Научная статья на тему 'КАФЕДРА ЭТИКИ МГУ: ИТОГИ ПОЛУВЕКОВОЙ РАБОТЫ'

КАФЕДРА ЭТИКИ МГУ: ИТОГИ ПОЛУВЕКОВОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / КАФЕДРА ЭТИКИ / ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТИЧЕСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Алексей Алексеевич

Статья посвящена истории появления и последующего развития кафедры этики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Кафедра была основана в декабре 1969 г. и на данный момент является одной из трех самостоятельных кафедр этики в России. На ней работали многие известные философы-этики страны. У кафедры сложилась своя научная школа и традиции в этическом образовании, среди ее выпускников есть много успешных ученых, педагогов и практиков, работающих в различных социально значимых областях. Благодаря их усилиям кафедра играет заметную роль в российском философском сообществе и в общественной жизни. Автор показывает, как менялась кафедра в начале 1990-х гг. и на рубеже тысячелетий, каким образом реагировала она на различные вызовы, связанные с длительной реформой образования и науки. Особое внимание уделено научным представлениям сотрудников кафедры о морали и этике, раскрываются их исследовательские интересы и теоретические взгляды. В статье рассказывается об образовательной программе кафедры, об учебно-методической работе, о подходах к преподаванию и о студенческой жизни, которая была всегда очень интересной. В последние годы кафедра во многом пересмотрела походы к преподаванию, сделав его полемичным и наполненным наиболее острыми дискуссионными темами. Сегодня кафедра активно участвует в различных исследовательских и образовательных проектах, консультирует общественные организации и профессиональные сообщества по практикам этического регулирования, активна в медийном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Скворцов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF ETHICS OF MOSCOW STATE UNIVERSITY:THE RESULTS OF HALF A CENTURY OF WORK

The article deals with the history of the emergence and subsequent development of the Department of Ethics at Lomonosov Moscow State University. The Department was founded in December 1969 and is currently one of three independent departments of ethics in Russia. Many well-known philosophers-ethicists of the country worked in it. The Department has developed its own academic school and traditions in ethical education; its graduates include many successful scientists, educators and practitioners working in different socially relevant areas. Thanks to their efforts, the Department plays a prominent role in the Russian philosophical community and in public life. The author shows how the Department has changed in the early 1990s and at the turn of the millennium, and how it has responded to the various challenges posed by the long reform of education and science. Particular attention is paid to the scholarly perceptions of morality and ethics, and the research interests and theoretical views of the department’s staff. It looks at the department’s educational programme, teaching and methodological work, approaches to teaching and student life, which has always been very interesting. In recent years, the department has revised its approaches to teaching in many ways, making it more polemical and filled with the most controversial topics. Today, the Department is actively involved in various research and educational projects, advises civil society organisations and professional communities on ethical regulation practices, and is active in the media.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРА ЭТИКИ МГУ: ИТОГИ ПОЛУВЕКОВОЙ РАБОТЫ»

Этическая мысль

2021. Т. 21. № 2. С. 156-171

УДК 17.01

Ethical Thought 2021, Vol. 21, No. 2, pp. 156-171 DOI: 10.21146/2074-4870-2021-21-2-156-171

ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

А.А. Скворцов

Кафедра этики МГУ: итоги полувековой работы

Скворцов Алексей Алексеевич - кандидат философских наук, доцент. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, философский факультет. Российская Федерация, 119234, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4; e-mail: lambis@mail.ru

Статья посвящена истории появления и последующего развития кафедры этики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Кафедра была основана в декабре 1969 г. и на данный момент является одной из трех самостоятельных кафедр этики в России. На ней работали многие известные философы-этики страны. У кафедры сложилась своя научная школа и традиции в этическом образовании, среди ее выпускников есть много успешных ученых, педагогов и практиков, работающих в различных социально значимых областях. Благодаря их усилиям кафедра играет заметную роль в российском философском сообществе и в общественной жизни. Автор показывает, как менялась кафедра в начале 1990-х гг. и на рубеже тысячелетий, каким образом реагировала она на различные вызовы, связанные с длительной реформой образования и науки. Особое внимание уделено научным представлениям сотрудников кафедры о морали и этике, раскрываются их исследовательские интересы и теоретические взгляды. В статье рассказывается об образовательной программе кафедры, об учебно-методической работе, о подходах к преподаванию и о студенческой жизни, которая была всегда очень интересной. В последние годы кафедра во многом пересмотрела походы к преподаванию, сделав его полемичным и наполненным наиболее острыми дискуссионными темами. Сегодня кафедра активно участвует в различных исследовательских и образовательных проектах, консультирует общественные организации и профессиональные сообщества по практикам этического регулирования, активна в медийном плане.

Ключевые слова: этика, кафедра этики, этическое образование, этическое размышление, прикладная этика, философский факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова

© Скворцов А.А.

Кафедра этики как самостоятельное подразделение философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова была основана в декабре 1969 г. Формальной отправной точкой ее существования стал приказ Министерства просвещения об учреждении «кафедры марксистско-ленинской этики». Однако первое институциональное закрепление этики в пространстве философского факультета случилось на девять лет раньше, когда открылась кафедра Марксистско-ленинской этики и эстетики. Хотя слово «этика» находилось на первом месте, а «эстетика» на втором1, этика как оригинальное направление на кафедре не развивалась2. В 1968 г. единая кафедра разделилась, и кафедра этики начала существовать как самостоятельное подразделение. Огромную роль в ее создании сыграл первый заведующий, профессор С.Ф. Анисимов3. Он разработал содержание курса этики как отдельной учебной дисциплины, методический план специализации студентов и начал формировать ее научно-педагогический состав.

