Владимир Шкурко Ксения Жаафар Василий Арсенов
ректор Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, кандидат физико-математических наук
заместитель декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института подготовки научных кадров НАН Беларуси
доцент кафедры управления региональными системами АПК Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат технических наук, доцент
Кадры для продвижения инновационных проектов
УДК 378:338.28
Экономика знаний предъявляет новые требования к подготовке кадров, способных не только проводить исследования, но и внедрять их результаты в производство. Глубокая фундаментальная подготовка таких специалистов должна сочетаться с формированием навыков инновационной деятельности. Нужно готовить профессиональных менеджеров, маркетологов, которые могут не только изучать рынок, но и определять перспективы использования новых и высоких технологий [1].
Однако не менее важно выстроить цепочку, связывающую образование, науку, производство и рынок. От структуры связи в ней зависит содержание программ подготовки кадров для звеньев названной цепочки. По нашему мнению, их 4:
• фундаментальная наука: идея — исследования — выводы;
• прикладная наука: выявление возможностей достижений науки для создания инновационного объекта — тех-
нико-экономическое обоснование — разработка инновационного объекта — опытный образец — защита интеллектуальных прав — выход на рынок;
• опытное производство: отбор инновационного объекта на рынке инноваций — оформление документов на право пользования—доработка объекта с первоначальным создателем — изготовление опытной партии;
• организация массового производства.
Подготовить специалиста, способного одинаково успешно проявить себя во всех четырех звеньях, практически невозможно. Следовательно, необходимы профессионалы для каждого звена, да и внутри его нужны работники разного профиля. Основу первого должны составлять ученые; второго — инженеры-конструкторы, изобретатели, технологи; третьего — менеджеры, экономисты, организаторы малых производств, люди энергичные, с предпринимательским чутьем; четвертого — топ-менеджеры, способные подготовить базовое оборудование для массового производства,
выделить инженерные и рабочие кадры, готовые к восприятию новых технологий.
На повестке дня остаются вопросы о том, как, продвигаясь в этом направлении, изменить методы обучения, восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями, на основе чего создавать учебные планы по инновационному менеджменту, какие коррективы вносить в существующие образовательные программы. От решения означенных проблем зависят результаты, связанные с формированием в системе высшего образования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности. Это новая сфера престижного вузовского и последипломного образования, в результате которого формируется руководитель и специалист нового типа, в том числе научный работник высшей квалификации. При наличии особых личностных качеств — предпринимательской жилки,
организаторского таланта и предшествующего практического и научного опыта инновационные специалисты впоследствии смогут эффективно развивать науку и управлять ею, создавать новые технологические решения и конструктивно взаимодействовать с различными национальными и международными структурами.
Осуществление системной управленческой подготовки научных работников и специалистов в области инноваций позволит решить приоритетные научно-производственные задачи благодаря включению профессионалов в коллективный процесс управления инновациями, поскольку менеджерская компетентность всех участников сферы деятельности определяет ее качество и результативность.
Руководителю и специалисту нового типа необходимо иметь навыки плодотворного общения и командной работы, быть мотивированным и инициативным, гибким и адаптируемым, владеть профессиональной этикой, современными информационными коммуникационными технологиями, уметь принимать правильные решения в критических ситуациях, работать эффективно. Ученые и организаторы любого ранга — штучный товар. Знаниям, умению и логике можно научить, но дар предвидения, способность генерировать идеи, работать в условиях дефицита ресурсов, зажигать интерес к новому делу, знать, кому можно его поручить, идти непроторенной дорогой — даны далеко не каждому.
Система подготовки и переподготовки кадров для инновационной экономики должна основываться на индивидуальных качествах и потенциале личности претендующего на обучение. Мы ориентируемся на рекомендации учреждений, направляющих своих специалистов к нам на обучение, но подумываем об организации предварительного анкетирования.
Общие требования, предъявляемые к менеджерам инноватики в области знаний и квалификации, представлены на рис. 1.
На мировом рынке резко возрос спрос на специалистов, умеющих управлять знаниями и инновациями [2]. Их подготовка должна происходить по различным уровням образовательного направления «инновационный менеджмент»:
• руководитель инновационного проекта. Формируется как творческая личность и ученый-организатор, способный получить заказ на перспективный проект производства конкурентоспособных товаров или услуг, подобрать коллектив исполнителей и реализовать проект со сдачей «под ключ». Он отвечает за конечный результат, включая организацию процесса и обучение персонала;
• руководитель инфраструктурного инновационного подразделения
организации. Представляет собой симбиоз менеджера и специалиста-системотехника, который в состоянии создавать и развивать наукоемкие инновационно-инвестиционные инструментальные средства и подразделения на базе современных компьютеризированных систем информационного, финансового и организационного сопровождения, обеспечивающие эффективную работу руководителей инновационных проектов.
