Научная статья на тему 'Основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Свердловской области. Проблемы и пути их решения'

Основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Свердловской области. Проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
296
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / IMPROVING ESTABLISHMENTS / SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC REQUIREMENTS / IMPROVING EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моисеева Наталья Анатольевна

Проведено изучение организации летнего отдыха детей на примере Свердловской области. Выделены приоритеты развития сети круглогодичных загородных оздоровительных учреждений, имеющих подтверждение их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям для получения максимального оздоровительного эффекта. Представлены предложения по совершенствованию нормативно-методического обеспечения надзора за работой ЛоУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of development of system of rest and improvement of children and teenagers in Sverdlovsk region. Problems and ways of their decision

Studying of the organization of summer holiday of children on the example of Sverdlovsk region is carried out. Priorities of development of a network of the year-round country improving establishments having confirmation of their compliance to sanitary and epidemiologic requirements for receiving the maximum improving effect are allocated. Suggestions for improvement of standard and methodical ensuring supervision of LAW’S work are presented.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Свердловской области. Проблемы и пути их решения»

42

ЗНиСО АВГУСТ №8 (245)

ляет 50 %. Правительством Омской области в рамках реализации государственной политики в области здорового питания и Доктрины продовольственной безопасности за последние пять лет проведена большая работа по модернизации системы школьного питания. Действующий индикативный показатель охвата горячим питанием школьников по итогам 2012 г. составил 88,6 %, что на 3,6 % выше уровня прошлого года. Наибольшая прибавка показателя охвата школьников горячим питанием отмечалась по г. Омску: 2012 г. - 79 %, против 57,3 % в 2011 г.

Средняя стоимость завтрака в 2012 г. составила 16,4 руб. (в сельских районах) и 33 руб. (в г. Омске), обеда - 25 руб. (в сельских районах) и 40 руб. (в г. Омске).

Таким образом, с целью дальнейшего улучшения системы организации питания необходимо: внесение корректив в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части приоритетов в детском организованном питании цены над качеством продукции - должен быть приоритет отдан качеству продукции и качеству услуги общественного питания, для этого должны быть определены критерии, которыми нужно руководствоваться в проведении конкурсов; пересмотр действующих документов и выработка современных научно обоснованных подходов к нормативам обеспечения общеобразовательных школ педиатрами и средним медицинским персоналом,

с учетом того, что в функции медицинских работников входит контроль за организацией питания в учреждении; обобщение опыта регионов в определении механизма установления размеров дотаций на питание, подбора контингентов, охватываемых дотациями, а также социально-экономическая эффективность данных мероприятий; разработка индикаторов эффективности системы организованного детского питания и научно-методическое сопровождение организации питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ямпольская ЮА., Скоблина НА., Чеботникова Т.В., Свергина А.В., Мустафина И.З., Бирюкова Е.Г., Бесстрашная Н.А., Бутров В.В., Кашеварова Г.Н. Основные тенденции в физическом развитии школьников г. Москвы //Гигиена детей и подростков; История и современность (проблемы и пути решения); Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2009. С. 95.

2. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяцион-ных исследованиях //Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 1. С. 26—28.

3. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук / И.И. Новикова. Омск, 2006. 40 с.

Контактная информация:

Новикова Ирина Игоревна, тел.: 8 (909) 537-98-31, e-mail: Novik_ir70@rambler.ru

Contact information: Novikova Irina, phone: 8 (909) 537-98-31, e-mail: Novik_ir70@rambler.ru

-V-

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Н.А. Моисеева

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF REST AND IMPROVEMENT OF CHILDREN AND TEENAGERS IN SVERDLOVSK REGION. PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION

N.A. Moiseyevа

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург

Проведено изучение организации летнего отдыха детей на примере Свердловской области. Выделены приоритеты развития сети круглогодичных загородных оздоровительных учреждений, имеющих подтверждение их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям для получения максимального оздоровительного эффекта. Представлены предложения по совершенствованию нормативно-методического обеспечения надзора за работой ЛОУ.

Ключевые слова: оздоровительные учреждения, санитарно-эпидемиологические требования, оздоровительный эффект.

Studying of the organization of summer holiday of children on the example of Sverdlovsk region is carried out. Priorities of development of a network of the year-round country improving establishments having confirmation of their compliance to sanitary and epidemiologic requirements for receiving the maximum improving effect are allocated. Suggestions for improvement of standard and methodical ensuring supervision of LAW'S work are presented.