Уже через несколько лет кафедра состоялась как исследовательский и педагогический коллектив. Быстро сложилась проблематика, вокруг которой завязались интересные дискуссии. В их центре находились вопросы специфики этики как науки и ее места в системе философских дисциплин, а также места и роли морали в системе форм общественного сознания. На конференциях, организуемых кафедрой или при ее непосредственном участии, собирались сотни вузовских преподавателей со всего СССР. Часто в обсуждении глубины межличностных отношений или норм общественного поведения видели отдушину от схоластического марксизма, поэтому этика стала столь популярной. Сейчас может показаться, что раз кафедра была создана, то она автоматически бы сохранялась 50 лет, но это далеко не так, особенно если вспомнить, какие потрясения пережила вся система образования в 1990-е гг.

По итогам двадцатилетней работы, на момент перехода кафедры к недок-тринальному, немарксистскому содержанию преподавания в середине 1990-х гг.4, ей удалось достичь несколько важных целей. Во-первых, этика была обоснована как независимая, равная по значимости с другими направлениями философского знания дисциплина, имеющая свои традиции и оригинальный предмет изучения. Было показано, как этот предмет, феномен морали, находящийся

Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова: страницы истории. М., 2011. С. 115. Гусейнов А.А. Интервью О.П. Зубец // Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова. М., 2009. С. 15.

После Сергея Федоровича Анисимова, проработавшего на этом посту с 1968 по 1980 г., заведующими кафедрой становятся профессора: Титаренко Александр Иванович (1980-1993),

Смоленцев Юрий Михайлович (1993-1995), Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (19962014), Разин Александр Владимирович (с 2014 г.).

Понимание недоктринального преподавания этики, термин и общие контуры которого сформулировал ставший к этому времени заведующим кафедрой А.А. Гусейнов, состояло в следующем: «Как преподавать этику, не навязывая студенту определенную доктрину и не превращая обучение в скрытое назидательство?» (Гусейнов А.А. Этика как учебная дисциплина: недоктринальная версия // Гусейнов А.А. Философия - мысль и поступок. СПб., 2012. С. 630). Речь шла не просто об отказе от марксистского взгляда на мораль, а об отказе от его монополии и расширении курса до всего исторически сложившегося многообразия философской этики.

3

на стыке индивидуальной жизненной позиции и общественных интересов, существующий во многом ради их согласования, не описывается исключительно на языке исторического материализма. Форма и содержание морали, а также исторический путь ее становления требуют особой оптики, где рассмотрение индивидуально-идеальных оснований поступков имеет не меньшее значение, чем факторы социального взаимодействия. Какие бы споры о морали ни велись в кафедральных дискуссиях, например, является ли мораль регулятором общественных отношений либо просто ориентиром для людей и сообществ5, стоят ли за ней социальные институты, либо она принципиально не институ-циональна6, сводится ли она к формальной нормативной системе, либо ценностное содержание играет в ней главенствующую роль7, с течением времени акцент в понимании морали смещался к утверждению, что она выражается в индивидуально-ответственном существовании человека, самостоятельно выбирающего цели своей жизни8.

Во-вторых, заслугой кафедры стала разработка оригинальной учебной программы специализации студентов. Специальные курсы, число которых в учебном плане составляло в разные годы от 20 до 25, касались как разных сторон моральной философии (нормативная этика, моральное познание, аксиология, религиозная этика), так и различных исторических периодов становления европейской этики. Содержательно ни один учебный курс не повторялся, поэтому можно утверждать, что кафедра в 1990-х гг. давала своим студентам образование высокого уровня. Собственно, сила отечественного университетского образования в этом и состояла, - когда известный ученый, академик, занимался с группой из 4-5 студентов, готовя таким образом ведущих специалистов в своей области.

В XXI век кафедра этики вошла, имея надежные позиции в философском сообществе. С середины 1990-х гг. значительно увеличилась академическая активность и количество международных контактов, проводилось множество интересных обсуждений, а также организовывались всероссийские конференции, в частности крупный форум, посвященный 30-летию со дня основания кафедры. Такой стиль работы требовал очень больших организационных усилий и соответствующего творческого коллектива. В начале 2000-х гг. на кафедре трудились десять штатных сотрудников и еще была возможность приглашать 5 или 6 совместителей. Отношение к студентам, к их образованию, к его качеству было в то время иным. На первое место университетами ставилась задача подготовки специалистов высокого уровня, которые останутся верными своим научным направлениям и в итоге сыграют значительную роль в жизни общества, а формальные цифры нагрузки не играли столь заметной роли, как сейчас.

5 Что такое мораль? Сборник статей. М., 1988.

6 Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк // Дробницкий О.Г. Моральная философия. М., 2002. С. 11-342.

7 Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

8 Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители: нравственные учения от Моисея до наших дней. М., 2009.

Особенным успехом коллектива стало издание в 1999 г. первого в истории кафедры недоктринального учебника по этике9. Он не только выражал теоретические взгляды кафедры на этику и мораль, но и обозначал новый подход к структуре и содержанию учебных дисциплин. Изучение этики студентами планировалось в рамках общего курса, состоящего из четырех модулей: первый одновременно касался базовых понятий морального сознания (добро и зло, добродетель, счастье, долг, справедливость, совесть) и важнейших вех из истории этики, второй был посвящен историческому становлению морали, третий содержательно раскрывал понятие морали, наконец, четвертый показывал современное проблемное этическое знание на примере таких дискуссионных явлений, как смертная казнь, эвтаназия, война и т.д. С некоторыми изменениями такой стиль построения учебного курса кафедра сохранила до сих пор.

Другим важным методическим и одновременно теоретическим изданием стал вышедший годом ранее учебник «Этика» А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна10, а также изданный Институтом философии РАН при активном участии преподавателей кафедры «Энциклопедический словарь по этике»11. Особо надо выделить фундаментальное учебное пособие «История этических учений»12 под редакцией А.А. Гусейнова. Эта книга была создана на основе модуля специальных дисциплин, читавшихся студентам кафедры этики в течение нескольких лет. Как правило, последовательность учебных курсов была такой: «Китайская этика» (А.А. Кобзев), «Индийская этика» (В.К. Шохин), «Арабо-мусульманская этика» (А.В. Смирнов), и заканчивался модуль изучением европейской традиции в разнообразных курсах.

