результате этого в момент наступления противника семьи начсостава пришлось вывозить во время боя, при этом значительная часть семей погибла». Позже сам П.А. Дибров объяснял свои распоряжения тем, что «эвакуация семей комначсостава была запрещена наркомом обороны»4. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мельтюхов М.И. Начальный период войны в документах военной контрразведки (22 июня — 9 июля 1941 г.) // Трагедия 1941-го. Причины катастрофы: Сборник / Ред.-сост. Г. Пернавский. М.: Яуза; Эксмо, 2008. С. 15, 16.
2 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 221. Оп. 1366. Д. 3. Л. 14.
3 Русский архив: Великая Отечественная война: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2-1). М., ТЕРРА, 1994. С. 148—154.
4 Мельтюхов М.И. Указ. Соч. С. 30.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРНУХИН Виктор Андреевич — старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, полковник в отставке, кандидат исторических наук, профессор (197046, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, д. 7)
КАДРЫ ДЛЯ «БОГА ВОЙНЫ» В 1941—1945 гг.
С началом Великой Отечественной войны и мобилизационным развёртыванием Вооружённых Сил резко возросла потребность артиллерии в командных кадрах. Её определяла необходимость формирования и доукомплектования не только артиллерийских частей Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), но и многочисленных частей и подразделений войсковой артиллерии, а также бронетанковых, механизированных и кавалерийских соединений, пополнения артиллерийских штабов и органов артиллерийского снабжения, укомплектования формировавшихся фронтов, армий и общевойсковых соединений. Эту потребность увеличивали понесённые потери.
Только за первые 6 месяцев войны управлению кадров Главного управления начальника артиллерии Красной армии1 (далее — управление кадров артиллерии) пришлось обеспечивать артиллеристами формировавшиеся 3 аппарата оперативных управлений, 13 полевых управлений фронтов, 54 армейских полевых управления. Для этого было направлено более 4000 офицеров, преимущественно старших и высших (табл. 1).
В начале войны была особенно остра потребность в старших офицерах. Смелое выдвижение стало единственно правильным решением проблемы изыскания офицерских кадров для замещения руководящих должностей. Некоторое количество офицеров было призвано из запаса. В дальнейшем на руководящие должности выдвигались главным образом получившие боевой опыт на фронтах Великой Отечественной войны генералы и офицеры с положительными боевыми характеристиками.
С июля 1941 года начали формироваться батареи, а затем дивизионы, полки и бригады реактивной артиллерии (гвардейские миномётные части — ГМЧ). Их комплектованием офицерским составом занимался отдел кадров штаба командующего ГМЧ, первое время офицерский состав поступал исключительно из артиллерии. С конца 1942 года офицеров стали готовить в специальных училищах, подведомственных военному совету ГМЧ.
Значительное количество (2309) офицеров управление кадров артиллерии направило на укомплектование командно-начальствующим составом существовавших с довоенного времени и вновь созданных артиллерийских военно-учебных заведений. До января 1943 года были сформированы 4 артиллерийских и 2 миномётных училища. Кроме того, на один дивизион были увеличены штаты в 6 артиллерийских, одном миномётном и двух артиллерийско-технических училищах. При 10 запасных артиллерийских бригадах были созданы курсы младших лейтенантов, при 7 артиллерийских базах — курсы воентехников, при Ленинградском и Тамбовском артиллерийско-технических училищах — курсы по подготовке начальников артиллерийского снабжения полков2.
Основную массу пополнения офицерского состава готовили в артиллерийских училищах, частично на курсах младших лейтенантов при фронтах, округах, запасных артиллерийских бригадах. Училища и краткосрочные курсы подготовили 117 756 офицеров, в том числе 98 493 (83 проц.) командира взвода и 19 263 (17 проц.) техника. Более половины (56,9 проц.) всех подготовленных командиров взводов выпустили училища противотанковой и дивизионной артиллерии3.
Управление кадров с началом войны провело большой объём мероприятий по перестановке и выдвижению командных кадров на вышестоящие должности. При этом, несмотря на то, что на комплектование частей, формировавшихся в то время, направлялось большое количество офицеров запаса, не допускалось, чтобы командные должности в частях укомплектовывались только ими. Основные должности, как правило, замещались кадровыми офицерами. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Должность начальника артиллерии Красной армии восстановлена 19 июля 1941 г., тогда же образовано Главное управление начальника артиллерии Красной армии. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 364 от 18 ноября 1942 г. начальники артиллерии Красной армии, фронта, армии, корпуса переименованы в командующих артиллерией.
2 Там же. Л. 107.
3 Там же. Л. 108.
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
СОКОВ Илья Анатольевич — ассистент Волгоградского государственного университета, кандидат исторических наук (E-mail: [email protected])
ЛЕНД-ЛИЗ И АЛЯСКИНСКО-КАНАДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ
МАГИСТРАЛЬ
В советской и российской историографии достаточно подробно освещена поставка американских самолётов, военно-технического оборудования и материалов по аляскинско-сибирскому маршруту (АЛСИБ)1. Однако в этих публикациях речь идёт в основном о перегоне самолётов советскими лётчиками над территорией СССР, практически не затрагивая проблем доставки авиационной техники с предприятий США на Аляску, что стоило немалых усилий. Так, для ускорения доставки авиационной техники в Фэрбенкс (Аляска) американцам пришлось достраивать в спешном порядке начатую ещё до войны Аляскинско-Канадскую транспортную магистраль (ALCAN), соорудить вдоль этой трассы промежуточные аэродромы, проложить нефтепровод (CANOL) до г. Уайтхорса, где был смонтирован завод для производства авиабензина.
Идея строительства транспортной магистрали через Британскую Колумбию в Юкон, которая могла бы связать США, Канаду и даже Россию, относится к концу XIX века. Эдвард Гарриман, железнодорожный магнат,