Научная статья на тему 'Кадровый вопрос в скорой медицинской помощи'

Кадровый вопрос в скорой медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / EMERGENCY MEDICAL SERVICE / КАДРЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / EMERGENCY MEDICAL SERVICE SHOTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барсукова Ирина Михайловна, Кисельгоф О. Г.

Рассмотрены вопросы кадрового дефицита в скорой медицинской помощи в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL QUESTION IN THE EMERGENCY MEDICAL SERVICE

Questions of personnel deficiency in an emergency medical service in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Кадровый вопрос в скорой медицинской помощи»

кадровый вопрос в скорой медицинскои помощи

И.М. Барсукова, О.Г. Кисельгоф

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, Санкт-Петербург, Россия

personnel question in the emergency medical service

I.M. Barsukova, O.G. Kiselgof

The st.-petersburg scientific Research Institute of First Aid of I.I. Dzhanelidze, st.-petersburg, Russia

Рассмотрены вопросы кадрового дефицита в скорой медицинской помощи в Российской Федерации.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, кадры скорой медицинской помощи.

Questions of personnel deficiency in an emergency medical service in the Russian Federation are considered.

Keywords: emergency medical service, emergency medical service shots.

ДВФО — Дальневосточный федеральный округ ПФО — Приволжский федеральный округ РФ — Российская Федерация СЗФО — Северо-Западный федеральный округ СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ СМП — скорая медицинская помощь

ФО — федеральный округ

СФО — Сибирский федеральный округ

УФО — Уральский федеральный округ

ЦФО — Центральный федеральный округ

ЮФО — Южный федеральный округ

Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависят от подготовки, профессионального уровня медицинских кадров и обеспеченности ими системы здравоохранения как главным ресурсом здравоохранения.

Основателю службы скорой медицинской помощи в Москве А.С. Пучкову принадлежат слова: «Скорая» — это кадры, транспорт и связь».

Особенно остро кадровый вопрос стоит в системе скорой медицинской помощи (СМП). СМП считается самым массовым, доступным и бесплатным видом медицинской помощи, предоставляемым населению медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Ежегодно служба СМП выполняет от 47 до 50 млн выездов, оказывая медицинскую помощь более 50 млн граждан. Состояние СМП рассматривается сегодня как фактор национальной безопасности [1-3].

Важно отметить, что одним из направлений реформирования системы охраны здоровья является возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (РФ) обязанностей по организации медицинской помощи гражданам, а также по развитию сети медицинских организаций субъекта РФ. В результате этого структура службы скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в субъектах РФ полностью определяется органами государственной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья. Органы местного самоуправления наделяются пол-

номочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий субъектом РФ [4, 5].

Реальное положение дел в СМП выглядит следующим образом [6]. Штатная структура СМП в РФ, по данным Отраслевой статистической отчетности за 2012 год (форма № 40), представлена на рис. 1. Необходимо понимать, что даже эта утвержденная в субъектах РФ штатная структура СМП уже изначально дефицитна по отношению к рекомендуемым на федеральном уровне штатным расписаниям с учетом состава бригад СМП. Анализ динамики штатов СМП за последние 3 года (рис. 2) показал заложенное уже на этом уровне (этапе планирования) увеличение штатных должностей СМП в целом по стране на 4% с тенденцией к снижению доли врачебного персонала СМП на 0,3% и ее увеличению для фельдшеров СМП на 6%, для санитаров — на 4%, для водителей — на 2,8% и для прочего персонала — на 5%.

В действительности (с учетом реальных физических лиц) состояние кадрового вопроса в СМП еще более проблематично. За период 2010-2012 гг. (рис. 3) количество персонала СМП в РФ возросло только на 0,9% (1480 человек) и составило в 2010 г. — 168 469, а в 2011 г. — 170 692, в 2012 г. — 169 949 человек. При этом доля врачей уменьшилась на 7% (1328 человек!), доля фельдшеров СМП возросла на 1% (955 человек), санитаров — на 7% (1117 человек), водителей — на 0,4% (172 человека), а прочего персонала — на 7% (564 чело-

Водители 47 тыс. чел 19%

Младший мед.

персонал 38,5 тыс. чел. 15%

Прочий персонал 13 тыс. чел. 5%

Врачи 37,4 тыс. чел. 15%

Средний мед.

персонал 114,5 тыс. чел. 46%

Рис. 1. Штатная структура скорой медицинской помощи в 2012 г.

37 412 37 4:8,00

37 5:5,25

Врачи

Средний мед. персонал

^Ш83,50 37 214,75 36 938,00

Младший мед. персонал

47 180,75 46 932,25 45 909,50

3406,50 13 187,70 12 752,95

Прочий персонал

Рис. 2. Динамика штатов скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.

114 587,00

110 913,50

107 778,50

2011 г.

2010 г.

2012 г.