Долгое время кафедра была лидером философского факультета по учебно-методическому обеспечению преподавания. В то время, когда некоторые подразделения не имели ни одного современного учебника, на кафедре этики издавались не только коллективные труды, но почти каждый преподаватель опубликовал свое оригинальное учебное пособие, и даже не одно (А.А. Гусейнов13, Е.Л. Дубко14, А.В. Разин15, Т.И. Пороховская16, А.В. Прокофьев17, А.А. Скворцов18). В 2013 г. кафедрой был издан новый учебник, в котором были существенно расширены теоретический раздел, а также раздел, посвященный прикладной этике19. Фактически прикладная этика как особое, междисциплинарное направление моральной философии впервые в таком объеме была изложена в общем университетском учебнике по этике.

9 Этика: Учебник. М., 1999.

10 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. М., 2000.

11 Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

12 История этических учений: Учебник. М., 2003.

13 Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2003; Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители.

14 Дубко Е.Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. М., 2007; Она же. Политическая этика. М., 2005.

15 Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М., 2006.

16 Пороховская Т.И. Этика деловых отношений. М., 2018.

17 Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное... Введение в теорию справедливости. М., 2013.

18 Скворцов А.А. Этика. Учебник для вузов. М., 2014.

19 Этика: учебник для бакалавров. М., 2015.

Помимо повседневной работы, на кафедре происходило немало неформальных событий, вызывавших широкий академический и общественный интерес. Почти каждый месяц приглашались известные ученые, выступавшие с яркими, запоминающимися сообщениями о своей работе. Так, студенты кафедры могли впервые увидеть и пообщаться с такими известными философами, как Ю.М. Бородай, Э.Ю. Соловьев, В.И. Бакштановский, В.О. Лобовиков, А.И. Фурсов, приглашались также иностранные профессора. Острые споры вызвало выступление академика РАН А.Т. Фоменко и доцента Г.В. Носовского, авторов «новой хронологии» в истории. Всегда ярким событием становились выступления профессора кафедры А.А. Зиновьева, который именно в ходе работы на кафедре (1999-2006) развивал свои идеи о сверхобществе и готовил итоговую монографию «Фактор понимания».

К 2003 г. относятся первые опыты кафедры по освоению электронных ресурсов. Аспиранткой О.А. Дороховой был создан первый виртуальный форум, где сотрудники, студенты и все, кто интересовался этической проблематикой, могли свободно обсуждать волнующие темы. Благодаря форуму кафедра практически в онлайн-режиме освещала работу секции этики на Всероссийском философском конгрессе 2005 г. в Москве. По диалогам в виртуальном мире сразу становилось ясно, чьи выступления вызвали наибольший отклик. Через некоторое время на базе форума был разработан первый проект сайта кафедры, и он частично был осуществлен, когда на факультетском портале появились отдельные кафедральные страницы.

Серьезным вызовом для кафедры стало хоть и постепенное, но все же достаточно радикальное изменение условий работы всей высшей школы. Десятилетие 2010-2020 можно назвать эпохой существенных трансформаций, когда изменялись многие стороны академической жизни. Привычная отечественная учебная пятилетка была заменена траекторией из трех звеньев: бакалавриат -магистратура - аспирантура. Это потребовало изменения учебной программы и во многом пересмотра самого смысла образовательных программ. Задача подготовки серьезных специалистов ушла в прошлое, и теперь обучение стало преимущественно ознакомительным. Но это не снимало ответственности с учебно-научных центров за будущее их исследовательских направлений. Предстояло вложить серьезный объем знаний в современные кратковременные учебные программы, минимизировав потери качества образования.

Значительные изменения произошли и в научной работе. По количеству научных публикаций кафедра традиционно входила в тройку лучших по факультету, причем едва ли не каждый год у кого-то из сотрудников выходила монография или учебное пособие. В 2010-х гг. политика в научной среде изменилась, и отныне цениться стали исключительно рецензируемые публикации в журналах из индексируемых баз данных. Несмотря на гонку за количественными показателями, организуемую явно в ущерб качеству публикаций, у этого процесса была и положительная сторона: начала постепенно возрождаться культура научных журналов. В такой ситуации, когда периодических изданий в стране не так много, а запрос на публикации значителен, каждой научной школе стало важно иметь свое издание, где бы проводилась ее точка зрения. В 2009 г. был основан ежегодный альманах «Проблемы этики», где могут

публиковаться все, кто вовлечен в научную работу кафедры или принимал участие в ее научных событиях. Альманах издается при поддержке философского факультета, и в 2020 г. вышел уже его десятый выпуск. А с 2015 г. кафедра приняла на себя нелегкий труд редактирования известного журнала «Философия и общество». Журнал освещает самый широкий спектр философских проблем, но при этом доминирующей в нем является праксиологическая направленность.

Кафедра как учебно-научный центр, во многом определяющая направления этических исследований в стране и открывающая новые темы для изучения, всегда имела свои теоретические взгляды, определяющие ее лицо в научном мире. В этом плане несколько поколений исследователей кафедры понимали этику как практическую часть философии, направленную на поиск наилучшей жизни, или, более конкретно, на поиск совершенных отношений между людьми. Если общая философия ставит целью познание сущего, то этика отвечает на вопрос: как правильно жить, имея знание о сущем. Отсюда этика понимается кафедрой как вершина философского знания, поскольку к философии люди часто приходили не за ответом на вопрос о правильном познании, а за ответом на вопрос: как правильно жить?20 Если теоретическая философия, ошибаясь в выводах о бытии и познании, особенно ничем не рискует, то ставкой в рассуждении практической философии является человеческая жизнь, которая, ориентируясь на опрометчивые выводы, может быть искалечена. Этика, как практическая философия, обращает внимание в первую очередь на поступки людей, на их мотивы и цели, но, в отличие от других дисциплин, изучающих поведение, приводит их интерпретацию с точки зрения соответствия представлениям о правильной жизни, принятым в обществе21.

