КАК И ПОЧЕМУ ХОТЕЛИ ЛИКВИДИРОВАТЬ АКАДЕМИЮ ИМЕНИ Н.Е. ЖУКОВСКОГО В 1920-Х ГГ.?
Аннотация. Академия имени Н.Е. Жуковского была создана из Института инженеров Воздушного флота в 1922 г. Она выпускала специалистов для гражданских и военных организаций. Большинство выпускников Академии уходили из Военных воздушных сил в гражданские организации. Это послужило поводом для проведения кампании по закрытию Академии. Только в 1927 г. существование Академии удалось отстоять. В 1930 г. она стала лучшим высшим техническим учебным заведением в СССР.
Ключевые слова: академия, специальность, факультет, управление, инженер, выпуск.
HOW AND WHY DID THEY WANT TO LIQUIDATE THE N.E. ZHUKOVSKY ACADEMY IN THE 1920S?
Annotation. The N.E. Zhukovsky Academy was founded on the base of The Air Fleet Engineer Institute in 1922. It had graduated the specialists for civil and military organizations. The most graduates of the Academy left Air Forces for civil organizations. It gave rise to conducting a campaign for the Academy closing down. Only in 1927 they managed to defend the Academy persisting. In 1930 it became the best engineering institute of higher education in the USSR. Keywords: academy, speciality, department, management, engineer, graduates.
Главное управление Красного Воздушного флота (Главвоздухфлот) в 1924 г. относительно Академии Воздушного Флота (АВФ) имени профессора Н.Е. Жуковского высказало критическое за -мечание, что производственно-конструкторская подготовка инженера, которая осуществляется в Академии, не вполне соответствует профилю инженера-эксплуатационника, которого ждут в строевых авиационных частях. Реагируя на критику, АВФ для устранения этого несколько увеличила время в учебных программах на выполнение практических работ по технической эксплуатации материальной части Военных воздушных сил (ВВС).
Наличие в Академии с 1923 г. Командного факультета приводило к толкованиям о том, что название «Академия Воздушного Флота» не соответствует ее назначению. Некоторые авиаторы говорили: «Легко можно было думать, что речь идет о Воздушном флоте вообще - в равной степени и о гражданском, и о военном. Следовательно, одни могут готовить себя для гражданского воздушного флота, для гражданской авиапромышленности, другие - для военного» [1, с. 64].
Реагируя на эти замечания, Академия переработала учебные планы и, начиная с 1924/25 учебного года, слушателей - будущих инженеров - стала готовить к следующим областям деятельности: 1) техническое обеспечение и работа на аэродроме; 2) руководство технической службой авиабазы, авиапарка и склада; 3) руководство ремонтом авиаимущества в мастерских и на ремонтных заводах; 4) аэродромное строительство; 5) служба в штабах и управлениях по руководству техническим хозяйством ВВС; 6) преподавательская деятельность в вузах ВВС. Однако выпуски по этим нужным для ВВС специальностям должны были начаться не ранее 1927 г.
Между тем Революционный военный совет (РВС) СССР 5 апреля 1925 г. своим приказом № 351 объявил о первом выпуске инженеров-механиков, окончивших Академию Воздушного Флота им. проф. Н.Е. Жуковского. Для представления, куда пошли выпускники служить и работать, приведем обобщенные данные по выпуску 1924 г. (еще институтскому), и первому выпуску Академии 1925 г. Всего в 1924-1925 гг. был выпущен 81 инженер-механик, которые в процентном отношении были распределены следующим образом: 33 % - строевые части, 22 % - учебные заведения, 21 % -авиапроизводство, 14 % - научно-исследовательские учреждения и 10 % - различные учреждения военного и гражданского Воздушного флота. Характерным было то, что выпускники Академии
© Елисеев С.П., 2015
УДК 629.7 С.П. Елисеев
Sergei Eliseev
обычно служили в войсках одии-два года, а потом почти все переходили в научные учреждения и авиапроизводство. При этом большая часть этих военных авиационных инженеров увольнялась из Красной армии.
