Научная статья на тему 'Кадеты во Втором Крымском краевом правительстве'

Кадеты во Втором Крымском краевом правительстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ВТОРОЕ КРЫМСКОЕ КРАЕВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / КАДЕТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / THE SECOND CRIMEAN REGIONAL GOVERNMENT / CONSTITUTIONAL DEMOCRATS / CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варфоломеев Юрий Владимирович

В статье предпринята попытка исследования деятельности представителей конституционно-демократической партии во Втором Крымском краевом правительстве. Автор, основываясь на источниках личного происхождения, анализирует политику и основные мероприятия правительства, а также роль и значение министров-кадетов в этой деятельности. Наряду с этим в статье представлены краткие историко-психологические характеристики четырёх кадетов в составе правительства С. С. Крыма, Н. Н. Богданова, М. М. Винавера и В. Д. Набокова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL DEMOCRATS IN THE SECOND CRIMEAN REGIONAL GOVERNMENT

The article attempts to study the activities of representatives of the constitutional democratic party in the Second Crimean regional government. The author, based on the sources of personal origin, analyzes the policy and main activities of the government, as well as the role and importance of Ministersconstitutional democrats in this activity. Along with this, the article presents a brief historical-psychological characteristics of the four constitutional democrats in the government S. S. Krym, N. N. Bogdanov, M. M. Vinaver and V. D. Nabokov.

Текст научной работы на тему «Кадеты во Втором Крымском краевом правительстве»

УДК 930

J>

КАДЕТЫ ВО ВТОРОМ КРЫМСКОМ КРАЕВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

THE CONSTITUTIONAL DEMOCRATS IN THE SECOND CRIMEAN REGIONAL GOVERNMENT

© Варфоломеев Юрий Владимирович

Yuriy V. Varfolomeev доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор кафедры теории государства и права, Саратовский националь -ный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

DSc(Historical), Professor, member-correspondent of the Academy of military Sciences, member-correspondent of the Russian Academy of natural Sciences, Professor of the Department of theory of state and law, Saratov national research state University N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И [email protected]

Аннотация. В статье предпринята попытка исследования деятельности представителей конституционно-демократической партии во Втором Крымском краевом правительстве. Автор, основываясь на источниках личного происхождения, анализирует политику и основные мероприятия правительства, а также роль и значение министров-кадетов в этой деятельности. Наряду с этим в статье представлены краткие историко-психоло-гические характеристики четырёх кадетов в составе правительства — С. С. Крыма, Н. Н. Богданова, М. М. Винавера и В. Д. Набокова.

Ключевые слова: Второе Крымское краевое правительство, кадеты, Гражданская война.

Abstract. The article attempts to study the activities of representatives of the constitutional democratic party in the Second Crimean regional government. The author, based on the sources of personal origin, analyzes the policy and main activities of the government, as well as the role and importance of Ministers- constitutional democrats in this activity. Along with this, the article presents a brief historical-psychological characteristics of the four constitutional democrats in thegovernment - S. S. Krym, N. N. Bogdanov, M. M. Vinaver and V. D. Nabokov.

Keyword. The second Crimean regional government, constitutional democrats, Civil war.

Начальный период Великой российской революции был для кадетов долгожданной весной (в прямом, и в переносном смысле этого слова) политического триумфа. Наступила драматичная и противоречивая эпоха Временного правительства, полная заблуждений и несбывшихся прожектов, трагически оборвавшаяся в результате большевистского переворота в октябре 1917 г. Большинство деятелей конституционно-демократической партии, ещё незадолго до этого находившиеся на вершине власти, вынуждены были покинуть столицу, а некоторые даже и Россию, и перейти в оппозицию к большевистскому режиму.