Главным предметом изучения этики кафедра всегда считала мораль и вытекающие из этого явления моральные феномены (долг, совесть, счастье, достоинство и т.д.). Понятие морали по своей широте и бесконечности играет в этике такую же роль, как истина в теоретической философии или красота в эстетике, поэтому интерпретаций морали существует столько же, сколько и этиков. Но если пытаться выделить нечто общее, то точка зрения кафедры склонялась к тому, что мораль формально представляет собой нормативную систему, выражающую определенную сторону культуры, суть которой заключается в утверждении чистых, бескорыстных отношений людей22. Эти отношения проявляются в первую очередь в поступках, и именно направленность этического размышления на объяснение поступков позволяет говорить об этике как о практической философии23. Мораль, понятая как интенция на воплощение наилучших отношений, - это чистый феномен, имеющий в реальности

20 Гусейнов А.А. Философия как этический проект: Доклад на XXIII Всемирном философском конгрессе (Афины, 4-10 августа 2013 г.). М., 2013.

21 Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М., 2006.

22 Мораль: разнообразие понятий и смыслов: сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова. М., 2014.

23 Гусейнов А.А. Философия поступка как первая философия (Опыт интерпретации нравственной философии М.М. Бахтина). Статья вторая: Первая философия как нравственная философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 65-74.

множество воплощений, простирающихся от индивидуальной жизненной позиции до нормативных рамок широких социальных практик. Мораль нельзя прямо трактовать как регулятор общественных отношений, ибо она не имеет общепризнанных механизмов социальной регуляции, как, например, право. Скорее, она является ориентиром для тех, кто не доволен повседневным существованием и стремится построить жизнь на иных, более гуманных основаниях. Отсюда мораль нельзя признать в прямом смысле слова социальным институтом, поскольку за ней не стоит никаких ресурсов, кроме простого убеждения в существовании нравственного идеала и необходимости ему следовать24. Желание найти социальные институты, стоящие за феноменом морали и определяющие его содержание, может привести к опасному утверждению, что некий институт уполномочен говорить от имени морали, узурпируя право учить людей, как им следует жить. Кафедра считала важным подчеркнуть, что мораль не является способом осуществления социального давления авторитета, требующим от людей определенного поведения. Мораль - это коммуникативная, нормативно-ценностная стратегия, ориентированная на воплощение равенства и солидарности, противостоящая насилию25.

Такое понимание этики склонно видеть истоки морали в межличностных отношениях, но вместе с тем исследователи кафедры фиксировали, что в ХХ в. за термином «этика» постепенно закрепляется новое значение: под ней часто начинают понимать стандарты наилучшей практики, принятой в конкретной сфере общественной жизни. В этом смысле говорят об этике врача, учителя, инженера и т.д. либо об этическом режиме в целых корпорациях. Здесь мораль в значительной степени покидает сферу межличностных связей и представля -ет собой взаимодействие профессионалов в публичном пространстве26. Так формируются профессиональная и корпоративная этики, а когда их ценности и цели вступают в противоречие с интересами общественных групп, то можно говорить о прикладной этике, которая вращается вокруг наиболее сложных, опасных дилемм социальной практики.

Уже в конце 1990-х гг. кафедра этики осознала значительный исследовательский потенциал новых областей этики и стала активно их изучать. При этом кафедра всегда трактовала прикладную этику как практику и стратегию размышления, предполагающие обращение к глубокой этической теории. Можно сказать, что прикладная этика сама выступает как высокая теория, чьей целью является обоснование практических выводов, полученных в результате осмысления противоположных, а часто и взаимоисключающих позиций спорящих сторон.

Понимание важности прикладных этических исследований и желание развивать прикладную этику как теоретическую дисциплину со временем привели кафедру к современной модели научной и учебной работы, где усилия распределены приблизительно поровну между теоретической и прикладной

24 Скворцов А.А. Этика. Учебник для вузов.

25 Гусейнов А.А. Насилие во благо? // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. М., 2000. С. 354-366.

26 Пороховская Т.И. Этика деловых отношений.

областями. В теоретической части кафедра продолжает традиции, заложенные еще в 1970-х гг. О.Г. Дробницким и С.Ф. Анисимовым. Это касается изучения проблематики, связанной с выявлением сущности морали и обоснованием моральной позиции в современном мире (А.А. Гусейнов), с соотношением морали и других способов практического освоения действительности (А.В. Разин), с историческими аспектами становления морального сознания и развития философской этики (А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов, А.В. Разин), с пониманием морали как особого способа общения и взаимодействия людей в обществе (Т.И. Пороховская, И.А. Авдеева) и т.д. В области прикладных исследований, которые точнее было бы назвать теоретико-прикладными, интересы кафедры сосредоточены вокруг деловой, политической и экономической этики (Т.И. Пороховская), этики искусственного интеллекта и массовой коммуникации (А.В. Разин, И.А. Авдеева), академической и педагогической этики (А.А. Скворцов), биоэтики и этики современных биотехнологий (Е.М. Шкомова).

Ощущение одновременно нестабильности образовательного процесса в высшей школе и ответственности за сохранение специальности мотивировало кафедру в начале 2010-х гг. изменить принципы работы со студентами. Традиционно кафедра отличалась особым вниманием и радушием к своему молодому поколению, но теперь задача состояла в том, чтобы вовлечь его в серьезную научную работу. И не только так, чтобы студенты участвовали в мероприятиях кафедры (так было всегда заведено), а чтобы они их могли сами придумывать и организовывать. В то время сотрудников вдохновляли истории, как из студенческих кружков вырастали целые научные направления.

