Федосеева И.А., Веселова Ю.В.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Процессы глобализации культурного и образовательного пространства, происходящие в современном мире, стали основой для модернизации образования в нашей стране. Система образования, как и любая другая сложная социальная система, имеет относительную свободу функционирования (автономность). Она детермирована множеством связей и отношений с другими социальными системами, а также закономерностями и законами развития материи - физической, биологической, социальной, иной.
Обратимся к ключевому понятию «образование». Само понятие «образование» как сложный смысловой конструкт имеет множество определений. Значение, в котором настоящее понятие употребляется сегодня, оно приобрело в конце ХУШ века, под влиянием развивающейся науки педагогики и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека. За прошедшее время данное понятие приобрело более широкое толкование. В.А. Сластёнин и В.П. Каширин под образованием понимали «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [10, с. 135].
В определении, данном В.А. Сластёниным и В.П. Кашириным, образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление особой важности в организации жизнедеятельности человека и социума.
Образование как социальное явление возникло вместе с появлением общества и являлось, по сути, его определяющим социальным институтом в обеспечении наследования новыми поколениями наработанного опыта и культуры, определяло вектор развития всей социальной системы, ее устойчивость. Можно заключить: образование как социальное явление обусловлено историческим типом общества, реализует важную социальную функцию - активизирует социально значимые цели и задачи, придает им своеобразие, формирует (воспитывает) личность по заданным извне параметрам, с учётом национальной культуры.
Сегодня становится всё более понятно, что государственное и общественное процветание и благополучие - это не только высокий экономический и технологический ресурс, это, прежде всего, ресурс человеческий. Ресурс человеческий - это люди, образованные, воспитанные, патриотичные, с высоким уровнем творческой силы и желанием жить и трудиться во благо своей страны, мира на планете. И таких людей делает идеологическая система, где образование занимает определяющее место, выражая смыслы и ценности национального характера.
Реалии современной жизни задают определённые требования к социальной и пси-
хологической зрелости выпускников вуза, культуре их взаимоотношений, ценностным ориентациям, что предполагает изменение характера и функций профессионального образования. Перспективы его обновления делают настоятельной задачу подготовки конкурентоспособного специалиста (бакалавра, магистра), что предполагает не только его компетентность в профессиональной сфере, но и высокий уровень общей культуры, наличие системы мотивов и ценностного отношения к жизнедеятельности в целом. Культура личности предполагает развитость всей системы социально и индивидуально значимых качеств, продуктивно реализуемых в жизнедеятельности человека. Это, по сути, комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Исходя из понимания конкурентоспособности как интегрального качества личности, представляющего совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, необходимо особое внимание уделить аксиологическому подходу в воспитательно-образовательном процессе вуза, что является и задачей и важнейшим мотивационным фактором, от которого зависит познавательная и общественная активность обучающегося. Аксиологический подход (И. Исаев, Н.В. Малашихина, В.А. Сластенин, Е. Шиянов и др.) присущ гуманистической педагогике и предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не столь с подготовкой молодого квалифицированного поколения, а с достижением общей результативности. Самоопределение личности и ее развитие происходит через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования. Назовем эти процессы аккультурацией. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием "самоопределения личности в культуре". Она отмечает «...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации» [9]. В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Ценности тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей. По определению Н.Б.Крыловой, ценности - это регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данных культур артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма - общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, всегда соотносится с определёнными
ценностями. Культура же трактуется как процесс и механизм как сохранения и трансляции ценностей, так и их постоянного порождения. Система ценностных ориентаций выступает "свернутой" программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. По словам Иконниковой С.Н., конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности [4].
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность (субъектную позицию), и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре - человек, общество, природа, интегрированные продукты человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова веками вырабатываемая суть психического, нравственного здоровья человека.
