Научная статья на тему 'Кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения'

Кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2570
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / CONSTRUCTION INDUSTRY / КАДРЫ / FRAMES / ДЕФИЦИТ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / THE QUALITY OF THE TRAINING / STAFF SHORTAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина С.А., Шрейбер А.А., Ковалевский В.П.

В статье рассматриваются основные проблемы строительной отрасли и проведен анализ причин их возникновения. Предлагаются пути для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина С.А., Шрейбер А.А., Ковалевский В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frames for construction industry: problems and solutions

The paper focuses on the main problems of the construction industry and investigates their causes. Authors suggest the ways to solve the problem of the shortage of skilled labour in the construction industry.

Текст научной работы на тему «Кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения»

УДК 69.007

кадры для строительной отрасли: проблемы и пути решения

С.А. Забелина, А.А. Шрейбер, В.П. Ковалевский

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы строительной отрасли и проведен анализ причин их возникновения. Предлагаются пути для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров строительной отрасли.

ключевые слова: строительная отрасль, кадры, дефицит, качество подготовки.

Abstract. The paper focuses on the main problems of the construction industry and investigates their causes. Authors suggest the ways to solve the problem of the shortage of skilled labour in the construction industry.

Keywords: construction industry, frames, staff shortage, the quality of the training.

Строительная отрасль является системообразующей отраслью экономики. В структуре валовой добавленной стоимости России за 2013 г. она составляет около 6,3% [1]. Объемы строительства постоянно растут, так, в 2013 г. рост объемов строительства составил 13%, по сравнению с 2012 г., что требует значительного увеличения строительных кадров.

Несмотря на то, что строительная отрасль является крупнейшей сферой занятости, занимающей четвертое место в Российской Федерации (8%), крылатая фраза «кадры решают все» актуальна в настоящее время и для нее. Анализ показал, что отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров. За 2011-2013 гг. число вакансий в строительной отрасли выросло на 70%. По данным аналитиков строительных компаний, строительному комплексу страны в настоящее время не хватает 2,2-2,3 млн квалифицированных кадров (инженерно-технического и рабочего персонала) [2].

Для профессионального сообщества очевидно, что глобальные задачи повышения качества строительной продукции и увеличения объемов строительства в России не могут быть разрешены в отсутствие современной, инновационной и технологичной системы подготовки кадров.

Анализ ситуации подготовки различного уровня показал, что существующая образовательная система не обеспечивает полной потребности строительного комплекса в качественных кадровых ресурсах.

Острый дефицит квалифицированных рабочих кадров не может быть восполнен за счет существующей системы начального и среднего профессионального строительного образования в связи с тем, что она фактически разрушена. Ранее существовавшие профессионально-технические училища (ПТУ) заменили колледжи. Но и их число постоянно сокращается. Например, только по городу Москве в 2002 г. было 46 строительных колледжей, в 2010 г. осталось 12, а в 2013 г. - всего 10.

Выпускаемые строительными колледжами бакалавры (техники) формируют среднее звено в цепочке строительных кадров. При этом качество и уровень подготовки выпускников действующих учреждений среднего профессионального образования не отвечают сегодняшним требованиям строительной отрасли, объемы выпуска не соответствуют потребностям строительного бизнеса. Это подтверждается следующими данными. Представители строительного комплекса города Москвы в 2013 г. изучили систему образования в строительных колледжах столицы. Существуют большие проблемы в этой сфере. В настоящее время на рынке труда Москвы значительное количество вакансий (более 80%) составляют должности строительных профессий: слесари, машинисты, механизаторы, монтажники, каменщики, бетонщики, а также инженеры-проектировщики, конструкторы, специалисты ПТО, прорабы и др. Но, несмотря на то, что в строительстве на одну вакансию приходится в среднем 2,5 резюме, острый дефицит квалифицированных кадров в строительной отрасли сохраняется. Устроиться на работу в сфере строительства непросто, особенно на рабочую профессию. Это связано с рядом обстоятельств.