Несколько ведущих кадетских деятелей, оказавшихся в Крыму, который на тот момент ещё оставался полуостровом свободы от большевистской диктатуры, провели 1 октября 1918 г. в Гаспре в имении графини Паниной небольшое совещание. Среди участников этой встречи были: «патриарх и ветеран» партии

И. И. Петрункевич, Н. И. Астров, С. В. Панина, М. М. Винавер, В. Д. Набоков, А. В. Тесленко, П. П. Рябушинский и Г. Н. Трубецкой. В центре внимания собравшихся были вопросы, касающиеся международного и внутреннего положения страны, и в первую очередь - учреждение Уфимской Директории и размышления над путями спасения российского государства. Мнения участников совещания по этим вопросам разделились, и Г. Н. Трубецкой образно и точно передал проблемный характер этой дискуссии: «в то время мысль ещё бродила впотьмах, и каждый искал по-своему выхода из положения. В Гаспре собрались самые видные представители конституционно-демократической партии, но видно было, что они совершенно не знали, на чём остановиться» [5, с. 178].

Вместе с тем, участники совещания достигли взаимопонимания по проблеме формирования нового - уже второго Крымского краевого правительства. Буквально через месяц

после этой встречи - 7 ноября 1918 г. в Симферополь съехались почти в полном составе представители городских и земских управ со всего полуострова. «Были приглашены также находившиеся в Крыму члены Учредительного собрания, - вспоминал видный эсер С. А. Никонов, - из которых, кроме меня и эсеров Диканского и Бакуты, бывших членами городских управ, здесь оказались два крупных деятеля кадетской партии: В. Д. Набоков и М. М. Винавер»[з, с. 217].

Ещё до начала работы съезда местные кадеты С. С. Крым, В. А. Оболенский, Н. Н. Богданов и другие сообщили делегатам, что они предлагают образовать краевое Крымское правительство, подчеркнув, что обязательно с участием Набокова и Винавера, а также членов партий социалистов-революционеров и социал-демократов, однако без большевиков. В качестве премьер-министра, как это было решено на предварительных фракционных совещаниях, была предложена кандидатура бывшего члена Государственной Думы С. С. Крыма, и ему в итоге было поручено сформировать правительство.

В своих резолюциях, как и ожидалось, съезд высказался за образование Крымского краевого правительства на строго демократических началах. Делегаты съезда пришли к единодушному мнению о том, что местное правительство должно стремиться к объединению со всей Россией. Для достижения этой цели новому правительству рекомендовалось, прежде всего, установить связь с Уфимской директорией, считавшейся многими членами собрания, особенно эсерами, тем центром, вокруг которого должно было произойти слияние различных краевых правительственных учреждений и образование общей для всей России демократической республиканской власти.

Итогом работы съезда явилось создание второго Крымского правительства. Премьер-министром и министром земледелия и государственных имуществ правительства был назначен С. С. Крым, который объявил, утверждённый съездом, персональный состав правительства: министр внутренних дел, военный и морской - Н. Н. Богданов, юстиции - В. Д. Набоков, внешних сношений - М. М. Винавер. Это была основная руководящая кадетская группа в составе правительства. Наряду с ними в состав правительства вошли: эсер С. А. Никонов - министром народного просвещения и культов; социал-демо-

крат «Единства» П. Н. Бобровский - министром труда и государственным секретарём, и, наконец, беспартийные А. П. Барт - министром финансов и А. А. Стевен - министром торговли, промышленности, путей сообщения и снабжения.

Изучению деятельности Второго Крымского краевого правительства и его персоналиям посвящён целый ряд исследований1. Кроме того в научный оборот введён большой корпус источников, позволяющий значительно продвинуться в рассмотрении обозначенной тематики2.

Прежде чем правительство окончательно конституировалось, крымские кадеты, конечно, провели переговоры с генералом А. И. Деникиным и с представителями Особого совещания, получив одобрение и поддержку. Правда до последнего момента в решении этого вопроса сохранялась определённая интрига: каким образом деникинцы, сторонники «единой, неделимой России», согласились, пусть и на временное, но образование сепаратного правительства в российском Крыму. Очевидно, местные кадеты, смогли убедить Деникина следующим аргументом: при высокой степени революционизации широких масс в Крыму, особенно в таких центрах, как Севастополь с его крупными промышленными предприятиями, или Керчь, политика Особого совещания вызовет отторжение, а, возможно, и различные политические эксцессы - стачки и демонстрации.

