Научная статья на тему 'КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В XXI ВЕКЕ'

КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кафедра теории музыки / Уральская государственная консерватория / вузовская музыкальная наука и образование / department of music theory / Ural State Conservatory / university music science and education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Викторовна Городилова, Вера Ильинична Вялухина

В статье рассматриваются основные направления деятельности кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории в первые десятилетия нового века. Освещаются достижения коллектива кафедры в научной, педагогической и организационной областях. Результативность работы связывается с сохранением и упрочением лучших традиций, заложенных консерваторцами ещё в период становления вузовской музыкально-теоретической науки и образования на Урале. Акцентируется преемственность в понимании роли и значения теоретического музыкознания в обучении как собственно музыковедов, так и исполнителей, совмещающаяся с творческим подходом к образовательному процессу. А перспективность и отличительные черты научной школы кафедры характеризуются словами Е.В. Назайкинского, отметившего в своё время свойственное ей «сочетание аналитического мастерства и поэтичности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY OF THE URAL CONSERVATORY IN T HE 21ST CENTURY

The article examines the main directions of activity of the Department of Music Theory of the Ural State Conservatory in the first decades of the new century. The achievements of the department’s staff in the scientific, pedagogical and organizational fields are highlighted. The effectiveness of the work is associated with the preservation and strengthening of the best traditions laid down by the conservatoires during the formation of university music theoretical science and education in the Urals. Continuity in understanding the role and significance of theoretical musicology in the training of both musicologists themselves and performers, combined with a creative approach to the educational process, is emphasized. And the prospects and distinctive features of the department’s scientific school are characterized by the words of E.V. Nazaykinsky, who at one time noted her characteristic “combination of analytical skill and poetry”.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В XXI ВЕКЕ»

К ЮБИЛЕЮ

УРАЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

УДК 78.071.4(470)

DOI 10.24412/2658-7858-2023-35-66-78

Марина Викторовна Городилова

Кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-5920-9675. SPIN-код: 2729-2166

Вера Ильинична Вялухина

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5067-1203. SPIN-код: 6387-7611

КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

В XXI ВЕКЕ1

В статье рассматриваются основные направления деятельности кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории в первые десятилетия нового века. Освещаются достижения коллектива кафедры в научной, педагогической и организационной областях. Результативность работы связывается с сохранением и упрочением лучших традиций, заложенных консерваторцами ещё в период становления вузовской музыкально-теоретической науки и образования на Урале. Акцентируется преемственность в понимании роли и значения теоретического музыкознания в обучении как собственно музыковедов, так и исполнителей, совмещающаяся с творческим подходом к образовательному процессу. А перспективность и отличительные черты научной школы кафедры характеризуются словами Е. В. Назайкинского, отметившего в своё время свойственное ей «сочетание аналитического мастерства и поэтичности».

Ключевые слова: кафедра теории музыки, Уральская государственная консерватория, вузовская музыкальная наука и образование

Для цитирования: ГородиловаМ. В., ВялухинаВ. И. Кафедра теории музыки Уральской консерватории в XXI веке. DOI 10.24412/2658-7858-2023-35-66-78 // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2023. - Вып. 35. - С. 66-78.

В 2022/23 учебном году кафедра теории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского отмечала сразу несколько знаменательных дат. Среди них - 85-летие историко-теоретического отделения, 50-летие самостоятельного су-

ществования кафедры2, наконец, 100-летие со дня рождения первого заведующего отделившейся кафедрой Владимира Петровича Костарева. Именно он немало способствовал этому процессу и обосновывал его необходимость.

В 1950-е годы в состав единой кафедры входили преимущественно композиторы. Однако к моменту, когда Костарев принял на себя руководство кафедрой (в 1969 году), она уже пополнилась большим количеством теоретиков. Вместе с тем, учебный процесс у музыковедов в его теоретической части по-прежнему ориентировался на композиторскую деятельность. Владимир Петрович в кратком очерке истории кафедры довольно экспрессивно реагировал на эту ситуацию: «...в гармонии ценилось, в первую очередь, владение импровизацией гармонических последовательностей, в полифонии - умело и быстро написать фугу, к экзамену по гармонии - Прелюдию в фактуре и с модуляциями. Анализ и тем более теория не составляли цели обучения - и это на историко-теоретическом факультете!». Поэтому закономерным видится решение, принятое по инициативе Костарева: «Численный и качественный рост кафедры, сложность совмещения теоретических и творческих композиторских задач обусловили разделение кафедры на две: кафедру „Композиции и инструментовки" (завкафедрой, заслуженный деятель искусств, и.о. профессора Н. М. Пузей) и кафедру „Теории музыки" (завкафедрой кандидат искусствоведения, доцент В. П. Костарев)»3.

Таким образом, в 1972 году кафедра теории музыки не только стала формально автономной консерваторской структурой, но и обрела специфику, определившую направления её деятельности на долгие годы.

Начальный период истории кафедры в новом статусе (с 1972 года и до окончания ХХ столетия) нашёл отражение в различного рода исследованиях и публикациях, в том числе - в материалах докладов на конференциях, диссертациях педагогов и даже в дипломных работах студентов кафедры4. Цель настоящей статьи - осмыслить опыт работы кафедры в XXI веке.

