Научная статья на тему 'Как действуют институты политических и государственных карьер в российских регионах'

Как действуют институты политических и государственных карьер в российских регионах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / CAREER / POLITICAL CAREER / PUBLIC ADMINISTRATION / MUNICIPAL ADMINISTRATION / LEADERSHIP / LEADER / ELITE / POLITICAL ELITE / REGIONAL ELITE / LOCAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Римский В. Л.

Автор приводит результаты исследования, проведенного в 2012 г. Российской ассоциацией политической науки (РАПН), на тему «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровней в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности». Результаты позволяют представить систему социальных институтов и практик, а также их действие в осуществлении политических карьер в регионах и муниципальных образованиях. Приводится краткое изложение авторской концептуализации результатов исследовательского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTES OF POLITICAL AND STATE CAREERS IN RUSSIAN REGIONS

The results of the data obtained during the 2012 survey granted by the Institute for Public Projects (INOP) allow describing the essence of the social institutions that determine the political career in Russian regions. The study proves the systematic ineffectiveness of the public administration.

Текст научной работы на тему «Как действуют институты политических и государственных карьер в российских регионах»

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

УДК 323/324(470+571):316.475

В.Л. Римский

КАК ДЕЙСТВУЮТ ИНСТИТУТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАРЬЕР

В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

РИМСКИЙ Владимир Львович - заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ. E-mail: [email protected].

Аннотация: Автор приводит результаты исследования, проведенного в 2012 г. Российской ассоциацией политической науки (РАПН), на тему «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровней в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности». Результаты позволяют представить систему социальных институтов и практик, а также их действие в осуществлении политических карьер в регионах и муниципальных образованиях. Приводится краткое изложение авторской концептуализации результатов исследовательского проекта.

Ключевые слова: политические лидеры, региональные элиты, муниципальные элиты, государственное и муниципальное управление, российские регионы.

Результаты анализа данных исследования 2012 г. по гранту Института общественного проектирования1 (ИНОП) позволяют описать сущность реальных социальных институтов, определяющих политические карьеры в российских регионах, а также дать обоснование того, как эти институты определяют системную неэффективность государственного управления.

В 2012 г. членами Российской ассоциации политической науки (РАПН), включая представителей ее руководства и исследовательских комитетов, выполнялся исследовательский проект «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровней в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности». Цель проекта состояла в определении возможностей и ограничений существующих в России механизмов развития политической карьеры лидеров местного и регионального уровней для выявления наиболее перспективных путей совершенствования ротации, обновления и омоложения политических элитных групп данных уровней.

С конца апреля по начало июня 2012 г. проводились экспертные интервью с 22 ведущими российскими учеными в области элитологии и регионалистики из числа членов РАПН. Среди опрошенных доктора и кандидаты политических и социологических наук, специалисты по предмету исследования, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Перми, Ростове-на-Дону и Рязани. Интервьюерами были преимущественно представители руководства РАПН и ее исследовательских комитетов.

© Римский В.Л., 2013

1 При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02.03.2011 №127-рп.

78

Результаты экспертных интервью позволяют представить систему социальных институтов и практик, а также их действие в осуществлении политических карьер в регионах и муниципальных образованиях. Краткое изложение авторской концептуализации результатов исследовательского проекта приводится ниже.

Итак, российские региональные и местные элиты разделены на клики и кланы, соперничающие за доступ к различным ресурсам, включая политические, экономические и социальные. Кланы, т.е. социальные общности близких или дальних родственников, в наибольшей степени распространены в элитах республик Северного Кавказа и в национальных республиках.

В других регионах они разделяются скорее по кликам. Речь идет о социальных общностях, объединяемых по неформальным принципам и стремящихся к достижению общих целей (нередко корыстных и неблаговидных), использующих для этого полномочия входящих в них должностных лиц органов власти. Клики и кланы в российских регионах как объединения элиты имеют близкие цели и мотивы действий, а также способы использования для реализации своих целей полномочий входящих в них должностных лиц органов власти. Эти социальные общности различаются скорее принципами принадлежности к ним: кланы объединяются по родственному принципу, а клики - по связям и знакомствам не обязательно родственным, но полезным для реализации общих целей. В некоторых случаях родственный и прагматический принципы могут совмещаться, например, клан может найти тот или иной способ обеспечения родственных связей с необходимым ему индивидом. При этом и кликовая, и клановая структуры региональных и местных элит сходным образом определяют высокую значимость неформальных связей и отношений в обновлении, омоложении, в рекрутировании в них новых членов, в том, насколько значимыми будут социальные позиции, занимаемые как новыми, так и старыми членами.

