Научная статья на тему 'Развитие региональной системы среднего образования как условие модернизации в 1930-х годах (на примере Мордовии)'

Развитие региональной системы среднего образования как условие модернизации в 1930-х годах (на примере Мордовии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной системы среднего образования как условие модернизации в 1930-х годах (на примере Мордовии)»

Г.А. КУРШЕВА

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ В 1930-Х ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)

Составной частью форсированной реконструкции советского общества является ликвидация культурной отсталости народов многонациональной страны, в том числе и в Мордовии. Попытки ее решения предпринимались уже в первые годы установления советской власти. Однако по-настоящему к ликвидации культурной отсталости народов советское государство смогло приступить только в 1930е годы, причем социокультурное развитие выступало как условие модернизации страны и ее регионов.

Первостепенное внимание в рассматриваемый период уделялось преодолению неграмотности. 18 января 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О завершении ликвидации неграмотности среди трудящихся в возрасте от 16 до 50 лет», в котором были отмечены некоторые успехи, но главным образом жестко указывалось на продолжающееся бездействие культурно-просветительских учреждений, партийных, советских, профсоюзных организаций краев, областей и республик в деле ликвидации неграмотности. ЦК ВКП(б) и Правительство СССР поставили задачу перед всеми организациями, непосредственно участвующими в ликвидации неграмотности, решить проблему в конце 1937 г.

В соответствии с этими жесткими установками в Мордовии провели республиканские совещания культурно-просветительских работников, собрание рабочих и служащих предприятий, учреждений, совхозов, МТС с повесткой дня о ликвидации неграмотности. Повсеместно проводился учет неграмотных, определялось количество культармейцев для этой работы, помещений для занятий, проверялась обеспеченность учебными принадлежностями. Был утвержден план, согласно которому завершение ликвидации неграмотности и малограмотности в республике было намечено к концу 1937 г. На решение этой задачи было ассигновано 553,6 тыс. руб. и в школах неграмотных и малограмотных увеличили на 253 человека количество работников различных категорий. Партийное и советское руководство Мордовии решило также во всех горсоветах, райсполкомах и сельсоветах организовать специальные секции по ликвидации неграмотности и малограмотности. Однако реализовать это решение на местах не везде удалось. Так, в 1938 г. из 609 сельских советов секции были созданы в 199, из них работали 150, а остальные существовали только на бумаге.

Необходимо признать, что в процессе ликвидации неграмотности и малограмотности Мордовия отставала и в темпах, и в результатах от средних показателей по РСФСР. Так, Н. К. Крупская - заместитель наркома просвещения РСФСР -в своем письме первому секретарю мордовского обкома ВКП(б) И. А. Кузнецову и председателю Совнаркома МАССР В. В. Верендякину отмечала, что в республике срывался последний срок завершения ликвидации неграмотных и малограмотных - 1 мая 1939 г. Среди причин этого срыва Н. К. Крупская указывала на слабую работу Наркомпроса, РайОНО; отсутствие со стороны райкомов партии и РИКов необходимого внимания к этому важнейшему и трудному участку работы.

В октябре 1940 г. был издан приказ НКП РСФСР «О мероприятиях по ликвидации неграмотности и малограмотности в Мордовской АССР», который обсуждался в каждом культурно-просветительном учреждении. Работники изб-читален, библиотек и клубов брали на себя конкретные обязательства по обучению негра-

мотных. В Саранске было проведено совещание интеллигенции, принявшее обращение ко всей интеллигенции Мордовии и вызвавшее на социальный участок соревнование интеллигенцию Рузаевки. В некоторых районах республики дело снова пошло вперед. Тон задавали Атяшевский, Зубово-Полянский и Инсарский районы. Но во многих районах к проблеме ликвидации неграмотности опять отнеслись формально. Так, в Дубенском районе было учтено 1994 неграмотных и малограмотных, а обучалось только 334, в Торбеевском районе, соответственно, 4305 и 803. Чамзинский районный отдел народного образования даже не имел точных данных о количестве неграмотных и малограмотных.

