Научная статья на тему 'Кафедра стилистики русского языка и журналистики: история становления и развития'

Кафедра стилистики русского языка и журналистики: история становления и развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЖУРНАЛИСТИКИ / DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE STYLISTICS AND JOURNALISM / НАУЧНАЯ ШКОЛА / RESEARCH SCHOOL / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ И НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / ACTIVITIES OF THE CHAIR AND THE RESEARCH SCHOOL / АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ КАФЕДРЫ И ШКОЛЫ / ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE MEMBERS OF THE CHAIR AND THE SCHOOL / ПРЕПОДАВАТЕЛИ КАФЕДРЫ И ИХ ДОСТИЖЕНИЯ / TEACHERS OF THE CHAIR AND THEIR ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пекарская Ирина Владимировна, Антонов Владимир Петрович

Статья посвящена формированию, развитию и становлению кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. В ней описывается разнообразная деятельность коллектива кафедры и научной школы, сформировавшейся при ней: научная, учебная, профессиональная, просветительская и др. Акцентируется внимание на научных связях кафедры с учёными российскими и зарубежными, рассказывается о членах кафедры и научной школы и их достижениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пекарская Ирина Владимировна, Антонов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of Russian Language Stylistics and Journalism: the History of Formation and Development

The article is devoted to the formation, development and building up of the Department of Russian Language Stylistics and Journalism of the Khakas State University named after N. F. Katanov. It describes the multifaceted activities of the group of the chair and the research school, which has matured at the chair: the research, teaching, educational, professional, and others. The article highlights the research relations of the chair with Russian and foreign researchers, It also tells about the members of the department and the research school and their achievements.

Текст научной работы на тему «Кафедра стилистики русского языка и журналистики: история становления и развития»

предназначена для тех, кто стремится повысить свою компетенцию в области иностранных языков и получить дополнительную квалификацию, позволяющую сочетать свои специальные знания и переводческие навыки в сфере профессиональных интересов. Учащимся программы предлагаются такие направления переводческой специализации (в соответствии со специальностью, указанной в дипломе), как экономика и бизнес, право, социально-политическая и общегуманитарная сфера, научно-технический перевод.

Программа «Преподавание английского языка в общеобразовательных учреждениях» даёт возможность дипломированным специалистам, имеющим педагогическое образование и владеющим иностранным языком, получить право преподавания английского языка в школе, что особенно необходимо для школ в сельской местности.

Коллектив кафедры иностранных языков и методики преподавания способен решить задачу повышения качества подготовки кадров по всем направлениям подготовки, используя современные информационно-коммуникационные технологии, создавая условия для мотивации изучения иностранного языка, необходимого для каждого специалиста в соответствии с требованиями современной жизни. © Безрукова А. В., 2014

УДК 378(571.513)

КАФЕДРА СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЖУРНАЛИСТИКИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

И. В. Пекарская, В. П. Антонов

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена формированию, развитию и становлению кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. В ней описывается разнообразная деятельность коллектива кафедры и научной школы, сформировавшейся при ней: научная, учебная, профессиональная, просветительская и др. Акцентируется внимание на научных связях кафедры с учёными российскими и зарубежными, рассказывается о членах кафедры и научной школы и их достижениях.

Ключевые слова: кафедра стилистики русского языка и журналистики, научная школа, деятельность кафедры и научной школы, аспекты деятельности членов кафедры и школы, преподаватели кафедры и их достижения.

Кафедра стилистики русского языка и журналистики (СРЯиЖ) - одна из самых молодых в структуре Института филологии и межкультурной коммуникации (ИФиМК) ХГУ им. Н. Ф. Катанова: она ведёт свою историю с 2006 года. Её образование связано с реорганизацией кафедры русского языка и методики преподавания ИФиМК. Выделение кафедры прежде всего было связано с открытием специальности «Журналистика» в Институте филологии (такое название носило тогда наше структурное подразделение в составе университета), а также введением в учебные планы специальностей и направлений университета речеведческих дисциплин (русского языка и культуры речи, риторики, культуры речи, русского языка и стилистики и др.). Кроме того, необходимость создания новой кафедры мотивировалась необходимостью систематизировать речеведческую подготовку студентов-филологов и соответственно объединить усилия преподавателей, чьи научные и профессиональные интересы связаны с речеведением. Логика выделения из классической языковедческой кафедры рече-ведческой, безусловно, определялась и приоритетами, расставленными временем, а именно обращением к функционально-деятельностной парадигме филологического знания и обращением специального внимания на коммуникативистский и антропоцентрический подходы в изучении языка и обучении языку.

Целесообразность системного пошагового преподавания речеведческих дисциплин была доказана временем: практика преподавания таких курсов показала, что студенты, которые проходили такую подготовку, отличались коммуникативной компетентностью, профессиональной ориентированностью.

