Научная статья на тему 'Как эффективно организовать передачу знаний и информации сельским товаропроизводителям'

Как эффективно организовать передачу знаний и информации сельским товаропроизводителям Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как эффективно организовать передачу знаний и информации сельским товаропроизводителям»

КАК ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕДАЧУ ЗНАНИЙ И ИНФОРМАЦИИ СЕЛЬСКИМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Леонтьев В.В., к.т.н.

ГНУ Нижне-Волжский НИИ сельского хозяйства

Сотрудниками НВ НИИСХ подготовлен ряд работ, посвященный одному из самых актуальных направлений развития сельского хозяйства России - организации работоспособной системы передачи знаний и информации для сельских товаропроизводителей. Многие ученые и практики возлагают свои надежды, в плане выхода аграрного сектора экономики из затянувшегося кризиса, на создаваемую в настоящее время и развивающуюся сеть служб для доставки знаний и информации сельским товаропроизводителям. Так как современная наука не может точно определить подошла ли она к опасной черте незнания, перешла ли за неё или еще имеет большой запас прочности, то надо думать, что запаса прочности у традиционной или, как сегодня говорят, ортодоксальной науки уже нет, потому что знание человека об экономической реальности нарастает лавинообразно, мгновенно устаревает в момент использования этих знаний и получения выводов. Значит, нужны иная парадигма, иной показатель и иная скорость

«Мы, кажется, забыли, что цифровые технологии сегодня выполняют ту же самую роль в экономике, что сталь и уголь в прошлом»

Жан-Клод Бугельман

получения информации и знаний. Нужна система воспроизводства носителей интеллектуальной среды в информационном обществе.

К сожалению, реальные тенденции развития интеллектуального производства в России тревожны. Развитие сферы исследований и разработок (ИиР) в России в последнее десятилетие ХХ и впервые годы ХХ1 вв. характеризуются резким сокращением человеческих ресурсов.

Таблица 1 - Численность занятых в сфере ИиР ( на конец года, тыс.человек)

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Всего 1943,4 1677,8 1532,6 1315 1106,3 1061 990,7 934,6

в т.ч. исследователи 992,6 878,5 804,0 644,9 525,3 518,7 484,8 455,1

техники 234,8 200,6 180,7 133,9 115,5 101,4 87,8 80,3

вспомогательный персонал 512,5 416,6 382,2 379,4 291,3 274,9 260,0 244,9

прочие 203,5 182,1 165,7 156,9* 174,1 166,0 158,2 154,3

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

1 10 11 12 13 14 15 16 17

Всего 855,2 872,4 887,7 885,6 870,9 858,5 839,3 813,2

в т.ч. исследователи 417,0 420,2 426,0 422,2 414,7 409,8 401,4 391,1

техники 74,8 72,4 75,2 75,4 74,6 71,7 70,0 66,0

вспомогательный персонал 220,1 235,8 240,5 238,9 232,6 229,2 223,4 215,6

прочие 143,3 143,9 146,1 149,0 149,0 147,8 144,6 140,6

Соотношение структурных подразделений науки существенно не менялось, кроме графы прочие (бухгалтерия и административный аппарат).

Таблица 2 - Численность занятых в сфере ИиР ( на конец года, %)

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

в т.ч. исследователи 51,1 53,4 52,5 49,0 47,5 48,9 48,9 48,7

техники 12,1 12,0 11,8 10,2 10,4 9,6 8,9 8,6

вспомогательный персонал 26,4 24,8 24,9 28,8 26,4 25,8 26,2 26,2

прочие 10,4 10,9 10,8 11,9 15,7 15,7 16,0 16,5

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

1 10 11 12 13 14 15 16 17

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

в т.ч. исследователи 48,8 48,2 48,0 47,7 47,6 47,7 47,8 48,1

техники 8,8 8,3 8,5 8,5 8,6 8,4 8,3 8,1

вспомогательный персонал 25,6 27,0 27,1 27,0 26,7 26,7 26,6 26,5

прочие 16,8 16,5 16,4 16,8 17,1 17,2 17,2 17,3

В период с 1990 по 2005 годы численность занятых в сфере ИиР сократилась на один миллион сто тридцать тысяч

Таблица 3 - Распределение исследований (тыс.человек/%)

человек, причем сокращение коснулось всех фиксируемых государственной статистикой групп занятых в этой сфере.

США по укрупненным областям науки

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2002 2012

Науки о жизни 7/3,8 31/3,6 55/3,7 102/4,9 139/4,2 226/4,8 214/4,4 253/4,1

Естественные науки 24/13,2 99/11,4 141/9,4 162/7,8 232/7,0 382/8,0 251/5,2 287/4,7

3

Инженер] науки 140/76,9 688/79,5 1052/70,3 1309/62,9 1817/54,5 1919/40,4 1478/30,3 1587/25,9

ы н 8 § ц

В я £ 1 * § 2 ^ о £ ° £ и и 4/2,2 18/2,1 157/10,5 317/15,2 784/23,5 1881/39,6 2504/51,4 3480/56,9

. я

Социал] ные нау 7/3,8 29/3,4 92/6,1 190/9,1 360/10,8 347/7,3 426/8,7 512/8,4

ч е л с о

Численность : вателе: всего 182/100 865/100 1497/100 2080/100 3333/1000 4755/100 4873100 6119/100

Но это ещё не самое худшее. Современной России досталась наука, имеющая дисциплинарную структуру, характерную для эпохи индустриального общества с абсолютным преобладанием технических наук.

