Научная статья на тему 'Кадровые ресурсы для инновационных компаний: ценности и ориентиры'

Кадровые ресурсы для инновационных компаний: ценности и ориентиры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СТАРТАПЫ / YOUTH START-UPS / ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОСТИ / INDEX OF INNOVATION / СТИМУЛЫ И БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INCENTIVES AND BARRIERS TO INNOVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валиева О.В.

В статье приводятся результаты опроса слушателей Летней школы технопарка новосибирского Академгородка (июль 2011 г.). Анализ анкет выявил значимые целевые ориентиры молодых инноваторов и позволил оценить инновационный потенциал слушателей. По полученным ответам можно судить об отдельных трудностях в реализации молодежных стартапов и барьерах, мешающих заниматься инновационной деятельностью в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the survey participants of the Summer School of Technopark Novosibirsk Akademgorodok (July 2011). Analysis of questionnaires showed significant targets young innovators and evaluated innovative potential listeners. An analysis of the questionnaires revealed the contours of some constraints of the young start-ups and barriers to engage in innovative activities in Russia.

Текст научной работы на тему «Кадровые ресурсы для инновационных компаний: ценности и ориентиры»

В статье приводятся результаты опроса слушателей Летней школы технопарка новосибирского Академгородка (июль 2011 г.). Анализ анкет выявил значимые целевые ориентиры молодых инноваторов и позволил оценить инновационный потенциал слушателей. По полученным ответам можно судить об отдельных трудностях в реализации молодежных стартапов и барьерах, мешающих заниматься инновационной деятельностью в России.

Ключевые слова: молодежные стартапы, индекс инновационности, стимулы и барьеры инновационной деятельности

Кадровые ресурсы для инновационных компаний: ценности и ориентиры

О.В. ВАЛИЕВА, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. Е-mail: o_valieva@mail.ru

В современной экономике для достижения стабильного экономического развития особую важность приобретают интеллектуальные ресурсы, способные генерировать новые идеи и воплощать их в готовые проекты. Выявление ценностных ориентиров может показать, насколько сегодня молодое поколение готово к свершениям и открытиям, к трудностям и лишениям, связанным с ведением собственного бизнеса в России.

В рамках Летней школы (ЛШ), организованной технопарком новосибирского Академгородка (Академпарком) в июле 2011 г., был проведен опрос слушателей (57 человек)1.

Число опрошенных может показаться незначительным, но следует отметить, что участники ЛШ прошли предварительный жесткий отбор: из более чем 400 претендентов осталось только 200. Предъявлялись серьёзные требования к уровню образования, дополнительных компетенций, приветствовалось наличие собственных проектов и разработок.

Более 60% слушателей составила молодежь в возрасте до 25 лет, в основном студенты и аспиранты, однако велика доля тех, кто совмещает работу с учебой. Отрадно, что среди участников были собственники бизнеса (18%), а также представители научных учреждений и наукоемких компаний (25%).

Если рассматривать отраслевой срез ответивших, то на секции web-разработки и GameDev (информационные технологии)

1 Автор выражает благодарность генеральному директору технопарка новосибирского Академгородка Д.Б. Верховоду, а также А. Старкову и И. Десятых.

ЭКО. - 2012. - №5

ВАЛИЕВА О. В.

пришлось 54% опрошенных; на направления механики и робототехники - 16%; компьютерную технику и электронику - 11%; социальное предпринимательство - 16%.

Важнейшей причиной участия слушателей в мероприятиях Летней школы Академпарка было названо получение дополнительных знаний, необходимых для реализации собственного инновационного потенциала (93%). На втором месте оказалась важность продвижения по карьерной лестнице (40%), в этом случае полученные дополнительные компетенции можно рассматривать как некий старт для приобретения серьезных статусных позиций в будущем. Следующие места разделяют две причины: желание продвинуть свой проект и повысить собственную самооценку. На наш взгляд, достаточно показательно, что в реализации задуманных планов/проектов слушатели видят шанс на самореализацию, а не получение дополнительного денежного дохода, который оказался по важности на последнем месте и значим только для 14% респондентов.

Среди ответов слушателей встречались и более конкретные запросы к школе Академпарка: поиск новых контактов и связей, полезных для проекта; создание команды разработчиков; повышение навыков работы в команде; определение новых возможностей для своей деятельности в сфере высоких технологий.

Что нужно для успеха

Высокая самооценка и способность к генерации новых идей позволяют судить о способности молодежи к восприятию новаторских подходов, перспективах реализации их в проекты. 75% слушателей оценили свою способность к генерации новых идей как высокую и, скорее, высокую.