Преподавание риторики, стилистики, культуры речи, словесности, целого ряда элективных курсов («Основы эффективной коммуникации», «Учение о коммуникативных качествах речи», «Эффективность письменной и устной публичной речи», «Культура письменной публичной речи», «Актуальные проблемы культуры общения» и др.) с учётом межпредметных взаимодействий давало свои результаты: ряд студентов-филологов и журналистов успешно поступили и закончили магистратуру, аспирантуру, защитили магистерские и кандидатские диссертации, были приняты на кафедру в качестве преподавателей (А. А. Чуруксаева), лаборантов, а позднее -преподавателей (О. А. Вольф).

Именно в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы на кафедре СРЯиЖ складывалась научная школа «Проблемы и особенности эффективной коммуникации в поликультурной среде» (научный руководитель - Пекарская Ирина Владимировна, доктор филологических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2005 г.), заслуженный работник высшей школы Республики Хакасия (2010 г.), лауреат премии и нагрудного знака Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия (далее - РХ) в сфере науки и инноваций. Постановлением Правительства РХ научная школа зафиксирована в 2011 году).

Научное направление, которое впоследствии стало развиваться в научную школу, было обозначено ещё в докладе ректора ХГУ им. Н. Ф. Катанова В. А. Кузьмина «Наука Хакасии - национальная гордость» на третьей

республиканской научно-практической конференции, посвящённой десятилетию Республики Хакасия» (Абакан, 29-30 июня 2001 г.) [1, с 30].

Тематика НИР кафедры связана с выявлением и комплексным системным описанием условий эффективной толерантной коммуникации в поликультурном регионе - Республике Хакасия.

Приведём основные, наиболее значимые достижения научной школы и научно-исследовательской деятельности членов кафедры:

1. Организация и совершенствование системы языкового коммуникативного образования в Республике Хакасия. В рамках данного направления школой проделана следующая работа:

- предложена концепция комплексной речевой подготовки преподавания речеведческих дисциплин с ориентацией на эффективную, воздействующую коммуникацию в образовательной парадигме «детский сад - начальная школа - общеобразовательная школа - вуз - послевузовская подготовка»;

- описана система теории и практики многоступенчатого преподавания речеведческих дисциплин с ориентацией на эффективную, воздействующую коммуникацию;

- разрабатываются междисциплинарные научно-методические материалы по совершенствованию языковой и речеведческой подготовки в поликультурном регионе.

2. Исследование проблемы идентификации культурных инвариантов (принциповоя и концептная организация) в анализе социальной действительности в контексте региональной культуры. Данная тематика разрабатывалась в рамках выигранной в 2009 году Федеральной целевой программы (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Проблема идентификации культурных инвариантов в анализе социальной действительности в контексте региональной культуры» (Шифр «2009-1. 1-304-075-002»)). Результатами исполнения указанной ФЦП стали:

- разработка теоретико-методологических основ конструирования модели культурных инвариантов;

- разработка методологии и концепции конструирования региональной модели культурных инвариантов;

- разработка междисциплинарных научно-методических материалов НИР к новому УМК «Язык. Культура. Коммуникация» для проведения оценки полученных результатов и обсуждения их на совещаниях, конференциях, симпозиумах российского и международного уровней;

- проведение экспериментальной работы по проблематике НИР в РХ на поликультурном материале;

- разработка рекомендаций для руководителей и специалистов региональных органов управления, учреждений сферы образования и культуры РХ по использованию результатов исследования в организации эффективного коммуникативного взаимодействия представителей разных этнокультурных сообществ и др.

Результаты научных разработок опубликованы в монографиях, учебных пособиях, статьях, в том числе в высокорейтинговых журналах. Только в период с 2009 по 2014 гг. издано 13 монографий, 24 учебных пособий, 10 сборников научно-методических материалов, издаваемых кафедрой СРЯиЖ, а также напечатано 207 статей (из них 67 - в изданиях РИНЦ, 50 - в журналах ВАК).

Активное участие члены ФЦП приняли в научно-практических конференциях разных уровней: международных, проведённых в России - 178, международных за рубежом - 25; всероссийских - 52; региональных - 14; республиканских - 2; всего с 2009 по 2011 в рамках ФЦП - 271 участие.

Кроме того, вне ФЦП в 2012-2013 гг. члены кафедры приняли участие в НИР, выполняемой в рамках Государственного задания по теме «Проблемы и особенности эффективной коммуникации в поликультурной среде». В 2012 году членами кафедры опубликовано 45 научных статей (из них 19 - в изданиях РИНЦ, 16 - в журналах ВАК, 5 - в зарубежных изданиях). В 2013 году - 49 публикаций: 28 - в РИНЦовских, 16 - в ВАКовских и 5 - в зарубежных изданиях. В 2014 г. кафедра издала две монографии, два учебно-методических пособия, а также ряд научно-методических статей.