С. А. Никонов считал, что «Крымское правительство предназначалось на роль своего рода буфера между деникинцами и революционно настроенными массами рабочих и крестьян» [3, с. 218]. В доказательство своего вывода он приводил данные о прошедших в Крыму выборах в Учредительное собрание, на которых эсеры получили большинство голосов, а следующими по полярности были большевики, в то время кадеты вообще не получили поддержки со стороны избирателей.

Специфика работы Крымского правительства заключалась в том, что руководящая группа министров из четырёх членов партии кадетов, работала весьма слаженно и была

1 Зарубин В. Г., Зарубин А. Г. Крымское краевое правительство С. С. Крыма и его политика // Крым и Россия: неразрывные исторические судьбы и культура : матер. республ. научно-общ. конф. Симферополь, 1994. С. 28-31; Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Второе Крымское краевое правительство (ноябрь 1918 - апрель 1919 г.) // Отечественная история. 1998. № 1. С. 65-76; Крапивенцев М. Ю. Попытка реинтеграции Крыма в общероссийское пространство в период Второго Краевого правительства (ноябрь 1918 - апрель 1919 г.) // Альманах «Крым». М., 2015. № 4. С. 3-15. Пученков А. С. Богданов Н. Н. Крымское краевое правительство [1919 г.] // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 2. С. 534-557.

2 Оболенский В. А. Крым в 1917-1920-е годы // Крымский архив. Симферополь, 1999. № 4. С. 60-81; Пасманик Д. Революционные годы в Крыму [отрывок] // Крымский архив. Симферополь, 1999. № 4. С. 82-93; Набоков В. Д. Крым в 1918/19 гг. // Новейшая история России. 2015. № 1. С. 221-257.

%

sisi®'

постоянно в тесном контакте с местным комитетом партии. Кроме того довольно часто, в особенности при каких-нибудь затруднительных обстоятельствах, например, при возникновении конфликтов добровольческого командования со ставкой Деникина, проводились комитетские собрания с участием всех министров-кадетов. В симферопольском комитете кадетской партии в то время состояли: бывший председатель губернской земской управы В. А. Оболенский, докторА. Т. Менчинский, юристА. Я. Хаджи и редактор местной кадетской газеты Д. С. Пасманик, врач по образованию, оставивший медицину ради политики и появившийся в Крыму уже после большевистского переворота. Эсер Никонов давал последнему весьма нелестную характеристику, называя его жёлчным, больным и озлобленным человеком, придерживавшимся крайне правого направления в кадетской партии [3, с. 220.]. Кроме того министры-кадеты постоянно проводили консультации с самым авторитетным деятелем партии, членом ЦК И. И. Петрункевичем, графиней С.В. Паниной, и реже - с Н. И. Астровым и И. И. Степановым.

Обычно министры-кадеты обсуждали на своих фракционных совещаниях, все текущие вопросы деятельности правительства, которые затем вносились на рассмотрение совещания из шести министров, составлявших политическое ядро правительства, в которое входили четыре кадета и два социалиста - С. А. Никонов и П. Н. Бобровский. И только после того, как тот или иной вопрос прошёл через этот, своеобразный, малый Совет Министров, он выносился на обсуждение всего Совета Министров на официальном заседании.

Конечно, и у эсеров, и социал-демократов происходили также частые заседания партийных комитетов с участием их министра в правительстве. На этих заседаниях, как правило, также обсуждались вопросы текущей политики, и они также по своей инициативе иногда вносили в Совет Министров то или иное предложение.

Далеко не все решения и постановления Совета Министров принимались единогласно. Были случаи, когда Никонов и Бобровский возражали против предложений кадетов, которые, однако, в такой ситуации всё равно решали вопрос в свою пользу - большинством голосов - шесть против двух, так как к кадетам всегда присоединялись Барт и Стевен. При этом на постановлении стояли подписи всего состава Совета.

