Научная статья на тему 'Кадровая политика в отношении приставов мировых судов Вятской губернии (1864-1917 гг. )'

Кадровая политика в отношении приставов мировых судов Вятской губернии (1864-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ / МИРОВЫЕ СУДЫ / КАДРЫ / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / BAILIFFS / MAGISTRATE COURTS / PERSONNEL / VYATKA PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туйчиев Валижан Маматрахимович

В статье освещаются организационно-правовые проблемы комплектования кадров института судебных приставов в системе мировых судов Вятской губернии в пореформенный период; анализируются вопросы социального и материального обеспечения судебных приставов; исследуются причины текучести кадров среди судебных приставов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The policy of personnel in connection of bailiff for magistrate court in Vyatka Province (1864-1917)

In the article, the author explains organizational and legal matters of bailiff resourcing for magistrate court in Vyatka Province in the course of reforming. The article clearly illustrates social and financial issues, analyzing the reasons of personnel turnover in the bailiff service.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика в отношении приставов мировых судов Вятской губернии (1864-1917 гг. )»

глашается, что государство «восстановит регулирование экономики» и «страна избавится от разрушительного господства “дикого рынка”. Планирование основных направлений финансовой, промышленной и сельскохозяйственной политики будет вестись с учётом современного мирового и лучшего советского опыта» [9].

Библиографический список

1. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция.

2. Ленин В.И. О трудовом законодательстве. -М.: Госполитиздат, 1959. - 419 с.

3. Рыков А.И. Избранные произведения. - М.: Экономика, 1990. - 494 с.

4. Троцкий Л.Д. Терроризм и коммунизм. -СПб.: «Азбука-классика», 2010. - 224 с.

5. Вестник Высшего Совета Народного Хозяйства. - 1918. - № 1.

6. Декреты Советской власти. Т. 1. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 625 с.

7. История социалистической экономики СССР. Т. 1. Советская экономика в 1917-1920 гг. - М.: Наука, 1976. - 446 с.

8. Мудрость России. От Владимира Мономаха до наших дней. - М.: Вече, 2011. - 640 с.

9. Правда. - Ноябрь, 2011 г. / Из программы КПРФ на выборах 4.12.2011 г.

10. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. - № 47.

УДК 347.91 (470.342)

Туйчиев Валижан Маматрахимович

Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области

tuichie v@yandex. ш

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРИСТАВОВ МИРОВЫХ СУДОВ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (1864-1917 гг.)

В статье освещаются организационно-правовые проблемы комплектования кадров института судебных приставов в системе мировых судов Вятской губернии в пореформенный период; анализируются вопросы социального и материального обеспечения судебных приставов; исследуются причины текучести кадров среди судебных приставов.

Ключевые слова: судебные приставы, мировые суды, кадры, Вятская губерния.

В 1997 г., с принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», в Российской Федерации была возрождена служба судебных приставов, существовавшая в дореволюционный период. Современная оценка прошлого позволяет по-новому, беспристрастно, проанализировать эволюционные процессы отечественных государственно-правовых институтов. Без судебных приставов невозможно представить успешную работу всей судопроизводственной системы. Понятно, что самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным, если он остается неисполненным. В свою очередь, эффективность исполнения судебных актов зависит во многом от профессиональных и личностных качеств непосредственных исполнителей, то есть судебных приставов.

В современной отечественной науке вопросы кадрового обеспечения института судебных приставов в дореволюционной России освещены в работах

В.В. Захарова1 и Т. А. Зезюлиной2, свой вклад по изучению кадровой составляющей службы судебных приставов на местном уровне внесли О.А. Ивано-ва3, А.Ю. Мирошниченко4. Вместе с тем необходимо расширение рамок региональных исследований в этой сфере, чему посвящена и данная статья.

