ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Суслова И.Б.
КАК НАМ ОБРЕСТИ ГАРМОНИЮ? (ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Человек имеет несколько измерений своего существования, и наиболее существенными из них являются биологическое, социальное и духовное, которые тесно взаимосвязаны. Но, применительно к современной действительности, и к нашей российской в частности, следует говорить о дисгармонии этих начал и дисбалансе в их функционировании. Жизнь нашего современника, в своем типичном и самом распространенном варианте, сводится к изматывающей гонке с целью сохранения своего биологического существования. К сожалению, в нашем обществе это так - мы вынуждены суетиться и перенапрягаться, чтобы обеспечить себе и членам своей семьи необходимый уровень пропитания, одежды, содержать наше жилище (средство передвижения) в пригодном для проживания и использования состоянии, зачатую забывая обо всем другом, включая духовное измерение. Весь драматизм ситуации состоит в том, что при этом мы мельчаем как родители и как воспитатели, и как партнеры для своих спутников жизни, и даже как дети, в суете даже попросту забывая слова, теряя ценные эмоции (простой пример - забыл позвонить маме, сестре, брату!).
Сложно говорить сегодня также о «саморазвитии», т.к. это понятие предполагает определенный критицизм по отношению к своим эмоциям, мыслям, поступкам, к своим духовным ценностям. Однако эпоха конкуренции не предполагает критичного отношения к себе и даже к своим недостаткам как личности, несовершенству черт характера. Принято считать, что вырастить ребенка успешным и конкурентоспособным можно лишь объявив его «априори» эталоном совершенства, дабы никакая критика не могла умалить его достоинства или лишить его каких-либо преимуществ перед другими в его собственных глазах. Но это всего лишь досадное заблуждение, проявление недальновидности. Дисгармоничность окружающей жизни в личном и общественном измерениях побуждает сегодня еще раз задуматься об идеале, о возможностях более гармоничного мироустройства и
организации жизни человека.
Понятие «гармония», хотя и является наиболее полно исследованным в блоке искусствоведческих наук, выходит за рамки категорий эстетики. Она осмысливается через порядок, согласованность, целесообразность организации, указывает на непротиворечивую взаимосвязь элементов, свойств, явлений. Такие характеристики, как соответствие, соразмерность, целесообразность, красота изначально присущи понятию «гармония». И, поскольку философия любую целостную систему на уровне живой материи характеризует как гармоническую, логично задаться вопросом - является ли таковой человек со всем присущим ему набором функций и свойств (физических, социальных, психо-эмоциональных и проч.) Применимы ли такие характеристики, как соразмерность, целесообразность, красота к жизни наших современников, и к подрастающему поколению, как объекту педагогического воздействия, в частности?
На наш взгляд, сегодня, вследствие усиления дисгармоничности окружающего нас мира, настало время еще раз акцентировать внимание участников образовательного процесса на личностной рефлексии, позволяющей реализовать известный нравственный императив. Более того, побуждение обучаемых к рефлексивным самопознанию, самоанализу и саморегуляции, содействие в развитии этической рефлексии становится сегодня одной из важнейших педагогических задач. Ведь именно самоанализ и саморефлексия - это именно тот отправной путь в развитии и саморазвитии личности, который поможет сделать жизнь воспитуемых, а значит, и общества в целом, более гармоничной и непротиворечивой.
В этой связи мы призываем к размышлению, осознавая при этом, что процесс этот архисложный. Не случайно великий мыслитель И. Кант считал философию царицей наук и вершиной дисциплин гуманитарного цикла. При размышлении, учил Кант, легко впасть в умозрительные крайности. Вот самое простое: попробуйте ответить, каждый для себя, на вопрос - так ли Вы живете? Тотчас перед мысленным взором предстают два ответа, первый из которых отрицательный: конечно не так! (Кто в наше время живет правильно! Я должен жить совсем иначе, (здесь каждый воображает свой идеал в соответствии с его личными предпочтениями), и только тогда, воплотив свои идеалы на практике, я могу задуматься о каком-то там самопознании и саморазвитии!) Углубившись в данном направлении, человек настолько огорчается от мысли, что невероятно далек от осуществления своих мечтаний, что тут же говорит себе: «У меня итак все почти идеально, и пусть это не касается отдельных (малозначимых и вполне преодолимых) внешних обстоятельств моей жизни, некоторых мелких проблем с близкими и работой, но зато я - несомненное совершенство и идеал во всех отношениях. Последняя мысль удовлетворяет его настолько, что он надолго забрасывает любые мысленные поползновения на самокопание и какие-бы то ни было размышления об идеалах, гармонии и совершенстве. Вот это-то и есть простейший и самый яркий пример впадения в крайности при размышлении.
