Научная статья на тему 'Как конституционные поправки отразятся на федеративных отношениях Российской Федерации?'

Как конституционные поправки отразятся на федеративных отношениях Российской Федерации? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОПРАВКИ / КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / AMENDMENTS / CONSTITUTION / FEDERATION / FEDERAL RELATIONS / FEDERAL STRUCTURE / SUBJECT OF FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баймурзин Аяз Сабитович

В статье анализируются поправки в Конституцию РФ, которые непосредственно затрагивают вопросы взаимоотношения Российской Федерации с ее субъектами. Дается предварительный анализ каждой такой поправки. Делается следующий вывод: поправки, которые прямо или косвенно затрагивают федеративные отношения, должны быть тщательно продуманы; при их принятии должно учитываться мнение каждого субъекта РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW WILL CONSTITUTIONAL AMENDMENTS AFFECT THE FEDERAL RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION?

The article analyzes the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which directly affect the relationship between the Russian Federation and its constituent entities. A preliminary analysis of each such amendment is given. The following conclusion is made: amendments that directly or indirectly affect federal relations should be carefully considered; when adopted, the opinion of each subject of the Russian Federation should be taken into account

Текст научной работы на тему «Как конституционные поправки отразятся на федеративных отношениях Российской Федерации?»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ _ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО_

УДК 342.24

Баймурзин Аяз Сабитович Башкирский Государственный Университет Сибайский институт (филиал) Факультет экономики и права Россия, Сибай [email protected] Baimurzin Ayaz Sabitovich Bashkir state University Sibay Institute Russia, Sibay

КАК КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ ОТРАЗЯТСЯ НА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? Аннотация: в статье анализируются поправки в Конституцию РФ, которые непосредственно затрагивают вопросы взаимоотношения Российской Федерации с ее субъектами. Дается предварительный анализ каждой такой поправки. Делается следующий вывод: поправки, которые прямо или косвенно затрагивают федеративные отношения, должны быть тщательно продуманы; при их принятии должно учитываться мнение каждого субъекта РФ. Ключевые слова: поправки, конституция, федерация, федеративные отношения федеративное устройство, субъект федерации.

HOW WILL CONSTITUTIONAL AMENDMENTS AFFECT THE FEDERAL

RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION? Annotation: the article analyzes the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which directly affect the relationship between the Russian Federation and its constituent entities. A preliminary analysis of each such amendment is given. The

following conclusion is made: amendments that directly or indirectly affect federal relations should be carefully considered; when adopted, the opinion of each subject of the Russian Federation should be taken into account.

Key words: amendments, constitution, federation, federal relations, federal structure, subject of federation.

В начале 2020 года Президентом России В.В. Путиным Государственную Думу был внесен в проект поправок в Конституцию РФ. Рабочая группа по поправкам в Конституцию за относительно короткий срок разработала и представила окончательный вариант изменений и дополнений, которые позже были приняты Государственной Думой, утверждены Советом Федерации, получили положительное заключение Конституционного Суда РФ и были подписаны Президентом РФ. Для вступления данных поправок в законную силу остается только провести всероссийское голосование и дождаться его результатов. Если голосование состоится и больше половины из участвующих в голосовании россиян одобрят поправки, они вступят в законную силу, если не одобрят - поправки будут считаться отклоненными.

В целом, при внесении изменений в Основной закон страны законодатель не слишком ограничивается какими либо рамками, внутри которых можно было бы реализовывать свою правотворческую функцию, так как других каких -либо нормативных правовых актов, которым должны соответствовать изменения Конституции, не существует, кроме положений статей, закрепленных в главах 1, 2 и 9 самой Конституции [5, с. 5].

Объем поправок и дополнений, а также сферы общественных отношений, которых они касаются, очень обширны, что является беспрецедентным случаем в истории современного российского конституционализма.

Одним из сфер, которая подвергнется серьезным, на наш взгляд, изменениям, является сфера федеративных отношений Российской Федерации. В частности, будут подвергнуты изменениям и дополнениям положения статей и глав, регламентирующие разграничение предметов ведения Российской

Федерации и ее субъектов, субъектный состав Федерации, порядок назначения прокуроров субъектов РФ [2, ст. 1]. Разберем каждый из них по отдельности.

После вступления поправок в законную силу на федеральном уровне будут регулироваться вопросы организации публичной власти, установления ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничения, связанные с иностранным гражданством, видом на жительство в иностранном государстве, другими правами на постоянное проживание на территории иностранного государства, с наличием счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. В целом, установление единых правовых основ регулирования вышеназванных вопросов, является правильным решением. Внесение изменений и дополнений в статью 72 Конституции РФ, регулирующую предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, на наш взгляд, является также обоснованным. Совместное и координированное регулирование отдельных сфер общественных отношений федеральными и региональными государственными органами должно способствовать более детальной их правовой регламентации, уменьшению ситуаций возникновения правовых коллизий. Для этого необходимо принятие специальных федеральных законов, в которых бы были подробно указаны полномочия федеральных и региональных государственных органов. Однако стоить отметить, что чем обширнее будет предмет исключительного ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, тем сильнее будут сужаться полномочия субъектов РФ, при осуществлении которых они автономны и обладают всей полнотой государственной власти, так как предметы исключительного ведения субъектов РФ определяются по «остаточному принципу». Публичная власть в России, которая сильно централизована, после вышеназванных поправок будет еще более централизованной. Такой расклад навряд ли будут соответствовать интересам регионов и ее населения. Однако голосование за эти поправки в парламентах субъектов и их «единодушное» одобрение говорят об обратном.