Как ясно из выше изложенного, в XXI век кафедра теории музыки вошла, имея за плечами 28 лет самостоятельного

существования, сопровождавшихся подлинно творческим расцветом в научно-методической и учебно-организационной сферах. Именно в этот период была заложена основа для дальнейшего развития кафедры.

В 2005 году к выполнению обязанностей заведующего кафедрой приступила М. В. Городилова. В своей программе она отмечала: «Кафедра теории музыки УГК имени М. П. Мусоргского имеет сложившиеся традиции, передаваемые от поколения к поколению, и представляет собой уникальный во многих отношениях коллектив, в котором успешно взаимодействуют представители разных возрастных групп, люди, отличающиеся ответственным отношением к своему делу, высоким творческим потенциалом и разнообразными сферами исследовательских интересов». Своей главной задачей Марина Викторовна видела, прежде всего, сохранение традиций, поддержание стабильности в работе этого отлаженного и во многом единого организма. И как показало время, за 23 года в новом столетии кафедра теории музыки не только сохранила всё то лучшее, что её всегда отличало, но и упрочила своё положение одной из ведущих кафедр Уральской консерватории.

Что же происходило в эти годы?

Удивительно плавно и безболезненно проходил на кафедре процесс смены поколений, а точнее - обновления при сохранении ведущего «ядра». Молодые педагоги -все выпускники кафедры - как правило, начинали свою деятельность на условиях почасовой оплаты или совместительства, а затем, обычно после защиты кандидатской диссертации, становились штатными работниками. Так, в первое десятилетие XXI столетия в состав кафедры вошли окончившие аспирантуру УГК В. И. Нем-ковская (Вялухина) и А. С. Мешкова. Обе они вскоре активно включились в жизнь кафедры и консерватории. Вера Ильинична с 2005 года являлась бессменным секре-

тарём, а в марте 2022 года приняла на себя руководство кафедрой теории музыки. Анна Сергеевна много лет возглавляла ре-дакционно-издательский отдел УГК, а недавно была назначена главным редактором консерваторских периодических изданий «Музыка в системе культуры: Научный вестник УГК» и «Слово о музыке». Во втором десятилетии кафедра пополнилась ещё тремя её выпускниками - А. А. Ермаковым, М. Л. Зыряновым и О.А. Гагариной, которые также нынче задействованы в различных консерваторских структурах5.

Первые десятилетия XXI века в истории кафедры являются весьма значимыми в сфере научно-творческой работы. Это время успешного завершения целого ряда крупных диссертационных исследований. В 2006 году состоялась защита докторской диссертации О. Е. Шелудяковой (тема: «Феномен мелодики в музыке позднего романтизма»), в 2008-м докторскую диссертацию «Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра» защитила А. Г. Коробова, в 2009 году прошла защита докторской диссертации Е. Е. Полоцкой «П. И.Чайковский и становление композиторского образования в России». Чрезвычайно активизировалась в этот период и научная работа аспирантов и соискателей кафедры. Всего с 2002 по 2022 годы было защищено 22 кандидатских диссертации (см.: Приложение 2).

Успешным защитам сопутствовали участие в многочисленных конференциях, издание монографий, большого количества научных статей. И в целом по глубине, охвату проблематики, да и количеству публикации этих лет превышают всё сделанное на кафедре за время её существования. Так, объём печатной продукции с 2006 по 2022 годы составил 120! п.л. (около 29000 страниц). Но что ещё более важно, педагоги кафедры не столько стремились к количественным рекордам, сколько старались обеспечить высокое качество своего научного и научно-методического продукта

и сохранить оригинальный «стиль» уральской школы. Как заметил ещё в 2003 году в рецензии на сборник «Приношение музыке ХХ века» Е. В. Назайкинский, «в Уральской консерватории набирает силу перспективная музыковедческая научная школа, для которой характерен широкий охват явлений музыки, сочетание аналитического мастерства и поэтичности».

Другим важнейшим направлением в деятельности кафедры теории музыки в интересующий нас период была учебно-методическая работа. Начало XXI века, как известно, - это время значительных изменений в сфере высшего образования: был осуществлён переход на двухступен-ную систему (бакалавриат-магистратура), внедрены новые государственные образовательные стандарты, поначалу предоставлявшие вузам определенную свободу и оставлявшие место для творческой инициативы. Кафедрой теории музыки в это время были введены в учебный процесс новые курсы - к примеру, «Массовая музыкальная культура» (в настоящее время курс ведёт А. С. Мешкова), «Музыкальная культура Урала» (программа дисциплины разработана Л. К. Шабалиной, к её ведению позже присоединилась Н. К. Евдокимова) и другие; продолжил развиваться и совершенствоваться комплексный курс «Теории музыки». Усилиями О. Е. Шелудяковой при кафедре в 20x3 году открылось новое отделение по профилю «Древнерусское певческое искусство».

