Научная статья на тему 'КАДРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

КАДРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры / сельское хозяйство / цифровизация / обучение / Республика Коми

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Анна Сергеевна

В условиях цифровизации сельского хозяйства актуальность кадров становится все более важной. Сегодняшние специалисты должны обладать навыками работы с новыми технологиями и программными продуктами, чтобы эффективно управлять процессами на фермах и повышать производительность. Текущий дефицит кадров для отрасли сельского хозяйства России составляет 88 тысяч человек. Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве России сократилась в 2 раза, а в Республике Коми в 10 раз за последние тридцать лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАДРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 332.1:631.1 (004) DOI 10.24412^-37231-2024-1-155-160

Щербакова А.С., кандидат экономических наук shcherbakova@iespn.komisc.ru

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН г. Сыктывкар, Российская Федерация

КАДРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В условиях цифровизации сельского хозяйства актуальность кадров становится все более важной. Сегодняшние специалисты должны обладать навыками работы с новыми технологиями и программными продуктами, чтобы эффективно управлять процессами на фермах и повышать производительность. Текущий дефицит кадров для отрасли сельского хозяйства России составляет 88 тысяч человек. Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве России сократилась в 2 раза, а в Республике Коми в 10 раз за последние тридцать лет.

Ключевые слова: кадры, сельское хозяйство, цифровизация, обучение, Республика

Коми.

Современные технологии сельского хозяйства позволяют сократить затраты времени и труда, повысить точность и эффективность работы. Однако для этого нужны специалисты, которые смогут правильно настроить и использовать эти технологии, когда в отрасль сельского хозяйства и так испытывает огромный дефицит кадров.

Цифровизация сельского хозяйства требует новых подходов к управлению данными, ведь в настоящее время требуется оценить и анализировать большие объемы информации, которые собираются и обрабатываются с помощью специализированного программного обеспечения. Для работы с этими данными необходимы специалисты, обладающие навыками аналитики и статистического анализа, т. е. высококвалифицированные специалисты. Сегодня многие фермеры пытаются использовать онлайн-платформы для продажи своей продукции, привлечения клиентов и общения с коллегами. Для успешной работы в этой сфере необходимо владеть навыками маркетинга и рекламы в интернете.

Современный аграрный сектор нуждается в специалистах, которые смогут проявить свои способности на практике, напрямую зависящие от их интеллектуального потенциала. Ефимов В.С. утверждает, что объем знаний, накопленных человечеством, удваивается каждые 2-3 года [1, с. 6]. Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции в условиях меняющейся рыночной среды требует человеческих ресурсов, которые обладают высоким уровнем квалификации, а их подготовка должна постоянно повышаться [2, с. 679]. Высококвалифицированные кадры - это человеческий капитал, когда человек обладает знаниями, умениями, компетентностью в определённой сфере, профессиональными навыками, способностями и опытом «...которые содействуют росту его производительной силы» [3]. Вопрос обеспечения квалифицированными кадрами в сельскохозяйственной отрасли стал актуальным, ведь за

десять лет численность руководителей и специалистов в стране сократилась почти на 30%. Сельскохозяйственный труд всегда считался самым сложным в народном хозяйстве, т. к. в процессе производства надо учитывать все, от генетики до финансов, что требует квалифицированных кадров, систематически повышающих уровень своего образования.

Российские ученые уделяют пристальное внимание вопросам изучения кадрового обеспечения АПК страны. Новиков В.Г. доказывает, что сегодня требуется система профессиональной подготовки кадров для агросферы [4]. Уша-чев И.Г., Еремеев В.И и Жуков Н.И. утверждают, что дефицит кадров наблюдается только в сельскохозяйственной сфере, при избытке их выпуска, что в ретроспективе обусловлено неадаптивной государственной политикой. Важной составляющей также является повышение престижности и мотивированности к сельскохозяйственному труду [5]. Этого же мнения придерживаются и другие исследователи - ученые, которые считают необходимым введение качественного образования в сфере АПК, совмещенное обязательно с практикой. Отсутствие престижности работы в отрасли и высоких зарплат и низким уровнем качества жизни на селе, - являются сдерживающими факторами кадрового обеспечения [6-10]. Санду И.В., Демишкевич Г.М. и Рыженкова Н.Е. показывают в своем исследовании, что кадры в АПК являются факторами инновационного развития [11]. Вопросам кадрового обеспечения села Республики Коми много лет занимался ученый Коми научного центра УрО РАН Терентьев В.В. [12-13]. Становится очевидным, что квалифицированные кадры играют ключевую роль в развитии сельского хозяйства, особенно в условиях цифровизации.