Состояние общеобразовательной школы Мордовия было весьма тяжелым. Особая напряженность обозначилась в наболевшей проблеме со школьными помещениями. Даже в Саранске - столице республики - в 1937/38 учебном году необходимо было срочно заменить ряд школьных зданий, совершенно непригодных к дальнейшему использованию. Причем одна из школ в промышленном районе Саранска размещалась в бывшей конюшне пригородного совхоза [1]. Между тем Госплан РСФСР планировал в 1938 г. строительство всего одной школы в Саранске на 400 мест и одной сельской школы на 400 мест, общей площадью 8,0 тыс. м2. Партийное и советское руководство Мордовии сообщало секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву и председателю СНК РСФСР Н. А. Булганину, что это крайне недостаточно. В Саранске срочно необходимо строить несколько школ общей площадью в 20,0 тыс. м2, в сельской местности в 201,6 тыс. м2 [2]. Обком ВКП(б) и СНК Мордовской АССР также сообщали в Москву, что школы республики недопустимо перегружены. В Саранске на один класс приходится до 53 учеников. В Рузаевке всего 5 школ и все они работают в 2 смены. Из общего контингента учащихся Мордовии в 221,2 тыс. человек, 36,4 тыс. занимаются во вторую смену [3]. В заключение ставился вопрос о значительных дополнительных ассигнованиях Мордовии, отмечалось, что Мордовский обком ВКП(б) и СНК Мордовской АССР настаивают на этом [4]. Это была достаточно рискованная и несколько дерзкая постановка вопроса, так как в стране и в Мордовии нарастала волна репрессий, в ходе которых нетерпимо относились к тем, кто «настаивает». Кроме того, бюджет на народное просвещение и так неуклонно рос. В 1929 г. он составил 4648,7 тыс. руб., 1933 г. - 16250,8, 1934 г. - 23193, 8, 1935 г. - 31930,4, 1936 г. -50443,9, 1937 г. - 61753,3, 1938 г. - 73474,5, а в 1939 г. достиг 82220,3 тыс. руб. [5], т.е. за десятилетие вырос в 17,6 раз, это при учете, что республика относилась к числу дотационных.

Развитие сети школьных учреждений в Мордовии в 1930-е годы позволяет представить табл. 1.

Таблица 1

Сеть школьных учреждений Мордовии в 1930-е годы

Типы школ 1928 1932 1939

Начальные 1223 1251 891

Неполные средние 36 146 296

Средние 3 5 96

Итого 1262 1402 1283

Табл. 1 составлена по данным: Советская Мордовия: Статистико-экономический очерк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1940. С. 52; Мордовская АССР за годы Советской власти. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. С. 156-157.

Динамики численности школьных учреждений свидетельствует о сокращении числа начальных школ, однако оно объяснимо процессом укрупнения школ и ликвидацией малокомплектных школ.

Инфраструктура школ в предвоенные годы была сравнительно развитой, хотя и существовали различия между количеством и качеством школ в городской и сельской местности (табл. 2, 3).

Таблица 2

Число общеобразовательных школ в городах и поселках городского типа Мордовии

Типы школ 1927/28 1932/33 1940/41

Начальные 6 7 17

Семилетние 2 3 9

Восьмилетние - - -

Средние 3 5 18

Итого 11 15 44

Табл. 2 составлена по данным: Мордовская АССР за годы Советской власти. С. 156-157; Народное хозяйство Мордовской АССР. 1922-1972 годы. Саранск: Мордов. кн.

изд-во, 1972. С. 209.

Таблица 3

Число общеобразовательных школ в сельской местности Мордовии

Типы школ 1927/28 1932/33 1940/41

Начальные 1217 1244 849

Семилетние 34 143 290

Восьмилетние - - -

Средние - - 102

Итого 1251 1387 1241

Табл. 3 составлена по данным: Мордовская АССР за годы Советской власти. С. 156-157; Народное хозяйство Мордовской АССР. 1922-1972 годы. С. 209.

Вышеприведенные данные свидетельствуют, что первоначально среднее образование было доступно только жителям городов и поселков городского типа. Лишь накануне войны средние школы появились в сельской местности.

