Научная статья на тему 'Кадры высшей школы: молодежная политика'

Кадры высшей школы: молодежная политика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадры высшей школы: молодежная политика»

ґ

V,

КУРСОМ РЕФОРМ

)

А. РАКИТОВ, гл. научный сотрудник ИНИОН РАН Л. РОМАНКОВА, доктор социологических наук

Приток молодых исследовательских кадров в науку и вузы - решающий фактор конкурентоспособности экономики и национального благосостояния.

К настоящему моменту удалось преодолеть кризис в развитии российской системы высшего образования середины 90-х годов, когда возникла тенденция к снижению контингента студентов. Сегодня в государственных вузах обучается 4,27 млн. человек, что на 51% больше, чем в 1990/1991 учебном году, и на 44% больше, чем в 1985/1986 учебном году.В негосударственном секторе высшего образования обучается 470,6 тыс. студентов. При увеличении приема в вузы почти в два раза по сравнению с 1985 г. конкурс на вступительных экзаменах постоянно держится на достаточно высоком уровне: число абитуриентов, претендующих на дневное обучение в государственных вузах, более чем в два с половиной раза превышает количество мест для конкурсного зачисления: в 2000 году на 100 мест претендовали 268 человек. В столичных вузах этот показатель составляет 312 абитуриентов на 100 конкурсных мест. В 2000 году конкурс на мехмат, ВМК, экономфак МГУ им. М.В. Ломоносова был 5,6 человек на место, в МГТУ им. Н.Э. Баумана - 3-4 человека на место, в другие технические университе-

Кадры высшей школы*: молодежная политика

ты г. Москвы (МАИ, МЭИ, МАДИ, МИСиС, Университет путей сообщения) - 3-4 человека на место.

Прием в аспирантуру высших учебных заведений за прошедшее десятилетие увеличился почти в 2,5 раза. При этом в 2000 году прием в аспирантуру вузов превысил показатели приема в аспирантуру в 1985 году на 24,9 тыс. человек.

Общий выпуск из аспирантуры в 2000 году составил 24,8 тыс. человек, в том числе из аспирантуры высших учебных заведений - 21,0 тыс. человек, из аспирантуры НИИ - 3,8 тыс. человек. Выпуск из вузовской аспирантуры почти в 2 раза превышает показатели 1985 года и в 2,5 раза - показатели 1994 года. Причем среди выпускников аспирантуры возросла доля тех, кто защищает диссертацию в срок.

Общая численность профессорско-преподавательского персонала, докторов и кандидатов наук, работающих в вузах, также возросла. В 2000 году основной профессорско-преподавательский состав государственных вузов насчитывал 265,2 тыс. человек, что на 29,3% больше, чем в 1985 году. Среди них ученую степень доктора наук имеют 28,0 тыс. человек (10,6%), кандидата наук - 125,4 тыс. человек (47,3%). Но численность научных работников в системе высшего образования и в стране

* Сведения взяты из: Статистические данные по системе образования. Материалы к коллегии ... - М., 2001.

в целом заметно сократилась. Только по системе Минобразования России общая численность работающих в научных подразделениях вузов за последние три года сократилась на 5480 человек, а научных сотрудников - на 1469 человек. В целом по Российской Федерации за последние десять лет численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (без учета научно-педагогических работников), сократилась с 1943,4 тыс. человек в 1990 году до 890,1 тыс. человек в 2000 году, т.е. больше, чем в два раза.

Несмотря на рост масштабов системы высшего образования, развитие аспирантуры и докторантуры, наука и высшая школа ощущают острый дефицит в молодых высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадрах. Молодежь уходит из науки. Средний возраст штатных преподавателей вузов государственного сектора и средний возраст сотрудников, работающих в научных учреждениях, составляет 47,3 года.