Наиболее приоритетной и трудной является подготовка менеджеров инно-ватики, руководителей инновационных проектов, обеспечивающих реализацию проектов «под ключ». Именно такие специалисты должны обеспечить реформирование научных организаций, предприятий, территорий, комплексов. Инновационные процессы, управляемые ими, динамичны, разнообразны и требуют широкого взаимодействия с различными временными коллективами
Блоки, формирующие «систему знаний»
Предпосылки овладения профессией: талант ученого-организатора, способности к технике и языкам, коммуникабельность и умение работать с людьми, потребность всегда учиться, желание стать менеджером инноватики
Базовое техническое или экономическое образование (бакалавр, инженер, магистр, специалист-экономист)
Специальная подготовка менеджера инноватики: основы инноватики, менеджмент и маркетинг, финансы и инвестиционная политика, информационные технологии в менеджменте, экология, основы управления конкурентоспособностью предприятий, технологии подготовки и реализации международных проектов и программ
Стажировка и практика руководства инвестиционно-инновационными проектами, получение диплома об образовании по специальности «инновационный менеджмент» с присвоением квалификации «менеджер-экономист»
Обобщение опыта инновационной деятельности; защита кандидатской, докторской диссертации в области инновационной экономики
Рис. 1. Знания, умения и качества менеджера инноватики
соисполнителей для каждого конкретного проекта. Здесь динамика и искусство управления значительно выше, чем при управлении определенной структурой. Эффективность инновационного проекта (процесса) обеспечивается человеком — руководителем, его творческим потенциалом, энергией, талантом. Аппаратно-программные комплексы, информационные технологии освобождают менеджеров от рутинных элементов в работе, сокращают затраты на обработку и анализ данных. Прямой доступ к данным, быстрая проверка их огромного количества (введение новых переменных), в том числе с помощью компьютерного моделирования, меняют структуру деятельности руководителя.
Важнейшая проблема современности — создание организационно-экономического механизма, позволяющего обеспечить непротиворечивое единство сфер науки, образования и производства.
При этом ключевым становится вопрос формирования современных моделей специалистов с определением наборов тех конкретных знаний, которыми он должен обладать в зависимости от профиля будущей деятельности, разработки необходимых учебно-методических материалов, отвечающих современным требованиям. Как показывает анализ научной литературы, важнейшей особенностью учебных пособий становятся междисциплинар-ность подачи материалов, системность изложения проблем [3].
Перестройка организационных основ и структурно-функциональных блоков Национальной инновационной системы предусматривает:
• интеграцию науки, образования и производства, развитие действующих объектов инновационной инфраструктуры в системе образования и создание новых структур для форми-
рования единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы;
• совершенствование системы управления инновационными процессами на предприятиях на основе принципов инновационного менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений;
• обновление структуры и содержания учебных программ с включением проблематики управления, внедрение новых образовательных программ и услуг, повышение их качества, введение курсов о новых технологиях, компьютеризацию.
Основными целями и задачами инновационного развития научного комплекса республики являются:
• реализация стратегии проведения научных исследований на период до 2015 г., направленной на рост инновационной активности и создание научной продукции, конкурентоспособной на международных рынках;
• обеспечение результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности, способствующей модернизации экономики на основе технологических инноваций, переходу страны на инновационный путь, содействию социально-экономическому и инновационному развитию регионов.
К сожалению, механизм, стимулирующий распространение на рынке результатов НИОКР, неэффективен, и научные разработки находят слабое практическое применение в экономике. Уровень инновационной активности предприятий примерно в 4 раза ниже, чем в странах Евросоюза. Удельный вес осваиваемой новой продукции в производственном секторе ниже порогового значения, обеспечивающего экономическую безопасность республики.
государственная политика в области подготовки специалистов-инноваторов должна исходить из безусловного приоритета развития ведущих отраслей фундаментальной и прикладной науки, от
которых в наибольшей степени зависят решающие экономические сдвиги.
В Республике Беларусь проблеме подготовки кадров для инновационной деятельности отводится важное место, что отражено в концепции Национальной инновационной системы. В соответствии с ней необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:
• разработать методологию прогнозных характеристик перспективной потребности в научных работниках и специалистах, занятых в реализации приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий;
• ускорить формирование государственных межотраслевых научно-исследовательских и учебно-методических центров, основными задачами этих центров должны стать: развитие приоритетных научно-технических направлений, разработка новых технологий, содействие отраслевым министерствам и ведомствам в их внедрении, переподготовка и повышение квалификации руководящих научных кадров и руководителей промышленных предприятий по инновационному менеджменту;
• создать государственные и негосударственные образовательные центры и кафедры по подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного менеджмента и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
• предусмотреть организацию в вузах разветвленной системы подготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента, трансфера и коммерциализации технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами, продвижения их на рынок, для чего предусмотреть соответствующий курс в учебных программах высших учебных заведений.
В деле выполнения поставленных задач должны быть задействованы системы образования:
• высшего: подготовка по новым специальностям, в том числе научных работников высшей квалификации, специалистов инновационного менеджмента на основе государственного заказа, а также по инициативе субъектов хозяйствования;
• послевузовского: подготовка кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономики;
• последипломного или дополнительного: переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в области государственного управления; а также по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности;
• семинары и конференции по повышению квалификации специалистов-инноваторов.
