Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА: ОЦЕНКИ, ДИНАМИКА, РИСКИ'

КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА: ОЦЕНКИ, ДИНАМИКА, РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / регион / кадровая безопасность / риски / рынок труда / эко-номическое пространство / муниципальные образования / economic security / region / personnel security / risks / labor market / economic space / municipalities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иван Александрович Антипин, Елена Александровна Шишкина

В статье проведено исследование кадровой безопасности старопромышленного региона и муниципаль-ных образований в его составе на примере Свердловской области. Проанализированы параметры, характеризую-щие состояние рынка труда и результаты труда, выявлены разрывы показателей в пространстве региона и по видам экономической деятельности. Систематизированы угрозы и риски кадровой безопасности старопромыш-ленного региона и сформулированы предложения по их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL SECURITY OF THE OLD INDUSTRIAL REGION: ASSESSMENTS, DYNAMICS, RISKS

The article studies the personnel security of an old industrial region and municipalities in its composition on the example of the Sverdlovsk region. The authors analyzed the parameters characterizing the state of the labor market and labor results, identified gaps in indicators in the region, by type of economic activity. The article systematizes the threats and risks of personnel security in the old industrial region and formulates proposals for their minimization.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА: ОЦЕНКИ, ДИНАМИКА, РИСКИ»

УДК 332.1

КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА:

ОЦЕНКИ, ДИНАМИКА, РИСКИ

И.А. Антипин1, Е.А. Шишкина2

Уральский государственный экономический университет, Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45.

В статье проведено исследование кадровой безопасности старопромышленного региона и муниципальных образований в его составе на примере Свердловской области. Проанализированы параметры, характеризующие состояние рынка труда и результаты труда, выявлены разрывы показателей в пространстве региона и по видам экономической деятельности. Систематизированы угрозы и риски кадровой безопасности старопромышленного региона и сформулированы предложения по их минимизации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, кадровая безопасность, риски, рынок труда, экономическое пространство, муниципальные образования

PERSONNEL SECURITY OF THE OLD INDUSTRIAL REGION: ASSESSMENTS, DYNAMICS,

RISKS

I.A. Antipin, E.A. Shishkina

Ural State University of Economics, Russia, 620144, Yekaterinburg, st. March 8/Narodnaya Volya, 62/45.

The article studies the personnel security of an old industrial region and municipalities in its composition on the example of the Sverdlovsk region. The authors analyzed the parameters characterizing the state of the labor market and labor results, identified gaps in indicators in the region, by type of economic activity. The article systematizes the threats and risks of personnel security in the old industrial region and formulates proposals for their minimization.

Keywords: economic security, region, personnel security, risks, labor market, economic space, municipalities

Введение

В настоящее время исследование вопросов кадровой безопасности региона приобретает особую актуальность в связи с увеличением демографической нагрузки, изменением структуры населения и его старением, нарастанием геополитической, экономической нестабильности, оказывающими влияние на миграцию населения, структуру занятости, а также процессами цифровиза-ции, меняющими условия труда. Данные вопросы нашли отражение в работах многих ученых.

Влияние новых экономических условий на структуру занятости, безработицы в регионах и соответствующие риски анализирует в своих исследованиях Н.В. Зубаревич [1]. Боровских Н.В. и Кипервар Е.А. [2] рассматривают кадровую безопасность региона как элемент его экономической безопасности, выделяют демографические и социально-экономические угрозы кадровой безопасности региона на примере Омской области. Анализу кадрового потенциала региона посвящена работа Кудряшовой М.Г. и ее коллег [3]. Во-

просы обеспечения кадровой безопасности отдельных секторов региона исследуют такие ученые как Семиколенова М.Н., Рудакова Т.А. [4], Ибрагимов Ш.Р. [5], Карсунцева О.В., Буркина Т.А [6]. Сравнительному анализу кадровой безопасности регионов в развитых, развивающихся и периферийных странах посвящена статья Е.В. Дробот и ее коллег [7], авторами сделан вывод, «что при отсутствии восходящего тренда развития социально-экономической системы региона все меры по формированию его кадровой безопасности будут носить односторонний и явно недостаточный временный характер, не приводящий к долговременным улучшениям» [7, С. 1501]. Си-мионеску М., Кривокора Е., Фурсов В., Астахова Е. [8] проведено исследование факторов развития трудового потенциала регионов с учетом их дифференциации. Особенности структуры занятости, трудовых ресурсов старопромышленного региона также исследованы в трудах ученых [9; 10; 11]. Многоплановое освящение в научных работах получили вопросы кадровой безопасности региона в цифровой экономике [12; 13].