Тенденция старения опасна не только с точки зрения физического воспроизводства кадрового потенциала высшей школы. Она несет в себе и другую опасность скрытого характера. Статистический факт старения, постепенно проникая в коллективное сознание академического сообщества, становится одним из социально-психологических факторов, сдерживающих модерниза-ционные процессы в высшей школе.

Проведенный нами в 2001 году опрос преподавателей ряда высших учебных заведений показал, что большинство преподавателей на нашу просьбу - назвать три главные проблемы кадровой ситуации в Вашем вузе - назвали именно проблему старения кадров. Причем, если раньше проблема состояла в должностном продвижении молодых преподавателей, имеющих ученую степень, то сегодня основная пробле-

ма состоит в удержании молодых ученых в вузе.

Если тенденция старения кадров сохранится, то средний возраст ученого к 2016 году достигнет 59 лет, что равняется средней продолжительности жизни мужчин в России: российская наука практически исчезнет.

Анализ возрастной структуры штатных преподавателей показывает, что дисбаланс между поколениями молодых и пожилых преподавателей наблюдается прежде всего в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Средний возраст штатного персонала в вузах этих городов составляет 51,9 и 49,9 года соответственно. Во многих регионах доля преподавателей до 30 лет примерно соответствует доле преподавателей возраста 60-65 лет, а в ряде регионов она выше. Но в этих регионах особо актуальным является повышение научной квалификации молодых преподавателей, а также сохранение высококвалифицированных преподавателей.

Пр облема омоложения научного кадрового потенциала страны и поддержка молодых исследователей от студенческой скамьи до докторантуры включительно является первоочередной задачей государственной образовательной и научно-технологической политики.

Нынешние выпускники высшей школы делают свой выбор отнюдь не в пользу научной и преподавательской карьеры, которая перестала быть престижной. Подобные настроения присущи не только студентам, но и значительной части аспирантов. Результаты социологических опросов показывают, что после аспирантуры научным сотрудником хотят работать 21,9% аспиранта, преподавателем - 34,4%. Из состава опрошенных аспирантов только 22,9% планируют в дальнейшем написание докторской диссертации.

Поэтому повышение заинтересован-

ности наиболее подготовленных студентов, аспирантов и докторантов в продолжении научно-исследовательской деятельности государственная поддержка и координация исследований молодых ученых является важным условием осуществления общегосударственной стратегии развития страны и особенно образовательной и научнотехнологической политики.

Оценка ситуации

Важнейшая причина дефицита молодых кадров в сфере науки и высшего образования - низкая оплата труда ученых и низкий уровень финансирования науки вообще. Несмотря на то, что в последние годы был принят ряд концептуальных документов в части научной и образовательной политики, серьезных сдвигов, направленных на совершенствование механизма финансирования научно-исследовательской деятельности, не произошло. Молодой кандидат или доктор наук, работающий в среднем вузе, обречен жить на зарплату, эквивалентную $30-60, и при этом постоянно заниматься подработками в форме совместительства, частных уроков и т.п.

Руководители ряда ведущих вузов страны начали в последние годы доплачивать из внебюджетных источников наиболее перспективным аспирантам и докторантам, которых они хотят оставить для исследовательской и преподавательской работы в своих вузах.

В качестве важного направления государственной финансовой поддержки научно-исследовательской деятельности ученых высшей школы выступают федеральные и отраслевые научные и научно-технические программы, а также институт грантов. Но конкурсные процедуры на участие в этих программах и на получение грантов не отличаются достаточной прозрачностью. При

этом средняя стоимость фундаментальных исследований составляет около 35 тыс. руб. в год. Размеров финансирования хватает лишь на то, чтобы обеспечить прожиточный минимум 23 исследователям.

Такое положение дел с финансированием научно-исследовательской деятельности отбивает у многих ученых желание принимать участие в этих конкурсах.

В настоящее время только четверть профессорско-преподавательского персонала вузов (25,4%) принимает участие в научных исследованиях. Хотя, по официальным данным, 22,1% студента занимаются научными исследованиями (написание научных рефератов, участие в научных студенческих конференциях и т.п.), число студентов с оплатой труда за НИР составляет только 1,4% от общей численности студентов.