А между тем, истина, конечно же, посередине. Обратимся к следующей, на наш взгляд, чрезвычайно актуальной, теме. На современном этапе иссякает гума-
нитарное знание и неуклонно снижается интерес к нему. Как на наиболее яркое выражение этой тенденции укажем на снижение уровня грамотности и владения литературным русским языком среди российской молодежи, школьников и студенчества. Выпускники гуманитарных (!) вузов не умеют правильно согласовывать падежи, их лексикон крайне скуден, способность к выражению мысли находится на уровне пятиклассника, речь насыщена междометиями и жаргонизмами, и при этом они вполне счастливы! Современная молодежь вполне довольна собой, почитая себя за эталон совершенства, не умея при этом изъясняться на титульном языке государства, (а это часто их родной язык!)! Мы не имеем в виду их невежество, незнание отечественной культуры, литературы и истории - мы просто констатируем факт почти тотальной малограмотности современной российской молодежи. (В подобных условиях выдающимися почитаются уже и те студенты, которые просто выполняют свои учебные обязанности, готовятся к семинарам, периодически читают книги и могут разговаривать с преподавателем). Не приходится уже говорить о языке социальных сетей, грамотности объявлений, ценников и реклам!
Безусловно, это упущение старших поколений - ведь вновь пришедшие почерпнули ложные ориентиры из того мира, который им создали их предшественники. Новые поколения ориентировались на предложенные, а зачастую - навязанные и прямо насаждаемые им ценности и идеалы, устремления их отцов и матерей и пришли к такому печальному финалу. Поэтому сегодня настало время всерьез задуматься, к чему приведет взятая обществом тотальная ориентация на примат материальных ценностей, на его максимальную технизацию и техногенность, курс на игнорацию гуманитарного знания и духовных ценностей. Вследствие вышеназванных причин скудеет речь наших современников - некогда (да и не с кем) изъясняться витиеватыми предложениями и пространными фразами, некогда (да и незачем!) читать и перечитывать классиков. Фразы становятся короткими, предложения - односложными, мысли - обрывистыми.
Субъект, вставший на путь этической саморефлексии, задается рядом вопросов, в первую очередь, этико-философской направленности. Свободно ли основание моего поступка, моей воли, от эгоистических примесей в мотивации? Каким образом обрести гармонию путем размышления, и как притом научиться размышлять гармонично? Сама постановка таких вопросов как бы «сдвигает» нас с мертвой точки, помогая преодолеть духовную леность и закоснение. Должны ли мы стремиться к гармонии в повседневной жизни? На данный вопрос не может быть какого-либо альтернативного ответа - ведь гармония - это тот идеал, которым веками поверяли не только внешнюю красоту форм, но и - точность математических выкладок, стройность теорем и логических умозаключений, верность инженерных расчетов. (Вспомним правило «золотого сечения»). Пожалуй, самый простой и верный путь в данной ситуации - начать с анализа и устранения дисгармоничных сторон нашей жизни. Задумаемся, не мы ли сами создаем этот дисбаланс? Мы тратим слишком много духовных и физических сил на приобретение как можно большего количества материальных благ, будь то предметы интерьера, одежда, вкусная пища, или прочие блага. В наши намерения как исследователя, вовсе не
входит призыв к аскетизму, отказу от земных благ или пренебрежению материальным благосостоянием. Забота о «хлебе насущном» - естественная потребность человека, заданная самой его природой. Но наше общество сегодня тотально поклоняется этому началу, возводя материальное в культ. Отсюда проистекают многие бедствия современников - от дисгармоничного воспитания подрастающего поколения до реальных жизненных катастроф таких воспитанников. Представляется очевидным - без духовных ценностей и постановки целей нематериального, духовного порядка, наша жизнь, как разумных существ, становится лишенной смысла. Более того, задаваясь исключительно целями обладания материальными благами, мы закономерно теряем человеческие черты.