1Иван Александрович Антипин - доктор экономических наук,профессор, заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, тел.: +7 (908) 637-96-88, e-mail: aia87@mail.ru, SPIN код: 9822-9096;

2Елена Александровна Шишкина -кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, e-mail: le_gre@mail.ru, SPIN код: 4795-8400.

Таким образом, современные исследования кадровой безопасности региона сфокусированы в следующих направлениях: изучение факторов обеспечения кадровой безопасности, ее угроз и рисков, выявление межрегиональной, внутрирегиональной отраслевой специфики кадровой безопасности, исследование влияния новой экономической реальности на состояние рынка труда, появление региональных кадровых рисков и угроз. При этом большинство работ представляют результаты исследований на примере субъектов РФ, в то время как изучение кадровой безопасности на муниципальном уровне носит ограниченный характер. Цель исследования - провести исследование кадровой безопасности промышленного региона и муниципальных образований в его составе.

Материалы и методы

Объектом исследования выступили Свердловская область и муниципальные образования в ее составе.

Предмет исследования - показатели, характеризующие кадровую безопасность региона и муниципальных образований в его составе.

Алгоритм исследования включает следующие этапы:

1. Провести оценку показателей, характеризующих кадровую безопасность региона и его муниципальных образований.

2. Проанализировать масштабы и динамику разрывов показателей в пространстве региона.

3. Классифицировать риски и угрозы кадровой безопасности по типам муниципальных образований, видам экономической деятельности.

4. Идентифицировать риски кадровой безопасности региона, обусловленные наличием разрывов, и предложить способы их минимизации.

Для анализа предлагается использовать показатели, характеризующие состояние рынка труда (численность работников организаций, уровень зарегистрированной безработицы, занятость населения, численность безработных граждан) и результаты труда (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, дифференциация заработной платы, просроченная задолженность организаций по заработной плате).

Методы исследования - оценка динамики, сравнительный анализ, расчет относительных, средних величин, системный, экспертный анализ.

Информационную базу исследования составили данные официальной статистики, нормативно-правовые акты органов государственной власти, данные информационно-аналитических агентств, экспертные оценки, полученные авторами. Период исследования 2021-2023 гг., что

позволит учесть современные факторы формирования рынка труда, в т.ч. постковидный период, а затем геополитическую нестабильность.

Результаты

По мнению ведущих ученых [9; 11] Свердловская область представляет классический старопромышленный регион страны, кадровая безопасность которого является одним из важнейших условий обеспечения его экономической безопасности, при выборе направлений структурных преобразований, диверсификации экономики.

Рассмотрим динамику показателей, характеризующих кадровый аспект безопасности и применяемых для оценки состояния экономической безопасности Российской Федерации (в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208). Так, среди 40 основных оценочных показателей более 23 % (9) могут быть применены для оценки кадровой безопасности. Однако анализ этих параметров на основе данных официальной статистики ограничен отсутствием регионального разреза многих показателей и несвоевременностью («запаздыванием») данных - многие представлены по состоянию на 2020 г. и ранее.

В 2022 г. индекс производительности труда Свердловской области по всем видам экономической деятельности составил 101,1 % , что выше значения предыдущего периода (99,5 %), но несколько ниже показателей по РФ в целом (2021 г. - 99,6 %, 2022 г. - 103,7 %).

В июле 2023 г. численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в Свердловской области составила 2146,5 тыс. человек (в т.ч. 2103,9 тыс. чел. - занятые, 42,6 тыс. чел. - безработные) или 61,9% от общей численности населения области. Уровень безработицы в августе 2023 г. по региону в целом составил 2,0 %, что ниже аналогичного показателя за август 2022 г. на 42,2 %.

Отметим, что уровень безработицы среди сельских жителей (2,6%) превышал уровень безработицы среди городских жителей (1,9%). Общая численность безработных (в возрасте 15 лет и старше) в июле 2023 г. составила 42,6 тыс. человек. Основные способы поиска работы систематизированы на рис. 1. Структура безработных (по данным за первое полугодие 2023 г.) имеет следующие особенности: в возрасте 15 лет и старше доля женщин составила 46,6%, городских жителей - 81,9%, молодежи до 25 лет - 46,8%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности, - 47,3%.

