КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ _ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО_
УДК 342.24
Баймурзин Аяз Сабитович Башкирский Государственный Университет Сибайский институт (филиал) Факультет экономики и права Россия, Сибай [email protected] Baimurzin Ayaz Sabitovich Bashkir state University Sibay Institute Russia, Sibay
КАК КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ ОТРАЗЯТСЯ НА ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? Аннотация: в статье анализируются поправки в Конституцию РФ, которые непосредственно затрагивают вопросы взаимоотношения Российской Федерации с ее субъектами. Дается предварительный анализ каждой такой поправки. Делается следующий вывод: поправки, которые прямо или косвенно затрагивают федеративные отношения, должны быть тщательно продуманы; при их принятии должно учитываться мнение каждого субъекта РФ. Ключевые слова: поправки, конституция, федерация, федеративные отношения федеративное устройство, субъект федерации.
HOW WILL CONSTITUTIONAL AMENDMENTS AFFECT THE FEDERAL
RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION? Annotation: the article analyzes the amendments to the Constitution of the Russian Federation, which directly affect the relationship between the Russian Federation and its constituent entities. A preliminary analysis of each such amendment is given. The
following conclusion is made: amendments that directly or indirectly affect federal relations should be carefully considered; when adopted, the opinion of each subject of the Russian Federation should be taken into account.
Key words: amendments, constitution, federation, federal relations, federal structure, subject of federation.
В начале 2020 года Президентом России В.В. Путиным Государственную Думу был внесен в проект поправок в Конституцию РФ. Рабочая группа по поправкам в Конституцию за относительно короткий срок разработала и представила окончательный вариант изменений и дополнений, которые позже были приняты Государственной Думой, утверждены Советом Федерации, получили положительное заключение Конституционного Суда РФ и были подписаны Президентом РФ. Для вступления данных поправок в законную силу остается только провести всероссийское голосование и дождаться его результатов. Если голосование состоится и больше половины из участвующих в голосовании россиян одобрят поправки, они вступят в законную силу, если не одобрят - поправки будут считаться отклоненными.
В целом, при внесении изменений в Основной закон страны законодатель не слишком ограничивается какими либо рамками, внутри которых можно было бы реализовывать свою правотворческую функцию, так как других каких -либо нормативных правовых актов, которым должны соответствовать изменения Конституции, не существует, кроме положений статей, закрепленных в главах 1, 2 и 9 самой Конституции [5, с. 5].
Объем поправок и дополнений, а также сферы общественных отношений, которых они касаются, очень обширны, что является беспрецедентным случаем в истории современного российского конституционализма.
Одним из сфер, которая подвергнется серьезным, на наш взгляд, изменениям, является сфера федеративных отношений Российской Федерации. В частности, будут подвергнуты изменениям и дополнениям положения статей и глав, регламентирующие разграничение предметов ведения Российской
Федерации и ее субъектов, субъектный состав Федерации, порядок назначения прокуроров субъектов РФ [2, ст. 1]. Разберем каждый из них по отдельности.
После вступления поправок в законную силу на федеральном уровне будут регулироваться вопросы организации публичной власти, установления ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничения, связанные с иностранным гражданством, видом на жительство в иностранном государстве, другими правами на постоянное проживание на территории иностранного государства, с наличием счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. В целом, установление единых правовых основ регулирования вышеназванных вопросов, является правильным решением. Внесение изменений и дополнений в статью 72 Конституции РФ, регулирующую предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, на наш взгляд, является также обоснованным. Совместное и координированное регулирование отдельных сфер общественных отношений федеральными и региональными государственными органами должно способствовать более детальной их правовой регламентации, уменьшению ситуаций возникновения правовых коллизий. Для этого необходимо принятие специальных федеральных законов, в которых бы были подробно указаны полномочия федеральных и региональных государственных органов. Однако стоить отметить, что чем обширнее будет предмет исключительного ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, тем сильнее будут сужаться полномочия субъектов РФ, при осуществлении которых они автономны и обладают всей полнотой государственной власти, так как предметы исключительного ведения субъектов РФ определяются по «остаточному принципу». Публичная власть в России, которая сильно централизована, после вышеназванных поправок будет еще более централизованной. Такой расклад навряд ли будут соответствовать интересам регионов и ее населения. Однако голосование за эти поправки в парламентах субъектов и их «единодушное» одобрение говорят об обратном.