Поэтому по поводу первого выпуска РВС СССР и руководство ВВС Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА), несмотря на сделанные ими (обычные в подобных случаях) поздравления, не были полностью удовлетворены работой Академии вследствие большого оттока выпускников в гра-жданские учреждения. По сложившемуся к 1925 г. в Управлении ВВС мнению, постановка учебного дела в Академии продолжала оставаться излишне академичной и отдаленной от практической деятельности строевых авиационных частей. С тем, чтобы хотя бы формально показать общественности страны предназначение Академии, через 12 дней после первого выпуска она была приказом РВС СССР от 17 апреля 1925 г. за № 417 переименована в «Военную Воздушную Академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени проф. Н.Е. Жуковского». По образному выражению одного из руководителей ВВС, Академии «было придано военное лицо» [2, л. 226].
В августе-октябре 1925 г. народный комиссар по военным и морским делам М.В. Фрунзе, который неоднократно отстаивал существование Академии им. Н.Е. Жуковского, находился на лечении в госпитале. В результате в итоговом докладе Реввоенсовета за период работы с 1 октября 1924 г. по 1 октября 1925 г. появилась следующее заключение о деятельности Академии: «Военно-воздушная академия - Учено-учебный центр ВВС [курсив наш. - С.Е.], пока еще в силу слабой оборудованно-сти, не играет серьезной роли в научно-исследовательской работе ВВС и выполняет пока отдельные задания» [3, с. 30]. Ничего не было сказано ни о работе Академии в деле подготовки авиационных кадров, ни о состоявшемся весной 1925 г. ее первом выпуске. Такое отношение к Академии было следствием того, что в верхних эшелонах власти страны вновь стало муссироваться мнение об ее ненужности.
Между тем еще в 1924 г. М.В. Фрунзе говорил: «что касается Академии Воздушного Флота -вернее, тех функций, для осуществления которых она создана, то при настоящем положении дел сохранение этого учреждения как самостоятельно функционирующего организма в недрах военного ведомства представляется совершенно необходимым. Поэтому пусть и слушатели, и руководители Академии работают дальше со всей энергией над улучшением и развитием своего научного и учебного дела и тем подготовляют условия для создания мощного Воздушного флота» [4, с. 44].
К середине 1926 г. Инженерный факультет выпустил для всех отраслей Воздушного флота свыше сотни военных инженеров-механиков, однако они тоже в основном стали работать в авиапромышленности и научных учреждениях. То, что Академия, будучи военной, не дает основную свою продукцию для ВВС, не могло не раздражать Реввоенсовет СССР. Это послужило поводом для издания 22 мая 1926 г. приказа РВС СССР № 278 об упорядочении прохождения службы выпускниками ВВА РККА имени проф. Н.Е. Жуковского. В нем говорилось, что выпускники, окончившие Инженерный факультет ВВА, должны пребывать не менее года на должностях инженеров-механиков эскадрилий, после чего они могут быть продвигаемы на вышестоящие должности. Введение этого ограничения было обусловлено мнением руководства ВВС, Главкоавиа (Главного Управления Объединенными Авиационными Заводами) и Центрального аэрогидродинамического института, что не поработавший на эксплуатации авиатехники инженер по наблюдениям последних пяти лет испытывает трудности при конструировании и производстве новой авиационной техники. Отсюда был сделан вывод, что боевой самолет не может быть создан не служившими в войсках специалистами, стоящими в стороне от эксплуатации и боевого применения авиационной техники. Решено было растить таких конструкторов, которые знают и понимают боевую деятельность ВВС. Теперь выпускник-инженер не должен был выходить из Академии непосредственно на конструкторскую и производственную работу.