От неразвитости духовных начал страдает также эстетический вкус молодого поколения: красивым в молодежной среде почитается то, что, по сути, является антиэстетичным и безобразным. Так, современные женщины с ранней молодости стремятся подогнать себя под «эталоны» красоты, навязанные им массмедиа и индустрией моды, становясь в результате этих усилий скорее объектами сострадания, чем идеалами совершенства. Ведь человек - не просто стильно одетая кукла - подлинная красота физических черт проявляется вследствие духовного богатства личности, ее духовной и интеллектуальной развитости, начитанности. И даже лицо с красивыми от природы чертами становится отталкивающим и некрасивым, не будучи снабженным должным внутренним наполнением.
Рассмотрим другое явление, разрушающее духовную гармонию человека -использование ненормативной лексики. Почему речь современных подростков и молодежи изобилует бранными словами? Вероятно, это следствие попустительства старших поколений, во многом, они и послужили образцом для своих детей. Теперь школьники сквернословят на каждом шагу. А что творится в социальных сетях, в мире компьютерных игр и сфере, примыкающей к ней (видеообзоры по играм, комментарии, форумы)! Матерная брань настолько вошла в привычку практически всего населения, что интеллигентный нематерящийся ребенок рискует быть отщепенцем в среде сверстников! По обратной связи сквернословие влияет и на поведение подростков (впрочем, как и всех людей вообще) - они становятся грубыми, хамоватыми, подверженными влиянию стереотипов, начинают мыслить упрощенно, черствеют их души, дети пробуют вредоносные практики - курение, алкоголь и проч. Подобное «оскотинивание» населения приводит только к одному - снижению качества жизни, повышению уровня агрессии, конфликтогенности в обществе.
То же можно сказать и об алкоголе, непозволительно легком к нему отношении. Наше общество давно свыклось с этой дурной привычкой, забыв о трезвых истоках русской нации. Так, научным фактом является то, что в начале 20 века в России непьющими были 90 с лишним процентов мужчин и сто процентов женщин! Великую отечественную войну выиграло тоже трезвое поколение. Спаивание населения началось в годы советской власти и продолжается до сих пор. Невозможно спокойно смотреть на легкомысленное отношение к такому отравляющему фактору, как алкоголь! Этот настрой перенимают и младшие поколения! Но здесь,
конечно, мало беглого упоминания в статье - нужна широкая пропаганда, должны работать гуманитарные технологии.
Мы говорили до настоящего момента о необходимости устранения дисгармоничных начал, пытаясь продемонстрировать пример рефлексивного освоения существенных сторон нашей жизни и образа мыслей. Для того, чтобы двигаться дальше в сторону обретения гармонии, надо знать суть самих понятий - баланс, гармония, красота, совершенство, идеал и проч. При более пристальном рассмотрении становится понятным, что здесь также кроется много неоднозначных, а порой - даже парадоксальных моментов. Так, например, все ли прекрасное гармонично? Известно, скажем, что здания, построенные по всем канонам «золотого сечения», нередко проигрывают в эстетических качествах другим архитектурным сооружениям. Уживаются ли внутри самой гармонии противоречия, возможна ли гармония противоречивых начал?
Рассмотрим другой пример - трактовку понятия «красота» в рамках разных культур-философских концепций. Социологическая трактовка понятия в качестве агента и критерия красоты мыслит общественно-историческую практику человека. Наиболее радикальные представители данного направления (Л. Палевич, М. Пажитов, С. Гольденрихт и др.) полагали труд человека константным источником эстетики, «субстанцией», внутренней причиной эстетического. Однако исследователь Н.М. Мамедова справедливо замечает, что в процессе труда эстетическое не возникает из небытия, а лишь раскрывается эстетический смысл того, что уже объективно существует в самой природе. В данном случае мы имеем дело с советской абсолютизацией процесса труда и его феноменов. Другим проявлением социологической концепции в определении понятия «красота» является так называемая «теория эстетических качеств» (А.И. Буров, В.В. Ванслов и др.). По мнению этих исследователей, эстетические свойства и качества действительности возникают лишь на определенном этапе развития общества как проявление жизнедеятельности людей.
Альтернативная точка зрения на эстетику представлена в трудах другого советского ученого М.С Кагана, который утверждал, что прекрасное - категория, относящаяся к ценностной сфере сознания человека, следовательно, статус прекрасного - аксиологический. Как видно, ответ на вопрос - что такое красота, где ее источник - в природе, в сознании человека или она - следствие общественно-исторической практики общества? - оставался неразрешенным долгое время, споры вокруг него ведутся и поныне.
