Научная статья на тему 'Механизмы рекрутирования политических элит полиэтнических регионо в России'

Механизмы рекрутирования политических элит полиэтнических регионо в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1313
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / МЕХАНИЗМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / ELITOLOGY / POLITICAL ELITE / MECHANISMS OF RECRUITMENT / POLY-ETHNIC REGIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очирова Виктория Мункоевна

Статья посвящена рассмотрению процесса продвижения лиц в состав социальной группы, находящейся на вершине социальной иерархии. На основе сравнительного анализа дается характеристика основных механизмов рекрутирования политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва. Полученные данные позволяют выявить специфику элитообразования в представленных регионах России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Political Elite Recruitment of Poly-Ethnic Regions of Russia

The article is devoted to the examination of persons' promotion process into the structure of social group which is at the top of social hierarchy. On the basis of the comparative analysis the characteristic of basic mechanisms of political elite recruitment of of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tyva republics is given. The obtained data allows us to reveal specificity of elite formation in the presented regions of Russia

Текст научной работы на тему «Механизмы рекрутирования политических элит полиэтнических регионо в России»

УДК 316.344.42

Очирова Виктория Мункоевна Victoria Ochirova

МЕХАНИЗМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ

MECHANISMS OF POLITICAL ELITE RECRUITMENT OF POLY-ETHNIC REGIONS OF RUSSIA

Статья посвящена рассмотрению процесса продвижения лиц в состав социальной группы, находящейся на вершине социальной иерархии. На основе сравнительного анализа дается характеристика основных механизмов рекрутирования политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва. Полученные данные позволяют выявить специфику элитообразования в представленных регионах России

Ключевые слова: элитология, политическая элита, механизмы рекрутирования, полиэтнические регионы

The article is devoted to the examination of persons’ promotion process into the structure of social group which is at the top of social hierarchy. On the basis of the comparative analysis the characteristic of basic mechanisms of political elite recruitment of of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tyva republics is given. The obtained data allows us to reveal specificity of elite formation in the presented regions of Russia

Key words: elitology, political elite, mechanisms of recruitment, poly-ethnic regions

События 1990-х гг., произошедшие в России, оказали существенное влияние на сферу политики. Значительные перемены коснулись органов государственной власти и управления, в которых важнейшие позиции заняла группа лиц, кардинально отличающаяся от своих предшественников по стилю деятельности, ценностным ориентациям и другим характеристикам. Данный факт стал возможен благодаря пересмотру системы рекрутирования управленческих кадров, появлению новых каналов и механизмов пополнения политической элиты. В качестве основных каналов рекрутирования в постсоветский период выступают советская номенклатура, органы государственной и муниципальной власти, бизнес-структуры, политические партии и общественные движения, силовые и специальные структуры, учреждения науки и образования, средства массовой информации, общественные организации, конфессии, учреждения культуры. Их раскрытию

в работах отечественных и зарубежных исследователей уделяется несколько большее внимание, чем вопросу механизмов рекрутирования политической элиты. Особенно это касается полиэтнических регионов России, где изучение различных аспектов элитологии только начинается. В этой связи на примере республик Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва рассмотрим практикующиеся в постсоветский период механизмы рекрутирования политической элиты.

Для советского периода был характерен закрытый тип рекрутирования элиты, предполагавший строгое прохождение всех ступеней номенклатурных должностей: «кандидат в члены КПСС, затем член КПСС; избрание на внештатный партийный пост (парторг, член партбюро и т.д.), что означает попадание в партактив; попадание в номенклатуру (в список должностей, назначение на которые — прерогатива парткомов), включение в номенклатуру определенного уровня, особенно высокого,

Политология

(обычно этому предшествовало включение в «резерв на выдвижение»).