Российские региональные и муниципальные элиты являются замкнутыми в том смысле, что административные, политические, общественные и иные карьеры осуществляются почти исключительно внутри их сообществ. Исключения крайне редки, в частности лидер местного уровня имеет очень мало шансов подняться в карьере на региональный уровень, а с регионального - на федеральный. В современной российской ситуации в большинстве случаев назначения на должности губернаторов регионов получают кандидатуры из других регионов или из федерального центра, а не сделавшие карьеры в своих регионах. Аналогично мэрами городов, особенно крупных, существенно чаще становятся кандидатуры губернаторов регионов, а не те, кто сделал карьеру в этих городах. Во многом такая система назначений сложилась вследствие стремления (нередко вполне таким образом реализуемого) добиться того, чтобы кандидатуры на должности губернаторов и мэров городов были более подконтрольны и управляемы вышестоящими органами государственного управления, чем региональными и местными элитами.

Подобные назначения на должности губернаторов и мэров городов поддерживают замкнутость региональных и муниципальных элит и вместе с тем препятствуют их консолидации. Не менее, а, возможно, еще более значимыми препятствиями консолидации являются существенные различия интересов кланов и клик во владении собственностью, позиций в борьбе за владение ею в регионах и на местном уровне, а также за контроль и распределение финансовых средств государственного и муниципальных бюджетов.

Необходимость консолидации региональных и муниципальных элит, несмотря на противодействующие факторы, тем не менее возникает и обеспечивается в большей или меньшей степени, на более или менее длительные периоды. Факторами такой консолидации чаще всего становятся интересы федеральных органов власти и руководства страны, например, на федеральных выборах.

79

Существуют формальные и неформальные институты консолидации региональных элит. К формальным можно отнести вертикаль исполнительной власти и членство в партии «Единая Россия», а к неформальным - членство в группах лояльности и влияния в кликах и кланах. Но различия интересов представителей разных элитных групп, иногда даже на личностном уровне, этими институтами не преодолеваются. В региональных элитах доминируют эгоистические интересы, можно даже говорить об атомизации групп таких элит, об отсутствии в большинстве регионов их объединений в крупные влиятельные вне их регионов группировки, клики и кланы.

В таких условиях региональные элиты оказывается легче всего консолидировать в поддержку интересов федеральных групп влияния и федерального центра. Ведь если каждый представитель региональной элиты отстаивает собственные интересы или интересы только своих клик и кланов, а общие региональные интересы остаются фактически не сформулированными, региональные элиты не могут представлять значимых конкурентов в политической борьбе для более сильных федеральных групп влияния, а тем более федерального центра.

В силу такого подчиненного положения у политических лидеров и у других представителей региональных и местных элит нет долгосрочных стратегий, нет и оснований для их построения, а потому и следования им. Руководители регионов и муниципальных образований, депутаты органов законодательной власти и практически все группы этих элит ориентированы на выработку краткосрочных целей и стратегий, направленных на решения личных, семейных или корпоративных проблем (чаще всего кликовых или клановых) и только в ближайшей перспективе, нередко с использованием не вполне законных и коррупционных методов решений возникающих проблем.

Особенности положения региональных и муниципальных элит определяют доминирование личных связей и принадлежности кандидатов к тем или иным кликам, кланам, тем или иным группам влияния, а также коррупцию в назначениях на политические и значимые административные должности. Более того, именно личные связи в современной российской ситуации стали самым надежным и долговременным ресурсом политических и административных карьер. Сначала карьеры носителей личных связей продвигаются вместе с их патронами, а после исчерпания ресурсов или в результате случайного стечения обстоятельств уже развитые личные связи помогают развивать собственные карьеры.

