Научная статья на тему 'Как и что читают мужчины'

Как и что читают мужчины Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ МУЖЧИН / ЧТЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ / ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ЭКРАНА / ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / READING MEN / READING AND EDUCATION / READING IN RUSSIAN AND FOREIGN LANGUAGES / READING FROM A SHEET AND A SCREEN / READING LITERATURE AND EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сметанникова Наталья Николаевна

Рассматривается актуальная проблема гендерного чтения чтение мужчин на родном и неродном языках. Эта проблема анализируется по материалам анкетирования в контексте образования и профессиональной деятельности реципиентов. Представлены данные об объеме чтения на русском и иностранном языках, о дигитализации чтения, о чтении художественной литературы.An actual problem of gender reading is considered reading men in native and non-native languages. This problem is analyzed on the basis of questionnaires in the context of education and professional activities of recipients. Data on the volume of reading in Russian and foreign languages, on the digitalization of reading, on reading fiction are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как и что читают мужчины»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.63

УДК 30.80+37

Н. Н. Сметанникова,

Русская ассоциация чтения

Как и что читают мужчины

Задача исследования

Тендерные характеристики чтения стали объектом исследований с начала 2000-х годов - после получения первых международных результатов обследования качества чтения 15-летних учащихся (РКА). В 2006 году было констатировано, что разница между успехами в чтении девушек и юношей в разных странах составляла от 50 до 66 баллов [1, 6]. Отставание количественных и качественных показателей юношей-читателей воспринималось как угроза развитию, поскольку представители мужского пола чаще становятся ведущими управленцами, руководителями и политиками, от чьих решений зависят многие вопросы национальной и международной жизни.

Результаты исследования, выявлявшего круги чтения читающей аудитории детей, подростков, юношества и профессионального сообщества взрослых, проведенно-

© Сметанникова Н. Н., 2018

Человек читающий

го Русской ассоциацией чтения в 2013 году, показали, что самой читающей частью молодежи поколения Y оказались молодые женщины (иногда мамы) в возрасте 25-29 лет с высшим образованием. Молодые люди мужского пола такого же возраста предпочитали проводить время за компьютерными играми, сохраняя стопку книг рядом и утверждая, что читать полезно, важно, необходимо, но оставляя чтение «на потом». Дети того периода (поколение Z) проявляли одинаковый интерес к чтению с листа (книги) и с экрана, для них оба эти вида чтения были и игрой, и познанием. Проведенное исследование высветило много вопросов, среди которых оказалось чтение мальчиков, юношей и мужчин [3].

Метод исследования

Исследование проводилось с помощью методов анкетирования и после-

дующего выборочного интервьюирования. Респондентами выступали студенты, магистранты и аспиранты высших учебных заведений Москвы (2013-2016 годы) и обучающиеся на курсах иностранных языков (Учебно-методический центр «БЕСТТ», 2017-2018 годы) взрослые специалисты, всего 150 человек. К анализу были приняты только анкеты мужчин. Помимо предоставления некоторых личных данных, читательских предпочтений, читательского опыта и роли чтения в своей биографии, объемах чтения на родном и иностранном языках, опыте использования содержания учебных материалов в профессиональной деятельности, респонденты должны были назвать книгу, которая повлияла на них в прошлом, которую они хотели бы обсудить и рекомендовать для прочтения другим (коллегам, другим обучающимся и др.).

Результаты исследования

В результате опросов получены обширные данные, которые отображены в таблице и на рисунках, приводимых в дальнейшем.

Как видно из показателей, представленных в таблице, для анализа было представлено 100 (выборка 1) и 50 анкет (выборка 2), в числе которых 100% относились к мужскому полу Первая выборка собиралась с 2013 по 2016 год, вторая - с 2016 по 2018. Средний возраст первых составляет около 24 лет, вторых -чуть больше 30 лет. Обучающиеся из обеих выборок относятся к одному поколению У (1984-2000), рожденных в 1980-х годах, чье школьное обучение пришлось на 1990-е годы, а приобретение высшего образования - на 2000-е. Этот пери-

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА СМЕТАННИКОВА

кандидат психологических наук, профессор, президент Русской ассоци-аци чтения, директор Учебно-методического центра «БЕСТТ». Сфера научных интересов: педагогика и психология чтения. Автор более 8о опубликованных научных работ

Рассматривается актуальная проблема гендерного чтения - чтение мужчин на родном и неродном языках. Эта проблема анализируется по материалам анкетирования в контексте образования и профессиональной деятельности реципиентов. Представлены данные об объеме чтения на русском и иностранном языках, о дигитализации чтения, о чтении художественной литературы.

Ключевые слова: чтение мужчин, чтение и образование, чтение на русском и иностранных языках, чтение с листа и экрана, чтение литературы и эмоциональный интеллект.

