Научная статья на тему 'Как должны работать волонтеры, чтобы помочь адаптироваться студенту с ограниченными возможностями в университете'

Как должны работать волонтеры, чтобы помочь адаптироваться студенту с ограниченными возможностями в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТА С ОВЗ / SUPPORT OF THE STUDENT WITH DISABILITIES / ВОЛОНТЕРСКАЯ РАБОТА / VOLUNTEER WORK / АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП / ADAPTATION STAGE / ФОРМЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЫ / FORMS OF VOLUNTEER WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Мария Евгеньевна, Клищенко Игорь Николаевич

Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Развитие волонтерского движения направлено на повышение уровня социальной активности студентов с ОВЗ и является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буслаева Мария Евгеньевна, Клищенко Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как должны работать волонтеры, чтобы помочь адаптироваться студенту с ограниченными возможностями в университете»

6. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б. Б. Айсмонтаса: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 196 с.

7. Тавтилова Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии. [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб: Реноме, 2013. С. 98-103.

How should work volunteers to help students with disabilities to adapt

in the university Buslaeva M.1, Klishenko I.2 (Russian Federation)

Как должны работать волонтеры, чтобы помочь адаптироваться студенту с ограниченными возможностями в университете Буслаева М. Е.1, Клищенко И. В.2 (Российская Федерация)

'БуслаеваМария Евгеньевна / Buslaeva Mariya — преподаватель;

2Клищенко Игорь Николаевич /Klishenko Igor' — студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Развитие волонтерского движения направлено на повышение уровня социальной активности студентов с ОВЗ и является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе.

Abstract: volunteering is aimed at the formation and development of social activity, increasing levels of responsibility and raise loyalty, honesty, justice, tolerance, friendship, kindness and diligence. The development of the volunteer movement aimed at increasing the level of social activity of students with disabilities and is one of the priorities of educational work at the university.

Ключевые слова: сопровождения студента с ОВЗ, волонтерская работа, адаптационный этап, формы волонтерской работы.

Keywords: support of the student with disabilities, volunteer work, the adaptation stage, forms of volunteer work.

Представьте себе ситуацию, что вы летели учиться в Минский университет по программе «Студенты по обмену», но из-за некоторых обстоятельств оказались в университете Улан-Батора (Монголия) и вам придется учиться в нём несколько месяцев. Стрессовое состояние, неудовлетворенность условиями, нет знакомых, сложный для понимания язык, социокультурные отличия, и вы для всех студентов необычны. Задача продолжать образовательный процесс кажется невыполнимой. Вам нужна помощь. Какая? Конечно, профессиональная, квалифицированная и безболезненная для вашей психофизической особенности.

Специалисты (переводчик, психолог, гид) для вас появятся через месяц, но кто поможет на этом, первом, адаптационном этапе? Лучшим помощником для вас, как студента в этом варианте событий, станет человек, практически осваивающий образовательный процесс на данный момент, в том же месте где вы. Монгольский студент имеет внешние и культурологические отличия, но и сходства, объединяющие вас, найдутся. Вдруг, среди монголоидной и одинаковой для ваших сенсорных восприятий массе студентов, появились сверкающие узкие глазки. Вы на секунду испугались мгновенного приближения этого прищуренного взгляда на лице низкорослого студента, но прочитав его доброжелательное, эмоциональное состояние и видя его попытку что-то сказать вам, поняли, что он желает помочь. Первое для вас общение, скорее попытка заговорить, будет сложной, но станет началом, ведущим к дальнейшей адаптации в незнакомом для вас образовательном процессе. Заметим то, что весь процесс адаптации будет происходить через ваши зоны ближайших возможностей (жест, рисунок, эмоции, чувства). Вы подружитесь, и будете вспоминать эту важную для вас помощь, рассказывая своим друзьям и детям.

Работа волонтера

Интеллектуально сформированный индивид, увидев или услышав о проблеме других индивидов, получит мысленный сигнал сочувствия и, уточнив детали ситуации, совершит поступок. Поступок — это эмоционально-волевое решение о действии или бездействии интеллектуально обработанное индивидом. Периодически мы совершаем добрые поступки, и поэтому мир ещё не разрушен, но когда

87

мы эмоционально волевым решением начнем совершать поступки постоянно, то это станет мотивационной деятельностью, порождающей социализированное общество. В таком обществе будет комфортно любому индивиду [4, с. 166].

Работа волонтёра отлична от простых поступков своей продолжительностью и качеством. Способности волонтёров, объединённых одной целью, образуют качественные движения. Каждый волонтёр, выполняя поставленную задачу, на своей площадке общего движения, становится соучастником большего количества поступков и событий, направленных на помощь нуждающимся. Достигнутая цель станет результатом совместной и индивидуальной деятельности [4, с. 166].

Работа волонтёра не является услугой, за которую обычно требуют вознаграждения. Это работа, которая имеет мотивированную деятельность благодаря уровню интеллектуального развития, при динамике которого продолжается процесс возрастания высших интеллектуальных функций, способствующих расширить возможности индивида в других видах деятельности, не связанных с волонтёрским движением. Желание быть маленьким волшебником из нашего детства, сформировало более сложные функции мозговой активности и теперь выражается в добровольных и удовлетворяющих нас желаниях помогать и делать доброе для попавших в сложные обстоятельства жизни [4, с. 166].