Судебная реформа 1864 г. в сфере исполнительного производства в Вятской губернии стала реализовываться в 1869 году, когда при съездах миро-

вых судей впервые появились судебные приставы. На протяжении 1869-1870 гг. судебные приставы в мировых судебных учреждениях были введены во всех 11 уездах губернии. По состоянию на 1 января 1870 г. их штатная численность составляла

12 человек5, к началу 1880 г. число судебных приставов, состоящих при съездах мировых судей губернии, увеличилось и насчитывало 26 человек6.

Занять должность судебного пристава мог далеко не каждый. Не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; несостоятельные должники; состоящие на государственной службе или занимающие какую-либо выборную должность; лица, подвергшиеся по приговорам суда ограничению или лишению прав состояния; священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; уволенные со службы по решению суда или из духовного ведомства; исключенные из сословий по постановлениям соответствующих органов; лишенные по решению суда права на ведение чужих дел7. Хотя в законодательстве не содержался запрет о приеме на должности судебных приставов женщин, фактически такой запрет действовал.

Моральным и деловым качествам кандидатов на должности судебных приставов уделялось особое внимание. В Учреждении судебных установлений неоднократно подчеркивалась необходимость приема на службу судебными приставами

© Туйчиев В.М., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

203

людей высоконравственных, добросовестных, что, в конечном счете, должно было обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве.

Анализ сложившейся практики в мировых судебных учреждениях Вятской губернии подтверждает, что лица, желающие поступить в службу судебных приставов, представляли характеризующие их документы. К примеру, в 1876 г. И.А. Блинов подал прошение на имя председателя Слободского съезда мировых судей, в котором ходатайствовал допустить его к исправлению должности судебного пристава. К прошению он приложил свидетельство об образовании, свидетельство о рождении, а также документы, характеризующие его личность8. В свидетельстве Слободского полицейского управления сообщалось, что Блинов «поведения весьма хорошего». А в документе из Слободской уездной земской управы указывалось, что Блинов за время службы в должности учителя «отличался скромным поведением, аккуратностью в исполнении своих обязанностей и знанием дела». Службу оставил по собственному желанию9.

В Учреждении судебных установлений отсутствовали правовые нормы, которые закрепляли какие-либо квалификационные требования к судебным приставам, назначаемым на должность. Прежде всего, речь шла об уровне образования кандидатов, принимаемых на должности судебных приставов, а также об опыте их работы.

Изучение формулярных списков судебных приставов Вятского, Слободского, Глазовского, Яран-ского и Котельничского съездов мировых судей Вятской губернии показало, что их образовательный уровень был невысоким. Судебных приставов с высшим образованием нами не выявлено. Из

14 судебных приставов 10 (или 71,4%) имели низшее (окончили уездные училища) или домашнее образование, 2 (или 14,3%) имели среднее образование (окончили духовные семинарии), 2 или (14,3%) имели неполное среднее образование10. Несмотря на отсутствие сведений по всем съездам мировых судей, полагаем, что приведенные данные отражали в целом объективную картину относительно уровня образования приставов.

Что касается опыта практической деятельности претендентов на должности судебных приставов, то закон прямо не предусматривал такое квалификационное требование. В ст. 300 Учреждения говорилось, что необходимо удостовериться «в благонадежной нравственности и способностях кандидатов к исполнению принимаемых на себя обязанностей»11. Понятие «способности кандидатов», по мнению В.В. Захарова, включало в себя как наличие грамотности, так и физических и умственных качеств12. Возможно, следует расширить это понятие, добавив в него профессиональные навыки и умения, которые были приобретены кандидатами на предыдущих местах службы.

Практика кадрового подбора на должности судебных приставов в системе мировых судов Вятской губернии свидетельствует, что предпочтение отдавалось лицам, которые имели стаж государственной или земской службы, а также обладали определенным жизненным опытом. Например, из 19 кандидатов, принятых на должности судебных приставов в 1869-1870 гг. (то есть первые два года функционирования съездов мировых судей в Вятской губернии. - В.Т.), 15 - ранее проходили службу в государственных органах, 4 - не имели отношения к государственной службе13.