Если говорить о студентах, приходивших специализироваться на кафедру, то у них, несомненно, были разные цели и мотивы, но, пожалуй, их объединяло одно общее свойство: все они искали практическое приложение философии. Они верили, что философское знание может изменять к лучшему жизнь людей, и именно такую практику подразумевает занятие этикой. Поэтому часто их интересовали темы, связанные с педагогической, медицинской и деловой этикой, т.е. с теми областями, с которыми они в будущем планировали связать свою работу. В 2007 г. усилиями двух студенток кафедры Д.С. Акимовой и К.А. Королевой был создан исследовательский семинар, получивший со временем название «Этическая лаборатория». В его работу быстро втянулись учащиеся с других кафедр, и этот факт показывал, насколько на самом деле популярна этическая проблематика у студентов. Заметим, что формального руководителя у студенческого кружка от кафедры не было, сотрудники только старались помогать студентам в административном плане, хотя нашлось и несколько идейных вдохновителей. Но если факультетские сотрудники вовлекались в работу кружка, то их положение могло быть только равным с положением студентов. Всего за семь лет существования они провели около пятнадцати отдельных заседаний, где обсуждались различные темы, начиная от смысла любви и морали, заканчивая вопросами преподавания этики. В декабре 2008 г. Этическая лаборатория спланировала единственную в истории кафедры выездную школу, в которой участвовали 60 студентов и 20 сотрудников факультета. Ее название «Прикладная этика в сфере деятельности выпускника философ-

ского факультета» свидетельствовало, в какой области находятся интересы учащихся, а главная идея сводилась к намерению показать, что прикладная этика - это не просто приложение философских концептов к сложным житейским ситуациям, а высокая теория, требующая задействовать все идейное богатство философской этики.

В дальнейшем Этическая лаборатория организовала работу секций с этической проблематикой на нескольких серьезных конференциях. Ежегодная молодежная конференция «Ломоносов» на кафедре стала событием студенческой научной жизни, поскольку проходила в оригинальных форматах ролевых игр. Острые темы из области социальной этики, к примеру, справедливости при распределении ресурсов или трансформации морали в сетевом пространстве, поднимались на ежегодных конференциях «Философия в XXI веке», «Российско-украинские философские чтения». На форуме «Философия - детям», проводившемся раз в два года, организовывалась не только теоретическая работа секции этики, но и проводилась детская олимпиада по философии, а также мастер-классы зарубежных педагогов, преподающих этику школьникам.

Конференция к 40-летию кафедры этики также была полностью спланирована, организована и промодерирована студентами из Этической лаборатории. Впервые юбилейные чтения касались не всей предметной области этики, а конкретной тематики - «Этическое регулирование в академической среде», хотя в значительной степени конференция стала продолжением большого теоретического форума «Облики современной морали (в связи с 70-летием академика РАН А.А. Гусейнова)», проходившего на философском факультете в марте 2009 г. Темы академической этики, отношений, складывающихся в этой очень сложной среде, всегда важны для тех, кто посвятил работе в высшей школе всю жизнь, особенно в эпоху серьезных изменений. Студенты кафедры смогли пригласить на конференцию не только ведущих российских этиков, но и коллег из Украины, Белоруссии, Литвы и даже Индии. Были спланированы интересные форматы проведения заседаний в виде панельных дискуссий, теоретических дуэлей, презентаций проектов. Трудно вспомнить конференцию, которая вызвала бы столько откликов, а затем - долгое общение с некоторыми участниками.

Студенты из Этической лаборатории не только создавали интересные проекты на своем факультете, но и постоянно ездили по различным научным форумам. Никогда еще академическая мобильность учащихся на кафедре не достигала таких масштабов: они стали лицом кафедры, представляя ее на различных значимых для практической философии событиях. Кроме того, Этическая лаборатория продолжила традицию кафедры по приглашению интересных собеседников. Состоялись мастер-классы директора НИИ Прикладной этики В.И. Бакштановского и руководителя подкомитета деловой этики при Торгово-промышленной палате Е.А. Красниковой, в 2015 г. прошла захватывающая дискуссия между заведующим сектором этики Института философии РАН Р.Г. Апресяном и заведующим кафедрой эволюционной биологии МГУ А.В. Марковым на тему «Перспективы совместного исследования морали философами и биологами», которую можно назвать межфакультетской,

а в 2016 г. на кафедре выступал Дэвид Эдмондс, автор книги «Убили бы вы толстяка?».

Центральной тематикой Этической лаборатории, собравшей в общую исследовательскую линию остальные научные предпочтения, стало все, что касается нравственного воспитания, развития морального суждения у ребенка, а в практическом плане - преподавания этики для детей разных возрастов. Поколение молодых исследователей кафедры понимало, что этика как практическая философия набирает силу, когда может реально изменять к лучшему поведение людей, а этого можно достичь, если с молодого возраста сформировать у человека обоснованную моральную позицию. Не менее половины выпускных работ по кафедре того времени были написаны на стыке моральной философии и педагогики и обязательно включали в себя практическую часть. Только идеям гуманистической педагогики, в которой без труда можно узнать этику, но написанную в стиле педагогических трактатов, было посвящено восемь дипломных проектов.

Ежегодно Этическая лаборатория проводила на Фестивале науки философский квест для школьников, где в игровой форме они сталкивались с необходимостью делать моральный выбор, а в 2010 г. организовала при кафедре занятия кружка по этике для детей, используя методики, связанные с различными моделями морального развития личности, - Л. Кольберга, М. Липмана и М. Хоффмана.