Основные направления научных исследований коллектива кафедры

Генеральным направлением исследований кафедры в рамках НИР стало выявление, описание и изучение особенностей эффективной коммуникации в поликультурной среде, а также комплексного системного обучения эффективной коммуникации. В процессе научных исследований стала складываться школа «Проблемы и особенности эффективной коммуникации в поликультурной среде». Начало формирования школы связано с работой коллектива авторов под руководством И. В. Пекарской над инновационным проектом «Речеведение. Учебно-методический комплекс: Риторика. Региональная комплексная программа (детский сад - начальная школа - общеобразовательная школа - вуз)» (начало работы над проектом - 1997 год). Данный проект имел своей целью описать концепцию комплексной системной подготовки по вопросам эффективной коммуникации, начиная с пропедевтических речевых уроков в детском саду и начальной школе, продолжая эту подготовку на уровне уроков риторики в среднем звене и старших классах и заканчивая курсом риторики в вузе. Именно такая подготовка позволяет говорить о возможности риторического образования личности и коллективном риторическом образовании социума.

Названный учебно-методический комплекс послужил теоретической базой для практической коммуникативной подготовки в детских садах и школах города (д/с № 11 г. Саяногорска, д/с «Золушка» г. Абакана, СОШ № 10 и СОШ № 11 г. Абакана, являвшиеся экспериментальной площадкой ХГУ им. Н. Ф. Катанова).

В 2013 году после системной научно-практической работы, проводимой в течение 16 лет в дошкольных и школьных образовательных учреждениях нашей республики, вышло в свет второе издание региональной ком-

плексной программы «Риторика (детский сад - начальная школа - общеобразовательная школа - вуз)» как часть учебно-методического комплекса по речевеведческим дисциплинам, в частности - дисциплине «Речеве-дение: Риторика» [2]. В авторский коллектив программы вошли И. В. Пекарская, Е. С. Грищева, М. Я. Добря, Д. А. Потехин, И. Б. Тазьмина, Г. А. Хрестолюбова, Е. А. Шпомер; общее руководство работы коллектива осуществляла доктор филологических наук, профессор И. В. Пекарская.

Второй этап формирования школы связан с созданием по решению Учёного совета ХГУ им. Н. Ф. Катанова от 30.10.2000 г. (протокол № 5) учебно-научной лаборатории лингвокультурологической коммуникации (приказ ректора № 26/а от 05.02.2001 г.). Лаборатория начала работать в рамках научной темы «Организация и совершенствование системы языкового коммуникативного образования в Республике Хакасия». Целью деятельности лаборатории являлась разработка концепции комплексной речевой подготовки (системного многоступенчатого преподавания речеведческих дисциплин с ориентацией на эффективную, воздействующую коммуникацию) в республике в соответствии с Федеральной целевой программой «Русский язык» (2001-2005 гг., позднее - 2006-2010 гг.) и региональной целевой программой «Защита и развитие языков Республики Хакасия» (2001-2005 гг.), впоследствии - ведомственной целевой программой «О развитии и сохранении языков народов Республики Хакасия» (2008-2010 гг.). В настоящее время мероприятия лаборатории и Института филологии и межкультурной коммуникации в целом вновь включены в республиканскую целевую программу «О развитии языков народов РХ» (2011-2015 гг.) (Постановление Правительства РХ от 09.11.2010 № 571 об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «О развитии языков народов РХ в 2011-2015 гг.»).

В рамках лаборатории (с 1 марта 2012 года лаборатория была закрыта, а на её базе открыт научно-образовательный центр «Проблемы эффективной коммуникации») и кафедры в целом для апробации научных исследований и установления филологических контактов с представителями гуманитарных наук с 2001 года проводились и проводятся следующие мероприятия:

1. Проведение ежегодной конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы», которая с 2001 по 2005 гг. имела статус всероссийской, но ежегодное международное участие учёных-филологов из Венгрии, Испании, Киргизии, КНР, Польши, Турции, США, ФРГ, Японии и других стран, а также высокий уровень обсуждаемых проблем современной филологии и, шире, - гуманитарных наук позволили с 2006 года определить её статус как международной конференции. Материалы конференции публикуются в одноимённом сборнике.