Регулярность и кворум заседаний Совета обеспечивались тем, что из шести партийных министров (не местных) пятеро жили в общежитии, устроенном по инициативе С. С. Крыма. Общежитие это помещалось в бывшем доме губернатора на первом этаже; где находились также приёмная и кабинет. В этом помещении как раз и происходили заседания Совета Министров. Верхний этаж этого огромного дома был занят министерствами народного

просвещения и труда, государственным секретариатом и секретарём Совета Министров. Только Бобровский, Стевен и Барт, как постоянные жители Симферополя, жили с семьями на своих частных квартирах, а четыре кадета и С. А. Никонов проживали в общежитии, где стараниями того же Крыма было организовано сравнительно недорогое и хорошее питание. В таких условиях в любой момент можно было собрать министров на совещание.

В соответствии с постановлением ноябрьского съезда Крымское краевое правительство первоначально должно было периодически отчитываться о своей деятельности перед съездами земских и городских гласных вплоть до созыва краевого сейма, положение о котором правительство должно было выработать и представить на утверждение съезда. После утверждения положения о съезде и произведённых выборах в него, правительство становилось ответственным уже перед сеймом.

Поэтому одной из первых задач правительства являлась подготовка положения о съезде и инструкции о выборах в сейм. Совет Министров, естественно, поручил это дело министру юстиции В. Д. Набокову, который со своими помощниками, главным образом с Н. Н. Таганцевым, одним из сыновей известного юриста сенатора Н. С. Таганцева, усердно работал над выработкой положения о сейме. Примерно через 2 месяца - в начале февраля министр юстиции представил положение и инструкцию о выборах в сейм на рассмотрение Совета Министров. После обсуждения проект Набокова был принят без изменений, хотя со стороны двух социалистов были возражения по поводу повышения возраста избирателей и избираемых, и по поводу ценза осёдлости. Подобные же возражения возникли и на съезде, когда этот проект был представлен на утверждение.

По инициативе министра Набокова правительство приняло решение о том, что все уголовные дела переходят в ведение суда присяжных заседателей, который определял меру наказания по старому Уложению о наказаниях. Смертная казнь была отменена на территории Крыма в течение всего периода деятельности этого правительства. Факты свидетельствуют о том, что за четыре с половиной месяца существования краевого правительства никто не был приговорён к смертной казни, и никто не был казнён.

Главным прокурором в Крыму был назначен давний друг, единомышленник и коллега Набокова - Н. Н. Таганцев. Был также учреждён Верховный суд республики Крым, выполнявший функции кассационного департамента Сената. Характерно, что кадровый состав прокуратуры, судебных и следственных органов при В. Д. Набокове практически не претерпел изменений по сравнению с тем, который действовал при Временном правительстве, и состоял

главным образом из либеральных юристов, кадетов и нескольких социалистов.

Вместе с тем во всех отраслях и на всех уровнях краевого управления ощущался существенный недостаток людей демократического направления, и даже в центральных органах управления - в министерствах - на службе оставляли старых чиновников, хорошо знакомых с делопроизводством. В целом следует отметить, что за недолгое время существования Крымского краевого правительства прокуратура и судебные учреждения профессионально и успешно справлялись с решением текущих проблем региона. Кроме того за это время не было зафиксировано каких-либо случаев злоупотреблений со стороны властей.

Самым правым по своим взглядам из всех министров-кадетов, и, в частности, сторонником решительной борьбы с большевизмом был министр внутренних дел Н. Н. Богданов. По его инициативе правительством, особенно за последний месяц его существования, был принят ряд постановлений в этом направлении. В частности было создано Особое совещание из министров юстиции, внутренних дел и начальника штаба Крымского добровольческого корпуса; перед которым была поставлена задача борьбы с большевиками и теми лицами, которые своими действиями способствовали захвату ими власти. Особому совещанию предоставлялось право высылки таких лиц за пределы Крыма или ареста до 6-ти месяцев. «Карательные» меры, как видим, удивительно мягкие по сравнению с беспрецедентными карами большевиков по отношению к своим противникам.

