УДК 35(354):[94(47)+94(470)]
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-11215-202-208
Дата поступления (Submitted) 12.11.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 18.11.2024
Кадровая и структурная эволюция российского правительства в преддверии радикальной рыночной
реформы
ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ ЛОГВЕНКОВ
доцент кафедры истории и культурологии Гуманитарно-прикладного института НИУ «МЭИ», 111250, Москва, Красноказарменная ул., 14, стр. 1 e-mail: ilya. logvenkov@gmail. com
Аннотация. В работе проводится анализ эволюции состава, структуры и положения российского правительства в системе исполнительной власти в октябре-декабре 1991 года. Показано, что влиянию команды экономистов-рыночников в высшем органе государственного управления были изначально поставлены жесткие пределы путем разграничения функций вице-премьеров. Включение Б. Н. Ельциным своих доверенных лиц в состав коллегии правительства вело к фактическому воссозданию ликвидированного Госсовета РСФСР с усилением его роли в управлении социально-экономическими процессами. Конкуренция и идеологические расхождения групп элит в окружении российского президента нашли свое отражение в борьбе за контроль над работой Совмина РСФСР в структурном и аппаратном аспектах. Стремление Е. Т. Гайдара добиться автономности работы социально-экономического блока саботировалось Б.Н. Ельциным, стремившимся к сохранению прямого контроля над политикой правительства.
Ключевые слова: «Шоковая терапия», государственное управление, экономические реформы, Ельцин, Гайдар, экономический кризис, рыночные реформы, правительство, исполнительная власть, администрация президента
Personnel and Structural Evolution of the Russian Government on
the Eve of Radical Market Reform
ILYA SERGEEVICH LOGVENKOV
Associate Professor, Department of History and Cultural Studies,
Humanitarian and Applied Institute, National Research University "Moscow Power Engineering Institute" 111250, Moscow, Krasnokazarmennaya st., 14, building 1 e-mail: ilya. logvenkov@gmail. com
Abstract. The paper analyzes the evolution of the composition, structure and provision of the Russian government in the executive branch in October-December 1991. It is shown that the influence of the team of market economists in the highest body of state administration was initially set strict limits by differentiating the functions of the vice-premiers. The inclusion of his trusted persons in the government board by B. N. Yeltsin led to the actual re-creation of the liquidated State Council of the RSFSR with the strengthening of its role in the management of socio-economic processes. Competition and ideological differences between elite groups in the entourage of the Russian president were reflected in the struggle for control over the work of the Council of Ministers of the RSFSR in structural and apparatus aspects. E. T. Gaidar's desire to achieve autonomy in the work of the socio-economic block was sabotaged by B. N. Yeltsin, who sought to maintain direct control over government policy.
Keywords: "Shock therapy", public administration, economic reforms, Yeltsin, Gaidar, economic crisis, market reforms, government, executive power, presidential administration
Поражение ГКЧП и последовавшее за ним формальное установление российского контроля над большей частью советской экономики остро ставило задачу преодоления социально-экономического кризиса перед ру-
ководством РСФСР. На заседании Съезда народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 года президент Б.Н. Ельцин обозначил основные параметры программы перехода к рыночной экономике. Вместе с тем вопросы организации
разработки конкретных мероприятий реформы и контроля над их реализацией оставались открытыми. В этом контексте центральными проблемами периода неопределенности стали кадровый и структурно-организационный аспекты формирования нового правительства. Особенности его функционирования предопределялись и взаимоотношениями с формирующимся институтом президентской власти, то есть с Ельциным и различными элитными группами в его ближайшем окружении.
Актуальность проблемы предопределяется ценностью опыта эволюции системы органов государственной власти постсоциалистической России. Задачи по строгому разграничению нормативно-правовых, исполнительно-распорядительных и неформальных аспектов функционирования высшего эшелона власти, а также по выявлению принципов его внутреннего устройства представляются необходимыми для разработки проектов адаптации российского государства к внешним и внутренним вызовам современности.
Программа перехода к рынку, а также последствия ее реализации были детально проанализированы во многих работах, получив как комплиментарные [1, 2 и др.], так и критические [3, 4, 5 и др.] оценки. Президенту в подобных исследованиях либо не уделяется внимание вовсе, либо отводится роль источника политической воли для проведения радикальных реформ. С другой стороны, в трудах политологической направленности [6, 7, 8 и др.] формирование института президента изучается, как правило, в отрыве от содержания проводимых экономических преобразований. Экономическая и политическая сферы общественной жизни, таким образом, предстают как слабо связанные между собой пространства, выступая лишь взаимным фоном.