Отсутствие в законодательстве требований к сословному происхождению и имущественному цензу кандидатов открывали возможности для занятия должности судебного пристава представителям различных слоев населения. Формирование судебных приставов мировых учреждений Вятской губернии преимущественно происходило из детей священнослужителей и обер-офицерских детей. Реже на службу судебными приставами попадали представители дворянства. Например, из указанных выше 14 судебных приставов, состоящих при мировых съездах губернии, 8 происходили из духовного сословия, 4 - из обер-офицерских детей,

2 - из дворян14.

Обращает на себя внимание факт службы на должностях судебных приставов выходцев из податных сословий. Так, в 1880 г. из 26 судебных приставов мировых судов Вятской губернии два пристава являлись крестьянами, а один пристав мещанином15. Подобные случаи были редки, но, тем не менее, встречались в деятельности мировых судебных учреждений. Объяснить данное обстоятельство можно, по нашему убеждению, дефицитом квалифицированных кадров на Вятке, который имел место во многих государственных структурах.

Судебные приставы мировых судов находились в кадровой зависимости от руководителей судебных органов. Председатели съездов мировых судей принимали приставов на службу, утверждали их в должности, только с их согласия судебные приставы могли поменять место жительства. Кроме того, с санкции председателей производился перевод судебных приставов, присвоение классных чинов, предоставление отпусков, возврат приставу залога в случае увольнения и т.д.

Характерно, что при решении некоторых кадровых вопросов председатели мировых съездов могли реализовывать свои властные полномочия без согласия приставов. Так, по постановлению председателя Глазовского съезда мировых судей в июле 1889 г. судебный пристав 1-го участка Мышкин был переведен из первого в третий мировой участок, а судебный пристав 3-го участка Голгофс-кий на место Мышкина. Председатель мирового съезда предписал судебным приставам немедленно сдать друг другу дела, книги и денежные сум-

мы. В постановлении подчеркивалось, что перевод судебных приставов осуществлен «ввиду пользы службы»16. Интересно, что через два месяца, в сентябре 1889 г., председатель Глазовского съезда мировых судей повторно, исходя из «имеющихся у него данных», перевел обратно судебного пристава Голгофского в 3-й участок, а Мышкина в 1-й участок17.

Негативное влияние в сфере кадровой политики оказывал порядок, при котором денежное содержание судебным приставам мировых съездов, в отличие от общих судебных установлений, назначали органы местного самоуправления. Из источников по Вятской губернии видно, что единообразный подход по этому вопросу среди земских деятелей отсутствовал. В связи с этим конкретные суммы жалования у судебных приставов в разных мировых съездах отличались. К примеру, в 1870 г. в 11 уездах губернии размер денежного содержания судебных приставов варьировался от 420 до 600 рублей в год18.

Помимо штатного жалования судебные приставы дополнительно получали за исполнение должностных обязанностей особое денежное вознаграждение. Материалы по Вятке указывают на то, что судебные приставы мировых судов имели небольшое вознаграждение, которое не оказывало существенного влияния на их уровень благосостояния. Сумма вознаграждения составляла в среднем 3050 р. в год на каждого судебного пристава.

Ухудшало материальное положение судебных приставов отсутствие специальных мер социальной защиты. Во второй половине XIX - начале XX вв. на них распространялись формы социального обеспечения, действовавшие для всех чиновников: пенсии и единовременные пособия. Анализ деятельности мировых учреждений Вятской губернии в пореформенный период показывает, что судебные приставы выходили в отставку досрочно, не заработав пенсионного капитала. По крайней мере, в источниках нами не выявлены случаи назначения пенсии судебным приставам мировых судов губернии.

Нестабильное жалование, невысокий уровень таксового вознаграждения, недостатки социального обеспечения негативным образом сказывались на материальном положении судебных приставов. В моральном плане работа судебного пристава была одной из наиболее тяжелых и нервных среди других должностей судебного ведомства. В силу этих причин усиливался отток приставов из мировых судов Вятской губернии, создавая проблему дефицита кадров. Данный вывод подтверждает проведенный нами анализ текучести кадров среди судебных приставов мировых судов губернии за 10 лет (1869-1876, 1880-1881 гг.). За этот период число лиц, уволенных с должностей судебных приставов, оставалось высоким: личный состав судебных при-

ставов, состоящих при мировых съездах, обновлялся в среднем на 21,6% в год19.