Важный приказ РВС СССР вышел 5 августа 1926 г. под № 434, который следующим образом определил предназначение Академии и, в частности, ее Инженерного факультета: Инженерному Факультету Военной Воздушной Академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского поставить задачей: подготовку военных инженеров-механиков Воздушного Флота по эксплуатации, ремонту и содержанию материальной части, состоящей на снабжении Военных Воздушных Сил РККА, - на должности, установленные приказом РВС СССР 1924 г. № 1244, и подготовку из них специалистов по моторостроению, самолетостроению, организации авиапроизводства и по другим необходимым для Военных Воздушных Сил РККА специальностям авиационной техники. Как бы в ответ на программную установку этого приказа в феврале 1927 г. помощник начальника Академии М. Бойцов писал: «Академии поставлены большие и сложные задачи. При наличии крупных научных сил и хорошо оборудованной материальной базы Академия должна в ближайшие годы, без сомнения, разрешить эти задачи и дать армии технических командиров-инженеров, которые направят все свои силы и знания на укрепление боевой мощи Красных Воздушных Сил».
Выпуск Инженерного факультета в 1927 г. состоял из 41 человека, из которых 21 человек были направлены на производство, ремонт и конструкторскую работу в Авиатрест (новый, взамен Глав-коавиа, Центральный орган по управлению авиационными предприятиями), Промвоздух (Правление фабрично-заводскими предприятиями КВФ), ЦАГИ; четыре человека - в вузы ВВС и 16 человек поступили на технические должности ВВС [5, л. 69]. Из этих цифр видим, что, несмотря на некоторый рост числа выпускников Академии 1927 г., направленных в строевые части, по сравнению с каждым из трех предшествующих выпусков, их основная часть все же ив этом году не пошла «в войска».
В начале 1927 г. Командный факультет Академии, сделав свой единственный выпуск (33 человека), был упразднен на неопределенное время и заменен курсами. Этим воспользовались противники Академии в лице органов военного снабжения и финансирования. Они-то и начали новую кампанию по ее ликвидации. «Ликвидаторы» считали, что авиапромышленность и научно-исследовательские учреждения требуют гораздо меньшего количества инженеров, чем то, которое дает ВВА РККА им. проф. Н.Е.Жуковского. Следовательно, для подготовки малого количества авиа-ционных инженеров для строя не имеет смысла содержать дорогостоящую Академию.
В ответ Академия старалась бороться за свое существование. Руководство ВВА еще осенью
1926 г. выдвигало с целью экономии средств свои предложения и проекты, которые, однако, по разным причинам не принимались к реализации. Так, в ноябре 1926 г. начальник ВВС П.И. Баранов отверг план военного комиссара Академии Я.Я. Анвельта о возможности сокращения расходов по содержанию ВВА путем ее слияния с Научным испытательным институтом (НИИ) ВВС. Обосновывался отказ принципиальным различием ряда функций ВВА и НИИ. Заключение П.И. Баранова по этому вопросу было направлено заместителю председателя РВС СССР, который его поддержал. Таким образом, не все предложения по сохранению Академии, даже, если они были адресованы стороннику сохранения Академии, к которым относился начальник ВВС П.И. Баранов, принимались.
Доводом противников Академии было также и то, что не все инженеры первых трех выпусков Академии были централизованно распределены, т.е. они получили «свободный диплом». В середине
1927 г. - наиболее кризисного периода в жизни Академии - уже было фактически решено ее закрыть. Военная академия РККА им. М.В. Фрунзе готовилась с нового учебного года взять на себя подготовку военных авиационных инженеров. Прекратилось кредитование строительства зданий ВВА в районе Петровского парка и ремонт Дворца авиации (бывшего Подъездного дворца).