Согласно опросу, в ближайшие пять лет более 60% слушателей собираются возглавить проект и создать команду последователей; почти половина опрошенных намерены организовать собственное предприятие в сфере науки или инновационного предпринимательства (табл. 1). Следующим по значимости стоит «внедрение своих разработок и их последующая коммерциализация» (44%).

Показательно, что при продолжающейся дискуссии об «утечке умов» всего 23% ответивших собираются поработать за рубежом, и не факт, что они изъявят желание там остаться. При этом

майские опросы 2011 г., проведенные «Левада-Центром» среди студенческой молодежи, показывают, что желают уехать из страны больше половины ответивших (52%)2.

Таблица 1. Планы слушателей ЛШ Академпарка на ближайшие 5 лет, % от числа опрошенных

Планы %

Возглавить проект, создать команду последователей 61

Создать собственное предприятие в сфере науки или инновационного предпринимательства 46

Внедрить свои разработки, сделать из них коммерческий продукт 44

Получить диплом вуза о высшем образовании 33

Создать семью 25

Поработать за рубежом 23

Поработать в составе международного исследовательского проекта 19

Поменять сферу занятости, место работы 16

Защитить диссертацию 11

Зарегистрировать изобретение, получить патент/патенты 9

В целом полученные ответы слушателей ЛШ позволяют говорить, что они настроены позитивно на успех и реализацию своих талантов и навыков в высокотехнологичном бизнесе. Однако ниже мы покажем «слабые места», над которыми молодым инноваторам еще предстоит потрудиться.

В иерархии жизненных ценностей молодое поколение инно-ваторов на первое место ставит «самостоятельность, независимость, управление своей судьбой» (67% ответивших). Это столько же, сколько по опросам в странах «Большой восьмерки», и значительно выше среднероссийских показателей (44%)3. «Семейное счастье, любовь, дети» выбрали 60% слушателей, а «высокие доходы, материальный достаток, благосостояние семьи» - 56%. Несколько человек основной целью своей жизни полагают «изменить мир к лучшему» и «построить новый бизнес в нашей стране».

К наиболее важным качествам для достижения успеха отнесены целеустремленность, творческое мышление и постоянный поиск новых идей, умение общаться с людьми и наличие

2 Гудков Л. Пустая страна // Новая газета. - 2011. - 11 июля. URL: http:// www.novayagazeta.ru/data/2011/074/22.html

3 Магун В.С. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. - 2007. - № 3.

коммуникативных навыков, а также способность формировать эффективные команды и наличие лидерских качеств (табл. 2). При этом большая часть опрошенных отметила, что именно три последних навыка в них самих развиты недостаточно.

Таблица 2. Оценка слушателями ЛШ Академпарка деловых качеств, наиболее важных в современных условиях для достижения успеха (оценка по возрастающей 5-балльной шкале)

Важны в современных условиях Баллы Насколько развиты в слушателях Баллы

Наиболее высокие значения

Целеустремленность 4,7 Творческое мышление и постоянный поиск новых идей 4,3

Способность формировать эффективные команды 4,6 Стремление к дальнейшему развитию, самосовершенствованию 4,3

Творческое мышление и постоянный поиск новых идей 4,6 Ответственность 4,2

Умение общаться с людьми и наличие коммуникативных навыков 4,6 Спокойная совесть, жизнь в соответствии со своими моральными нормами 4,0

Наиболее низкие значения

Постоянное общение с друзьями 3,0 Обладание навыками продвижения проектов и технологий 2,8

Спокойная совесть, жизнь в соответствии со своими моральными нормами 3,4 Предпринимательская интуиция 2,9

Современное образование 3,4 Владение инновационными технологиями 3,0

Самостоятельность и независимость в выборе и принятии решений 3,4 Инновационное стратегическое мышление 3,0

Незначимыми оказались: общение с друзьями; современное образование; самостоятельность и независимость при принятии решений и спокойная совесть. Тем не менее обладание этими качествами участники оценивают выше, чем, по их мнению, они востребованы современным деловым миром.

В целом портрет инновационного предпринимателя глазами молодежи выглядит следующим образом. Это целеустремленный лидер, способный формировать команды разработчиков, обладающий высокими коммуникативными навыками и творческим мышлением. Примечательно, что, по мнению слушателей, для этого совершенно не обязательно иметь спокойную совесть, современное образование и владеть инновационными технологиями.

Опросы руководителей средних российских предприятий, проведенные под руководством И.Б. Гуркова (ГУ-ВШЭ), также

показывают, что для руководителей компаний взаимодействия и коммуникации с внешними контрагентами по поводу финансирования, освоения новых рынков, достижения согласия с конкурентами, кадровое обеспечение, синхронизация работы смежников носят проблемный характер4.

