кадровый вопрос в скорой медицинскои помощи
И.М. Барсукова, О.Г. Кисельгоф
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, Санкт-Петербург, Россия
personnel question in the emergency medical service
I.M. Barsukova, O.G. Kiselgof
The st.-petersburg scientific Research Institute of First Aid of I.I. Dzhanelidze, st.-petersburg, Russia
Рассмотрены вопросы кадрового дефицита в скорой медицинской помощи в Российской Федерации.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, кадры скорой медицинской помощи.
Questions of personnel deficiency in an emergency medical service in the Russian Federation are considered.
Keywords: emergency medical service, emergency medical service shots.
ДВФО — Дальневосточный федеральный округ ПФО — Приволжский федеральный округ РФ — Российская Федерация СЗФО — Северо-Западный федеральный округ СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ СМП — скорая медицинская помощь
ФО — федеральный округ
СФО — Сибирский федеральный округ
УФО — Уральский федеральный округ
ЦФО — Центральный федеральный округ
ЮФО — Южный федеральный округ
Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависят от подготовки, профессионального уровня медицинских кадров и обеспеченности ими системы здравоохранения как главным ресурсом здравоохранения.
Основателю службы скорой медицинской помощи в Москве А.С. Пучкову принадлежат слова: «Скорая» — это кадры, транспорт и связь».
Особенно остро кадровый вопрос стоит в системе скорой медицинской помощи (СМП). СМП считается самым массовым, доступным и бесплатным видом медицинской помощи, предоставляемым населению медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Ежегодно служба СМП выполняет от 47 до 50 млн выездов, оказывая медицинскую помощь более 50 млн граждан. Состояние СМП рассматривается сегодня как фактор национальной безопасности [1-3].
Важно отметить, что одним из направлений реформирования системы охраны здоровья является возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (РФ) обязанностей по организации медицинской помощи гражданам, а также по развитию сети медицинских организаций субъекта РФ. В результате этого структура службы скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в субъектах РФ полностью определяется органами государственной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья. Органы местного самоуправления наделяются пол-
номочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий субъектом РФ [4, 5].
Реальное положение дел в СМП выглядит следующим образом [6]. Штатная структура СМП в РФ, по данным Отраслевой статистической отчетности за 2012 год (форма № 40), представлена на рис. 1. Необходимо понимать, что даже эта утвержденная в субъектах РФ штатная структура СМП уже изначально дефицитна по отношению к рекомендуемым на федеральном уровне штатным расписаниям с учетом состава бригад СМП. Анализ динамики штатов СМП за последние 3 года (рис. 2) показал заложенное уже на этом уровне (этапе планирования) увеличение штатных должностей СМП в целом по стране на 4% с тенденцией к снижению доли врачебного персонала СМП на 0,3% и ее увеличению для фельдшеров СМП на 6%, для санитаров — на 4%, для водителей — на 2,8% и для прочего персонала — на 5%.
В действительности (с учетом реальных физических лиц) состояние кадрового вопроса в СМП еще более проблематично. За период 2010-2012 гг. (рис. 3) количество персонала СМП в РФ возросло только на 0,9% (1480 человек) и составило в 2010 г. — 168 469, а в 2011 г. — 170 692, в 2012 г. — 169 949 человек. При этом доля врачей уменьшилась на 7% (1328 человек!), доля фельдшеров СМП возросла на 1% (955 человек), санитаров — на 7% (1117 человек), водителей — на 0,4% (172 человека), а прочего персонала — на 7% (564 чело-
Водители 47 тыс. чел 19%
Младший мед.
персонал 38,5 тыс. чел. 15%
Прочий персонал 13 тыс. чел. 5%
Врачи 37,4 тыс. чел. 15%
Средний мед.
персонал 114,5 тыс. чел. 46%
Рис. 1. Штатная структура скорой медицинской помощи в 2012 г.
37 412 37 4:8,00
37 5:5,25
Врачи
Средний мед. персонал
^Ш83,50 37 214,75 36 938,00
Младший мед. персонал
47 180,75 46 932,25 45 909,50
3406,50 13 187,70 12 752,95
Прочий персонал
Рис. 2. Динамика штатов скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.
114 587,00
110 913,50
107 778,50
2011 г.
2010 г.
2012 г.
века). Таким образом, даже то небольшое увеличение численности сотрудников СМП произошло в значительной части за счет немедицинского персонала, что, естественно, не решает вопросов оказания медицинской помощи.