Предлагается создание федеральных территорий, порядок организации публичной власти на территории которой регулировалось бы соответствующим федеральным законом, который еще не существует. Что будет относиться к федеральным территориям и как там будет устроена система публичной власти, до конца известно будет только после принятия такого закона. Однако со слов соавтора этой поправки, сенатора и председателя комитета по законодательству и государственному строительству Совета Федерации Андрея Клишаса предлагается отнести к федеральным территориям закрытые города, особо охраняемые природные территории и Арктику, а на их территории ввести особые полномочия и прямое подчинение органов власти этих территорий федеральному центру.
С одной стороны, данная инициатива себя оправдывает - например, несмотря на то, что ЗАТО является муниципальным образованием со статусом городского округа и руководство им наряду с федеральными органами государственной власти осуществляется местными и региональными органы, основным объектом ЗАТО, в интересах которого оно образовывается и функционирует, является его «градообразующее предприятие», которое входит в структуру федеральной власти. «Градообразующее предприятие» играет основную роль в развитии и деятельности ЗАТО, поэтому «при любых сценариях развития, кроме ликвидации градообразующего объекта, ЗАТО остаются зависимы от федеральных органов власти. Эта зависимость обусловлена стратегической значимостью градообразующих предприятий. Функция обеспечения бесперебойной и безопасной деятельности этих предприятий для ЗАТО всегда будет основной. Исходя из этого, при формировании любых правил, касаемых закрытых административно-территориальных образований, их необходимо расценивать как единый социально-экономический комплекс федерального значения» [4, с. 343].
С другой стороны, ЗАТО, как и другие особо охраняемые территории, находится на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которую распространяется юрисдикция последнего. Поэтому при их
«федерализации» важно учитывать мнение соответствующего субъекта и его населения. Необходимо также закрепить на законодательном уровне права и гарантии населению будущих федеральных территорий, а также возможность решения населением вопросов местного значения.
Предлагается изменить порядок назначения прокуроров субъектов РФ. Если на данный момент Генеральная прокуратура РФ обязана согласовывать кандидатуру прокурора субъекта РФ с представительным органом этого субъекта [1, ст. 129], то после вступления поправок представительные органы субъектов РФ не смогут повлиять на назначение регионального прокурора. Он будет назначаться на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаться от должности Президентом РФ. Вопрос о том, нужна ли процедура согласования кандидатуры регионального прокурора с представительным органом субъекта РФ, является достаточно спорным. Некоторые ученые уже раньше предполагали, что процедура согласования изживет себя, так как она не в полной мере согласуется с принципом централизации прокуратуры, хотя и имеет под собой важное значение -обеспечивает участие высших органов власти регионов в оценке соблюдения Генеральным прокурором РФ требований, которым должен соответствовать прокурор субъекта РФ. Важно также помнить, что ответственность за работу прокуратуры субъекта РФ несет именно Генеральная прокуратура [3, с. 79].
Однако мы считаем, что изменение порядка назначения на должность прокуроров субъектов РФ, нецелесообразно и ущемляет права субъектов РФ. Прокуратура занимает центральное и координирующее место в системе правоохранительных органов, призвана обеспечивать законность и защищать права граждан. К тому же, в России активно применяется ротация кадров государственных органов - должность прокурора одного субъекта часто занимает проработавший в другом регионе прокурорский работник, не имеющий никакого отношения к первому. В таких условиях было бы правильно, если бы представительный орган субъекта РФ и дальше мог оценивать проделанную работу кандидата на его предыдущем посту, его
личные и деловые качества, общественное мнение о нем, и решить, подходит ли он для замещения должности «ока государева» в субъекте РФ. По крайней мере, система «сдержек и противовесов» должна реализовываться не только на уровне Федерации, но и в субъектах РФ.
Резюмируя вышесказанное, приходим к следующему выводу - при внесении изменений в Основной закон РФ важно учитывать мнение каждого субъекта федерации, особенно, когда дело касается вопросов федеративных отношений. Поправки призваны усовершенствовать регулирование вопросов организации и функционирования публичной власти. Однако ответ на вопрос, получится ли у них это сделать, будет известен после вступления поправок в силу.
Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (Дата обращения: 21.04.2020).
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019 (Дата обращения: 21.04.2020).
3. Ястребов В.Б., Ястребов В.В. Прокурорский надзор: Учебник для академического бакалавриата юридических вузов и факультетов. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. 408 с.
4. Файков Д.Ю. Закрытые административно -территориальные образования. Системные трансформации. Монография. - Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2012. 394 с.
5. Алифиров В.И. Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации // Юридический вестник молодых ученых. 2015. №1. С. 3-8.