В 1999 году студентами вузов было выиграно 1069 грантов, из них549 грантов выиграли студенты естественнонаучных и гуманитарных вузов, 336 -технических, 62 - финансово-экономических вузов, 91 - студенты педагогических вузов и 31 - вузов культуры и искусства. В пересчете на общий контингент студентов эти показатели - просто микроскопические.

Ниже показано распределение объемов НИР, финансируемых Минобразования России из средств федерального бюджета, по экономическим районам.

Сложившаяся финансовая ситуация во многом обусловлена тем, что структура научных исследований в большинстве российских вузов отражает научные стандарты и приоритеты 60-80-х годов. Так, в настоящее время в 317 вузах Минобразования России фундаментальных исследований по физике осуществляется свыше 500, а по биотехнологии - лишь 8. Но инвесторов и мо-

Распределение объемов НИР, финансируемых Минобразования России из средств федерального бюджета, по экономическим районам

Регионы России Годы

1997 1998 1999

Объем, тыс. руб % Объем, тыс. руб % Объем, тыс.руб %

Всего по Минобразованию России 416995,7 100 369046,2 100 759277,2 100

Северный район 2897,0 0,7 2605,7 0,7 6284,8 0,7

Северо-Западный район 51262,3 12,3 43376,8 11,8 98405,9 13,0

в том числе Санкт-Петербург 48725,0 11,7 41795,9 11,3 95058,8 12,5

Центральный район 191143,3 45,8 178264,9 48,3 372959,5 49,1

в том числе Москва 170169,2 40,8 160173,5 43,4 335301,6 44,2

Волго-Вятский район 15770,5 3,8 16390,2 4,4 29163,1 3,8

Центрально-Черноземный район 7327,4 1,7 6370,0 1,7 12956,9 1,7

Поволжский район 35545,4 8,5 29799,6 8,1 47543,1 6,3

Северо-Кавказский район 17628 4,2 15610,3 4,2 34980,6 4,6

Уральский район 34495,7 8,3 28042,1 7,6 52032,7 6,9

Западно-Сибирский район 34840,9 8,4 25695,9 7,0 60819,1 8,0

Восточно-Сибирский район 13769,0 3,3 11714,4 3,2 24010,6 3,2

Дальневосточный район 12316,2 3,0 11196,3 3,0 20120,9 2,7

лодежь можно заинтересовать только самым новым и перспективным. Однако тематическое распределение вузовских исследований очень традиционно и весьма далеко от современности.

Вместе с тем наиболее быстро развивающимся сектором современной науки являются медико-биологические исследования, исследования в сфере информационных технологий и создания новых материалов. В 1998 г. расходы на эти исследования в США были сопоставимы с расходами на оборону и превосходили расходы на космические исследования. Вообще, в США на развитие науки в 1998 г. было затрачено $220,6 млрд., из них 167 млрд., т.е. 2/3, - за счет частного сектора.

Отток молодых ученых из высшей школы является следствием не только низкого уровня заработной платы, но и утраты перспектив профессионального роста, к чему молодые люди очень чувствительны. В высшей школе стало неинтересно, она перестает быть источником модернизации.

Реальная перспективность научной

работы и материальная заинтересованность являются, безусловно, важными факторами привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности. Но без инфраструктурной поддержки современные научные исследования просто невозможны. Она включает:

• наличие современных информационных технологий;

• свободный доступ ко всей необходимой научной информации - как отечественной, так и зарубежной - через ресурсы Интернет и традиционные источники;

• наличие современного экспериментального оборудования;

• доступ к современным производственным технологиям как полю для реализации научных и технологических разработок;

• наличие высококвалифицированных, компетентных и авторитетных научных руководителей;

• современную организацию и управление научными исследованиями и внедрением их результатов;

• наличие соответствующей право-

вой базы, в том числе совершенствование законодательства о научно-интеллектуальной собственности, с тем, чтобы ее создание было выгодно для всех ученых.

