Научная статья на тему 'Кадровый потенциал средних педагогических учебных заведений Мордовии (30-50-е гг. )'

Кадровый потенциал средних педагогических учебных заведений Мордовии (30-50-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал средних педагогических учебных заведений Мордовии (30-50-е гг. )»

Исследование структур мыслительных актов в пространстве повседневного поможет прояснить истоки противоречивых тенденций поведения человека, ведущих зачастую к критическим ситуациям, некоторые из которых несут прямую угрозу его существованию.

Безусловно «главной сферой жизнедеятельности социума выступает материальное производство, представляющее собой процесс создания ценностей материальной культуры... и связанной с ней совокупностью материально-производственных отношений людей»[6, С.41].

Сущность повседневной жизнедеятельности человека в условиях современности отличается открытостью и незавершённостью, разнообразием и непостоянством, противоречивым единством и относительной устойчивостью.

Обращение к иным периодам вне их повседневности приводит к созданию идеальных схем, вместо воссоздания реальной жизни. В процессе изучения поведенческих моделей важно увидеть культурные смыслы данной исторической эпохи.

Феномен повседневной жизнедеятельности человека на современном этапе не является причиной полагать, что современная цивилизация пришла в упадок. Наоборот, он являет собой новую историческую форму жизнедеятельности человека, адекватную требованиям современности. Он отражает иную действительность и создает новый тип человеческой повседневной жизнедеятельности, который тесно связан с современным научно-техническим прогрессом и рациональным планированием, новейшими технологиями и высокопроизводительной техникой, огромными объемами знания и информации.

Поведение выступает всего лишь одной из сторон, многогранной повседневной истории, но без рассмотре-

ния его норм, невозможно составить полное представление о прошедшем периоде. Именно повседневная история должна выйти на первое место в процессе исторического и философского познания, поскольку именно она может составить реальное представление о жизни людей в прошедшие эпохи, вместо господствующих схем, тем самым дав возможность наиболее четко понять специфику человеческого существования.

Список литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер B.C. Социологический словарь/перевод с английского под редакцией С.А.Ерофеева. М., 2000, С.219

2. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. М., 1981г, С.40

3. Водрийяр Ж. Система вещей. М., 1995, С. 168

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 1-4.-М.:Русский Язык, 1978-Т.1. А-З, С.342

5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996, С. 12

6. Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность, 1992, № 3, С. 13

7. Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сфера его жизнедеятельности. М., 2003, С.41

8. Новейшая философская энциклопедия. Т.3. М., 2001, С.254

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990, С.528

10. Социология. Краткий тематический словарь/под общей редакцией Ю.Т. Вимова Р-н/Д.; 2001, С.37

11. Худенко В. Повседневность в лабиринте рациональности // Социологические исследования, 1993, № 4, С. 69

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДНИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

МОРДОВИИ (30-50-Е ГГ.)

Федотова А. А.

аспирант НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия

Учителя начальной школы играли важную роль в подготовке грамотных учащихся для неполных и полных средних общеобразовательных школ Мордовии. Поэтому качество выпускников из начальных школ во многом зависело от подготовленности для педагогической работы в начальных классах самих учителей, от их компетенции, от его опыта работы. Поэтому для начальной школы требовались учителя, способные передать все те знания учащимся, что предлагалось изучаемой программой.

Вместе с тем и педагогический состав самих учебных заведений, готовящих учителей для начальной школы предполагал педагогов высокой квалификации и компетенции. К сожалению, как показал опыт деятельности средних педагогических учебных заведений, педагогический состав не всегда отвечал этим требованиям.

Как показал анализ отчетов руководителей 8 средних педагогических учебных заведений Мордовии, в 1936 году из общего числа педагогов педучилищ 165 человека, только 78 из них имели высшее педагогическое образование, или 47,3 % всего состава. Кроме того 20 педагогов имели общее высшее не педагогическое образование, что составляло 12,1 %, с незаконченным высшим - 25 или 15,1

%, со средним образованием 33 или 20,0 % и с низшим образованием 9 чел., что составляло 5,5 % [1, л. 2].

Естественно, более половины педагогов не соответствовали своему предназначению. Но другого выхода на том этапе не было, несмотря на то, что органы народного образования принимали все меры, чтобы обеспечить педагогические училища подготовленными кадрами по всем изучаемым дисциплинам.