Достаточно остро стояла в Мордовии проблема кадров учителей. В 1937/38 учебном году в республике было 6895 учителей, а в 1940/41 учебном году - их стало 7873. Однако кадров явно не хватало, особенно в сельской местности. Много лучшего желал и качественный профессиональный уровень учителей. Так, в 1937 г. в 15 районах республики провели аттестацию учителей всех школ и всех классов - всего 4675 человек [6]. Результаты оказались достаточно удручающими: решили освободить от работы 366 учителей и временно разрешить остаться в школе 1826 учителям, что составляло 47%, совсем освобождены - 7,8%. Последние «оказались не подготовленными и совершенно негодными для работы в школах» [7]. В национальном разрезе результаты аттестации выглядели так: русских учителей из общего числа 2832 человека было освобождено 111 человек (3,9%), оставлено временно 989 учителей (38,8%); мокшан из общего числа прошедших аттестацию - 796 учителей, освобождено 123 человека (15,4%) и временно оставленный 291 учитель (36,7%); эрзян из общего числа 809 учителей -освобождено 79 человек (9,8%) и временно оставленных 375 человек (56%).

Причины подобных результатов аттестации заключались в том, что учителя были подготовлены для работы в школе еще на краткосрочных курсах и качество подготовки оставляло желать лучшего. И вот теперь ставилась задача перед временно оставленными: учителя начальных школ обязаны к 1938 г. сдать заочно экзамены в педучилищах, а учителя неполных средних и средних школ должны это сделать в учительских институтах и на соответствующих факультетах [8].

Репрессии еще больше ухудшили кадровое состояние учителей Мордовии: многие из них были арестованы и погибли в тюрьмах и лагерях заключенных.

Репрессии начались в феврале 1937 г., когда был арестован и расстрелян нарком народного просвещения республики Н.Н. Важдаев и многие его сослуживцы. Затем репрессии обрушились и на районы. В ряде школ «обнаружили засорения преподавательского и руководящего состава чуждыми троцкистско-зиновьев-скими контрреволюционными элементами» [9]. Были репрессированы заведующие РОНО Топтыгин, Пальцев, Четверов и др. За последние шесть месяцев 1937 г. были невинно осуждены еще 25 учителей [10].

Динамика преподавательских кадров представлена в табл. 4.

Таблица 4

Динамика преподавательских кадров Мордовии

1928 1932 1937 1939

Город 120 181 494 544

Село 2934 4443 6353 7600

Всего 3054 4624 6847 8144

Табл. 4 составлена по данным: Советская Мордовия: Статистико-экономический очерк. С. 54.

Характеризуя учительские кадры тех лет, авторы статистико-экономического очерка «Советская Мордовия» (1940 г.) писали: «В основной своей массе армия просвещенцев на педагогическую работу пришла в последние годы и состоит, главным образом, из советской молодежи, проявившей себя энтузиазмом и преданностью делу культурной революции» [11].

В марте 1938 г. вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». В 1934/35 учебном году в Мордовии было 436 мордовских и 72 татарских начальных школ, в которых соответственно обучалось 66850 и 8430 учащихся. Обучение русскому языку в этих школах было поставлено явно неудовлетворительно, или как тогда отмечали некоторые руководители, русский язык в национальных школах приравнивали к иностранному. И это считалось вначале нормальным. В действительности, это существенного тормознуло развитие детей в начальных школах, явно ограничивало их культурный кругозор, затрудняло переход в школы следующих ступеней. Необходимо отметить, они развивались гораздо менее успешно.