В тоже время уровень безработицы по муниципальным образованиям региона остается дифференцированным, рассмотрим динамику показателей за исследуемый период.

обращение в службы занятости

обращение в СМИ или Интернет

обращение к друзьям, родственникам, знакомым

29,9

57

60,9

20

40

60

80

Рисунок 1 - Распределение безработных по способу поиска работы, %

Примечание: составлено авторами. Источник: Данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области https://66.шsstatgov.m/storage/mediabank/Заня-тость%20и%20безработица(64).pdf

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2022 г. в среднем по региону составил 1,1 %. Наибольшие значения (по данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области) имели Камышловский муниципальный район (3,6 %), Гаринский городской округ (3,6 %), наименьшие показатели были у По-левского городского округа (0,5 %) и городского округа Нижний Тагил (0,5 %), муниципальное образование «город Екатеринбург» (0,5 %).

На начало 2023 г. в среднем по региону показатель безработицы - 0,8 %, наибольшие значения у Слободо-Туринского муниципального района (2,4 %), Кировградского городского округа (2,6 %), наименьшие показатели были у Полевского городского округа (0,3 %) и городского округа Дегтярск (0,3 %).

По состоянию на 1 июля 2023 г. в среднем по региону составил 0,7 %, наибольшие значения имели Таборинский муниципальный район (4,3 %), Гаринский городской округ (3,5 %), наименьшие показатели (0,3 %) были у пяти муниципальных образований.

Анализ динамики численности безработных позволит оценить разрывы показателей в пространстве региона в целом. Для оценки разрывов предлагается использовать следующие параметры: величина разрыва (R) и коэффициент разрыва (Kr). Расчет производится по следующим формулам: R = X max - X min, Kr = X max / X min, где X max - максимальное значение показателя среди муниципальных образований, X min -соответствующее минимальное значение.

На конец августа 2023 г. численность безработных граждан в Свердловской области составила 14,8 тыс. чел., всего в органах службы занятости населения состояло на учете 18,4 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Изменение численности безработных в Свердловской области в 2021-2023 гг. характеризуется снижением

на 34,1% , в т.ч. за период 1.01.2022-1.01.2023 на 6756 чел. (29,1%).

В разрезе муниципальных образований изменение численности безработных граждан имеет следующие особенности:

- в 2021 г. наибольшая численность безработных граждан (по абсолютным показателям) зафиксирована МО «город Екатеринбург» (3748 чел.), в городе Каменск-Уральский (1738 человек), город Нижний Тагил (881 человек), наименьшие показатели были у ГО Пелым (15), ГО Верхнее Дуброво (23), общий разрыв показателей составил 3733 чел.;

- в 2022 г. МО «город Екатеринбург» (3336 чел.) город Каменск-Уральский (1429 человек), город Нижний Тагил (648 чел.) имели наибольшие значения численности безработных граждан (по абсолютным показателям), наименьшие значения - ГО Пелым (15 чел.), ГО Верх-Нейвенский (16 чел.), разрыв показателей - 3321 чел.;

- за период январь-июль 2023 г. наиболее высокая численность безработных - МО «город Екатеринбург» (2789 чел.), городах Каменск-Уральский (1263 человек), город Нижний Тагил (499 чел.), наименьшая - в ГО Староуткинск (10 чел.), ГО Верхнее Дуброво (10 чел.), разрыв показателей - 2779 чел.

За период 2021-2023 гг. разрыв состав муниципальных образований с максимальной и минимальной численностью безработных остается постоянным, разрыв между указанными показателями сокращается, что обусловлено снижением максимальных значений величин.

Выявленные особенности состояния и динамики численности безработных и уровня безработицы показывают ее максимально низкие значения, что с учетом демографических тенденций в регионе, усиливает риски дефицита кадров особенно в некоторых отраслях и видах деятельности. Для анализа состояния кадровой безопасности в пространстве региона следует проанализировать показатели численности работников организаций.