Социальная ситуация развития студентов определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности. Новая социальная роль предоставляет им некоторую свободу как в определении характера учебной деятельности и досуга, так и в выборе сфер и объектов общения. Определяющее влияние на то, как молодой человек распорядится полученной свободой, оказывает новая среда его обитания, особенно если он меняет место жительства. Новый статус по-другому ставит перед юношами и девушками вопросы организации быта и материального обеспечения своей жизни. Иная среда обитания актуализирует проблему референтности личности.
Возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения простым комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой - выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Особо хотелось бы отметить этот возраст - возраст студенчества - в связи с тем, что в настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание развитию культуры, - открываются всё новые школы искусства, специализированные школы для одарённых детей и многое другое в этом направлении. Действительно, культуру человека нужно развивать с детства. Но ведь нынешнее поколение студентов - это будущие родители, а значит, им предстоит воспитывать своих детей и прививать им основы культуры.
Способность воспринимать культурные ценности является универсальным свойством человеческого существования, однако, необходимо специально развивать её, на протяжении всей жизни обучаться ориентироваться в современной культуре, избирая для себя соответствующие личным склонностям и не противоречащие правилам общества ценности. Совершенствование человека, его самореализация в социально приемле-
мых формах, следование высоким нравственным принципам, - эти ценности становятся не только жизненными ориентирами в социокультурной деятельности личности, но и способствуют развитию гражданского самосознания.
Здесь хотелось бы обратить внимание на эстетические ценности, формирование которых необходимо в любом вузе, а не только в осуществляющих специфическую художественную, архитектурную или дизайнерскую профессиональную подготовку студентов. Необходимость ориентироваться в большом количестве разнообразных технических объектов, которые всё больше населяют наше жизненное пространство, накладывает определённые обязательства на профессиональное образование, традиционное разделение которого на две ветви - гуманитарную и техническую - является абсолютно неприемлемым. Конфликт этих двух культур подвергался критике уже с середины XX-го века, так как подобное разделение разрушает целостность культуры [3]. Тем не менее, в техническом образовании до сих пор недооценивается роль эстетического воспитания в формировании эстетической культуры личности как части её общей культуры.
По определению М.С. Кагана, «эстетическая культура - не автономный раздел культуры, но её общий потенциал, её внешняя и внутренняя формы» [5]. Эстетическая культура, по его мнению, фиксирует неразрывную связь эстетического «Я» (собственно самовоспитания и саморазвития) с сознательной деятельностью по передаче культурного опыта человеческой деятельности подрастающему поколению. Эстетическую культуру составляет эстетическая организация материального производства, так называемая, «техническая эстетика», «эстетика быта», эстетические аспекты различных видов деятельности.
Крупнейшие мыслители и педагоги разных эпох и времён, разрабатывавшие те или иные теории эстетического воспитания, пытались понять, изучить, исследовать на самых разных уровнях, различными методами, способами и средствами ту действенность прекрасного, что осуществляет жизнестроительство личности.
Теория эстетического воспитания получила своё развитие в трудах А.М. Луначарского, А.С.Макаренко, С.Г. Шацкого, В.Н. Шацкой, А.В. Бакушинского, П.П.Блонско-го, М.А. Рыбниковой и др. Проблемами эстетического и художественного воспитания, педагогикой творчества занимались С.А. Герасимов, А.А. Мелик-Пашаев, И.А. Бирич, Б.М. Неменский и др.
Развитие у всех людей способности эстетического отношения к миру, по мнению А.А. Мелик-Пашаева является основной целью эстетического воспитания. Под эстетическим отношением он подразумевает «особое отношение к жизни, которое характеризуется непосредственным переживанием личностью единства с окружающим миром, а также новым уровнем самосознания» [7]. Эстетическое воспитание не только встраивает индивида в культуру человечества, но и направляет его развитие, охватывая как духовный мир личности, так и её практическую деятельность, включающую, в том числе, и проектную, инженерную, изобретательскую деятельность, осуществляемую по законам красоты. Эстетическое развитие личности неразрывно связано с творчеством. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество соз-
дает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира [8].