Как показал анализ отчетов руководителей учебных заведений, со средним и низшим образованием, как правило, были учителя физкультуры, военного дела, пения, рисования. Анализируя состав педагогов педучилищ, от кого зависело качество подготовки учителей начальных школ, приходим к выводу, что более 42 % из них имели стаж педагогической работы свыше 10 лет. Кроме того более 29 % педагогов имели стаж работы от 5 до 10 лет, или в целом более 71 % педагогических кадров училищ имели достаточный опыт работы по подготовке учителей начальных школ [1,л.2]. Для укомплектования педучилищ кадрами, в рассматриваемый год необходимо было направить по шесть преподавателей математики и литературы, пят историков, три преподавателя педагогики, два - русского

языка, столько же естествознания, по одному преподавателю иностранного языка, пения и рисования. А всего потребность в педагогических кадрах составляла 27 человек [1, л. 2].

В Ардатовском педучилище не хватало учителей педагогики и математики, Зубово-Полянском - литературы, математики, иностранного языка, естество-знания, Инсарском - литературы и математики, Ичалковском -двух препода-вателей литературы, истории, рисования и пения, Красно-слободском - истории и педагогики, Тем-никовском - русского языка, математики и истории, Саранском - 2-х преподавателей литературы, математики, Лямбирском - исто-рии, педагогики и Козловском - русского языка, математики, истории, естествознания [1, л. 2].

Не доставало преподавателей, фактически по всем дисциплинам, поэтому из-за их отсутствие, занятие по совместительству велись учителями общеобра-зователь-ных школ.

Решение обеспечения преподавательскими кадрами учебных заведений в полной мере зависело от Наркомпроса РСФСР и Мордовской АССР. Естествен-но, органы народного образования принимали практические меры по обеспече-нию учебных заведений преподавательскими кадрами, ликвидации такого явления, как вакансия. Однако проблема комплектования преподавательскими кадрами средние педагогические учебные заведения долгие годы оставалась трудноразрешимой.

На проходящем совещании директоров педучилищ в 1936 году в Саранске многие их руководители отмечали не укомплектованность учебных заведений преподавательскими кадрами. Если, к примеру, в Саранском педучилище работало 28 преподавателей, и 20 из них были с высшим образованием [2, л. 1], тогда как в других училищах многих предметников не хватало. Как отмечал директор Лямбирского педучилища Курмышев - не хватало преподавателей математики и русского языка [2, л.2]. Об этом сетовал и директор Ичалковского педучилища Букин [2 л. 3]. Директор Козловского педучилища говорил об отсутствии преподавателей истории, иностранного языка, рисования [2, л. 4], директор Зубово-Полянского педучилища Романов указывал не отсутствие учителей физики и географии, о недоукомплектованности училищ говорил и директор Темниковского педучилища Милкин [2, л. 7-8].

На июнь 1940 года все педагогические училища Мордовии были укомплектованы квалифицированными кадрами [4, л. 15 об.]. В этот год в училищах работало 132 преподавателя, из них 81 имели высшее образование, что составляло 61,4 %. Кроме того 21 преподавателя, работающие в училищах, были с незаконченным высшим образованием, в том числе 4 - окончившие учительские институты - 15,9 %, 12 преподавателей работали со средним специальным образованием - 9,1 %, 14 - с общим средним образованием - 10,5 % и 4 с низшим образованием - 3,0 % [4, л. 15 об.].

Со средним образованием работали преподавателями физкультуры, военного дела, пения и рисования. Среди педагогов были мастера своего дела. Заслуженным авторитетом пользовались в коллективах и среди учащихся такие педагоги, как Ахремчук Е. И. - преподаватель физики Саранского педучилища, успеваемость по его предмету составлял 99,2 %, Порватова Е. Д. - преподаватель химии и биологии. В Ардатовском педучилище -Ативанов С. Д - преподаватель химии и биологии. В Зу-бово-Полянском педагогическом училище лучшими педагогами были признаны Мытова А. И - преподаватель русского языка и литературы, Караулов Н. И. - преподаватель

истории, Савельев В. В. - преподаватель химии, Тритина Н. В. - преподаватель математики и физики. Красносло-бодском педучилище - преподаватель педагогики и истории Костин Н. Н. не только помогал учащимся получать хорошие знания по его предмету, но и вел большую исследовательскую работу, выступал со своими статьями на страницах журнала «Советская педагогика», был участником Всесоюзного совещания по педагогическим наукам в апреле 1941 года [4, л. 16].