Однако на практике даже такие чрезвычайно мягкие меры «наказания» почти не применялись. Так, например, Особое совещание ни разу не прибегало к высылке, тем более, что для большевиков быть высланными в районы, находящиеся под контролем советской власти, на самом деле являлось не суровым наказанием, а культурной и гуманной депортацией. Что же касается санкции ареста на 6 месяцев, то такая мера наказания применялась крайне редко.

Арестованные не Особым совещанием, а по делам о забастовках и нарушении порядка подлежали ведению прокуратуры и следственных властей, но ни одно из таких дел так и не дошло до суда, так как в первых числах мая в Крыму уже установилась советская власть и все привлечённые по этим

делам были освобождены. Между тем на людей, поддерживавших или сочувствовавших деятельности прежней власти, большевики обрушили страшные репрессии, и развернули масштабный красный террор, который захлестнул полуостров буквально через несколько месяцев после падения Крымского правительства.

В последние месяцы деятельности краевого правительства, в конце февраля - начале марта 1919 г. власти вынуждены были частично ограничить права профессиональных союзов и других пробольшевистских рабочих организаций в связи с активизацией их деструктивной деятельности. После начавшихся в Севастополе во второй половине марта забастовок правительством были приняты более жёсткие меры - произведены аресты среди рабочих, а в Симферополе был закрыт рабочий клуб и также произведены аресты среди наиболее радикальных элементов.

Эти мероприятия инициированные Н. Н. Богдановым, и проводившиеся министерством внутренних дел без согласования с Советом Министров, в то же время получили полную поддержку и всех министров-кадетов, и членов комитета кадетской партии. Правда, С. А. Никонов и П. Н. Бобровский часто пытались возражать против законов, отменяющих, по их мнению, демократические свободы, но так как они всегда оставались в меньшинстве, то эти правовые акты принимались большинством голосов.

Богданов организовал в Крыму довольно многочисленную для этой территории внутреннюю стражу - около 400 человек. Стражники республики набирались преимущественно из отставных солдат и казаков и были довольно дисциплинированы. Руководил Отделом стражи в министерстве молодой юрист Б. П. Обнинский1. В обязанности стражи входила главная задача -поддержание порядка на территории республики. Однако в конце января отряд стражников (около 100 человек) был отправлен в Евпаторию под командой симферопольского полицмейстера, так как из этого города и соседних сёл поступали постоянные жалобы на грабежи, совершаемые скрывавшимися в каменоломнях и окрестностях города вооружёнными людьми. У проезжающих отбирались продукты, ценные вещи. Также разбойные нападения совершались и в городе.

Во время задержания грабителей в перестрелке были ранены полицмейстер и несколько стражников, поэтому отряд вынужден был отступить. Тогда командование Добровольческого корпуса отправило в Евпаторию крупный отряд добровольцев с несколькими орудиями, и бандформирование в каменоломнях было ликвидировано. Как оказалось, там скрывались криминальные элементы, в том числе и большевики из разных местностей.

1 Сын известного публициста, юриста и общественного деятеля П. Н. Обнинского (1837-1904).

%

SIS4Ü'

Министр внутренних дел Богданов заведовал также морским и военным министерствами. Так как своей армии в Крыму у правительства не было, а весь военный флот - один дредноут, несколько старых броненосцев, а также несколько миноносцев и подводных лодок - всё, что уцелело после потопления эскадры в Новороссийске,

- перешёл в ведение Добровольческой армии. Поэтому функции военно-морского министерства были несложны и сводились, в основном, к охранению оставшегося имущества военного и морского ведомств - казарм, береговых батарей, складов и пр., а также оказание содействия Добровольческой армии в расквартировании её частей, находящихся в Крыму, и в снабжении их продовольствием.

В январе-феврале 1919 г. по настоянию А. И. Деникина была сделана попытка провести мобилизацию среди населения Крыма и в трёх северных уездах бывшей Таврической губернии (Днепровском, Мелитопольском и Бердянском). Но попытка эта потерпела полную неудачу: при населении более двух с половиной миллионов человек по призыву явились всего около двух тысяч новобранцев. Повторный призыв в конце февраля - начале марта, несмотря на угрозы наказания за неявку, позволил поставить «под ружьё» всего лишь около 500 человек. Очевидно, что в армию добровольно вливались только антисоветски настроенные жители республики, которые по идейным соображениям хотели воевать с большевиками.