Рассмотрим на примере северного региона, Республики Коми, подготовку кадров на конец советского периода и в настоящее время. Основная часть подготовки кадров для сельского хозяйства в 1989 г. осуществлялась в профессионально-технических училищах и учебных-курсовых комбинатах, находящиеся в сельских школах и районных учебных пунктах республики. Каждый третий работник сельского хозяйства проходил обучение или повышал квалификацию. Каждый год в хозяйствах зимой проводилось дополнительное обучение работников, так называемая агрозооветучеба с обязательной аттестацией. Для работников, повысивших уровень своего образования, предусматривалась дополнительная оплата к заработной плате от 10 до 20%. Например, в 1989 г. каждый второй тракторист - машинист был высококвалифицированным кадром, т. к. имел звание I и II класса; каждая третья доярка имела звание мастера I и II класса.

К концу 1990 г. ежегодно выпускалось примерно 2300 специалистов для аграрной отрасли республики, в расчете на 1000 работников было 228 чел. трактористов - машинистов, 215 чел. водителей и 60 чел. животноводов. Стоит отметить, что непосредственно на производстве готовилось почти в 2 раза больше специалистов по двадцати профессиям, в том числе узкопрофильных, для сельского хозяйства, чем в профессионально-технических училищах. В совхозах работала 25 тыс. чел., где каждый пятый имел высшее или среднее специальное образование. С высшим образованием было 25% инженеров, 47 - агрономов, зоотехников и ветврачей, 18% - экономистов.

Весомый вклад в подготовку кадров для сельского хозяйства внесли сельские школы, ежегодно выпускающие 700 чел. операторов машинного доения, 1000 чел. механизаторов и большое количество водителей, В РК таких школ насчитывалось 52 ед. Большим спросом пользовались ученические производственные бригады, в них каждый год проходили трудовую практику более 4 тыс. детей под наставничеством опытных квалифицированных кадров. Школьники помогали обрабатывать пашню, выращивать картофель, капусту, морковку, другие овощи, участвовали в производстве кормов, сена и силоса, пропалывали корнеплоды и картофель. Детей с детства приучали к сельскохозяйственному труду, его почёту, важности развития местной продовольственной базы для обеспечения жителей полноценными и качественными продуктами питания.

По данным Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка РК за 2021 г. подготовлено для отрасли 36 специалистов с высшим образованием, из них 11 человек обучились за счет федеральных средств по очной форме обучения, остальные по заочной и вечерней формам обучения, и 184 человека окончили техникумы. Принято на работу в сельскохозяйственные организации молодых специалистов с высшим образованием всего 7 чел., из них только трое по специальности и четверо в качестве рабочего и 10 чел. со среднем специальным образованием, из которых только три выпускника устроились по специальности.

Фактически работающих людей в сельскохозяйственных организациях за 2021 г. насчитывается 1271 чел., за 10 лет их численность увеличилась на 13,6%. В настоящее время только 15,4% руководителей сельскохозяйственных организаций имеют базовое экономическое или управленческое образование. Практически каждый пятый руководитель не имеет профильного образования и каждый второй руководитель - женщина. В должности руководителей до 30 лет - 3,8%, старше 55 лет -9,4%. Сегодня 30,1% руководителей не имеют высшего и среднего профессионального образования, в 2012 г. их было 21,1%, то в 1990 г. мене 1% (табл. 1). Главных специалистов с высшим образованием в 2021 г. составляет 79,6%, когда в 2012 г их доля была 57,1%. Доля специалистов, кроме главных с высшим образованием увеличилась с 34,2 до 55,7%. Оценивая уровень образования кадров, работающих в сельскохозяйственных организациях за 2012-2021 гг. можно отметить только положительную динамику, уровень образования специалистов растет. Если сравнивать проанализированные показатели с 1990 г., как эталонным, то есть над чем работать, тогда работало в отрасли 25 тыс. чел., где каждый четвертый имел высшее или среднее профессиональное образование. Это означает, что потенциал у республики был достаточно большой и имелось большое количество высококвалифицированных кадров по сравнению с имеющимися данными сегодня.