Иерархия номенклатурных должностей включала номенклатуру райкома (горкома) КПСС; обкома (крайкома, автономной республики); ЦК компартии союзной республики; Секретариата ЦК КПСС; Политбюро ЦК КПСС. Высшие ступеньки политической карьеры — кандидаты в члены ЦК КПСС, члены ЦК КПСС, секретари ЦК КПСС, члены Политбюро ЦК КПСС, генеральный секретарь ЦК КПСС» [2; С. 475]. Тем самым в советском государстве осуществлялся жесткий методичный отбор лиц на руководящие посты. Данная система рекрутирования, безусловно, имеет свои недостатки, но по сравнению с практикующейся в постсоветский период, она, как нам представляется, была более эффективной и справедливой. Каждый человек, попавший в «обойму», совершенно четко знал, что при успешном выполнении возложенных на него функций его ожидает продвижение вверх по выстроенной иерархии. Кроме того, в процессе карьерного пути он приобретал бесценный управленческий опыт, которого, заметим, зачастую не хватает отдельным представителям современной политической элиты. На наш взгляд, данная система рекрутирования имеет больше достоинств, чем недостатков.

Приоритетными механизмами рекрутирования политической элиты в постсоветский период являются избрание и назначение на руководящие должности. В 1990-х гг. доминировала система выборов, избирались руководители регионов (президенты республик, губернаторы), депутаты законодательных / представительных органов власти, главы местного самоуправления (районов и городов). Рекрутирование остального состава, как правило, происходило административным путем — назначением на высшие должности в органы государственной власти. В 2000-е гг. наблюдается постепенный переход к системе назначений.

С сентября 2004 г. утверждается новый порядок избрания глав регионов, а также федеральных и региональных пред-

ставительных органов власти. Согласно новому законодательству, выборы глав регионов отменяются, теперь их избирают региональные законодательные собрания по представлению Президента Российской Федерации. Кроме того, были отменены выборы депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам.

Безусловно, данная система недемократична, она лишает население права выбора высших должностных лиц и не дает возможности перспективным политикам занять определенную позицию в органах власти. Однако если вспомнить российские избирательные кампании 1990-х гг., подробно освещаемые средствами массовой информации, которые помимо прочего сообщали о фактах подкупа, сговора, продвижения «нужных» лиц и т.п., то новшества, введенные российским правительством, представляются отчасти обоснованными. К сожалению, на наш взгляд, в России еще не создана основа для подлинно демократического института выборов, который существует в некоторых странах запада (например, в США).

Вместе с тем, лишение населения права выбора заставляет задуматься, вправе ли страна называться демократической, скорее здесь имеются элементы авторитаризма. На наш взгляд, в этом вопросе на данный момент необходимо соблюдать «золотую середину» и планомерно создавать основы для подлинной демократии как власти народа, что, безусловно, займет много времени.

Достаточно эффективно на данный момент работает механизм партийного рекрутирования. Крупнейшие партии страны «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ» и «ЛДПР» активно работают в различных направлениях, в том числе осуществляют поиск и включение в политическую жизнь перспективных лиц, которые в дальнейшем попадают в кадровый резерв и пополняют состав политической элиты. Кроме того, согласно новому избирательному законодательству, выборы в законодательные / представительные органы государственной власти предполагают избрание депутатов по партийным спискам, что дает

возможность политическим партиям страны добиваться представительства в данных институтах власти.

Часто практикуются на постсоветском пространстве и неформальные механизмы рекрутирования политической элиты. Основным недостатком в подборе кадров является подбор не по квалификации, а исходя из преданности и близости к руководству. Так, по результатам опроса слушателей Российской академии государственной службы (РАГС), проведенного М.Н. Афанасьевым весной 1995 г., карьеру чиновника определяют главным образом отношения личной преданности и покровительства, их влияние гораздо сильнее, чем собственно профессиональные характеристики: исполнительность, квалификация, интеллекту-

альная самостоятельность. Также сильно влияет на служебный рост государственного служащего поддержка какой-либо эко-номическойструктуры [1; С. 32].

В 2009-2010 гг. автором было проведено социологическое исследование, в ходе которого при помощи анкеты опрошено 618 человек, представляющих исполнительные, законодательные / представительные и муниципальные органы власти республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, для проведения анализа отобрано 576 анкет. При проведении анкетного опроса представителям республиканских политических элит также было предложено определить степень влияния различных факторов на продвижение по службе. Результаты по регионам отражены в следующих таблицах.

