Научная статья на тему 'Как будут развиваться опорные университеты'

Как будут развиваться опорные университеты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором Донского государственного технического университета Б. Ч. Месхи, ректором Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева С. М. Дмитриевым и ректором Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева О. В. ПилипенкоI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nterview of editor in chief A. K. Kluyev with the experts: B. C. Meskhy, rector of Don State Technical University, S. M. Dmitriyev, rector of Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev, O. V. Pilipenko, rector of Orel State University named after I. S. Turgenev

Текст научной работы на тему «Как будут развиваться опорные университеты»

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ ОПОРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором Донского государственного технического университета Б. Ч. Месхи, ректором Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева С. М. Дмитриевым и ректором Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева О. В. Пилипенко

Дмитриев Сергей Михайлович,

ректор Нижегородского технического университета им. Р. Е. Алексеева д. т. н., профессор

Месхи Бесарион Чохоевич,

ректор Донского государственного технического университета, д. т. н., профессор

Пилипенко Ольга Васильевна,

ректор Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, д. т. н., профессор

А. К. Клюев:

Как известно, в последние годы происходит активная дифференциация университетов в стране. Сегодня дизайн российской высшей школы формируют федеральные университеты; национальные исследовательские университеты; университеты, которые включены в программу повышение конкурентоспособности топ 5-100; опорные вузы. Каждая из этих групп вузов призвана ответить на внешние вызовы. Как Вы считаете, на какие вызовы социально-экономического развития страны должны ответить опорные вузы?

Б. Ч. Месхи:

Главные задачи, реализуемые в рамках создания в стране опорных вузов - выстроить в регионах центры притяжения инноваций и талантливой молодежи, усилить вклад вузовской науки в общее развитие территорий, актуализировать

образовательную и научно-исследовательскую повестку. Для вузов важно участвовать в российских и международных конкурсах, претендовать на грантовые программы. В этом состязании больше шансов у крупных учебных заведений, обладающих обширной ресурсной базой и включенных в контекст мировой науки. Это еще один (не главный, но немаловажный) мотив создания опорных вузов. Объединившись, вузы получают возможность перегруппировать силы, сформировать более эффективные исследовательские коллективы. Выход на более высокий уровень делает возможным тесное взаимодействие с другими вузами такого же уровня, включая иностранные. Таким образом, концепция опорных вузов отвечает комплексу задач, связанных с необходимостью модернизации системы высшего образования, развития регионов, ухода от излишней концентрации интеллектуальных ресурсов в столичных вузах.

Как будут развиваться опорные университеты

С. М. Дмитриев:

Опорный университет, по моему мнению, должен стать интегратором системы образования, науки и производства, центром предпринимательской активности, социальной ответственности, культурно-исторического наследия и социальной политики, обеспечивающим научно-просветительское и социально-культурное развитие местных сообществ региона.

Главной задачей, которую мы ставим перед собой при получении статуса опорного вуза, является переход к более высокому уровню взаимодействия путем создания региональной интеграционной системы «наука-образование-промышленность», позволяющей наиболее эффективно использовать имеющиеся кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы.

О. В. Пилипенко:

Сегодня опорные университеты стали основой не только для развития регионов, на территории которых они находятся, но и для модернизации системы российского высшего образования и экономики государства в целом. Благодаря самой концепции опорных вузов произошла серьезная трансформация понимания того, что университет может стать центром развития региона -его экономики, создания сервисов для населения, формирования новой образовательной среды, консолидации интеллектуальных ресурсов и талантливой молодежи, студентов и преподавателей, ученых и управленцев, местного сообщества, которым не безразлична судьба своего региона.

Вызов, на который отвечают опорные вузы, в обеспечении социально-экономического развития страны: препятствие на пути оттока абитуриентов из региона за счет становления университета в качестве регионального центра привлечения талантливой молодежи, позиционирования университета как ядра единой системы непрерывного образования и реализации программ подготовки интеллектуальной элиты, преобразования университета в центр консолидации интеллектуальных ресурсов региона, трансформации региональной социокультурной среды. Участие вуза в повышении конкурентоспособности отраслей экономики регионов и страны в целом, решении важнейшей задачи разработки новых технологий как основы для импортозамещения, создании глобально конкурентоспособных опытных образцов продукции нового поколения для НТИ и высокотехнологичных отраслей промышленности по направлениям: новые материалы, робототехника, электроника, информационные технологии, авиастроение

