Научная статья на тему 'Кафедра интернатуры по стоматологии: новая веха подготовки интернов'

Кафедра интернатуры по стоматологии: новая веха подготовки интернов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернатура / специальность / стоматолог / образовательный процесс / качество / профессиональная направленность / housemanship / speciality / stomatology / educational process / quality / professional orientation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Н. Жартыбаев, М.К. Искакова

Подготовка квалифицированного и конкурентноспособного молодого специалиста является возможным при прохождении обучения в интернатуре, которая является первой ступенью к самостоятельной работе врача. Обучение молодого специалиста в интернатуре помогает совершенствованию полученных знаний, навыков, умений, способствует более углубленному формированию профессиональной направленности, приобретения уверенности в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF HOUSEMANSHIP ON STOMATOLOGY: NEW LANDMARK of PREPARATION of INTERNS

Preparation of skilled and competition capable young specialist is possible at passing of educating in a housemanship that is the first stage to independent work of doctor. Educating of young specialist in a housemanship helps perfection of gain knowledge, skills, abilities, assists more deep forming of professional orientation, acquisitions of confidence in-process

Текст научной работы на тему «Кафедра интернатуры по стоматологии: новая веха подготовки интернов»

www.kaznmu.kz

А.А. БАЯХМЕТОВА, С.Н. ЖАХАНОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац улттыц медицина университету Соматология институты, терапиялыц стоматология пропедевтикасы модулi

ЖЫЛДАМ ДАМИТЫН АСK;ЫНБАFАН Т1СЖЕГ1С1 БАР НАУКДСТАРДЫН, ЖАЛПЫ КДН ТАЛДАУЫНЬЩ

АЦПАРАТТЫЛЬ^Ы

ТYЙiн: Жылдам дамитын терец ^сжепнщ емiнде дэр^ер-стоматологк;а себепшi тiс улпасыныц, жалпы агзаныц ;органыс потенциалын багалаудыц клиникалы; тэжiрибедегi бар к;олже™д1 эдiстерi ;ажет болады. Бул эдiстерге агзаныц иммунды; жэне реттеушi ;ызмет жагдайы туралы акрараттык; сипаттама бере алатын жалпы ашы; ;ан талдамасын жат;ызуга болады. Жылдам дамитын терец ^сжепа бар 22 нау;астын кектамыр ;анынан интегралды лейкоцитарлы индекс мен бейiмделушi реакция типтерi аны;талды. Тiсжегi Yрдiсiнiц жылдам дамитын туршде бейiмделушi YPДiстiц жогары белсендiлiгi 58,3% жагдайда бай;алды. Агзаныц спецификалы; емес резистенттшк жагдайын сипаттайтын интегралды лейкоцитарлы; индекстщ ай;ын темендуi бай;алды. Осы топтагы нау;асттардыц емдеу протоколына улпаныц, жалпы агзаныц ;органыс потенциалын жогарылатуга багытталган емдеу эдiстерi мен емдж препараттар ;осу дурыс болады.

ТYЙiндi сездер. Жылдам дамитын терец т^жепа. Ашы; жалпы ;ан талдамасы. Интегралды лейкоцитарлы; индекс.

A.A. BAYAKHMETOVA, S.N. ZHAHANOVA

Institute of Dentistry of Asfendiyarov Kazakh National medical university, Module of propaedeutics therapeutic dentistry

INFORMING OF ANALYSIS OF BLOOD FOR PATIENTS WITH A QUICKLY MAKING PROGRESS DEEP CARIES

Resume: Treatment of rapidly progressing deep caries requires a different approach to the task of developing edema in the pulp and optimization of reversible changes in her defense mechanisms, which must be preceded by stimulating the formation of task substitution dentin. Treatment protocol developed rapidly progressing deep caries with the purpose of turning on the stage of the treatment of immune therapeutic bandages with 5 % tsikloferon ointment. Given the clinical evaluation of the effectiveness of the treatment protocol developed. Keywords: Rapidly progressive deep caries, immunotherapy, performance evaluation.

УДК: 616.314:378.147:37.088.46

Р.Н. ЖАРТЫБАЕВ, М.К. ИСКАКОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра интернатуры по стоматологии

КАФЕДРА ИНТЕРНАТУРЫ ПО СТОМАТОЛОГИИ: НОВАЯ ВЕХА ПОДГОТОВКИ ИНТЕРНОВ

Подготовка квалифицированного и конкурентноспособного молодого специалиста является возможным при прохождении обучения в интернатуре, которая является первой ступенью к самостоятельной работе врача. Обучение молодого специалиста в интернатуре помогает совершенствованию полученных знаний, навыков, умений, способствует более углубленному формированию профессиональной направленности, приобретения уверенности в работе.