Прежде всего, это малый удельный вес обучающихся и осваивающих строительные профессии в строительных учебных заведениях, которые составляют всего около 20-30% от общего количества выпускников. Остальные выпускники (70-80%) - это специалисты других профессий (автомеханики, слесари по ремонту автомобилей, официанты и бармены, парикмахеры, собаководы, повара-кондитеры, работники турфирм и др.). Дефицит рабочих на российских строительных объектах восполняется трудовыми мигрантами, в большинстве своем низко квалифицированными, малоопытными, а порой и малообразованными, отчего страдает качество строительной продукции, безопасность строительного производства и показатели производительности труда. Как

правило, эта категория рабочих привлекается работодателями за низкую заработную плату, тем самым лишая возможности трудоустройства местным квалифицированным кадрам.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [3] ставит задачу привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Один из стратегических проектов федеральной целевой программы - создание и развитие сети отраслевых ресурсных центров. По убеждению авторов, это и есть выход из сложившейся ситуации. Формируемые в настоящее время во многих регионах ресурсные центры позволяют несколько снизить напряженность и поддерживают высокую репутацию начального профессионального образования, за ними будущее. Они используют современные инновационные и образовательные технологии; проводят обучение на современном высокотехнологическом оборудовании (в том числе целевую подготовку рабочих для работодателей); внедряют системы независимой сертификации уровня квалификации выпускников учреждений профессионального образования и работников производства. Ресурсные центры выпускают высококвалифицированных рабочих и специалистов - строителей для региональных нужд. Поэтому повышение эффективности развития таких центров, привлечение инвестиций для укрепления их материально-технической базы и совершенствования учебно-методического обеспечения должны стать одной из главнейших задач руководства регионов. Выпуск квалифицированных местных рабочих кадров позволит составить существенную конкуренцию мигрантам, в том числе по ценовому фактору.

Нехватка инженерно-технического персонала, имеющего высшее образование, в организациях и на предприятиях строительной отрасли в основном определяется провалами в системе образования и несоответствием учебных программ актуальным потребностям строительного рынка, отсутствием практических навыков и производственного опыта выпускников.

Усилия по восстановлению и модернизации системы среднего профессионального и высшего образования в этом направлении сегодня совершенно недостаточны.

Одним из главных недостатков российского строительного и архитектурного образования является оторванность от практики. Теоретическая подготовка выпускников в целом удовлетворительна, выпускники профильных вузов владеют прикладными программными продуктами, однако практических навыков работы у них нет, и брать «зеленых» специалистов на работу строительные компании не торопятся. Выпускники

плохо представляют себе реальный процесс проектирования и строительства. В образовательных учреждениях практически формально проводятся производственные практики, отсутствуют стажировки в проектных и строительных организациях, на предприятиях. В то же время и сами строительные компании не проявляют сильной заинтересованности брать студентов на практику, т.к. это влечет за собой дополнительную ответственность со стороны организаций за безопасность и жизнь студентов, а также отрыв от основной работы сотрудников строительных организаций для проведения обучения и работы со студентами. Соответственно, студенты вузов и колледжей зачастую проходят практику в стенах самого образовательного учреждения, не получая при этом реального опыта практической работы, выпускники образовательных учреждений, которые приходят на производство, тратят три-четыре года только на то, чтобы освоить начальные практические азы профессии, т.к. не имеют достаточной производственной подготовки. Ровесники-коллеги наших студентов на Западе гораздо опытнее, и из образовательных учреждений они выходят настоящими профессионалами в своей области.

На качество образования влияет также и следующий фактор. Многие студенты уже на 2-3 курсе (в том числе студенты-очники) начинают работать и очень часто не по профилю получаемого образования. Они пропускают занятия, не получают требуемых знаний и практических навыков для будущей деятельности. Учеба для них - это только способ получить документ о высшем образовании, соответственно, активной мотивации полноценного обучения у таких студентов нет.

Кроме того, практика показывает, что только 30-40% выпускников строительных образовательных учреждений приходят в строительную отрасль, остальные растворяются в других сферах деятельности. Недостаточное количество дипломированных специалистов, приходящих в строительство, снижает уровень конкуренции на рынке труда. Основным критерием молодого специалиста при выборе своей будущей профессии после вуза является уровень заработной платы. Не имея при этом ни жизненного, ни профессионального опыта, молодые «специалисты», как правило, желают получать сразу все, в т.ч. и высокую заработную плату. Не получая этого, они уходят работать в другие отрасли.