Трудности с комплектованием преподавательскими кадрами стали ощущаться в годы великой Отечественной войны, особенно преподавателями музыки, рисования, пения и труда. Об этом говорилось в отчете Минпроса Мордовской АССР за 1944-1945 учебный год [5, л. 16]. В результате неукомплектованности училищ педагогическими кадрами, не был выполнен и учебный план и программы по ряду дисциплин. На 1945-1945 учебный год необходимо было направить в педагогические училища трех преподавателей педагогики, 2-х истории, 2-х математики, 6 преподавателей музыки и пения, 8 - преподавателей труда и одного учителя географии [5, л. 47].

За годы войны несколько сократился и контингент преподавательского состава. В 1945 году во всех средних педагогических учебных заведениях работало 109 преподавателя, из них 62 были с высшим образованием, 20 - с незаконченным высшим, 27 - со средним образованием [5, л. 47]. Несмотря на трудности военного времени, педагогический состав училищ был укомплектован на 75,2 % преподавателями с высшим образованием.

В 1947-1948 учебном году во всех педучилищах преподавательской деятельностью занималось 141 человек. Из их числа 83 человека или 58,9 % имели высшее образование, два человека окончили учительские институты, 16 человек имели незаконченное высшее образование и 45 человек со средним образованием [6, л. 15 об.]. Большинство работающих преподавателей имели достаточный стаж педагогической работы, только 22 преподавателя имели стаж педагогической работы до 5 лет, 34 - до 10 лет, 69 - 25 лет и 21 - более 25 лет [6, л. 15 об.]. В целом, около 85 % преподавателей были с большим педагогическим стажем работы и имели достаточный опыт работы в системе среднего педагогического образования.

Руководящими органами народного образования принимались меры к тому, чтобы в педагогической деятельности средних педагогических учебных заведениях работали высококвалифицированные кадры, способные готовить для начальной школы из числа молодежи способных, квалифицированных, высокоидейных учителей.

В этих целях ставилась задача решительным образом улучшить качество преподавание дисциплин и идейно-политическое, трудовое воспитание контингента учащихся училищ. При этом особое внимание было уделено изжитию имеющим место фактам формализма, субъективизма в подходе к преподаванию учебных дисциплин; качественному улучшению постановки работы на опытных сельскохозяйственных участках с использованием последних достижений науки в области сельского хозяйства; обеспечению перехода к занятиям по семестровой системе обучения. Главное, необходимо было повысить ответственность самих преподавателей за качество знаний учащихся, глубокого освоения ими государственных учебных программ, обратив особое внимание на усвоение программного материала по русскому языку и математике. Одновременно через преподавание педагогики и усвоения материала по этой дисциплине, привить учащимся чувств любви к педагогической профессии [3, л. 12].

Однако при всем этом принимаемым мерам не всегда достигали своей цели. Несмотря на достаточно большой стаж педагогической деятельности преподавателей педучилищ, наблюдался некоторый процесс их нестабильности.

Так, в 1948-1949 учебном году из 140 преподавателей, работающих в педучилищах, с высшим образованием оставалось - 83 человека. Умень-шилось их число с незаконченным высшим образованием на 5 человек и со средним на три человека, одновременно три человека работали с начальным образованием [3, л. 10].

Не одинаково было качество преподавательского состава в различных педагогических училищах.

Наиболее качественными преподавателями были обеспечены Красно-слободское (70,6 %), Лямбирское (70,0 %), Зубово-Полянское (64,7 %;) и Ардатовское (64,4 %). Всего половина преподавательского состава имели высшее образование в Инсарском и Ичалковском педучилищах [3, л. 82].

По национальному составу преподаватели составляли: русские - 97 человек (69,3 %), мордва - 35 чел. (25 %), татары - 5 чел. -3,5 %) и остальные других национальностей (украинцы, евреи, немцы) [3, л. 10].

Качественный состав руководителей педучилищ был достаточно высок, все они были с высшим образованием и имели педагогический стаж свыше 15 лет. Все 8 директоров являлись членами ВКП(б), по национальному составу - 6 человек были из числа мордвы, по одному -русский и татарин. Высок был уровень подготовки и заведующих учебной частью педучилищ. Все они были с высшим педагогическим образованием, имели стаж педагогической работы более 10 лет. По национальному составу в большин-стве случаев были русскими (5), один - из числа мордвы и один татарин [3, л. 10-11].

Лучшими руководителями училищ были признаны директор Ичал-ковского педучилища М. П. Шекшеев и Инсарского - А. Г. Гугушкин, из завучей - Ичалковского - Нарваткин и Инсарского - Кулясов [3, л. 11].

От качественного состава педагогического коллектива во много зависело качество знаний учащихся педучилищ. Как показал анализ успеваемости учащихся в них за

1947-1948 и 1948-1949 учебные годы, заметны большие колебания в уровне.