Таблица 1

Факторы, влияющие на продвижение по службе, % Республика Бурятия

Варианты Практически не влияют Влияют Сильно влияют Данные по общему массиву опрошенных

вид элиты

исполнительная законодательная / представительная муниципальная исполнительная законодательная/ представительная муниципальная исполнительная законодательная/ представительная муниципальная пр. не влияют влияют сильно влияют

Исполнительность - 17,8 15,4 58,6 64,4 71,8 41,4 17,8 12,8 10,8 65,2 24

Интеллектуальная самостоятельность 20 17,9 - 45,7 60,7 84,6 34,3 21,4 15,4 11,8 64,7 23,5

Учеба, повышение квалификации 17,1 14,3 15,4 42,6 67,9 69,2 34,3 17,8 15,4 15,7 61,8 22,5

Личная преданность 35,7 17,8 18 47,2 64,4 69,2 17,1 17,8 12,8 24 60,3 15,7

Покровительство 45,7 17,9 17,9 35,7 57,1 64,2 18,6 25 17,9 27,4 52,5 20,1

Опыт совместной работы с первыми лицами региона 25,7 17,8 12,8 47,2 64,4 44,9 27,1 17,8 42,3 18,6 51 30,4

Родственные или земляческие связи 27,2 17,9 42,3 55,7 60,7 44,9 17,1 21,4 12,8 30,4 52,9 16,7

Идеологические убеждения 62,9 67,9 62,8 37,1 32,1 37,2 - - - 64,2 35,8 -

Поддержка экономических структур 60 46,4 15,4 40 53,6 71,8 - - 12,8 39,2 55,9 4,9

Опыт совместной работы с первыми лицами региона | Покровительство Личная преданность Учеба, повышение квалификации Интеллектуальная самостоятельность Исполнительность Варианты

20,8 I 20,7 I сл о 36,2 20,8 исполнительная Практически не влияют

12,5 I 21,9 4^ 17,2 17,2 12,5 законодательная/ представительная

67,9 I 23,2 87,5 I I I муниципальная

39,6 I 20,7 сл о сл о 63,8 39,6 исполнительная вид элиты Влияют

87,5 46,9 45,3 67,2 67,2 73,4 законодательная/ представительная

32,1 I I 60,7 СО 92,9 муниципальная

39,6 I 58,6 сл о I I 39,6 исполнительная Сильно влияют

I I 31,2 40,6 15,6 15,6 4^ законодательная/ представительная

I I 76,8 12,5 СО СО со СО СО муниципальная

32,6 I 21,9 32,6 22,5 со пр. не влияют Данные по общему массиву опрошенных

54,5 I 23,6 32,6 59,5 73,6 68,6 влияют

12,9 I 54,5 I СО СО СО СО “-с*. 20,2 сильно влияют

£

с\

Й

2

£

55

Факторы, влияющие на продвижение по службе, % Республика Тыва

Поддержка экономических структур Идеологические убеждения Родственные или земляческие связи Опыт совместной работы с первыми лицами региона Покровительство Личная преданность Учеба, повышение квалификации Интеллектуальная самостоятельность I Исполнительность Варианты

15,3 26,4 ст> 13,9 I 13,9 ГО СЛ ГО ^-4 СО ГО СЛ исполнительная Практически не влияют

38,2 32,3 СО СО 29,4 20,6 26,5 29,4 I 20,6 законодательная/ представительная

-Р*. Со 53,7 I I I I 46,3 I сл С=5 муниципальная

ст> 56,9 сл со сл со со 72,2 СТ> СЛ 55,5 сл СО СО исполнительная вид элиты Влияют

41,2 51,5 55,9 55,9 41,2 51,5 52,9 СЛ СО I 67,6 законодательная/ представительная

I 46,3 ГО 4^ СО “го сл С=5 55,6 53,7 92,6 сл С=5 муниципальная

23,6 16,7 ГО СЛ го СО ГО СО ГО СЛ I 16,7 ¿91 исполнительная Сильно влияют

20,6 16,2 ГО СЛ 32,3 29,4 27,9 20,6 17,6 СО законодательная / представительная

51,9 I 75,9 со о со сл о 44,4 I “-Р^ 1 муниципальная

32,5 36,1 12,9 со со о со 12,4 СО “-Р*. 20,6 СО С=5 '-Р*. пр. не влияют Данные по общему массиву опрошенных