Ставя во главу угла финансовые затруднения, некоторые военные руководители как будто не замечали, что со второй половины 1920-х гг. ВВС РККА на базе растущего авиационного производ-ства начали неуклонно расширяться, а авиационная техника становилась все сложнее в эксплуатации
и ремонте. Все в большем числе для ВВС требовался высококвалифицированный личный состав. Но, не заглядывая в перспективу и сообразуясь только с потребностями текущего времени, ликвидаторы считали излишним авиационным командирам и техническому составу иметь высшее образование. По их мнению, все потребности могут быть обеспечены наличными кадрами опытных летчиков и техников-практиков. С другой стороны, для РВС СССР и руководителей ВВС РККА было очевидно, что рост и дальнейшее укрепление и совершенствование ВВС немыслимы без постоянного и увеличивающегося притока командиров и инженеров с высшим специальным образованием. Но и тут не все было однозначно, так как знания и практические навыки выпускников Академии пока не полностью отвечали требованиям, заявленным заказчиком в лице Управления ВВС. Поэтому в случае сохранения Академии необходимо было снова переработать учебные планы и программы, а также значительно усовершенствовать учебно-материальную базу Академии.
В процессе отстаивания Академии еще раз веское слово в ее защиту сказал начальник ВВС П.И. Баранов. Он четко заявил, что Военным воздушным силам нужны не теоретики, имеющие универсальное техническое образование, а военные авиационные инженеры, хорошо знающие требования боевого применения авиационной техники и условия ее работы, нужны также специалисты, умеющие конструировать и строить военные самолеты, всесторонне оценивать и испытывать их качества. Завязалась упорная борьба, в ходе которой Академию еще раз и уже окончательно удалось отстоять. Руководство ВВС осознавало, что в этих сложных условиях на должности начальника ВВА должен был быть человек, представляющий, что хотят от нее Военные воздушные силы. И он нашелся.
Авторы юбилейного издания «Десять лет Военной Воздушной Академии...» писали, что Реввоенсовет поставил во главе Академии опытного и авторитетного работника ВВС Сергея Григорьевича Хорькова (приказ РВС СССР № 139 от 15 июня 1927 г.), занимавшего до этого назначения должность начальника учебно-строевого управления У ВВС РККА [6, с. 36]. С его назначением, с середины июня 1927 г., начался новый этап в жизни Академии, вызванный как усилиями нового начальника, так и общим призывом к подъему народного хозяйства и кануном первой пятилетки. К развертыванию строительства ВВС необходимо было приспособить и работу Академии.
В довоенное время С.Г. Хорьков, будучи учеником и одновременно лаборантом профессора авиации Рынина, издавал свои труды по авиации, работал на авиазаводах, построил самолет собственной конструкции, однако из-за призыва на военную службу высшее техническое образование получить не успел. Служил сначала в пехоте, затем был переведен в авиацию, где дослужился до чина унтер-офицера. В 1917 г. С.Г. Хорьков стал председателем совета солдатских депутатов и командиром авиационного отряда в 12-й армии (Северо-Западный фронт Первой мировой войны). Осуществлял связь Москвы с Западной завесой во время германского наступления в феврале 1918 г. В Гражданскую войну С.Г. Хорьков занимал ряд руководящих постов в КВФ до помощника начальника авиации и воздухоплавания 8-й армии, был награжден Орденом Красного Знамени [7, л. 470 об.]. Значительные познания в области авиации, долголетняя строевая и штабная работа С.Г. Хорькова сыграли важную роль в том, что он повел перестройку Академии именно в том направлении, в каком это требовалось обстановкой и как это указывалось РВС СССР и У ВВС РККА.
Между тем и в самой Академии были силы, препятствовавшие ее развитию. Так, в 1927 г. цикл технической эксплуатации авиационной техники представляли техники и мастера. Они считали, что техническая эксплуатация авиационной техники - не наука, что для ВВС инженеры вообще не нужны, что инженеру в строевой авиачасти не к лицу заниматься эксплуатацией: для этого есть авиатехник и моторист в авиачастях. С.Г. Хорьков взялся за переворот в сознании таких работников Академии с тем, чтобы в повседневной работе решались задачи, возлагавшиеся на Академию новой обстановкой и требованиями Реввоенсовета и руководства ВВС.