Предлагается создание федеральных территорий, порядок организации публичной власти на территории которой регулировалось бы соответствующим федеральным законом, который еще не существует. Что будет относиться к федеральным территориям и как там будет устроена система публичной власти, до конца известно будет только после принятия такого закона. Однако со слов соавтора этой поправки, сенатора и председателя комитета по законодательству и государственному строительству Совета Федерации Андрея Клишаса предлагается отнести к федеральным территориям закрытые города, особо охраняемые природные территории и Арктику, а на их территории ввести особые полномочия и прямое подчинение органов власти этих территорий федеральному центру.

С одной стороны, данная инициатива себя оправдывает - например, несмотря на то, что ЗАТО является муниципальным образованием со статусом городского округа и руководство им наряду с федеральными органами государственной власти осуществляется местными и региональными органы, основным объектом ЗАТО, в интересах которого оно образовывается и функционирует, является его «градообразующее предприятие», которое входит в структуру федеральной власти. «Градообразующее предприятие» играет основную роль в развитии и деятельности ЗАТО, поэтому «при любых сценариях развития, кроме ликвидации градообразующего объекта, ЗАТО остаются зависимы от федеральных органов власти. Эта зависимость обусловлена стратегической значимостью градообразующих предприятий. Функция обеспечения бесперебойной и безопасной деятельности этих предприятий для ЗАТО всегда будет основной. Исходя из этого, при формировании любых правил, касаемых закрытых административно-территориальных образований, их необходимо расценивать как единый социально-экономический комплекс федерального значения» [4, с. 343].

С другой стороны, ЗАТО, как и другие особо охраняемые территории, находится на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которую распространяется юрисдикция последнего. Поэтому при их

«федерализации» важно учитывать мнение соответствующего субъекта и его населения. Необходимо также закрепить на законодательном уровне права и гарантии населению будущих федеральных территорий, а также возможность решения населением вопросов местного значения.

Предлагается изменить порядок назначения прокуроров субъектов РФ. Если на данный момент Генеральная прокуратура РФ обязана согласовывать кандидатуру прокурора субъекта РФ с представительным органом этого субъекта [1, ст. 129], то после вступления поправок представительные органы субъектов РФ не смогут повлиять на назначение регионального прокурора. Он будет назначаться на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаться от должности Президентом РФ. Вопрос о том, нужна ли процедура согласования кандидатуры регионального прокурора с представительным органом субъекта РФ, является достаточно спорным. Некоторые ученые уже раньше предполагали, что процедура согласования изживет себя, так как она не в полной мере согласуется с принципом централизации прокуратуры, хотя и имеет под собой важное значение -обеспечивает участие высших органов власти регионов в оценке соблюдения Генеральным прокурором РФ требований, которым должен соответствовать прокурор субъекта РФ. Важно также помнить, что ответственность за работу прокуратуры субъекта РФ несет именно Генеральная прокуратура [3, с. 79].

Однако мы считаем, что изменение порядка назначения на должность прокуроров субъектов РФ, нецелесообразно и ущемляет права субъектов РФ. Прокуратура занимает центральное и координирующее место в системе правоохранительных органов, призвана обеспечивать законность и защищать права граждан. К тому же, в России активно применяется ротация кадров государственных органов - должность прокурора одного субъекта часто занимает проработавший в другом регионе прокурорский работник, не имеющий никакого отношения к первому. В таких условиях было бы правильно, если бы представительный орган субъекта РФ и дальше мог оценивать проделанную работу кандидата на его предыдущем посту, его

личные и деловые качества, общественное мнение о нем, и решить, подходит ли он для замещения должности «ока государева» в субъекте РФ. По крайней мере, система «сдержек и противовесов» должна реализовываться не только на уровне Федерации, но и в субъектах РФ.

Резюмируя вышесказанное, приходим к следующему выводу - при внесении изменений в Основной закон РФ важно учитывать мнение каждого субъекта федерации, особенно, когда дело касается вопросов федеративных отношений. Поправки призваны усовершенствовать регулирование вопросов организации и функционирования публичной власти. Однако ответ на вопрос, получится ли у них это сделать, будет известен после вступления поправок в силу.

Список литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (Дата обращения: 21.04.2020).

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019 (Дата обращения: 21.04.2020).

3. Ястребов В.Б., Ястребов В.В. Прокурорский надзор: Учебник для академического бакалавриата юридических вузов и факультетов. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. 408 с.

4. Файков Д.Ю. Закрытые административно -территориальные образования. Системные трансформации. Монография. - Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2012. 394 с.

5. Алифиров В.И. Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации // Юридический вестник молодых ученых. 2015. №1. С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.