Показателен в этом отношении передовой опыт США в развитии науки образца индустриального общества в науку образца информационного общества.

Таблица 4 - Распределение исследователей по укрупненным областям науки в России (тыс.человек/%)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Естественные 114,3/22,0 99,8/23,4 97,6/23,1 96,9/23,3 96,3/23,5 91,7/22,8 91,6/23,4

Технические 342,9/66,1 275,0/64,6 273,6/64,8 266,5/64,3 256,9/62,7 258,9/64,5 249,463,8

Медицинские 16,8/3,2 15,5/3,6 15,7/3,7 16,8/4,1 22,0/5,4 15,9/4,0 15,7/4,0

Сельскохозяйственные 18,1/3,6 14,4/3,4 14,3/3,4 14,1/3,4 13,7/3,3 14,3/3,5 13,7/3,5

Социальные 26,6/5,1 21,2/5,0 21,0/5,0 20,3/4,9 20,8/5,1 20,7/5,2 20,8/5,3

Численность исследователей, всего 518,7/100 425,9/100 422,2/100 414,6/100 409,7/100 401,5/100 391,2/100

Поэтому работникам нашего НИИ ставиться задача организовать службу для передачи своих знаний, приближаясь к мировым тенденциям развития ИиР.

Среди научной и учебной литературы по организации и функционированию служб по передаче знаний и информации преобладают западные издания. Многие из них отличаются высоким качеством и исключительной полезностью, однако ни одно из них не отражает реальных процессов, протекающих в аграрном секторе экономики России, и не учитывает многих особенностей страны экономического, национального и психологического характера.

В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике организация этой службы очень важна для России. Перед сельскими товаропроизводителями стоят новые задачи. Они должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие.

Это стало причиной того, что в 1917 году наш известный экономист в области сельского хозяйства Александр Васильевич Чаянов опубликовал книгу «Основные идеи и методы работы общественной агрономии». Многие его идеи и сегодня имеют

огромное значение. А.В.Чаянов видел главную функцию служб распространения знаний в повышении уровня компетенции сельхозпроизводителей для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем (поскольку только он полностью владеет ситуацией), а не чиновником из местной администрации или федерального центра.

Также товаропроизводители имеют разный доступ к трудовым, денежным и другим ресурсам, что тоже влияет на принимаемые ими решения. Эти решения могут быть приняты только на уровне хозяйства, так как цели и интересы товаропроизводителей различны. Например, различаются их желания идти на риск, их интересы и уровень знаний.

Если товаропроизводители сами принимают решения, то у них будет большая мотивация работать хорошо, чем в случае, если они следуют решению, которое за них принял служащий какой-нибудь службы.

Таким образом, собственные решения будут лучше реализованы.

Успех голландского сельского хозяйства на мировом рынке заключается в широком распространении результатов системы профессионального сельскохозяйственного образования. Большинство голландских фермеров обучались в сельскохозяйственных школах.

Чаянов видел в качестве одной из основных функций служб распространения знаний и информации увеличение темпов развития сельского хозяйства. Сельские товаропроизводители будут готовы изменить систему управления в том случае, если они будут убеждены, что это позволяет увеличить производительность. Новые научные открытия, результаты опытов товаропроизводителей или потенциал рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. Служба может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом. Это позволяет производить достаточное количество продуктов питания, привлекая меньшее количество людей. В то же самое время следует иметь в виду, что если люди, которые больше не требуются для работы в сельском хозяйстве, могут найти работу где-то еще, это приведет к увеличению национального дохода. Но если они станут безработными, это может привести к серьезным социальным проблемам.

Таким образом, основными функциями создаваемой службы являются:

- научить товаропроизводителей принимать решения самостоятельно;

- принимать лучшие решения, т.е. те решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей;

- принимать совершенно разные решения, т.к. в зависимости от типа решений различаются виды необходимой им поддержки;

- использовать различные источники информации, необходимой для принятия оптимального решения на базе создания СИИ - средств индивидуальной информации.

Ученые Нижне-Волжского НИ-ИСХ, принимая во внимание основные идеи развития информационного общества, решили организовать школу обучения фермеров, где, используя методы дистанционного обучения и передачи информации, могли бы оказать помощь в решении вопросов остро стоящих перед Волгоградскими фермерами и требующих незамедлительного ответа. Консультация по проблемам, приведенным ниже, будет осуществляться каждый день (в установленное время) в течение 3-х месяцев в режиме on-line бесплатно или письменного ответа на вопросы по электронной почте nwniish@reg.avtlg.ru. Возможно, в дальнейшем при развитии этого проекта потребуется выезд наших сотрудников непосредственно в хозяйство, тогда форма оплаты по заключаемому договору будет оговариваться отдельно.

Примерный перечень направлений, по которым может быть оказана консультация:

1. Сорта и сортовые технологии возделывания озимой пшеницы, ярового ячменя, подсолнечника, пищевого сорго.

2. Биологизированные севообороты.

3. Комплексная система защиты растений.

4. Автоматизированное проектирование технологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.