Научная статья на тему 'Кадры важнейший фактор инновационного развития сельского хозяйства'

Кадры важнейший фактор инновационного развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
191
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадры важнейший фактор инновационного развития сельского хозяйства»

УДК 061.2:(571.63)

КАДРЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ТА. ПОТЕНКО

ФГОУ ВПО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»

Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного комплекса, развитие научного потенциала, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки являются основными направлениями обеспечения продовольственной безопасности.

В современных рыночных условиях качество подготовки специалистов сельского хозяйства, его конкурентоспособность на рынке труда зависит от качественного практического обучения специалистов, овладения ими навыков работы с новой техникой и освоения инновационных технологий, позволяющих при оптимальных затратах средств получать максимальный экономический эффект.

Кадровый потенциал формируется в Приморском крае в сложной социально - демографической обстановке, при этом доля трудоспособного населения и молодежи в сельской местности снижается.

В сельской местности проживает 27,8 процента жителей края, при этом около 60% процентов из них относится к категории трудоспособного населения. За последние три года численность работающих в сельском хозяйстве уменьшилась более чем на 50 % или 3 тысячи человек.

По причине обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы в последние годы росли темпы выбытия и сменяемости руководителей и специалистов, ухудшился их качественный состав. Вместе с тем быстрое развитие и интеграция инновационных технологий, таких как геоинформационная система (GIS), приборы точного позиционирования на местности - GPS-приемники, технические системы, помогающие выявить неоднородность поля и др. предъявляют иные требования к работнику, его квалификации. Эффективность сельского хозяйства во многом зависит от внедрения инноваций, применения последних достижений науки и техники.

К числу факторов, сдерживающих распространение инновационных технологий и влияющих на эффективность их использования можно отнести следующие:

1. дефицит квалифицированного персонала, способного к работе с новой техникой и поддержанию ее в рабочем состоянии, знающего технические характеристики оборудования и программное обеспечение;

2. необходимость постоянного обучения сельскохозяйственных рабочих и операторов управляющих технологией;

3. низкая доступность цифровой карты характеристик почвы в Интернет для производителей сельхозпродукции для сравнения данных применительно к собственным картам поля.

Сегодня с учетом требований к работе с новой техникой проблема обеспечения предприятий АПК квалифицированными кадрами приобрела особую остроту.

Основные причины обострения кадровой проблемы на селе кроются на наш взгляд, во-первых, в нежелании выпускников образовательных учреждений возвращаться на село и работать на сельскохозяйственных предприятиях.

Во-вторых - сокращение приема на бюджетной основе. ФГОУ ВПО «Приморская ГСХА» осуществляет подготовку специалистов по 13 специальностям. За последние пять лет прием на бюджетной основе в целом по академии сократился на 19%, Сокращение затронуло в основном специальности «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения», «Агрономия» - 50%, «Лесное хозяйство» - 10%, экономические специальности - 75%.

Для эффективной реализации кадровой политики необходимо, на наш взгляд, формирование единого образовательного комплекса АПК, обеспечивающего универсальное, непрерывное образование с учетом преемственности, гибкости всех форм обучения, потребности сельскохозяйственного производства.

Не менее важная задача - решение технических, экономических, экологических, социальных проблем и вопросов здравоохранения в сельской местности с целью привлечения выпускников аграрных вузов, закрепления руководителей и специалистов в сельскохозяйственном производстве. Одним из приоритетных направлений должно стать улучшение жилищных условий сельских жителей и обеспечение жильем молодых семей и специалистов.

Аграрные вузы должны осуществлять свою деятельность при взаимодействии «наука-власть-производство», т.е. в тесном сотрудничестве с органами власти, научноисследовательскими институтами и товаропроизводителями.

Такая интеграция позволит использовать интеллектуальный потенциал вуза, сконцентрировать материально-технические и финансовые ресурсы, эффективно использовать передовые технологии, вырабатывать совместные решения в плане повышения уровня подготовки кадров для АПК.

Повышению эффективности практического обучения студентов в ФГОУ ВПО «Приморская ГСХА» способствует учебный научно-производственный инновационный комплекс.

В его задачи входит активизация научной работы в академии, укрепление связи с производством, привлечение ученых, преподавателей, аспирантов, перспективных молодых специалистов и студентов к выполнению НИОКР в интересах сельского хозяйства, обеспечение целевой подготовки специалистов для предприятий сельского хозяйства. В 2009 г. студентами академии было получено шесть патентов на полезную модель и один на изобретение.

В вузе работают 47 научных кружков, которые организованы для студентов на общеобразовательных и выпускающих кафедрах.

Непосредственная связь науки с запросами производства поддерживается и через активно действующий региональный информационно-консультационный центр. В ИКС проводятся семинары и консультации для работников сельского хозяйства региона, в том числе с демонстрацией инновационных достижений аграрной науки (отечественная и импортная широкозахватная техника, ресурсосберегающие технологии обработки почвы). Тематика семинаров разнообразна, например, «Техника искусственного осеменения сельскохозяйственных животных», «Оценка современного состояния мелиоративных систем и технический надзор за восстановлением нарушенных земель», «Организация и осуществление государственного фитосанитарного ветеринарного надзора при трансграничном перемещении объектов животного происхождения в РФ» и другие актуальные проблемы аграрного сектора.

Какие задачи стоят перед вузом сегодня?

■ Внедрение междисциплинарного научного подхода. Ученые из областей почвоведения, растениеводства, животноводства, экономики и техники должны проводить исследования совместно, в едином организованном союзе - «общность науки и обучения».

■ Расширение фундаментальных исследований, развитие сельскохозяйственной системной теории. Так как инновационная сила аграрной науки основывается на теории и методике.

■ Дальнейшая разработка конкретных решений проблем в системном контексте. Аграрно-научные исследования должны ориентироваться на новые области исследований (новые методы селекции, точное сельское хозяйство, аграрный менеджмент, окружающая среда, качество, ландшафт, продовольственная безопасность).

■ Развитие международной направленности (совместные международные исследования, научные сети, обмен учеными).

■ Сохранение всех важных научных школ в академии (минимум 1 доктор наук на научную школу).

■ Развитие кооперации между образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

■ Активная поддержка молодых ученых. Взаимовыгодное партнерство с учебными и научными центрами.

На наш взгляд, реализация поставленных задач поможет формированию кадрового потенциала на новом уровне, отвечающем требованиям инновационного развития сельскохозяйственного производства.

STAFF - THE MOST IMPORTANT FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF

AGRICULTURE

T.A. POTENKO

The Primorskaya State Agricultural Academy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.