Keywords: improving establishments, sanitary and epidemiologic requirements, improving effect.

В 2012 г. на контроле органов Роспотребнадзора Свердловской области находились 1 217 летних оздоровительных учреждений (ЛОУ) для детей и подростков, в которых отдохнули 174 365 детей.

Основной формой отдыха и оздоровления детей (по числу отдохнувших) является отдых

в ЛОУ дневного пребывания (63,8 % детей от числа оздоровленных). В загородных ЛОУ оздоровлено 27,3 % детей, в санаториях, принимающих участие в оздоровлении детей и санаторно-оздоровительных лагерях (детских санаториях), — 8,1 % детей.

АВГУСТ №8 (240

43

В области создана нормативно-правовая база, регулирующая организацию сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, которая представлена Областным законом от 15.06.2011 № 38 — ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» [1], постановлениями правительства Свердловской области «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» [2].

Основными проблемами организации отдыха и оздоровления в области являются:

1) Неотвечающая современным требованиям материальная база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей — 58 % учреждений выстроены более 50 лет назад.

2) Неэффективная работа ЛОУ — многие учреждения не приспособлены для круглогодичного функционирования, часть ведомственных загородных оздоровительных лагерей организует отдых детей в одну-две смены.

3) Продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда лагерей отдыха и оздоровления детей, пансионатов, баз отдыха, туристических баз, не приносящих учредителям финансовой прибыли.

Всего с 2000 по 2012 гг. число оздоровительных учреждений уменьшилось на 507 (на 32%), в том числе вдвое сократилось количество загородных оздоровительных учреждений и санаториев (со 194 до 96). Из них восстановлены как оздоровительные учреждения для детей всего 3 учреждения, в 2-х ЛОУ проводится капитальный ремонт.

При этом структура оздоровления детей за городом в результате закрытия загородных ЛОУ и санаториев сократилась незначительно (на 3 %) за счет неблагоприятной демографической ситуации и сокращения числа детей школьного возраста на 31 %.

За последние 5 лет капитально отремонтированы и восстановлены 14 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, в основном за счет действия муниципальных целевых программ. Эффективность работы загородных ЛОУ увеличилась: с 28 до 49 выросло число ЛОУ, организующих оздоровление в 4-ю смену (из которых 88 %

— это загородные учреждения), число детей, оздоровленных в 4-ю смену возросло почти в 2 раза

— 8 112 детей.

Также для решения указанных проблем постановлением правительства Свердловской области приняты изменения в областную целевую программу «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011—2015 годы» и Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 г. [3].

В соответствии с данными документами [3] на проведение капитальных ремонтов загородных оздоровительных учреждений, приведение их в соответствие с требованиями надзорных органов на 2013-2015 годы предусмотрено выделение 424,6 млн руб. для муниципальных ЛОУ и 332,9 млн руб. для областных ЛОУ. Для проведения ремонтов в 21 загородном оздоровительном лагере в 2013 г. выделено 141,5 млн руб.

Повышается и качество оздоровления детей: доля детей с выраженным оздоровительным эффектом повысилась за 5 лет с 70,8 до 87,8 %, доля детей без оздоровительного эффекта снизилась с 7,4 до 1,5 %.

В соответствии с Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 г. [3] выделены следующие приоритеты:

1) развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений, ориентированных на круглогодичное оздоровление, отдых и занятость детей и подростков;

2) организация летних каникул как продолжение учебно-воспитательного процесса;

3) разработка моделей систем подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

4) разработка и внедрение новых образовательных программ, в том числе по формированию здорового образа жизни, обеспечение внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний, использования медико-психологического сопровождения;

5) обеспечение максимальной занятости детей и подростков в каникулярный период;

6) обеспечение комплексной безопасности детей в период пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков в период проведения отдыха и оздоровления.

В последние 5—7 лет активно развиваются альтернативные виды отдыха детей. Часть загородных оздоровительных учреждений, получивших санитарно-эпидемиологическое заключение, используется до или после проведения основного оздоровления для организации смен оборонно-спортивных лагерей (5—14 дней) и смен для победителей различных конкурсов в рамках летней оздоровительной кампании (3—10 дней).

В то же время в области выявлены профильные учреждения отдыха детей, работающие на базе бывших детских загородных ЛОУ, баз отдыха для взрослых и других видов учреждений без санитарно-эпидемиологического заключения, с пребыванием детей менее 21 дня, целью которых является предоставление занятости по интересам в сочетании с отдыхом, например:

— детский лагерь с изучением английского языка «Хилтон» (продолжительность смены 14 дней),

— детский лагерь для детей от 6 до 12 лет на базе конно-спортивного клуба «Белая лошадь» (продолжительность смены 10 дней).