An actual problem of gender reading is considered - reading men in native and non-native languages. This problem is analyzed on the basis of questionnaires in the context of education and professional activities of recipients. Data on the volume of reading in Russian and foreign languages, on the digitalization of reading, on reading fiction are presented.

Key words: reading men, reading and education, reading in Russian and foreign languages, reading from a sheet and a screen, reading literature and emotional intelligence.

Таблица

Результаты исследования чтения мужчин (2013-2018)

Показатель Выборка 1 Выборка 2

Общая численность респондентов В том числе мужчин 100 100% 50 100%

Возраст (средний) 23,7 32,4

Образование Техническое Гуманитарное Военное Юридическое Другое (финансовое, медицинское) Высшее 42% 20% 17% 17% 4% Высшее 55% 12% 10% 20% 3%

Читатель (с ... лет) с 7 лет с 10-11 лет с 15 лет позже не читатель 38% (гуманит. и тех. образ.) 50% (тех., юр., воен.). 8% (воен.) 2% (тех.) 2% 40% (гуманит. и тех. образ.) 50% (тех., юр., воен.) 10% (воен., тех.) нет

Чтение на других языках 55% (западных, восточных, славянских) 72% (западных, славянских, восточных)

Объемы чтения на русском языке Сред. 48 с./ день (от 2 до 100 с./ день) Сред. 46 с./ день (от 25 до 70 с./ день)

На иностранных языках Сред. 8,5 с./ день (от1 до 20 с./ день) Сред. 12 с./ день (от 5 до 39 с./ день)

Предпочтение носителя текста Книга с листа - 50% Документы с листа - 50% Книги с экрана - 50% Документы с экрана - 50% Книги с листа - 75% Документы с листа - 50% Книги с экрана - 25% Документы с экрана - 50%

Использую содержание в профессиональной деятельности Иногда - 50% Редко - 25% Планирую - 4% Никогда - 4% Нет ответа - 17% Иногда - 70% Редко - 30%

од считается не слишком продуктив- связан с распадом Советского Союза, ным в образовании, социально он дефолтом, кризисом, трансформаци-

ями системы образования. В сфере обучения иностранным языкам, однако, это был период массового перехода на коммуникативный метод, появления большого количества аутентичных учебников и профессионального рывка вверх лучшей части учительства.

Как видно из таблицы, все респонденты имеют высшее образование, преимущественно техническое. Так, в выборке 1 респонденты с техническим образованием составляют 42%, с гуманитарным - 20%, военным - 17%, юридическим - 17%, другим (финансовым, медицинским) -4%. Вторая выборка состояла на 55% из респондентов с техническим образованием, на 20% с юридическим, 12% с гуманитарным и 10% с военным. На долю других специальностей пришлось лишь 3%. Необходимость дополнительного обучения иностранным языкам, с одной стороны, отражает профессиональную потребность современного специалиста, с другой - общее состояние результатов обучения иностранным языкам. Так, их изучение в негуманитарных вузах всегда имело ограниченные цели. Нас интересовал только один аспект - чтение.

Половина респондентов не разрывать 1 начала читать в возрасте 10-11 лет (50%), т. е. по окончании начальной школы, меньшее количество - с 7 лет (38%), 8% - только с 15 лет, и 4% приходится на тех, кто никогда не любил читать и не стал читателем. Обращает на себя внимание тот факт , что респонденты, начавшие читать с 7 лет, выбрали в результате гуманитарное образование и только в отдельных случаях - техническое. Начало самостоятельного чтения с 7 лет считалось нормой предшествующего поколения, однако в настоящее время эта цифра для мальчиков все чаще смещается на время окончания начальной школы (10 лет) [3]. Более поздний срок указали респонденты, обучавшиеся в военных училищах и институтах. Небольшое количество респондентов выборки 2 с техническим образованием не только указали возраст, но и объяснили причину

Профиль высшего образования

Техническое Гуманитарное Юридическое Военное Другое (финанс., мед.)

10% 20% 30%

■ Группа 1 ■ Группа 2

Рис. 1. Распределение респондентов по профилям образования

начала позднего чтения (15 лет и позже). Они стали активными читателями только начав читать с экрана, что еще раз указывает на привлекательность дигитального чтения для подростков и юношей [2]. Однако 2% респондентов выборки 1 не постеснялись признаться (впервые за много лет исследований), что они не являются читателями и проводят свободное время за компьютерными играми и танцами. Респонденты-нечитатели объяснили, как им трудно учиться и какие стратегии избегания чтения они используют: заменяют чтение книг просмотром кинофильмов, знакомятся с содержанием произведений художественной прозы в Интернете, а также удовлетворяются рассказами коллег. Их объем чтения составляет 1 страницу обязательного учебного чтения, желательно с экрана, которую они прочитывают к занятиям.