Во исполнение Плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на
2007—2010 гг. Государственный комитет по науке и технологиям совместно с Белорусским институтом системного анализа и Институтом социологии НАН Беларуси подготовил прогноз потребности научных, образовательных учреждений и иных государственных субъектов хозяйствования в специалистах в области инновационной деятельности по специальностям и специализациям на 2009—2015 гг. (рис. 2). Объектом исследования стали 533 организации, включенные в перечень исполнителей Плана. Оказалось, что итоговая потребность в таких сотрудниках составила 3137 человек, из них 2162 — по инновационному менеджменту и 975 — по маркетингу в инновационной сфере. В сфере инновационного менеджмента наиболее востребованы следующие направления: экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности (17%), управление инновационными проектами (15,3%) и персоналом (13,3%), инновациями на предприятиях
Экспертиза инновационных проектов и мониторинг реализации 4 5% инноваций
Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности
19,0%
Управление 12,5% персоналом
Управление
Коммерциализация
объектов интеллектуальной собственности
5,9% .2,1% другое"
Менеджмент качества инновационного продукта
9,0%
Правовое обеспечение инновационной деятельности
Стратегический ,8% менеджмент в инновационных организациях
3,4% Трансфер
интеллектуальной собственностью
7,5%
11,5%
Управление инновационными проектами
12,7%
Управление инновациями на предприятии
Рис. 2. Распределение перспективной потребности инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием в области инновационного менеджмента за период 2009—2015 гг. по направлениям
Управление продвижением инновационного продукта на рынок
Управление продажами инновационной продукции
19,6%
Другое 1,9%
13,9%
Стратегический инновационный
маркетинг 15,6%
Маркетинг инновационных продуктов
16,1%
Маркетинг
новых технологий
15,3%
Маркетинговая логистика
17,6%
Рис. 3. Распределение перспективной потребности инновационных предприятий и научных организаций республики в специалистах с высшим образованием в области инновационного маркетинга за период 2009—2015 гг. по направлениям
(12,7%), менеджмент качества инновационного продукта (10,6%) [4].
В сфере инновационного маркетинга наиболее востребованы специалисты по управлению продвижением инновационного продукта на рынок (22%), тогда как потребность в специалистах по остальным четырем направлениям распределилась примерно равномерно (15—18%) (рис. 3).
Результаты опроса показали, что большинство предприятий республики ориентированы на такие формы воспроизводства специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга, как повышение квалификации — 54,9 и 58,1% соответственно — и подготовка в вузах — 30,2 и 26,3%.
Проведенный анализ позволил сделать некоторые выводы:
• 21 подведомственная научная организация НАН Беларуси (66% от общего числа) определила перспек-
тивную потребность работающих на 01.08.2007 г. в структуре специалистов;
• всего на эту дату по специальностям «инновационный менеджмент» и «маркетинг в инновационной сфере» числилось 74 сотрудника, или 1,8 специалиста в целом по научным организациям НАН Беларуси;
• по состоянию на данный период (октябрь 2010 г.) минимальная потребность академических подразделений в таких специалистах на предстоящую пятилетку — не менее 30 сотрудников в год;
• перспективная потребность — 151 сотрудник, или 3,7 специалиста в целом по НАН Беларуси по 2015 г. включительно;
• из представленных к анализу 16 специализаций наибольший интерес вызвали следующие:
• менеджмент научной продукции — 13,9%;
• продвижение ее на рынок — 12,6%;
• управление инновациями на
предприятии — 11,3%;
• охрана и использование объектов интеллектуальной собственности — 10,6%;
• экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности — 7,3%;
• коммерциализация ОИС — 6,6%;
• бизнес-планирование инновационных проектов — 6,6%;
• управление персоналом — 6,6%.
В условиях, когда процесс введения инновационных специальностей в республике находится на начальной стадии, необходимо шире использовать имеющуюся систему повышения и переподготовки кадров [4]. Целесообразно активизировать работу по развитию отраслевой системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Продолжение в следующем номере.
Литература
1. С.С. Сидорский. Формировать экономику знаний // Экономика Беларуси. №4 (13), 2007. С. 6-14.
2. В.В. Арсенов. Инновационная деятельность предприятия: Учебно-метод. пособие. — Мн., 2007.
3. М.И. Демчук, А.Т. Юркевич. Системная методология инновационной деятельности: Учебное пособие. — Мн., 2007.
4. И.В. Войтов, А.М. Самусенко, А.Н. Королевич, Н.А. Никоненко, М.И. Артюхин. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности как условие создания инновационной экономики // Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий». №3(9), 2008.
Summary
Actual problems of innovation education transaction in accordance with the strategy of innovation development of economy are examined in the article Advanced directions of training innovation activities personnel? As one of the aspects of state policy in developing the model of the national innovation system in Belarus, are examined.