Научная статья на тему 'Как назывался Вьетнам в X-XI вв. ?'

Как назывался Вьетнам в X-XI вв. ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
661
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как назывался Вьетнам в X-XI вв. ?»

А.Л. Федорин

КАК НАЗЫВАЛСЯ ВЬЕТНАМ В Х—Х1 вв.?

Поводом для того, чтобы задуматься и вплотную заняться вопросом о названии Вьетнама в Х—Х1 вв. послужила статья А.Б. Полякова в сборнике, посвященном юбилею Д.В. Деопика1. В этой статье автор, на мой взгляд, вполне убедительно доказал, что наименование Вьетнама, как Дайковьет, которое преписы-вается основателю династии Динь (968—980) — Динь Бо Линю на самом деле, по-видимому, никогда не существовало и попало в текст хроники достаточно поздно, не ранее XV в., поскольку не встречается ни в одном раннем вьетнамском или китайском источнике. В то же время второй вывод, содержащийся в этой статье, о том, что Динь Бо Линь сразу после прихода к власти назвал свое государство Дайвьет, выглядит не столь убедительным, так как базируется лишь на данных археологических раскопок на месте столицы государства этой династии — г. Хоалы, в частности, на обнаружении здесь кирпичей с надписью «кирпич цитадели государства Дайвьет». Слабость этой аргументации состоит в том, что вьетнамские археологи ни в одной из известных мне публикаций не приводят доказательств тому, что эти кирпичи относятся именно к периоду династий Динь и Ранние Ле, считая это само собой разумеющимся, между тем как крепость существовала в этом месте и в более поздние эпохи, например, во времена «Разделения и борьбы Юга и Севера» («Нам-Бак фан

Частьтретья. Историческое прошлое Вьетнама

311

чань», 1533—1592), когда здесь проходила граница между княжествами Чиней и Маков. Также аргументом против этого является и упомянутая А.Б. Поляковым находка точно таких же кирпичей в Тханглонге (Ханое): гипотеза вьетнамских ученых о том, что они могли появится здесь после разборки строений или стен в Хоалы и перевозки полученных кирпичей в новую столицу в 1010 г., не выдерживает критики в первую очередь потому, что это совершенно нерационально — добывать и перевозить подобные хрупкие стройматериалы на многие десятки километров было экономически невыгодно (в отличие, например, от природного камня, которого не было в районе Ханоя), гораздо проще и дешевле было произвести их на месте.

В процессе подготовки к изданию третьего тома перевода хроники «Полное собрание исторических записок Дайвьета» мне пришлось проработать достаточно большое количество вьетнамских и китайских источников по этому периоду. В результате по вопросу о названии Вьетнама в Х—Х1 вв., который тесно связан с проблемой статуса этих территорий, у меня сложилось собственное мнение, которое я и попытаюсь изложить.

Приход к власти на вьетских землях династии Динь (968), которая считается первой самостоятельной династией во Вьетнаме после окончания эпохи «Северной зависимости», совпал по времени с очередным периодом централизации в Китае, связанным с правлением династии Сун (960—1279). Как это всегда бывает в Китае, в первые годы своего правления императоры новой централизованной династии обладали мощной и хорошо организованной армией, которая позволяла им подавить очаги сепаратизма по всей стране. В частности, в 970 г. было разгромлено соседнее с Вьетнамом царство Южных Хань, а его последний правитель был принужден к капитуляции. При этом земли Динь Бо Линя в то время безусловно рассматривались как часть имперских земель, которые обрели относительную независимость случайно и незаконно, лишь благодаря смуте в империи. Динь Бо Линь, уже провозгласивший себя императором в 970 г. и объявивший свою эру правления, был поставлен перед выбором: либо массированное вторжение сунских войск, еще не выведенных из соседних провинций Китая, либо отказ, хотя бы

312

Частьтретья. Историческое прошлое Вьетнама

формальный, от существенной части суверенитета, который должен был выражаться в первую очередь в личном прибытии будущего правителя ко двору сунского императора. Уверенности в способности противостоять сунским войскам не было, поэтому был выбран второй вариант. В 971 г. Динь Бо Линь формально передал всю власть в стране своему старшему сыну Динь Лиену, провозгласив его Намвьет-выонгом (правителем Намвье-та)2. В 973 г. Динь Лиен во главе посольства прибыл в столицу Сунов. Этим удалось предотвратить вторжение китайских войск и начать формирование специфических отношений между Вьетнамом и Китаем. Анализ совокупности должностей и титулов, которые получили Динь Бо Линь и Динь Лиен от китайцев, позволяет прийти к выводу, что первый из них уже тогда воспринимался ими как «Верховный правитель», т. е. правитель, добровольно отказавшийся от власти в пользу сына еще при жизни: все должности, подразумевавшие конкретные властные полномочия, достались Динь Лиену, Динь Бо Линь же был удостоен более высоких, но по сути своей чисто ритуальных отличий.