Ключевые слова: интернатура, специальность, стоматолог, образовательный процесс, качество, профессиональная направленность

Интернатура — первый шаг к самостоятельной работе врача, поэтому важно начиная именно с этого этапа направлять усилия молодого специалиста к самосовершенствованию. В настоящее время очень важна проблема образования стоматологов на этапе первичной профессиональной подготовки в интернатуре. По мнению ряда авторов, актуальность проблемы заключается в том, что при существующей новой социально-экономической ситуации обучение стоматологов в интернатуре должно осуществляться с позиций подготовки врача-стоматолога общей практики [1, 2].

Интернатура является обязательным этапом клинической подготовки студентов медицинских

высших учебных заведений, осуществляемая высшими организациями медицинского образования. Обучение интернов осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 N 319-Ш. По окончании 5 лет обучения по специальности 051302 - «Стоматология» выпускнику, изъявившему желание работать по специальности, не связанной с клинической практикой, выдается диплом о высшем медицинском образовании с присвоением академической степени бакалавра стоматологии, академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов. Бакалавр стоматологии имеет возможность

www.kaznmu.kz

продолжить обучение в магистратуре или интернатуре. Выпускнику, завершившему обучение по специальности 051302 - «Стоматология» (5+1), выдается диплом о высшем базовом медицинском образовании, академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов с присвоением квалификации врач-стоматолог общей практики и удостоверение об окончании интернатуры. Выпускник, завершивший обучение по специальности 051302 - «Стоматология» (5+1), допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве врача-стоматолога общей практики в установленном законодательством порядке. Выпускник, завершивший обучение по специальности 051302 - «Стоматология» (5+1), имеет право продолжить дальнейшее обучение в резидентуре или магистратуре [3]. Подготовка выпускника бакалавриата в интернатуре имеет актуальное значение: по мнению ряда авторов, именно врач-стоматолог общей практики в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность в оказании стоматологической помощи 80—90 % пациентов, обращающихся в стоматологические учреждения амбулаторного типа, что расширяет объем и своевременность оказания стоматологической помощи [4]. Зачастую пациент с несколькими патологиями зубочелюстной системы вынужден обращаться за помощью не к одному стоматологу-специалисту, а к нескольким, при этом теряется восприятие врачом целостной клинической ситуации. Только врач-стоматолог общей практики, способен оказать пациентам различные виды стоматологической помощи и провести профилактическую помощь более эффективно. С учетом современных требований в условиях рыночной экономики уровень профессиональной подготовки врача требует определенных условий, направленных на совершенствование объема теоретических знаний и практических навыков, с учетом специфики оказания стоматологической помощи широкому кругу пациентов и разнообразия видов стоматологической помощи. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией [5].

Одним из первых шагов, способствующих профессиональной подготовке, явилась организация и создание интегрированной кафедры интернатуры по стоматологии с подготовкой специалистов по специальности «Врач-стоматолог общей практики» (2013 год). Для формирования и совершенствования профессиональной компетентности у обучающихся на кафедре используются активные методы обучения при чтении лекции, проведении практических и семинарских занятий. Очень важным моментом для формирования профессионального навыка было проведение конференций с активным участием

интернов, которые самостоятельно готовили наиболее актуальные темы по стоматологии с дальнейшим обсуждением в аудитории. Слушатели заранее знали темы, с которыми выступят докладчики и готовили вопросы, в результате конференция проходила в интерактивном, дискутабельном формате. Кроме того, для формирования профессиональной компетентности интерны принимали активное участие в ряде благотворительных акций, организаторами которых были преподаватели кафедры интернатуры по стоматологии, под руководством заведующего кафедрой, профессора Жартыбаева Р.Н.: «День пожилого человека», проведение уроков гигиены, профилактического осмотра и санации полости рта в организованных детских коллективах (школа-гимназия №130 г. Алматы, школа-интернат для детей с психосоматической патологией «Жануя», санация и протезирование участников и инвалидов ВОВ и Чернобыльской АЭС).