С позиции начала XXI в. затруднительно определить, во всем ли был прав С.Г. Хорьков. Вряд
ли нужно было ему совершенно закрывать Академический совет ВВА и уничтожать тем самым последние остатки научной демократии профессорско-преподавательского состава, но в то время действия начальника Академии отчасти направляло Управление ВВС, обеспокоенное возможностью новой кампании по закрытию уникального учебного заведения. Академия тогда нуждалась в защите, и она его получила от начальника ВВС П.И. Баранова и его энергичного заместителя Я.И. Алксниса. Большое значение для укрепления Академии имела учебная материально-техническая база, созданная в первые десять лет существования вуза его личным составом на средства, поступавшие именно из Управления ВВС.
Через год дела в Академии заметно выправились. В очередной праздничный День Академии, 23 ноября 1928 г., председатель РВС СССР К.Е. Ворошилов в своем приветствии (впервые) высоко оценил ее достижения, а представитель Центрального аэрогидродинамического института обратил внимание, что деятельность инженеров-механиков воздушного флота уже дает результаты, и товарищи, окончившие Академию, с честью ведут порученные им работы. Заметим, что к концу 1920-х гг. в Академии готовились инженеры-механики для строевых авиационных частей, технические кадры для гражданской авиапромышленности, Гражданского Воздушного флота и научно-исследовательских институтов.
В 1930 г. Военная воздушная академия РККА им. проф. Н.Е. Жуковского стала знаменитой во всей стране: после ноябрьского Пленума Центрального Комитета партии 1929 г. «О перестройке втузов » в январе 1930 г. газета «За индустрию» - орган Президиума Высшего совета народного хозяйст-ва СССР - организовала всесоюзное соревнование за звание первого высшего технического учебного заведения (втуза) СССР, полнее и лучше других втузов выполнившего Директиву партии по реорганизации подготовки инженерно-технических кадров. В этом соревновании приняли участие 32 факультета десяти высших технических учебных заведений, успевших к сроку закончить работу по перестройке своей деятельности на новых основах. Жюри из наиболее авторитетных ученых и специалистов работала над определением победителей среди соревнующихся втузов несколько меся -цев. В апреле 1930 г. жюри пришло к выводу, что Военная Воздушная Академия Рабоче-Крестьянской Красной армии имени профессора Н.Е. Жуковского имеет особые достижения в области реорганизации: она лучше и раньше всех втузов реализовала партийные директивы по перестройке высшего технического образования. Было также отмечено, что ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского имеет настолько крупные достижения в свете решений пленумов ЦК, что на конкурсе с ней не может сравниться ни один втуз, и она идет далеко впереди вне конкурса.
Это событие открыло новую страницу в жизни Академии. К 1930 г. она успела вырасти в крупнейший по своему значению учебный и научный центр ВВС РККА. Признание первенства накладывало на Академию обязательство быстро изжить имевшиеся в ее работе недостатки, исправить ошибки, еще больше улучшить учебу, добиться еще большей эффективности в подготовке кадров.
Библиографический список
1. Десять лет Военно-возд. академии РККА имени проф. Н.Е. Жуковского (1922 - 1932). - М., 1932.
2. Российский государств. военный архив (РГВА). - Фонд (Ф). 4. - Опись (Оп). 3. - Дело (Д). 2578. - Лист (Л). 266.
3. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 337. - С. 30.
4. К истории Краснознаменной Ордена Ленина Военно-Воздушной Инженерной Академии имени профессора Николая Егоровича Жуковского // Сборник статей и материалов. - М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1961.
5. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 606. - Ч. I. - Л. 69.
6. Новое назначение тов. Хорькова С.Г. // Вестник воздушного флота. - 1927. - № 7.
7. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 90. - Л. 470 об.