Научная статья на тему 'Кадры для продвижения инновационных проектов'

Кадры для продвижения инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкурко Владимир, Жаафар Ксения, Арсенов Василий

В статье рассматриваются актуальные проблемы инновационного развития экономики, определяются передовые направления подготовки инновационной деятельности персонала в качестве одного из курсов государственной политики в ходе формирования модели национальной инновационной системы Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Workforce to promote innovative projects

Actual problems of innovation education transaction in accordance with the strategy of innovation development of economy are examined in the article Advanced directions of training innovation activities personnel. As one of the aspects of state policy in developing the model of the national Innovation system in Belarus, are examined.

Текст научной работы на тему «Кадры для продвижения инновационных проектов»

Владимир Шкурко Ксения Жаафар Василий Арсенов

ректор Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, кандидат физико-математических наук, доцент

заместитель декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института подготовки научных кадров НАН Беларуси

доцент кафедры управления региональными системами АПК Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат технических наук, доцент

Кадры для продвижения инновационных проектов

УДК 378:338.28 Окончание. Начало в №10

В настоящее время в Национальной академии наук Беларуси уделяется большое внимание повышению квалификации и переподготовке специалистов для инновационной экономики. Так, в Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси с 2006 г. функционируют курсы повышения квалификации по таким направлениям, как «Экономика и инновационная деятельность», «Инновационный менеджмент», «Теория и практика управления» и др. С декабря 2009 г. в Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси осуществляется переподготовка кадров по специальности «Инновационный менеджмент» с присвоением квалификации «менеджер-экономист». учебный план переподготовки по данной специальности включает в себя управленческий, экономический, теоретический и практико-ориентиро-ванный (специальный) модули. Структура данного образовательного процесса представлена на рисунке.

В Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси осуществляется постоянный поиск оптимальной структуры и требований, предъявляемых к учебному плану специальности, программам дисциплин, организации образовательного процесса, разработке учебно-методических материалов, формированию у преподавателей компетенций, позволяющих обеспечить подготовку кадров для инновационной экономики. Так, например, внедряются принципы практико-ориентированного проектного обучения и клиентоориентированной системы, учитывающие интересы и возможности каждого отдельно взятого слушателя.

Основные положения такого учебного процесса следующие:

• базовые фундаментальные знания в области менеджмента дает блок «Теория системного менеджмента»;

• знания, умения, навыки, требуемые для присвоения квалификации «ме-

неджер», приобретаются путем изучения управленческого модуля;

• для присвоения квалификации «экономист» слушатели должны пройти курс экономических дисциплин;

• практико-ориентированное проектное обучение достигается освоением предметов функционального менеджмента (специального модуля);

• принцип клиентоориентированного обучения должен осуществляться через специфику курсовой и дипломной работы (как правило, согласованную и необходимую для научной организации НАН Беларуси, направившей сотрудника на переподготовку), а также при изучении слушателем дисциплин по выбору (в перспективе);

• последовательность изучения дисциплин в модуле (блоке) определяется системно и взаимоувязанно, например, от изучения фундаментальных основ к практико-ориентиро-ванным, проблемным направлениям, с целью получения слушателями

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

Управленческий модуль

Психология управления

Основы управления интеллектуальной собственностью

Информационные технологии управления

Теория системного менеджмента

Менеджмент

Стратегический менеджмент

Теория инноваций

Управление персоналом и организационное поведение

Экономический модуль

Экономика

Финансы и налогообложение

Деньги, кредит, банки

Бухгалтерский учет

Управление инновационной деятельностью

Системный анализ и принятие решений

Правовое обеспечение инновационной деятельности

Инфраструктура нововведений

Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности

Система стандартов и сертификации

Маркетинг в инновационной сфере

Технологии нововведений

Производственные технологии и инновации

Управление инновационными проектами

-4-'

Коммерциализация научно-исследовательских работ

Функциональный менеджмент (специальный модуль)

Структура образовательного процесса переподготовки по специальности «Инновационный менеджмент»

прочных профессиональных компетенций.

Будущий специалист в области инновационного менеджмента должен проявить

следующие умения:

• осуществлять стратегическое планирование инновационного бизнеса;

• проводить инвестиционный анализ инновационных проектов;

• оценить и предвидеть возможные риски, а также управлять ими;

• строить бизнес на новых технологиях, оригинальных решениях и нововведениях;

• оценить рыночную привлекательность идеи, определить оптимальные пути ее реализации, превратить ее в успешный бизнес;

• развивать новые направления финансово-хозяйственной работы организации, управлять исследованиями и проектами;

• внедрять нововведения в проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую сферу деятельности организации (предприятия, компании);

• сформировать сильную команду профессиональных сотрудников, способную преодолевать сопротивление и добиваться успеха;

• применять компьютерные технологии в менеджменте, управлении исследованиями и проектами;

• выполнять эффективный трансфер и коммерциализацию инновационных проектов;

• ставить маркетинговые и рекламные задачи в инновационной сфере.