В 1947-48 учебном году самые низкие показатели уровня успеваемости учащихся были в Лямирском (57,9 %) и Козловском (69,2 %) педучилищах. В последующем

1948-1949 учебном году эти же педучилища оставались в числе учебных заведений с самыми низкими показателями успеваемости. Однако, оставаясь в числе «отстающих», коллектив Лямбирского педучилища за год уровень успеваемости повысил на 13,9 %, тогда как Козловского педучилища снизил на 2,2 %.

В целом в 1948-1949 году уровень успеваемости по всем педучилищам по сравнению с предыдущим учебным годом вырос на 13,7 %, тогда как ряд педагогических коллективов (Козловского, Зубово-Полянского, Красносло-бодского и Саранского) - допустили снижения уровня успеваемости, достигнутого в предшествующий учебный год [3, л. 28]. Наибольшее сни-жение уровня успеваемости допустили Зубово-Полянском педучилище - 7,1 %, Саранском - 6,0 %, Краснослободском - 4,6 %.

Несмотря на то, что за последние три-четыре года педагогические училища достиг значительных успехов в улучшении качества знаний учащихся, общая успеваемость их все еще оставалась не достаточно высокой, не получили желаемых результатов. Кроме того, глубина и прочность знаний учащихся были еще недостаточны. Из

общего числа 1382 успевающих учащихся получили оценку «5) по всем дисциплинам только 8 человек, оценки «5» и «4» - по всем дисциплинам - 166 человек. Остальные, наряду с оценками «5» и «4», имели и оценки «3» [3, л. 24].

Органы народного образования республики принимали меры повышения квалификации руководящих и преподавательских кадров педучилищ. Часть руководителей и преподавателей прошли через курсы, организованные ЦИПКАРНО, через которые прошли три директора, один завуч, 8 преподавателей логики и один преподаватель биологии. Кроме того, все преподаватели биологии прошли через курсы, организованные институтом усовершенствования учителей. Семь преподавателей повышали свои знания через заочную систему при институте.

Повышение квалификации и идейно-политического уровня преподава-тельского состава проводилось и путем организации работы предметно-методических комиссий, подготовки докладов, чтения лекций на политические, научные и педагогические темы, путем организации индивидуальной работы каждого преподавателя над собой [3, л. 13].

Всего при педучилищах работало 25 предметных комиссий. Каждая комиссия имела свой план работы, составленный на полугодие. Организован-ные предметные комиссии оказывали большую помощь доброй части и каж-дому преподавателю в целях организации педучилищ на новые планы и программы.

Некоторые изменения в кадровом составе преподавателей педучилищ произошли в последующие годы. В 1950-1951 учебном году в 8 педучилищах работало 184 преподавателя. Все учебные заведения были обеспечены преподавательскими кадрами, а руководители (директора и завучи) имели высшее педагогическое образование [7, л. 13].

Около 60 % преподавательского состава было с высшим и незаконченным высшим образованием.

По национальному составу педагогический персонал представляли русские (72,28 %), мордва (22,28 %), татары (3,26 %) и 2,18 % др. народностей. Абсолютное большинство педагогов имели стаж работы от 5 до 25 лет и 21 человек - свыше 25 лет [7, л. 13].

С улучшением качественного состава педагогических кадров, несколько повысилась и успеваемость учащихся. Если она в 1948-1949 учебном году составляла 81,5 %, то в 1950-1951 учебном году - 93,3 % [7, л. 26].

Лучшую успеваемость имели педагогические коллективы Ардатов-ского (96,1 %) и Краснослободского (98,2 %) педучилищ [7, 26].

В 1950 году учебные заведения возглавляли: Арда-товскеое - В. Дорофеев, Инсарское - А.Гугущкин, Зубово-Полянское - Семков, Ичалковское - М. Шекшеев, Козлов-ское - А. Красноперов, Краснослободское - Травин, Лям-бирское - Седелкин, Саранское - Сотов [8, 19].

Таким образом, в ходе становления и развития среднего педагогического образования в Мордовии, шел процесс повышения образовательного и методического уровня состава преподавательских кадров педагогических училищ, для этих целей широко использовались воз-мож-ности высших учебных заведений страны и республики, института усовершенствования учителей Мордовской АССР, курсовая переподготовка педагогических кадров. В результате проводимой работы по улучшению качественного состава преподавателей средних педагогических учебных заведений к концу рассматриваемого периода образовательный уровень педагогов возрос в 1,3 раза. Увеличилось и число педагогов с большим стажем работы

в указанных учебных заведениях. И как результат всей этой работы - повысилась успеваемость учащихся пе-дучлищ.