В ходе подготовки к очередной аттестации в ноябре 2006 года были впервые полно и комплексно разработаны учебные программы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам, которые затем постоянно обновлялись и оптимизировались. В период с 2011 по 20x5 годы они были изданы общим количеством 109 программ. Большинство из этих материалов переросли статус собственно рабочей программы: они по сути являлись авторскими и настолько развёрнутыми, что легко станови-

лись основой для создания учебных пособий. Некоторые из таких пособий, будучи отрецензированными ведущими учёными и педагогами России, получили гриф УМО. Это: «Древнерусская музыка» О. Е. Шелу-дяковой; «Теория музыки: комплексный курс для исполнительских специальностей музыкальных вузов» М. В. Городиловой, А. Г. Коробовой и В. И. Немковской; «Массовая музыкальная культура» А. Г. Коробовой и А.С. Мешковой6.

Наряду с обновлением учебно-методической базы на кафедре продолжали совершенствоваться сами формы работы со студентами. Помимо собственно учебных видов занятий особую роль в образовательном процессе стали играть внеучебные мероприятия, ориентированные на различные направления профессиональной деятельности студентов-музыковедов и исполнителей. Среди них есть те, что приближены к деятельности научного профиля: «симпозиумы» (открытые защиты курсовых работ по музыкально-теоретическим дисциплинам); «круглые столы» (преимущественно по вопросам методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин); выступления студентов на педагогических семинарах, межвузовских конференциях; участие студенческих научных работ в конкурсах различного уровня. Перечисленные формы - своего рода творческая лаборатория будущих музыковедов-исследователей, а также проявляющих интерес к научной работе студентов других специальностей и направлений подготовки.

С краеведческой направленностью в деятельности кафедры теории музыки связана такая форма работы, как тематические экскурсии по памятным местам города Екатеринбурга и его музеям. В течение долгого времени их проводила авторитетный «музыкальный краевед» Екатеринбурга, профессор кафедры Л. К. Шабалина, автор курса «Музыкальная культура Урала», научный руководитель целого ряда профильных дипломных работ выпускников кафедры.

Впоследствии к этой работе стали привлекаться и студенты-музыковеды. К данной форме примыкает также внеучебная работа в Музее истории Уральской консерватории и Доме-музее П. И. Чайковского в г. Алапа-евске.

Наконец, важное значение в обсуждаемый период приобрели те внеучебные мероприятия, которые более непосредственно связаны с содержанием и построением экспериментального комплексного курса теории музыки, разработанного преподавателями кафедры. Они проводятся в течение года в театрализованно-концертном варианте и призваны закрепить полученные навыки и знания по той или иной эпохе. Это «Музыкальный турнир» в конце второго семестра (импровизирование на фортепиано в духе танцев эпохи Возрождения по предлагаемым формулам гармонических прогрессий из числа освоенных в курсе); «Состязание клавиристов» в конце третьего семестра (игра с листа аккомпанемента по цифрованной нотации и показ «домашней заготовки» - хоральной прелюдии, сочинённой на заданный образец); «Майские игрища» в завершении курса (своеобразный «перфоманс» в исполнении студентов, осваивающих разные техники, способы письма и представления музыки XX - начала XXI веков) [подробнее об этом см.: 2].

Впрочем, учебно-методическая работа, которая велась и ведётся на кафедре, не ограничивается только стенами консерватории. Продолжая добрые традиции и реализуя идею непрерывности образования, педагоги кафедры постоянно сотрудничают с различными звеньями музыкально-образовательной системы - проводят мастер-классы, участвуют в работе жюри конкурсов и фестивалей, в мероприятиях городского и регионального ресурсных центров, осуществляют выезды с методической помощью. В рассматриваемый период с целью упрочения взаимодействия с училищами и колледжами были органи-

зованы и проведены имеющие уже свою историю и резонанс Музыковедческий конкурс работ учащихся средних специальных учебных заведений Российской Федерации и стран СНГ «Уральский молодежный форум» (с нынешнего года носящий имя В. Н. Хлопковой) и Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам имени З.А. Визеля7.

Сегодня педагоги кафедры теории музыки, пользуясь уважением коллег, активно привлекаются к экспертной работе: в качестве председателей ГАК, оппонентов на защитах диссертаций, рецензентов научных и методических изданий и т.д. Наши доктора, кроме прочего, входят в редколлегии ваковских журналов, в состав диссертационных советов. Более того, О. Е. Шелудя-кова является заместителем председателя Объединённого диссертационного совета при Магнитогорской консерватории. Подобная востребованность, безусловно, является свидетельством высокого авторитета кафедры теории музыки УГК в профессиональном сообществе.

Подтверждением чему может служить и то обстоятельство, что наши ведущие профессора в своё время вошли в состав ректората УГК, будучи приглашёнными на должность проректора по научной работе. С 2010 по 2015 годы её занимала А. Г. Коробова, а с сентября 2015 по сентябрь 2021 - Е.Е. Полоцкая. Благодаря их инициативе и ответственному отношению к делу научно-творческая работа консерватории вышла на совершенно новый уровень. В этот период произошло значительное повышение науко-метрических показателей вуза, были проведены масштабные научные и творческие мероприятия (конференций, фестивали), в том числе - с международным участием. В консерватории была создана такая структура как Центр дополнительного профессионального образования, к руководству которого была приглашена Н. К. Евдокимова.