Данные учреждения являются коммерческими, работают без привлечения государственных и муниципальных субсидий, не подают заявки для включения в областной реестр оздоровительных учреждений. Соответственно, информация о деятельности этих учреждений в официальных источниках отсутствует.

Таким образом, указанные учреждения уходят от контроля со стороны органов Роспотребнадзора, так как учреждения, не являющиеся детским оздоровительным лагерем, в соответствии с 294-ФЗ подлежит контролю не чаще 1 раз в 3 года.

44

ЗНиСО АВГУСТ №8 (240

Также в течение 3 последних лет нарушение сроков оздоровления детей допускалось в одном из загородных оздоровительных учреждений для детей (14—18 дней), балансодержатель которого в 2012 г. с целью «ухода» от соблюдения требований санитарного законодательства изменил название «ЛОУ» на «пансионат» с организацией смен продолжительностью 14 дней. За нарушения СанПиН 2.4.4.1204—03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (в том числе п. 1.9. — не обеспечена продолжительность смены в период летних каникул не менее 21 дня, и п. 1.11. — открытие ЛОУ без санитарно-эпидемиологического заключения) [4] были составлены протоколы об административном правонарушении.

Балансодержатель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Роспотребнадзора о назначении административного наказания и предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил в части необходимости в обязательном порядке получить заключение о соответствии учреждения санитарным правилам.

При обжаловании постановлений главного государственного санитарного врача о наложении административных наказаний в виде штрафа на должностное лицо в городском суде и на юридическое лицо в Арбитражном суде Свердловской области подтверждена правомерность требований органов Роспотребнадзора о необходимости соблюдения продолжительности смены в 21 день в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204—03

[4] при организации загородного оздоровления детей и необходимости наличия санитарно-эпидемиологического заключения.

Уже в суде первой инстанции было указано, что в данном случае необходимо исходить не из наименования учреждения, а из фактически осуществляемой им деятельности. В дальнейшем постановлениями Арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Уральского округа в удовлетворении исков балансодержателю также было отказано.

В то же время необходимо учесть, что альтернативные формы детского отдыха в профильных лагерях (в соответствии со ст. 1 закона № 124-ФЗ

[5]) активно пропагандируются и развиваются, они востребованы для отдыха, и родители готовы оплачивать эти виды отдыха и занятости, а балансодержатели этих учреждений готовы выступить с законодательной инициативой о признании данного вида отдыха детей законным.

Современная нормативная база не содержит требований к специализированным профиль-

ным лагерям (кроме палаточных лагерей и ЛТО), что создает проблемы при определении их статуса в соответствии с нормативной документацией и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Предложения по совершенствованию нормативно-методического обеспечения надзора за работой ЛОУ:

1. В целях обеспечения безопасности пребывания детей в любых учреждениях отдыха и оздоровления детей, в том числе организующих смены длительностью менее 21 дня, необходима их «легализация», т. е. необходимо разработать единые нормативные документы к различным видам профильных ЛОУ.

2. Оценку оздоровительного эффекта проводить только в загородных и санаторных учреждениях, работавших полную смену — 21 день, исключить обязательную оценку оздоровительного эффекта в ЛОУ дневного пребывания, работающих менее 7 часов в день.

3. Обеспечить возможность осуществления контроля за предприятиями, организующими поставку продуктов и питание в ЛОУ с периодичностью не чаще 1 раза в смену (в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации).

4. Решить вопрос о законности оформления разрешительного документа на ЛОУ со сроком действия на сезонные оздоровительные учреждения, так как санитарно-эпидемиологическое заключение срока действия не имеет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Областной закон от 15.06.2011 № 38-ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области»

2. Постановление правительства Свердловской области от 18.03.2013 № 324-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Свердловской области от 07.03.2012 № 220-ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012—2014 годах».

3. Постановление правительства Свердловской области от 21.12.2012 № 1484-ПП «О концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года».

4. СанПиН 2.4.4.1204—03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Контактная информация:

Моисеева Наталья Анатольевна,

тел.8 (343) 374-26-93,

e-mail:Moiseeva_NA@66.rospotrebnadzor.ru

Contact information:

Moiseyevа Natalia,

phone:8 (343) 374-26-93,

e-mail: Moiseeva_NA@66.rospotrebnadzor.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.