2. Проведение «Дней славянской письменности». «Дни славянской письменности» проводятся лабораторией лингвокультурологической коммуникации и кафедрой СРЯиЖ ежегодно с 2001 г. как мероприятие республиканского уровня. В программу праздника входят конкурсы грамотеев, конкурсы стенных газет, научно-практические конференции школьников и студентов («Русский язык вчера, сегодня, завтра: проблемы и перспективы»), заседания круглых столов по актуальным проблемам преподавания русского и других славянских языков, литературы, словесности, речеведческих дисциплин, конкурсы видеороликов (тематика которых ежегодно обновляется), конкурсы юных журналистов, конкурсы ораторов и др. С 2005 г. эти мероприятия проходят при финансовой поддержке Министерства образования и науки РХ в рамках республиканской и ведомственной целевых программ.

3. Издание учебно-методических комплексов по речеведческим дисциплинам, ориентированным на «обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации» [3, с. 2]. Данное направление в научной деятельности лаборатории обусловлено необходимостью создания в нашем регионе системы коммуникативной подготовки.

4. Изучение особенностей языковой ситуации региона. Это направление связано с проведением экспериментальных, научных и научно-практических исследований языкового пространства города, республики. В 2009 г. под руководством И. В. Пекарской проект «Проблемы идентификации культурных инвариантов в анализе социальной действительности в контексте региональной культуры» стал победителем ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». С 2009 по 2011 гг. в разработке данной НИР приняли участие 42 человека, 27 из которых являлись молодыми учёными (студентами, магистрантами, аспирантами, докторантами). Результаты 6-ти этапов НИР оценены МО и науки РФ как «приближающиеся к мировому уровню» и «имеющие мировой уровень».

Изучение теории эффективной филологии и журналистики и внедрение её в практику коммуникативного мастерства проводится через апробацию теории эффективного коммуникативного взаимодействия в практике радио-, теле- и газетно-журнальных речевых произведений (2004-2009 гг): радиопередачи «Уроки русского» (В. П. Антонов, Е. С. Грищева, С. В. Лопаткина, И. В. Пекарская); сюжеты в новостных и тематических программах радио и телевидения (ГТРК РХ), посвящённые проблемам функционирования русского языка, культуры речи (В. П. Антонов, Е. А. Пекарская (Шпомер), И. В. Пекарская); телевизионные сюжеты в рубрике «Говорим по-русски» программы «Виват университет!» (И. В. Пекарская); публикации в периодических печатных изданиях «Хакасия», «Абакан», «Университетская газета» (Е. С. Грищева, С. В. Лопаткина) и т. д. Данное направление в деятельности лаборатории и кафедры носит как научно-учебный, так и просветительский характер.

5. Преподавание русского языка как иностранного с ориентированностью на коммуникативно-деятельностный (функциональный) подход. В целях реализации данного направления преподаватели кафедры проходят повышение квалификации по программам РКИ разных сертификационных уровней (В. П. Антонов, Е. С. Грищева, М. Я. Добря, Н. А. Мартьянова, И. В. Пекарская, Г. А. Хрестолюбова). Реализация этого направления позволила университету в 2013 году получить лицензию на тестирование по РКИ на получение гражданства.

6. Опубликование результатов научно-методической работы лаборатории и кафедры (а с 2009 года и ФЦП). С 2003 года лабораторией и кафедрой ежегодно выпускается научно-методический бюллетень «Язык, культура,

коммуникация» (руководитель проекта, научный и ответственный редактор - И. В. Пекарская), в котором публикуются результаты исследований членов лаборатории, кафедры, ФЦП. С 2001 по 2010 годы лаборатория лингво-культурологической коммуникации осуществляла ежегодные выпуски «Вестника ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Серия Филология: Языкознание» (главный редактор - И. В. Пекарская, ответственный редактор - В. П. Антонов).

Третий этап формирования научной школы связан с подготовкой и защитой кандидатских диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук, в том числе - и в диссертационных советах, открытых при ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Всего за период с 2004 по 2013 годы защищено 12 диссертаций: 2004 - 1, 2006 - 2, 2007 - 1, 2009 - 3, 2010 - 1, 2011 - 1, 2012 - 1, 2013 - 2. Заместителем председателя диссертационных советов, открытых при ХГУ им. Н. Ф. Катанова, и научным руководителем всех 12 аспирантов, защитивших диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук, является И. В. Пекарская.

Четвёртым этапом развития школы можно назвать открытие в 2006 году в ХГУ им. Н. Ф. Катанова докторантуры по специальности 10.02.01 - Русский язык и подготовка докторантов и соискателей: Т. А. Кадоло (2006), Е. С. Грищева (2007), М. Я. Добря (2010), Н. А. Мартьянова (2011), Р. П. Абдина (2012).

Авторитет научной школы признан республиканской, российской, международной научной общественностью и бизнес-сообществом.

Школа наблюдает высокие результаты участия в конкурсах грантов, стипендий - с 2007 года представителями научной школы выиграны пять грантов, одна ФЦП.