Таблица 1 - Уровень образования руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях Республики Коми за 2012 и 2021 гг., %

Образование за 2012 г. Образование за 2021 г.

Состав руководите -количе- высшее среднее не количе- высшее среднее не

лей и специалисте] ство, чел. профессиональное имеют ство, чел. професси ональное имеют

Руководители и 1098 39,0 42,3 18,7 1271 57,2 31,1 11,7

специалисты

Руководители 128 45,3 33,6 21,1 233 40,7 29,2 30,1

организации

Главные специа- 154 57,1 39,0 3,9 103 79,6 17,4 3,0

листы

из них:

агрономы 11 63,6 36,4 - 3 100,0 - -

зоотехники 18 50,0 50,0 - 12 67,7 33,3 -

ветврачи 11 81,8 18,2 - 8 62,5 37,5 -

инженеры 32 50,0 40,6 9,4 24 79,2 20,8 -

энергетики и 4 0,75 0,25 4 100,0 - -

электрики

экономисты 12 83,3 16,7 - 3 100,0 - -

бухгалтеры 63 49,2 46,0 4,8 37 83,8 16,2 -

Специалисты, 389 34,2 45,7 20,1 524 55,7 35,9 8,4

кроме главных

Руководители 251 28,7 42,6 28,7 159 44,6 42,1 13,3

среднего звена

Составлено: По данным Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.

Молодые кадры, выпускающиеся из Коми республиканского агропромышленного техникума имени Н.В. Оплеснина (КРАПТ), единственного профильного учреждения в республике предпочитают уезжают в другие регионы, особенно в республику Татарстан и Кировскую область, а ведь их специальности: зоотехник, ветеринарный фельдшер, механик, технолог по переработке продукции, тракторист, оператор искусственного доения, агроном, - очень востребованы на рынке труда.

В КРАПТ среднее профессиональное образование реализуется по 9 специальностям и 4 профессиям по основным профессиональным образовательным программам базового уровня, из них по 3 профессиям и 6 специальностям. Среднее профессиональное образование можно получить в очной и заочной формах обучения. Студентам наряду с основной специальностью, предоставляется возможность получить дополнительную профессию, обучаясь в техникуме. В настоящее время в техникуме обучается 1015 студентов. Организовано профессиональное обучение в рамках проекта «Билет в будущее» для 115 учащихся 9-х классов с. Выльгорт, Сыктывдинского района, где располагается сам техникум. Это направление достаточно успешно развивается и пользуется спросом у учеников. За последние три года обучение прошли 342 ученика по трем профессиям: повар, секретарь-администратор и слесарь по ремонту автомобилей.

Выявлено, что в числе самых востребованных и популярных среди абитуриентов - специальности «ветеринария» и «повар кондитер». Каждый второй выпускник 2020-2021 гг. по специальности «ветеринария» продолжает обучение в высшем учебном заведении, а в 2022 г. - только каждый третий. По внутренней отчетности, которую ведет техникум, 70% выпускников трудоустраиваются по своим профессиям, но большинство из них уезжает за приделы республики, когда проходят там производственную практику.

В ходе экспертного опроса руководителей и специалистов учреждения КРАПТ удалось выявить, что именно выпускники из сельской местности в большинстве случаев возвращаются на село, в отличии от городских студентов. Сельские выпускники являются опорой для существующих и новых создаваемых сельскохозяйственных предприятий республики. Ранее удельный вес сельских ребят, выпускающихся из техникума, превышал порог 80%, а сегодня из-за новых правил, принятых при поступлении, важную роль играет средний балл аттестата, а сельские ребята не могут конкурировать с городскими. Сегодня этот показатель варьируется от 36,9 до 74,3% в зависимости от специальности. В результате обучатся приходят ребята без интереса к профессии и понимания, что такое сельское хозяйство, и получить хоть какую-то профессию.