Показатели умений чтения на других языках достаточно высоки. Так, от 55 до 72% респондентов обучались читать в школе, вузах и дома на западных, восточных, славянских языках, помимо русского. Поясним, что обучающиеся имели опыт изучения западных языков в школах и вузах, но иногда дополнительно указывали на азербайджанский, армянский (отнесены к восточным языкам), украинский, белорусский (отнесены к славянским языкам) - дома. (Порядок распространенности этих языков в выборке представлен по убывающей.) Полученные данные показывают, что более половины респондентов обучались чтению как в образовательных учреждениях, так и дома.

Объемы чтения на русском и иностранных языках медленно снижаются. Так, средний объем чтения взрослого работающего мужчины на русском языке составляет 48 страниц в

Объем чтения

■ Группа 1 - Группа 2

На русском языке На английском языке

Рис. 2. Объем чтения на русском и английском языках

день, но разброс очень большой: от 2 до 100 страниц в день, в зависимости от специальности и положения; почти весь объем связан с профессиональным чтением респондентов. Средний объем чтения на иностранном (в основном английском) языке составляет 8-9 страниц в день, что соответствует объемам домашнего задания обучающихся на курсах иностранных языков. Имеющиеся высокие показатели чтения на русском и иностранных языках свидетельствуют о том, что объемы профессионального чтения велики, они возрастают по мере продвижения по карьерной лестнице, открывая дополнительные возможности. Однако приобретаемые в процессе знания и навыки почти не используются в личной жизни, как и не служат способом сохранения умений в области иноязычного чтения и иностранного языка в целом.

Читательские предпочтения респондентов отданы чтению с экрана, что свидетельствует о том, что молодые люди все больше переключаются на него. Распространение чтения книг с экрана отчетливо видно при сравнении показателей респондентов выборки 1 и выборки 2. Под «книгами» в данном исследовании имелись в виду как произведения художественной литературы, так и профессиональное чтение, выходящее за рамки деловой документации. Впервые анкетирование показало баланс предпочтений чтения с листа и с экрана (50/50%), до этого предпочтение отдавалось чтению с листа (что и видно из сравнения показателей респондентов выборки 2 и 1: 75/25% и 50/50%). Факт наличия произведений художественной литературы и произведений жанра нон-фикшн в круге чтения мужчин отраден, однако в данной части исследования мы не устанавливали общее количество прочитанных книг в единицу времени.

Ответы на вопрос об использовании содержания изученных материалов, включая способы работы с ним и их лингвистические особенности (цитаты, референции и пр.), в профессиональных целях выявля-

Чтение с листа и с экрана

■ Группа 1 I Группа 2

75%

Книга с листа Документы с Книги с Документы с листа экрана экрана

Рис. 3. Предпочтения чтения книг и документов с экрана или с листа

ют читательский опыт респондентов. Так, 17% не ответили на вопрос, 4% ответили, что планируют использовать содержание прочитанного, и столько же ответили отрицательно. Остальные подтвердили, что иногда используют (50%) и редко используют (25%) содержание прочитанного

в профессиональной деятельности, что свидетельствует о недостаточной сформированности читательской компетентности и существующем потенциале.

Последний вопрос анкеты касался отношения к программе домашнего чтения на иностранных языках, на

который было предложено ответить в свободной форме. Все респонденты оценивали полезность, значимость и эффективность такого рода программы, делали свои замечания и вносили предложения: из 150 ответов 147 человек оценили ее положительно (98%). Двое, как было сказано ранее, не являлись читателями, а еще один респондент не выразил своей оценки программы чтения, а внес предложение заменить чтение просмотром видеоматериалов. Отношение к чтению, изложенное в свободной форме, в целом положительное. Респонденты подчеркивали значимость обильного чтения и работы с текстами для обучения и развития. Многие отметили, что стали читать больше, что, к сожалению, вузах никто не обращал внимания на этот аспект обучения, они совсем не знали современных зарубежных писателей, даже не предполагали, что смогут читать литературу в оригинале, только иногда читали перевод низкопробной литературы, считая, что потеряли время на нее. Интересно, что «отличники» и «читатели» высказывали пожелание увеличить объемы чтения, тогда как «троечники» просили их уменьшить. Первые хотели перейти к чтению классической литературы, вторые - просили заменить некоторые книги на «фэнтези».

Анализ результатов

Выделим для анализа два явления: (1) переход на дигитальное чтение и (2) исключение художественной литературы из программ обучения.

Переход на дигитальное чтение закономерен. И каждое следующее поколение (Z, next), которое учится читать и писать с помощью электронных средств, будет быстрее становиться дигитальным. Наука о чтении признала, что она подошла к революции в мире чтения неподготовленной. Дигитальное чтение вошло в нашу жизнь через практику его использования, оно изучается и анализируется сейчас и здесь [2, 3].