Так же точно остается невыясненным - действительно ли общественное, научно-техническое развитие и прогресс технологий ведут к обретению человечеством блага, достижения гармоничного мироустройства и образа жизни? Если наше движение во всех сферах жизнедеятельности - благо, следовательно, результат его непременно должен быть благим и напрямую коррелироваться с понятиями «гармония», «равновесие», «счастье». Но так ли это на самом деле? Ускоренное, ничем, кроме экономической выгоды и конкуренции, не регулируемое движение цивилизации в направлении все большей урбанизации и технизации уже породило
серьезные экологические проблемы: исчезновение лесов, видов флоры и фауны, загрязнение рек, морей и океанов, парниковый эффект, сокращение количества пахотных земель, локальные техногенные, и, как следствие, экологические катастрофы и проч. На социальном срезе мы имеем дело с колоссальной разницей в уровне жизни развитых и развивающихся стран, следствие чего - социальные катастрофы и войны. Современный человек поставлен обществом в условия борьбы за существования - он должен выживать физически, создавая ежедневно условия выживания для своей семьи. Главный стимул общественного развития на сегодня - конкуренция, пронизывающая собой все сферы деятельности человека и общества в целом. О какой же гармонии и счастье можно в таких обстоятельствах вести речь?
Во всяком случае, на уровне конкретной личности, реальным шагом на пути осмысления своего мира, целей своей жизни, поисков ответов на многие сущностные вопросы могло бы стать регулярное отключение от информационных потоков. Своего рода «информационная разгрузка» как профилактика несварения. Вот тогда-то мы и окажемся один-на-один с истоком гармонии, с нашим сознанием, нашим внутренним миром. Тот факт, что человек способен проецировать идеалы гармонии вовне, представляется неоспоримым. И это касается всех аспектов его жизни - психологического, физического, социального - параметры более гармоничной модели поведения во всех этих стратах задаются нашим собственным сознанием. Другое дело - раскрыть этот внутренний потенциал, взрастить его на прекрасных образчиках мировой культуры.
В антропологическом и педагогическом измерениях гармония - это, прежде всего, культура: культура мышления, чувств, коммуникации, культура физическая (питания, активности и проч.), как на уровне отдельной личности, так и в более широком срезе. Сегодня это понятие обретает актуальное педагогическое значение.
Так, способствуя развитию культуры чувств обучающихся, мы, тем самым, оказываем позитивное влияние на развитие интеллектуальных способностей личности. Ведь еще И. Кант утверждал: «Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума... Тот, кто скучает, слушая прекрасную музыку, дает немало оснований предполагать, что красоты стиля и нежные очарования любви будут невластны над ним». [77, С.147] В настоящее время научно подтвержденным является тот факт, что развитое чувство прекрасного побуждает человека по назначению применять свои интеллектуальные качества.
Как видно, для представителей педагогического сообщества назрела необходимость внедрить эти смыслы в образовательный процесс, побуждая обучающихся к личностной саморефлексии. Данная мера будет способствовать аксиологическому обогащению содержания образования на современном этапе. Теория и практика гуманизации образования говорит о его содержании, обогащенном ценностным в этическом отношении наполнением. Это означает, что морально-нравственная компонента должна присутствовать как в теоретическом, так и в эмпирически-практическом пространстве процесса воспитания и обучения. Очевидно,
что без рефлексии и саморефлексии субъектов, включенных в образовательный процесс, невозможно усвоение этических смыслов, освоение сути универсальных философских понятий, таких, как целесообразность, совершенство, красота, гармония. Ведь наша задача как наставников и педагогов как раз и состоит в том, чтобы из умозрительных данные категории перешли в разряд жизненно важных и применимых в практике повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 6. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО. 1994.
2. Макарцева Н.Н. Гармонические основы формирующейся парадигмы духовной жизни общества. Дисс. д-ра социол. наук. М. 2000.
3. Мамедова Н.М. Преемственность в культуре (Социально-философский анализ). Дисс. д-ра филос. наук, М. 2001.
4. Скорость. В поисках потерянного времени. Документальный фильм. Эфир телеканала Наука 2.0 от 22.04.2016.
5. Суслова И.Б. Этика и философия И. Канта в антрополого-педагогическом измерении: моногр. Сочи. «Дория». 2011.
6. Шулаев С.П. Гармонизация отношений в системе «человек - среда обитания». Философско-методологические аспекты. Дисс. канд. филос. наук. М. 1999.