Следует сказать, что недостаточное внимание к укреплению материальной базы народного просвещения не было фатальным следствием индустриального развития страны, а стало результатом крупных и серьезных ошибок при проведении индустриализации, приведшим к долгостроям, омертвлению средств, а также огромным перерасходам на содержание быстро разбухавшего управленческого аппарата. В 1940 г. в Мордовии в аппарате органов управления было занято 9,1 тыс. человек, а в сфере образования и искусства - всего 16,3 тыс. человек. Если темпы начального образования удалось заметно поднять по сравнению с дореволюционным уровнем, то неполное среднее и особенно среднее образование количественно выросшее, серьезно отставало, несмотря на благотворные изменения, внесенные революцией в содержание обучения. Одна из важных причин такого положения состояла в необоснованном увеличении нагрузки учителей, лишающихся возможности вести индивидуальную работу с учащимися. Если в дореволюционной неполной средней школе на каждого учителя приходилось 15-17 учеников, то в советской школе в рассматриваемый период - 30 учеников. Другой причиной достаточно низкого качества работы старших классов средней школы были снижение престижа учительской профессии, низкий уровне оплаты и неустроенный быт, которые глушили желание и способности учителей к самообразованию.

Массовые советские школы при недостатке средств порождали, с одной стороны, переполненные классы, с другой стороны, массового учителя, собственный

профессиональный багаж которого был невелик. В рассматриваемое время в Мордовии большинство учителей старших классов, особенно в сельской местности не имели высшего образования. Такой учитель нуждался не только в унифицированных программах, но и в унифицированных методиках, в подробных инструкциях сверху. В массе своей эти учителя могли быть не столько творцами-воспитателями, сколько ограниченными предметными функционерами.

Однако в Мордовии было немало и учителей достаточно высокого профессионального уровня и творческих устремлений. В рассматриваемый период успешно работали подлинные мастера своего дела, лидеры и энтузиасты, на которых равнялись, тогда это было особенно модно, и городские, и сельские учителя. В школах Саранска такими были известные учителя: географии И.Н. Гридин, математика М.И. Кузавенков, Н.И. Писклигин и др.

Росли ряды молодых учителей-новаторов. За самоотверженный и творческий труд в народном образовании в республике в 1940 г. были награждены 8 человек - орденом «Трудового Красного Знамени», 9 человек - орденом «Знак Почета», 12 - медалью «За трудовое отличие». Учителя М.М. Алеева (Чамзинская средняя школа), Д.А. Журавлева (Лопатинская неполная средняя школа), А.Г. Ку-чаева (Ремезенская начальная школа Чамзинского района) были удостоены высшей награды Родины - ордена Ленина. Нередко учителями становились отставные военные. Так, с 1931 г. в совпартшколе военное дело и математику преподавал И.А. Юрченков, до этого служивший начальником штаба полка в г. Березове Белорусского военного округа. Позднее, в годы войны, он будет директором Старо-Горяшинской неполной средней школы в Краснослободском районе.

Однако оставалось еще немало проблем, трудностей и недостатков. Со второй половины 1930-х годов стал осуществляться переход ко всеобщему семилетнему обучению. Но он не был завершен к 1941 г. В Мордовии также не была ликвидирована неграмотность. В 1938 г. от 17 до 20% призывников в Вооруженные силы из Мордовии не умели ни читать, ни писать, не говоря уже о малограмотности.

Крайне негативно сказывалось отсутствие стабильности в республиканском и районном руководстве народным образованием. Их просто лихорадило. Так, только за один 1937 г. сменилось 3 народных комиссаров просвещения: Н.Н. Важ-даев, Т.И. Борисов, И.Т. Сайгушев. Второй из них работал наркомом всего несколько недель. Обычно после смещения наркома начинали увольнять его сторонников в наркомате, районных управлениях, городских и сельских школах. Ситуация несколько нормализовалась только в конце следующего года. Назначенный наркомом П.Ф. Митраков проработал на этом посту 4 года, с 1938-1941 гг.