Отдельно следует сказать о консерваторских периодических изданиях и, особенно, о Научном вестнике Уральской консерватории «Музыка в системе культуры». Последний в феврале 2022 года был включён Высшей аттестационной комиссией в Перечень рецензируемых научных изданий. У этого журнала есть своя история и предыстория. Он ведёт своё происхождение от «Научно-методических записок Уральской консерватории» (его 8 выпусков пришлись на 1957-1973 годы), но более непосредственно - от сборника научных статей «Музыка в системе культуры», первый выпуск которого в 2005 году состоялся по инициативе заведующей кафедрой истории музыки, профессора Л.А. Серебряковой. В 2012 году А. Г. Коробовой (тогда проректором по науке) было принято решение о преобразовании сборника в журнал с целью дальнейшей подготовки его к новому (ваковскому) статусу. Ею были сделаны необходимые шаги в поисках оригинального формата журнала, продуманы дизайн и цветовая гамма обложки, соответствующая эмблематика, появилось и нынешнее название издания: Научный вестник Уральской консерватории. Впервые он увидел свет в 2013 году как шестой номер «Музыки в системе культуры». Всего с 2013 по 2018 годы вышло 10 номеров. Важным результатом этого этапа стало включение журнала в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

С 2019 года Е. Е. Полоцкой был активизирован процесс по приведению журнала в соответствие с требованиями, предъявляемыми к изданиям из Перечня ВАК: разработана постоянная рубрикация, соблюдена регулярность появления выпусков (4 номера в год), сформирована постоянная редколлегия, упорядочена система обязательного рецензирования предоставляемых рукописей, создан сайт журнала. Полностью работа в данном направлении была завершена в декабре 2021 года и, как результат,

в феврале следующего года у консерватории появилось собственное ваковское издание.

Таковы предварительные итоги деятельности кафедры теории музыки УГК в XXI веке.

В завершении хотелось бы подчеркнуть, что кафедра - это не просто рабочий коллектив, это ещё и человеческий союз.

И уникальность нашей кафедры не только, как отмечалось вначале, в сплаве молодости и опыта, в разносторонности интересов и т.п., но и в той особой атмосфере интеллигентности, взаимного уважения, доброжелательности, которая царит на кафедре и которую ощущают все, кому довелось так или иначе соприкоснуться с ней.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данная статья продолжает серию публикаций, посвящённых истории консерватории и её отдельных кафедр [см., напр.: 4].

2 В 1938 году в консерватории образовалась кафедра теории, истории музыки и композиции, которую возглавил первый ректор М. П. Фролов. В 1942-м самостоятельный статус обрела кафедра истории музыки, а в 1972-м произошло разделение на кафедры композиции и теории музыки.

3 Цит. по материалам, хранящимся в архиве кафедры теории музыки.

4 Среди них: коллективные монографии к 75-летию и 80-летию Уральской консерватории [8; 1], сборник статей «Музыкальная наука и образование на Урале: к 80-летию историко-теоретического отделения Уральской консерватории» [7], кандидатская диссертация Н.К.Евдокимовой «Теоретическое музыкознание в Уральской консерватории в контексте интеграции наук (1934-1999)», а также ряд научных публикаций Н. К. Евдокимовой, Л. К. Шабалиной, А. Г. Коробовой, М. В. Городиловой [3; 5; 6] и других авторов, посвящённых истории Уральской консерватории. Достаточно подробные сведения о кафедре теории музыки во второй половине ХХ века имеются также в дипломных работах, созданных под руководством Л. К. Шабалиной: ЧернышковаН. В. Этапы становления и развития кафедры теории музыки УГК (2003); ПоташкинаА. В. Конференции, семинары и их роль в деятельности кафедры теории музыки УГК (2010).

5 Сегодня в профессорско-преподавательский состав кафедры входят 14 человек, для 11-ти из которых консерватория является основным местом работы и 3 работают в качестве совместителей. Таблица, размещённая в Приложении 1, отражает достижения всех членов кафедры и свидетельствует о стопроцентной «остепенённости» её нынешнего состава.

6 Стоит также упомянуть и некоторые другие пособия, созданные на кафедре и имеющие гриф УМО: ФишерА. Н., ШабалинаЛ. К.Джазовая гармония в период стилевой модуляции от свинга к бибопу. Екатеринбург, Тюмень, 2010; ГородиловаМ. В., КоробоваА. Г., ШабалинаЛ. К., ШелудяковаО. Е. Школьное сольфеджио: теоретические основы практического курса. Екатеринбург, 2014.

7 З.А. Визель и В.Н. Хлопкова - выдающиеся уральские учёные-музыковеды, консерваторские учителя многих поколений теоретиков и просто замечательные люди.

ЛИТЕРАТУРА

1. 80 лет Уральской консерватории в событиях и фактах / авт.-сост. Л. К. Шабалина, Е. Е. Полоцкая, А. Г. Коробова, Б. Б. Бородин ; под общ. ред. А. Г. Коробовой, Л. К. Шабалиной. Екатеринбург : АМБ, 2014. 90 с.

2. ВялухинаВ. И., ГородиловаМ. В., КоробоваА. Г., Полоцкая Е.Е. Внеучебные формы деятельности в вузе: из опыта работы кафедры теории музыки Уральской консерватории // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1. С. 129-139. DOI 10.17674/1997-0854.2019.1.129-139

3. ГородиловаМ. В., КоробоваА. Г. Отмечая 80-летие Уральской консерватории // Музыкальная академия. 2015. № 2. С. 36-42.

