Научная статья на тему 'Кадровая политика как инструмент эффективного управления коммерческим банком'

Кадровая политика как инструмент эффективного управления коммерческим банком Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BANK SYSTEM / STAFF POLICY / HR MANAGEMENT / EFFICIENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багинская Татьяна Анатольевна

В течение последних нескольких лет банковский сектор России развивался стремительно, высокими темпами, но происходящие изменения касались количественного роста банков, в то время как качественные изменения в организации их работы были весьма незначительными. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение и разработку подходов к оптимизации внутрибанковской деятельности. Добиться которых можно за счет упорядочивания деятельности в сфере управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficient staff policy in commercial bank

The article deals with banking sector in Russia which lately has developed at a breakneck pace, but the increasing number of banks and not their improved services were in the heart of the matter. That's why researches aiming at upgrading bank services seem to be crucial. That is HR Management improving which can contribute.

Текст научной работы на тему «Кадровая политика как инструмент эффективного управления коммерческим банком»

УДК 331.108

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ

EFFICIENT STAFF POLICY IN COMMERCIAL BANK

Т.А. Багинская T.A. Baginskaya

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В течение последних нескольких лет банковский сектор России развивался стремительно, высокими темпами, но происходящие изменения касались количественного роста банков, в то время как качественные изменения в организации их работы были весьма незначительными. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение и разработку подходов к оптимизации внутрибанковской деятельности. Добиться которых можно за счет упорядочивания деятельности в сфере управления персоналом.

The article deals with banking sector in Russia which lately has developed at a breakneck pace, but the increasing number of banks and not their improved services were in the heart of the matter. That’s why researches aiming at upgrading bank services seem to be crucial. That is HR Management improving which can contribute.

Ключевые слова: банковская система, кадровая политика, стратегия управления персоналом, эффективность деятельности.

Key words: bank system, staff policy, HR Management, efficient activity.

В настоящее время банковская система России претерпевает глубокие изменения. Она является одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, проводят денежные расчеты, кредитуют организации и население, чем существенно повышают общую эффективность производства и способствуют росту производительности общественного труда. Эти экономические процессы оказывают решающее влияние на уровень и качество жизни населения.

В течение последних нескольких лет банковский сектор России развивался стремительно, высокими темпами. При этом наблюдался преимущественно бурный рост числа коммерческих банков, в то время как качественные изменения в организации их работы были весьма незначительными. В этой связи важно обозначить, что особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение и разработку подходов к оптимизации банковской деятельности в условиях нестабильной внешней среды. Добиться увеличения производительности труда, улучшить качество обслуживания клиентов, оптимальным образом спланировать свою деятельность и в итоге повысить конкурентоспособность невозможно без слаженной стратегии управления персоналом.

Реализация конкретных целей и задач управления персоналом осуществляется через

кадровую политику. Кадровая политика банка - это комплекс мероприятий, направленных на реализацию стратегии развития организации и работников организации как единого, органически существующего, целостного организма. В современных условиях для обеспечения эффективного развития банка процессы организации и управления персоналом должны быть гибкими, динамичными, конкурентоспособными, ориентированными как на клиентов, так и на всех субъектов финансовой среды, отвечать требованиям и потребностям расширения спектра финансовых и прочих банковских услуг. В настоящее время формирование кадров коммерческого банка связано не с однозначным решением, а с альтернативностью возможных путей, с выбором наиболее эффективного из них, с учетом всех факторов и обстоятельств, характерных для настоящего и будущего компании. Альтернативность вариантов представлена широким диапазоном мер, а именно:

- подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку и профессиональный опыт в этой сфере;

- набирать со стороны или переучивать своих работников, подлежащих высвобождению в результате быстрого старения и сокращения жизненных циклов банковских продуктов;

- набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального его использования;

- вкладывать деньги в подготовку дешевых, но узкоспециализированных рабочих или «дорогих», способных к развитию своего потенциала и выполнению комплекса поставленных задач и др. [1, с. 78-90].

При выборе кадровой политики необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на функционирование коммерческого банка. Они представлены схематически на рисунке.

Рис. Влияние факторов внешней и внутренней среды на выбор кадровой политики

Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ, стремительным развитием рынка банковских услуг, обусловливают стратегию формирования и корректировки кадровой политики организаций банковской сферы. Группы показателей, оказывающие влияние на стратегию формирование кадровой политики представлены в таблице.

В сложившихся условиях кадровая политика должна обладать следующими чертами:

1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития банка. Она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии. В последнее время в роли факторов роста эффективности и прибыльности банковского дела на первый план выходят развитие персонала, совершенствование организации труда, а не высокая маржа по кредитным операциям и высокие комиссионные по банковским операциям, как это было ранее.

2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой и динамичной, так как финансо-

вая среда и рынок банковских услуг подвержены внезапным, трудно прогнозируемым изменениям, которые требуют быстрого реагирования на изменения среды и приспособление к меняющимся условиям.

3. Кадровая политика должна быть стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания персонала.

4. Кадровая политика должна быть экономически обоснованной, так как формирования структуры персонала банка связано с определенными затратами.

5. Кадровая политика должна обеспечивать индивидуальный подход к своим работникам, учитывать не только функциональные особенности работника, но и его социальные характеристики. Она должны быть нацелена на изучение обстановки в коллективах, на разработку предложений и рекомендаций по улучшению микропроцессов управления сотрудниками.

Группы показателей, оказывающие влияние на стратегию формирование кадровой политики банка

Показатели, оказывающие влияние на стратегию формирование кадровой политики

Внешние Государственные Направления денежно-кредитной политики государства; степень взаимозависимости субъектов финансовой среды - банков, финансовых организаций, государственных финансовых институтов, предприятий, населения; наличие гос. программ поддержки и развития сектора в рамках национальных проектов

Рыночные Финансовая среда; уровень конкуренции и соперничества на рынке банковских услуг; объем и темпы развития рынка банковских услуг; спрос на рабочую силу со стороны конкурентов; складывающийся уровень заработной платы

Социальные Уровень качества трудовой жизни; уровень безработицы; уровень спроса и предложения на рынке труда

Законодательные Требования трудового законодательства; требования банковского законодательства

Внутренние Стратегия и философия банка Тактика конкурентной политики банка; стиль управления банком; занимаемое положение на рынке банковских услуг

Профессиональные Профессиональная специализация банковских служащих; высокий уровень самостоятельности в принятии решений; высокая финансовая ответственность; высокая степень активности работника

Психофизиологи- ческие Умственный характер трудовых операций; нервно-эмоциональные затраты при выполнении этих операций; рутинность и монотонность трудовых действий

Мотивационные Профессиональное совершенствование; развитие трудового потенциала; уровень развитости системы материального и нематериального поощрения

Другие Ограниченность внутренних и внешних информационных потоков для обеспечения конфиденциальности информации; сохранность конфиденциальности информации

В экономической литературе управление банками в основном сводится к управлению активами и пассивами, портфелем ценных бумаг, выбору путей инвестирования и привлечения денежных потоков, контролю и прогнозированию рисков. Необходим пересмотр места и роли процесса управления персоналом. Ведь на современном этапе развития банковской системы повышение результативности и эффективности менеджмента, ориентированного на человеческий капитал, способно ликвидировать «недостатки» управления и способствовать реа-

лизации целей и задач в получении планируемых результатов деятельности.

Проблема формирования нового экономического мышления в области кадровой политики имеет определяющее значение для повышения эффективности управления коммерческим банком.

1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / под ред. П.В. Ше-метова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск:

НГАЭиУ, 2000. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.