Партийный фактор в кадровых назначениях имеет существенно меньшее значение, чем личные связи, кроме того, реально влияет на кадровые решения почти исключительно партия «Единая Россия». Нередко работа в этой партии в первую очередь используется именно для формирования личных связей, которые могли бы способствовать политическим назначениям в органы власти. Профессиональная карьера должностных лиц внутри политических партий, включая «Единую Россию», без использования личных связей редко приводит на значимую административную должность в органе власти, к избранию депутатом федерального, регионального или муниципального уровней, к влиятельной позиции в системах принятия политических или государственных решений.

По российской традиции при принятии решений о назначениях на политические и административные должности профессионализм управления в конкретных сферах деятельности как регионального, так и муниципального уровней ценится весьма низко, ниже, чем личные и неформальные отношения с первыми лицами соответствующих органов власти. Наибольших успехов в политических карьерах достигают, как правило, руководствующиеся личной выгодой и повышением своего социального статуса всеми возможными способами, нередко связанными с нарушениями норм морали и законов, с использованием коррупции. В частности довольно распространенным стал переход из частного бизнеса в органы власти на ответственные и политические должности, чтобы сохранить свой частный бизнес, свои

80

финансы и материальные капиталы. Кроме того, элиты скорее принимают тех, кто не пытается как-то изменить социальный порядок, кто предлагает те или иные имитации решений важных проблем и не создает риски изменений самих элит. Основной причиной такого положения во многом является обоснованное опасение нарушить баланс влияния клик и кланов в регионах и муниципальных образованиях в результате действий, направленных на изменение сложившегося социального порядка. В результате таких действий при неустойчивости социальных позиций, основанных на личных связях, те или иные социальные группы элит регионального и муниципального уровней могут потерять свое влияние на принятие политических решений, на владение как значимой для них собственностью, так и правом доступа к распределению финансов бюджетов разного уровня.

Для обеспечения эффективности системы государственного и муниципального управления ключевым стал вопрос отбора, обучения и расстановки кадров. При этом необходимо учитывать, что современная социальная среда в российских органах власти всех уровней подчиняет себе всех назначенных в них граждан, даже социально активных и амбициозных, искренне желающих решать общественные проблемы. Но адаптация к социальной среде российских органов власти приводит к усвоению подавляющим большинством таких граждан неформальных норм и правил поведения, в которых доминируют лояльность начальникам и исполнительность при отказе от изменения социального порядка как в социуме, так и в самих этих органах.

В результате, несмотря на то что современная политика связана с рисками, с умениями или управлять, рискованное поведение руководителей регионов и местных администраций стало практически невозможным. Риски теперь оцениваются не как возможности развития регионов и местных сообществ, а как прямые и очень высоковероятные угрозы окончания карьеры в органах власти. Естественно, что в таких условиях руководители регионов и местных администраций жертвуют решениями общественных и даже государственных проблем ради продолжения и развития собственных карьер, отстаивания интересов своих клик, кланов и других групп влияния, поэтому реально реформирование кадров в регионах и муниципальных образованиях может быть осуществлено, как это чаще всего бывало в нашей стране, только с федерального уровня, с верхних ступеней иерархии системы государственного управления.

Пока же к управлению регионами и муниципальными образования, в составы их законодательных органов власти по изложенным выше причинам приходят кадры, слабо разбирающиеся в конкретных проблемах регионов и местных сообществ, не имеющие мотивации и не знающие способов решений этих проблем. Такое положение поддерживает и позиция федеральных органов власти в проведении политической реформы последних лет в сферах назначений, выборов и деятельности политических партий. И в данном случае федеральные органы власти исходили в первую очередь из собственной заинтересованности в лояльности своим интересам руководителей регионов и муниципальных образований. Поэтому многие важные проблемы регионов и муниципальных образований, в которых собственно и проживают наши граждане, в течение десятилетий не решаются. А это, в свою очередь, приводит к нарастанию отчуждения граждан от руководителей регионов и муниципальных образований, других политиков и высокопоставленных должностных лиц государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.