Чтение с экрана изменило отношения между читателем и текстом: текст стал активным, программа быстрее

Отношение к чтению

■ Группа 1 ■ Группа 2

Нет ответа ■ 17%

Никогда Н 4%

Планирую Ш 4%

Редко

Ш 25%

Иногда

Рис. 4. Использование прочитанной литературы в профессиональной деятельности

Превратности чтения

считывает предпочтения и желания читателя, чем он сам это осознает [5]. Дигитальное чтение (по ключевым словам и точкам текста) подобно наложению когнитивной сетки читателя на текст автора, стратегии диги-тального чтения - это скорее стратегии информационной работы, нежели стратегии глубинного проникновения в текст. Достаточность для профессионального чтения уровня смыслового восприятия текста, уход из процесса чтения стратегий глубинного понимания авторского текста и его подтекста делают задачу обучения стратегии инференции (inference) первостепенной.

Осознание плюсов и минусов каждого способа чтения (с листа и с экрана), их привлекательность и значимость для читателя заставляют искать способы их соединения, в частности, в форме «смешанного обучения» (blended learning), которое получает все большее распространение в мире. Плюсы чтения художественных текстов с листа, позволяющие организовать обучение глубокому пониманию авторского текста, раскрыть его слои, заставляют задуматься о возвращении чтения художественной литературы не только в программы домашнего чтения на иностранных языках в вузах, но и насыщении ими изучения любой дисциплины. Мы назвали такой процесс лингводидактическим сопровождением обучения.

Присоединяясь к рекомендациям обучающихся организовывать чтение литературы разных жанров с профессиональной точки зрения, назовем произведения, которые возглавили их списки чтения. Среди отечественной классики это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Война и мир» Л. Н. Толстого. А в числе произведений зарубежной литературы назовем «Финансиста» Т. Драйзера, «Три товарища» Э. М. Ремарка, «Буд-денброки» Т. Манна, «1984» Дж. Ору-элла, «Как завоевать друзей и влиять на людей» Д. Карнеги; произведения Р Брэдбери, О. Хаксли, братьев Стругацких (для удовольствия); а также современные книги «Фирма» Дж. Гришэма, «Амстердам» и «Сластена» И. Макьюэна с целью их обсуждения.

Чтение художественных текстов является апробированным способом развития «эмоционального интеллекта» (emotional intelligence), дефицит которого нередко затрудняет профессиональную деятельность [4]. Его дальнейшее распространение,

особенно в молодежной среде, является важной педагогической задачей.

Чтение - одна из ключевых компетенций современного человека. Ее формирование и уровень во многом определяют развитие каждой страны и цивилизации в целом, преемственный и поступательный характер исторического процесса, темпы экономического роста, культурный потенциал человечества и отдельных человеческих сообществ. Вопросы повышения продуктивности чтения, гендерные и возрастные различия в этой сфере, выявление и устранение помех его распространению требуют постоянного внимания ученых, общественности и государства. Своим исследованием мы стремились внести вклад в осмысление феномена чтения в современный период в гендерном преломлении.

Зачитавшийся

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование PISA - 2009. Результаты. URL: www.centeroko.ru/pisa09_res.htm. PISA Research-2009 Results.

2. Сметанникова Н. Н. Чтение с листа и с экрана // Высшее образование сегодня. 2012. № 1. С. 42-48.

3. Человек читающий: Homo legens - 6: сб. докладов и статей / Сметанникова Н. Н., Рудик Е. Л., Романичева Е. С., Белоко-ленко М. В., Терехова Н. П. М.: Русская ассоциация чтения; Канон + РООИ «Реабилитация», 2013. 232 с.

4. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantham Books, 1998.

5. MceneaneyJohn. Agent-based literacy theory // RRO. 2006. Vol. 41. № 3.

6. PISA 2006. Science competences for tomorrow world. Executive Summary. OECD, 2007.

LITERATURA

1. Issledovanie PISA - 2009. Rezul'taty. URL: www.centeroko.ru/pisa09_res.htm. PISA Research-2009 Results.

2. Smetannikova N. N. Chtenie s lista i s ehkrana // Vysshee obrazovanie segodnya. 2012. № 1. S. 42-48.

3. Chelovek chitayushchij: Homo legens - 6: sb. dokladov i statej / Smetannikova N. N., Rudik E. L., Romanicheva E. S., Belokolenko M. V., Terekhova N. P. M.: Russkaya associaciya chteniya; Kanon + ROOI «Reabilitaciya», 2013. 232 s.

4. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantham Books, 1998.

5. Mceneaney John. Agent-based literacy theory // RRO. 2006. Vol. 41. № 3.

6. PISA 2006. Science competences for tomorrow world. Executive Summary. OECD, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.