Проблемы в адаптации

Обозначая проблему адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе, мы увидим три вида препятствий:

• физические;

• отсутствие технических приспособлений или их несовершенство;

• психологические;

• коммуникативные навыки, в зависимости от дефекта сенсорные нарушения, самооценка, эмоционально волевая сфера, вредные привычки;

• социальные;

• многослойность, отверженность в обществе, пренебрежение [2, с. 333].

Работа волонтёра и заключается в том, чтобы смягчить или удалить препятствия на пути адаптируемого студента с ОВЗ. Находить пути для его ближайших способностей и используя их, обходить ограничения здоровья получая положительный результат в освоении образовательной программы [3].

Формы волонтёрской работы

В разных ситуациях бывают различные формы работы волонтёра. Важно взять весь список для оказания поддержки при адаптации, учитывая весь спектр возможностей студента с ОВЗ, а не одну отдельно взятую его способность.

Формы работы волонтера будут такими:

• информационные: общение, изготовление брошюр, схем, тактильных и звуковых подсказок для удобств перемещения, собирать и анализировать, анкетировать, тестировать;

• организационно-посреднические, с включением студентов с ОВЗ в процесс мероприятия:

акции, выставки, соревнования, игры, викторины, дискуссии, творческие площадки, работа с социальным окружением;

• индивидуального сопровождения: сопровождение на короткий и длительный срок на разных этапах образовательного процесса.

Психологический комфорт и доброжелательная атмосфера станут основой для благоприятного освоения студентом с ОВЗ образовательных этапов в высшем учебном заведении [1, с. 27].

Как студент, так и педагог, и просто сотрудник университета могли бы включиться в это необходимое для общества волонтёрское движение. Энергия студента и его положительный настрой нужно поддерживать и это прерогатива взрослой и умудрённой опытом части университетского социума. Если не словом, то хотя бы улыбкой. Как любит говорить кот Леопольд, ребята, давайте жить дружно!

Литература

1. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А. И. Ахметзянова,

Т. В. Артемьева, А. Т. Курбанова, И. А. Нигматуллина, А. А. Твардовская, А. Т. Файзрахманова.

Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.

2. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего

учебного заведения. / Т. А. Ярая // Проблемы современного педагогического образования, 2015.

С. 330-338.

3. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б. Б. Айсмонтаса: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 334 с.

4. Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». № 12 (106), 2013. С. 164-167.

The role of distance learning in increasing of the ICT competence

of labor teachers Ibragimov A. (Republic of Uzbekistan) Роль дистанционного обучения в повышении ИКТ компетентности учителей

трудового обучения Ибрагимов А. А. (Республика Узбекистан)

ИбрагимовАъламжон Амриллоевиич /Ibragimov A'lamjon — старший научный сотрудник-исследователь, лаборатория управления качеством образования, Узбекский научно исследовательский институт педагогических наук, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыто знчение курсов дистанционного повышения квалификации в развитии ИКТ, компетентности учителей, трудового обучения на основе проведенного эксперимента. Создание современной информационой среды в процессе повышения квалификации рассматривается как активный инструмент повышения профессиональной компетентности учителей. Abstract: in the article, the role of distance learning courses in increasing of the ICT competence of labor teachers is reflected based on practical tests. In addition, the creation of the modern media environment in the qualification process is seen as a tool for improving teachers'professional competence.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение квалификации, информация, информационная среда, ИКТ компетентность.

Keywords: distance learning, retraining, information, informational environment, ICT competence.

Эффективное внедрение формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации работников народного образования является одним из достижений в сфере развития информационных технологий.

Применение этой формы обучения в процессе повышения квалификации создает для слушателей целый ряд удобств и преимуществ: слушатели имеют возможность в удобное для себя время и в удобном месте заниматься самообразованием, экономится время, появляется возможность обучения без отрыва от основной работы, отмечается высокая эффективность; большое количество слушателей могут одновременно пользоваться общирной информационной базой, сокращаются расходы по сравнению с традиционным повышением квалификации, можно получить доступ к самым новейшим достижениям в сфере телекоммуникационных технологий благодаря вхождению в мировое информационное пространство [2, с. 285-286].

Из наиболее значимых параметров дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий В. А. Сластенин выделяет такие, как: интенсификация образовательного процесса, повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечение эффективности использования педагогического и иных ресурсов учебных заведений [1, с. 66].

В результате последовательного внедрения инновационных технологий в систему образования республики все больше учителей общеобразовательных школ повышают квалификацию дистанционным обучением. Начиная с 2016 года, дистанционное повышение квалификации введено и для учителей трудового обучения.

При организации курсов дистанционного повышения квалификации, прежде всего, был проведен опрос среди учителей трудового обучения с целью выявления того, достаточно ли учителя понимают сущность дистанционого обучения и какие видят преимущества в этой форме повышения квалификации, по сравнению с традиционной. Из участвующих в начальном опросе 104 слушателей 58 выразили своё положительное отношение к дистанционной форме повышения квалификации, а при итоговом опросе почти все слушатели высоко оценили дистанционное обучение. В числе опрошенных слушателей в начальном опросе всего 16 учителей из Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования (ИППКРНО), 14

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.