Тенденции развития инфраструктуры вузовской науки благоприятны лишь в области информационных технологий, да и то не самого высокого уровня. В других областях они крайне неблагоприятны.

Принципиальным в условиях ограниченности финансовых ресурсов становится адресная экономическая и социальная поддержка молодых талантливых специалистов, работающих по приоритетным направлениям науки и технологии.

Социально-экономическая поддержка молодых, перспективных ученых совершенно бессмысленна без поддержки ученых вообще, так как и после защиты диссертации ученый должен качественно работать и достойно жить. Кроме того, в становлении молодого ученого ключевая роль принадлежит его научному руководителю. Но сегодня институт научного руководства держится в основном на энтузиазме ученых и их профессиональной этике.

На основе анализа сложившейся кадровой ситуации в сфере науки и высшей школы можно сделать некоторые выводы.

Ввиду крайней ограниченности финансовых ресурсов нужно сосредоточить их на нескольких приоритетных направлениях и критических технологиях, ориентированных исключительно на решение проблем отечественной экономики и социальной сферы, а удовлетворение любознательности ученых за счет государства или бизнеса отложить до лучших времен, когда российская наука станет рентабельной, а отечественный бизнес начнет вкладывать в нее значительные средства.

Основные финансовые, кадровые,

информационные и технические ресурсы следует сосредоточить лишь на тех проектах, которые могут дать действительно новые результаты в рамках приоритетных направлений и реальных критических технологий, не поддаваясь на демагогию «справедливого распределения» средств по многим тысячам тем. Мы никогда не повысим материальной заинтересованности молодых ученых в результатах своего труда, если будем повышать ее с помощью капельницы. Экономия будет составлять гроши, убытки - сотни миллиардов рублей. Мало поддерживать способных аспирантов, докторантов, молодых кандидатов и докторов наук. Необходимо, чтобы у них была ясная перспектива, возможность достойно жить, спокойно и уверенно работать.

Проблемы подготовки молодежи к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности

Довузовский этап подготовки молодежи к научно-техническому творчеству. В качестве основных форм довузовской подготовки молодежи к научной деятельности в настоящее время используются: научные объединения учащихся, малые академии наук, научно-практические конференции, олимпиады, турниры, выставки, летние исследовательские экспедиции, профильные лагеря и школы. На базе МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» успешно реализовывалась Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», в которой в 1998/ 1999 учебном году приняло участие 138 тыс. молодых людей, из них 83 тыс. -учащиеся школ, ПТУ и студенты тех-

никумов; 39 тыс. - студенты и более 16 тыс. - сотрудники и преподаватели научно-исследовательских институтов и вузов страны.

Для развития научного и научнотехнического творчества учащихся большое значение имеют молодежные конференции, проводимые при поддержке Минобразования России, местных органов власти и других министерств и ведомств. В 2000 году в Международной научно-технической конференции «Старт в науку», которая проводилась на базе Московского физико-технического института, приняло участие 1112 учащихся 9-11 классов образовательных учреждений из 163 городов и населенных пунктов России и стран СНГ; на 14 секциях конференции было представлено 7 исследовательских работ старшеклассников. В г. Обнинске в текущем году в 26 секциях Российской открытой конференции учащихся старших классов «Юность науки» приняли участие 410 старшеклассников из 27 регионов страны. Значительный опыт организации и проведения конференций-конкурсов учащихся «Юниор» накоплен в Московском инженерно-физическом институте. Они являются составной частью международной системы научно-технических конференций-конкурсов, ежегодно проводимых специализированной организацией Science Service (США). Подобные конференции позволяют формировать базу данных об учебных заведениях, успешно осуществляющих работу по привлечению учащихся к различным видам и направлениям научно-исследовательской деятельности.