и т. д., позволяет успешно отвечать на вызовы современности. Ключевым является то, что вузы берут на себя ответственность стать центрами пространства создания инноваций. Решая данную амбициозную задачу, опорный университет выступает фундаментом для инновационного, технологического и социального развития региона. Одновременно с этим опорные вузы путем формирования новых, узнаваемых брендов наращивают потенциал на пути к ведущим университетам, поддержанию и росту репутации российского образования как внутри страны, так и на международном уровне. Современные университеты становятся участниками формирования новой модели экономики страны, цифровой экономики, а это создание «фабрик будущего», новых сервисов, развитие 1Т-технологий и, прежде всего, подготовка качественно новых современных кадров для экономики нового уклада.

Еще много вызовов, на которые могут и будут отвечать, в частности, опорные университеты, но я убеждена, что российская высшая школа справится с решением данной задачи.

А. К. Клюев:

Один из ключевых аспектов создания опорных вузов России - это регионализация высшей школы, усиление влияния вузов страны на региональное развитие. В новейшей истории университетского образования страны были подобные попытки. Примерами могут быть практики создания университетских комплексов и университетских округов в стране, поддержка регионального развития заявлялась практически во всех программах развития высшей школы в последнее десятилетие. В чем, на Ваш взгляд, специфика роли и влияния на региональное развитие опорных вузов?

Б. Ч. Месхи:

Ответ на этот вопрос см. выше. К сказанному можно добавить, что наше традиционное направление работы - базовые кафедры, созданные с ведущими предприятиями Ростовской области, на сегодняшний день их 19. Базовые кафедры позволяют включить в учебный процесс лучшие практики ведущих в своей отрасли компаний, а конечные знания и компетенции выпускников соответствуют текущим и перспективным потребностям региональной экономики и общества.

С. М. Дмитриев:

Опорный вуз в регионе, как правило, очень хорошо известен и авторитетен. Он глубоко инте-

грирован в локальную систему не только социально-экономических, но и личностных взаимосвязей. В Нижегородской области, например, почти 80 % руководителей промышленных предприятий - наши выпускники. Это уже само по себе сокращает дистанцию и определяет ту степень доверия и взаимопонимания, которая делает сотрудничество университета и промышленных предприятий более эффективным.

НГТУ практикует заключение прямых хозяйственных договоров между предприятием и вузом, ежегодный объем выполнения НИОКР по которым превышает 350 млн рублей. Предприятия, выделяя деньги на проведение НИОКР, уверены в том, что задание будет выполнено качественно и в срок. Это лишь одна иллюстрация того, что такая высокая степень доверия позволяет вузу, обладающему достаточными компетенциями, участвовать в решении конкретных задач региона.

О. В. Пилипенко:

Созданные опорные университеты имеют возможность способствовать росту привлекательности региона, содействовать формированию иного качества жизни в регионе, становиться основой для развития экономики знаний, обеспечивать продвижение инновационных научно-исследовательских разработок. Например, построение инновационной структуры опорного вуза, имеющего в своей структуре центр превосходства, инжиниринговый центр, технопарк, бизнес-инкубатор, позволяет, во-первых, увеличивать доходы университета от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, во-вторых, вовлекать нашу талантливую молодежь, ученых и преподавателей вуза в предпринимательскую и инновационную деятельность, в-третьих, создавать точки роста для отраслей экономики региона, давать качественно иное содержание для развития кластеров и территорий. По сути, вуз становится экспертом и регулятором важнейших процессов в развитии экономики территории. Так, например, наш университет является соучредителем и участником научно-промышленного кластера специального приборостроения, автоматизированных систем управления и кибербезопасности; территориального инновационного кластера на-вигационно-телематических, геоинформационных систем с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС; IT-кластера региона, туристского кластера Орловской области. За последние годы впервые можно констатировать такую заинтересованность в совместной работе региона, вуза и предприятий реального сектора экономики.

Сегодня все опорные университеты имеют амбициозные программы развития, согласованные с регионами. Последовательно реализуют дорожные карты, корректируют подходы и находятся в постоянном диалоге с региональными властями, предприятиями и внешними партнерами университета. Мы понимаем, что именно сейчас, на пути к четвертой промышленной революции, важна трансформация не только самого вуза, но и региона. Поэтому мы ощущаем себя драйвером развития территории. Мы сами взяли курс на развитие.