В дальнейшем во Вьетнаме сложилась уникальная ситуация: вся власть в стране безусловно оставалась в руках Динь Бо Линя, но китайцы поддерживали контакты и вели переписку исключительно с его сыном. Более того, некоторые китайские источники и близкий к ним Ле Так вообще ухитрились вскоре «похоронить» Динь Бо Линя, подчеркнув, что единственным правителем остался Динь Лиен3.

Как называли Вьетнам при Динях китайцы? В составе названий должностей правителей этой и следующих династий (Ранние Ле, Поздние Ли) приводится сразу несколько названий их земель. Это и наместничество-духуфу Аннам (Аньнань), и округ-цзюнъ Тиньхай (Цзинхай), но главное — это титулы удельных князей, которые последовательно получали первые вьетнамские императоры династии Поздние Ли: Зяотьи-куанвыонг, Намбинь-куанвыонг и Намвьет-выонг, причем последний из них им давали всегда посмертно. Собственно это и были названия их земель, причем они рассматривались именно как удел, а не как самостоятельное (пусть и зависимое) государство. Благодаря этому, даже название Намвьет не вызывало у Сунов раздра-

Часть третья. Историческое прошлое Вьетнама

313

жения, как это было для всех последующих китайских династий. Если Намвьет — название государства, то это безусловно неприкрытые территориальные притязания на Гуандун, Гуанси и ряд других китайских территорий, а если это — название удела, то, наоборот, дает уже Китаю право рассматривать Вьетнам как часть своих собственных земель, давным давно присоединенного древнего Намвьета Чжао То.

Как называли сами вьетнамцы свои земли в этот период? Ответ на этот вопрос находим в одном их самых древних из сохранившихся китайских источников по этому периоду вьетнамской историии. В книге «Гуйхай в описаниях попечителя гор и вод» Фань Чэнда сказано: «На... старых бумагах, которые приносили пешие гонцы из Цзяо, печать точно такая же, как на современных. Текст гласит: «Печать государства Намвьет»»4.

Хотя Динь Бо Линь и его преемники, в том числе из следующих династий, и объявляли себя императорами, по пути создания реальной империи они продвигались весьма медленно и неуверенно, по-видимому, опасаясь негативной реакции северного соседа, а вовсе не потому, что не знали, что в связи с этим надо делать, как об этом пишут в своих комментариях средневековые хронисты. Эры правления и пышные в несколько десятков иероглифов прижизненные титулы правителей объявлялись, но не было главного — не был учрежден Храм императорских предков. В результате посмертные титулы их были бессистемные. Это и аморфный «Прежний император Динь» (Динь Ти-ен-хоанг), и еще менее понятный Ле Дай-хань. Наименование «Дай-хань» использовалось в средневековом Китае, чтобы называть покойного императора в промежутке между его смертью и погребением, после которого ему давали собствено храмовый титул. Во Вьетнаме же это промежуточное наименование так и осталось для основателя династии Ранние Ле посмертным именем навсегда. И пусть никого не вводит в заблуждение посмертное имя правившего всего три дня Ле Лонг Вьета: хотя по форме оно и совпадает с храмовым именем (Ле Чунг-тонг), но по данным всех источников (и вьетнамских, и китайских) являлось именно посмертным именем высокопоставленного вельможи, а не храмовым именем императора. Да и присвоили ему это имя,

314

Часть третья. Историческое прошлое Вьетнама

скорее всего, значительно позднее, как об этом и пишут в многочисленных комментариях к вьетнамским хроникам. Действительно, не его же убийца Ле Лонг Динь это сделал?