Именно поэтому основной костяк квалифицированных кадров в строительной отрасли (управленцы и ИТР среднего и высшего звена) - это выпускники 1980-х или начала 1990-х гг., получившие системное образование, владеющие многогранным практическим опытом работы и широкой

компетенцией. К сожалению, сложившаяся ситуация ведет к старению кадров (доля руководящих кадров в возрасте до 40 лет в сфере строительства составляет менее 50%). Поэтому важная составляющая кадровой политики - это привлечение молодых людей в строительный бизнес, повышение престижности строительной профессии. В этом направлении должны быть объединены усилия и государственных структур, и строительного бизнеса, и образовательных учреждений архитектурно-строительной направленности, и средств массовой информации. Необходимо активно внедрять специальные программы для пропаганды и привлечения школьников и студентов к работе в строительном производстве. Проведение специализированных выставок, ярмарок профессий, конкурсов, профессиональная ориентация и консультирование с помощью современных технологий, развитие и финансовая поддержка выездных строительных отрядов, по итогам работы в которых выдавался бы, например, именной сертификат, позволят сделать открытыми и понятными те карьерные перспективы, которые могут быть достигнуты в жизни молодых людей. Только так мы сможем сформировать надежный кадровый резерв на ближайшие годы.

Одним из направлений по решению кадровой проблемы может стать целевая подготовка специалистов по направлению регионов, предприятий и организаций или в рамках государственных программ. Практика показывает, что в этом случае повышается уровень подготовки специалистов, ответственность и мотивируемость обучаемых за качество получаемого образования. Целевое направление позволяет будущему выпускнику особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направила на учебу и оплатила обучение, отработать там, не менее трех лет. По этой причине работодатель (заказчик), как заинтересованное лицо, курирует образовательный процесс, принимает студентов на практику, на стажировки; рекомендует выполнение реальных проектов во время учебы. При несоблюдении условий договора на целевое обучение работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с обучаемого расходы по обучению. Адресность подготовки кадров образовательными учреждениями для организаций и предприятий-партнеров, которые и являются в дальнейшем работодателями, должна стать широко распространенной нормой. В этом случае сотрудничество с образовательным учреждением осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Выпускаемый специалист уже в ходе обучения получит представление не только о партнерах образователь-

ного учреждения по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу. Это повысит привлекательность выбора именно данного образовательного учреждения для поступающих.

Повышение мотивируемости самих архитектурных и строительных компаний в подготовке кадров - это еще один резерв. В тех случаях, когда строительные компании принимают на себя функции партнеров образовательного учреждения, участвуют в образовательном процессе и заключив договоры с вузами и колледжами регулярно принимают на практику (стажировку) студентов, назначают опытных строителей руководителями за производственное обучение, кураторами строительных отрядов, предлагается предусматривать налоговые послабления (не более 1%). На взгляд авторов, такая мера будет способствовать повышению качества подготовки кадров для строительной отрасли.

Большим подспорьем в повышении качества строительства играют разрабатываемые в настоящее время профессиональные стандарты. Введение профессиональных стандартов - это стимул для повышения квалификационного уровня работников строительной отрасли, что, несомненно, скажется на улучшении качества строительства, эффективности работы строительной отрасли. Требования утвержденных профессиональных стандартов обязательно должны быть положены в основу разработки ФГОС - федеральных образовательных стандартов нового поколения по направлению «Строительство» и «Архитектура» и определять вектор развития дополнительного профессионального образования по данным направлениям деятельности.

Современное строительство - это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три-пять лет. Каждый строитель, архитектор должен помнить, что единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях - это следование принципу «образование через всю жизнь». Дополнительное профессиональное образование - двигатель карьеры. Оно позволяет получить новые знания, навыки и подходы к решению профессиональных задач.

Дополнительное профессиональное образование также должно быть адресным, и в этой связи можно привести положительный опыт подготовки строителей атомной энергетики, требования к которым очень высоки. Начиная с 2011 г. в атомной отрасли разработана и введена в действие уникальная программа повышения квалификации ИТР, предусматривающая формирование единого годового плана повышения квалификации всех организаций - членов СРО атомной отрасли. Отраслевые СРО заключают

<£г>

договоры с институтами и организуют контроль направления специалистов компаний - членов СРО на курсы ИТР, а также процесса организации курсов повышения квалификации в институтах, включая выездные проверки. При этом СРО атомной отрасли оплачивают 100% обучения персонала компаний из своего бюджета. Только в 2013 г. были обучены 3,5 тысячи человек. Особое внимание уделяется контролю качества обучения - 100% учебных программ, которые были предложены институтами, были пересмотрены и переработаны с учетом специфики атомного строительства [4].

