Volunteering movement in universities. Essence, problems development tendencies Buslaeva M.1, Pleskachev D.2 (Russian Federation) Волонтёрское движение в вузах. Сущность, проблемы, тенденции развития Буслаева М. Е.1, Плескачев Д. С.2 (Российская Федерация)
'БуслаеваМария Евгеньевна /BuslaevaMarija — преподаватель;
2Плескачев Дмитрий Сергеевич /Pleskachev Dmitrij — студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: слово «волонтерство» происходит от латинского voluntarius («добровольный») и охватывает довольно широкий спектр понятий, включающий в себя как безвозмездный физический труд на благо общества, так и предоставление разнообразных услуг и моральной поддержки без ожидания денежного вознаграждения. Однако волонтерство можно рассматривать не только как отказ от денежного вознаграждения - немаловажной составляющей тут является и нравственный аспект.
Abstract: the word «volunteer» comes from the Latin «voluntaries» («voluntary») and covers a fairly wide range of concepts that includes a free physical labor for the benefit of society, and to provide a variety of services and moral support without expectation of monetary compensation. However, volunteering can be seen not only as a rejection of the remuneration - an important component here is the moral aspect.
Ключевые слова: волонтеры, волонтерские организации, добровольцы ООН. Keywords: volunteers, volunteer organizations, the United Nations Volunteers.
Внедрение и последующее укрепление позиций волонтёрских организаций, создающихся на базе российских вузов, имеет на данный момент огромное значение, хотя бы потому, что сама суть слова волонтёр уходит корнями к латинскому слову voluntarius - добрая воля. Учитывая многонациональное^, многоконфессиональность страны в которой мы проживаем, как раз, именно добрая воля, взаимопомощь и бескорыстие это те, так называемые «три кита», на которых могут и должны базироваться абсолютно все ценности современного, динамично развивающегося общества.
В народе бытует мнение о том, что работа волонтёра довольно однообразна и скучна, но так можно считать исключительно по незнанию того неоценимого вклада добровольцев в жизнь, как отдельных нуждающихся в помощи людей, так и целых стран, совершенно без боязни преувеличить масштабы. Наша цель, напротив, состоит в том, чтобы показать всю многогранность, неординарность и ценность данной работы [4, с. 16].
Волонтёры - кто они? В попытках понять суть волонтёрского движения многие представители современной молодежи «хватают верхушку» зачастую сомнительного описания в непроверенных чатах, по принципу: «так проще», где как раз натыкаются на однобокое, ничем не подкреплённое мнение людей, которые сами даже не пытались попасть в эту среду, чтобы прочувствовать атмосферу изнутри [1, с. 256].
Уже довольно продолжительное время практически во всех средствах массовой информации, будь то телевидение или разнообразные электронные СМИ, можно увидеть и услышать фразу: «Требуется помощь волонтёров...», в ней как раз и кроется полный смысл того, что многие и многие люди поняли, оценили, прониклись доверием к членам разнообразных объединений. К примеру, они часто привлекаются к поиску пропавших без вести людей, прочёсывая местность совместно с органами правопорядка. Также отряды волонтёров участвуют в создании «зелёных зон», строительстве детских площадок, благоустройстве и последующем сохранении порядка на подконтрольной территории.
В условиях Всемирного кризиса, в котором продолжительное время находится общество, к великому сожалению, процветают алкоголизм и наркомания, против чего волонтёры тоже активно борются, устраивая различные эстафеты, весёлые старты, флешмобы, с целью показать, насколько интересным может быть здоровый образ жизни. Всесторонняя пропаганда этого понятия помогла немалому числу людей понять, что быть здоровым, крепким, выносливым - вот что приветствуется всеми без исключения. Поэтому сейчас активно развивается множество подобных объединений на базе школ, средних и высших учебных заведений, приоритетным направлением которых стоит цель -объединить людей по интересам с ранних лет, сплотить и провести с этим по жизни, чтобы следующие за нами поколения знали, что добровольная взаимопомощь и дружба - это ценность, которую нужно беречь и приумножать всеми доступными современному человеку средствами и методами.
Волонтёры вузов, их помощь лицам с ОВЗ. Особое внимание хотелось бы уделить работе молодёжных волонтёрских организаций, созданных на базе российских вузов, осуществляющих помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [6].
«В чём может заключаться их помощь?» - спросите вы. Ответ прост: люди, с ограничениями по здоровью зачастую привыкли чувствовать себя «ненужными», «бесполезными» для общества, следствием чего являются практически повсеместные психоэмоциональные расстройства, депрессии, стеснение «выходить в свет», помочь разрешить эту проблему могут студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», показав человеку, к какому виду посильной деятельности он может и должен быть привлечён. Множество таких людей до достижения совершеннолетия проживают в государственных учреждениях, к которым можно отнести детские дома, школы-интернаты, выходя за стены которых, они не знают, с чего начать самостоятельную жизнь. На этом этапе чрезвычайно важна правовая поддержка, целью которой является искоренение правовой неграмотности данных слоёв населения, здесь может понадобиться помощь студентов -волонтёров, а также, несомненно, и социальных педагогов, которые проведут разъяснительную работу по нормам общения в современном обществе. А также в случае маломобильности человека обеспечат его всеми необходимыми для нормальной жизни элементарными вещами. Будь то, продукты питания, одежда, средства личной гигиены [6].