4. ДенисоваГ.А. Кафедра сольного пения Уральской консерватории: от прошлого к настоящему // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2022. Вып. 31. С. 86-97.

5. ЕвдокимоваН. К., ШабалинаЛ. К. Интегративные исследовательские направления в научных трудах Уральской консерватории: вехи истории // Жизнь музыки. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. Москва : Науч.-издат. центр «Моск. консерватория», 2018. Вып. 2. С. 229-242.

6. КоробоваА. Г., ШабалинаЛ. К. Уральская консерватория: 80 лет высшего музыкального образования // Музыкальная академия. 2014. № 2. С. 53-57.

7. Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 14: Музыкальная наука и образование на Урале: к 80-летию историко-теоретического отделения Уральской консерватории : сб. ст. / отв. ред. КоробоваА. Г. Екатеринбург : УГК, 2018. 251 с.

8. Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского. 75 лет истории / ред.-сост. Е. Н. Федорович, Л. К. Шабалина ; гл. ред. Е. Н. Федорович. Екатеринбург : ИРА УТК, 2009. 596 с.

MarinaV. Gorodilova

Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia.

E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-5920-9675. SPIN-Kog: 2729-2166

Vera I. Vyalukhina

Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia.

E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5067-1203. SPIN-Kog: 6387-7611

DEPARTMENT OF MUSIC THEORY OF THE URAL CONSERVATORY

IN THE 21st CENTURY

Abstract. The article examines the main directions of activity of the Department of Music Theory of the Ural State Conservatory in the first decades of the new century. The achievements of the department's staff in the scientific, pedagogical and organizational fields are highlighted. The effectiveness of the work is associated with the preservation and strengthening of the best traditions laid down by the conservatoires during the formation of university music theoretical science and education in the Urals. Continuity in understanding the role and significance of theoretical musicology in the training of both musicologists themselves and performers, combined with a creative approach to the educational process, is emphasized. And the prospects and distinctive features of the department's scientific school are characterized by the words of E.V. Nazaykinsky, who at one time noted her characteristic "combination of analytical skill and poetry".

Keywords: department of music theory; Ural State Conservatory; university music science and education

For citation: GorodilovaM. V., VyalukhinaV. I. Kafedra teorii muzyki Ural'skoy konservatorii v XXI veke [Department of Music Theory of the Ural Conservatory in the 21st Century], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2023, iss. 35, pp. 66-78. DOI 10.24412/2658-7858-2023-35-66-78 (in Russ.).

REFERENCES

1. ShabalinaL. K., PolotskayaE. E., KorobovaA. G., BorodinB. B. 80 let Ural'skoy konservatorii v sobytiyakh i faktakh [80 years of the Ural Conservatory in events and facts], Yekaterinburg, AMB, 2014, 90 p. (in Russ.).

2. VyalukhinaV. I., GorodilovaM.V., KorobovaA.G., PolotskayaE. E. Extracurricular Forms of Activity in Institutions of Higher Education: from the Experience of the Work of Music Theory Department at the Ural Conservatory, Music Scholarship, 2019, no. 1, pp. 129-139. DOI 10.17674/1997-0854.2019.1.129-139 (in Russ.).

3. GorodilovaM.V., KorobovaA.G. Otmechaya 80-letie Ural'skoy konservatorii [Celebrating the 80th anniversary of the Ural Conservatory], Music Academy, 2015, no. 2, pp. 36-42. (in Russ.).

4. DenisovaG.A. Department of solo singing of the Ural Conservatory: from past to present, Musicin the-system ofculture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 31, pp. 86-97. (in Russ.).

5. Evdokimova N. K., Shabalina L. K. Integrativnye issledovatel'skie napravleniya v nauchnykh trudakh Ural'skoy konservatorii: vekhi istorii [Integrative research directions in scientific works of the Ural Conservatory: milestones in history], Zhizn' muzyki. K 110-letiyu so dnya rozhdeniya Viktora Petrovicha Bobrovskogo, Moscow, Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Moskovskaya konservatoriya», 2018, iss. 2, pp. 229-242. (in Russ.).

6. KorobovaA. G., Shabalina L. K. Ural'skaya konservatoriya: 80 letvysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Ural Conservatory: 80 years of higher musical education], Music Academy, 2014, no. 2, pp. 53-57. (in Russ.).

7. KorobovaA. G. (resp. ed.) Muzyka v sisteme kul'tury: Nauchnyy vestnik Ural'skoy konservatorii. Vyp. 14: Muzykal'naya nauka i obrazovanie na Urale: k 80-letiyu istoriko-teoreticheskogo otdeleniya Ural'skoy konservatorii:

sb. st. [Musicin thesystem ofculture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory. Vol. 14. Musical science and education in the Urals: to the 80th anniversary of the historical and theoretical department of the Ural Conservatory: collection of articles], Yekaterinburg, UGK, 2018, 251 p. (in Russ.).