СО сл го -Р*. СО -рь. со со 55,2 56,2 61,4 сг> СЛ 1 59.3 влияют

со о 4^ со СО со 46,9 34,5 СО “-Р*. ^-4 ГО 14,4 С=5 СО сильно влияют

0

ш

ж

ч

о

■о

я

ь

и 5

ф 5 о 5

< I

^ 5

5 I

* 0) " □ О Т5 ш о

Ц = 1 а ф □ о о ь

ОУ

ф

£

о\

Й

2

£

55

Ю

Окончание табл. 3

Практически не влияют Влияют Сильно влияют Данные по общему массиву опрошенных

вид элиты

Варианты исполнительная законодательная/ представительная муниципальная исполнительная законодательная/ представительная муниципальная исполнительная законодательная/ представительная муниципальная пр. не влияют влияют сильно влияют

Родственные или земляческие связи 24,1 - 39,3 24,1 67,2 60,7 51,8 32,8 - 20,2 51,1 28,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идеологические убеждения 44,8 62,5 62,5 55,2 21,9 37,5 - 15,6 - 56,8 37,6 5,6

Поддержка экономических структур 48,2 28,1 42,9 25,9 46,9 57,1 25,9 25 - 39,3 43,3 17,4

Итак, по мнению республиканских политических элит, на продвижение по службе влияют фактически все предложенные в анкете факторы. Однако в большей степени респонденты выделяют следующие варианты: «исполнительность», «интеллектуальная самостоятельность», «опыт совместной работы с первыми лицами региона», «родственные и земляческие связи», а также «отношения покровительства». Действительно, в современной России при подборе кадров и продвижении по карьерной лестнице часто решающую роль играет именно принадлежность к «команде», работающей на влиятельного лидера, обретение покровителя, т.е. вступление в патрон-клиентар-ные отношения. В связи с этим политические элиты действуют, скорее, как эшелон поддержки одного из первых лиц политического истеблишмента. Это предопределяет клановый характер взаимоотношений в данной социальной группе, стремление обособиться, негативные ожидания от рекрутирования новых лиц, которые рассматриваются, прежде всего, как конкуренты в борьбе за влияние на патрона и лишь затем только как возможные партнеры по политической деятельности [3; С. 6]. По мнению некоторых исследователей, в 1990-е гг. власть в России оказалась именно в руках нескольких противоречащих друг другу политическихкланов [4; С. 295].

Формирование элитных кланов в рос-

сийских регионах в значительной степени определено доминирующими моделями политической культуры. Так, в «русских» областях внутригрупповая консолидация идет, как правило, на основе опыта совместной деятельности, общности социального происхождения, статусных особенностей, родственных отношений, идеологических признаков (например, в Тульской области основанием объединения доминирующей группы вокруг фигуры губернатора В.А. Стародубцева была принадлежность к партии КПРФ). В национальных республиках к перечисленным основаниям часто добавляются земляческие, этнические отношения. Независимо от оснований внутригрупповой консолидации, обязательное условие групповой сплоченности — личная лояльность главе клана. Отсюда такие важные особенности региональных кланов, как иерархичность и ориентация на патрона. Тем самым личная преданность клану и его главе является важнейшим неформальным механизмом внутриэлитной консолидации и рекрутирования политических элит.

В полиэтнических регионах также практикуются подобные механизмы рекрутирования высших должностных лиц. Так, в Республике Бурятия в процессе вхождения того или иного политика в состав политической элиты большую роль играет опыт предшествующей совместной профессиональной деятельности с влиятельными в ре-

Политология

гионе фигурами. На этом уровне главными являются принципы личной преданности, эффективные связи во властных и бизнес-структурах власти. В механизме рекрутирования республиканской политической элиты в основном преобладают коллегиальные, публичные методы. Земляческие связи, кровное родство, общность социального происхождения играют роль при назначении руководителей среднего звена, которых можно назвать резервом для будущего рекрутирования политической элиты [6; С. 108].