Существует опыт привлечения лицеистов, гимназистов и школьников спец-классов к участию в вузовских студенческих научных конференциях, в научных сессиях и других вузовских мероприятиях в качестве слушателей и выступающих.

Вузовский этап подготовки студентов к научной и научно-педагогической карьере. В соответствии с Федеральной целевой программой «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» было создано 157 учебно-научных центров (УНЦ), на базе которых осуществлен ряд мероприятий: «Поддержка обучения и стажировки наиболее способных студентов и аспирантов в ведущих научных центрах мира», «Воссоздание студенческих научных молодежных школ и конференций», «Обеспечение участия молодых исследователей университетов в международных конференциях по фундаментальным проблемам математических и естественных наук», «Поддержка экспедиционных и полевых исследований с участием студентов, аспирантов и преподавателей вузов».

Минобразования России ежегодно проводит открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Число участников конкурса растет. В 1999 году в нем приняли участие 5565 студентов, из них 2127 награждены медалями и дипломами Минобразования России. Вместе с тем необходимо отметить, что во многих регионах в этом мероприятии принимает участие менее половины вузов.

В 1999 году сводный план мероприятий Минобразования России содержал около 100 научных конференций, симпозиумов, семинаров, школ, конкурсов, летних исследовательских экспедиций, в которых принимали участие молодые ученые. В 2000 году их количество возросло до 142. География городов, ставших молодежными научными центрами, постоянно расширяется.

Проведение конкурсов, олимпиад, научных конференций способствует поиску наиболее эрудированных,рабо-тоспособных, целеустремленных и та-

лантливых молодых людей. Но по-настоящему талантливых людей - единицы. Современная же наука - это массовое производство новых знаний, где задействованы сотни тысяч научных работников. Поэтому необходимо гарантировать наивысшее качество подготовки всем способным студентам.

В настоящее время рядом ведущих вузов России накоплен положительный опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов, включенной в учебный процесс (работа с научной литературой, подготовка научных рефератов, выполнение курсовых работ и т.п.), дополняющей учебный процесс (научные конференции, олимпиады, семинары и т.п.) и параллельной учебному процессу (научноисследовательская работа на кафедрах, в научных подразделениях вуза и т.п.). Однако необходимо отметить, что в действующих государственных образовательных стандартах в сфере высшего образования слабо акцентирована научная деятельность студентов. Необходимо радикально повысить качество подготовки хотя бы той части студентов, которая готова остаться в науке.

Сегодня представляется необходимой правовая и финансовая защита молодежного научного творчества в вузах путем установления обязательного норматива средств на НИРС и НИР студентов и молодых ученых в составе бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ вузов. Вопросы привлечения к этому студентов должны получить четкое отражение в нормативно-правовых документах по проблемам науки и образования.

Аспирантура и докторантура как институты подготовки кадров для науки и высшего образования.

На основе анализа существующей нормативно-законодательной базы, данных государственной статистики и

социологических опросов о состоянии аспирантуры и докторантуры можно констатировать сложную проблемную ситуацию. Она характеризуется как позитивными тенденциями, которые нужно закреплять и развивать, так и кризисными процессами. Сложность ситуации усугубляется тем, что большинство проблем имеет системный, часто неоднозначный и противоречивый характер.

В последние годы значительно обновилась и пополнилась нормативно-правовая база функционирования послевузовского профессионального образования. Это создает определенные предпосылки и возможности для ее прогрессивного развития. В 1999 году создан постоянно действующий Научно-методический совет, утвержден макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования, упорядочена сеть диссертационных советов.