В связи с возникновением и развитием новых производств, основанных на последних достижениях науки и техники, инженерная деятельность существенно усложняется, что диктует необходимость подготовки специалистов, обладающих широким кругозором, высоким уровнем культуры и коммуникабельности, позволяющим выстраивать взаимодействие со специалистами в смежных с основной специальностью областях, а также умением творчески мыслить и при решении сложных инженерных задач. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров нужно формировать качества, характерные для творческой личности. Философ А.Н. Лук, хотя и не дал определения понятия «творческая личность», однако, широко использовал это понятие и выделил следующие черты творческой личности. Это, прежде всего, готовность к риску. Она вытекает из того, что человек, имеющий много идей, должен иметь смелость высказывать их вслух. Импульсивность, порывистость, независимость мнений и оценок. Склонность к игре, обладание чувством юмора, восприимчивостью к смешному.
Чувство юмора, по мнению А.Н. Лук, сочетается с существенно важными свойствами личности - раскованностью мышления, лёгкостью ассоциирования, безбоязненной «игрой идеями». Отличительными чертами творческой личности должны быть внутренняя раскрепощённость, способность перешагнуть через привычные рамки, «... ограничивающие горизонт мышления», а также упорство, настойчивость, целенаправленность, без которых немыслимы творческие достижения. Ещё одно отличительное качество творческой личности - оригинальность, но без «вычурности». Без стремления подчеркнуть свою необходимость».
Философ отмечает также, что «творчески мыслящий человек отличается взыскательностью..., он не довольствуется приблизительными сведениями, смутным пересказом из третьих рук, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выяснить мнения специалистов.проявляет критичность, даже придирчивость и скептицизм, если сообщаемая ему информация содержит противоречия, логические неувязки и натяжки». Также творческой личности необходимы смелость ума и духа. Эти качества, по мнению А.Н. Лука, более важны, чем другие, потому, что никакие способности без этих качеств не приведут к подлинно «творческим взлётам» [6].
На основе ряда научных исследований творческих способностей был разработан «портрет» творческой личности, который включает в себя многие свойства и качества личности:
- сфера мировоззрения - это творческое отношение к миру и себе, открытость новому опыту;
- творческая мотивация - разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлечённость процессом творческой деятельности, творческая активность;
- эстетические креативные свойства - синестезия, способность к ассоциированию, чувство формы, стиля, чувство юмора, стремление к совершенству, способность к импровизации;
- эмоционально-креативные свойства - эмоциональная отзывчивость, эмпатия, богатство эмоционального опыта;
-интеллектуально-творческие способности - способность к преобразованиям, вариативность, многоэкранность мышления; способность к прогнозированию;
- творческое воображение - способность к продуцированию образов, интеграция разрозненных элементов в единую систему-образ; выход за рамки обыденного (отлёт от реальности); способность к символизации и зрительно-образному представлению идей - создание внутренних картин проблем (творческое воображение);
- способность к сотрудничеству в творческой деятельности (коммуникативно-творческие способности).
Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, деятельности и общения. Творчество в учебном процессе предполагает наличие у студентов способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Современная система образования может внести свой вклад в развитие творческих способностей студента, формирование его социально-ценностных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему. Исходя из вышесказанного, подготовка будущего специалиста должна происходить при создании условий, способствующих усвоению элементов культуры, формированию качеств, необходимых для профессиональной деятельности и личностного развития. В связи с этим, необходимо обратить внимание на выявленную социологическими исследованиями тенденцию к снижению уровня общей культуры у студентов технических вузов.К сожалению, отмечается отсутствие интереса к чтению художественной классической литературы, использование в качестве источника информации только Интернет-ресурсов; влияние современной поп-культуры, телевидения, рекламы. С другой стороны, по результатам опросов студентов выявлено, что такие дисциплины, как культурология, философия, психология, входящие в учебные планы профессиональной подготовки студентов технического вуза, направленные, казалось бы, на развитие общей культуры личности, также не вполне способствуют активизации данного процесса.