Если оценивать эволюцию кафедры за последние 20 лет, то справедливо утверждать, что Этическая лаборатория, объединявшая усилия сотрудников, аспирантов и студентов разных подразделений философского факультета, была ярким событием жизни кафедры. Как любой студенческий проект, она не могла существовать долгое время: студенты быстро взрослеют и уходят в самостоятельную жизнь, а новых студентов - продолжателей дела - оказалось найти не так просто, поскольку факультет покинули сразу несколько вдохновителей этого движения. Но оно не исчезло полностью: все его организаторы стали серьезными практиками и в наши дни ведут важные образовательные проекты, где преподавание этики играет не последнюю роль.

В 2010-х гг. кафедра этики впервые почувствовала влияние факторов, которые с некоторых пор стали называть «третьей миссией университета». Традиционно считалось, что университет занят двумя главными видами деятельности: научными исследованиями и трансляцией их результатов молодому поколению ученых, а все остальные виды работ не имели серьезного значения. Но в современном мире университеты становятся крупными центрами, несущими социокультурную миссию. Здесь и популяризация науки, и развитие массового образования, и просветительская работа со школьниками, и сотрудничество с бизнесом и производственными отраслями, и программы социального служения, и многое другое. Этика, нравственная культура всегда являлись сферами опыта, к которым у общества возникал повышенный интерес. Кроме того, в наше время происходят процессы институциализации практик этического регулирования в различных областях деловой, профессиональной и общественной жизни. И кафедра, в силу своих интересов, не могла остаться в стороне от этих движений.

Первым серьезным опытом в этой сфере можно назвать работу над проектом этического кодекса МГУ и философского факультета, начавшуюся в 2007 г. Начальная редакция кодекса была составлена профессором А.В. Прокофьевым и потом неоднократно обсуждена различными факультетскими подразделениями, но наиболее острые споры шли на студенческих заседаниях Этической лаборатории. Можно сказать, был создан постоянно действующий семинар по доработке текста кодекса с учетом многочисленных замечаний. Вторая редакция была подготовлена сотрудником кафедры социальной философии П.А. Сафро-новым, но к тому времени стало ясно, что кодекс не будет принят факультетом: слишком много у сотрудников и студентов возникало опасений, что он может быть использован в репрессивных целях. Однако проект, разработанный кафедрой, стал основой Этического кодекса Московского университета, который используется до сих пор. Также наработки кафедры пригодились для организации работы комиссии по этике философского факультета. В дальнейшем сотрудники осознали, насколько значительным является спрос общества на этику: начиная с вопросов этического образования и воспитания, заканчивая различными технологиями этического регулирования. К сожалению, в связи с малочисленностью состава кафедре было очень сложно отвечать на все запросы. Тем не менее сотрудники давали интервью СМИ, участвовали в телепередачах, комментировали различные этические коллизии в Интернете, некоторое время на крупном Интернет-портале вели колонку по этике. Такого рода информационная деятельность была относительно новой, и ее тоже пришлось осваивать.

Другое важное направление третьей миссии - это консультирование организаций, представляющих различные социально значимые области, и здесь у кафедры есть тоже свои достижения. В течение многих лет доцент Т.И. Пороховская сотрудничает с Торгово-промышленной палатой и входит в ее комитет по деловой этике. В последнее время также сложилось сотрудничество с Институтом нравственного лидерства, который ставит задачу морального оздоровления российской деловой культуры. На конференции, посвященной 50-летию кафедры, был проведен совместный семинар по проблеме внедрения этического регулирования, где присутствовали сотрудники известных российских компаний, ответственные за работу по этому направлению, а также выпускники факультета, работающие в госструктурах. Также следует указать на интересный опыт сотрудничества кафедры с Олимпийским комитетом России и Адвокатской палатой Московской области. Благодаря им кафедра открыла для себя, что среди профессионалов из различных областей социальной практики идут очень интересные дискуссии относительно целей и ценностей их работы. Сейчас разворачивается совместный исследовательский проект с Российской ассоциацией искусственного интеллекта по изучению этических аспектов ИИ. Немало усилий сотрудники кафедры приложили для участия в программах повышения квалификации учителей средних школ (по дисциплинам «Обществознание» и «Основы религиозных культур и светской этики»), врачей по медицинской этике, специалистов по связям с общественностью.

В 2014 г. начался новый этап истории кафедры, связанный с внедрением требований новых образовательных стандартов. К этому времени условия

работы усложнились, например, серьезной трудностью стала невозможность, как раньше, приглашать для преподавания значительное число профессоров-совместителей. В связи с частыми изменениями учебных планов, а также различными структурными изменениями было потеряно преподавание на других факультетах МГУ, кроме Высшей школы телевидения. Внешняя нагрузка кафедры осталась на других направлениях подготовки в рамках философского факультета. На данный момент педагогический состав сократился до шести сотрудников. Помимо заведующего, профессора А.В. Разина, на данный момент на кафедре трудятся доценты Т.И. Пороховская, А.Г. Гаджикурбанов, И.А. Авдеева, А.А. Скворцов и ассистент Е.М. Шкомова. Поскольку нагрузка, распределенная по трем ступеням образования, остается значительной, для обеспечения преподавания всего объема специальных курсов приглашаются близкие к тематике кафедры профессора философского факультета Л.Т. Ре-тюнских и Д.Л. Родзинский.