Ещё один кадет - М. М. Винавер возглавил министерство «внешних сношений». Однако маленькая республика Крым на тот момент, конечно, не могла играть самостоятельной роли в международной политике. Между тем, Краевому правительству необходимо было выстраивать «внешние сношения» с находившимися в Крыму представителями союзного командования. Именно поэтому, чтобы подчеркнуть своё второстепенное отношение к внешней политике, краевое правительство отказалось от претензии иметь своё министерство иностранных дел и решило ограничиться скромным ведомством

- министерством внешних сношений.

Министерство Винавера состояло из него, двух помощников - бывшего сотрудника российского консульства и молодого специалиста, а также машинистки и двух курьеров. В Симферополе Винавер пробыл недолго, и вскоре со всем своим небольшим штатом переехал в Севастополь для удобства и быстроты сношений с союзным командованием. После ухода англичан и итальянцев из Севастополя здесь остались греки и французы. Последние играли главную роль, и Винаверу приходилось иметь дело почти исключительно с ними, сначала с командующим французской эскадрой адмиралом Ж. Ф. Аметом, а впоследствии - с пехотным полковником Э. Ж. Труссоном, заменившим первого в качестве начальника французских войск в Севастополе.

Несмотря на то, что важных дел в министерстве внешних сношений не было, Винавер, тем не менее, вёл довольно обширную переписку с союзническим командованием и любил писать длинные и очень обстоятельные записки, целые «ноты» по любому, хотя бы незначительному вопросу. В 1926 г. П. Н. Милюков вспоминал, что Винавер, находясь в Крыму, поддерживал идею самостоятельности новых национально-территориальных образований и это сделало его противником добровольческого централизма [2, с. 278.]

Глава краевого правительства С. С. Крым, по мнению одного из лидеров крымских кадетов Д. С. Пасманика, в качестве первоочередных целей правительства поставил выработку образца «для оздоровления всей остальной России», создание совершённой формы «гармонического сотрудничества демократической гражданской власти и военного командования, ведущего вооружённую борьбу с красной армией» [4, с. 83]. Всесторонне и полно охарактеризовал качества Крыма, как руководителя, его соратник по партии и коллега М.М. Винавер: «С. С. Крым, счастливо соединял в себе данные подвизавшегося уже на большой государственной арене политика с глубоким знанием местных крымских условий. <...> Человек либеральных взглядов - скорее умеренных, чем радикальных, - он, однако, сумел на посту премьера снискать себе расположение всех левых элементов, доверявших его уму, энергии и глубокой преданности интересам края. Человек зоркий, видящий гораздо глубже, чем это могло казаться по его неизменно обходительному обращению, — обладающий редким здравым смыслом и исключительным знанием людей, он умел, оставаясь сам собой, находить во всех трудных случаях примирительные формулы, проникнутые здоровым ощущением реальности» [1, с. 82].

Этот «примирительный талант» ему приходилось применять неоднократно, не допуская столкновений между разными линиями в правительстве, ввиду его многопартийного состава. Такой стиль руководства требовал от Крыма большого такта, повышенного внимания к интересам отдельных частей немногочисленного, но весьма пёстрого по своему составу кабинета министров, а также всех жителей республики. «Он не давил нас своим авторитетом, - подчёркивал Винавер, - авторитетом человека, к которому весь край проявил столь исключительное доверие. Скорее наоборот: он нарочито стушёвывался перед нами, проявляя особое, чрезмерное уважение к старым «политикам», какими считал особенно Набокова и меня» [1, с. 82].

Такого же мнения придерживался и Д. С. Пасманик, считая Соломона Крыма «идеально честным общественным деятелем и глубоким русским патриотом», подчёркивая его врождённый такт, стремление повсюду «вносить примирение, сводя всегда общие идеи к конкретным жизненным фактам». В качестве

доказательства своей точки зрения он отмечал: «Сколько раз мне приходилось наблюдать, как он несколькими скромно сделанными замечаниями сглаживал острые споры между петербургскими "орлами" в его министерстве

- Набоковым и Винавером!» [4, с. 84].