А. К. Клюев:

Традиционный дизайн высшего образования в регионах, как правило, включал классический университет, один или несколько технических вузов, медицинский, педагогический, аграрный вуз и т. д. Исторически в России сложилась система высшего образования, распределенная по отраслям с дефицитом университетов-интеграторов, берущих на себя ключевую функцию в региональном развитии. Как, на Ваш взгляд, опорные вузы страны могут преодолеть это противоречие? Что нужно сделать для того, чтобы опорные университеты стали ими по факту, а не по названию?

Б. Ч. Месхи:

Противоречие, о котором Вы говорите, правильней называть пережитком. В современном мире, в котором новые профессии появляются едва ли не каждый год, а производство предъявляет запрос на специалистов, обладающих набором самых разносторонних и порой неожиданных компетенций, востребованы вузы, способные гибко реагировать на изменчивую действительность, на стремительно обновляющиеся запросы рынка. Опорные вузы, не замкнутые на какие-либо отрасли - прекрасная модель высшего образования, достаточно мобильного, чтобы не отставать от жизни, быть в авангарде, в своем учебном процессе ориентируясь на актуальные исследования и прогнозы развития рынка труда. Нужно время и планомерная работа в рамках существующей стратегии: актуализация учебных планов, развитие инфраструктуры (социальной и научно-исследовательской), активизация в сфере научно-исследовательской деятельности, усиление взаимодействия с иностранными партнерами, с крупными региональными предприятиями и инноваторами, участие в международных конкурсах, привлечение и удержание талантливой молодежи. Задач много, но все они

Как будут развиваться опорные университеты

решаемы при условии наличия в вузах команды профессионалов-единомышленников.

С. М. Дмитриев:

Для этого необходимо объединение усилий, полноценная интеграция всех трех движущих сил инновационного процесса в регионе: образования, науки и промышленности. Университет должен стать полноправным участником процесса принятия важных для региона решений. Местная власть изначально, еще на этапе их проработки, должна не просто консультироваться с вузовскими экспертами, но и определять роль, которая будет отведена университету в реализации того или иного проекта, следовательно, опираться на его потенциал.

О. В. Пилипенко:

Безусловно, смогут. Уже сегодня ОГУ имени И. С. Тургенева на 75 % от общего числа выпускников всех вузов региона закрывает потребность в специалистах предприятий соответствующего профиля подготовки, а к 2020 году вклад университета составит 95 %. Более 300 образовательных программ, предлагаемых университетом для абитуриента, позволяют нам быть единственным в регионе университетом, ведущим многопрофильную непрерывную подготовку специалистов всех уровней в области инженерного, педагогического, медицинского, естественнонаучного и гуманитарного образования.

Опорный университет берет на себя ответственность за развитие региона, соответственно, должен решать задачи по консолидации всех интеллектуальных ресурсов региона, создавать синергетический эффект. В современных условиях сложно найти успешные проекты, которые по своей сути не являлись бы междисциплинарными или построенными на профессиональном взаимодействии специалистов, ученых, практиков. Кроме того, открытие базовых кафедр совместно с предприятиями региона позволяет привлекать представителей индустрии к реализации широкого круга практикориентированных образовательных программ, готовить специалиста не только под конкретную отрасль, а под конкретное предприятие. Поэтому опорные университеты призваны замыкать на себе ключевую функцию регионального развития.

А. К. Клюев:

Процессы преобразования и развития университетов, как правило, вскрывают накопленные проблемы отложенные «болячки», замо-

роженные конфликты и так далее. Назовите наиболее значимые проблемы в реорганизации вузов и в их становлении как опорных?

Б. Ч. Месхи:

Одной из существенных проблем я бы назвал инертность вузовских коллективов. Идея объединения, укрупнения региональных вузов, насколько мы можем судить на собственном опыте, нередко не находит понимания. Не все и не сразу понимают, что вузы, по многу лет с переменным успехом разрабатывавшие какие-то свои направления (причем далеко не всегда вписывавшиеся в контекст мировой науки), при объединении могут перегруппировать силы и сформировать более эффективные исследовательские коллективы. Впрочем, это проблема, которая, как правило, решается в процессе открытого общения с представителями вузовского сообщества, так как альтернативы у нынешней реформы высшего образования нет: либо мы модернизируемся и выйдем на новый уровень, либо безвозвратно отстанем от всего цивилизованного мира.

