Центры • медицинское обслуживание

Руководство

Общее руководство этой многогранной деятельностью — организацией отдыха и оздоровления детей обычно возлагается на муниципальную оздоровительную комиссию, которой руководит, чаще всего, один из заместителей главы администрации города. В состав комиссии входят, как правило, руководители структурных подразделений, которые так или иначе будут участвовать в организации отдыха детей. Это представители органов образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, здравоохранения, экономики и финансов, социальной политики, представители профсоюзных организаций крупных предприятий, правоохранительные органы и руководители надзорных органов (госпожнадзор, роспотребнадзор).

По давно заведённому общероссийскому порядку в апреле издаются постановления государственных органов власти об организации отдыха и оздоровления детей на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с этим и муниципалитет принимает аналогичное постановление. С их текстами можно познакомиться на официальных сайтах или в сборниках нормативных правовых актов. Самое основное, что всегда интересует представителей муниципальных органов власти, это объём средств, выделяемых в виде субсидий из регионального бюджета, порядок их расходования и те задания, которые ещё называют планом-заданием на оздоровление детей. В задачи городской оздоровительной комиссии на первоначальном этапе входит распределение планов-заданий по отраслям и соответственно — распределение

финансовых средств. Как правило, планы-задания ориентируют организаторов отдыха и оздоровления на ряд обязательных форм:

• загородный отдых, т.е. отдых в детских оздоровительных или «загородных оздоровительных лагерях». Эти учреждения обычно располагаются в непосредственной близости от муниципалитета или на его территории;

• отдых детей в условиях города, т.е. на базе школ, учреждений культуры, спорта, молодёжных клубов и т.д.;

• прочие формы, подразумевающие походы, экспедиции, поездки в санаторные и оздоровительные учреждения за пределы горо-да(района), региона и реже — за пределы страны.

В названиях форм мы не употребляли термин «оздоровление», хотя это слово в документах обязательно должно присутствовать. Если даже дети отправляются на международный фестиваль по хоровому пению или на спортивные соревнования, то в документах обязательно должно быть слово «оздоровление» и не один раз — в этом случае финансовые ревизоры отчёт примут и не обнаружат нецелевого расходования средств. Предполагается, что летом, а также в осенние, зимние и весенние каникулы смогут отдохнуть организованно от 50% до 80% учащихся в городе(районе).

Требования

С каждым годом требования к местам, где организуется отдых и оздоровление детей, ужесточаются, но статистика упрямо твердит, что число жертв несчастных случаев на отдыхе не уменьшается. Есть случаи травматизма или гибели детей при переездах, на спортивных и зрелищных мероприятиях, при купании; ежегодно появляется информация о массовых отравлениях детей в оздоровительных лагерях. В ответ на эти сообщения вся вертикаль власти и надзорных органов ужесточает свои превентивные меры, ко-

торые выливаются в требования при приёмке учреждений отдыха, маршрутов следования детей. В результате работа организаторов отдыха и оздоровления детей всегда связана с созданием условий, которые соответствуют всем постоянным нормам и вновь появляющимся приказам, распоряжениям и инструкциям.

Организационные проблемы

Как быть, если в аппарате управления образования не удаётся выделить ставки специалистов для организации отдыха и оздоровления детей?

Везде есть свой опыт. Кто-то поручает заниматься этим учреждениям дополнительного образования, отвлекая специалистов от основной работы; кто-то приглашает опытных организаторов на условиях срочного трудового договора для работы. Ну, а кто-то действует авральным методом: с наступлением периодов активной работы составляется план действий, специалистам управления раздают задания, и помимо основных обязанностей сотрудники выполняют дополнительный объём работы, не входящий в их обычный функционал.

При хорошем планировании, организации и контроле всех процессов и при достаточном опыте работы первых лиц управления могут сгодиться все вышеперечисленные подходы. Однако ни один из них не может претендовать на оптимальность по одной простой причине: работа эта не постоянная и поэтому у работающих нет желания совершенствоваться. Желание, вполне естественно, возникает одно: поскорее завершить эту дополнительную работу и заняться непосредственными служебными обязанностями.