Школа имеет международные научные связи, в частности с учёными из вузов Польши, Венгрии, Болгарии. По тематике НИР членами школы издаются монографии, учебно-методические пособия; результаты НИР публикуются также в высокорейтинговых журналах; коллектив школы имеет достаточный индекс цитирования.

С 1 марта 2012 года тематика научной школы реализовала себя в рамках научно-образовательного центра «Проблемы эффективной коммуникации» и кафедры стилистики русского языка и журналистики. 1 декабря 2013 года центр закрыт, и НИР научной школы ведётся на кафедре стилистики русского языка и журналистики.

Научно-исследовательская работа и школы, и кафедры ведётся в рамках следующих основных актуальных научных направлений, имеющих свои перспективы:

- организация и совершенствование системы языкового коммуникативного образования в Республике Хакасия;

- принциповое и концептное описание коммуникативного пространства вообще и региона в частности;

- экспериментальная работа по формированию и описанию эффективного коммуникативного пространства региона;

- внедрение результатов НИР в образовательный процесс;

- организация сетевого профессионального взаимодействия по филологическим и юрислингвистическим направлениям и др.

В настоящее время на нашей кафедре работает сплочённый высококвалифицированный коллектив: кандидаты филологических наук, доценты - Грищева Елена Сергеевна, Кадоло Татьяна Александровна, Кобец Елена Валерьевна, Лопаткина Светлана Викторовна, Мальцева Валентина Михайловна, Хрестолюбова Галина Александровна; кандидат исторических наук, доцент Костякова Юлия Борисовна; преподаватели, имеющие большой стаж и опыт работы в высшей школе - Антонов Владимир Петрович и Тургинекова Лилия Халялаевна; мастера журналистского дела, опытные журналисты-стажисты, передающие свои знания и мастерство будущим журналистам, - Константинова Юлия Владимировна, Малецкая Маргарита Сергеевна, Полежаева Людмила Анатольевна. Коллектив кафедры пополняется новыми членами, молодыми по возрасту и перспективными работниками, чьи профессиональные становление и рост проходят на глазах коллектива кафедры. Это кандидаты филологических наук Чуруксаева Анна Александровна (ныне работает в Санкт-Петербурге), Мартьянова Наталья Анатольевна (ныне работает в СФУ, г. Красноярск), Шпомер Екатерина Андреевна; ассистент кафедры и одновременно старший лаборант Вольф Олеся Александровна.

Возглавляет кафедру с первого дня её создания доктор филологических наук, профессор, руководитель научной школы Пекарская Ирина Владимировна.

Результаты подготовки научных кадров высшей квалификации в рамках научных направлений кафедры и школы.

С 2006 по 2013 годы в аспирантуре, действующей при кафедре стилистики русского языка и журналистики, подготовлено к защите 12 диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук, которые были успешно защищены в диссертационных советах нашего университета:

- С. В. Лопаткина. Тема исследования - «Контекстуальное взаимодействие тропов в современном русском литературном языке (на материале художественной и публицистической речи)». Год защиты диссертации -2004;

- О. Н. Егорченко. «Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семанти-ко-структурно-функциональная характеристика» (2006 г.);

- Е. С. Грищева. «Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в рамках теории элокутивного поля» (2006 г.);

- Н. А. Мартьянова. «Полевое описание элокутивных колоративов (на материале произведений А. И. Куприна» (2007 г.);

- Т. А. Талапова. «Концепт "Вера/Неверие" в русской языковой картине мира» (2009 г.);

- А. А. Чуруксаева. «Рубленая проза: опыт системного исследования» (2009 г.);

- А. Г. Бойченко. «Репрезентация концепта "Питие" в русской языковой картине мира» (2009 г.);

- Г. А. Хрестолюбова. «Когнитивная специфика лексических аномалий амбивалентного характера в речи инофона» (2010 г.);

- Е. Н. Ростокина. «Компаративные конструкции русского языка в логическом, формально-грамматическом прагматическом аспектах: опыт системного описания» (2011);

- Е. В. Кобец. «Коммуникативно-прагматическая специфика политического дискурса (на материале речей А. И. Лебедя» (2012);

- Ю. В. Алёшечкина. «Элокутивная прагматика фразеологизмов русского языка (на материале трилогии А. Черкасова, П. Москвитиной "Сказания о людях тайги"» (2013 г.);

- Е. И. Целебровская. «Топонимия Минусинского района Красноярского края и города Минусинска: к проблеме специфики языковой реализации» (2013 г.).

Сейчас на кафедре обучаются 8 аспирантов, а также готовятся к защите 4 диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук (см. выше).