Так, в процессе занятий по дисциплине «Культурология», рассматриваются культуры разных стран, что, без сомнения необходимо для широкого кругозора, но у студентов нет целостного понимания культуры, её ценностных оснований, творческой сути. Только треть из опрошенных студентов на вопрос, что такое культура, ответили, что
культура в их понимании - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также творчество человека. Ещё часть студентов указали, что культура - это традиции, пронесённые через столетия и ценности, которые соблюдает человек, общество, человечество. Несколько человек ответило, что культура - это воспитание и развитие. Были определения культуры как народного творчества и национального достояния. Но, практически, одна четвёртая часть опрашиваемых студентов, вообще не смогла ответить на этот вопрос.Далее, как выяснилось, многие студенты слабо представляют себе, что такое эстетическая культура, её роль в жизни человека.
Были, например, такие определения, как «.это то, что помогает человеку сохранить все аспекты в его жизни», или эстетическая культура - это «аккуратность, стиль, модерн», или в другом ответе читаем: эстетическая культура - это «так называемая, духовная жизнь людей». Ещё одно определение, данное студентом, трактует эстетическую культуру как «связь человека с миром и умение выразить полноту и многообразие этих отношений».
Некоторые студенты просто затруднились с ответом на этот вопрос, но всё же 40% связало понятие эстетической культуры с понятием красоты, например, эстетическая культура - это «чувство прекрасного, возвышенного», другой ответ - это «то, что помогает развиваться человеку, сохраняя нормы красоты во всех сферах жизни; понимание красоты вовсех её проявлениях». Также, на вопрос нужно ли обладание эстетической культурой любому человеку, считающему себя культурным, большинство студентов ответило, что это не обязательно. Вероятно, это связано с тем, что в содержании учебной дисциплины «Философия», по словам студентов, отсутствует раздел, посвящённый эстетике, хотя она является частью философии, и для будущих инженеров этот раздел представляется важным, так как в своей дальнейшей профессиональной деятельности они будут связаны с производством предметного мира. А вещи, предметы быта являются, прежде всего, элементом материальной культуры, они обладают совокупностью многих свойств, отражают эстетические идеалы, представления о красоте и пользе их создателя и потребителя. В вещах материализуются черты эпохи, уклад жизни, исторически формирующиеся вкусы. Предметный мир культуры ориентирует в определенной степени процесс культурной деятельности в его содержательном и целевом аспекте. Но для этого в процессе восприятия необходимо представить предмет культуры как результат человеческого стремления к совершенству, увидеть его многофункциональную природу, понять функции вещи в живой культуре, ее смысловые оболочки: собственные функции предмета культуры, его социальные функции. Наконец, нужно вспомнить о том, что ещё во времена Древней Греции абсолютными идеальными ценностями, которые должны были воплотиться в любой культуре, были истина, добро и красота. Во всех диалогах Платона проводится мысль об абсолютной ценности названных идей, находящихся на вершине духовной жизни. Философы разных времён (И. Кант, Гегель, В.Соловьёв, А.Ф. Лосев и др.) осмысливали эту триаду, утверждая их ценность для культуры.
Наиболее же глубоко суть общечеловеческой культуры выражает постулат Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир». Кстати, об этом известном высказывании знаменитого русского писателя не вспомнил ни один студент, отвечая на вопросы о том, что
такое культура личности и влияют ли культурные традиции России на формирование личности человека. В ответ на первый из этих вопросов большинство перечислили наиболее значимые с их точки зрения качества воспитанного человека, среди которых на первом месте оказалось воспитанность, на втором - образованность, умение вести себя в обществе, соблюдение человеком норм, принятых в обществе, следование традициям. На второй вопрос практически все студенты ответили согласием, но только 15% дали более или менее развёрнутый ответ, указав, что в человека в нашей стране с детства закладываются обычаи, традиции, у нас другое воспитание и образование, а также отношение к материальным ценностям.