С целью повышения профессионального мастерства на кафедре проводились (в дальнейшем этот опыт будет использоваться) мероприятия для интернов по вопросам, наиболее важным в практической стоматологии. Так, были организованы и проведены мастер-классы по дентальной имплантации (проф. Жартыбаев Р.Н.), по нейростоматологии (проф. Ибрагимова Р.С.), по врожденным заболеваниям челюстно-лицевой области (проф. Шалабаева К.З.), по диагностике и лечению эрозивно-язвенных поражений слизистой оболочки полости рта (доцент Мезгильбаева Д.М., доцент Искакова М.К.), по проведению санации полости рта у детей с психосоматическими заболеваниями (асс. Курмангалиева Г.А.).

При содействии Высшей медицинской школы (директор, профессор Балмуханова А.В.) проведение элективной дисциплины «Неотложная медицинская помощь» организовано в Центре практических навыков КазНМУ, где интерны на манекенах и муляжах осваивают навыки по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам стоматологического профиля.

Для улучшения качества профессионального уровня интернов-стоматологов в этом учебном году заведующий кафедрой провел огромную работу по расширению клинических баз, как государственного, так и частного уровня, имеющих высокотехнологическую базу.

С целью повышения качества профессиональной компетентности у обучающихся в интернатуре по стоматологии очень важным является выявление уровня профессиональной направленности, так как именно уровень профессиональной направленности является непосредственным фактором, влияющим на успешность овладения профессией. Поэтому, в дальнейшем среди обучающихся в интернатуре по специальности «Врач-стоматолог общей практики», нами будет разработана и предложена анкета. Результаты анонимного анкетирования среди интернов-стоматологов позволят нам внести коррективы к совершенствованию подготовки обучающихся в интернатуре по вопросу профессиональной компетентности. Сейчас на кафедре проводится огромная работа совместно с врачами-интернами по оказанию

www.kaznmu.kz

стоматологической помощи детям-сиротам, детям-инвалидам, инвалидам-спортсменам. В ходе проведения данной благотворительной акции врачи-

интерны не только совершенствуют свои практические навыки, но и учатся проявлять гуманность, доброту, сострадание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Арутюнов С.Д., Цветкова JI.A., Романенко Н.В., Труфанова Е.И. Интернатура - путь становления врача-стоматолога общей практики // Научно-практическая конференция «Пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные проблемы ортопедической стоматологии и ортодонтии». - М.: 2002. - С. 24-26.

2 Труфанова Е.И. Медико-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в интернатуре по специальности: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 04.04.01 . - М., 2000. - 28 с.

3 Научная библиотека диссертаций и авторефератов DisserCat URL: http://www.dissercat.com/content/mediko-pedagogicheskie-usloviya-sovershenstvovaniya-podgotovki-spetsialista-v-internature-po#ixzz31HbFrHE0

4 Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - №2. - 45 с.

СТОМАТОЛОГИЯ БОЙЫНША ИНТЕРНАТУРА КАФЕДРАСЫ: ИНТЕРНДЕРД1 ДАЙЫНДАУДЫН, ЖАНА TOFbICbl

Тушн: Жас мамандарды квалификацияланган жэне бэсекеге кабшетп етш дайындау интернатурада оку ету кезшде мумкш болады, бул дэртердщ езiндiк жумысынын, алгаш;ы баспалдагы. Жас маманнын, интернатурада окуы алган бiлiмiн, дагдысын, усталыгын жетквдруге кемек бередi, кэсiби багыттылыктын, терендрек калыптасуына, жумыска деген сешмдшктщ кушеюше эсер етедi.

ТYЙiндi сездер: интернатура, мамандык;, тiс-дэрiгерi, оку Yрдiсi, кэаби багыттылык;.

DEPARTMENT OF HOUSEMANSHIP ON STOMATOLOGY: NEW LANDMARK of PREPARATION of INTERNS

Resume. Preparation of skilled and competition capable young specialist is possible at passing of educating in a housemanship that is the first stage to independent work of doctor. Educating of young specialist in a housemanship helps perfection of gain knowledge, skills, abilities, assists more deep forming of professional orientation, acquisitions of confidence in-process.

Keywords:housemanship, speciality, stomatology, educational process, quality, professional orientation.

Р.Н. ЖАРТЫБАЕВ, М.К. ИСКАКОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина Университету Стоматология бойынша интернатура кафедрасы

R.N. JARTIBAEV, M.K. ISKAKOVA

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Department of housemanship on stomatology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.