8. FedorovichE. N., ShabalinaL. K. (ed.-comp.) Ural'skayagosudarstvennaya konservatoriya im. M. P. Musorg-skogo. 75 let istorii [Ural State Conservatory named after. M. P. Mussorgsky. 75 years of history], Yekaterinburg, IRA UTK, 2009, 596 p. (in Russ.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Препод аватели ка федры теории музыки по состоянию

на гогг/гогз учебный год

№ ФИО, должность, Начало Научные интересы ВЫПУСКНИКИ

УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, работы и достижения

УЧЁНоЕ ЗВАНИЕ НА КАФЕДРЕ

1 Шабалина Людмила 1965 Сфера научных интересов: русская музыка и му- 77 выпуск-

Константинов- зыкальная культура в аспектах эстетики, поэти- ников по

на - профессор УГК, ки, национальной специфики, теории и истории; специальному

кандидат искусство- музыкальная культура Урала. классу. Руко-

ведения, доцент Кандидатская диссертация «Функциональные водство

основы ладовой системы А. Бородина в аспекте 4 кандидат-

поэтики эпоса» защищена во ВНИИ искусствоз- скими диссер-

нания (Москва, 1991). тациями

Учёное звание доцента (1993) В 1987-2005 го-

дах - заведующая кафедрой теории музыки УГК.

Является почётным работником высшего профес-

сионального образованиям (2006). Награждена

орденом «За вклад в просвещение» (2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Публикации (монографии, статьи, статьи в эн-

циклопедических изданиях, учебные пособия):

более 200

2 Басок Максим Ан- 1973 Сфера научных и творческих интересов: 12 выпуск-

дреевич - профессор, (в штате камерная опера, музыка для детей, детская опера, ников по

кандидат искусство- с 1975) мемуаристика. специальному

ведения Кандидатская диссертация «Современная камерная классу. Руко-

опера. К проблеме специфики жанра» (Киев, 1984). водство

Декан УГК (1985-2000), заслуженный деятель 1 кандидат-

искусств РФ (2003), учёное звание профессора ской диссер-

(2005), член Союза композиторов РФ (Уральское тацией

отделение), неоднократно лауреат международ-

ных и всероссийских конкурсов.

Публикации: свыше 100

3 Вялухина Вера 1999 Сфера научных интересов: музыкальная поэтика, 7 выпускни-

Ильинична - зав. (в штате западноевропейская музыка эпохи барокко. ков по специ-

кафедрой, доцент, с 2002) Кандидатская диссертация «Персонаж альному

кандидат искусство- как категория музыкальной поэтики» (Москва, классу

ведения ГИИ искусствознания, 2002).

Учёное звание доцента (2008), заведующая

кафедрой (с 2022).

Публикации: свыше 30

4 Городилова Марина 1976 Сфера научных интересов: теория и история 38 выпуск-

Викторовна - про- (в штате гармонии, гармония эпохи барокко, гармония ников по

фессор УГК, канди- с 1979) в музыке ХХ века, звуковые открытия ком- специаль-

дат искусствоведе- позиторов «раннего русского музыкального ному классу.

ния, доцент авангарда», визуальные проявления в сфере Руководство

звуковысотной организации, методика препо- 2 кандидат-

давания сольфеджио. скими

ФИО, должность,

УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЁНоЕ ЗВАНИЕ

Начало работы

НА КАФЕДРЕ

Научные интересы и достижения

Выпускники

Кандидатская диссертация «Звуковысотная организация в условиях стилевых взаимодействий» (ГИИ искусствознания, Москва, 1976). Заведующая кафедрой теории музыки УГК (20052022), Учёный секретарь Учёного совета вуза (с 2007). Куратор Екатеринбургской городской методической секции по дисциплине «Сольфеджио». Руководитель студенческих научных работ и диссертационных исследований. Публикации: свыше 80, в том числе в журналах ВАК, Web of Science и Scopus

диссертациями

5 Ермаков Александр 2010 Сфера научных интересов: музыка для детей, 2 выпускника

Александрович - (в штате детскии музыкальный театр. по специаль-

доцент, кандидат с 2011) Кандидатская диссертация «Жанровые особен- ному классу

искусствоведения ности детской оперы для любительского театра: на примере творчества уральских композиторов» (Магнитогорск, 2012). Учёное звание доцента (2019). Публикации: свыше 25

6 Зырянов Михаил 2013 Сфера научных интересов: церковно-певческое

Львович - доцент (в штате искусство, массовая музыкальная культура, музы-

УГК,кандидат с 2016) ка в кино.

искусствоведения Кандидатская диссертация «Служение диакона в контексте музыкального искусства» (Магнитогорск, 2016) Публикации: 18 опубликованных учебно-методических изданий и научных трудов

7 Коробова Алла Гер- 1980 мановна - профессор, доктор искусствоведения

Сфера научных интересов: теория и история музыкальных жанров, проблемы старинной и современной музыки, музыкальная пасторалистика.

Кандидатская диссертация «О функционировании отображённых жанров в симфониях советских композиторов» (Вильнюс, 1987). Докторская диссертация «Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра» (Диссертационный совет при Московской консерватории им. П. И.Чайковского, 2008). Член Диссертационного совета Д 210.027.01 Казанской гос. консерватории имени Н. Г. Жиганова, Объединённого диссовета Д 999.146.03 на базе Магнитогорской гос. консерватории имени М.И.Глинки.

Учёное звание доцента (1993), учёное звание профессора (2010).