В то же время анализ документов, планов, протоколов совещаний и наблюдения за практикой показывают, что работа по организации отдыха и оздоровления практически не прекращается ни на один день, хотя

дети и отдыхают в этих учреждениях преимущественно в каникулярные периоды. Чтобы быть убедительными, приведём несколько фрагментов работ, которые требуют организации и ресурсного обеспечения вне каникулярного периода:

• Организация работы лагерей дневного пребывания и отдыха на базе школ, клубов, ДЮСШ, учреждений культуры. Учитывая необходимость выполнять плановые задания надзорных органов по подготовке помещений, согласованию с предприятиями общественного питания, санитарно-гигиенического контроля персонала (медицинские осмотры, прививки, санитарно-гигиеническое обучение), а также проведение агитационных мероприятий, на всё уходит не менее месяца. Поэтому если мы хотим открыть лагерь дневного пребывания на базе школы с 30 декабря и закончить его работу через восемь рабочих дней, то подготовку придётся начать с ноября.

• Организация работы загородных лагерей. Даже если у города нет собственной сети учреждений загородного отдыха, межбюджетные трансферты приходится осваивать на базе учреждений других городов. Поэтому работа начинается с ноября (подготовка дислокации мест отдыха, размещение муниципального заказа на оказание услуг отдыха и оздоровления, распределение и продажа путёвок) и заканчивается

с завершением зимних каникул. По окончании отдыха детей наступает череда отчётности и очень часто — период финансовых проверок правильности расходования средств. При организации отдыха детей в других территориях требуются выезды специалистов в каждую для предварительного и фактического контроля условий и качества организации отдыха.

• Если в муниципалитете есть собственная сеть учреждений отдыха и оздоровления,

то ежемесячно осуществляется то, что называется «содержание зданий и сооружений»: заключение договоров на коммунальные услуги, организация охраны, текущий ремонт, расчистка дорог и т.д.

Редкие муниципалитеты могут похвастаться тем, что у них все учреждения для отдыха и оздоровления находятся в образцовом состоянии. Как правило, это базы, переданные на ба-

ланс муниципалитетов от предприятий, которые «сбрасывали социалку» в период финансово-экономических кризисов 90-х годов. Если же учесть, что строительство этих объектов происходило так называемым «хозспособом», то число замечаний надзорных органов растёт с каждым годом. Поэтому уже с начала финансового года идут типичные работы: подготовка дефектных ведомостей, разработка и проверка смет на ремонтно-строительные работы; запуск процедур размещения муниципального заказа по всем направлениям, от ремонта и питания до приобретения инвентаря.

Много времени и сил уходит на подбор, повышение квалификации педагогического, административного и вспомогательного персонала, разработку и обновление программно-методического обеспечения. Отдельный и подчас сложный вопрос — медицинское обслуживание отдыха и оздоровления. Давно уже не работают административные указания, благодаря которым когда-то медицинские работники безропотно подчинялись решению «оздоровительной комиссии» и практически на общественных началах работали в загородных лагерях. Сегодня требуются контракты, расчёт цены на услугу и переговоры с лечебными учреждениями, чтобы медицинские услуги были оказаны.

Центры

Названы три фрагмента, и это далеко не вся работа. Вернёмся к началу разговора и зададимся вопросом: «Каким образом всё это можно организовать, не имея постоянной структуры, обеспеченной соответствующими ресурсами?». Ответ очевиден: либо на общественных началах, сезонно, как говорится, всем миром, либо путём создания муниципального учреждения, которому передаются некоторые управленческие функции. Опыт создания этих учреждений в стране есть. Причём, не всегда организаторами отдыха и оздоровления детей являются

органы управления образованием: в Москве этим занят Центр детского, семейного отдыха и оздоровления в форме государственного автономного учреждения, которое находится в ведомстве Департамента семейной и молодёжной политики мэрии города Москвы. Подобные учреждения созданы в Тюмени, в Нижнем Тагиле. Приведём фрагменты из Устава такого центра.

Название: «Центр организации отдыха и оздоровления детей»

Общие

положения:

1.1. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей» (далее по тексту — Учреждение) является муниципальным бюджетным учреждением, созданным для оказания муниципальной услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в загородных оздоровительных лагерях в целях обеспечения права граждан Российской Федерации на отдых и оздоровление...

1.2. Учреждение создано на основании постановления Главы города N в соответствии

с законодательством Российской Федерации.

1.3. Собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование город N. Функции и полномочия учредителя Учреждения при его создании от имени администрации города. осуществляет Управление образования ... (далее — Уполномоченный орган).

<...>

1.8. Учреждение имеет структурные подразделения — загородные стационарные оздоровительные лагеря, деятельность которых регламентируется соответствующими Положениями.

№ Наименование структурного подразделения Местонахождение

1.9. Учреждение является юридическим лицом, от собственного имени заключает гражданско-правовые договоры, имеет обособленное имущество, находящееся в его оперативном управлении, самостоятельный баланс, лицевые счёта в финансовых органах администрации города, печать со своим наименованием, бланки, штампы.