Характерно, что опросы нескольких сотен руководителей, проведенные по инициативе Российской венчурной компании, показали аналогичные результаты. Основными личностными качествами, способствующими достижению успеха, также были названы целеустремленность и коммуникативные навыки, при этом добавлены работоспособность и опыт. Однако навыки «командопост-роения», а также «творчество и вера в успех» получили приоритет только у 5% российских менеджеров5.

Возможно, руководители несколько преувеличивают свои возможности в подборе компетентной команды при организации высокотехнологичных стартапов, а реализации творческого потенциала сотрудников не придают большого значения, тем не менее многолетнее личное общение автора с руководителями высокотехнологичных компаний показывает, что проблема подбора эффективной команды очень остра, а уж без творческой компоненты ни один инновационный проект и вовсе не реализуется.

Молодежный стартап: трудности реализации

В анкете слушателей Летней школы (ЛШ) Академпарка просили описать те сложности, с которыми они сталкиваются уже сегодня при разработке и продвижении собственных проектов и программ. Проблемы можно разделить на внутренние (которые зависят от качеств самих участников и сложности их разработок) и внешние, носящие объективный характер и, по мнению ребят, тормозящие их усилия (табл. 3).

Чаще других упоминалась проблема поиска квалифицированных специалистов для проекта и сложности при создании команды разработчиков. Далее акценты сместились на проблемы поиска источников финансирования собственных разработок.

4 Гурков И.Б., Моргунов Е.Б. Мотивация руководителей средних российских предприятий к инновациям // ЭКО. - 2011. - № 2. - С. 84-97.

5 Милов Г. На каких условиях опытный менеджер готов перейти в стартап // Ведомости. - 2011. - 13 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/ career/news/1391427/delo_ne_v_ponizhenii#ixzz1adp4N41d

Таблица 3. Сложности разработки и продвижения проектов, перечисленные слушателями ЛШ

Внутренние проблемы Внешние проблемы

Самоорганизация и отсутствие времени Не удалось найти квалифицированные кадры

Недостаточность необходимых компетенций Подбор компетентной команды

Трудоемкость проекта Нехватка административного ресурса

Недостаточное знание необходимых языков программирования Отсутствие опытного производства, устаревшее оборудование

Поиск уникальности проекта Выход на грантодателей

Неполное понимание идеи Инерция среды, в которой планируется реализация проекта

Сложности в детальной проработке проекта и его оценке Финансовые трудности и отсутствие финансирования

Понимание потребностей возможного потребителя

Бывший отечественный инноватор В.А. Узлов (ныне директор компании STS Limited, Австралия) также назвал финансовые трудности, отсутствие финансовых институтов и механизма привлечения стартового капитала в инновационные разработки основными проблемами развития российского высокотехнологичного бизнеса 6.

Среди ответов слушателей школы Академпарка встречались и такие: «Не знаем, как заставить покупать», а после общения с экспертами (которые заслушивали даже предварительные результаты работы над проектом) можно было услышать: «Убедился, что проект нереализуем изначально, необходимо переработать всю модель».

Очень часто в опросах инновационных компаний, проводимых «ОПОРой России», встречается пункт о предпочтительных источниках финансирования инноваций. Вот как ответили на данный вопрос будущие инноваторы в нашей анкете (табл. 4).

В целом картина ответов не отличается от общероссийской, смущает только одно - она не меняется уже несколько лет. По-прежнему абсолютно не привлекательно и не приемлемо банковское финансирование инновационных проектов. Однако воодушевляет осведомленность молодежи в построении бизнес-модели будущей компании: основная масса понимает, что этапы НИР

6 Узлов ВА. Почему инновации уходят из России? Личный опыт // ЭКО. -2011.- №7.- С.20.

Таблица 4. Оценка слушателями ЛШ Академпарка предпочтительных источников финансирования проекта (оценка по 5-балльной возрастающей шкале)

Источник финансирования Оценка

Грант (безвозмездная и безвозвратная помощь) 4

Финансирование проекта заказчиком 3,9

Венчурные инвестиции (предоставление денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций) 3,2

Финансирование частными лицами 2,9

Собственные средства 2,8

Небанковский кредит или ссуда (от кредитных и потребительских кооперативов, иных организаций) 1,9

Банковский кредит 1,4

и ОКР финансируются по цепочке: от безвозмездных грантов до венчурных инвестиций. Но главное - разработка должна быть востребована рынком, заказчиком, именно он - конечный покупатель и прямое заинтересованное лицо.

В одном из интервью И.А. Травиной (директор ассоциации «СибАкадемСофт», руководитель компании «СофтЛаб-НСК») она отмечает, что после отбора проектов и предоставления площадей в бизнес-инкубаторе Академпарка выяснилось, что ребятам нужны консультации специалистов, тренинги, выходы на финансовые структуры и пр. «Я не знаю места, куда бы мог прийти молодой человек со своей идеей, проектом, изобретением и услышать, что ему дальше делать для их продвижения...»7. С этим утверждением созвучно мнение А.А. Бекарева: «Вопрос не в деньгах как таковых - вопрос в продвижении»8.