В результате средний показатель дефицита кадров СМП в РФ в 2012 г. составил 32,3%. Положение дел по регионам РФ представлено на рис. 4. Как видно на диаграмме, 5 федеральных округов (ФО) из 8 (62,5%) имеют более высокий показатель. Максимального значения он достигает в Северо-Западном ФО (СЗФО) — 34,1%, а минимального — в Северо-Кавказском ФО (СКФО) — 26,5%.
Динамика дефицита кадров за 2010-2012 гг. представлена на рис. 5. При возрастании общего дефицита кадров СМП в РФ с 30,1% до 32,3% (на 2,2%), дефицит врачей возрос на 3,4 %, фельдшеров — на 4%, водителей — на 2% при снижении дефицита санитаров (на 1,2%) и прочего персонала (на 1,2%).
Структура дефицита кадров в 2012 г. показана на рис. 6. В соответствии с диаграммой наиболее дефицитным считается младший медицинский персонал (дефицит 57,7%), на втором месте — врачи (дефицит 52,5%), затем — прочий (дефицит 23,8%) и средний медицинский персонал (дефицит 23,2%). По регионам эта тенденция сохраняется. Дефицит врачей в половине регионов выше, чем среднероссийский показатель и достигает максимального значения (56,9%) в Южном ФО (ЮФО), а минимального (47,5%) — в Дальневосточном ФО (ДВФО). Дефицит фельдшеров СМП в 62,5% регионов выше среднего показателя по РФ и достигает максимального значения (26,8%) в СЗФО, а минимального (15,9%) — в СКФО. Наиболее обеспечен штат водителей (дефицит 16,8%), колебания показателя по ФО минимальны и составляют не более 3% от среднего. Принимая во внимание, что СМП — это прежде всего медицинские кадры, в целом по суммарному показателю наиболее благополучными в 2012 году выглядят СКФО и ДВФО, в то время как Центральный и СЗФО имеют значительные проблемы с кадровым обеспечением.
Тем не менее «скорая» продолжает работать: по данным 2012 г. выполнено 49,4 млн выездов с оказанием медицинской помощи 47,5 млн пациентов. Осуществление такого объема работы в условиях дефицита кадров невозможно без совместительства, коэффициент которого по РФ в СМП составляет 1,36. Наиболее значим этот показатель среди врачей (1,71)
17 877,0
18 82 19 205,00
16 2 15 443,00 15 178,00
39 644,00 39 103,00
479,00 8 268,00
Средний мед. персонал
Младший мед. персонал
Водители
Прочий персонал
■ 2012 г. □ 2011 г. □ 2010 г.
Рис. 3. Фактическая численность персонала (физические лица) скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.
Дефицит
кадров, % зз,5
РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО
Федеральные округа РФ
Рис. 4. Дефицит кадров скорой медицинской помощи в 2012 г.
Примечания: ДВФО — Дальневосточный федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; РФ — Российская Федерация; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; ЦФО — центральный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ
Дефицит
кадров , %
60 -
50
40 -
30
30 -
20 -
10 -
0
59 59 58
49 50
15 1
Средний мед. Младший мед. Водители персонал персонал
Прочий персонал
Рис. 5. Динамика дефицита кадров скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.
54
НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - 4' 2013
И.М. Барсукова. КАДРОВЫЙ ВОПРОС В СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОИ ПОМОЩИ...
88 023,00
88 509,00
87 068,00
Врачи
34,1
35 "
30 -
25 -
20
52
38
37 37
31 32
23
20
19
17
16
Врачи
2010 г
2012 г
2011 г
Дефицит кадров, %
70 -
60 -
50 -
40 -
30 -
20 -
10 -
0 -
3,2 16,8
Прочий
персонал
53,8
Водители
3*7,5
39,3 Младший мед.
персонал
25,4
Средний мед.
персонал
17,4
ДВФО Врачи
Федеральные
■ Врачи Средний медицинский персонал
Водители Прочий персонал
округа РФ
Младший медицинский персонал
Рис. 6. Структура дефицита кадров скорой медицинской помощи в 2012 г.
Примечания: ДВФО — Дальневосточный федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; РФ — Российская Федерация; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; ЦФО — центральный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ
1,43 1,46 1,50
2,06 2,14 2,19
1,71 1,68 1,68
Рис. 7. Коэффициент совместительства в скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.
64,1
рф
СЗФО
ЮФО
ПФО
2012 г
2011 г
2010 г
и фельдшеров СМП (1,24). Динамика за 3 последних года показана на рис. 7: возрастание коэффициента совместительства в СМП как в целом по РФ на 0,02, так и среди врачебного (на 0,03) и фельдшерского (на 0,04) персонала.