Несколько медленнее и не так эффективно в количественном отношении, но стабильно формировалась целая сеть техникумов и других средних специальных учреждений в Мордовии. В основном она сложилась еще в начале 1930-х годов. В 1927 г. их было всего 3, а в 1933 г. - стало уже 19, в 1938 г. - 18, в 1940 г. - снова 19. Соответственно было в них и студентов: 0,6 тыс., 2,7 тыс., 5,3 тыс., 5,1 тыс. юношей и девушек. Наиболее значимыми и необходимыми для экономики и культуры республики были Саранское медицинское училище, Мордовское культурнопросветительское училище в Ардатове, Зубово-Полянское педагогическое училище, Кемлянский совхоз-техникум, Краснослободский зооветеринарный техникум и др. С созданием в октябре 1940 г. в СССР новой системы государственных трудовых ресурсов в Мордовии были открыты железнодорожное училище в Рузаевке, 4 ремесленных училища в Саранске, 2 в Ардатове и Темникове, а также 3 школы ФЗО. Однако в развитии среднего специального образования Мордовия несколько уступала некоторым республикам Среднего Поволжья. Так в 1940/41 учебном году в Чувашской АССР было 6,8 тыс., в Марийской - 3,3 тыс., а в Мордовской АССР - 5,1 тыс. студентов.

Вместе с тем необходимо отметить, что в предвоенный период среднее специальное образование в Мордовии достигло значительного развития, именно оно главным образом поставляло нужные кадры специалистов для народного хозяйства и культуры. Так в 1940/41 учебном году был выпущен из средних специальных учебных заведений 1631 специалист, а из высших вузов - всего 102 человека. С 1937 по 1940 г. они подготовили около 5 тыс. работников различных специальностей, а вузы - всего около 1 тыс. и только одной специальности - учителей.

Разительное несоответствие количества выпускников среднего специального и высшего образования убедительно свидетельствует не только о достижениях первого, но и о настоятельных и жестких требованиях того «ускоряющегося времени», трудностях и недостатках состояния экономики и особенно финансового положения республики, упущениях и ошибках ее партийного и советского государственного руководства.

Нарастающее развитие народного хозяйства, особенно проблемы завершения коллективизации, ускоренной индустриализации и широкого культурного строительства, неукоснительно и жестко требовали роста количества специалистов различного уровня образования. С 1920 г. в Мордовии, как и во всей многонациональной стране, появились техникумы - специальные средние учебные заведения для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения. С 1937 г. в РСФСР стали преимущественно развиваться техникумы и другие средние специальные учреждения технического профиля. Но этого не произошло в Мордовии, где, как и прежде, тон задавали средние специальные учреждения гуманитарного направления.

Средние специальные учреждения доминировали в Мордовии еще потому, что они значительно ускорили процесс подготовки остро необходимых специалистов для относительно отсталой республики: в них учились всего 2 года, а в вузах - 4 года. Однако существенный недостаток состоял в том, что в некоторых из них обучение осуществляли по сокращенной программе, т.е. снижалось качество подготовки специалистов. Руководство республики не уделяло должного внимания этим существенным недостаткам, его в основном устраивали количественное состояние средних специальных учреждений и рост числа их выпускников. Мало заботило и то обстоятельство, что около половины их получали образование на заочных отделениях, где качество подготовки специалистов оставляло желать много лучшего. Однако объективность и реальное понимание проблем того периода требуют говорить и том, что у республики еще не имелось необходимых средств для развития и качественного совершенства среднего специального образования. Явно недостаточны были и дотации из фондов РСФСР.

В 1929 г. в Саранске появилась новая для Мордовии специфическая форма общеобразовательной средней школы - мордовский рабочий факультет - рабфак, на который приняли 107 слушателей [12]. Тогда же сюда были переведены мордовские отделения Самарского и Ульяновского рабфаков. В 1938 г. здесь было открыто русское отделение. Рабфак в Саранске был создан для подготовки рабочих и крестьян и поступлению в высшие учебные заведения. Комплектование контингента слушателей строго осуществлялось по классовому принципу и с учетом социально-классовой структуры населения Мордовии: 70-80% - крестьян, 20-25% - рабочих, остальные служащие и воспитанники детских домов. Учебный план рабфака был рассчитан на 3 года, а на заочном отделении - 4 года [13]. Его особенность состояла в том, что наряду с общеобразовательными дисциплинами в него включалось достаточно много общественно-политических предметов. Организатором и первым директором рабфака был А.М. Чурин - воспитанник Казанской учительской инородческой семинарии, ученик М.Е. Евсевьева. В составе преподавателей были А.М. Васильева, Л.С. Кавтаськин, И.П. Кривошеев, М.Е. Прокаев, Г.Д.