В настоящее время, поскольку профильное обучение окончательно превратилось в индивидуальную подготовку каждого студента, вольного в любой момент уйти на другой модуль, кафедра еще раз пересмотрела свои подходы к преподаванию. Теперь ее задача заключалась не только в том, каким содержанием наполнить учебный курс, особенно в ситуации, когда в мире моральной философии происходит так много интересного, а еще и в том, как адаптировать это содержание к интересам студентов. Для привлечения их интереса кафедрой была разработана современная программа специализации, включающая в себя дисциплины, которые одновременно демонстрируют востребованность морального рассуждения в современном мире, и показывают теоретическую глубину такого рассуждения. Появились новые курсы: «Этика глобальных проблем» (А.В. Разин), «Конфликтное поле общественной морали» и «Моральные дилеммы в профессиональной этике» (И.А. Авдеева), «Экспериментальная этика», «Этика как нравственная педагогика» (А.А. Скворцов), «Философские проблемы медикализации жизни» (Е.М. Шкомова) и т.д. Уже десять лет в МГУ действует программа межфакультетских лекционных курсов, где студенты могут посещать занятия на других факультетах. Складывается чистое конкурентное пространство, где становится ясно, какие области знания наиболее интересны молодежи. Кафедра не потерялась в этом поле: спецкурсы доцента Т.И. Пороховской «Этика бизнеса» и «Этика общения» собирают сотни слушателей, и это лучше всего показывает, насколько в наше время востребована моральная философия.

Несмотря на стремительно изменяющиеся условия академической жизни, кафедра этики философского факультета МГУ продолжает вести свою исследовательскую линию. Ежегодно организуется работа секции этики как минимум на трех крупных международных научных форумах («Ломоносов», «Ломоносовские чтения», «Философия в XXI веке»), проводятся свои конференции и обсуждения, организуется работа аспирантуры и Диссертационного совета по специальности «Этика», работающего сейчас по самостоятельным университетским правилам. Как всегда, хотелось бы достичь большего, особенно если учитывать, какими темпами прогрессирует этика в современном мире.

Этика никогда не была исключительным делом философов и не замыкалась академическими аудиториями, но тем не менее тот размах и прикладные импликации, которые она получила в современном мире за последние десятилетия, являются беспрецедентными. Специалисты по этике, в том числе и наша кафедра, не остались в стороне от усилившегося интереса общества и повышенной чувствительности людей к моральным вопросам: они сами влились в новый опыт, и этот опыт пришел к ним в лице студентов, которые больше интересуются биоэтикой, чем этикой Канта. Но перед нами, представителями философской этики, специалистами в этой области, со всей остротой встал вопрос о нашем месте и роли в этой новой этической теоретико-прикладной реальности, а именно - вопрос о том, сохраняем ли мы как философы ответственность за ее осмысление, вправе ли общество требовать именно от нас научных ответов на новые возникшие моральные вопросы и ожидания. В этом, как мне кажется, заключается вызов, перед которым сегодня оказался коллектив кафедры: сформулировать современный философский образ морали и теоретические подходы для анализа ее многообразных прикладных форм.

Список литературы

Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 154 с.

Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003. 270 с.

Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители: нравственные учения от Моисея до наших дней. М.: Вече, 2009. 469 с.

Гусейнов А.А. Интервью О.П. Зубец // Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 7-34.

Гусейнов А.А. Философия как этический проект: Доклад на XXIII Всемирном философском конгрессе (Афины, 4-10 августа 2013 г.). М.: ИФ РАН, 2013. 23 с.

Гусейнов А.А. Философия поступка как первая философия (Опыт интерпретации нравственной философии М.М. Бахтина). Статья вторая: Первая философия как нравственная философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 65-74.

Гусейнов А.А. Насилие во благо? // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2000. С. 354-366.

Гусейнов А.А. Этика как учебная дисциплина: недоктринальная версия // Гусейнов А.А. Философия - мысль и поступок. СПб: СПбГУП, 2012. С. 626-631.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2000. 472 с.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк // Дробницкий О.Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002. С. 11-342.

Дубко Е.Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гар-дарики, 2007. 255 с.

Дубко Е.Л. Политическая этика. М.: Академический проект, 2005. 720 с.

История этических учений: Учебник / Под ред. A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. 879 с.

Мораль: разнообразие понятий и смыслов: сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Ред. О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014. 448 с.

Пороховская Т.И. Этика деловых отношений. М.: Неолит, 2018. 276 с.

Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное... Введение в теорию справедливости. М.: Альфа-М, 2013. 512 с.

Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2006. 624 с. Скворцов А.А Этика. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014. 310 с. Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова: страницы истории / Ред. А.П. Козырев. М.: Изд-во Московского ун-та, 2011. 496 с.

Что такое мораль? Сборник статей / Ред. Р.В. Петропавловский. М.: ИФ АН СССР, 1988. 150 с.

Этика: Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. 493 с.

Этика: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2015. 569 с.

Этика: Энциклопедический словарь / Ред. Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

The Department of Ethics of Moscow State University: The Results of Half a Century of Work

Alexei A. Skvortsov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lomonosov Moscow State University. 27/4 Lomonosovskiy prospekt, Moscow, 119991, Russian Federation; e-mail: lambis@mail.ru

The article deals with the history of the emergence and subsequent development of the Department of Ethics at Lomonosov Moscow State University. The Department was founded in December 1969 and is currently one of three independent departments of ethics in Russia. Many well-known philosophers-ethicists of the country worked in it. The Department has developed its own academic school and traditions in ethical education; its graduates include many successful scientists, educators and practitioners working in different socially relevant areas. Thanks to their efforts, the Department plays a prominent role in the Russian philosophical community and in public life. The author shows how the Department has changed in the early 1990s and at the turn of the millennium, and how it has responded to the various challenges posed by the long reform of education and science. Particular attention is paid to the scholarly perceptions of morality and ethics, and the research interests and theoretical views of the department's staff. It looks at the department's educational programme, teaching and methodological work, approaches to teaching and student life, which has always been very interesting. In recent years, the department has revised its approaches to teaching in many ways, making it more polemical and filled with the most controversial topics. Today, the Department is actively involved in various research and educational projects, advises civil society organisations and professional communities on ethical regulation practices, and is active in the media.