Впрочем, даже такой половинчатый статус вьетских земель Сунов, по-видимому, не устраивал, и после смерти Динь Бо Линя и Динь Лиена в 980 г. они решили ликвидировать эту проблему окончательно, совершив завоевательный поход. Поводом для этого похода было вовсе не возвышение Ле Хоана при малолетнем Динь Тоане (такая ситуация была вполне нормальной и не давала повода для агрессии, ведь Ле Хоан провозгласил себя императором только после вторжения китайских войск во Вьетнам), поводом стал отказ прислать нового императора и его мать на аудиенцию в столицу Сунов, что было расценено как попытка незаконно повысить статус этой территории до уровня империи Чжао То, когда на аудиенцию ездил только наследник правителя, а не он сам.

Сокрушительное поражение сунской армии в 981 г. спутало Сунам все карты, и они были вынуждены согласиться на повышения статуса территорий Ле Хоана. В 986 г. они не только признали его в качестве правителя, но уже больше никогда не требовали от управлявших Вьетнамом лично пребывать на аудиенции. Правда, в отместку за разгром китайских армий, Ле Хоан начал с более низкого титула удельного князя (Киньчиеу-куан-хау, 986 г.), но затем прошел все те же ступени, что и Динь Бо Линь: Зяотьи-куанвыонг (993 г.) — Намбинь-выонг (997 г.) — На-мвьет-выонг (1007 г., посмертно). Тем не менее, обязанность направлять сына-наследника на аудиенцию у Ле Хоана осталась. В 1003 г. во главе посольства к Сунам был направлен Ле Минь Дэ. Он не был назначенным наследником и, будучи самым младшим сыном Ле Хоана, таких перспектив и не имел, но это было уже не так важно.

Император Ле Лонг Динь (Ле Нгоа-чиеу) не стал, как его отец, затягивать время с направлением своего наследника к сун-скому двору, и уже первое его посольство возглавил его младший брат Ле Минь Шыонг (взрослых сыновей у Ле Лонг Диня еще не было). Это вызвало явную положительную реакцию со стороны китайских властей: ни один из вьетнамских правителей

Часть третья. Историческое прошлое Вьетнама

315

того времени не получал единовременно столь пышных и многочисленных должностей и титулов. Сунский император даже дал ему новое имя собственное — Тьи Чунг («Стремящийся к справедливости»). В титуле удельного князя, правда, Ле Лонг Динь дальше Зяотьи-куанвыонга не пошел, но это, несомненно, было связано с непродолжительностью его пребывания у власти.

В системе взаимоотношений Вьетнама и Китая при первых двух императорах династии Поздние Ли (1010—1225) также особых изменений не было. Суны закрыли глаза на прямую узурпацию власти Ли Конг Уаном (Ли Тхай-то, прав. 1010—1028), и он прошел обычный путь: Зяотьи-куанвыонг (1010) — Намбинь-вы-онг (1017) — Намвьет-выонг (посмертно). То же самое произошло и с Ли Дык Тьинем (Ли Тхай-тонг, прав. 1028—1054) соответственно в 1028, 1038 и 1055 гг.

Ситуация во взаимоотношениях двух стран изменилась во времена правления третьего императора династии Поздние Ли — Ли Нят Тона (Ли Тхань-тонг, прав. 1054—1072). По образному выражению авторов «Сун ши» этот император «обратил свою страну в империю»5. Это выразилось не только в ведении собственных эр правления и принятия пышных прижизненных титулов, что было и ранее, но и в введении названия страны (Дайвьет), создании Храма предков императоров и присвоении храмовых имен деду и отцу (соответственно Ли Тхай-то и Ли Тхай-тонгу). По данным вьетнамских источников, это было сделано сразу после его вступления на престол в 1054 г., при этом храмовое имя Ли Тхай-то было дано этому императору сразу после смерти еще в 1028 г. Китайские же хроники с этим не соглашаются. По их информации эти изменения произошли уже в самом конце правления Ли Тхань-тонга около 1068 г. (первыми эрами правления Ли Тхань-тонга у китайцев названы [Тхиен-ху-онг] бао-тыонг (1068—1069) и Тхан-ву (1069—1072), хотя это были соотвественно 4-я и 5-я эры его правления)6. Судя по всему, истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине: процесс «империзации» Вьетнама шел постепенно, и Суны обратили на него внимание только тогда, когда объем новаций достиг критической массы. Во всяком случае, Храм предков императоров династии Поздние Ли впервые упоминается действительно

316

Часть третья. Историческое прошлое Вьетнама

только в 1069 г., когда здесь были совершены церемонии в связи с победами над Чампой.