Проректор по научной работе УГК (2010-2015). Заслуженный работник культуры РФ. Публикации: 150, в т.ч. в журналах, входящих в МБД Web of Science и Scipus; 4 монографии, одна из которых издана за рубежом, а также ряд учебных пособий с грифом УМО вузов России по муз. образованию. Труды имеются в гос. и вузовских библиотеках Франции, Германии, Чехии, Польши, Болгарии, США, Украины, Молдовы и Беларуси. Участник конференций различного уровня (более 60 выступлений). Систематически

Более

30 выпускников по специальности «Музыковедение». Руководство 6 кандидатскими диссертациями

m ФИО, должность, Начало Научные интересы Выпускники

учёная степень, работы и достижения

учёное звание на кафедре

привлекается к экспертной работе, в т.ч. в сфере

диссертационной деятельности

Мешкова Анна Сергеевна - доцент, кандидат искусствоведения

3 выпускника по специальному классу

2003 Сфера научных интересов: общие проблемы

форм существования музыки академического и неакадемического направлений, взаимодействие авангарда и массовой музыки, теория и история массовой музыкальной культуры, техники композиции в музыке ХХ века. Кандидатская диссертация «Формы существования музыки в культуре европейской традиции и их проявления во второй половине ХХ века» (Ростов-на-Дону, 2007). Учёное звание доцента (2010). Главный редактор выпускаемых консерваторией журналов «Научный вестник Уральской консерватории» и «Слово о музыке». Публикации: свыше 30

Полоцкая Eлена Eвгеньевна - профессор УГК, доктор искусствоведения, доцент

2007 Сфера научных интересов: древнерусское певче-

ское искусство, история теоретического музыкознания, музыкального образования; исследование наследия Чайковского. Докторская диссертация «П. И. Чайковский и становление композиторского образования в россии» (РАМ им. Гнесиных, 2009). Профессор УГК, проректор по научной работе УГК (20l6-202l). Член Научного совета по проблемам истории музыкального образования, Объединённого диссовета Д 999.l46.03 на базе МаГК им. М. И. Глинки. Публикации: свыше l00, изданных в России, Австрии, Германии, Польше, Украине. В их числе исследования «Пётр Ильич Чайковский как учитель», «Перевод Чайковского „Traité générald" instrumentation» Ф. О. Геварта как документ своего времени и памятник музыкально-теоретической мысли XIX века», «Das Wichtigste sind Beständigkeit und Konsequenz - Cajkovskijs Lehrer Nikolaj Zaremba», науч. статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК, индексируемых в МБД Scopus, Web of Science. Организатор и участник всероссийских и международных конференций

Шелудякова Оксана Eвгеньевна - профессор, доктор искусствоведения

10 выпускников по специальному классу. Руководство 2 кандидатскими диссертациями

Пинчуков Евгений 1979 Сфера научных интересов: гармония в музыке Более

Анатольевич - Ренессанса; процессы ладообразования в древ- 20 выпускни-

доцент, кандидат нейших пластах музыкальной культуры. ков по специ-

искусствоведения Кандидатская диссертация «Плагальное ладо- альному

образование в монодии и многоголосии устной классу традиции» (ЛГИТМиК, 1986). Учёное звание доцента (1995). Публикации: свыше 30

1987 Сфера научных интересов: поэтика в музыке Руководство

позднего романтизма, русское духовно-певческое 6 выпускными

искусство. квалифика-

Кандидатская диссертация «Мелодика позднего ционными

романтизма: стилевые аспекты» (ГИИ, Москва, работами

1976). Докторская диссертация «Феномен мело- по профилям

8

9

l0

ll

ФИО, должНость,

УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, УЧЁНоЕ звАНИЕ

Начало работы

НА КАФЕДРЕ

Научные интересы и достижения

Выпускники

дики в музыке позднего романтизма» (Магнито- «Древне-горск, 2006). русское

Учёное звание доцента (2001), учёное звание певческое

профессора (2008). искусство»,

Заместитель председателя Объединенного совета 3 - по специ-Д 999.146.03 по защите диссертаций на соиска- альности ние учёной степени доктора искусствоведения «Музыкальная и учёной степени кандидата искусствоведения педагогика», по научной специальности 17.00.02 - «Музыкаль- 12 - по специ-ное искусство» на базе ГБОУ ВО ЧО «Магнитогор- альности ская государственная консерватория (академия) «Музыковеде-имени М. И. Глинки». Эксперт Федеральной ние».

службы по надзору в сфере образования и науки Руководство по проведению аккредитационной экспертизы 7 кандидат-организаций, осуществляющих образовательную скими диссер-деятельность (с 2013), Института контроля каче- тациями ства и аккредитации образовательных программ в сфере культуры и искусства (с 2018). Член редколлегий специализированных научных журналов «Искусствознание: теория, история, практика», «Проблемы музыкальной науки». Создала детский хор «Октоих» Патриаршего подворья Екатеринбургской епархии, ставший лауреатом Всероссийского конкурса (Москва, 2005) и выступавший в храмах России, Греции, Турции и Италии.