Шалагин и др. Первый выпуск рабфака состоялся в 1931 г. За 10 лет он подготовил около 500 юношей и девушек для продолжения образования в высшей школе.

В 1931 г. в Рузаевке открыли филиал рабфака, но через год он был преобразован в Рузаевский транспортный рабфак. В 1933 г. его прикрепили к пединституту, а в 1939 г. закрыли. В 1940 г. рабфаки прекратили свою деятельность.

Результаты деятельности образовательной системы Мордовии показали результаты переписи 1939 г., зафиксировавшие рост процента грамотных по сравнению с 1926 г. практически вдвое (табл. 5).

Таблица 5

Грамотность населения республик Среднего Поволжья в возрасте от 9 лет и старше

Республики Процент грамотности

в возрасте от 9 лет и в том числе

старше в возрасте 9-49 лет в возрасте 50 лет и

ста рше

на 7.12. на 17.01. на 17.12. на 17.01. на 17. 2. на 17.01.

1926 г. 1939 г. 1926 г. 1939 г. 1926 г. 1939 г.

Марийская 47,8 78,1 54,3 87,5 19,5 35,5

Мордовская 37,4 70,6 45,0 80,0 4,9 27,8

Татарская 48,2 81,7 53,6 90,4 22,5 43,5

Чувашская 47,2 80,2 54,2 91,0 14,8 32,3

Табл. 5 составлена по данным: Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М.: Наука, 1992. С. 41.

Приводимые материалы свидетельствовали о росте процента грамотных в республике. Однако по сравнению с соседними республиками Среднего Поволжья Мордовия явно отставала, процент грамотных в возрасте от 9 лет и выше в ней был самым низким в регионе - 70,6%, тогда как в Марийской республике он достигал 78, %, Чувашии - 80,2%, Татарстане - 81,7%.

Представляют интерес данные о грамотности в городе и на селе среди мужчин и женщин (табл. 6).

Таблица 6

Грамотность городского и сельского населения Мордовии

Процент грамотности населения в возрасте от 9 лет и старше

Население мужчины женщины всего

на 17.12. на 17.01. на 17.12. на 17.01. на 17.12. на 17.01.

1926 г. 1939 г. 1926 г. 1939 г. 1926 г. 1939 г.

Городское 88,2 95,9 69,1 82,6 78,1 89,1

Сельское 56,2 87,1 17,8 54,8 35,6 69,1

Табл. 6 составлена по данным: Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. С. 45.

Приводенные выше данные показывают высокий процент грамотности городского населения - на 17 января 1939 г. 89,1%, причем среди мужчин - 95,9%, женщин - 82,6%. В сельской местности процент грамотных был ниже - 69,1%, среди мужчин - 87,1%, женщин - 54,8%.

Социокультурное развитие Мордовии в 1930-е годы характеризуется сложными и противоречивыми процессами. С одной стороны, предпринимались серьезные усилия по подъему образовательного уровня населения республики. Резко росли капиталовложения в народное образование, строились школы, оформилась система среднего профессионального образования, был открыт первый в республике вуз. С другой стороны, имели место репрессии, которые серьезно затормозили позитивные процессы социокультурного развития региона.

Литература и источники

1. ЦГА РМ. Ф. 269. Оп. 2. Д. 309. Л. 2.

2. Там же. Л. 1

3. Там же.

4. Там же. Л. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Там же. Д. 295. Л. 6; Советская Мордовия: Статистико-экономический очерк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1940. С. 56.

6. ЦГА РМ. Ф. 269. Оп. 2. Д. 295. Л. 6.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же. Л. 10.

10.Там же.

11.Советская Мордовия: Статистико-экономический очерк. С. 54.

12.Ивашкин И.С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии (1917-1941 гг.). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. С. 75-76.

13.Там же. С. 85.

КУРШЕВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1971 г. Окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсеева. Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Имеет 35 опубликованных работ, в том числе 1 монографию, 2 учебных пособия по проблематике регионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.