С. М. Дмитриев:

В ходе первой волны конкурса существовало обязательное требование о слиянии университетов. Сейчас оно формально снято (я считаю это положительным моментом), но последствия такого объединения сказываются в ряде вузов до сих пор.

Еще одна проблема. Опорный вуз, для того чтобы в полной мере оправдывать свое предназначение и стать интегратором системы «образование - наука - производство», должен получить полномочия полноправного участника процесса формирования программ развития региона, в том числе стратегических. Однако пока, как мне кажется, многие представители органов власти еще не готовы к этой новой ситуации. Так что нам вместе предстоит учиться преодолевать барьеры -и ведомственные, и психологические.

О. В. Пилипенко:

На начальном этапе формирования опорного университета вуз, безусловно, сталкивается с рядом внутренних ограничений и внешних вызовов.

Основным внутренним ограничением становится решение задачи переосмысления содержания понятия «университет»: каким он был и каким должен стать, каковы его функции в современном обществе, как эффективно работать с финансовыми потоками университета, как реализовать миссию университета и его стратеги-

ческую цель. Вместе с тем добавляется задача определения показателя опорности для региона в том статусе, который вуз может и готов предложить региону.

Ключевой проблемой для университета стала необходимость реализации мероприятий Программы развития при одновременном выполнении задачи по объединению двух ведущих и амбициозных университетов региона со своими управленческими командами, научно-педагогическими работниками, научными школами и многолетними традициями учебных заведений. Потребовалось время для реальной и объективной оценки текущего состояния университетов, инфраструктуры объединенного вуза и проведения мероприятий по преобразованию структуры, подразделений Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, формированию управленческой команды и определению ключевых точек роста для нового вуза региона.

Важной проблемой для университета стали социально-экономические трудности промышленности региона, не позволяющие многим предприятиям инвестировать в наукоемкую продукцию и развитие научных исследований. Разрыв между наукой, образованием и реальностью (потребностями работодателя) постепенно увеличивался, поэтому быстро перестроить взаимоотношения работодателей с вузом, нацелив их на взаимовыгодное сотрудничество в науке и образовании трудно.

Борьба за внешние высокоэффективные исследовательские команды в нынешних условиях серьезно обострилась и требует от университетов привлечения серьезных средств мотивации и стимулирования труда ученых и преподавателей, имеющих опыт работы в ведущих университетах страны и мира.

А. К. Клюев:

Формирование опорных университетов страны находится на начальном этапе. Что Вы бы рекомендовали уточнить в концепции создания опорных вузов? Какие вопросы разви-

тия университетов, на Ваш взгляд, необходимо обсудить в профессиональном сообществе?

Б. Ч. Месхи:

Нужно еще больше работать, активней создавать и развивать совместные проекты, которые помогут нам аккумулировать усилия и знания. Уточнять повестку можно бесконечно, но только в процессе работы мы движемся вперед.

С. М. Дмитриев:

Концепция создания опорных университетов подразумевает формирование между такими вузами тесных связей. Сейчас идет создание Ассоциация опорных университетов. На мой взгляд, это перспективный путь, который позволяет аккумулировать силы для решения серьезных задач за счет синергетического эффект сетевого взаимодействия. Реальные примеры такого взаимодействия у нас уже есть: в рамках созданного в нашем университете Приволжского проектного офиса Маринет Национальной технологической инициативы НГТУ успешно сотрудничает с коллегами из другого опорного вуза - Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Обсудить новые возможности и перспективы такого сетевого взаимодействия с представителями профессионального сообщества мне представляется очень важным.

О. В. Пилипенко:

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо уделить серьезное внимание выстраиванию партнерских отношений образовательного, научного, проектного, иного сотрудничества опорных университетов. Ключевой становится позиция объединения усилий для совершения прорывов в образовании, науке, технике, технологиях; поиске лучших практик, которые наши вузы могут масштабировать на всю страну. В конечном итоге это формирование сети опорных вузов, которые могут решить проблемы своих регионов, подключив для этого лучшие компетенции интеллектуальной элиты своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.