Несмотря на некоторое улучшение количественных показателей работы аспирантуры и докторантуры, качественный анализ послевузовского профессионального образования показывает, что в этой сфере деятельности накопилось немало проблем. Имеет место противоречие между снижением интереса к науке и ростом числа поступающих в аспирантуру. Опросы свидетельствуют о том, что от 30 до 40% молодых людей идут в аспирантуру из-за нежелания служить в армии, необходимости иметь какую-то форму занятости в условиях роста безработицы, а также желания получить место в общежитии. Сомнения возникают об аспирантуре на коммерческой основе. За последние 20 лет требования со стороны ВАКа существенно снизились. Необходимо принять во внимание факты сужения научной проблематики докторских диссертаций и облегченность процедуры присвоения звания профессора. Ас-

пирантов и докторантов следовало бы привлекать к исследованиям по приоритетным государственным направлениям и по линии создания конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Для выполнения диссертационных исследований на современном научном уровне требуется постоянная модернизация системы информационных технологий в вузах с подключением к суперкомпьютерам. Необходима организация широкой системы стажировки в научных центрах за рубежом, в институтах государственных академий и в федеральных исследовательских университетах с выделением для этого дополнительных средств.

Вуз как сфера инновационной предпринимательской деятельности молодежи

В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы, принятой в апреле прошлого года, в целях усиления координации деятельности высших учебных заведений и промышленных предприятий начался процесс создания учебно-научно-инновационных комплексов и федеральных исследовательских университетов. Создание таких структур позволяет не только осуществлять профессиональное образование молодежи непосредственно в ходе современных научных исследований, но и открывает новые возможности для научной карьеры и профессионального роста. В настоящее время при ведущих университетах страны создано более 70 технопарков, на их базе ведется формирование инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов и т.д. В высшей школе действуют более ста инновационных структур, которые ориентированы на

производство и реализацию наукоемкой продукции. Организовано более 10 региональных инновационных центров. Молодежь в деятельность этих структур вовлекается пока недостаточно.

Серьезным недостатком в подготовке кадров для науки и инновационной деятельности является отсутствие у молодых специалистов, аспирантов и докторантов навыков в сфере научного менеджмента и маркетинга. То, что преподается в большинстве технических университетов под видом экономики, - это организация и управление материальным производством, причем без учета инновационных факторов его развития.

Создание молодежных центров инновационной предпринимательской деятельности не только облегчит устранение недостатков «созерцательного» образования, но и поможет привить молодежи навыки и вкус к продуктивной научной деятельности, сформировать у нее умение организовывать научный процесс от стадии зарождения идеи до стадии передачи технологий в промышленность и получения коммерческих результатов.

Деятельность научных молодежных центров и инновационных фирм должна иметь соответствующую систему налоговых и прочих льгот. Потребуется также внести соответствующие поправки в трудовое законодательство и в процедуры оформления авторского права.

Выгоду от таких центров получат не только вузы и молодые ученые, но и предприятия и организации, которые будут иметь возможность привлекать к себе на работу не отдельных молодых специалистов, а целые творческие команды, умеющие решать комплексные научно-технологические задачи. Подготовка таких коллективов - авторских фирм инновационных технологий -новая форма поддержки молодых уче-

ных, создающая предпосылки для повышения их заинтересованности заниматься научной деятельностью.

Проблема востребованности предприятиями и организациями результатов НИР, выполненных студентами и молодыми учеными

В настоящее время в развитых странах квалификация работников умственного труда, тем более научного, выступает как основной капитал предприятий и организаций, который нужно создавать, сохранять и приумножать. Между тем в современных условиях экономической жизни России предприятия и организации, использующие высокоинтеллектуальный труд, по сути дела отстранились от высшей школы и не несут ни социальной ответственности, ни экономических обязательств по поддержке талантливой и перспективной молодежи. Более того, возникла парадоксальная ситуация, когда в государственном бюджете предусматриваются средства на проведение учебных и производственных практик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По всей видимости, настал критический момент, когда требуется введение законодательных регулятивных и поощрительных мер, направленных на усиление взаимосвязей производственных предприятий и организаций с высшей школой.