Несмотря на то, что работа реформаторского правительства стала объектом пристального внимания множества ученых, внутренняя организация высших органов исполнительной власти и особенности их функционирования на подготовительном этапе преобразований остались малоизученными. Не до конца выясненной осталась роль российского президента и его ближайшего окружения в подготовке и проведении рыночной реформы. Распространенное представление о работе правительства, согласно которому Ельцин занимался лишь обеспечением политического прикрытия проводимой Е.Т. Гайдаром социально-экономической политики, на наш взгляд, не вполне точно отражает исторические реалии. Изучение эволюции кадрового состава и структуры правительства представляется перспективным для выявления форм взаимопроникновения политического и экономического в жизни общества. Таким образом, новизна работы определяется постановкой проблемы и привлечением ранее не вводимых в на-
учных оборот источников делопроизводственного характера.
Особенности организации реформаторского правительства определялись несколькими основными факторами, среди которых в контексте поставленной проблемы стоит особо выделить специфику разделения на курируемые вице-премьерами сферы ответственности и совмещение некоторыми членами правительства должностей в других структурах исполнительной власти.
Обязанности заместителей Председателя Совета Министров РСФСР были распределены распоряжением Президента 11 ноября 1991 года [9]. Первому вице-премьеру Г.Э. Бурбулису было поручено заниматься общими вопросами работы правительства, осуществлять назначение должностных лиц на одну ступень ниже министра или руководителя госкомитета в соответствующих структурах. Это вовсе не значило, что первый зампред правительства должен был лично заниматься подбором кадров под каждую должность. Кандидатуры предлагались, как правило, самими министрами, однако в каждом случае для назначения требовалось согласование с Бурбулисом, который и подписывал соответствующее распоряжение (более 50 распоряжений правительства с 10 ноября по 31 декабря 1991 г. [10]).
Координация и организация работы финансово-экономического блока правительства и отраслевых министерств была возложена на заместителя Председателя Правительства РФ, Министра экономики и финансов Е.Т. Гайдара, социального блока - на заместителя Председателя Правительства РФ, Министра труда и занятости населения А.Н. Шохина. Уже существующие в составе правительства органы государственной безопасности, охраны правопорядка и обороны контролировались главой исполнительной власти непосредственно, либо через специальные структуры. К примеру, различные вопросы военной сферы и оборонной промышленности курировались Государственным советником РСФСР - Секретарем Комиссии при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР Ю.В. Скоковым [11] и Государственным советником РСФСР по вопросам конверсии М.Д. Малеем [12].
Должность заместителя председателя правительства, курирующего МВД РСФСР, Министерство обороны РСФСР, Комитет государственной безопасности РСФСР и взаимодействие с главами исполнительной власти республик в составе РСФСР, была обозначена в Указе, определившем структуру, функции и особенности работы правительства, ещё 6 ноября 1991 года [13]. Однако назначение на неё Государственного советника С.М. Шахрая было утверждено лишь 12 декабря (тем же указом ему было поручено разработать
положение формируемого Государственно-правового управления Президента РСФСР) [14]. При назначении изменился и перечень закрепленных за позицией зампреда правительственных органов. Министерства обороны РСФСР еще не существовало, КГБ РСФСР уже не существовало, из первоначального перечня сохранилось только Министерство внутренних дел РСФСР. Однако к списку курируемых органов добавилось находившееся ранее на особом положении Министерство Юстиции РСФСР (Министр юстиции РСФСР Н.В. Федоров был назначен Ельциным еще в прошлое правительство И.С. Силаева на условиях подотчетности исключительно Президенту [15, с. 86]) и созданный 28 ноября Государственный комитет РСФСР по национальной политике [16].
Министерство иностранных дел РСФСР также первоначально не курировалось ни социально-экономическими вице-премьерами, ни Бурбулисом. Однако с целью консолидации рычагов управления экономикой 11 ноября 1991 года при МИД РСФСР Указом Президента РСФСР был образован Комитет внешнеэкономических связей (КВЭС), руководить которым было поручено члену гайдаровской команды П.О. Авену [17]. Деятельность этого органа была де-факто починена Гайдару, и сам комитет регулярно становился объектом поручений Правительства. На структуры МИДа в этой ситуации ложились функции технического обеспечения его работы.
Помимо общей координации работы курируемых министерств и госкомитетов заместители Председателя получили право издания обязательных к исполнению распоряжений в пределах обозначенных компетенций, а также могли напрямую взаимодействовать с исполнительными органами союзных республик и республик в составе РСФСР.