За период 2021-2023 гг. среднесписочная численность работников организаций Свердловской области (без субъектов малого предпринимательства и организаций, средняя численность работников которых не превышает 15 человек) увеличилась на 1,1 % и составила 1071613 человек. В течение исследуемого периода наибольший удельный вес в структуре работников имели город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, город Каменск-Уральский, муниципальное образование «город Екатеринбург», при этом если доля городов Первоуральск и Каменск-Уральский постоянна (3,1 и 4,6 % соответственно), то доля Екатеринбурга увеличилась на 0,5 % (и составила 42,8 % от общей численности), а доля Нижнего Тагила сократилась на 0,3 % (9,9

0

% от общей численности в регионе в 2023 г.). Изменение среднесписочной численности работников организаций по отдельным муниципальным образованиям Свердловской области остается высоко дифференцированной: более 40 % территорий имели отрицательную динамику показателя, максимальное снижение (более 50 %) выявлено в сельских поселениях.

Проведенный анализ состояния и динамики показателя численности работников организаций позволяет сделать выводы, что отрицательная динамика показателя в большинстве муниципальных образований предопределяет возможный рост неполной занятости, дефицита рабочей силы, особенно в сельских территориях и малых городах. Решение указанных задач осложняется

неблагоприятной динамикой численности населения региона (в 2022 г. - естественная убыль составила - 4,5 промилле, миграционный отток - 5132 чел.).

Фактором, усиливающим (или ослабляющим) кадровую безопасность в пространстве региона, является оценка результатов труда, которая может быть измерена показателем заработной платы. В июле 2023 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы в Свердловской области составил 62718,0 рубль, что ниже среднероссийского уровня за аналогичный период на 12,2 % (8701 руб.). Несмотря на ежегодный прирост заработной платы в регионе, ее уровень в среднем отстает от среднероссийского на 15,4 % (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Период Динамика, %

2020 2021 2022 2023* 2021/ 2020 2022/ 2021 2023*/ 2022

РФ 51344 57244 65338 71419 111,5 114,1 109,3

Свердловская область 43256 48590 55308 62718 112,3 113,8 113,4

Величина разрыва -8088 -8654 -10030 -8701 107,0 115,9 86,7

Коэффициент разрыва 0,84 0,85 0,85 0,88 100,8 99,7 103,7

*по данным за июль 2023 г., разрывы рассчитываются как разность/ отношение региональных и среднероссийских показателей

Примечание: составлено авторами. Источник: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2019 года, рублей https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab 1 ^^08-2023 .xlsx

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации с 2018 года, рублей https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab2-zpl_07-2023.xlsx

За период 2020-2023 гг. динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в Свердловской области опережает среднероссийский уровень, при этом уменьшение разрыва показателей отмечено только в

2023 г. В пространстве региона уровень среднемесячной начисленной заработной платы остается высоко дифференцированным (табл. 2).

Таблица 2 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Свердловской области (без субъектов малого предпринимательства и организаций, средняя численность ра-

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников Период

2021 2022 2023*

Всего по региону 54210 61645 65542

Минимальное значение 26762 29587 30336

Максимальное значение 67970 76146 97745

Величина разрыва 41208 46559 67409

Коэффициент разрыва 2,54 2,57 3,22

*по итогам за январь-май 2023 г.

Примечание: составлено авторами. Источник: Данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области https://66.rosstat.gov.ru/; минимальное и максимальное значение рассчитаны по муниципальным образованиям региона

Анализ показывает, что в 2021-2023 гг. внутрирегиональный разрыв показателей уровней заработной платы работников увеличивается относительно предыдущего периода (в 2022 г. на 13,0 %, в 2023 г. на 44,8 %), что обусловлено пре-

имущественно ростом максимальных и инертностью минимальных значений показателя. На рисунке 2 представлен состав муниципальных образований с наибольшими и наименьшими значениями заработной платы.

Согласно рисунку 2, состав муниципальных образований лидеров и «аутсайдеров» по уровню заработной платы в рассматриваемый период относительно постоянен. Сельские поселения региона имеют самые низкие значения, наиболее высокие показатели характерны для Екатеринбурга и промышленных городов региона.