С. С. Крым одновременно являлся министром земледелия и государственных имуществ. Он был владельцем большого имения в Феодосийском уезде, где, по отзывам современников и специалистов, культивировал прекрасные фруктовые сады и виноградники. Как человек с высшим агрономическим образованием и с большим практическим опытом работы в общественно-политической сфере1, он по своим профессиональным и деловым качествам вполне соответствовал должности министра земледелия и управляющего государственными имущества-ми в Крыму (Ливадии, Массандры и др.). Несмотря на тяжёлые условия хозяйствования в это смутное время, он добился сохранения парков, садов, виноградников, и, в первую очередь, ценных фруктово-ягодных культур, опираясь в основном на штат старых работников. В то же время, С. А. Никонов высказал мнение, что «в качестве министра земледелия он никуда не годился, что и доказал своим проектом аграрной реформы»[з, с. 225].

Однако, несмотря даже на такие критические, и, очевидно, справедливые замечания, всё-таки следует согласиться с Пасмаником, который выделял самое главное в деятельности С. С. Крыма: «Беря власть, он думал и мечтал о единой, великой России

- единой своей внутренней правдой, равной для всех её граждан, великой своей культурой, способной превратить народ бессознательной толпы в народ личностей. Если бы все русские были такими патриотами, как караим Соломон Крым, Россия не переживала бы страшное смутное время» [4, с. 84]. Пожалуй, самую лестную и высокую оценку главе краевого правительства дал Винавер, считавший, что по своей манере ведения дел Соломон Крым соответствовал скорее образу президента республики французского типа [1, с. 82. ].

Между тем, в результате успешного наступления отрядов Красной Армии 4 апреля 1919 г. был взят Перекоп

и судьба защитников Крыма была предрешена. В этой ситуации кабинет С. С. Крыма стал своеобразным заложником ошибочной тактики и стратегии Главнокомандования Вооружённых сил Юга России. 10 апреля, спасаясь от надвигающегося красного террора, члены Крымского правительства со своими семьями прибывают в Севастополь, готовясь к отъезду с полуострова. Однако командующий сухопутными войсками Антанты полковник Эжен Труссон поставил министрам ультиматум: или они отдадут союзникам казну республики, или никуда не уедут. В этой безвыходной ситуации пришлось отдать французским союзникам-рэкетирам ценности, вывезенные из Краевого банка и казначейства в Севастополе, а также 7 млн. рублей. Только 15 апреля группа министров с членами их семей покинули Крым на греческом судне «Надежда» с надеждой возвращения в скором времени уже в свободную Россию. Так бесславно и трагично завершился мимолётный демократический сезон в Крыму.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в короткий период деятельности Второго Крымского краевого правительства с 15 ноября 1918 по 16 апреля 1919 г.2 представители конституционно-демократической партии играли в нём ведущую роль. Кадеты заняли большинство мест (4 из 8) в правительстве, причём в их руках оказались «портфели» ключевых министерств и должность премьер-министра. Тем самым они беспрепятственно проводили в жизнь свои решения, как правило, согласованные с местным отделением партии. В то же время они всегда стремились найти компромисс в решении того или иного вопроса с представителями других партий в правительстве. Именно такая тактика позволяла вести конструктивную, плодотворную работу, избегая серьёзных конфликтов. Большую роль в достижении внутриправительственного консенсуса играл председатель Совета министров С. С. Крым. Таким образом, кадеты во Втором Крымском правительстве - Соломон Крым, В. Д. Набоков, М. М. Винавер и Н. Н. Богданов, не обладая ад-министративно-бюррократическими навыками, но имея богатый опыт общественно-политической деятельности и блестящую теоретическую подготовку, продемонстрировали в своей работе высокий профессионализм, компетентность и ответственность за судьбы страны и региона.