Как было уже сказано, научная, образовательная, просветительская и другие виды деятельности кафедры и научной школы находят признание на разных уровнях научной и профессиональной общественности (республиканской, российской, международной), а также на уровнях бизнес-сообществ и органов государственной власти. В качестве подтверждения приведём конкретные факты. На уровне Республики Хакасия:

- 2001 год: доклад (и публикация) ректора ХГУ им. Н. Ф. Катанова В. А. Кузьмина «Наука Хакасии - национальная гордость // Республика Хакасии как субъект РФ: опыт, проблемы, перспективы». Материалы III республиканской научно-практической конференции, посвящённой 10-летию РХ. Абакан, 29-30 июня 2001. (Абакан, 2001. - С. 28-30);

- 2004 год: статья «Институт филологии»» - в сборнике «10 лет Хакасскому государственному университету им. Н. Ф. Катанова» (Абакан, 2004. - С. 38-41);

- отзывы и рецензии на диссертационные работы аспирантов кафедры, написанные учёными вузов разных городов (Белгород, Красноярск, Новосибирск, Лесосибирск, Москва и др.);

- благодарности руководителю научной школы, благодарственные письма, дипломы, почётные грамоты правительства Республики Хакасия (РХ), Управления Федеральной регистрационной службы по РХ, Министерства образования и науки РХ, Администрации г. Абакана, руководства ХГУ им. Н. Ф. Катанова, Министерства ГО и ЧС, Республиканского ГОУ дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования детей», Хакасского Республиканского Комитета Профсоюза работников народного образования и науки. В этих документах отмечаются разные аспекты деятельности кафедры и школы, в том числе: «большой вклад в развитие студенческой науки», «активное участие в организации и проведении республиканских и региональных научно-практических конференций, семинаров», «высокий профессионализм в подготовке студентов», «добросовестный труд», «плодотворная общественная деятельность, заслуги в педагогической и научной работе», «достойное воспитание детей, большой вклад в решение сложных социальных проблем по защите прав детей», просветительская работа - «проведение лекций по русскому языку» в разных аудиториях («От Вас в большей степени будет зависеть известность Хакасии в широких научных кругах России и за её пределами») и пр.;

- благодарности членам коллектива кафедры и научной школы, благодарственные письма, свидетельства, дипломы, почётные грамоты правительства РХ, Главы РХ - Председателя Правительства РХ, Министерства образования и науки РХ, Администрации г. Абакана, руководства ХГУ им. Н. Ф. Катанова, Республиканского ГОУ дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования детей», Хакасского Республиканского Комитета Профсоюза работников народного образования и науки МОУ ДОД «Центр детского творчества» и др. за информационное обеспечение процессов развития науки, победы в конкурсах и научных конференциях разного уровня (например, Ю. В. Константиновой как победителю республиканского конкурса «Информационное сопровождение развития науки в РХ»; Ю. Б. Костяковой - организатору и участнику республиканского семинара «Проблемы довузовской профессиональной подготовки в детских пресс-центрах»; Е. С. Грищевой и Е. А. Шпомер - победителям республиканского конкурса «Молодой исследователь» за высокие результаты в научной деятельности; студентам Е. Потылицыной и И. Макаровой за активное сотрудничество с МОУ ДОД «Центр детского творчества» и участие в проведении Юнкоровской недели Союза детей и подростков «Дружба - Ынархас»; И. Макаровой, Е. Потылицыной, Н. Тодыбаевой и др. - участникам и победителям международных конференций и др.);

- признание актуальности проводимых научно-практических мероприятий (в т. ч. Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы», «Дни славянской письменности») на страницах республиканских, городских, вузовских печатных изданий, в новостных теле- и радиопрограммах регионального ТВ и радио;

- договоры и соглашения с организациями о сотрудничестве: с Республиканским государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей (РГОУ ДОД) (Договор о сотрудничестве между РГОУ ДОД «Дошкольное образование детей» и ГОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» № 32 от 24.03.07), Правительством РХ (Соглашение о сотрудничестве между Информационно-аналитическим отделом аппарата правительства и ГОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» от 21 октября 2010) в области профориентационной работы и переподготовки кадров работающих журналистов;

- представленность персоналий и информации по функциональному речеведению в Энциклопедии РХ (Статьи И. В. Пекарской «Русский язык», «Институт филологии» и статьи Г. И. Пановой «И. В. Пекарская»);

- сотрудничество с Избиркомом РХ (участие в конференциях, публикации в «Вестнике Избиркома РХ»);

- участие в республиканских научно-практических конференциях студентов, аспирантов, преподавателей кафедры и членов научной школы;