Награждена знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской федерации» Минобразования России (2007). Публикации (книги, брошюры, учебные пособия, научные статьи): более 150

12 Гагарина Оксана Александровна -старший преподаватель, кандидат искусствоведения. Основное место работы - ДМШ № 2

2015 Сфера научных интересов: жанровая драматургия

в балетном театре, балетная пастораль, французская балетная музыка Х1Х-ХХ вв., акустическая среда современного города, электроакустическая музыка.

Кандидатская диссертация «Пасторальные традиции во французском балете и их отражение в балетной музыке Франции начала ХХ века» (Магнитогорск, 2018). Публикации: более 20

13 Евдокимова

Нина Кузьминична - доцент, кандидат искусствоведения. Основное место работы - УГК, началь-никЦДПО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера научных интересов: история теоретического музыкознания, методология музыкознания, интеграция наук, междисциплинарность, история российского музыкального образования, история региональной музыкальной науки, музыкальная культура Урала.

Кандидатская диссертация «Теоретическое музыкознание в Уральской консерватории в контексте интеграции наук (1934-1999)» (Магнитогорск, 2019).

Учёное звание доцента (2023). Публикации (научные статьи, учебно-методические издания): более 20

2012

№ ФИО, должность, Начало Научные интересы Выпускники

учёная степень, работы и достижения

учёное звание на кафедре

14 Заволжанская Ирина 2005, Сфера научных интересов: теория и практика

Юрьевна - доцент С 2016 - свободного музицирования.

УГК, кандидат пе- в должности Кандидатская диссертация «Формирование

дагогических наук. доцента умения игры по слуху у студентов музыкальных

Основное место факультетов педагогических вузов» на соискание

работы - Уральский учёной степени кандидата педагогических наук

педагогический уни- (УрГПУ, 2012).

верситет Публикации: свыше 20

Приложение 2. Кандидатские диссертации аспирантов и соискателей кафедры теории музыки, созданные в XXI веке

№ ФИО Тема диссертации Год и место защиты Научный руководитель

1 Немковская (Вялухина) Вера Ильинична Персонаж как категория музыкальной поэтики 2002, Москва, ГИИ Коробова А. Г.

2 Фишер Анжелика Николаевна Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции -от свинга к бибопу 2004, Магнитогорск Шабалина Л. К.

3 Брандобовская Лолита Владимировна Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже кандидатская диссертация XIX-XX веков 2004, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

4 Сыстерова Наталия Николаевна Претворение традиций русской Панихиды в «Братском поминовении» А. Кастальского 2004, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

5 Билалова Татьяна Владимировна Феномен «петербургского текста» в русской камерно-вокальной лирике начала ХХ века 2005, Санкт-Петербург Шабалина Л. К.

6 Резник Ирина Борисовна Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов 2005, Магнитогорск Пальмова В. А.

7 Поздеева Римма Петровна Методологические и теоретические основы постижения гармонии в музыке ХХ века 2006, Магнитогорск Городилова М. В.

8 Кушпилева Марина Юрьевна Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность 2006, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

9 Мешкова Анна Сергеевна Формы существования музыки в культуре европейской традиции и их проявления во второй половине ХХ века 2007, Ростов-на-Дону Коробова А. Г.

10 Гуренко Наталья Александровна Микрохроматика И. Вышнеградского: история, теория и практика освоения 2010, Магнитогорск Городилова М. В.

11 Федулова Елена Анатольевна Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова 2010, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

12 Ермаков Александр Александрович Жанровые особенности детской оперы для любительского театра: на примере творчества уральских композиторов 2012, Магнитогорск Басок М. А.

№ ФИО Тема диссертации Год И место защиты Научный руководитель

13 Ануфриева Ольга Вильевна Каноническое напевное чтение как феномен музыкального искусства 2014, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

14 Зырянов Михаил Львович Служение диакона в контексте музыкального искусства 2016, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

15 Карабатов Роман Павлович Хоровая культура Свердловска и Свердловской области (1940-е - 1980-е годы) 2016, Магнитогорск Полоцкая Е. Е.

16 Денисова Галина Александровна Жанр Orchestergesang в Австрии и Германии конца XIX - начала XX веков: эстетика и композиторская практика 2017, Магнитогорск Полоцкая Е. Е.

17 Шакирьянова Александра Алексеевна Инструментальные жанры «увеселительной музыки» в австро-немецкой культуре второй половины XVIII века 2018, Магнитогорск Коробова А. Г.

18 Гагарина Оксана Александровна Пасторальные традиции во французском балете и их отражение в балетной музыке Франции начала ХХ века 2018, Магнитогорск Коробова А. Г.

19 Евдокимова Нина Кузьминична Теоретическое музыкознание в Уральской консерватории в контексте интеграции наук (1934-1999) 2019, Магнитогорск Шабалина Л. К.

20 Рыжкова Елена Валерьевна «Моралии» Якоба Хандла как отражение гуманистических тенденций в музыкальной культуре богемского Возрождения 2019, Магнитогорск Коробова А. Г.

21 Бобина Елена Михайловна Стилевые диалоги в хоралах Сезара Франка 2019, Магнитогорск Шелудякова О. Е.

22 Мельникова Елена Владимировна «Музыка и слово»: новые формы взаимодействия в творчестве композиторов второй половины ХХ - начала XXI веков 2022, Магнитогорск Коробова А. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.