Учебный процесс на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров института осуществляется с учетом современных запросов и требований потребителей образовательных услуг.

В этой связи на факультете ведется работа по трансформации традиционных лекций как способа передачи готовых знаний преподавателя в монологичной форме общения в активные формы и методы обучения. Среди них можно назвать:

• активные лекции с применением мультимедийных средств и новых технологий;

• выездные занятия, которые включают в себя, например, патентно-информационный поиск на базе Республиканской технической научной библиотеки; посещение научных лабораторий, республиканского центра трансфера технологий, Национального центра интеллектуальной собственности; участие в научно-практических конференциях с последующим обсуждением и анализом проблематики на занятиях;

68

НАУКА И ИННОВАЦИИ №11(93)_2010

• тренинги, которые могут проводиться в форме работы с кейсами, упражнениями, а также в форме презентации и самопрезентации с видеосъемкой и их последующим анализом;

• деловые и ролевые игры;

• показы видеофильмов и их обсуждение [1].

В настоящее время руководство факультета ставит перед собой следующие задачи:

• осуществление переподготовки кадров по специальностям «Инновационный менеджмент», «Деловое администрирование»;

• совершенствование учебных планов и программ;

• разработка новых учебных, учебно-тематических курсов повышения квалификации и переподготовки, учебно-методических комплексов;

• применение усовершенствованных, а также новых технологий обучения;

• совершенствование материально-технической базы факультета и др.

Важнейшими задачами в формировании системы повышения квалификации и переподготовки кадров в НАН Беларуси являются:

• определение (выявление) приоритетных направлений и специальностей;

• формирование соответствующей научной, научно-методологической и методической базы;

• разработка новых учебных планов и программ с учетом потребностей организаций;

• повышение качества образования путем активного внедрения новых образовательных технологий;

• создание банка данных всех категорий работников (когда, кого и по каким направлениям обучать). Функции отбора, направления и учета должны быть возложены на кадровые службы организаций;

• стимулирование систематического повышения квалификации руководителей и специалистов всех уровней. Наибольший экономический эффект данный процесс принесет лишь в том

случае, когда в полной мере будет осуществляться принцип рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Для повышения ответственности и заинтересованности персонала необходимо обеспечить четкую взаимосвязь повышения квалификации и эффективного практического использования полученных знаний с должностными перемещениями и оплатой труда работников;

• изучение мнения потребителей образовательных услуг;

• готовность к поиску компромиссных решений;

• привлечение к участию всех заинтересованных лиц;

• принятие эффективных управленческих мер и подходов;

• оптимизация различных форм сотрудничества (с образовательными учреждениями, научными организациями, предприятиями, центрами, фондами и др.).

Переподготовку кадров в современных условиях следует рассматривать не как переквалификацию и смену направления деятельности, а как возможность в короткие сроки (за 1,5 года) получить опытных специалистов с определенным объемом знаний в области инновационной деятельности, готовых воспринимать и внедрять инновационные проекты. Надо учитывать и то обстоятельство, что повышение квалификации и переподготовка — одна из форм обмена знаниями, профессиональным опытом, получения возможностей обсуждения актуальных проблем управления, поис-

ка возможных решений, а также новых форм сотрудничества. Современный слушатель курсов повышения квалификации и переподготовки не должен пассивно ждать, чему его еще научат, а должен непосредственно включаться в процесс обучения и быть его активным участником.

Таким образом, задачей Института подготовки научных кадров НАН Беларуси является активное содействие росту эффективности научной и образовательной деятельности посредством подготовки высокообразованных специалистов в условиях многоуровневой системы непрерывного профессионального образования в рамках как послевузовского, так и последипломного образования, с учетом потребностей как нАн Беларуси, так и динамических характеристик профильной и квалификационной структуры рынка труда в целом [2].

Литература

1. Жаафар К.Э. Внедрение инновационных технологий обучения в системе последипломного образования // Материалы VI Международной науч.-практ. конф. «Инновационные технологии в образовании» (Симферополь — Судак, 16—19 сентября 2009 г.). — Симферополь, 2009.

2. Шкурко В.В., Жаафар К.Э. и др. Менеджмент качества образования как основа конкурентоспособности вуза // Материалы IV науч.-практ. конф. «Менеджмент качества и инновации в образовании и производстве» (Гродно, 30 сентября — 1 октября 2010 г.). — Мн., 2010.

Summary

Actual problems of innovation education transaction in accordance with the strategy of innovation development of economy are examined in the article Advanced directions of training innovation activities personnel. As one of the aspects of state policy in developing the model of the national Innovation system in Belarus, are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.