До этого, казалось, ничего серьезно не омрачало двусторонних отношений: новый император, как и его предшественники, получал те же титулы удельного правителя Зяотьи-куанвыонг (1055 г.) и Намбинь-выонга (1068). С этого же времени отношения между двумя странами резко обострились: умерший в 1072 г. Ли Тхань-тонг уже не получил посмертного титула На-мвьет-выонг, новый император шестилетний Ли Кан Дык (Ли Нян-тонг, прав. 1072—1128) не стал Зяотьи-куанвыонгом и вместо инвеституры получил послание с прямыми угрозами. Суны наложили мораторий на пограничную торговлю с Вьетнамом и приступили к формированию войск для предстоящей крупномасштабной операции по «замирению» южного соседа.

В 1075 г. вьетнамские войска под командованием Ли Тхыонг Киета в союзе с нунгами Тонг Дана по суше и по морю нанесли привентивный удар по южным провинциям Китая, спровоцировав крупномасштабные боевые действия. Результатом их стало тотальное опустошение юга Китая и фактическое поражение сунских войск, которым в итоге тем не менее удалось отторгнуть часть вьетнамской территории (пров. Куангнгуен и некоторые другие). Ситуация зашла в тупик. Решить ее удалось дипломатическим путем в ходе переговоров в Гуанси в 1083—1084 гг. Представлявший вьетнамскую сторону первый победитель конфуцианских конкурсных испытаний Ле Ван Тхинь от имени вьетнамской стороны согласился вновь признать статус Вьетнама, как подвластного Сунам удела, и вернуть китайцев, захваченных в плен в ходе компании 1075—1076 гг., в обмен на возврат Сунами оккупированных территорий и нормализацию двусторонних отношений. На реальные признаки империи, оставшиеся неиз-меннымим во Вьетнаме, Суны решили благоразумно закрыть глаза. Одним из итогов этих переговоров стало то, что в 1087 г. Ли Нян-тонг все-таки получил титул удельного князя, причем сразу Намбинь-выонга (минуя Зяотьи-куанвыонга), а после смерти—и Намвьет-выонга (в 1132 г.).

Следующий император династии Ли — Ли Зыонг Хоан (Ли Тхан-тонг, прав. 1128—1138) также сразу получил титул Зяо-

Часть третья. Историческое прошлое Вьетнама

317

тьи-куанвыонга (1132), но Намбинь-выонгом стал только посмертно в силу непродолжительности срока своего правления.

Ли Тхиен То (Ли Ань-тонг, прав. 1138—1175) сначала, как и раньше, получил титулы и Зяотьи-куанвыонга (1138), и Нам-бинь-выонга (1155), но в 1174 г. в двусторонних отношениях наступил настоящий прорыв: Вьетнам в глазах Сунов перестал быть удельной территорией, но приобрел статус вассального государства под названием Аннам (Аньнань). Ли Ань-тонг был провозглашен правителем-куоквыонгом (гованом), получив в 1175 г. от Сунов соответствующую печать и календарь. Это решение Сунов выглядит как компромисс: с одной стороны, они узаконили то, что было очевидным уже много лет, с другой — избежали явно одиозного для них названия «Дайвьет», предусматривающего претензии уже не только на южные районы Китая (древний Намвьет), но и чуть ли не на все правобережье Янцзы, где когда-то проживали древние юэ (вьеты). На явные признаки создания империи в рамках признанного ими государства Аньнань Суны предпочли закрыть глаза.

В дальнейшем титулы удельных князей (Зяотьи-куанвыонг, Намбинь-выонг, Намвьет-выонг) и должности гражданских наместников китайских территорий (духу Аньнани) вьетнамским правителям больше не давали. Унаследовав престол, они сразу становились гованами или годаванами. Можно считать, что именно с этого времени сложилась та система взаимоотношений между двумя странами, которая с некоторыми изменениями просуществовала вплоть до XIX в. Отныне все вьетнамские правители стремились получить именно этот статус (гована), рассматривая его как самый высокий и почетный из возможных, а китайские правители в сложные для Вьетнама или для двусторонних отношений времена его понижали.