- освещение работы научной школы и ФЦП в СМИ: сюжеты о научной школе И. В. Пекарской и работе коллектива под её руководством в Федеральной целевой программе по теме НИР «Проблемы идентификации культурных инвариантов в анализе социальной действительности в контексте региональной культуры» (20092011 гг.) («Наука - стиль жизни», «Портрет учёного»). За подготовку одного из названных сюжетов («Портрет учёного») корреспондент ГТРК РХ, аспирант 3-го курса Ю. В. Константинова (научный руководитель И. В. Пекарская) в 2011 году получила благодарность Председателя Правительства РХ за информационное освещение процессов развития науки и победу в республиканском конкурсе грантов в номинации «Информационное сопровождение развития науки в РХ» и денежную премию;

- победа в конкурсе республиканских грантов Министерства образования и науки РХ в номинации «Молодой исследователь» докторанта кафедры Е. С. Грищевой (научный консультант - И. В. Пекарская) и ассистента кафедры Е. А. Шпомер.

На уровне Российской Федерации:

- успешные защиты диссертаций членов кафедры в иногородних диссертационных советах, в частности Алтайского государственного университета. Председатель диссовета А. А. Чувакин, доктор филологических наук, профессор, после защит Е. С. Грищевой, О. Н. Егорченко, Н. А. Мартьяновой объявил о складывающейся в ХГУ им. Н. Ф. Катанова школе по проблемам эффективной коммуникации под руководством профессора И. В. Пекарской;

- тесные многолетние профессиональные связи с коллегами-филологами из Сибирского федерального университета (СФУ) (проф. А. П. Сковородников, проф. О. В. Фельде, доц. Г. А. Копнина, проф. Т. М. Григорьева и др.); ГИРЯП им. А. С. Пушкина (г. Москва) (проф. Н. А. Бурвикова, проф. В. И. Аннушкин); Красноярского госпедуниверситета им. В. П. Астафьева (проф. В. Я. Булохов); Алтайского госуниверситета (проф. А. А. Чувакин); Омского университета (проф. М. П. Одинцова, проф. Л. Р. Бутакова, проф. Н. В. Орлова); Бийского ГУ (проф. М. Г. Шкуропацкая); Лесосибирского ГУ (проф. Б. Я. Шарифуллин); Новосибирского ГУ (проф. Ю. В. Фоменко); Курского регионального открытого социального института (проф. Е. Ю. Мягкова); Волгоградского ГУ (проф. Т. Н. Колокольцева); Белгородского ГУ (проф. В. К. Харченко); Смоленского ГУ (проф. Э. М. Береговская) и др.;

- совместная деятельность с учёными других вузов: взаимное участие в конференциях, оппонирование диссертаций, работа в диссертационных советах, взаимообмен опытом (чтение лекций, проведение тренингов, проведение курсов повышения квалификации, консультационная работа) и т. д.;

- приглашение к сотрудничеству с другими вузами, научно-исследовательскими организациями и коллективами: участие преподавателей кафедры и членов школы в научных форумах и публикациях сборников научно-практических конференций всероссийского и международного уровней, проводящихся в других вузах РФ;

- высокие оценки достижений кафедры и школы; так тележурнал «Виват, Университет!» ГТРК РХ, в рамках которого представлялись сюжеты «Говорим по-русски» (автор и ведущий И. В. Пекарская) стал победителем фестиваля IV Всероссийского телефестиваля то-образовательных и просветительских программ «Разум ХХ1 век» и награждён дипломом победителя (Томск - Москва);

- освещение в СМИ результатов работы коллектива ФЦП кафедры: материал «Интеллектуальный форпост: Хакасский государственный университет стал центром подготовки профессиональной элиты Южной Сибири» (беседа с ректором ХГУ им. Н. Ф. Катанова О. В. Штыгашевой) // Российская газета. Регион Восточная Сибирь. - 16 декабря 2010 г., № 284 (5363). В рамках данной статьи представлена информация о ФЦП коллектива, работающего под руководством И. В. Пекарской;

- обращение диссоветов и вузов страны к И. В. Пекарской с просьбой об оппонировании диссертаций (в качестве первого оппонента) и выступление кафедры СРЯиЖ ХГУ им. Н. Ф. Катанова в качестве ведущей организации; предложение о написании отзывов на авторефераты, рецензий на монографии и учебные пособия и проч.;

- цитирование научных работ преподавателей кафедры и членов научной школы в российских научных источниках; так, только за последние 5 лет (2009-2013 гг.) количество ссылок на труды И. В. Пекарской составило 68.