Совмещение должностей как фактор организации работы российского Совмина ярко проявился еще в правительстве И.С. Силаева. С момента формирования многие важные позиции в нем занимали люди из непосредственного окружения Б.Н. Ельцина (Ю.В. Скоков, О.И. Лобов, М.Н. Полторанин, Н.В. Федоров и др.). После своего избрания Президентом Борис Николаевич придал ситуации неявного двойственного подчинения ряда министров официальный характер через создание Государственного Совета. С началом работы правительства Ельцина - Гайдара Государственный Совет был упразднен [13], однако сами государственные советники со своими аппаратами сохранились в составе администрации президента. Государственный советник С.Н. Шахрай согласно утвержденному 13 августа 1991 года положению о его Службе был уполномочен контролировать нормотворческую деятельность исполнительной власти [18], и на многих утвержденных проектах постановлений правительства с ноября 1991 года проставлены
его визы [19, л. 27, 31, 52].
Для предварительной подготовки постановлений Совмина и оперативного решения срочных вопросов была образована Коллегия Правительства РСФСР, во-многом воспроизводившая персональный состав упраздненного Государственного совета [13]. В нее вошли все вице-премьеры, руководители МИД (А.В. Козырев), Минюста (Н.В. Федоров, с 14 ноября [20]), МВД (А.Ф. Дунаев), КГБ (В.П. Баранников), Минпечати (М.Н. Полторанин), а также Вице-президент РСФСР и с правом совещательного голоса Государственный советник РСФСР по правовой политике (С.М. Шахрай) и Председатель Центрального банка РСФСР (Г.Г. Матюхин). Особый статус Коллегии подчеркивал тот факт, что ее решения могли оформляться не только Постановлениями Правительства, но и Указами Президента.
Первоначально достаточно существенную роль в работе правительства должен был играть Вице-президент А.В. Руцкой. Он должен был возглавить Центр оперативного контроля над ходом реформ, состоявшего из руководителей надзорных и некоторых других органов при Президенте РСФСР [13]. Несмотря на то, что решения этого центра носили рекомендательный характер, они должны были незамедлительно рассматриваться в правительстве и его органах. Помимо этого, Руцкой был наделен рядом дополнительных полномочий: он курировал, в том числе, Государственный комитет РСФСР по делам конверсии [21], Государственный таможенный комитет РСФСР [22], Госстандарт РСФСР [23], Госатомнадзор РСФСР [24], а также занимался вопросами организации и координации Главного штаба национальной гвардии и ГКЧС России [25].
Однако уже в ноябре 1991 года в ходе заседаний правительства наметились явные расхождения между виденьем концепции экономических преобразований Руцкого и подходами команды Е.Т, Гайдара. На заседании Совмина 5 декабря при обсуждении экстренных мероприятий по обеспечению функционирования энергетического комплекса начавшейся зимой он резко раскритиковал предлагавшиеся решения.
Суть проблемы заключалась прежде всего в том, что заключенные договора на поставку продукции потребителям и материальных ресурсов предприятиям на 1992 год к 18 ноября составили по экономике в целом 18.6% и 11.8% соответственно, по ТЭК - 9.2% и 1.7% [26, л. 35]. Для стимулирования договорной кампании предлагалось оказание консультативной помощи руководству предприятий, ограничение потребление электроэнергии и топлива, а также введение обязательного договорного обеспечения 30% годовой нормы поставок в I квартале. Их регулирование должно было осуществляться на основе помесячных графиков на ближайшие полгода [26, л. 36].
По мнению Руцкого, этих мер было совершен-
но недостаточно, под них не были продуманы механизмы реализации и контроля, а грозящие в результате остановки предприятий должны были обернуться тяжелыми социальными последствиями [26, л. 44]. Вместо «дилетантизма» он предложил ограничить поставки в союзные республики, ввести договорные отношения в приказном порядке хотя бы в объемах 1990 года и создать группу «по типу Госплана», которая в своей работе будет опираться на прошлогодние территориально-экономические расчеты советских плановых органов. Опираясь на итоги своей поездки по Сибири, Руцкой доказывал, что в текущей ситуации сработают только жесткие директивные меры [26, л. 45].
Постановление о неотложных мерах по обеспечению функционирования ТЭК было вопреки возражениям Гайдара и ряда других министров отправлено на переработку Ельциным, раскритиковавшим его за недостаточную рыночность [26, л. 39-42]. Однако проблема заключалась в том, что Руцкой указал на опасность дилетантизма не только на заседании правительства, но и публично в ходе своей сибирской поездки и встреч с представителями ВПК, депутатами и трудовыми коллективами [27]. Не отрицая необходимости реформ, он выражал свое принципиальное несогласие с очередностью мероприятий и в оскорбительной форме критиковал команду Гайдара за отсутствие практического опыта.