В Республике Саха (Якутия) при выдвижении кандидатов на пост главы улуса, депутатов улусного собрания, депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), при проведении выборных кампаний также используются властные ресурсы, имеют место неформальные связи. Однако, по мнению А.Л. Попова, данные факторы в свое время сыграли и положительную роль. Исследователь считает, что «формирование местных элит по принципу личных неформальных связей позволило избежать, прежде всего, внутриэлитных конфликтов между губернатором и мэрами крупных городов, руководителями органов местного самоуправления. По сути, на основе неформальных институтов в Якутии была выстроена «властная вертикаль». Существование неформальных институтов (родственных, клановых отношений) компенсировало отсутствие дееспособных формальных институтов и заполнило сложившийся институциональный вакуум после краха прежних институтов советского типа. В определенном смысле это позволило избежать кризиса управляемости в республике на протяжении 90-х гг. Однако уже в конце 90-х гг.

— начале первого десятилетия XXI века эти институты превратились в тормоз политичес-когоразвитияреспублики» [5; С. 119].

Таким образом, одним из результатов институциональных реформ в России явилось формирование новой политической

элиты. Ведущими механизмами рекрутирования политической элиты в постсоветский период являются избрание / назначение на руководящие должности в органы государственной власти и управления, патрон-клиентарные отношения, опыт совместной деятельности с первыми лицами, личная преданность клану и его главе, родственные / земляческие / этнические связи, общность социального происхождения, близость статусных характеристик или идеологических убеждений. Следует отметить, что определенную роль играют также неформальные механизмы поддержки со стороны групп влияния (фаворитизм, протекционизм, коррупция ит.д.).

Представленные механизмы рекрутирования, как правило, характерны для всей политической элиты России, в том числе и для республик Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва. В целом, республиканские элиты отражают основные эволюционные процессы, происходящие со всей российской политической элитой. Отметим, что современные реформы, проводимые российским руководством, вносят коррективы в процесс элитообразования. Так, внушает определенные опасения набирающий силу партийный механизм рекрутирования политической элиты, который практикуется партией «Единая Россия». Безусловно, он способствует укреплению вертикали власти, но также, на наш взгляд, он может привести и к формированию закрытости данной социальной группы вследствие подбора в ее состав лояльных к власти людей, что нарушит необходимую циркуляцию элиты и, возможно, приведет к ее вырождению. Поэтому необходимо грамотно подходить к процессу отбора управленческих кадров и формирования политической элиты, которая своими действиями намечает вектор внутренней и внешней политики российского государства и, тем самым, определяет оптимальный путь развития страны.

Литература

1. Афанасьев М.Н. Правящие элиты России: образ деятельности // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. —№4. — С. 28-38.

2. Ашин Г.К. Элитология: учебное пособие. — М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005.

— 544 с.

3. Бадовский Д.В., Шутов А.Ю. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Кентавр. — 1995. — №6.—С. 3-23.

4. Лапина Н. Российские элиты и проблемы интеграции на пространстве СНГ // Общество и экономика. — 2002. -№10-11. — С. 292-311.

5. Попов А.Л. Правящая элита как субъект регионального политического процесса (на примере Республики Саха (Якутия): дис. ... канд. полит, наук // Северо-Западная академия государственной службы. — СПб., 2004. — 175 с.

6. Самые влиятельные люди России — 2003. — М.: Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), 2004. — 696 с.

Коротко об авторе_____________________________________________Briefly about the author

Очирова В.М., канд. полит, наук, докторантка, кафедра философии ГОУ ВПО Бурятского государственного университета ochirova.v@yandex.ru

V. Ochirova, Candidate of Political Sciences, doctorate of the philosophy department, Buryat State University

Научные интересы: проблемы эволюции политических элит в постсоветский период: особенности формирования, рекрутирования, функционирования, ценностных ориентаций, социально-демографических характеристик политической элиты в полиэтнических регионах России

Scientific interests: problems of political elite evolution in the post-soviet period: peculiarities of formation, recruiting, functioning, value orientations, socio-demographic characteristics of political elite in the poly-ethnic regions of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.