Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 76-78.
К. О. Соколов, В. А. Староверов, И. А. Сергеичева
кадровые ресурсы и их роль в формировании инновационной экономики региона
Изучаются направления совершенствования организационных моделей и форм трудовой деятельности в условиях инновационного развития экономики региона.
Ключевые слова: региональная экономика, кадровые ресурсы, инновационная экономика.
Кадровые ресурсы — это объединённые вместе навыки, интеллект и специальные знания работников, которые можно рассматривать как основной актив организации. Люди — это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества, и, если их должным образом мотивировать, они могут обеспечить успешность организации. Управление кадровыми ресурсами призвано гарантировать, что при необходимости организация получит и сохранит высококвалифицированных, преданных и мотивированных сотрудников.
Современные качественные изменения в социально-экономической сфере, связанные с реформированием российского общества, в том числе и его экономики, определили объективную необходимость решения сложнейшего комплекса проблем, среди которых особое место занимает нахождение путей обеспечения новой инновационной экономики соответствующими кадровыми ресурсами.
По нашему мнению, инновационная экономика — это экономика, основным стратегическим фактором роста которой являются научные знания и коммерческое использование новых идей, новых систем и технологий в различных сферах человеческой деятельности. В инновационной экономике прибыль создаётся не за счёт материального производства (индустриальная экономика) и не за счёт концентрации финансовых центров. Появление инновационной экономики является логическим этапом развития экономических систем.
Специфика инновационной экономики определяется в основном теми изменениями, что претерпевает трудовая деятельность в современных хозяйственных системах. Развитие рыночной экономики, распространяющее стоимостные отношения на всё более широкий круг процессов и явлений, в единстве с техникотехнологическими изменениями обусловили доминирующую роль знаний и творчества в обще-
ственном производстве, то есть создали реальные предпосылки для превращения труда в способ самореализации, социализации и развития человека. Это создаёт условия для преодоления отчуждения труда от человека и возврату его к целостному существованию.
В инновационной экономике происходит интеллектуализация общественного труда за счёт освобождения от трудовой деятельности работников низкой квалификации, повышения уровня минимальных требований к образованию и квалификации работников, расширения сферы услуг в части её высокоинтеллектуальных секторов, распространения в экономике характерных для творческой деятельности методов и форм организации и стимулирования труда.
Значительные изменения в инновационной экономике испытывают организационные модели и формы труда, которые затрагивают не только поведение работников, но и функционирование предприятий. К наиболее явным тенденциям в этой сфере можно отнести следующие процессы:
1. Обогащение, «расширение» труда, выражающееся в совмещении работником различных трудовых функций и даже профессий. Растущая специализация труда, его пооперационное разделение сталкиваются с обратными тенденциями,— формированием комплексного труда и многооперационным синтезом. В итоге, современный работник приобретает профессиональный универсализм и гибкость, содержательность его труда и квалификационный статус возрастают.
2. Повышение самостоятельности, инициативности и ответственности работника, который наделяется всё более широкими полномочиями по принятию решений, освобождается от детальной регламентации и стимулируется к самоконтролю своей деятельности (что является единственно возможным способом направления неотчуждаемого творческого, интеллектуального труда, то есть внешние механизмы принуждения заменяются внутренними).
3. Расширение социальной ответственности и социальных функций организации, которая задаёт тем самым неформальные нормы всеобщего контроля и самоконтроля работников, повышает значимость субъективных механизмов производства, обретает черты обучающей организации.
4. Кооперация труда и создание автономных команд, обеспечивающих самостоятельность, сплочённость, взаимозаменяемость, взаимообу-чаемость работников, оптимальную комбинацию их способностей, профессионализма, опыта и ответственности. Помимо повышения гибкости и управляемости производственной деятельности, такие автономные команды создают уникальную социально-психологическую среду и чрезвычайно интеллектуально продуктивную атмосферу, максимально полно отвечающую потребностям инновационного развития.
5. Минимизация иерархических уровней в компании на основе распространения «сотового», «ячеисто-сетевого» принципа организации, что позволяет крупной фирме поддерживать эффективность управления даже в ситуации многообразия видов деятельности, частной смены производственных программ, реализации постоянных инноваций и растущей неопределённости внешней среды. На основе автономных команд (групповых автономий) в компании создаётся «горизонтальная сеть». Горизонтальные сети развиваются во всё более широкие «сети сетей», охватывая межфирменные и межотраслевые взаимодействия и формируя качественно новую архитектуру организации деловой жизни в регионе.