6 декабря на встрече с Ельциным Руцкой заявил, что в своих выступлениях не критиковал президента и не заявлял об отставке, но выразил несогласие с подбором кадров в правительстве и изложил альтернативный подход к проведению экономической реформы, предполагавший отказ от либерализации цен в ближайшей перспективе [28, л. 86]. Независимо от позиции самого Ельцина, предлагаемая вице-президентом радикальная смена курса была политически неприемлема. 19 декабря Вице-президент был лишен практически всех полномочий в области экономический политики правительства «в целях укрепления единства в системе исполнительной власти» [29], а оперативный контроль над ходом реформы был разделен между коллегией и Бурбулисом [30]. На практике центр оперативного контроля (в несколько ином оформлении) подчинялся зам. министра экономики и финансов А.А. Нечаеву и занимался «мониторингом состояния рынка и настроения масс», причем для его работы привлекались, в том числе, ТАСС, МВД, контрразведка и пр. [31, с. 180]
Важнейшую роль в работе правительства играл аппарат. Эта структура, как правило, комплектуется техническими, отраслевыми и научными специалистами. Свои аппараты существовали у Президента РСФСР (Администрация Президента - АП), Верховного Совета РСФСР, Совета Министра РСФСР, отдельных министерств
и других органов. Основными функциями подобных структур являются делопроизводство, информационно-аналитическое обеспечение, экспертное сопровождение, поддержание коммуникации между государственными органами и их подразделениями и пр. Официальные документы проходили стадии разработки, оценки, согласования и утверждения именно через ведомственные аппараты. Скорость их прохождения и даже вероятность пропажи определялась общим уровнем организации, квалификацией сотрудников и их лояльностью руководителю. Многое зависело и от административных навыков. По мнению Ельцина, для некоторых членов правительства без опыта работы в бюрократических структурах это было серьезной проблемой. В частности, Министр здравоохранения А.И. Воробьев практически развалил ведомство из-за неспособности организовать работу аппарата [32, с. 245].
Свои небольшие аппараты имелись и у руководителей государственных органов, к примеру, Председателя Правительства РСФСР и его заместителей. Как правило, эти небольшие структуры выполняли функции секретариата, формируя график работы должностного лица и регулируя доступ просителей. Такое положение не только позволяло окружению оказывать определенное влияние на работу правительства и его руководства, но и открывало неформальные каналы информации об этой работе для заинтересованных лиц.
В этом смысле решающее значение имела борьба за должность главы аппарата Совмина. При формировании нового правительства 6 ноября 1991 года соответствующие функции ложились на отделы Администрации Президента РСФСР под руководством первого вице-премьера [33]. Гайдар, в свою очередь, добивался создания отдельного аппарата во главе с помощником Бурбулиса А.Л. Головковым, с которым он был знаком с 1980-х годов по Центральному экономико-математическому институту АН СССР [34, с. 119]. Эта инициатива встретила мощное сопротивление со стороны Ельцина и руководства его администрации [34, с. 120]. 11 ноября указ с назначением все же был подписан, однако в дальнейшем он затерялся, как и вновь подписанная копия. По воспоминаниям народного депутата РСФСР Ковалёва С.А., эти «утраты» проводились с ведома Ельцина, не желавшего видеть на такой важной должности близкого к Гайдару человека [35].
Указ был опубликован лишь 26 декабря, когда аппарат был уже во-многом сформирован [36]. Сам же Головков был предельно лоялен проводимому курсу, но нехватка опыта приводила к дезорганизации работы, неправильному оформлению документов и даже их пропаже [31, с. 135].
В итоге Гайдар отчасти добился своего. 18 декабря аппарат правительства численностью 446
человек был выделен из структуры Администрации Президента, хоть и с сохранением номенклатурного принципа назначения должностей [37]. Руководитель аппарата и его заместители, а также руководители секретариата всех зампредов правительства назначались непосредственно президентом, заведующие отделами аппарата
- первым вице-премьером, и лишь помощники заместителей Председателя Правительства
- ими самими. Зависимость правительственного аппарата от администрации президента в вопросах обеспечения связью, помещениями, транспортом и даже бумагой сохранялась еще длительное время. Постепенное преодоление такого положения было прямо связано с ходом борьбы первого вице-премьера Г.Э. Бурбулиса и руководителем АП Ю.В. Петровым [31, с. 136].