Материалы поступили в редакцию 09.03.2019 г.

1 С. С. Крым на протяжении многих лет избирался членом Феодосийской городской думы, гласным Феодосийского уездного и Таврического губернского земских собраний, являлся депутатом I и IV Государственных Дум.

2 Формально последнее заседание правительства состоялось на борту корабля «Надежда» 16 апреля 1919 г. (Подробнее см.: Архив русской революции. В 22 т. М.: «Терра»: Политиздат, 1991 Т. 2. С. 135-144).

%

SIS4Ü'

Библиографический список (References)

1. Винавер, М. М. Наше правительство / М. М. Винавер // Крымский архив. 1999. № 4. С. 88-93. ISSN 2415-8283.

2. Милюков, П. Н. М. М. Винавер и «новая тактика» / П. Н. Милюков // П. Н. Милюков: «русский европеец». Публицистика 20-30 годов ХХ в. М., 2012. 325 c. ISBN 978-5-8243-1669-8.

3. Никонов, С. А. Мои воспоминания. Из революционной борьбы и культурно-общественной деятельности. В 3 т. Т. 3: 1917-1928 / С. А. Никонов. М. : Новый хронограф, 2018. 448 с. ISBN 978-5-94881-399-8.

4. Пасманик, Д. Революционные годы в Крыму /Д. Пасманик // Крымский Архив. 1999. № 4. С. 82-87. ISSN 2415-8283.

5. Трубецкой, Г. Н. Годы смут и надежд. 1917-1919 / Г. Н. Трубецкой. Монреаль : Русь, 1981. 263 с.

1. Vinaver, M. M. (1999). Nashe pravitel'stvo [Our Government]. Krymskijarhiv. No 4. P. 88-93. ISSN 2415-8283.

2. Miljukov, P. N. (2012). M. M. Vinaver i «novaja taktika» [M.M. Vinaver and "new tactics"]. P. N. Miljukov: «russkij evropeec». Publicistika 20-30 godov XX v. Moscow. 325 p. ISBN 978-58243-1669-8.

3. Nikonov, S. A. (2018). Moi vospominanija. Iz revoljucionnoj bor'by i kul'turno-obshhestvennoj dejatel'nosti. V 31. T. 3:1917-1928 [My memories. From the revolutionary struggle and social activities. V. 3: 1917-1928]. Moscow. Novyj hronograf. 448 p. ISBN 978-5-94881-399-8.

4. Pasmanik, D. (1999). Revoljucionnye gody v Krymu [Revolutionary years in Crimea]. Krymskij Arhiv. No 4. P. 82-87. ISSN 2415-8283.

5. Trubeckoj, G. N. (1981). Gody smut i nadezhd. 1917-1919 [Years of Troubles and Hopes. 1917-1919]. Montreal. 263 p.

Российский университет кооперации

Поволжский кооперативный институт

Высшее образование

Бакалавриат:

I Прикладная информатика; о Экономика; ■ Менеджмент « Товароведение; « Социальна я работа; ^ Юриспруденции:

* Сервис.

Формы обучения;

■ н.чучийм г применением диета нци онны\ технологий

Телефоны приемкой кчмносии: В{а453)5е-В5-Б6

■ fl(B4 53J56-B5-44 • 9-937-973-95-S0

Адрес: ^Энгельс, ул .Кра скОар «ейская^ 21

Среднее профессиональное образование нэ fiase 9,11 классов

Экономика и бухгалтерский учет (по ofpaertfi«!:

и Право и opfí нимцмя социального обеспеченна

• Социальная работа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Банковское дело; ^ CtpaxiHWrjieflO;

• Операционная деятельность а логистике; Товараведенив и экспертиза качество

по^ебительски* говарои; ■■ Информационнее системы (по отраслям;:

■ Пр и кл вдная мифа рматнкй frío отраслям};

■ Сервис домашнего и коммунального

»rayiWpcrH^iDi ja IST 11 к» ЛЦШ

Г-w г Л (г^йй 9С.ПС1 МГХЗОЮДОот IБ ж» 201J гнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.