века). Таким образом, даже то небольшое увеличение численности сотрудников СМП произошло в значительной части за счет немедицинского персонала, что, естественно, не решает вопросов оказания медицинской помощи.

В результате средний показатель дефицита кадров СМП в РФ в 2012 г. составил 32,3%. Положение дел по регионам РФ представлено на рис. 4. Как видно на диаграмме, 5 федеральных округов (ФО) из 8 (62,5%) имеют более высокий показатель. Максимального значения он достигает в Северо-Западном ФО (СЗФО) — 34,1%, а минимального — в Северо-Кавказском ФО (СКФО) — 26,5%.

Динамика дефицита кадров за 2010-2012 гг. представлена на рис. 5. При возрастании общего дефицита кадров СМП в РФ с 30,1% до 32,3% (на 2,2%), дефицит врачей возрос на 3,4 %, фельдшеров — на 4%, водителей — на 2% при снижении дефицита санитаров (на 1,2%) и прочего персонала (на 1,2%).

Структура дефицита кадров в 2012 г. показана на рис. 6. В соответствии с диаграммой наиболее дефицитным считается младший медицинский персонал (дефицит 57,7%), на втором месте — врачи (дефицит 52,5%), затем — прочий (дефицит 23,8%) и средний медицинский персонал (дефицит 23,2%). По регионам эта тенденция сохраняется. Дефицит врачей в половине регионов выше, чем среднероссийский показатель и достигает максимального значения (56,9%) в Южном ФО (ЮФО), а минимального (47,5%) — в Дальневосточном ФО (ДВФО). Дефицит фельдшеров СМП в 62,5% регионов выше среднего показателя по РФ и достигает максимального значения (26,8%) в СЗФО, а минимального (15,9%) — в СКФО. Наиболее обеспечен штат водителей (дефицит 16,8%), колебания показателя по ФО минимальны и составляют не более 3% от среднего. Принимая во внимание, что СМП — это прежде всего медицинские кадры, в целом по суммарному показателю наиболее благополучными в 2012 году выглядят СКФО и ДВФО, в то время как Центральный и СЗФО имеют значительные проблемы с кадровым обеспечением.

Тем не менее «скорая» продолжает работать: по данным 2012 г. выполнено 49,4 млн выездов с оказанием медицинской помощи 47,5 млн пациентов. Осуществление такого объема работы в условиях дефицита кадров невозможно без совместительства, коэффициент которого по РФ в СМП составляет 1,36. Наиболее значим этот показатель среди врачей (1,71)

17 877,0

18 82 19 205,00

16 2 15 443,00 15 178,00

39 644,00 39 103,00

479,00 8 268,00

Средний мед. персонал

Младший мед. персонал

Водители

Прочий персонал

■ 2012 г. □ 2011 г. □ 2010 г.

Рис. 3. Фактическая численность персонала (физические лица) скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.

Дефицит

кадров, % зз,5

РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО

Федеральные округа РФ

Рис. 4. Дефицит кадров скорой медицинской помощи в 2012 г.

Примечания: ДВФО — Дальневосточный федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; РФ — Российская Федерация; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; ЦФО — центральный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ

Дефицит

кадров , %

60 -

50

40 -

30

30 -

20 -

10 -

0

59 59 58

49 50

15 1

Средний мед. Младший мед. Водители персонал персонал

Прочий персонал

Рис. 5. Динамика дефицита кадров скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.

54

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - 4' 2013

И.М. Барсукова. КАДРОВЫЙ ВОПРОС В СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОИ ПОМОЩИ...

88 023,00

88 509,00

87 068,00

Врачи

34,1

35 "

30 -

25 -

20

52

38

37 37

31 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23

20

19

17

16

Врачи

2010 г

2012 г

2011 г

Дефицит кадров, %

70 -

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -

3,2 16,8

Прочий

персонал

53,8

Водители

3*7,5

39,3 Младший мед.

персонал

25,4

Средний мед.

персонал

17,4

ДВФО Врачи

Федеральные

■ Врачи Средний медицинский персонал

Водители Прочий персонал

округа РФ

Младший медицинский персонал

Рис. 6. Структура дефицита кадров скорой медицинской помощи в 2012 г.

Примечания: ДВФО — Дальневосточный федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; РФ — Российская Федерация; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; ЦФО — центральный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ

1,43 1,46 1,50

2,06 2,14 2,19

1,71 1,68 1,68

Рис. 7. Коэффициент совместительства в скорой медицинской помощи в 2010-2012 гг.

64,1

рф

СЗФО

ЮФО

ПФО

2012 г

2011 г

2010 г

и фельдшеров СМП (1,24). Динамика за 3 последних года показана на рис. 7: возрастание коэффициента совместительства в СМП как в целом по РФ на 0,02, так и среди врачебного (на 0,03) и фельдшерского (на 0,04) персонала.