Таким образом, современная инфраструктура инноваций призвана не только решать задачу обеспечения квадратными метрами, но и помогать трансформировать перспективную идею в готовый продукт, поддерживать инициативы молодежи при разработке технологии, создании опытного образца и дальнейшего вывода продукта на рынок.

7 Травина И.А. Академпарк и общий инновационный ландшафт // ЭКО. -2011.- №5.- С. 121-135.

8 Бекарев А.А. Фармбизнес по-российски: не «благодаря», а «вопреки» // ЭКО. - 2011. - № 2. - С. 59-71.

Что делать?

Одной из главных мер в приобретении Россией статуса форпоста технологий почти 70% молодых инноваторов назвали внедрение собственных технологий на российских предприятиях, и только каждый пятый согласен, что технологии следует приобретать за рубежом; 45% считают, что для мощных позиций страны в будущем необходима подготовка высококвалифицированных кадров, 40% - налоговое и неналоговое стимулирование инновационных компаний, а 33% - доступность государственных средств и инфраструктуры.

Как действовать дальше и какие меры должны предпринимать государство и общество, чтобы инновационно-настроенная молодежь смогла реализовать свой потенциал? К нашему удивлению, в ответах на этот вопрос приоритет был отдан (4,2 балла по 5-балльной шкале) важности изменений в фундаменте сознания самого человека, а, следовательно, его ценностей, взглядов и убеждений, идеалов и смыслов, определение позиций в обществе... Чуть меньше баллов получили такие меры, как наличие инновационной инфраструктуры (4,1 балла), качественное дополнительное образование и поддержка вузами своих талантливых студентов (по 4 балла), наличие сетевого сообщества и возможности общения с единомышленниками (3,8), социальная инфраструктура высокого уровня (3,7) и возможность доступа через сети к открытому программному обеспечению (3,6 балла).

Высказанные мнения наводят на мысль, что современная молодежь находится в некотором вакууме трансформационных процессов, и для нее сегодня главный вопрос связан с самоопределением в этом мире, поиском собственного «я» и достойных позиций в обществе.

«Индекс инновационности» молодых изобретателей

В целях наиболее полного анализа изучаемого молодого сообщества инноваторов был использован комплексный «Индекс инновационности». По аналогии с исследованиями Т.И. Заславской9 мы выделили (и расширили) ряд параметров, которые, как представляется, позволят дать обобщающую характеристику и выявить склонность молодежи к инновационному предпринимательству. Эти параметры таковы:

9 Заславская Т.И. О социальных акторах модернизации России // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 13-25.

1) профессиональные качества: «наличие собственных разработок, ИТ-проектов или программного обеспечения», «наличие опыта управления и продвижения проектов»;

2) достижительная мотивация: «самостоятельность, независимость, управление своей судьбой»;

3) планы на ближайшие пять лет: «зарегистрировать изобретение, получить патент», «создать или дальше развивать собственное предприятие в сфере науки или инновационного предпринимательства», «внедрить свои разработки, сделать из них коммерческий продукт»;

4) значимые качества для инновационного предпринимательства: «инновационное стратегическое мышление», «творческое мышление и постоянный поиск новых идей», «стремление к дальнейшему развитию, самосовершенствованию», «владение инновационными технологиями»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) первоочередные меры экономической политики: «поддержка науки и высоких технологий».

«Индекс инновационности» формировался из положительных ответов слушателей (1 балл за 1 такой ответ) на вопросы, касающиеся их профессиональных навыков в области разработки и продвижения новых технологий и ИТ-проектов, а также их планов на будущее в сфере коммерциализации собственных разработок, личных качеств инновационного предпринимателя и приоритетов в области государственной политики. Значения «индекса инновационности» колебались в интервале 0-11 баллов. Анализ показал, что по два-три ответа дали 14% слушателей, четыре-пять - 37%, шесть-семь - 35%, восемь-десять - 9%. Свыше 70% слушателей дали от четырех до семи «инновационных» ответов, что, по нашему мнению, характеризует потенциал слушателей Летней школы Академпарка как достаточно высокий.

В целом же исследование показало определяющую роль для молодых инноваторов опоры на внутренний стержень, на собственные силы (что характерно для самодостаточных личностей). Это говорит о формировании у творческой части поколения нового типа мышления. Для этого поколения важна собственная независимость в выборе и принятии ключевых жизненных решений, они намерены самостоятельно строить собственный бизнес. И если государство не успеет создать условия для полноценной реализации творческих и одаренных личностей, то неизбежен отток этих молодых людей, а с ними и технологий, за пределы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.