На международном уровне:

- приглашение к участию в международных конференциях, филологических форумах (в частности, ежегодной риторической конференции) (г. Москва), международной конференции молодых учёных (г. Новосибирск), конференциях журналистов в Казахстане и др.;

- участие зарубежных коллег из Германии, Испании, Китая, Польши, США, Японии и др. стран в ежегодной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы» (автор проекта - проф. И. В. Пекарская);

- сотрудничество с польско-русским журналом «RODACY» («Соотечественники») (координатор -Л. А. Полежаева);

- публикации материалов польских коллег в сборнике конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы»; прохождение преподавателями кафедры курсов повышения квалификации по обучению поль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скому языку, по результатам которых им вручаются свидетельства и сертификаты о прохождении этих курсов, дающие право преподавания польского языка в России;

- участие членов кафедры и научной школы в зарубежных конференциях с публикацией материалов: Т. А. Кадоло (Белград - Сербия; Варшава - Польша; Сегед - Венгрия; Будапешт - Венгрия); О. А. Вольф, И. В. Пекарская, Е. А. Шпомер, А. Н. Белошапкин, Д. Г. Антипова (Горловка - Украина); Ю. Б. Костякова (Минск, Витебск - Белоруссия; Караганда - Казахстан).

Результаты деятельности членов коллектива кафедры СРЯиЖ в конкурсах грантов, стипендий, участие в выполнении республиканских, федеральных ведомственных целевых программ.

За период 2003-2013 гг. преподаватели кафедры стали участниками и победителями шести мероприятий конкурсно-грантового характера:

1. РГНФ: Т. А. Кадоло, кфилн, доцент. «Описание г. Абакана как поликультурного лингвосемиотиче-ского пространства» (Министерство образования и науки РХ 100 тыс. руб; грант № 07-04-63802а/Т на 2007-2008 гг.).

2. ФЦП (федеральная целевая программа) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»; научно-исследовательские работы по лоту «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области филологических наук и искусствоведения», шифр «20091.1-304-075» по теме «Проблема идентификации культурных инвариантов в анализе социальной действительности в контексте региональной культуры» (шифр заявки «2009-1.1-304-075-002»). Руководитель НИР -И. В. Пекарская (коллектив состоял из 36 человек, в т. ч. молодых исследователей - 55,5%.). Контракт от 20 июля 2009 г. № 02.740.11.0374 (Одиннадцать миллионов восемьсот тридцать восемь тысяч пятьсот сорок пять) рублей (2009-2011 гг.).

3. Государственное задание Минобрнауки России по теме «Проблемы и особенности эффективной коммуникации в поликультурной среде» (№ 12-01-10) (2012-2013 гг.). 800 000 рублей.

4. Победа в конкурсе республиканских грантов МОиН РХ в номинации «Молодой исследователь» (Е. С. Грищева, Е. А. Шпомер). Две премии по тридцать тысяч рублей каждая (2010 г.).

5. Победа в конкурсе грантов РФФИ «Мобильность молодых учёных» - научная работа молодых российских учёных в ведущих научных организациях Российской Федерации. Работа в Томском государственном университете (Н. А. Мартьянова; 1 сентября - 31 октября 2011 г.).

6. Диплом лауреата премии Главы города Абакана работающей молодёжи за высокие профессиональные достижения в области образования и науки (О. Н. Савченко). Премия в размере восьми тысяч рублей (2011 г.).

7. Победа в республиканском конкурсе грантов МОиН РХ в номинации «Информационное сопровождение развития науки в РХ» (Ю. В. Константинова). Благодарность Председателя Правительства РХ за информационное освещение процессов развития науки и денежная премия в размере двадцати тысяч рублей (2011 г.).

Научные премии, награды, почётные звания, полученные членами кафедры и коллектива научной школы.

Многогранная деятельность членов кафедры и научной школы отмечена разными наградами (отраслевыми, республиканскими) и почётными званиями:

И. В. Пекарская. Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ»; почётное звание «Заслуженный работник Высшей школы Республики Хакасия»; премия и нагрудный знак Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в сфере науки и инноваций; ветеран труда Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

В. П. Антонов. Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ». М. С. Малецкая. Заслуженный работник культуры Республики Тува.

В. М. Мальцева. Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ»; почётное звание «Заслуженный работник Высшей школы Республики Хакасия»; ветеран труда Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Л. А. Полежаева. Заслуженный работник культуры Республики Хакасия; ветеран труда Республики Хакасия.

Библиографический список

1. Кузьмин, В. А. Наука Хакасии - национальная гордость: материалы третьей республиканской научно-практической конференции, посвященной десятилетию Республики Хакасия», Абакан, 29-30 июня 2001 г. / В. А. Кузьмин. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2001. - С. 28-32.

2. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине. В 7 ч. Ч. 3. Риторика: региональная комплексная программа (детский сад - начальная школа - общеобразовательная школа- вуз)» / И. В. Пекарская, Е. С. Грищева, М. Я. Добря [и др.]; под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. И. В. Пекарской. - 2-е изд., дораб. и доп. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2013. - 100 с.

3. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)». - М., 2005.

© Пекарская И. В., Антонов В. П., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.