Совершенствование форм образовательного процесса - один из путей повышения качества подготовки кадров. Прогрессивные инновационные технологии активно применяются в современной образовательной системе, одна из них - дистанционное образование, которое использует целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту. Эта форма обучения дает прекрасную возможность получать образование в ведущих образовательных учреждениях, учебных центрах и при этом сохранить привычный образ жизни. Дистанционное образование как никакое другое подходит для работников строительной отрасли, т.к. позволяет предусматривать большие возможности самим обучаемым управлять процессом обучения, чем это возможно при дневной или вечерней формах обучения и позволяет обучающемуся устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам. Такая форма предпочтительна для работников строительной отрасли с большим производственным стажем, но не имеющих соответствующих их должностям документов об образовании.

Дистанционное обучение должно активнее использоваться и в сети дополнительного профессионального образования, не отвлекая надолго работника от производственной деятельности, обеспечивая возможность продолжить образование для многих работников. Прежде всего, дистанционное образование касается людей, живущих в удаленных от образовательных учреждений районах, людей с физическими проблемами, а также тех, чья производственная деятельность не позволяет традиционными методами продолжить обучение.

Необходимым представляется также изучение и использование передового отечественного и зарубежного опыта в подготовке высококвалифицированных кадров, повышении квалификации и профессиональной переподготовке руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности строительной отрасли.

Кардинальный пересмотр кадровой политики в строительной отрасли должен осуществляться системно и комплексно по различным направлениям:

■ формирование единой общероссийской образовательной системы для решения задач кадрового обеспечения строительной отрасли, построенной на принципах системности и непрерывности профессионального строительного образования;

■ государственное регулирование в вопросах ускоренного развития сети образовательных учреждений, предусматривающего придание этому процессу организованный характер, включающего упорядочивание действий отдельных субъектов образовательной сферы, обеспечение соблюдения законов, отстаивание государственных и общественных интересов и интересов строительного бизнеса. Данная сеть должна включать образовательные учреждения и центры, обеспечивающие не только первичную подготовку кадров всех уровней (рабочих, среднего и руководящего звена), но и их регулярное последующее дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировки), сертификацию и аттестацию по различным направлениям;

■ совершенствование законодательной и нормативной базы подготовки кадров строительной отрасли, в т.ч. активизация разработки профессиональных стандартов, внесение уточнений в «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД - Код 45 «Строительство») в части перечня работ, выполняемых при капитальном строительстве и при сдаче законченных строительством объектов в эксплуатацию; уточнение содержательной части раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и др.;

■ разработка федеральных образовательных стандартов нового поколения по направлению «Строительство» и «Архитектура» с учетом требований утверждаемых профессиональных стандартов;

■ широкое внедрение инновационных форм и технологий в образовательный процесс подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров;

■ развитие и повышение эффективности деятельности системы аттестации и сертификации специалистов, занятых в строительном комплексе;

■ более тесная интеграция образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля в вопросах координации под-

готовки кадров всех уровней для строительного комплекса России в целях повышения качества подготовки специалистов строительного направления в регионах. Расширение числа участников комиссии Стратегического партнерства по вопросам интеграции образовательной деятельности, за счет включения в нее представителей негосударственных образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля и работодателей - представителей строительного бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валовый внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности. Данные Федеральной службы государственной статистики России за 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab10.xls.

2. Нехватка кадров в строительной отрасли. Данные аналитической службы компании Металл Холдинг Строй (МХС) [Электронный ресурс]. URL: http://m-h-s.ru/novosti/news_post/nehvatka-kadrov-v-stroitelnoy-otrasli.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

4. Положение об организации дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов организаций - членов СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» (протокол №10 общего собрания членов СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» от 12.02.2014 г. с изм).

С.А. Забелина, канд. экон. наук,

Московский архитектурно-строительный институт E-mail: rector@masi.ru

A.А. Шрейбер,

канд. техн. наук, профессор,

Московский архитектурно-строительный институт E-mail: fdo@masi.ru

B.П. Ковалевский, канд. техн. наук,

Московский архитектурно-строительный институт E-mail: fdo@masi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.