Keywords: ethics, ethics chair, ethical education, moral thinking, applied ethics, philosophy faculty, Lomonosov Moscow State University

References

Anisimov, S. Moral' i povedenie [Morality and Behavior]. Moscow: Mysl' Publ., 1985. 154 рр. (In Russian)

Chto takoe moral'? Sbornik statej [What is Morality? Collection of Articles], ed. by R. Petropavlovskij. Moscow: IF AN SSSR St. Publ., 1988. 150 pp. (In Russian)

Drobnickij, O. "Ponyatie morali. Istoriko-kriticheskij ocherk" [The Concept of Morality. Historical and Critical Essay], in: O. Drobnickij, Moral'naya filosofiya [Moral Philosophy]. Moscow: Gardariki Publ., 2002, pp. 11-342. (In Russian)

Dubko, E. Istoriya evropejskoj etiki: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [A History of European Ethics: A Study Guide for University Students]. Moscow: Gardariki Publ., 2007. 255 pp. (In Russian)

Dubko, E. Politicheskaya etika [Political Ethics]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 2005. 720 pp. (In Russian)

Etika: Enciklopedicheskij slovar' [Ethics: Encyclopedic Dictionary], ed. by R. Apressyan, A. Guseynov. Moscow: Gardariki Publ., 2001. 671 pp. (In Russian)

Etika: Uchebnik [Ethics: Textbook], ed. by A. Guseynov, E. Dubko. Moscow: Gardariki Publ., 1999. 493 pp. (In Russian)

Etika: uchebnik dlya bakalavrov [Ethics: A Textbook for Bachelors], ed. by A. Guseynov. Moscow: Urajt Publ., 2015. 569 pp. (In Russian)

Filosofskij fakul'tet MGU imeni M.V. Lomonosova: stranicy istorii [Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University: Pages of History], ed. by A. Kozyrev. Moscow: Moscow St. Univ. Publ., 2011. 496 pp. (In Russian)

Guseynov, A. Antichnaya etika [Antique Ethics]. Moscow: Gardariki Publ., 2003. 270 pp. (In Russian)

Guseynov, A. "Etika kak uchebnaya disciplina: nedoktrinal'naya versiya" [Ethics as an Academic Discipline: A Non-doctrinal Version], in: A. Guseynov, Filosofiya - mysl' i postupok [Philosophy is Thought and Deed]. St. Petersburg: St. Petersburg GUP St. Univ. Publ., 2012, pp. 626631. (In Russian)

Guseynov, A. Filosofiya kak eticheskij proekt: Doklad na XXIII Vsemirnom filosofskom kongresse (Afiny, 4-10 avgusta 2013) [Philosophy as an Ethical Project: Report at the XXIII World Congress of Philosophy (Athens, 4-10 August 2013)]. Moscow: IF RAN Publ, 2013. 23 pp. (In Russian)

Guseynov, A. "Filosofiya postupka kak pervaya filosofiya (Opyt interpretacii nravstvennoj filosofii M.M. Bahtina). Stat'ya vtoraya: Pervaya filosofiya kak nravstvennaya filosofiya" [The Philosophy of Action as the First Philosophy (The Case of Interpreting the Moral Philosophy of M.M. Bakhtin). Article Two: First Philosophy as Moral Philosophy], Voprosy filosofii, 2017, No. 7, pp. 65-74. (In Russian)

Guseynov, A. "Interv'yu O.P. Zubec" [Interview with Olga Zubets], in: Filosofiya i etika: Sbornik nauchnyh trudov. K 70-letiyu akademika A.A. Gusejnova [Philosophy and Ethics: Collection of Scientific Papers. On the Occasion of the 70th Anniversary of Academician Abdusalam Guseynov], ed. by R. Apressyan. Moscow: Al'fa-M Publ., 2009, pp. 7-34. (In Russian)

Guseynov, A. Istoriya eticheskih uchenij: Uchebnik [History of Ethical Doctrines: Textbook]. Moscow: Gardariki Publ., 2003. 879 pp. (In Russian)

Guseynov, A. "Nasilie vo blago?" [Violence for Good?], in: A. Guseynov, R. Apressyan, Etika: Uchebnik dlya vuzov [Ethics: Textbook for Universities]. Moscow: Gardariki Publ., 2000, pp. 354-366. (In Russian)

Guseynov, A. Velikie proroki i mysliteli: nravstvennye ucheniya ot Moiseya do nashih dnej [Great Prophets and Thinkers: Moral Teachings from Moses to the Present Days]. Moscow: Veche Publ., 2009. 469 pp. (In Russian)

Guseynov, A., Apressyan, R. Etika: Uchebnik dlya vuzov [Ethics: Textbook for Universities]. Moscow: Gardariki Publ., 2000. 472 pp. (In Russian)

Moral': raznoobrazie ponyatij i smyslov: sbornik nauchnyh trudov. K 75-letiyu akademika A.A. Guseynova [Morality: A Variety of Concepts and Meanings: A Collection of Scientific Papers. On the Occasion of the 75th Anniversary of Academician Abdusalam Guseynov], ed. by O. Zubets. Moscow: Al'fa-M Publ., 2014. 448 pp. (In Russian)

Porohovskaya, T. Etika delovyh otnoshenij [Business Ethics]. Moscow: Neolit Publ., 2018. 276 pp. (In Russian)

Prokofiev, A. Vozdavat' kazhdomu dolzhnoe... Vvedenie v teoriyu spravedlivosti [Giving Everyone Their Due.. An Introduction to the Theory of Justice]. Moscow: Al'fa-M Publ., 2013. 512 pp. (In Russian)

Razin, A. Etika: Uchebnik dlya vuzov [Ethics: Textbook for Universities]. Moscow: Aka-demicheskij proekt Publ., 2006. 624 pp. (In Russian)

Skvortsov, A. Etika. Uchebnik dlya vuzov [Ethics: Textbook for Universities]. Moscow: Urajt Publ., 2014. 310 pp. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.