Для преодоления кризисного положения сельскохозяйственной отрасли Республики Коми необходимо применять цифровые технологии и внедрять инвестиции, но ключевая роль в развитии все равно будет принадлежать кадровой политике региона по обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами. Цифровизация аграрного сектора приводит к изменениям в требованиях к кадрам, где современные специалисты должны обладать навыками работы с новыми технологиями и программным обеспечением, чтобы эффективно управлять процессами на фермах и повышать их производительность.

Список литературы

1. Ефремов В.С. О международных и национальных проблемах подготовки высококвалифицированных кадров // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 3-7.

2. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. Международные отношения, 1993. 896 с.

3. Ахапкина Е.Н., Крохмаль Л.А. К проблеме развития аграрного образования в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т 6. № 2. С.129-136. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.2.129.136.

4. Новиков В.Г. Вызовы кадрового обеспечения агросферы и проблемы развития многоуровневой системы профессионального образования // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 12. С. 104-113.

5. Ушачев И.Г., Нремеев В.И., Жуков Н.И. Сельскохозяйственные кадры: дефицит при избытке АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 15-26.

6. Житникова Ю. Выпускники есть, специалистов нет (о дефиците кадров в сфере АПК) // Российский аграрный портал. 05 апреля 2022 г. Электронный ресурс https://agroportal-ziz.ru/news/vypuskniki-est-specialistov-net (дата обращения 02.03.2023).

7. Баутин В.М. Вызовы модернизации аграрного образования и проблемы подготовки кадров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 5. С.12-17.

8. Козлов А., Панков Б., Яковлева О. Аграрный рынок труда: старые проблемы, новые вызовы // АПК: экономика, управление. 2016. № 4. С. 32-38.

9. Ефимова Л.А. Развитие человеческого потенциала: кадровое обеспечение сельского хозяйства России // Экономка сельского хозяйства России. 2016. № 2. С.43-48.

10. Ушачев, И.Г. Социально-экономическое развитие АПК России: проблемы и перспективы. М.: ГНУ ВНИИЭСХ. 2015. 364 с.

11. Санду И.С. Демишкевич Г.М, Рыженкова Н.Е. Кадровый потенциал как фактор инновационного развития АПК // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 12. С. 114-123.

12. Терентьев В.В. Кадровое обеспечение модернизации сельского хозяйства северных и арктических территорий (на примере Республики Коми) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 4(28). С. 151-165.

13. Иванов В.А., Терентьев В.В. и др. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона / Сыктывкар. 2006. 322 с.

УДК 338.43: 631.115: 631.15 - 043.96 (470.13) DOI 10.24412/^-37231-2024-1-160-166

Юдин А.А., кандидат экономических наук Институт агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН Тарабукина Т.В., кандидат экономических наук Strekalovat@bk.ru

Институт агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН,

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

г. Сыктывкар, Российская Федерация РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Аннотация. В Республике Коми, регионе, относящемся к Крайнему Северу, важнейшей отраслью сельского хозяйства является животноводство, оно обеспечивает население продуктами питания животного происхождения, обеспечивает занятость сельского населения.

В связи с неоднородностью природно-климатических условий региона развитие животноводства одновременно сдерживается и стимулируется экологическими факторами: несмотря на незначительное повышение продуктивности скота и птицы, наблюдается сокращение поголовья скота в Республике Коми, так же сохраняются проблемы в наращивании объемов производства продуктов животноводства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, животноводство, Республика Коми.

В Республике Коми ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, которое занимает почти 65% валового выпуска продукции (рисунок 1). При этом земледелие развито слабо: земли сельскохозяйственного назначения составляют лишь 1% всех земель республики, четверть из них - пашни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.