Принципы внутренней организации работы правительства установились не сразу. Наделенный достаточно широкими полномочиями вице-президент оказался чужеродным элементом его составе, а особенности характера и нехватка навыков аппаратной борьбы очень быстро привела к маргинализации Руцкого в системе управления. Его последующий политический дрейф к оппозиции оказался в этом смысле закономерным явлением.
Динамика напрямую не связанной с программой преобразований борьбы в окружении президента оказывала непосредственное влияние на функционирование правительства. Организационная структура была выстроена таким образом, чтобы, с одной стороны, передать под контроль экономистов-реформаторов необходимый набор полномочий, а с другой, поставить
Литература и источники
жесткие рамки расширения их влияния. Аппаратная зависимость от президентской администрации несколько сковывала работу экономического блока, вынуждая действовать в плохо контролируемом окружении. В свою очередь, Ельцин обладал возможностью «держать руку на пульсе», и тем самым сохранял возможность оперативной коррекции общего курса, состава и режима работы правительства в случае возникновения такой необходимости.
Сложившаяся еще в Совмине И.С. Силаева практика формирования сильного президентского крыла в правительстве была доведена до своего логического завершения. Теперь ближайшее окружение Президента РСФСР формировало коллегию, предназначенную для рассмотрение особо важных решений в узком кругу доверенных лиц. Назначив малознакомых и неопытных экономистов-рыночников, Ельцин одновременно фактически превратил высший орган государственного управления в структурный элемент собственной администрации. Пестрый в идейном и личностном отношении состав в условиях кризиса порождал тенденции к политической гомогенизации правительства через аппаратную борьбу, а необходимость быстрых решительных мер - к его структурно-организационной автономизации. Однако стремление к подчинению программы реформ политическим задачам подталкивало высшее политическое руководство к сохранению прямого контроля. Таким образом, к началу 1992 года в руках российского президента оказались рычаги управления не только политическими, но и социально-экономическими процессами.
1. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 19911997 / Под ред. Е.Т. Гайдара и др. М.: Ин-т экон. Проблем переход. периода, 1998. 1113 с.
2. Улюкаев А.В. В ожидании кризиса: ход и противоречия экономических реформ в России. М.: Стрелец, 1999. 208 с.
3. Глазьев С. Ю. Уроки очередной российской революции. Крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. 576 с.
4. Петраков Н. Я. Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней. М.: Экономика, 1998. 286 с.
5. Абалкин Л. И. На перепутье. Размышления о судьбах России. М.: Институт экономики РАН, 1993. 247 с.
6. Гаджиев Х. А. Становление и особенности института президентства в России // Ро1№оок. 2016. № 1. С. 120137.
7. Ширко Т. И. Формирование вертикали исполнительной власти в России в 1990-1993 гг.: региональный аспект // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364. С. 91-97.
8. Волгин Е.И. Администрация Президента РФ и политические партии: институционально-политические механизмы взаимодействия (1991-1999) // Исторический журнал: научные исследования. 2023. № 4. С. 173-184.
9. Распоряжение Президента РСФСР от 11.11.1991 № 77-рп «О распределении обязанностей между заместителями Председателя Правительства РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody =&nd=102013039&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А259. Оп. 1. Д. 5379-5381.
11. Указ Президента РСФСР 12.09.1991 № 116 «О Секретаре Комиссии при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102012540&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
12. Указ Президента РСФСР 20.11.1991 № 224 «О Государственном советнике РСФСР по вопросам конверсии». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=6&nd=102013157&intelsearch= (дата обращения: 01.11.2024).
13. Указ Президента РСФСР 06.11.1991 № 172 «Об организации работы правительства РСФСР в условиях экономической реформы» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1538.
14. Указ Президента РСФСР 12.12.1991 № 268 «О государственно-правовом обеспечении деятельности Правительства РСФСР в период осуществления экономической реформы». [Электронный ресурс]. URL: ||Мр://р^о. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013537&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 01.11.2024).
15. Федоров Н.В. В ответе навсегда... М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 320 с.
16. Указ Президента РСФСР 28.11.1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013291&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
17. Указ Президента РСФСР 11.11.1991 № 191 «О Комитете внешнеэкономических связей при Министерстве иностранных дел РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDo c=1&nd=102013033 (дата обращения: 01.11.2024).