2021 год

городсз;ой округ Вгряг^гя Пыиша МО «город Екатеринбург» НеЕьэнскпй городской cizpyr |

Восточное сельское поселение Кузнеповскэе сельское поселение Баженовское сельское поселенке

2022 год

городсзззй округ Веря^гя Пьдтда МО «город Екатеринбург»

городской о:-^рп,т Заречный '

Восточное сельское поселение Кузкеновское сельское поселение Баженовсхое сельское поселение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2023 год городской округ Палым [

горозсдой округ Верххяа Пышна МО «город F.irargpmtoyp г» КузнепоЕское сельское поселение Кэлнновское сельское поселенке Восточное сельское поселение

Рисунок 2 - Дифференциация муниципальных образований Свердловской области по уровню заработной

платы, руб.

Примечание: составлено авторами. Источник: Социально-экономическое положение муниципальных образований Свердловской области за январь-декабрь 2022 г.: статистический бюллетень/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. - Екатеринбург, 2023 - 44 с.; Социально-экономическое положение муниципальных образований Свердловской области за январь-декабрь 2021 г.: статистический бюллетень/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. - Екатеринбург, 2022 - 43 с. Социально-экономическое положение муниципальных образований Свердловской области за январь-июнь 2023 г.: статистический бюллетень/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. - Екатеринбург, 2023 -C. 22-23.; данные за 2023 г. приведены по состоянию за январь-май.

Таблица 4 - Дифференциация средней заработной платы работников Свердловской области по _видам экономической деятельности, %_

Вид экономической деятельности (опережающий) значение Вид экономической деятельности (отстающий) значение

деятельность профессиональная, научная и техническая 137,5 деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 64,7

деятельность финансовая и страховая 1,8 р. деятельность по операциям с недвижимым имуществом 76,1

деятельность в области информации и связи 1,6 р. деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 61,5

обрабатывающие производства 117,0 образование 50,2

добыча полезных ископаемых 116,1 предоставление прочих видов услуг 79,2

Примечание: составлено авторами. Источник: Дифференциация средней заработной платы работников по видам экономической деятельности // Социально-экономическое положение/Комплексный доклад «Социально-экономическое положение Свердловской области» за январь-август 2023 года https://66.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/dok_08_2023(1).zip

Анализ видов деятельности с наибольшей дифференциации (отношение заработной платы по виду экономической деятельности к среднеобластному уровню) средней заработной платы работников представлен в таблице 4.

67970

66283

63853 I

28182

27824

26762

76146 74917 6S736 31364 31306

97745 S8019 78370 33697 32639 30336

Исследование показывает, что наибольшие риски кадровой безопасности, в т.ч. дефицита кадров имеют сервисные виды деятельности: деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, образование и др. для которых характерно существенное отставание средней заработной платы.

Уровень реальной заработной платы, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен в августе 2023 г. был выше уровня июля 2022 г. на 7,2 % января-июля 2022 г. - на 9,8%.

Усугубляет кадровые риски для региона наличие просроченной задолженности по заработной плате в регионе, на 1 сентября 2023 г., суммарная задолженность по выплате заработной платы в регионе составила 4,7 млн рублей, причиной которой является отсутствие собственных средств.

В разрезе видов экономической деятельности долги по выплате заработной платы имели преимущественно организации сферы сервиса: по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха, водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений.

Среди положительных тенденций в обеспечении кадровой безопасности региона следует отметить снижение доли работников организаций с начисленной заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, которая в 2023 г. составила 1,1 % (по РФ -2,6 %)4.

Выводы

Таким образом, анализ показателей, характеризующих кадровую безопасность промышленного региона на материалах Свердловской области и муниципальных образований в ее составе, позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, состояние рынка труда региона по показателям численности работников организаций, уровню зарегистрированной безработицы, занятости населения и численности безработных граждан в периоде 2021-2023 гг. показывает относительную стабильность, динамика показателей незначительна, риски безработицы на текущем этапе отсутствуют;

- во-вторых, в разрезе муниципальных образований региона риски для кадровой безопасности региона создают факты снижения численности работников организаций, особенно в сельских поселениях и малых городах;

- в-третьих, исследование показателей, отражающих результаты труда, позволило сделать выводы о наличии рисков и угроз кадровой безопасности региона, обусловленных высокой дифференциацией среднемесячной номинальной начисленной заработной платы внутри региона, ее отставанием от среднероссийского уровня, наличием простроченной задолженности по заработной плате;

в-четвертых, определены виды деятельности, имеющие наибольшие риски кадровой безопасности (в основном сферы сервиса) в связи со значительным отставанием средней заработной платы от среднеобластного уровня, указанные риски во многом обусловлены типом регионального развития, в рамках которого наибольшее развитие имеют сферы, связанные с промышленностью.Результаты анализа позволили выявить и систематизировать следующие виды рисков кадровой безопасности для старопромышленного региона (на примере Свердловской области) (рис. 3).