Список литературы: Центральный государственный архив Республики Мордовия

1. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1. Д. 132. Л. 2.

2. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

3. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

4. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

5. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

6. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

7. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

8. ЦГА РМ. Ф. Р-464. Оп. 1

Д. 230. Л. 1. Д. 382. Л. 1-2. Д. 385. Л. 15 об. Д. 620. Л. 16. Д. 816. Л. 15 об. Д. 1080. Л. 13. Д. 1319. Л. 1-9.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КРЕСТНЫХ ХОДОВ В РОССИИ И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Германова Ольга Евгеньевна,

преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии,

Германова Евгения Александровна преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии,

Поленок Диана Валерьевна

заведующая отделом библиотеки, Псковский государственный университет

Традиционно под термином «крестный ход» понимается «торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Обычно он совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. [17,с. 649]

Традиция проведения крестных ходов была перенята русской православной Церковью от греческой Церкви и существует на всем протяжении ее истории. Сама история русской православной Церкви началась с крестного хода на Днепр для крещения киевлян при святом равноапостольном князе Владимире 988 году.[3, с. 153]

Летописи сохранили описания крестных ходов Древней Руси (во время княжения Ярослава Мудрого I, Изяслава I, Владимира Мономаха и др.). Так летописец повествует: «Второго мая 1115 года в правление Владимира Всеволодовича состоялось перенесение мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. Воеводы, бояре, духовенство и бесчисленное множество народа сопровождали останки святых» [5, с.92].

В России начало постоянным крестным ходам было положено 13 августа (1-го по старому стилю) 1164 года по случаю победы князя Андрея Боголюбского над восточными соседями. С того времени они ежегодно повторялись в этот день, включая и водосвятие. Постепенно, год от года, в России вырабатывался определенный порядок проведения крестных ходов.

Крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам. Кроме постоянных и общецерковных на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. Такие крестные ходы называются чрезвычайными, чаще всего их проводили во время, засух, болезней, войн. Чуть подробнее мы остановимся на крестных ходах, связанных с военными событиями в России в целом и Псковской земле, в частности.

На Руси часто встречали князей-победителей крестными ходами. Из летописи известна встреча святого благоверного князя Александра Невского, освободившего Псков от захватчиков в 1242 году. После его блистательной победы над рыцарями на Чудском озере, «все псковское духовенство и граждане выходили с крестами за город, славя Бога и отдавая честь победителю сильных врагов; народ толпами окружал героя-князя, называя его своим защитником и отцем.» [1] Известна встреча крестным ходом и псковского князя Довмонта-Тимофея в 1269 году, который на всем протяжении своего княжения верой и правдой служил Пскову, защищая его от захватчиков.

При Василии 1, сыне Дмитрия Донского, состоялся крестный ход из Владимира в Москву с чудотворным образом Владимирской Божьей Матери по случаю нашествия Тамерлана. Чудотворный образ принесли на Куч-ково поле 26 августа 1395 года, где он «был встречен митрополитом, духовенством и с великим множеством народа. В этот день Тамерлан возле Ельца повернул обратно. Князь дал обет построить на том месте, где москвичи встретили чудотворный образ, храм и монастырь. Сретенский монастырь вскоре был построен, установлен и крестный ход, в благодарность за чудесное избавление от Тамерлана. [10]

Наибольшее количество крестных ходов в России проходило в 16 -17 вв. Во многом это связано с историческими событиями того времени - Ливонская война, смена династии, Смутное время, польско-шведская интервенция, бунты. Не стала исключением и Псковская Епархия.

Псков, испокон веков стоявший на северо-западной границе, до 18 века был многонаселенным и процветающим городом, вследствие своего приграничного положения, создававшего благоприятные условия для экономического развития. В древности через Псковские земли проходил путь «из варяг в греки», позднее Псков торговал с Ганзейскими купцами и, естественно, привлекал к себе внимание неприятелей: немцев, Литву, ливонцев и шведов, «любивших жить чужим добром». [3, с. 63]

Самым важным событием в военной истории Псковской земли было участие в Ливонской войне 15581583гг. В 1581 г. в Пскове находился гарнизон численностью около 4,5 тыс. чел. и около 12 тыс. посадского ополчения, город был хорошо укреплен и подготовлен к длительной осаде. [12, с. 54-55], но численность войска противника во много раз превышало псковское. Более полугода Псков и Печорский монастырь (действующий мужской монастырь, основанный в 1473г., находится в 54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.