Подведем некоторые итоги. Так как же все-таки назывался Вьетнам в Х—Х1 вв.? Сами вьеты с момента прихода к власти династии Динь в 968 г. называли свою страну «Намвьет». Об этом говорит и первый титул, принятый Динь Лиеном в 971 г., и прямое свидетельство Фань Чэнда. Подразумевали они под этим отдельную страну? Скорее всего нет, поскольку это грозило осложнениями в отношениях с Сунами, к которым вьеты

318

Часть третья. Историческое прошлое Вьетнама

пока не были готовыми. Кстати, именно таким («Намвьет») было и самоназвание княжества Дангчонг Нгуенов в период, когда они не претендовали на статус самостоятельного государства (1558—1802).

Некоторые признаки империи появились во Вьетнаме практически сразу после прихода к власти династии Динь и в дальнейшем их количество и качество нарастало, причем постепенно. В правление императора Ли Тхань-тонга (не позднее 1069 г.) вьетские земли были провозглашены государством под названием Дайвьет, под которым они и просуществовали с небольшими перерывами (Дайнгу, например, при династии Хо, 1400—1407) вплоть до XIX в. Неизбежные вслед за этим осложнения отношений с Китаем последовали, но их удалось преодолеть, где силой, где умелой дипломатией.

Китайцы же вплоть до 1174 г. самостоятельного статуса вьетского государства не признавали. Для них Вьетнам продолжал быть с гражданской точки зрения наместничеством-духуфу Аньнань, с военной — округом-цзюнъ Цзинхай, где правили утверждаемые в столице наследственные удельные князья, чей статус повышался в рамках линейки титулов — Зяотьи-куанвы-онг (Цзяочжи-цзюнъван), Намбинь-выонг (Наньпин-ван) и На-мвьет-выонг (Наньюэ-ван), причем последний титул всегда присваивался только посмертно. В 1174 г. статус вьетских земель в глазах китайцев изменился кардинально (причины этого требуют дополнительного исследования, судя по вьетнамским документам, инициатива в этом вопросе исходила именно от Су-нов): они стали считать их отдельным вассальным государством Аньнань (Аннам) с наследственным правителем-гованом во главе. И такое положение сохранилось вплоть до XIX в. В обиходе же и в общении между собой китайцы сунских времен, судя по их документам с записью прямой речи, называли эти земли либо Цзяочжи, либо Цзяочжоу, либо Аньнань, не замечая особой разницы между этими тремя терминами.

В процессе изучения вопроса о наименовании вьетских земель вновь встала проблема многочисленных поздних исправлений, которые были внесены в текст вьетнамских хроник. Причем речь идет не только об уже известных дополнениях и ис-

Частьтретья. Историческое прошлое Вьетнама

319

правлениях Нго Ши Лиена в XV в., но и тенденциозной информации, появившейся еще в XIII в. уже в первых вариантах хроники — летописи Ле Ван Хыу. Подозрение вызывает не только Дайковьет, как название государства, но и конкретные датировки введения во Вьетнаме некоторых элементов империи — названия государства, Храма предков императоров правящей династии, храмовых имен первых императоров династии Поздние Ли (Ли Тхай-то, Ли Тхай-тонг), императорских гробниц и т. д. Очень похоже, что многое из этого было либо впервые введено, либо открыто провозглашено только где-то в 1069 г., как об этом пишут все китайские источники, а не раньше, и, собственно, стало причиной вьетнамо-китайских войн середины 70-х годов XI в.

Примечания

1 Поляков А.Б. К вопросу о существовании государства Дайковьет во Вьетнаме в X—XI вв. // Три четверти века. Д.В. Деопику — друзья и ученики. М., 2007. С. 233—240.

2 Здесь и далее, где это не оговорено специально, источником информации служит текст хроники «Полное собрание исторических записок Дайвьета» (Dai Viet sú ky toán thu. Ксилограф SA.PD 2310 на хан-вьете, хранящийся в библиотеке Азиатского общества в Париже).

3 Le Tac. An-nam chí lugc (Ле Так. Краткое описание Аннама). Hué, 1961. С.116.

4 Ма Дуанълинъ. Вэньсянь тункао // Вэньюаньгэ Сыку цюаньшу. Электронная версия. Цзинань-Ухань, [Б.г.]. С. 37а.

5 Токто. История династии Сун. Т.40. Пекин, 1977. С. 14069.

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.