При более пристальном рассмотрении кадрового вопроса по субъектам РФ общее состояние следующее: относительно благополучна в кадровом отношении скорая медицинская помощь Республики Северная Осетия (Алания) — дефицит 9,48%, Республики Дагестан — дефицит 14,32% и Республики Саха (Якутия) — 14,66%, в то время к наиболее проблемным относятся Новосибирская — дефицит 44,92%, Владимирская — 44,10%, Московская — 44,05% и Самарская области (44,04%).

Дефицит врачей в СМП наименьший в Республике Саха (Якутия) — 13,85%, Республике Северная Осетия (Алания) — 17,26%, Чукотском автономном округе — 27,27%, а наиболее выражен в Еврейской автономной области—дефицит 80,25%, Калужской области — 77,18%, Тульской — 75,26% и Вологодской области — 75%).

Средним медицинским персоналом наиболее обеспечена Республика Дагестан — дефицит 0,27%, Республика Северная Осетия (Алания) — 2,78%, Белгородская область — 6,55%, Республика Тыва — 7,73%, Пензенская область — 8,19% и Республика Саха (Якутия) — 8,72%. В то же время Самарская область — дефицит 28,42%, Кабардино-Балкарская Республика — дефицит 25,16% и Свердловская область — 28,42% имеют определенные проблемы.

Проблемы с водителями СМП наиболее актуальны в Самарской области — дефицит 39,95%, Чукотском АО — 27,49%, Камчатском крае — 26,64%, Чеченской Республике — 25,86%. В тоже время в Республике Северная Осетия (Алания) — дефицит 4,44%, Республике Алтай — 4,57%, Республике Хакасия — 4,87%, Республике Ингушетия — 5,34%, Республике Татарстан — 6,57% — они менее выражены.

Остроту проблемы кадрового дефицита трудно переоценить. Служба СМП РФ работает в тяжелейших

условиях: незакрытые наряды рабочих смен, кадровая неукомплектованность бригад, высокие коэффициенты совместительства, дефекты материально-технического обеспечения и организации труда, тяжелый график выездной круглосуточной работы, социальная и юридическая незащищенность, неудовлетворенность экономической оценкой результатов своего труда, хроническая усталость, синдром «профессионального выгорания»... Все это, несомненно, сказывается на доступности и качестве скорой медицинской помощи в РФ. Это общая проблема и общая боль.

Задачи эти призвана решить государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р, целью которой является обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. Она предполагает [7]:

— снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной и муниципальной систем здравоохранения;

— устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи;

— совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников;

— разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов;

— повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании;

— развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников;

— формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых для занятия профессиональной деятельностью.

Кроме того, в Программе подчеркнуто возрастание роли фельдшерских бригад СМП как главного ресурса службы СМП в РФ и указана необходимость повышения эффективности использования врачебных бригад СМП в качестве бригад интенсивной терапии и узко-

специализированных бригад [7, 8]. Анализ кадрового вопроса в РФ, приведенный выше, полностью подтверждает наметившиеся тенденции развития СМП в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М. Современное состояние службы скорой медицинской помощи в России [Актуальные вопросы неотложной медицины и подготовки врачей для работы в ЧС: материалы Республиканской научно-практической конференции, г. Уфа, 26 октября 2012 г.] // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2012. - № 1. -С. 7-10. - Режим доступа: http://vestnikbgmu.nethouse.ru/static/ doc/0000/0000/0019/19512.5f4phsr9j9.pdf

2. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М., Алимов Р.Р. Проблемы и перспективы развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации [Актуальные вопросы неотложной медицины и подготовки врачей для работы в ЧС: материалы Республиканской научно-практической конференции, г. Уфа, 26 октября 2012 г.] // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2012. - № 1. - С. 11-19. - Режим доступа: http://vestnikbgmu. nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0019/19512.5f4phsr9j9.pdf

3. Парфенов В.Е., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М. Актуальные вопросы скорой медицинской помощи на современном этапе // Healthy Nation. Здоровье нации. - 2012. - № 4 (11). - С. 16-19.

4. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»

5. Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

6. Отраслевая статистическая отчетность за 2010-12 годы. Форма № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» по всем субъектам РФ.- Режим доступа: Ы1р://тотас. ru/medstatistika/formy-otchetnostej.html

7. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации»

8. Мирошниченко А.Г., Стожаров В.В., Барсукова И.М. Скорая медицинская помощь в свете Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года // Скорая медицинская помощь. - 2013. - № 2. - С. 4-10.

Поступила 20.09.2013

Контактная информация: Барсукова Ирина Михайловна, к.м.н. руководитель научно-методического отделения организации скорой медицинской помощи СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе e-mail: [email protected]

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - 4' 2013

И.М. Барсукова. КАДРОВЫЙ ВОПРОС В СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.