<...>

1.11. Учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом, за исключением всего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреплённого за ним Учредителем на праве оперативного управления или приобретённого Учреждением за счёт средств, выделенных ему Учредителем на эти цели.

Учредитель не несёт ответственности по обязательствам Учреждения.

Учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Цель, предмет деятельности Учреждения:

2.1. Основной целью деятельности Учреждения является организация отдыха, оздоровления и занятости детей в возрасте от 6,6 до 17 лет в период каникул в загородных оздоровительных лагерях с возможностью внедрять новые технологии немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний.

<...>

2.3. Основные виды деятельности Учреждения:

• оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей.

2.4. Учреждение в установленном законном порядке имеет право осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными:

• оказание услуги по организации отдыха для физических и юридических лиц на договорной основе;

• арендовать и сдавать в аренду здания, сооружения и оборудование в порядке, установленном законодательством и настоящим Уставом.

2.5. Учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ и настоящим Уставом.

2.6. К компетенции Учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемых в пределах собственных финансовых средств;

2) предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчёта о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчёта о результатах самооценки деятельности Учреждения;

3) подбор, приём на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

4) установление структуры управления деятельностью Учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

5) установление заработной платы работникам Учреждения, в том числе надбавок и доплат

к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

6) разработка и принятие Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Учреждения;

<...>

2.7. Учреждение несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесённых к его компетенции;

2) качество организации оздоровления и отдыха детей;

3) жизнь и здоровье детей и работников Учреждения.;

4) нарушение прав и свобод детей и работников Учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Кадры

Штатное расписание зависит от количества обслуживаемых учреждений-подразделений. Очевидно, что для такого Центра необходимы директор и бухгалтерия. По возможности вводятся ставки заместителей директора по организационно-методической и административно-хозяйственной работе, специалиста по кадрам, инженера по охране труда и юрисконсульта. Из постоянно действующего педагогического персонала на постоянной основе могут вводиться ставки методистов. Для выполнения работ по содержанию зданий и сооружений вводятся ставки руководителей структурных подразделений, по сути, начальников лагерей, а также заведующих хозяйством, инженеров, энергетиков, рабочих по обслуживанию помещений, сторожей, водителей и других работников. Из практики следует, что на 10 — 12 загородных лагерей требуется около 40 штатных единиц постоянно действующего состава.

Заметим, доказать необходимость содержания ставок и целого учреждения не так просто, особенно перед финансистами, которые пытаются соотнести лишь видимые функции и их оплату. Эти чиновники полагают: идёт процесс организации отдыха — платим деньги, прекращается процесс — надо всех уволить. Согласиться можно только с одним доводом: действительно, в межканикулярные периоды интенсивность работы начальников лагерей — руководителей структурных подразделений снижается, но она возрастает в каникулы и доходит до работы 24 часа в сутки. С этим надо считаться и опыт показывает, что гораздо дороже во всех отношениях каждый раз вновь набирать

случайный персонал, затем его увольнять и через некоторое время процедуру повторять снова. Уж лучше принять как неизбежность расходы на межсезонные периоды и организовать труд этих сотрудников в межсезонье, а вместе с этим и их отдых, но всегда иметь надёжное учреждение, которое качественно может выполнить поставленные задачи.

Особая забота управления образования — набор педагогов-воспитателей (в прошлом — отрядных вожатых) в оздоровительные лагеря. После очередного случая гибели детей Президент страны заявил, что там должны работать самые квалифицированные педагогические кадры. Декларативное утверждение: какой опытный, квалифицированный учитель уедет на три недели от семьи на круглосуточную работу, где, после вычетов за питание, он получит пять тысяч рублей? Опытные учителя, прошедшие через оздоровительные лагеря, знают, что без

отдыха после трудового лета они физически и психически будут неспособны хорошо работать в школе. Поэтому квалифицированные педагоги в лагеря не едут, приходится уговаривать всех подряд. Одиноким матерям с детьми некуда деться, и они позволяют себя уговорить, кто-то хочет хоть крохи заработать и сэкономить на питании.

Какой же выход?

Нам представляется лучшим вариантом привлекать на работу в загородные оздоровительные лагеря студентов старших курсов вузов. Разумеется, при условии, что для них будет организована качественная педагогическая и правовая подготовка. Мы исходим из того, что молодые люди в 21 — 23 года более здоровы, лучше понимают школьников, им легче организовать отдых детей (спортивные соревнования, дискотеки, капустники, КВН и т.п.). Да и детям с ними комфортнее. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.