Таким образом, система комплектования кадров на должности судебных приставов в мировых судебных органах Вятской губернии позволяла производить отбор кандидатов, отвечающих требованиям профессии. Этому, в частности, способствовал демократичный способ кадрового обеспечения, при котором занять должности судебных приставов могли представители различных сословий. В то же время наличие пробелов в законодательстве пореформенной России в сфере правового регулирования института судебных приставов в мировых судебных учреждениях создавало проблемы, в том числе и в кадровой политике.

Примечания

1 Захаров В.В. Институт судебных приставов в дореволюционной России (1864-1917 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

2 Зезюлина Т.А. Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов в России (1864-1917 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2006.

3 Иванова О.А. Организационно-правовые основы становления и развития службы судебных приставов в Казанской губернии (1864 - ноябрь 1917 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

4 Мирошниченко А.Ю. Органы принудительного исполнения судебных решений на территории области Войска Донского (конец XVII - начало XX вв.): историко-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.

5 Памятная книжка Вятской губернии. Издана Вятским губернским статистическим комитетом. -Вятка, 1870. - С. 99-216.

6 Календарь Вятской губернии. 1880 (високосный). Составил член-секретарь статистического комитета Н. Спасский. Год 1-й. - Вятка, 1879. -

С. 56-62.

7 Учреждение судебных установлений // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XXXIX. - СПб.: Тип. II отд., 1867. -№ 41475.

8 Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО). Ф. 24. Оп. 13. Д. 181. Л. 1-2.

9 Там же. - Л. 5, 9.

10 Там же. - Ф. 24. Оп. 13. Д. 181. Л. 33-34; Ф. 24. Оп. 13. Д. 245. Л. 13-15; Ф. 24. Оп. 13. Д. 247. Л. 1-2; Ф. 24. Оп. 13. Д. 250. Л. 2-3; Ф. 24. Оп. 13. Д. 426. Л. 20-25, 43-46, 96-98, 209-210; Ф. 24. Оп. 13. Д. 448. Л. 10-14; Ф. 24. Оп. 13. Д. 589. Л. 14-15; Ф. 24. Оп. 13. Д. 669. Л. 13-13 об.; Ф. 24. Оп. 13. Д. 671. Л. 3-8; Ф. 24. Оп. 13. Д. 826. Л. 8-9; Ф. 24. Оп. 14. Д. 916. Л. 97-106.

11 Учреждение судебных установлений. Указ. соч.

12 Захаров В.В. Указ. соч. - С. 100.

13 Подсчитано по: Вятские губернские ведомости. - 1869. - №№ 1-104; 1870. - №№ 1-104.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

205

14 Подсчитано по: ГАКО. Ф. 24. Оп. 13. Д. 181. Л. 33 об., 34; Д. 245. Л. 13-15; Д. 247. Л. 1-2; Д. 250, Л. 2-3; Д. 426. Л. 20-25, 43-46, 96-98, 209210; Д. 448. Л. 10-14; Д. 589. Л. 14-15; Д. 669. Л. 13-13 об.; Д. 671. Л. 3-8; Д. 826. Л. 8-9; Ф. 24. Оп. 14. Д. 916. Л. 97-106.

15 Календарь Вятской губернии. 1880 (високосный)... - С. 184-186.

16 ГАКО. Ф. 24. Оп. 13. Д. 589. Л. 16.

17 Там же. - Л. 23.

18 Вятские губернские ведомости. - 1870. -№ 22. - С. 4.

19 Подсчитано по: Вятские губернские ведомости. - 1869-1876. - №№ 1-104; 1880. - №№ 1-104; 1881. - №№ 1-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.