Рисунок 3 - Риски кадровой безопасности старопромышленного региона

4 Доля работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с начисленной заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудо-

способного населения по субъектам Российской Федерации (по данным выборочных обследований организаций за апрель; в процентах) https://fedstat. ru/indicator/3 3460

Таким образом, обеспечение кадровой безопасности старопромышленного региона требует комплексного подхода, включающего как развитие промышленности, обеспечивающую устойчивость рынка труда региона в новых экономических условиях, так и выработку мероприятий, направленных на минимизацию дефицита кадров, отток населения, рост заработной платы, в особенности сферы сервиса.

Литература

1. Зубаревич Н.В. Регионы России в новых экономических условиях // Журнал Новой экономической ассоциации, издательство АНО "Журн. Новой экон. ассоц." (М., 2022. № 3 (55), С. 226-234.

2. Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Кадровая безопасность как элемент экономической безопасности региона // ОНВ. ОИС. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/kadrovaya-bezopasnost-kak-element-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 26.10.2023).

3. Кадровая безопасность как важнейшее направление обеспечения безопасности Камчатского края / М. Г. Кудряшова, Н. Г. Мищенко, И. Ю. Никитина [и др.] // Московский экономический журнал. - 2021. - № 6. -DOI 10.24411/2413-046X-2021-10364. - EDN PWHRPH.

4. Семиколенова, М. Н. Кадровая безопасность аграрного сектора экономики региона / М. Н. Семиколенова, Т. А. Рудакова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 8. - С. 218-224. - EDN WVXRYJ.

5. Ибрагимов Ш.Р. Факторы развития трудового потенциала в агропромышленном комплексе (на примере Республики Татарстан) / Ш. Р. Ибрагимов // Вестник Российского университета кооперации. - 2023. - № 1(51). - С. 18-23. - EDN SGVDDC.

6. Карсунцева О.В., Буркина Т.А. Промышленный комплекс в контексте обеспечения экономической безопасности региона // Вестник евразийской науки. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennyy-

kompleks-v-kontekste-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 26.10.2023).

7. Кадровая безопасность регионов в развитых, развивающихся и периферийных странах: сравнительный анализ / Е. В. Дробот, И. Н. Макаров, И. А. Почепаев [и др.] // Креативная экономика. - 2021. - Т. 15, № 4. -С. 1501-1522. - DOI 10.18334/ce.15.4.111543. - EDN CIOGTX.

8. Симионеску М., Кривокора Е., Фурсов В., Астахова Е. Проблемы развития трудового потенциала регионов Российской Федерации с учетом их дифференциации // Пространство экономики. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-trudovogo-potentsiala-regionov-rossiyskoy-federatsii-s-uchetom-ih-differentsiatsii (дата обращения: 26.10.2023).

9. Анимица, Е. Г. Тенденции экономической динамики классического старопромышленного региона России: кейс Свердловской области / Е. Г. Анимица, Н. В. Новикова // Journal of New Economy. - 2022. - Т. 23, № 2. - С. 64-79. - DOI 10.29141/2658-5081-2022-23-24. - EDN NXXLGJ.

10. Антонюк, В. С. Экономическое развитие старопромышленных приграничных регионов Российской Федерации / В. С. Антонюк, Е. Л. Корниенко // Journal of New Economy. - 2022. - Т. 23, № 2. - С. 45-63. - DOI 10.29141/2658-5081-2022-23-2-3. - EDN SZNDDK.

11. Карпов В.В., Кораблева А.А., Бреусова А.Г. Организационное моделирование и меры обеспечения экономической безопасности на примере старопромышленных регионов // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-modelirovanie-i-mery-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-na-primere-staropromyshlennyh-regionov (дата обращения: 26.10.2023).

12. Николаев М.А. Риски и угрозы экономической безопасности регионов России в условиях цифровой экономики // РЭиУ. 2022. №4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-ugrozy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov-rossii-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 26.10.2023).

13. Сошина О.Н. Основные проблемы обеспечения уровня экономической безопасности региона в цифровой экономике // Экономика. Информатика. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-obespecheniya-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 26.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.