При более пристальном рассмотрении кадрового вопроса по субъектам РФ общее состояние следующее: относительно благополучна в кадровом отношении скорая медицинская помощь Республики Северная Осетия (Алания) — дефицит 9,48%, Республики Дагестан — дефицит 14,32% и Республики Саха (Якутия) — 14,66%, в то время к наиболее проблемным относятся Новосибирская — дефицит 44,92%, Владимирская — 44,10%, Московская — 44,05% и Самарская области (44,04%).
Дефицит врачей в СМП наименьший в Республике Саха (Якутия) — 13,85%, Республике Северная Осетия (Алания) — 17,26%, Чукотском автономном округе — 27,27%, а наиболее выражен в Еврейской автономной области—дефицит 80,25%, Калужской области — 77,18%, Тульской — 75,26% и Вологодской области — 75%).
Средним медицинским персоналом наиболее обеспечена Республика Дагестан — дефицит 0,27%, Республика Северная Осетия (Алания) — 2,78%, Белгородская область — 6,55%, Республика Тыва — 7,73%, Пензенская область — 8,19% и Республика Саха (Якутия) — 8,72%. В то же время Самарская область — дефицит 28,42%, Кабардино-Балкарская Республика — дефицит 25,16% и Свердловская область — 28,42% имеют определенные проблемы.
Проблемы с водителями СМП наиболее актуальны в Самарской области — дефицит 39,95%, Чукотском АО — 27,49%, Камчатском крае — 26,64%, Чеченской Республике — 25,86%. В тоже время в Республике Северная Осетия (Алания) — дефицит 4,44%, Республике Алтай — 4,57%, Республике Хакасия — 4,87%, Республике Ингушетия — 5,34%, Республике Татарстан — 6,57% — они менее выражены.
Остроту проблемы кадрового дефицита трудно переоценить. Служба СМП РФ работает в тяжелейших
условиях: незакрытые наряды рабочих смен, кадровая неукомплектованность бригад, высокие коэффициенты совместительства, дефекты материально-технического обеспечения и организации труда, тяжелый график выездной круглосуточной работы, социальная и юридическая незащищенность, неудовлетворенность экономической оценкой результатов своего труда, хроническая усталость, синдром «профессионального выгорания»... Все это, несомненно, сказывается на доступности и качестве скорой медицинской помощи в РФ. Это общая проблема и общая боль.
Задачи эти призвана решить государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р, целью которой является обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. Она предполагает [7]:
— снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной и муниципальной систем здравоохранения;
— устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи;
— совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников;
— разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов;
— повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании;
— развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников;
— формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых для занятия профессиональной деятельностью.
Кроме того, в Программе подчеркнуто возрастание роли фельдшерских бригад СМП как главного ресурса службы СМП в РФ и указана необходимость повышения эффективности использования врачебных бригад СМП в качестве бригад интенсивной терапии и узко-
специализированных бригад [7, 8]. Анализ кадрового вопроса в РФ, приведенный выше, полностью подтверждает наметившиеся тенденции развития СМП в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М. Современное состояние службы скорой медицинской помощи в России [Актуальные вопросы неотложной медицины и подготовки врачей для работы в ЧС: материалы Республиканской научно-практической конференции, г. Уфа, 26 октября 2012 г.] // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2012. - № 1. -С. 7-10. - Режим доступа: http://vestnikbgmu.nethouse.ru/static/ doc/0000/0000/0019/19512.5f4phsr9j9.pdf
2. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М., Алимов Р.Р. Проблемы и перспективы развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации [Актуальные вопросы неотложной медицины и подготовки врачей для работы в ЧС: материалы Республиканской научно-практической конференции, г. Уфа, 26 октября 2012 г.] // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2012. - № 1. - С. 11-19. - Режим доступа: http://vestnikbgmu. nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0019/19512.5f4phsr9j9.pdf
3. Парфенов В.Е., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М. Актуальные вопросы скорой медицинской помощи на современном этапе // Healthy Nation. Здоровье нации. - 2012. - № 4 (11). - С. 16-19.
4. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»
5. Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
6. Отраслевая статистическая отчетность за 2010-12 годы. Форма № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» по всем субъектам РФ.- Режим доступа: Ы1р://тотас. ru/medstatistika/formy-otchetnostej.html
7. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации»
8. Мирошниченко А.Г., Стожаров В.В., Барсукова И.М. Скорая медицинская помощь в свете Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года // Скорая медицинская помощь. - 2013. - № 2. - С. 4-10.
Поступила 20.09.2013
Контактная информация: Барсукова Ирина Михайловна, к.м.н. руководитель научно-методического отделения организации скорой медицинской помощи СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе e-mail: [email protected]
НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - 4' 2013
И.М. Барсукова. КАДРОВЫЙ ВОПРОС В СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ..