Научная статья на тему 'Кадастровая оценка объектов недропользования'

Кадастровая оценка объектов недропользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / STATE CADASTRE OF FIELDS AND MANIFESTATIONS OF MINERALS / CADASTRAL VALUE / GEOLOGICAL AND ECONOMIC ASSESSMENT / CADASTRAL VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иутина Марина Михайловна, Дорохова Кристина Вазгеновна

В нашей стране существуют различные системы кадастров основных видов природных ресурсов; одним из важнейших является государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. В статье подробно рассмотрены основные цели ведения указанного кадастра, его составляющие и источники информации. Рассмотрено регулирование ведения кадастра полезных ископаемых действующими нормативно-правовыми актами. Затронуты методики проведения геолого-экономической оценки в системе кадастровой оценки объектов недропользования, а также выделены существующие проблемы кадастровой оценки запасов углеводородного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иутина Марина Михайловна, Дорохова Кристина Вазгеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADASTRAL EVALUATION OF SUBSURFACE OBJECTS

In our country there are various systems of the main types of natural resources cadastres; One of the most important is the state cadastre of fields and manifestations of minerals. The article considers in detail the main objectives of the cadastre, its components and sources of information. There is considered the regulation of the mineral resources cadastre by the current regulatory and legal acts in this article. Methods of geological and economic assessment in the system of cadastral valuation of subsurface objects and existing problems of cadastral valuation of hydrocarbon reserves were touched on an issue.

Текст научной работы на тему «Кадастровая оценка объектов недропользования»

УДК 553.982

КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Марина Михайловна Иутина

Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт, 105118, Россия, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 36, кандидат экономических наук, зав. отделом геолого-экономической оценки запасов и ресурсов нефти и газа, тел. (495)673-45-01, e-mail: iutina@vnigni.ru

Кристина Вазгеновна Дорохова

Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт, 105118, Россия, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 36, ведущий инженер отдела геолого-экономической оценки запасов и ресурсов нефти и газа, тел. (495)673-45-01, e-mail: martirosan@vnigni.ru

В нашей стране существуют различные системы кадастров основных видов природных ресурсов; одним из важнейших является государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. В статье подробно рассмотрены основные цели ведения указанного кадастра, его составляющие и источники информации. Рассмотрено регулирование ведения кадастра полезных ископаемых действующими нормативно-правовыми актами. Затронуты методики проведения геолого-экономической оценки в системе кадастровой оценки объектов недропользования, а также выделены существующие проблемы кадастровой оценки запасов углеводородного сырья.

Ключевые слова: государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастровая стоимость, геолого-экономическая оценка, кадастровая оценка.

CADASTRAL EVALUATION OF SUBSURFACE OBJECTS

Marina M. Iutina

All-Russian Research Geological Oil Institute, 105118, Russia, Moscow, 36 Shosse Entuziastov, Ph. D., Head of the geological and economic evaluation of oil and gas reserves and resources department, tel. (495)673-45-01, e-mail: iutina@vnigni.ru

Kristina V. Dorokhova

All-Russian Research Geological Oil Institute, 105118, Russia, Moscow, 36 Shosse Entuziastov, Lead engineer of the geological and economic evaluation of oil and gas reserves and resources department, tel. (495)673-45-01, e-mail: martirosan@vnigni.ru

In our country there are various systems of the main types of natural resources cadastres; One of the most important is the state cadastre of fields and manifestations of minerals. The article considers in detail the main objectives of the cadastre, its components and sources of information. There is considered the regulation of the mineral resources cadastre by the current regulatory and legal acts in this article. Methods of geological and economic assessment in the system of cadastral valuation of subsurface objects and existing problems of cadastral valuation of hydrocarbon reserves were touched on an issue.

Key words: state cadastre of fields and manifestations of minerals, cadastral value, geological and economic assessment, cadastral valuation.

В настоящее время Российским Федеральным геологическим фондом, относящимся к Федеральному агентству по недропользованию, ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее -Кадастр), являющийся одним из важнейших видов кадастра.

Как и любой кадастр, он составляется официальным органом на основе данных об определенных ресурсах, их расположении, величине, качественных характеристиках, назначении, стоимости и др. Основным регулирующим нормативно-правовым актом является Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах». В его статьях 30 и 32 закреплены цели ведения Кадастра, его основные составляющие и источники информации для его формирования.

Основными целями Кадастра являются [1]:

- обеспечение разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр,

- комплексное использование месторождений полезных ископаемых,

- рациональное размещение предприятий по их добыче, и прочее.

К основным источникам, формирующим Кадастр, относятся:

- геологическая информация, представляемая пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;

- государственная отчетность пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемая в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок предоставления государственной отчетности предприятиями в фонды геологической информации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. №215 [2].

Более подробно порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых отображен в Приказе Минприроды России от 07.12.2015 № 526 [3].

Кроме выше указанных нормативно-правовых актов, в состав нормативной базы по ведению Кадастра месторождений включаются также ведомственные инструкции и руководства [4-7], однако все они были утверждены еще в начале 1980-х годов. Им на замену должны были прийти новые документы, проекты которых были составлены в начале 2000-х, однако они так и не были официально приняты.

С 2010 года в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» [8] официально закрепляется понятие государственной кадастровой оценки. Она проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Однако преобразования не коснулись кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых: несмотря на то, что участки недр, согласно Гражданскому Кодексу РФ относятся к недвижимому имуществу, права на них в кадастре недвижимости не отражаются.

Единственное упоминание об экономической составляющей в Кадастре месторождений имеется в Законе РФ «О недрах»: государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать геолого-экономическую оценку по каждому месторождению.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Таким образом, в качестве кадастровой стоимости месторождений полезных ископаемых может выступать стоимостной результат геолого-экономической оценки.

На протяжении длительного периода времени в нашей стране методические аспекты экономической оценки объектов недропользования определялись на основании Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений [9], утвержденного в 1996 году. К 2007 году положения указанного документа значительно устарели, поэтому в 2007 году на основе указанного выше регламента были подготовлены новые «Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» [10] .

В течение 10 лет после принятия Рекомендаций 2007 года шли активные обсуждения и бурные дискуссии, касающиеся противоречий и недостатков действующих методических аспектов экономической оценки объектов недропользования. В мае 2016 года были утверждены «Временные методические рекомендации по подготовке технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья» [11]. Авторы новой методики попытались учесть наиболее спорные вопросы, сформировавшиеся за время практики пользования методическими документами, однако значительная часть положений требует уточнения.

Основные спорные вопросы подробно освещены в работах «Проблемы экономической оценки проектов разработки месторождений при переходе на новую классификацию запасов и ресурсов нефти и горючих газов» [12] и «Вопросы экономической оценки проектов разработки месторождений УВС в переходный период» [13].

Кроме существующих вопросов в методике проведения геолого-экономической оценки, имеется ряд проблем в использовании ее стоимостного результата в качестве кадастровой стоимости объектов недропользования.

Такие исследователи как С. А. Смоляк, Г. И. Микерин, О. Е. Медведева, А. И. Артеменков выделяют такие проблемы как [14]:

- определение недропользователями разных ставок дисконтирования за один и тот же промежуток времени;

- использование ставки дисконта, не соответствующей текущей макроэкономической ситуации. На сегодняшний день в отрасли, как правило, используется годовая ставка дисконтирования на уровне 15 процентов, однако ее необходимо пересматривать централизованно каждый год;

- проведение недропользователями оценки в период на 0-25 лет или только на срок действия лицензии, вследствие чего, производится некорректный выбор рекомендуемых технологических вариантов разработки как эксплуатационных объектов, так и всего месторождения;

- проведение оценки объектов недропользования только за рентабельный срок разработки. Очень часто после достижения рентабельного срока разработки недропользователь прекращает эксплуатацию месторождения, которое и не представляет интереса для других компаний. Для полной выработки месторождения на завершающем этапе разработки необходимо дальнейшее развитие механизма поддержки государства;

- использование налоговых ставок, действующих на дату оценки, без учета планируемых изменений налоговой системы и, как следствие, отсутствие определенной периодичности необходимых долгосрочных прогнозов цен и ставок налогов;

- учет запасов разных категорий с отсутствием различия в степени неопределенности.

Кроме того, необходимо выделить и другие важные проблемы кадастровой оценки.

В настоящее время в государственном Кадастре отсутствует стоимостная оценка по месторождениям нераспределенного фонда недр. В связи с чем, необходимо определить оценщика таких месторождений.

На сегодняшний день не ясно, как указывать кадастровую стоимость тех объектов недропользования, которые на дату оценки имеют отрицательную величину экономической эффективности их разработки.

В Кадастре имеется стоимостная информация только в целом по месторождению, однако зачастую для участников в сфере недропользования интерес представляет экономическая оценка освоения каждого эксплуатационного объекта разработки.

Остается открытым вопрос о занесении стоимостного показателя кадастровой оценки месторождения, если правом пользования разных пластов обладает несколько недропользователей. Методы и условия проведения оценки у каждого недропользователя могут значительно отличаться, а значит результаты оценки несопоставимы.

Кадастровая оценка месторождений нефти и газа важна при решении управленческих задач в сфере недропользования. Она одинаково важна и для государства и для пользователей недр.

Кадастровая оценка может являться базой при принятии решений Компаниями о целесообразности приобретения лицензий на право пользования недрами, выработки тактики ведения аукционных торгов, выбора наиболее перспективных направлений деятельности и выхода на мировые финансовые рынки, также она позволяет определить привлекательность инвестиций в добывающий сектор. Кроме того, показатели кадастровой оценки необходимы для экономического обоснования планируемых технологических решений при разработке месторождений углеводородного сырья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О недрах [Электронный ресурс] : Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 № 215 (ред. от 05.06.2013). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России от 07.12.2015 № 526. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Инструкция по ведению кадастра и методическое руководство по составлению паспортов (утверждена приказом Мингео СССР от 25.07.1980 № 312). - М. : Союзгеолфонд, 1981. - 191 с.

5. Методические рекомендации по составлению и проверке паспортов. - М. : Союзгеолфонд, 1982. - 41 с.

6. Дополнения и изменения к методическому руководству по составлению паспортов объектов учета ГКМ СССР. - М. : Союзгеолфонд, 1982. - 4 с.

7. Примеры заполнения паспортов [Электронный ресурс]. - М. : Союзгеолфонд, 1982. -101 с. - Режим доступа: http://www.rfgf.ru/2-3.htm.

8. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 26.04.2016). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. РД 153-39-007-96 (утв. Минтопэнерго РФ 23.09.1996) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений [Электронный ресурс] : Приказ МПР России от 21.03.2007 № 61. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Временные методические рекомендации по подготовке технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья / Министерство природных ресурсов Российской Федерации. - М., 2016.

12. Иутина М. М., Чернышова Е. С., Дорохова К. В. Проблемы экономической оценки проектов разработки месторождений при переходе на новую классификацию запасов и ресурсов нефти и горючих газов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2016. - № 1-2. - С. 55-58.

13. Иутина М. М., Чернышова Е. С., Дорохова К. В. Вопросы экономической оценки проектов разработки месторождений УВС в переходный период // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление .- 2016. - № 4. - С. 39-44.

14. Проблемы кадастровой оценки месторождений полезных ископаемых / Смоляк С. А., Микерин Г. И., Медведева О. Е., Артеменков А. И. // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 5. - С. 41-51.

© М. М. Иутина, К. В. Дорохова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.