18. Распоряжение Президента РСФСР 13.08.1991 № 16-рп «Об утверждении Положения о Государственном советнике РСФСР по правовой политике и его службе». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102012270&page=1&rdk=1#I0 (дата обращения: 14.07.2024).
19. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А259. Оп. 1. Д. 5376.
20. Распоряжение Президента РСФСР 14.11.1991 № 85-рп «О дополнении состава Коллегии Правительства РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy%2Fips%2F?docbody=&nd=102013085&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
21. Указ Президента РСФСР 25.10.1991 № 160 «О создании Государственного комитета РСФСР по делам конверсии». [Электронный ресурс]. URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&nd=102012879&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
22. Указ Президента РСФСР 25.10.1991 № 161 «О Государственном таможенном комитете РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102012876&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
23. Указ Президента РСФСР 26.11.1991 № 237 «Об образовании Государственного комитета РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/464/print (дата обращения: 01.11.2024).
24. Указ Президента РСФСР 03.12.1991 № 249 «О реорганизации государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью в РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102 012390&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
25. Распоряжение Президента РСФСР 19.11.1991 № 98-рп «Об обязанностях Вице-президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 48. Ст. 1674.
26. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А259. Оп. 1. Д. 5385.
27. Руцкой в отставку не уходит. Он переходит в атаку // Известия. 1991. № 289.
28. Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина. Ф. 6. Оп. 1. Д. 163.
29. Указ Президента РСФСР 19.12.1991 № 306 «О некоторых вопросах организации деятельности центральных органов государственного управления РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbo dy=&nd=102013666&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
30. Распоряжение Президента РФ от 03.01.1992 № 1-рп «Об обеспечении оперативного анализа и контроля за ходом экономической реформы». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10201 3955&rdk=0 (дата обращения: 01.11.2024).
31. Нечаев А.А. Россия на переломе. М.: Русь-Олимп, Астрель, 2010. 575 с.
32. Ельцин Б.Н. Записки президента. М.: РОССПЭН, 2008. 376 с.
33. Указ Президента РСФСР 06.11.1991 № 172 «Об организации работы правительства РСФСР в условиях экономической реформы» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1538.
34. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М.: Варгиус, 1996. 368 с.
35. Интервью С.А. Ковалёва 15.06.2010. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Zl_Au_ ewA-0 (дата обращения 01.11.2024).
36. Указ Президента РСФСР 11.11.1991 № 307 «О Руководителе Аппарата Правительства РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 52. Ст. 1876.
37. Распоряжение Президента РСФСР от 18.12.1991 № 125-рп «Вопросы Аппарата Правительства РСФСР». [Электронный ресурс]. URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&nd=102013654&rdk=0 (дата обращения 01.11.2024).
References
1. Gaidar E. T. at al. (Ed.). Ekonomika perekhodnogo perioda. Ocherki ekonomicheskoi politiki postkommunisticheskoi Rossii [Economy in Transition: Essays on Economic Policy in Post-Communist Russia 1991-1997]. Moscow, Institute of Economic Problems of the Transition Period, 1988. 1113 p.
2. Ulyukaev A.V. V ozhidanii krizisa: khod iprotivorechiya ekonomicheskikh reform v Rossii [In Anticipation of a Crisis: The Progress and Contradictions of Economic Reforms in Russia]. Moscow, Strelets Publ., 1999. 208 p.
3. Glaz'ev S. Yu. Uroki ocherednoi rossiiskoi revolyutsii. Krakh liberal'noi utopii i shans na «ekonomicheskoe chudo» (2011). [Lessons from the latest Russian revolution. The collapse of the liberal utopia and a chance for an «economic miracle»]. Moscow, Publishing house «Economic newspaper», 2011. 576 p.
4. Petrakov N. Ya. Russkaya ruletka. Ekonomicheskii eksperiment tsenoyu 150 millionov zhiznei [Russian Roulette. An Economic Experiment Costing 150 Million Lives]. Moscow, Economy Publ., 1998. 286 p.
5. Abalkin L. I. Na pereput'e. Razmyshleniya o sud'bakh Rossii. [At the Crossroads. Reflections on the Fate of Russia]. Moscow, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences Publ., 1993. 247 p.
6. Gadzhiev H. A. Stanovlenie i osobennosti instituta prezidentstva v Rossii. [Formation and features of the institution of presidency in Russia]. PolitBook. 2016. Vol. 1. Pp. 120-137.
7. Shirko T. I. Formirovanie vertikali ispolnitel'noi vlasti v Rossii v 1990-1993 gg.: regional'nyi aspekt. [Formation of the vertical of executive power in Russia in 1990-1993: regional aspect]. Bulletin of Tomsk State University. 2012. Vol. 364. Pp. 91-97.