Окружающая среда, по мнению студентов, также оказывает влияние на формирование личности человека. Хотелось бы, чтобы и философия, и культурология, и психология, преподаваемые в вузе, способствовали формированию у студентов ценностно-эстетического отношения к среде жизнедеятельности. Ведь красота спасёт мир в том смысле, что человек, познавая красоту, творя её, познаёт истину, добро и тем спасается сам и спасает мир. Красота универсальна по своей природе, она интегрирует в себе все человеческие ценности. К сожалению, большинство современных студентов технических вузов об этом либо не знают, либо не дают себе труд задуматься.
Возможно, для целостного понимания предмета культуры нужна целенаправленная воспитательная работа, а также определённая интеграция всех дисциплин на содержательном уровне, где дисциплина «Психология» может помочь в формировании творческих способностей студентов, необходимых не только в инженерном проектировании и научно-исследовательской работе, но и в собственном жизнестроительстве, оптимизации своего жизненного окружения. Безусловно, содержание, подбор методов обучения студентов должен определяться целью и задачами конкретной деятельности, выбранной специализацией, а также особенностью группы (уровень развития познавательных процессов, наличие мотивации и её характер, степень овладения предыдущим материалом, социально-психологические особенности).
Но необходимо учитывать, что целью обучения инженеров, в соответствии с требованиями настоящего времени, является подготовка профессионала, обладающего не только определённым набором компетенций в соответствии с ФГОС, но и ценностно-эстетическим отношением к среде жизнедеятельности; творческими качествами и способностями, помогающими конструировать различные технологические подходы к решению нестандартных задач, проектировать собственную деятельность в соответствии с траекторией личностного роста.
Литература
1. Веселова, Ю. В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа. Текст. : дис. канд. пед. наук / Ю. В. Веселова; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Омск, 2007. — 231 с. http://www.dissercat.com/content/dizain-vneuchebnykh-proektov-studentov-kak-шlovie-razvitiya-professюnalnoi-napravlennosti-
#ixzz3MsNe1S7J.
2. Веселова Ю.В. Эстетическое воспитание будущих педагогов впроцессе занятия дизайном //Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем: Материалы Международной научно-практической конференции, 1-3 марта 2006 года, г. Новосибирск / Ю.В. Веселова / Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. В 3ч.- Новосибирск: Изд-во НИПКи-ПРО,-2006г-с.157.
3. Ворожейкина О.И. Интегративные возможности дизайна /О.И. Ворожейкина // Педагогика, 2003 - №1 -С.58 - 61.
4. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России // День науки в Санкт-Петербуржском гуманитарном университете профсоюзов. Мат-лы конференции. - СПб.: ИГУП ,1996. -С.117.
5. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб.,1997. - 357с.
6. Лук А.Н. Мышление и творчество /А.Н.Лук. - М.: Политиздат, 1976. - 144с.
7. Мелик-Пашаев А.А. Проблемы эстетического воспитания и педагогика творчества / А.А. Мелик-Пашаев // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сборник научных трудов / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. - М.,1989.
- С.121.
8. Мугиль Ю.В. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. - 87 с.
9. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема / М.М. Шибаева // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981. - С. 93.
10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие.- М.: «Академия», 2001. - 480 с.
11. Федосеева И. А. Социальное воспитание в России в историко-педагогической ретроспективе. Гендерный аспект // Вестник экономической интеграции. 2012. № 9 (53).
- С. 160-166 (0,5 п. л.).
12. Федосеева И. А. Духовность как основа национального воспитания // «Социальная политика и социология» Междисциплинарный научно-практический журнал. 2011. № 9 (75). — С. 173-178 (0,4 п. л.).