Предприятия и организации должны иметь системную и достоверную информацию о состоянии науки в высшей школе и потенциале молодых ученых и молодежных научных коллективов, а также доступ к базе данных о перспективных студентах, аспирантах и докторантах, инвестиции в которых для предприятий могут оказаться выгодными.

Предприятие, делая заказ на научную разработку вузовскому коллективу, всегда рискует своими средствами. Для повышения востребованности вузовского научного потенциала со стороны промышленных предприятий требуется создание надежного механизма страхования рисков.

Важным фактором укрепления научных связей между вузами и предприятиями может стать концентрация финансовых ресурсов предприятий в так называемых отраслевых фондах научно-технологического развития. Опыт создания таких фондов в некоторых отраслях имеется.

Для укрепления взаимодействия вузов с реальным производством было бы целесообразно создать научно-технологические и образовательные консорциумы, включающие исследовательские университеты, наиболее продвинутые НИИ и промышленные предприятия, ориентировав их на эффективные инновации и радикальную технологическую модернизацию с целью создания высококачественной, постоянно обновляющейся, конкурентоспособной продукции, пользующейся высоким спросом на отечественных и международных рынках. Оценивать состояние нашего научно-технологического потенциала нужно именно с позиции конкурентоспособности продукции, услуг и высокой эффективности управленческих решений.

Координация действий, направленных на поддержку НИР студентов и молодых ученых

Стратегическая задача формирования научной элиты российского общества требует консолидации усилий правительства, всех хозяйствующих субъектов, политических и деловых кругов страны, научных организаций, академической и вузовской научной

общественности. Решение этой задачи должно осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях управления развитием экономики, науки и системы образования.

Координация мероприятий, связанных с государственной поддержкой НИР студентов и молодых ученых, должна обеспечивать:

• повышение престижности научной деятельности в глазах молодежи;

• концентрацию и рациональное использование интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов, выделяемых государством на поддержку научного творчества;

• прозрачность финансовых потоков для контроля со стороны государственных органов и общественности;

• приток молодых кадров в сферу науки и в систему высшего образования;

• ориентацию молодых ученых на решение приоритетных научных проблем.

Система мер по координации действий различных государственных, хозяйственных и общественных структур, направленных на поддержку НИР студентов и молодых ученых, предполагает:

• подготовку перечня основных приоритетных направлений государственной поддержки научных исследований и разработок студентов и молодых ученых, увязанных с научными и технологическими приоритетами страны;

• активное использование системы грантов для студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых;

• ежегодную публикацию в изданиях Минобразования России полных списков молодых ученых, удостоенных грантов, и сборника аннотаций выполненных по грантам работ;

• повышение уровня требований при отборе кандидатур для поступле-

ния в аспирантуру и докторантуру, а также по контролю за распределением финансовых ресурсов на подготовку диссертационных исследований;

• усиление академической мобильности молодежи различных регионов путем создания условий для обучения в аспирантуре и докторантуре ведущих высших учебных заведений и научных учреждений и организаций страны;

• создание единой информационной системы, позволяющей молодым людям принимать осознанное решение о работе в различных научных организациях, а также Молодежной академии наук при Минобразования России с правовым статусом общественной некоммерческой организации.

В целях координации и повышения эффективности государственной поддержки научных исследований и разработок молодых ученых следовало бы создать межведомственный федеральный совет по содействию научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов и молодых ученых.

Наше законодательство в области науки и высшего образования несовершенно. Поэтому следует в самые сжатые сроки приступить к выработке законодательных решений по вопросам интеллектуальной собственности, улучшения процессов патентования, научного маркетинга, научно-образовательного менеджмента и постадий-ного резкого повышения заработной платы ученых, начиная в первую очередь с государственных учебно-научно-инновационных комплексов и федеральных исследовательских университетов. Разумеется, и в других вузах следует повышать уровень материальной заинтересованности, но при этом постоянно помнить, что равномерное распределение средств по всем вузам в наших условиях вряд ли целесообразно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.