8. Volgin E. I. Administratsiya Prezidenta RFipoliticheskie partii: institutsional'no-politicheskie mekhanizmy vzaimodeistviya (1991-1999) [The Administration of the President of the Russian Federation and political parties: institutional and political mechanisms of interaction]. Historical Journal: Scientific Research. 2023. Vol. 4. Pp. 173-184.
9. Rasporyazhen ie Prezidenta RSFSR ot 11.11.1991 № 77-rp «O raspredelenii obyazannostei mezhdu zamestitelyami Predsedatelya Pravitel'stva RSFSR» [Resolution of the President of the RSFSR of November 11, 1991 No. 77-rp «On the distribution of duties between the Deputy Chairmen of the Government of the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013039&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
10. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation (SARF)]. Fond [Collection] A 259. Opis' [Inventory] 1. Delo [File] 5379-5381.
11. Ukaz Prezidenta RSFSR 12.09.1991 № 116 «O Sekretare Komissiipri Prezidente RSFSRpo razrabotkepredlozheniipo statusu, strukture iporyadku deyatel'nosti Soveta bezopasnosti» [Decree of the President of the RSFSR of September 12, 1991 No. 116 «On the Secretary of the Commission under the President of the RSFSR for the development of proposals on the status, structure and procedure for the activities of the Security Council»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102012540&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
12. Ukaz Prezidenta RSFSR 20.11.1991 № 224 «O Gosudarstvennom sovetnike RSFSR po voprosam konversii». [Decree of the President of the RSFSR of November 20, 1991 No. 224 «On the State Advisor of the RSFSR on Conversion Issues»]. Available at: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&link_id=6&nd=102013157&intelsearch= (accessed: 12.11.2024).
13. Ukaz Prezidenta RSFSR 06.11.1991 № 172 «Ob organizatsii raboty pravitel'stva RSFSR v usloviyakh ekonomicheskoi reformy» [Decree of the President of the RSFSR of November 6, 1991 No. 172 «On the organization of the work of the government of the RSFSR in the context of economic reform»]. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991.
No. 45. Article 1538.
14. Ukaz Prezidenta RSFSR 12.12.1991 № 268 «O gosudarstvenno-pravovom obespechenii deyatel'nosti Pravitel'stva RSFSR v period osushchestvleniya ekonomicheskoi reformy» [Decree of the President of the RSFSR of December 12, 1991 No. 268 «On state and legal support for the activities of the Government of the RSFSR during the period of economic reform»]. Available at: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102013537&rdk=&backlink=1 (accessed: 12.11.2024).
15. Fedorov N. V. V otvete navsegda... [In response forever...]. Moscow, OLMA Media Grupp Publ., 2012. 320 p.
16. Ukaz Prezidenta RSFSR 28.11.1991 № 242 «O reorganizatsii tsentral'nykh organov gosudarstvennogo upravleniya RSFSR» [Decree of the President of the RSFSR of November 28, 1991 No. 242 «On the reorganization of the central bodies of state administration of the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013291&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
17. Ukaz Prezidenta RSFSR 11.11.1991 № 191 «O Komitete vneshneekonomicheskikh svyazeipri Ministerstve inostrannykh del RSFSR» [Decree of the President of the RSFSR of November 11, 1991 No. 191 «About the Committee for Foreign Economic Relations under the Ministry of Foreign Affairs of the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102013033 (accessed: 12.11.2024).
18. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR 13.08.1991 № 16-rp «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom sovetnike RSFSR po pravovoi politike i ego sluzhbe». [Resolution of the President of the RSFSR of August 13, 1991 No. 16-rp «On approval of the Regulation on the State Advisor of the RSFSR on legal policy and his service»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&back-link=1&nd=102012270&page=1&rdk=1#I0 (accessed: 12.11.2024).
19. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation (SARF)]. Fond [Collection] A 259. Opis' [Inventory] 1. Delo [File] 5376.
20. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR 14.11.1991 № 85-rp «O dopolnenii sostava Kollegii Pravitel'stva RSFSR». [Resolution of the President of the RSFSR of November 14, 1991 No. 85-rp «On the addition of the composition of the Board of the Government of the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy%2Fips%2F?docbody=&nd=102013085&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
21. Ukaz Prezidenta RSFSR 25.10.1991 № 160 «O sozdanii Gosudarstvennogo komiteta RSFSR po delam konversii». [Decree of the President of the RSFSR of October 25, 1991 No. 160 «On the creation of the State Committee of the RSFSR for Conversion Affairs»]. Available at: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&nd=102012879&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
22. Ukaz Prezidenta RSFSR 25.10.1991 № 161 «O Gosudarstvennom tamozhennom komitete RSFSR». [Decree of the President of the RSFSR of October 25, 1991 No. 161 «About the State Customs Committee of the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102012876&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
23. Ukaz Prezidenta RSFSR 26.11.1991 № 237 «Ob obrazovanii Gosudarstvennogo komiteta RSFSR po standartizatsii, metrologii i sert-ifikatsii pri Prezidente RSFSR». [Decree of the President of the RSFSR of November 26, 1991 No. 237 «On the formation of the State Committee of the RSFSR for Standardization, Metrology and Certification under the President of the RSFSR»]. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/464/print (accessed: 12.11.2024).
24. Ukaz Prezidenta RSFSR 03.12.1991 № 249 «O reorganizatsii gosudarstvennogo nadzora za yadernoi i radiatsionnoi bezopasnost'yu v RSFSR» [Decree of the President of the RSFSR of December 03, 1991 No. 249 «On the reorganization of state supervision of nuclear and radiation safety in the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102012390&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
25. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR 19.11.1991 № 98-rp «Ob obyazannostyakh Vitse-prezidenta RSFSR» [Resolution of the President of the RSFSR of November 19, 1991 No. 98-rp «On the duties of the Vice President of the RSFSR]. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. No 48. Article 1674.
26. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation (SARF)]. Fond [Collection] A 259. Opis' [Inventory] 1. Delo [File] 5385.
27. Rutskoi v otstavku ne ukhodit. On perekhodit v ataku [«Rutskoy is not retiring. He is going on the attack»] 1991. Izvestiya, 289.
28. Arkhiv Prezidentskogo tsentra B.N. El'tsina [Archives of the Presidential Center of B.N. Yeltsin]. Fond [Collection] 6. Opis' [Inventory] 1. Delo [File] 163.
29. Ukaz Prezidenta RSFSR 19.12.1991 № 306 «O nekotorykh voprosakh organizatsii deyatel'nosti tsentral'nykh organov gosudarstvennogo upravleniya RSFSR». [Decree of the President of the RSFSR of December 19, 1991 No. 306 «On some issues of organizing the activities of the central bodies of state administration of the RSFSR»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013666&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
30. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 03.01.1992 № 1-rp «Ob obespechenii operativnogo analiza i kontrolya za khodom ekonomicheskoi reformy». [Resolution of the President of the RF of January 03, 1992 No. 1-rp « On ensuring operational analysis and control over the progress of economic reform»]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013955&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
31. Nechaev A. A. Rossiya na perelome [Russia at a turning point. Frank notes of the first Minister of Economy]. Moscow, Rus'-Olympus, Astrel, 2010. 575 p.
32. El'tsin B. N. Zapiskiprezidenta [Presidential notes]. Moscow, ROSSPEN, 2008. 376 p.
33. Ukaz Prezidenta RSFSR 06.11.1991 № 172 «Ob organizatsii raboty pravitel'stva RSFSR v usloviyakh ekonomicheskoi reformy» [Decree of the President of the RSFSR of November 06, 1991 No. 172 «On the organization of the work of the government of the RSFSR in the context of economic reform»]. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. No 45. Article 1538.
34. Gaidar E. T. Dniporazhenii ipobed [Days of defeats and victories]. Moscow, Vargius, 1996. 368 p.
35. Interv'yuS.A. Kovaleva 15.06.2010 [Interview with S. A. Kovalev of June, 15, 2010]. Available at: https://www.youtube.com/watchtfv— Zl_Au_ewA-0 (accessed: 12.11.2024).
36. Ukaz Prezidenta RSFSR 11.11.1991 № 307 «O Rukovoditele Apparata Pravitel'stva RSFSR» [Decree of the President of the RSFSR of November 11, 1991 No. 307 «About the Chief of Staff of the Government of the RSFSR»]. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. No. 52. Article 1876.
37. Rasporyazhenie Prezidenta RSFSR ot 18.12.1991 № 125-rp «Voprosy Apparata Pravitel'stva RSFSR» [Resolution of the President of the RSFSR of December 18, 1991 No. 125-rp «Questions of the Government Office of the RSFSR»]. Available at: http://ips.pravo.gov. ru/?docbody=&nd=102013654&rdk=0 (accessed: 12.11.2024).
© «Клио», 2024 © Логвенков И.С., 2024