Говоря об этом, хотелось бы также уместно вспомнить программу Правительства РФ об инклюзивном образовании, носящую название «Доступная среда», ведь те, кто познал проблему ОВЗ так сказать «изнутри», могут, при условии получения высшего образования на общих условиях, стать примером для подражания тем, кто боится проявить себя [5].
Следовательно, в рядах волонтёрских организаций могут и должны быть люди с ОВЗ. Потому как они смогут донести до людей с ограничениями, что мир открыт к общению, барьеры преодолимы, и при желании нет ничего не возможного.
Международные волонтёрские организации. Объединяющая роль ООН. Также отметим всемирное распространение волонтёрского движения, которое объединено в огромную сеть под эгидой ООН. Войдя в состав международного объединения волонтёров, любители помогать людям будут вознаграждены своеобразным «бонусом» в виде оплачиваемых поездок за границу. А это неоценимый опыт общения с представителями других народов, и дополнительный стимул к установлению добрососедских отношений между странами, что во многом позволит стабилизировать общемировую «напряжённость» [3].
Минимальные требования к международному Добровольцу ООН:
• возраст: от 25 лет и выше, без ограничений;
• хорошие навыки общения и коммуникабельность;
• быть здоровым (необходима медицинская проверка);
• высшее образование и минимум пять лет соответствующего опыта работы; аттестат о среднетехническом образовании и минимум три года соответствующего опыта работы; или большой опыт работы, который в некоторых сферах соответствовал бы специальному образованию;
• рабочее знание английского, французского, португальского, испанского, арабского или русского. Так как назначений со знаниями арабского и русского языков незначительно, желательно дополнительно знание одного из вышеперечисленных языков.
Кандидатам желательно обладать одним или нескольким из нижеперечисленных качеств:
• умение работать в команде;
• сильные организаторские способности;
• опыт работы добровольцем;
• соответствующий опыт работы по вопросам сообществ и с широкими массами;
• опыт в обучении или проведении технического обучения/курсов специализаций;
• понимание вопросов, связанных с проблемами бедности;
• знание методологии поощрения активного участия целевых групп и партнеров в работе;
• способности продвижения гендерных вопросов на проектах и/или рабочих местах;
•способности быстрой адаптации в различных социальных, культурных и политических
обстоятельствах, включая скромные условия проживания, возможно в отдаленной местности;
• способности определения источников финансирования и мобилизации этих ресурсов на исполнение общественных проектов;
•способности устанавливать и поддерживать сотрудничество с партнерами по развитию;
•способности устанавливать и поддерживать партнерство между сообществами, также как и их связи с организациями по оказанию технической и финансовой поддержки [2].
В заключение хотелось бы добавить, что само слово волонтёр изначально имело иной смысл, и означало - человек, добровольно поступивший в ряды армии. И призвать всех, не задумываясь,
83
пополнять ряды армии неравнодушных к чужим бедам людей, ведь общими усилиями можно
установить Мир во всем Мире.
Литература
1. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы / А. В. Сычева //Известия Тульского государственного университета. № 1, 2014. С. 255-262.
2. Международный опыт волонтерской деятельности / Данилова Е. В. // Вестник РМАТ. № 4, 2015. С. 10-15.
3. О роли организации объединенных наций в современных международных отношениях / П. Г. Зверев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 6, 2013. С. 273-275.
4. Опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа / Е. В. Великанова, А. С. Тедорадзе // Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 9. 3-2, 2013. С. 16-22.
5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
6. Шевырева Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] / Е. Г. Шевырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 267-269.
Support of learning process and social adaptation of disabled students and students
with disabilities at university Buslaeva M.1, Stolchneva E.2 (Russian Federation) Сопровождение процесса обучения и социальной адаптации
студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе Буслаева М. Е.1, Столчнева Е. А.2 (Российская Федерация)
'БуслаеваМария Евгеньевна / Buslaeva Mariya — преподаватель; 2Столчнева Екатерина Александровна /Stolchneva Ekaterina — студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Abstract: the article discusses the features of organization of the complex social, psychological and pedagogical, educational accompany disabled students and students with disabilities.
Ключевые слова: студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ, процесс сопровождения студентов с ОВЗ. Keywords: disabled students, students with disabilities, the process of accompany students with disabilities.
Обучаясь в высших учебных заведениях, студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ сталкивается с огромным количеством проблем, которые затрудняют процесс овладения ими профессионально -образовательной программы. Ведь современный процесс обучения в ВУЗе отличатся динамичностью, высокой требовательностью к усвоению знаний, при этом необходимо обработать, систематизировать и усвоить огромный объём информации. Эти и многие другие причины приводят к ухудшению общего состояния здоровья молодых людей, затрудняют процесс адаптации в социуме [3, с. 16].
В связи с этим своевременное оказание комплекса услуг по социальному, психолого-педагогическому и реабилитационному сопровождению указанной категории студентов значительно облегчит им учебный процесс, повысит успеваемость, а также познавательную мотивацию, предотвратит возможный психоэмоциональный срыв, позволит раскрыть творческий потенциал личности, получить полноценное и эффективное образование [3, с. 16].
Сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ представляет собой целостную, системно -организованную деятельность, в процессе которой обеспечиваются необходимые условия для успешного обучения и развития обучающегося. Для чего в рамках образовательного процесса должна