6. Снижение эффективности административной формы управления, выражающееся в её замещении механизмами самоконтроля и самоуправления работников; в уходе в моделях трудового поведения от лояльности и патернализма по отношению к руководству фирмы к ценностям личной свободы и профессионализма; в оценке и признании власти на основе её компетентности и сложности решаемых задач. Данные процессы логично вытекают из специфики управления творческим трудом, роста значимости и самостоятельности высококвалифицированной рабочей силы, распространения саморегулирующихся форм трудовой деятельности. В результате объективно формируются партнёрские отношения и различные формы сотрудничества между разными уровнями организационной иерархии, между руководителями предприятия и его работниками.
Анализ практики коммерциализации научных разработок показывает, что основная причина их неэффективного использования — в отсутствии профессионального менеджмента, в недостаточном кадровом обеспечении всех звеньев управления инновационной деятельностью, в отсутствии профессиональных навыков комплексного решения технических и коммерческих вопросов при создании, производстве и продвижении на рынок нового продукта. Прежде всего, остро не хватает организаторов инновационной деятельности и руководителей, понимающих смысл и механизмы создания, внедрения и воспроизводства нововведений.
Необходимо отметить не только роль непосредственно специалистов по коммерциализации и трансферу технологий, управлению интеллектуальными ресурсами компании, инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, но и многих других специалистов, которые должны прогнозировать коммерческую значимость новых продуктов и технологий в своих предметных областях и обеспечивать продвижение их на рынок. Только органическое взаимодействие специалистов по управлению инновационной деятельностью, разбирающихся в существе технологий, с учёными, инженерами, технологами, конструкторами, понимающими специфику инновационного процесса, может обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоёмкой продукции.
Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный товар могут обеспечить профессионально подготовленные специалисты в области менеджмента инноваций. Подготовка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект.
Инновационная экономика требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, не узких специалистов, а обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способными эффективно использовать новые информационные технологии, готовых к работе в коллективе и т. п. Потребность в таких специалистах, а также в управленческих кадрах для научно-технической и инновационной деятельности огромна.
В условиях развития инновационной деятельности должно измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку интеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Участники инновационного процесса достигнут успеха только при соответствующей квалификации персонала, причём в первую очередь управленческого персонала. Практика бизнеса убеждает, что не перспективная технология привлекает инвестиции в инновационный процесс, а команда управленцев, способная вырастить успешный технологический бизнес.
Объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров. В её основе, по мнению авторов, должны быть принципы:
— становления, развития и самореализации творческой личности;
— постоянной нацеленности на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
— ориентации на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;
— рассмотрения обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров — не как издержек на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;
— обучения управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоёмких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива, ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;
— создания системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;
— сотрудничества университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместной деятельности в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям,
системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научноинновационным направлениям.
В основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу особо подчёркивается значимость государственной политики в сфере формирования системы кадрового обеспечения инновационного развития российской экономики. Эффективное социальноэкономическое развитие региона и обеспечение его конкурентоспособности обусловлено наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на масштабном секторе исследований и разработок. Для успешной реализации стратегии, обеспечивающей формирование инновационной экономики необходимо создание высокоэффективных рабочих мест, на которых станет возможным производить наукоёмкую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Теория формирования кадрового обеспечения управления инновациями в условиях непрерывно ускоряющихся экономических и научнотехнических изменений только начинает складываться в нашей стране, поэтому одной из главных задач, стоящих перед государством, является выработка действенной системы мер, обеспечивающих создание необходимых и достаточных условий для сохранения, воспроизводства и укрепления интеллектуального потенциала нации. Важнейшей задачей государственного масштаба является решение проблемы обеспечения страны оптимально сбалансированными по количеству и качеству высококвалифицированными кадрами, также формирования в России интеллектуальной элиты, способной к решению назревших проблем, стоящих перед нашим обществом. В конечном счёте, именно этот культурный слой нации играет главную и определяющую роль в обеспечении роста благосостояния и процветания самой нации и государства в целом.
Успешное экономическое развитие региона напрямую зависит от обеспечения предприятий высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства, и разработки стратегии подготовки специалистов, необходимых для работы в условиях интенсивного развития промышленности и высоких технологий.